Научная статья на тему 'ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ'

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / КУРСАНТ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КУРСАНТЫ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ / CULTURAL AND MORAL VALUES / PERSONALITY / CADET / PENITENTIARY SYSTEM / CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алеевская Александра Олеговна

В контексте реформы уголовно-исполнительной системы Российской Федерации отмечена необходимость существенного улучшения воспитательной работы в высших учебных заведениях ФСИН. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию культурных и нравственных ценностей курсантов этих вузов с учетом профессиональной направленности приобретаемого ими образования. Охарактеризована экспериментальная программа воспитательных мероприятий, подготовленная на основе данных, полученных в ходе теоретического анализа и констатирующего эксперимента, и основанная на педагогических технологиях активного приобретения нравственных знаний, развития личностно значимых культурных и нравственных ценностей и их апробации в практической деятельности. Приведены результаты оценки валидности этой программы с применением математических методов, которые свидетельствуют о статистически значимых различиях в уровне культурно-нравственного развития курсантов из числа участников экспериментальной программы и представителей контрольной группы.In the context of the reform of the penitentiary system of the Russian Federation, the need to significantly improve educational work in higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service was noted. The results of experimental work on the formation of cultural and moral values of cadets of these universities, taking into account the professional orientation of the education they acquire, are presented. An experimental program of educational activities is described, prepared on the basis of data obtained during theoretical analysis and ascertaining experiment and based on pedagogical technologies for the active acquisition of moral knowledge, the development of personally significant cultural and moral values and their approbation in practice. The results of the evaluation of the validity of this program with the use of mathematical methods, which indicate statistically significant differences in the level of cultural and moral development of cadets from among the participants of the experimental program and representatives of the control group.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алеевская Александра Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ»

DOI: 10.25586/RNU.HET.19.08.P.64 УДК 378

А.О. Алеевская,

Академия права и управления ФСИНРоссии

Опытно-экспериментальная работа по формированию культурных и нравственных ценностей курсантов вузов ФСИН России

Реформирование российской уголовно-исполнительной системы выдвигает более высокие, чем прежде, требования к ее сотрудникам, а значит, и к подготовке курсантов вузов ФСИН России к служебной деятельности.

Как известно, в настоящее время в нашей стране остаются высокими показатели должностных преступлений, совершаемых сотрудниками органов государственной власти и управления. Не является в этом отношении исключением уголовно-исполнительная система.

Многие ученые обращают внимание на то, что сотрудники ФСИН нередко пренебрегают традици-

Академия права и управления ФСИН России

онными моральными ценностя-

■ ми, отдавая предпочтение прагматизму, гедонизму, индивидуализ-

■ му, утилитаризму. В частности, это

- отмечают С.А. Тарасова [14, с. 145],

- С.В. Солоухина [3, с. 10-15], В.Л. Не-кишев [9].

В ряде работ анализируются про-

■ явления профессиональной дефор-

■ мации сотрудников уголовно-ис-

■ полнительной системы. Е.Е. Гав-риной [4], Е.А. Соколовой [12],

- О.Э. Славниной [11], А.О. Карнау-

- ховой [6], А.Р. Береновым [2] она рассматривается как актуальная проблема, возникновение которой

■ должно предупреждаться в ходе обучения и воспитания курсантов

- в вузах ФСИН России.

Обобщение трудов ученых, посвященных формированию и профессиональному развитию представителей новых поколений, приводит к выводу о том, что в становлении личности являются основополагающими культурные и нравственные ценности. В нашем исследовании мы исходим из того, что именно эти ценности необходимы курсанту как будущему офицеру уголовно-исполнительной системы, а процесс приобщения к ним протекает не стихийно, а под руководством профессорско-преподавательского состава и курсового руководства.

Целью опытно-экспериментальной работы, результаты которой освещены в настоящей статье, является определение путей повышения эффективности воспитательной работы по формированию системы культурных и нравственных ценностей курсантов вузов ФСИН России с учетом профессиональной направленности их подготовки.

