Научная статья на тему 'ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / ВОСПИТАНИЕ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИГРА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спирина А.С.

В статье рассматривается вопрос о влиянии игровой деятельности на процесс организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста, а также даётся описание опытно-экспериментальной работы по организации трудового воспитания старших дошкольников посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

А.С. Спирина

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается вопрос о влиянии игровой деятельности на процесс организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста, а также даётся описание опытно-экспериментальной работы по организации трудового воспитания старших дошкольников посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр.

Ключевые слова: труд, воспитание, трудовое воспитание, игра, игровая деятельность, старший дошкольник, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра.

Актуальность проблемы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в современных социально-педагогических условиях обоснована необходимостью формирования у дошкольника таких нравственно-волевых качеств, как ответственность, самостоятельность, активность, целеустремлённость, трудолюбие. Закон «Об образовании в РФ» [1], «Концепция дошкольного воспитания» [2, с. 3], а также другие нормативно-правовые документы нашей страны в качестве одной из приоритетных педагогических задач выделяют трудовое воспитание, поскольку оно объединяет все сферы развития личности ребёнка.

Невозможно переоценить значение и роль трудового воспитания в развитии дошкольника. Трудовое воспитание как процесс интегрирует в себе все сферы развития и становления личности ребёнка, способствует развитию у детей мышления, внимания, восприятия, творческого воображения, основных качеств личности (самостоятельность, трудолюбие, активность и пр.), умения планировать, организовывать и оценивать свою работу.

Показателем уровня освоения трудового воспитания, позиции субъекта труда является трудовая воспитанность. В педагогике выделяют три критерия трудовой воспитанности: знания о труде, трудовые навыки и умения, отношение к труду.

Трудовое воспитание дошкольника осуществляется через разные виды деятельности. Однако самым эффективным средством трудового воспитания дошкольника является игровая деятельность. Посредством игры происходит формирование личности ребёнка, его морально-волевых качеств, в том числе и формирование трудолюбия, овладение трудовыми навыками, умениями, знаниями. Именно в игре, принимая на себя роль человека труженика, ребёнок впервые знакомится с трудом взрослых. Результатом подобной игры будет являться наличие у дошкольника положительного отношения к труду, а также желание помогать взрослым. Таким образом, мы считаем, что определяющим направлением в организации трудового воспитания детей является его взаимодействие с игровой деятельностью [6, с. 102].

Вопросы воспитания детей в игре были исследованы многими учёными, в том числе и известными отечественными педагогами и психологами: А.К. Бондаренко, Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, А.И. Ма-тусик, Д.В. Менджерицкая и др. Несмотря на ряд исследований, вопрос о возможности организации процесса трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности на сегодняшний день остается недостаточно изученным.

Необходимо также отметить сложившуюся в последнее время тенденцию в сфере воспитания и развития дошкольников: наибольшее внимание педагоги уделяют познавательному развитию детей, нежели трудовому воспитанию. Таким образом, создавшееся несоответствие между социальной значимостью трудового воспитания и низкой степенью реализации данной педагогической задачи в практике дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) заставляет сконцентрировать внимание на вопросах трудового воспитания дошкольников.

© Спирина А.С., 2021.

Научный руководитель: Дикова Татьяна Владимировна -доцент, Государственный социально-гуманитарный университет, Россия.

Важность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для определения темы исследования: «Организация трудового воспитания старших дошкольников в процессе игровой деятельности»

Цель данного исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке влияния игровой деятельности на процесс трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребёнка - детского сада № 22 «Журавушка»» городского округа Ступино Московской области». В нём принимали участие дети старших групп «Думка», «Говорушки» и «Почемучки» в количестве 66 человек.

Данный эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Для диагностики уровня трудовой воспитанности у детей старшего дошкольного возраста были выделены следующие критерии: знаниевый критерий (знания и представления о труде); деятельностный критерий (трудовые умения и навыки); отношенческий критерий (отношение к процессу трудовой деятельности).

Цель констатирующего этапа состояла в определении исходного уровня трудовой воспитанности. Для этого нами были использованы следующие диагностические методы и методики работы с детьми: «Беседа о труде взрослых», автором которой является Р.С. Буре, диагностика сформированности трудовых умений и навыков старших дошкольников автора Л.В. Куцаковой, дидактическая игра «Какие предметы создает человек-труженик?», автором которой является И. В. Житко.

Для выявления уровня знаний и представлений детей о содержании трудовых действий, об их последовательности, о необходимых орудиях труда, о качестве трудовых действий, об отношении к труду, личностных качествах труженика, о важности труда нами была осуществлена следующая беседа со старшими дошкольниками:

«- Ты, когда-нибудь наблюдал за тем, как взрослые трудятся? Какие профессии ты знаешь? Расскажи о любой известной тебе профессии?

В случае, если данные вопросы вызвали у дошкольника затруднения, педагог формулирует вопрос

иначе:

- Давай представим, что мы с тобой пришли посмотреть на работу садовода. Что мы увидим? Что будет делать садовод? Какие предметы труда понадобятся ему для работы?

- Кем бы ты хотел стать, когда вырастишь? Давай с тобой пофантазируем, представим, что ты уже повзрослел и приобрёл профессию. На твою работу пришли посмотреть дети из детского сада. Что они увидят? Что ты покажешь им, и о чём будешь рассказывать?» [3, с.79].

Нам также было важно определить уровень сформированности трудовых умений и навыков старших дошкольников. Для этого нами была реализована диагностика Л.В. Куцаковой, предполагающая наблюдение за трудовой деятельностью детей в различные режимные моменты ДОУ.

