Научная статья на тему 'ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная самоидентичность / технология становления / дополнительное образование / профессиональное обучение / школьник / самоопределение / программа / professional self-identity / technology of formation / component / vocational training / student / self-determination / program

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махлеева Людмила Владимировна

Присутствие большого количества профессий и специальностей, наличие затруднений в самооценке личностью профессиональных способностей в сопоставлении их с притязаниями профессии делают задачу профессиональной самоидентичности для подрастающих поколений очень сложной. Молодые люди часто не могут определить жизненные стратегии, свое место в жизни и в обществе, жизненную и профессиональную перспективу. Таким образом, чрезвычайно актуальным «представляется изучение становления профессиональной самоидентичности школьников, когда в рамках учебно-профессиональной деятельности складываются познавательные и профессиональные интересы, профессиональные планы, проектируются жизненные стратегии, решается задача выбора профессии. С целью обеспечения комплексного научного обоснованного подхода при работе над статьёй были применены общенаучные методы: анализ, синтез, сравнительный анализ, системный метод. Содержание работы субъектов образовательной деятельности в рамках реализации технологии становления ПСШ в условиях дополнительного образования способствует повышению качества обучения и активности школьников в учебно-познавательном процессе, позволяет повысить учебную мотивацию школьников, развить профессиональные интересы, повысить качество знаний и умений по изучаемой профессии, скорректировать адекватную самооценку, развить умение самостоятельно приобретать новые знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махлеева Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The presence of a large number of professions and specialties, the presence of difficulties in a person's self-assessment of professional abilities in comparison with the claims of the profession make the task of professional self-identity for the younger generations very difficult. Young people often cannot determine their life strategies, their place in life and in society, their life and professional prospects. Thus, it is extremely relevant "to study the formation of professional self-identity of schoolchildren, when cognitive and professional interests, professional plans are formed within the framework of educational and professional activities, life strategies are designed, the task of choosing a profession is solved. In order to provide a comprehensive scientific approach, general scientific methods were applied when working on the article: analysis, synthesis, comparative analysis, system method. The content of the work of the subjects of educational activity within the framework of the implementation of the technology of the formation of PSS in the conditions of additional education contributes to improving the quality of education and the activity of schoolchildren in the educational and cognitive process, allows to increase the educational motivation of schoolchildren, develop professional interests, improve the quality of knowledge and skills in the profession being studied, adjust adequate self-esteem, develop the ability to independently acquire new knowledge.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

процесса жизнедеятельности в дошкольном учреждении. Эти результаты могут быть использованы для оптимизации деятельности ДОО и улучшения условий пребывания и адаптации детей раннего возраста.

Степень адаптации детей раннего возраста проявляется в следующих показателях:

- формирование основных навыков - самообслуживания, коммуникации, двигательной активности и участия в играх с другими детьми;

- адаптация к новым правилам и режиму дня - осознание регулярности обедов, сна и других форматов вынуждают ребенка подстраиваться к новым условиям проживания;

- осмысленное формирование эмоциональной сферы - осознание себя и своих эмоций, понимание чувств других людей и саморегуляция для достижения эмоциональной стабильности.

Для успешной адаптации ребенка к новым условиям в дошкольном образовательном учреждении рекомендуется провести дополнительные коррекционные мероприятия по следующим направлениям:

- эмоционально-личностное развитие ребенка: проводить игры, направленные на формирование эмоциональной стабильности, развития осознания себя и своих эмоций, а также учить ребенка саморегуляции и пониманию чувств других людей;

- физическое развитие: проводить игры, направленные на развитие двигательных навыков и физических возможностей ребенка, а также обучать правильным навыкам самообслуживания;

- социально-коммуникативное развитие: проводить игры, направленные на формирование социальных навыков и умений, способствующих общению с другими детьми, и учить ребенка организовывать свою игровую деятельность;

- установление режима дня: устанавливать устойчивый режим дня и контролировать прием пищи, сна и других форматов привычек, необходимых для нормального физического и психологического развития.

Такие мероприятия помогут ребенку успешно адаптироваться к дошкольному образовательному учреждению.