Исследование осуществлялось в четыре этапа.

Первый проблемно-поисковый этап предусматривал анализ степени разработанности проблемы, отбор и изучение научно-педагогической литературы, формулировку целей и задач исследования.

На втором этапе было проведено анкетирование курсантов Академии права и управления ФСИН России.

© Алеевская А.О., 2019

64

АЛЕКСАНДРА ОЛЕГОВНА АЛЕЕВСКАЯ

^В ~~ яЯ старший преподаватель кафедры иностранных языков Академии права и управления ФСИН России. Сфера научных интересов: формирование духовно-нравственных качеств обучающихся в вузах. Ав-ИрЖ тор более 20 опубликованных научных работ. Электронная почта: aleyevskaya. al (ffyandex. ru

В контексте реформы уголовно-исполнительной системы Российской Федерации отмечена необходимость существенного улучшения воспитательной работы в высших учебных заведениях ФСИН. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию культурных и нравственных ценностей курсантов этих вузов с учетом профессиональной направленности приобретаемого ими образования. Охарактеризована экспериментальная программа воспитательных мероприятий, подготовленная на основе данных, полученных в ходе теоретического анализа и констатирующего эксперимента, и основанная на педагогических технологиях активного приобретения нравственных знаний, развития личностно значимых культурных и нравственных ценностей и их апробации в практической деятельности. Приведены результаты оценки валидности этой программы с применением математических методов, которые свидетельствуют о статистически значимых различиях в уровне культурно-нравственного развития курсантов из числа участников экспериментальной программы и представителей контрольной группы.

Ключевые слова: культурные и нравственные ценности, личность, курсант, уголовно-исполнительная система, курсанты вузов ФСИН России.

In the context of the reform of the penitentiary system of the Russian Federation, the need to significantly improve educational work in higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service was noted. The results of experimental work on the formation of cultural and moral values of cadets of these universities, taking into account the professional orientation of the education they acquire, are presented. An experimental program of educational activities is described, prepared on the basis of data obtained during theoretical analysis and ascertaining experiment and based on pedagogical technologies for the active acquisition of moral knowledge, the development of personally significant cultural and moral values and their approbation in practice. The results of the evaluation of the validity of this program with the use of mathematical methods, which indicate statistically significant differences in the level of cultural and moral development of cadets from among the participants of the experimental program and representatives of the control group.

Key words: cultural and moral values, personality, cadet, the penitentiary system, cadets of higher education institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia.

На основе данных, полученных на первом и втором этапах исследования, нами была разработана программа, направленная на качественные и количественные изменения этических (честность, порядочность, благородство, справедливость, доброта и др.) и политических (традиции, достоинство, патриотизм, власть, безопасность и др.) ценностей. Программа основана на педагогических технологиях активного приобретения нравственных знаний, развитии личностно-значимых культурных и нравственных ценностей и

их апробации в практической деятельности.

На третьем этапе исследования в 2017-2018 годах разработанная нами программа была реализована с курсантами экспериментальной группы на занятиях по иностранному языку и во время внеаудиторной деятельности в форме тематических викторин, посещения музеев, театров, просмотра видеоматериалов и чтения литературных источников с последующим обсуждением [1, с. 720-729].

При разработке программы мы исходили из того, что воспи-

тательный процесс в широком смысле слова представляет собой целенаправленное воздействие со стороны профессорско-преподавательского состава и курсового звена вузов ФСИН России на курсантов с целью выработки у них системы культурных и нравственных ценностей, необходимых для их достойной общественной жизни и служебной деятельности.