В ходе наблюдения наше внимание акцентировалось на следующих моментах:

-сформированы ли у дошкольника навыки хозяйственно-бытового труда, предполагающие самостоятельную уборку игрушек, наведение порядка на групповом участке, выполнение обязанностей дежурного в уголке природы и т.д.;

-сформированы ли у ребёнка знания и навык работы с инвентарём и оборудованием для выполнения хозяйственно-бытового труда;

-сформированы ли у ребёнка культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания, предполагающие, что ребёнок умеет самостоятельно одеваться, мыть руки, пользоваться носовым платком, столовыми приборами, содержать свой внешний вид в чистоте и порядке;

-сформированы ли у ребёнка навыки ручного и художественного труда, показателями которых является аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, умение справедливо оценивать собственную работу;

-сформированы ли у ребёнка навыки труда в коллективе, о наличии которых свидетельствует умение работать сплочённо, дружно, оперативно, умение нести ответственность за результат общего труда, проявлять уважение к работе других участников труда, распределять обязанности, составлять план работы, организовать своё рабочее место. [5, с.58].

Для того, чтобы определить понимает ли дошкольник смысл трудовой деятельности взрослых и её результат, нами была использована дидактическая игра: «Какие предметы создает человек-труженик?»

Цель данной игры состоит в том, чтобы определить, людям какой профессии принадлежат те или иные продукты трудовой деятельности. Например, пекарь - хлеб; плотник - мебель и т.д. Игра состоит из десяти карточек с изображениями различных профессий и продуктов труда представленных профессий [4, с.34].

Рис. 1. Сравнение результатов диагностики уровня сформированности трудовой воспитанности у старших дошкольников контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе эксперимента

На основании проведенной диагностики нами был сделан вывод о том, что в контрольной и экспериментальной группах у старших дошкольников уровень трудового воспитания имеет низкие значения. Количество детей с высоким уровнем трудовой воспитанности в контрольной группе составило 24%, а в экспериментальной - 21%. Большинство детей не понимали в полной мере смысл трудовой деятельности, её результат, обладали недостаточным уровнем знаний, умений, представлений о труде. У старших дошкольников отсутствовало положительное, сознательное отношение к труду. В связи с этим следующим этапом исследования стал формирующий эксперимент, цель которого состояла в организации трудового воспитания детей экспериментальной группы посредством игровой деятельности.

Для успешного проведения формирующего этапа эксперимента было необходимо: подобрать дидактические и сюжетно-ролевые игры для детей старшего дошкольного возраста, призванные решать задачи трудового воспитания; подобрать, необходимый для проведения игр, дидактический материал, атрибуты и т.д.; провести с детьми экспериментальной группы цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр, направленных на формирование знаний и представлений детей о труде и трудолюбии, выработку ими положительного отношения к процессу трудовой деятельности, формированию устойчивого желания детей трудиться.

Таким образом, нами были отобраны и проведены 15 дидактических и 15 сюжетно-ролевых игр, целью которых являлось повышение уровня трудовой воспитанности старших дошкольников экспериментальной группы. В качестве примеров игр, применяемых нами на этапе формирующего эксперимента, можно привести сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Животноводческая ферма» и т.д.; дидактические игры: «Кто потрудился?», «Кому без них не обойтись?» и т.д.

Для анализа опытно-экспериментальной работы по формированию трудовых знаний, умений и навыков был проведён контрольный этап эксперимента, цель которого заключалась в выявлении динамики сформированности знаний о труде, трудовых навыков и отношения детей старшего дошкольного возраста к труду в экспериментальной и контрольной группах.

Для диагностики уровня трудовой воспитанности у детей старшего дошкольного возраста были выделены те же критерии и диагностические методики, применяемые на констатирующем этапе эксперимента.

Рис. 2. Сравнение результатов диагностики уровня сформированности трудовой воспитанности у старших дошкольников контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе эксперимента

Полученные в ходе контрольного этапа эксперимента результаты свидетельствовали о высоком уровне сформированности трудовой воспитанности у 45% детей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента, что на 23% больше по сравнению с показателями контрольной группы. Дети экспериментальной группы обладают знаниями и представлениями о труде, профессиях, трудовыми навыками и умениями, а также сознательным положительным отношением к процессу трудовой деятельности.

На основании положительной динамики результатов, полученных в ходе исследования, сделан вывод о том, процесс организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста будет проходить наиболее успешно при разработке и включении в практику воспитания комплекса сюжетно-ролевых и дидактических игр, направленных на решение задач трудового воспитания старших дошкольников.

Экспериментальная проверка влияния игровой деятельности на процесс трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста позволила успешно сочетать игру с процессом организации трудового воспитания детей. Таким образом, грамотное использование различных видов игр и дальнейшее их включение в процесс организации трудового воспитания, позволяет воспитателю в непринужденной форме воспитывать инициативу, доброжелательность, обеспечивает овладение детьми практическими умениями и навыками выполнения трудовых действий с орудиями труда, освоение позиции субъекта труда, формирование системных знаний о труде взрослых.

Библиографический список

1. Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. — URL : http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/

2.Концепция дошкольного воспитания / под ред. В. А. Петровского, В. В. Давыдова // Дошкольное воспитание. 1989. № 9. С. 3 - 30

3.Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 136 с.

4.Житко И. В. Педагогическая диагностика в процессе формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста. Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2005 - 67 с

5.Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. - 128 с.

6. Трудовое воспитание дошкольников / под. ред. Т. А. Марковой - М . : Просвещение, 2014. - 215 с.

7.Официальный сайт Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка - детский сад №22 "Журавушка"» городского округа Ступино Московской области [Электронный ресурс] - URL : https: // ds22-stupino. edumsko .ru/

СПИРИНА АЛИСА СЕРГЕЕВНА - магистрант, Государственный социально-гуманитарный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.