Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования профессионально значимых качеств личности курсантов технического факультета в образовательном учреждении уголовно-исполнительной системы'

Педагогические условия формирования профессионально значимых качеств личности курсантов технического факультета в образовательном учреждении уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / НАВЫК. / SKILL. / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PERSONALITY TRAITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвишков Владимир Михайлович, Кучерявая Ольга Анатольевна

в исследовании представлены педагогические условия формирования у курсантов технического факультета образовательного учреждения уголовно-исполнительной системы (УИС) профессионально значимых качеств личности, необходимых для деятельности как по основному предназначению, так и по возможному «непредсказуемому» назначению (распределению) на смежную должность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвишков Владимир Михайлович, Кучерявая Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the study provides a pedagogical conditions of formation of the cadets Engineering Faculty of the educational institution of the correctional system (UIS) professional and relevant personal qualities necessary for the activities, both on the main purpose Nome, and on a possible 'undefined' appointment (the distribution) to the adjacent position.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования профессионально значимых качеств личности курсантов технического факультета в образовательном учреждении уголовно-исполнительной системы»

2. Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность прес упника. — СПб., 2004.

3. Вригт фон Г.Х. Логико-философские исследования. — М.: Прогресс, 1988.

4. Дементьев С.И. Лишение свободы: уголовноправовые и исправительно-трудовые аспекты. — Ростов н/Д, 1981.

5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. — М., 1996.

6. Карпец НИ. Наказание: социальные правовые и криминологические проблемы. — М., 1973.

7. Краткий словарь по философии. — М., 1966.

8. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. — М.: Юрид. лит., 1968.

9. Платонов К.К., Глоточкин А.Д., Игошев К.Е. Исправительно-трудовая психоло! ия. - Рязань, 1985.

10. Сундуров Ф.Р. Лишение свободы и социальнопсихологические предпосылки его эффективности. — Казань, 1980.

11. Уткин В.А., Детков А.П. Пожизненное лишение свободы. — Томск, 1997.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В. М. Литвишков, О. А. Кучерявая

Аннотация: в исследовании представлены педагогические условия формирования у курсантов технического факультета образовательного учреждения уголовно-исполнительной системы (УИС) профессионально значимых качеств личности, необходимых для деятельности как по основному предназначению, так и по возможному «непредсказуемому» назначению (распределению) на смежную должность.

Ключевые слова: педагогические условия, качества личности, навык.

The summary: the study provides a pedagogical conditions of formation of the cadets Engineering Faculty of the educational institution of the correctional system (UIS) professional and relevant personal qualities necessary for the activities, both on the main purpose Nome, and on a possible 'undefined' appointment (the distribution) to the adjacent position.

Keywords: pedagogical conditions, personality traits, skill.

Анализ отзывов руководителей подразделений комплектующих органов УИС на выпускников технического факультета Воронежского института ФСИН России показывает, что процент положительных оценок деятельности выпускников технического факультета руководителями комплектующих органов УИС довольно высок (около 95 % положительных отзывов), что свидетельствует о хорошей теоретической и практической подготовке, полученной курсантами за время учебы. Однако в связи с реформированием системы образования в уголовно-исполнительной системе, ростом требований к техническим специалистам в целом и специалистам УИС в частности в мировых масштабах, быстрым развитием специальных технических средств (охраны, связи, передачи информации, измерения, радиоподавления и документирования) достигнутого уровня через год-два будет не достаточно, поэтому его необходимо

0001000187

постоянно повышать. Кроме того, большинство руководителей комплектующих органов УИС высказали пожелания о повышении уровня практических знаний и навыков.

Анализ содержания подготовки курсантов технического факультета в образовательном учреждении УИС указывает на преобладание общих профессиональных и специальных дисциплин (около 55 % учебного времени). С одной стороны, это определяется государственным образовательным стандартом по подготовке инженерно-технического состава УИС (квалификация офицера выпускника технического факультета — инженер), с другой стороны, имеет место несоответствие содержания подготовки офицера-выпускника технического факультета в образовательном учреждении УИС с его «непредсказуемым» профессиональным назначением (распределением по должности) в учреждениях УИС. Доля распределения курсантов-выпускников технического факультета не на технические должности в учреждениях УИС составляла в разные годы (начиная с 2006 г.) от 3 до 10 %.