В ходе проведения опытно-экспериментальной работы мы опирались на принципы:

- гуманизации на основе реализации личностно ориентированного подхода в образовательном процессе;

- сотрудничества, предполагающего ориентацию на создание благоприятных условий для самоопределения личности в процессе взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, преобладание эмпа-тии в межличностных отношениях при сохранении психологической комфортности, диалогическое образование, направленное на формирование коммуникабельности, толерантности, отзывчивости;

- гуманитаризации, предполагающей использование в образовательном процессе системы мер, направленных на становление зрелой личности, обладающей выраженным нравственным потенциалом и готовой к самостоятельному созиданию;

- свободы на основе предоставления курсантам реальной возможности выбора форм или видов деятельности, что способствует формированию чувства ответственности за результат;

- психолого-педагогической поддержки (создает курсантам обстановку психологической комфортности);

- целостности образовательного процесса, основанной на единстве обучения, воспитания, развития, использовании новейших педагогических технологий, способствую-

Курсант вуза ФСИН России принимает присягу где запечатлены базовые нормы профессиональной этики

щих формированию нравственных и культурных ценностей курсантов, развитию творческой и научно-исследовательской деятельности, применению сформированных компетенций в практической социально и личностно значимой деятельности.

На четвертом этапе исследования были проведены повторное анкетирование, анализ и обобщение результатов. Проверка валидности реализуемой программы осуществлялась с применением математических методов [8] в программе SPSS Statistics 17.0 для Windows. Для сравнения показателей в контрольной и экспериментальной группах использовался критерий Манна - Уитни. Объем выборки составил 120 человек - курсанты первого и второго курсов юридического, психологического и экономического факультетов Академии управления и права ФСИН России, из них 60 человек обучались в контрольной и 60 человек - в экспериментальной группе.

Нами были выдвинуты две пары гипотез.

Первая пара гипотез:

H0 - до экспериментальной работы между контрольной и экспе-

риментальной группой курсантов нет различий;

Н1 - до экспериментальной работы между контрольной и экспериментальной группой курсантов имеются различия.

Вторая пара гипотез:

Н0 - уровень развития нравственных ценностей у курсантов экспериментальной и контрольной группы не имеет существенных различий после проведенного нами эксперимента;

Н1 - различия в уровне развития нравственных ценностей у курсантов экспериментальной и контрольной группы после проведенного нами эксперимента статистически значимы.

Гипотеза Н0 принимается, если а < 0,05, Н1 принимается, если а > 0,01.

Изменения в нравственных ценностях курсантов экспериментальной группы определялись с помощью теста Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» [13], целью которого является выявление нравственной воспитанности учащихся.

Показатель асимптотической значимости до экспериментальной работы соответствует кри-

терию Н0 (а = 0,103), что указывает на отсутствие различий между экспериментальной и контрольной группами до эксперимента, тогда как аналогичный показатель после экспериментальной работы соответствует критерию Н1 (а = 0,000). В силу того, что показатель среднего ранга в экспериментальной группе после проведенного эксперимента (89,90) значительно выше аналогичного показателя в контрольной группе (31,10), то имеются основания полагать, что у курсантов экспериментальной группы увеличился показатель, свидетельствующий об общественно одобряемом уровне нравственной воспитанности учащихся, сформирован-ности у них ориентации на «другого человека» и снижении уровня эгоизма.

Таким образом, нами установлено, что между экспериментальной и контрольной группами до эксперимента существенных различий не выявлено. Одновременно полученные данные говорят о том, что у курсантов экспериментальной группы по итогам проделанной работы возрастают потребности в личностном развитии, реализации своих возможностей, в построении собственной профессионально-культурной модели мышления и поведения. В сфере интересов акцент смещается на культурные аспекты профессиональных норм и ценностей, заботу о других членах коллектива, тогда как воздействие на деятельность и поведение других курсантов при подавлении свободы их личности становится менее выраженным.

Анализ результатов контрольного эксперимента позволил получить статистически значимые по критериям Манна - Уитни и Уил-коксона различия в уровне сфор-мированности ряда ценностей курсантов Академии управления и права ФСИН России в контрольной и экспериментальной группах. Результаты формирующего эксперимента показали эффективность

разработанной нами программы по формированию культурных и нравственных ценностей курсантов в процессе обучения иностранному языку.