Выводы. Таким образом, степень адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО зависит от:

- наличия стабильности и предсказуемости в повседневной жизни ребенка;

- уровня адаптации родителей к разлуке с ребенком и к пониманию необходимости посещения ДОО;

- степени подготовленности ребенка к разлуке с родителями и к новому социальному окружению.

Для успешной адаптации детей раннего возраста в ДОО необходимо организовать все условия для создания доверительных и доброжелательных отношений между ребенком и взрослыми. Кроме того, важно соблюдать режим дня, обеспечивать достаточное количество игр и занятий, которые будут интересны, стимулировать и развивать ребенка. Каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода к своей адаптации, поэтому необходимо наблюдать за его поведением и реагировать на изменения, вовремя корректируя процесс адаптации.

Литература:

1. Арифулина, Р.У. Выявление степени адаптированности детей к условиям дошкольной образовательной организации / Р.У. Арифулина, A.B. Мещенко, В.Е. Никишин // Перспективы науки образования. - 2018. - №3.33. -С. 203-210

2. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл // Вопросы психологии. - 1989. -№1. - С. 57-64

3. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Л.В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2016.-236 с.

4. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад / Н.Д. Ватутина. - М.: Просвещение, 2018,- 80 с.

5. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду / Т.В. Костяк. - М.: Академия, 2008. - 50 с.

6. Ламбина, К.А. Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО / К.А. Ламбина, В.В. Неволина // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - №50.7. - С. 28-31

7. Остроухова, А.И. Успешная адаптация. Как ее «измерить»? / А.И. Остроухова // Обруч. - 2018. - № 3,- С. 16-17

8. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. -М.: ВЛАДОС, 2017. - 172 с.

Педагогика

УДК 373.6

кандидат педагогических наук Махлеева Людмила Владимировна

Старооскольский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Старый Оскол)

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИЧНОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Присутствие большого количества профессий и специальностей, наличие затруднений в самооценке личностью профессиональных способностей в сопоставлении их с притязаниями профессии делают задачу профессиональной самоидентичности для подрастающих поколений очень сложной. Молодые люди часто не могут определить жизненные стратегии, свое место в жизни и в обществе, жизненную и профессиональную перспективу. Таким образом, чрезвычайно актуальным «представляется изучение становления профессиональной самоидентичности школьников, когда в рамках учебно-профессиональной деятельности складываются познавательные и профессиональные интересы, профессиональные планы, проектируются жизненные стратегии, решается задача выбора профессии. С целью обеспечения комплексного научного обоснованного подхода при работе над статьёй были применены общенаучные методы: анализ, синтез, сравнительный анализ, системный метод. Содержание работы субъектов образовательной деятельности в рамках реализации технологии становления ПСШ в условиях дополнительного образования способствует повышению качества обучения и активности школьников в учебно-познавательном процессе, позволяет повысить учебную мотивацию школьников, развить профессиональные интересы, повысить качество знаний и умений по изучаемой профессии, скорректировать адекватную самооценку, развить умение самостоятельно приобретать новые знания.

Ключевые слова: профессиональная самоидентичность, технология становления, дополнительное образование, профессиональное обучение, школьник, самоопределение, программа.

Annotation. The presence of a large number of professions and specialties, the presence of difficulties in a person's self-assessment of professional abilities in comparison with the claims of the profession make the task of professional self-identity for the younger generations very difficult. Young people often cannot determine their life strategies, their place in life and in society, their

life and professional prospects. Thus, it is extremely relevant "to study the formation of professional self-identity of schoolchildren, when cognitive and professional interests, professional plans are formed within the framework of educational and professional activities, life strategies are designed, the task of choosing a profession is solved. In order to provide a comprehensive scientific approach, general scientific methods were applied when working on the article: analysis, synthesis, comparative analysis, system method. The content of the work of the subjects of educational activity within the framework of the implementation of the technology of the formation of PSS in the conditions of additional education contributes to improving the quality of education and the activity of schoolchildren in the educational and cognitive process, allows to increase the educational motivation of schoolchildren, develop professional interests, improve the quality of knowledge and skills in the profession being studied, adjust adequate self-esteem, develop the ability to independently acquire new knowledge.

Key words: professional self-identity, technology of formation, component, vocational training, student, self-determination, program.