Подобная ситуация приводит к тому, что многие выпускники испытывают наибольшие трудности и показывают наименьшую подготовленность в вопросах правовой, охранно-караульной, исправительно-воспитательной и других видов деятельности. В конечном счете молодой офицер нередко испытывает чувство разочарования в выбранной профессии, и приходит к выводу об отсутствии у него профессионально значимых качеств, что, в свою очередь, может привести к принятию решения об увольнении из УИС. Как показывает статистика, за последние 3 года количество уво-

ленных по указанной причине офицеров-выпускников Воронежского института ФСИН России составило около 5 % от общего числа, что является достаточно высоким отрицательным показателем.

Изложенное свидетельствует о том, что помимо формирования профессионально значимых качеств (навыков) по основному инженерно-техническому предназначению, необходимо изыскать возможность дополнительно развивать у этой категории обучающихся навыки правовой и воспитательной работы, а также командно-методические навыки.

Как уже указывалось ранее, развитие и реформирование системы образования в уголовно-исполнительной системе, осуществляемые в сложной социально-экономической, общественно-политической и информационной обстановке, существенно меняют направленность жизненных приоритетов и, как следствие, изменяют социальный портрет сотрудника уголовноисполнительной системы. При этом основной задачей образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы является воспитание «нужного» сотрудника, чтобы при распределении в управлениях УИС комплектующих регионов курсанта-выпускника технического факультета на не инженерную должность он смог проявить себя высококвалифицированным специалистом, обладающим требуемыми знаниями и высокими деловыми и моральными качествами.

Не теряет своей актуальности необходимость поиска новых путей совершенствования подготовки будущих офицеров в высшем образовательном учреждении УИС и создания оптимальных условий для формирования профес-

сионально значимых качеств личности.

По нашему глубокому убеждению, обучаемые должны быть включены в инфосферу и предмета будущей деятельности, и «околопредметной» деятельности. Иными словами, нужна профессионально-квалификаци онная среда общения, а также практика в соответствующей области деятельности, наличие множества ролевых моделей, понимание относительности своей компетентности как субъективного условия ее дальнейшего развития и поддержка со стороны коллег творческой инициативой.

Это может быть реализовано через программу привития курсантам необходимых качеств-навыков (инженернотехнических и командно-методических навыков, а также навыков в правовой и воспитательной работе), которая должна стать органической частью образовательного процесса для курсантов технических факультетов в образовательном учреждении УИС.

Процесс привития навыков должен осуществляться как в рамках учебных занятий по расписанию, так и в ходе мероприятий, предусмотренных распорядком дня во вне учебное время (тренировки и тренажи, методические занятия, спортивно-массовая и культурно-досуговая работа, выполнение должностных обязанностей в повседневной деятельности и др.).

На начальном этапе обучения курсант выступает в роли помощника руководителя занятия, а затем — в роли соответствующего начальника или руководителя на учебном месте или руководителя всего занятия при отработке тем по методикам, отражающим проведение занятий по правовой, охранно-караульной,

исправительно-воспитательной и инженерно-технической формам подготовки. В повседневной жизни курсант технического факультета может быть назначен стажером соответствующего должностного лица.

Важную роль в расширении знаний о сущностных аспектах будущей профессиональной деятельности играют стажировка и практика в соответствующем учреждении УИС, которые курсанты проходят каждый год, за исключением 1-го курса. При прохождении основной стажировки или практики в соответствующем учреждении УИС помимо руководителя по основному должностному предназначению курсанту по согласованию с руководством учреждения может быть назначен дополнительный руководитель не технической специальности.

Процесс формирования навыка включает в себя определение компонентов и такое овладение мероприятиями, которое позволяет достичь наивысших показателей на основе совершенствования и закрепления связей между компонентами, их автоматизации и высокого уровня готовности к воспроизведению действия.

Процесс формирования навыка по своему содержанию можно выразить структурой, представленной на рисунке 1.