Позволим себе выйти за рамки нашего опытно-экспериментального исследования и обратиться к более широкой теме воспитания юношества и молодежи в современный период. Большая пауза в воспитательной работе в учебных заведениях всех уровней и типов, пришедшаяся на 1990-е годы, оставила после себя неблагоприятное наследие, все еще до конца не преодоленное в преподавательской среде. Многие считают воспитательные мероприятия неэффективными, искусственно разрывают воспитание и обучение, отдавая предпочтение последнему.

Весьма распространена точка зрения, приписывающая представителям поколения X особый склад ума, воздвигающий барьеры на пути их воспитания и восприятия молодыми людьми ценностей культуры и морали. В связи с этим часто говорят о клиповом мышлении молодых, об их наивном, но твердом скептицизме, неприятии громких слов и недоверии к старшим. Считается даже, что центе-лиалы не различают границ между реальным и виртуальным, не вылезают из гаджетов и обладают толерантностью, граничащей с неразборчивостью...

Очевидно, что эти наблюдения не лишены оснований. Действительно, одними лозунгами молодежь за собой сегодня не поведешь. Особенности ее стихийного

мировоззрения таковы, что восприятие молодыми целей, ценностей и смыслов становится мотивированным и глубоким не на основе разъяснения, а лишь путем приобщения, вовлечения в культурную жизнь и морально-нравственное сопереживание. Именно этого, как представляется, так недостает современной молоде-

персонифицированный характер образовательного процесса. И, как оказалось, представители поколения X раскрываются при личном общении, идут на контакт, становятся более эмоциональными и восприимчивыми, проявляют склонность к эмпатии.

Резюмируя изложенное, подчеркнем, что на те действитель-

Призеры Недели творчества, прошедшей в Академии права и управления ФСИН России

жи. И она активно использует возможности приобщения к высоким ценностям.

Заметим, что наша опытно-экспериментальная работа была в значительной части построена в рамках изучения и преподавания иностранного языка. А иностранный язык, скажем прямо, не самая благодарная арена для воспитания. Но одно преимущество у него есть. Это

но предельные вызовы, с которыми столкнулась система воспитания средней и высшей школы в последние десятилетия, имеются конструктивные ответы. И вполне реальная и вдохновляющая задача учителей и преподавателей состоит в том, чтобы заново освоить наше самое ценное достояние - плодоносную планету воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алеевская А.О. Психолого-педагогическая программа формирования культурных и нравственных ценностей сотрудника УИС в процессе обучения иностранному языку // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сб. материалов Всероссийского симпозиума психологов. Рязань: Академия управления и права ФСИН России, 2019. С. 720-729.

2. Беренов А.Р. Способы предотвращения профессионально-нравственной деформации сотрудников УИС // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2014. № 3. С. 89-90.

3. Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. № 8 (159).

4. Гаврина Е.Е., Рожков О.А., Сочивко Д.В. Мотивационные детерминанты профессиональной деформации личности сотрудников уголовно-исполнительной системы: монография. М.: Проспект, 2017. 176 с.

5. ЕсиркеповЖ.М. Студенческий возраст - одна из существенных сторон, определяющая особенности процесса духовно-нравственного становления личности в вузе // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 3, № 8. С. 86-89.

6. Карнаухова А.О. Профессиональные деформации личности сотрудников УИС с разным стажем службы // Молодой ученый. 2017. № 1 (135). С. 399-404.

7. Кон И.С. Сексуальность и нравственность // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. М.: Политиздат, 1990. С. 86.

8. Математические методы в психологии: учебник. Рязань: Академия ФСИН России, 2017. 187 с.

9. Назарова М.Г., Некишев В.Л. Проблема духовно-нравственного становления личности сотрудника уголовно-исполнительной системы // Вестник Владимирского юридического института. 2018. № 1 (46). С. 56-60.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1. М., 1989.