Введение. «Современное образование нацелено на создание условий для психолого-педагогической поддержки обучающихся в их профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определении реальных возможностей в освоении той или иной профессии, а также приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии и успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда» [2; 3; 8]. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из направлений развития воспитания определено трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое реализуется в частности посредством «содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии» [2; 6, С. 19].

В своем послании Федеральному собранию президент РФ сделал акцент на раннюю профориентацию школьников, что «позволит ребятам попробовать себя в деле, в будущей профессии». В.В. Путин уточнил важность интеграции возможностей дополнительного образования во всех регионах России. Глава государства отметил, что «профориентация сегодня входит в систему дополнительного образования и является неотъемлемым звеном в формировании личности обучающихся, стоящих на пути выбора профессионального учебного заведения и дальнейшего профессионального пути» [2]. Следовательно, образовательная деятельность в организации дополнительного образования детей по развитию личности, способной к самоопределению и самоидентичности, представляется чрезвычайно актуальной.

На данный период времени образовался широкий научный ресурс, рассматривающий вопросы идентичности и самоидентичности. Представления об идентичности как о производной самопознания (А.Н. Леонтьев, Э. Эриксон и др.); подходы к проблеме идентичности как психоаналитической парадигмы (Дж. Марсиа, А. Ватерман и др.); научные представления о проблеме идентичности: социальной (И.С. Кон, В.А. Ядов и др.), личностной и профессиональной (A.A. Азбель, В.А. Гунчина, Л.Б. Шнейдер и др.); научные концепции о самоопределении личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович и др.); изучение сущности и природы внутренних и внешних условий успешной профессионализации (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, и др.); исследования в области профессиональной ориентации и профконсультирования (Е.А. Климов, С.Н. Чистякова и др.); изучение особенностей подросткового и старшего школьного возраста (Л.И. Божович, Э. Эриксон и др.).

«В современном российском обществе рынок труда активно формируется и меняется, мир профессий приобретает чрезвычайную динамичность и изменчивость. Становление собственной идентичности/ самоидентичности, проявляющееся как в личностной, так и в профессиональной сфере является ведущим новообразованием подросткового и старшего школьного возраста» [2].

По мнению автора «технология становления профессиональной самоидентичности школьников в условиях дополнительного образования способствует повышению готовности учащихся к самостоятельному и осознанному выбору будущей профессии; достижению объективности самооценки профессионально-важных качеств; реализации своего потенциала (знания, умения, личностные качества) на практике, для успешной деятельности в социальной среде; а также помощи школьникам в познании себя, своих способностей и возможностей» [2; 5].

Научная новизна заключается в разработке и апробации технологии становления профессиональной самоидентичности школьников, включающей в себя проектирующий, организационно-деятельностный и рефлексивный этапы.

Изложение основного материала статьи. Технология становления профессиональной самоидентичности школьников (далее - ПСШ) в условиях дополнительного образования характеризует целостный системный образовательный процесс в организации дополнительного образования детей, при организации профессионального обучения учащихся 10-11 классов в соответствии с выделенными критериями и показателями ПСШ и предложенными педагогическими условиями её эффективного становления.

«Целью разработанной технологии становления ПСШ в условиях дополнительного образования является формирование/ развитие у педагогов дополнительного образования методической и психолого-педагогической готовности к работе по становлению ПСШ, эффективное становление профессиональной самоидентичности в условиях дополнительного образования» [2].

Реализация технологии ПСШ осуществлялась на трёх этапах: проектирующем, организационно-деятельностном и рефлексивном.

На проектирующем этапе апробирования технологии было определение форм и методов учебно-профессиональной деятельности учителей, школьников и их родителей в условиях дополнительного образования. Содержанием работы стало подготовка учебного и учебно-методического обеспечения процесса становления ПСШ, что способствует подготовке педагогического сопровождения данного процесса с помощью учебно-производственных ресурсов.