В свою очередь, первый этап этого процесса состоит из теоретической (получение необходимых знаний) и практической (выработка умений применить знания на практике) подготовки.

Знание — результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, умозаключений, теорий.

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА

Рис. 1. Формирование и совершенствование навыков

Умение — совокупность знаний и гибких навыков, обеспечивающая возможность выполнения определенной деятельности или действия в определенных условиях.

Главная задача формирования и развития профессиональных навыков у курсантов заключается в том, что они должны быть прочными, гибкими, разнообразными, охватывать важнейшие операции, типичные для конкретной специальности (специализации). Условно все профессиональные навыки можно разделить на навыки управления подразделениями в критической ситуации и повседневной деятельности.

По мнению И.В. Биочинского, практические умения и навыки целесообразно формировать на основе следующей градации основных профессиональных задач:

- организация повседневной деятельности подразделения (организация выполнения элементов распорядка дня, проведение учебных занятий, воспитательных и других мероприятий);

- эксплуатация вооружения и специальной техники;

- служебная подготовка подразде-

лений;

- воспитание физической выносливости и психологической устойчивости личного состава [1].

Исходя из перечисленных задач, можно сформулировать следующие основные группы профессиональных качеств (навыков, умений):

- командно-методические (навыки и умения в проведении занятий с подчиненными по предметам общей и специальной подготовок; постановке задач подчиненным, контроле и подведении итогов их исполнения; в самостоятельном выполнении и контроле за правильностью выполнения обязанностей должностными лицами дежурной службы и суточного наряда);

- воспитательные (учебно-методические и индивидуально-воспитательные навыки, навыки межличностных отношений, изучения индивидуальнопсихологических особенностей подчиненных, проведения воспитательных мероприятий, в работе по укреплению служебной дисциплины);

- профессиональной деятельности (навыки и умения в выполнении должностных обязанностей инженера ИТО,

инженера связи и инженера вооружения отдела охраны и т. д.);

- правовой деятельности (навыки и умения в выполнении должностных обязанностей начальника караула, инспекторов отдела охраны и отдела безопасности);

- в проведении организационных (навыки в подготовке и проведении совещания, умение написать решение или постановление), информационных, культурно-досуговых, спортивномассовых мероприятий и мероприятий правового характера;

- интеллектуальные (навыки и умения в решении типовых управленческих и инженерных задач, ведении опроса, изложении сложного материала и т. п.);

- в работе с литературой (нормативно-справочной, руководящей, эксплуатационно-технической, специальной, художественной и др.);

- в работе со специальной техникой, применении современных технических средств обучения и информационных технологий, использовании измерительных приборов общего и специального назначения и т. п.

На весь срок обучения курсантов необходимо разрабатывать план формирования у них командно-методических навыков, навыков в воспитательной и правовой работе и профессиональной деятельности. В соответствии с ним на факультетах, кафедрах и курсах должны разрабатываться более детальные планы. В них должны отражаться основные прививаемые навыки (группы навыков), конкретные мероприятия по их формированию, периодичность и сроки проведения.

План формирования командно-методических навыков, навыков в вос-

питательной и правовой работе и профессиональной деятельности обеспечивает единство требований и системно-согласованных действий всех должностных лиц образовательного учреждения УИС по привитию курсантам технического факультета практических умений и навыков в их будущей служебной деятельности, в том числе при распределении не на технические должности в учреждениях УИС.

Формирование практических умений и навыков необходимо осуществлять поэтапно. Так, в первой половине обучения (1-2 курсы) формируются и совершенствуются в основном навыки, относящиеся к общей служебной подготовке. Во второй половине (3-5 курсы)—совер-шенствуются полученные ранее навыки (умения) общей служебной подготовки и формируются профессиональные навыки (умения) по специальности подготовки будущего офицера УИС.