11. Славнина О.Э. Профессиональная деформация сотрудников УИС, как социальная проблема человека и общества в меняющемся мире / Национальная безопасность России в глобализированном мире: состояние, вызовы, риски и механизмы устойчивого развития: сб. трудов междунар. науч. конф. в 2 ч. Самара: Салика. С. 138-140.

12. Соколова Е.А. Профессиональная деформация и педагогические пути ее предупреждения в образовательном процессе вузов: монография. Рязань: Поверенный, 2007. 152 с.

13. Щуркова Н.Е. Размышляем о жизненном опыте: тест. 11к1_: http://psylist.net/praktikum/00175.htm (дата обращения: 09.07.2019).

14. Юридическая наука и практика: альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2014. Вып. 2. 246 с.

LITERATURA

1. Aleevskaya A.O. Psixologo-pedagogicheskaya programma formirovaniya kul'turny'x i nravstvenny'x cennostej sotrudnika UIS v processe obucheniya inostrannomu yazy'ku // Psixologiya XXI veka: vy'zovy', poiski, vektory' razvitiya: sb. materialov Vserossijskogo simpoziuma psixologov. Ryazan': Akademiya upravleniya i prava FSIN Rossii. 2019. S. 720-729.

2. BerenovA.R. Sposoby' predotvrashheniya professional'no-nravstvennoj deformacii sotrudnikov UIS // Vestnik Voronezhskogo instituta FSIN Rossii. 2014. № 3. S. 89-90.

3. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy'. 2015. № 8 (159).

4. Gavrina E.E., Rozhkov O.A., Sochivko D.V. Motivacionny'e determinanty' professional'noj deformacii lichnosti sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy': monografiya. M.: Prospekt, 2017. 176 s.

5. EsirkepovZh.M. Studencheskij vozrast - odna iz sushhestvenny'x storon, opredelyayushhaya osobennosti processa duxovno-nravstvennogo stanovleniya lichnosti v vuze // Fundamental'ny'e i prikladny'e issledovaniya v sovremennom mire. 2014. T. 3, № 8. S. 86-89.

6. Karnauxova A.O. Professional'ny'e deformacii lichnosti sotrudnikov UIS s razny'm stazhem sluzhby' // Molodoj ucheny'j. 2017. № 1 (135). S. 399-404.

7. Kon I.S. Seksual'nost' i nravstvennost' // E'ticheskaya my'sl': nauchno-publicisticheskie chteniya. M.: Politizdat, 1990. S. 86.

8. Matematicheskie metody' v psixologii: uchebnik. Ryazan': Akademiya FSIN Rossii, 2017. 187 s.

9. Nazarova M.G., Nekishev V.L. Problema duxovno-nravstvennogo stanovleniya lichnosti sotrudnika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy' // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. 2018. № 1 (46). S. 56-60.

10. Rubinshtejn S.L. Osnovy' obshhej psixologii: v 2 t. T. 1. M., 1989.

11. Slavnina O.E'. Professional'naya deformaciya sotrudnikov UIS, kak social'naya problema cheloveka i obshhestva v menyayushhemsya mire / Nacional'naya bezopasnost' Rossii v globalizirovannom mire: sostoyanie, vy'zovy', riski i mexanizmy' ustojchivogo razvitiya: sb. trudov mezhdunar. nauch. konf. v 2 ch. Samara: Salika. S. 138-140.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Sokolova E.A. Professional'naya deformaciya i pedagogicheskie puti ee preduprezhdeniya v obrazovatel'nom processe vuzov: monografiya. Ryazan': Poverenny'j, 2007. 152 s.

13. Shhurkova N.E. Razmy'shlyaem o zhiznennom opy'te: test. URL: http://psylist.net/praktikum/00175.htm (data dostupa: 09.07.2019).

14. Yuridicheskaya nauka i praktika: al'manax nauchny'x trudov Samarskogo yuridicheskogo instituta FSIN Rossii. Samara: Samarskij yuridicheskij institut FSIN Rossii, 2014. Vy'p. 2. 246 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.