Содержанием работы со школьниками на данном этапе стало:

- заключение договоров о сетевой форме взаимодействия по реализации программ профессионального обучения между учреждением дополнительного образования и образовательными организациями среднего профессионального образования (далее - СПО);

- разработка основных программ профессионального обучения по профессиям рабочего, должностям служащего;

- организация муниципального фестиваля профориентационных проектов учащихся и педагогов и профориентационной акции «Твоя карьера - в твоих руках!»;

- создание программы элективного курса элементов «Профессиональный вектор» с целью формирования у обучающихся личной готовности к первичному самоопределению в проектировании жизненных стратегий и планов;

- подготовка комплексной программы детского отдыха «Большое путешествие на разноцветном поезде», с профильными лагерными сменами.

При работе с педагогами были запланированы семинар и конференция, посвященные проблеме становления ПСШ, а также подкорректированы планы методического совета и воспитательной работы по организации профориентационной работы со школьниками.

В рамках работы по направлению работы с родителями были подготовлены лектории профориентационной направленности.

Целью организационно-деятельностного этапа стало развитие компонентов ПСШ в условиях дополнительного образования (ценностного, мотивационного, когнитивного, рефлексивного) при проведении различных мероприятий.

Учебно-профессиональная деятельность школьников была организована по программам профессиональной подготовки обучающихся Х-Х1 классов общеобразовательных организаций. По мнению автора «ценность организации профессионального обучения школьников заключалась в том, что содержание этих программ дополняется и органично связывается с содержанием элективного курса и работой летних лагерных профильных смен (досуговая деятельность), программы коррелируют и дополняют друг друга. В целях повышения качества образовательных услуг, оказания практико-ориентированной помощи школьникам в выборе пути продолжения профессионального образования была апробирована с образовательными организациями СПО сетевая форма реализации программ профессиональной подготовки учащихся. Обучение в группах было реализовано педагогами образовательных организаций СПО» [2].

Теоретическое обучение по профессиям организовано посредством проведения лекций, семинаров, лабораторных и практических работ, экскурсий, контрольных работ, квалификационного экзамена. Автор убеждён, что «становлению ПСШ способствует активизация учебно-профессиональной деятельности школьников, поэтапное формирование самопознания, рефлексивных умений, которые осуществлялись педагогами при эффективном использовании на занятиях проблемного диалога, кейс-метода, проектного метода, тренингов в форме проведения групповых дискуссий, профессионально-ориентированных игр» [2; 4].

Главным аспектом технологии становления ПСШ является оперативная обратная связь, которая проникает во всю учебно-профессиональную деятельность, определяя характер педагогических воздействий на обучающегося. Автор акцентирует внимание на том, что «в контексте деятельностного подхода профессионально-ориентированное обучение стимулирует школьников использовать полученные знания в решении практических задач в период профессионального обучения; учит анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды на реалии профессиональной действительности» [2].

На основании организации и проведении учебной и производственной практик предусмотрена практическая часть программы. Главным условием организации учебной практики было то, что она проходила на базах образовательных организаций СПО, с использованием их материально-технического оснащения. Автор полагает, что «учебная практика позволила последовательно поддерживать определенный режим деятельности обучающихся, осуществить овладение практическим опытом профессиональной деятельности под контролем педагога. На занятиях педагоги формируют ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии, информируя обучающихся о путях овладения избранными профессиями; раскрывая их социальные, экономические и психологические стороны, формируя умения анализировать мир профессий, анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора» [2].

Производственная практика является неотъемлемой составной частью и своеобразной формой организации профессионально-ориентированного обучения. В рамках деятельностного подхода важным аспектом организации производственной практики обучающихся стало заключение между учреждением дополнительного образования и производственными предприятиями, организациями различных форм собственности договоров. В части профессионально-ориентированной технологии при прохождении производственной практики, как считает автор, «стало доступным многократное воспроизведение целостного комплекса одних и тех же практических действий, в процессе которых происходит осознание и идентификация себя с профессиональной деятельностью, выявление недостаточности сформированных умений в различных видах деятельности, является благоприятной формой для становления ПСШ. Именно в процессе производственной практики в ходе развития показателей когнитивно-информационного критерия становления ПСШ предполагается переход от теоретических знаний о профессиональной деятельности, профессиональных обязанностях к овладению необходимыми профессиональными умениями, сформированности профессионально важных качеств личности» [2]. Исследование показало, что «организация данного вида практики именно на производственных предприятиях и организациях различных форм собственности способствует активизации учебно-профессиональной деятельности школьников, позволяет овладеть начальными профессиональными умениями, знакомит с основами будущей профессиональной деятельности в реальных условиях; помогает решить следующие задачи: формирование осознанной потребности в труде; уважение к людям труда; воспитание в духе коллективизма; воспитание трудовой и производственной дисциплины; формирование интереса к профессии; практическое закрепление знаний и умений, полученных в процессе профессионального обучения» [21.