При этом целесообразно формирование практических умений и навыков правовой, охранной, технической и воспитательной направленности организовать по следующей схеме (для 5-летнего срока обучения):

на 1 курсе — формируются необходимые теоретические знания об учреждениях, исполняющих наказания, и уголовноисполнительной системе в целом, а также порядке прохождения службы на первичных офицерских должностях;

на 2 курсе — совершенствуются знания об уголовно-исполнительной системе, прививаются навыки службы в инженерно-технических подразделениях на первичных офицерских должностях (инженер ИТО, инженер связи и инженер вооружения отдела охраны и т. д.) во время стажировок и практик;

на 3 курсе — совершенствуются знания о порядке прохождения службы в УИС, прививаются навыки службы в караульных, конвойных и охранных подразделениях на первичных офицерских должностях (начальник караула, начальник конвоя, инспектор отдела охраны и т. д.);

на 4 курсе — совершенствуются навыки службы в караульных, конвойных и охранных подразделениях на первичных офицерских должностях, прививаются навыки службы в подразделениях безопасности на первичных офицерских должностях (инспектор отдела безопасности и т. д.) во время стажировок и практик;

на 5 курсе — совершенствуются навыки службы в подразделениях безопасности на первичных офицерских должностях во время стажировок и практик.

Подготовка курсанта организуется таким образом, чтобы команднометодические навыки, навыки в воспитательной и правовой работе и профессиональной деятельности прививались им непрерывно в течение всего срока обучения. Например, если отдельные курсанты приобрели недостаточные умения и навыки в исполнении обязанностей инспектора отдела охраны, то следует продолжать их совершенствование (если это необходимо и на 4-ом и 5-ом курсах).

Иными словами, процесс привития и совершенствования практических умений и навыков продолжается непрерывно в течение всего срока обучения (вне зависимости от курса).

При планировании мероприятий по привитию командно-методических навыков, навыков в воспитательной и правовой работе и профессиональной (инженерно-технической) деятельности

необходимо максимально использовать требования действующих законов, правовых актов, руководящих и служебных документов, учебных планов и программ подготовки офицеров по установленным для образовательного учреждения УИС специальностям.

Главным условием создания системы формирования профессиональных качеств (навыков) выступают правильный их выбор (определение) и согласование замысла по их формированию с квалификационными требованиями, учебными планами и программами, а также бюджетом времени, выделяемым на проведение соответствующих мероприятий распорядка дня (во внеучебное время).

Определяющим в формировании практических профессионально значимых качеств будущего офицера является глубокое изучение обучаемыми рекомендуемых действующих законов, правовых актов, а также руководящих и служебных документов, необходимых для выполнения ими соответствующих обязанностей по должностному предназначению.

Целесообразно навыки (качества и умения) подразделять на такие группы (подгруппы, совместные группы), которые характеризуют уровень профессиональной подготовки выпускников. Например, в части командно-методических навыков и навыков правовой работы — это управление отделением, учебной группой, курсом, суточным нарядом, дежурной службой, а во время стажировок или практик—управление караулом, отделами охраны или конвоирования.

С целью выработки единых подходов в формировании требуемых навыков у курсантов в образовательном

учреждении УИС должна создаваться предметно-методическая комиссия, в состав которой включаются представители руководства образовательного учреждения УИС, начальники кафедр, ведущие преподаватели, осуществляющие подготовку курсантов по инженерно-технической, правовой, охранно-караульной и исправительновоспитательной предметной направленности, начальники подразделений курсантов.

Предметно-методическая комиссия осуществляет методическое обеспечение формирования у курсантов инженерно-технических, команднометодических навыков, навыков воспитательной работы и правовой работы, нравственных и моральнопсихологических качеств.

Рекомендации и решения заседаний предметно-методической комиссии утверждаются начальником образовательного учреждения УИС.

Анализ проведения мероприятия по привитию практических умений и профессионально значимых качеств и навыков (во внеучебное время) и его оценка отражаются в журнале контроля привития качеств (умений, навыков), и доводится до всех членов предметнометодической комиссии, начальников подразделений и курсантов не реже одного раза в месяц. Анализ и оценка проверенного учебного занятия (в учебное время) осуществляются согласно требованиям руководящих документов по организации учебного процесса в образовательных учреждениях УИС.

Предметно-методическая комиссия разрабатывает план работы на учебный год, мероприятия которого включаются в годовой план основных меро-

приятий образовательного учреждения УИС (отдельным разделом), а также в план-календарь основных мероприятий образовательного учреждения УИС за месяц.

Итак, механизм реализации системы формирования у курсантов профессионально значимых качеств (умений, навыков) представляет собой выполнение комплекса организационных и учебно-методических мероприятий, который завершается контролем уровня практической подготовки курсантов и необходимой корректировкой процесса формирования профессионально значимых качеств, умений и навыков (так называемая обратная связь).

В настоящее время подобия данной программы по формированию профессионально значимых качеств, умений и навыков официально внедрены в процесс подготовки курсантов отдельных образовательных учреждений силовых министерств. Вместе с тем анализ опыта по ее внедрению в некоторых образовательных учреждениях позволяет нам говорить как о пользе этой программы, так и о недостатках организационного характера, из-за которых нельзя сказать об адекватности полученных результатов.

Работа активно ведется в начале учебного года, затем замедляется к середине и снова активизируется к концу года, когда необходимо подводить итоги, поэтому имеет место определенный субъективно-неопределенный «поды-грыш». Присутствует обусловленная ограничением служебного времени разобщенность в действиях командиров подразделений и преподавательского состава. Мнение последних не учитывается при оценке результата стажировки

Группа

профессионально-

психологического

отбора

Профессорско-

преподавательский

состав

Руководители внутренней стажировки или практики

Итоговая

комиссия

Начальники

курсантских

подразделений

процессу курсанта

значимых качеств, умений и навыков

Внутрен- Внешние

ние ста- стажи-

жировки ровки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и практи- и прак-

ки тики

Офицеры отдела по работе с личным составом

Коллектив

курсантских

подразделений

Руководители внешней стажировки или практики

Рис. 2. Структурная схема субъектов, участвующих в процессе формирования профессионально значимых качеств, умений и навыков

или практики того или иного курсанта, а следовательно, и степени привития качеств, умений и навыков.

При определении оценки курсанту-стажеру надо обязательно выяснять мнение коллектива, его товарищей, которые должны будут выступить в роли оппонентов. Важно мнение и самого курсанта, оно также должно быть учтено, для чего в ходе подведения итогов следует предусмотреть для него возможность дать собственную оценку успешности выполнения должностных обязанностей, раскрытию трудностей

и путей их преодоления. Это требуется для того, чтобы охватить все формы организованного влияния на личность на институциональном, интерперсональном и интраперсональном уровнях [2] в процессе формирования профессионально значимых качеств и активизации деятельности субъектов этого процесса. На рисунке 2 в структурном виде представлены субъекты, участвующие в этом процессе.

Следующее условие успешности формирования профессионально значимых качеств — создание положитель-

ного эмоционального фона профессионального образования. Его значение вытекает из того факта, что образовательный процесс идет успешнее, если он реализуется на положительном эмоциональном фоне, при условии, что используемые технологии обеспечивают гарантированное достижение целей образования для всего контингента обучаемых без каких-либо существенных морально-эмоциональных издержек.

Существенную роль в этом деле играет проводимая в образовательном учреждении УИС воспитательная работа. Так, среди культурно-воспитательных мероприятий, которые могут повлиять на формирование профессионально значимых качеств личности следует назвать мероприятия патриотической направленности: встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны, ветеранами УИС, героями России — действующими сотрудниками УИС, посещение музеев, выставок, памятных героических мест воинской славы, просмотр патриотических фильмов), а также литературные и тематические вечера и утренники и т. д.

Подобные мероприятия дают возможность многим курсантам оценить себя, утвердиться в правильности выбранного пути, переосмыслить отношение к учебе, дисциплине, да и ко всему процессу подготовки.

Таким образом, существенными педагогическими условиями формирования профессионально значимых качеств личности являются:

- профессиональная направленность содержания и процесса обучения;

- включенность личности обучаемого в инфосферу предмета будущей деятельности;

- положительный эмоциональный фон учебно-воспитательного процесса;

- организация профессионального самовоспитания личности;

- реализация профессиональной подготовки на основе кумулятивного приобретения профессионального опыта.

Литература

1. Биочинский И.В. Формирование командных навыков у студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. —

М.: ВПА, 1987. — 22 с.

2. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. — СПб.: СПТУ, 1992. — 205 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.