В процессе развития познавательного интереса школьников к определённому виду профессии и повышения уровня обученности, прослеживалась корректировка самооценки детей как показателя отношения учащегося к самому себе, своим проявлениям, способностям. По мнению автора «познавательный интерес к изучаемой профессии непосредственно влияет не только на развитие показателей познавательно-оценочного критерия становления ПСШ, но и на самоидентификацию школьника в целом» [7].

Итоговая аттестация при освоении программ профессиональной подготовки организована в форме квалификационных экзаменов по изучаемым профессиям, в результате чего школьникам присваивается соответствующая квалификация [1].

Процесс профессионального обучения построенный на личностно-ориентированном подходе «позволил четко выделить приоритеты в обучении, учесть интересы, потребности школьников как субъектов учебно-профессиональной деятельности. Умение усваивать и применять на практике полученные знания оказали сильное влияние на развитие мышления школьников, владеющих этими знаниями. Они осознали, что выбор оптимального алгоритма действий возможен только при умении осознанно использовать знания. В процессе профессионального обучения школьники осознали себя активными субъектами учебно-профессиональной деятельности, что стало основой становления профессиональной самоидентичности обучающихся, начального формирования профессионально важных качеств» [2].

Встречи с представителями ОКУ Старооскольский городской центр занятости населения города Старый Оскол Белгородской Области (далее - центр занятости) в форме «круглого стола» способствовали профориентационной информированности школьников. Специалисты центра занятости познакомили школьников со статистикой востребованности молодых специалистов на рынке труда, познакомили с некоторыми общими правилами выбора профессии, раскрыли специфику своей работы, рассказали о спектре развивающихся профессий Белгородчины. Ребятам уточнили правовые аспекты при трудоустройстве молодёжи и подростков. На встрече каждому подростку представилась

возможность задать волнующие его вопросы, ребята обсудили типичные ошибки, встречающиеся при выборе будущей профессии.

Через активизацию социально-профессионального самоопределения обучающихся, в целях формирования позитивной мотивации к квалифицированному труду, а также обеспечение преемственности в профориентационной работе между различными уровнями образования в образовательной организации, были проведены Муниципальная профориентационная акция «Твоя карьера - в твоих руках!» и муниципальный фестиваль профориентационных проектов учащихся и педагогов.

В рамках педагогического сопровождения процесса становления ПСШ параллельно с реализацией программ профессионального обучения была апробирована программа элективного курса «Профессиональный вектор» для обучающихся 10-х классов со сроком реализации 1 год (34 часа). Часы, отведённые для реализации данной программы, были выделены из часов, отведённых на дополнительное образование детей [5]. Данный курс, автором которого является Махлеева Л.В., был направлен, прежде всего, на формирование у школьников личностной готовности к первичному профессиональному самоопределению в проектировании жизненных планов и стратегий в соответствии с собственными интересами, желаниями, умениями и способностями, развитие интереса к профессиональной деятельности в целом, к рабочим профессиям [1].

Задачи элективного курса состояли в:

- расширении знаний школьников о мире профессий, знакомстве со спецификой современного рынка труда, правилами выбора способов получения профессии;

- представлении о профпригодности и компенсации способностей;

- помощи обучающимся в раскрытии психологических особенностей своей личности;

- способности формирования психологической готовности школьника к выбору дальнейшей профессиональной карьеры;

- умении соотнести свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией на основе самодиагностики и знании мира профессий;

- формировании психологической готовности подростка к выбору профиля обучения и профессиональной деятельности, положительного отношения к себе, осознанию своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;

- умении планировать профессиональную карьеру.

В режиме свободного доступа на сайте образовательной организации были предоставлены: фото и видеоматериалы лучших проектов школьников; видео-демонстрация полученных практических навыков в рамках прохождения обучающимися производственной практики. Также с целью формирования показателей мотивационного критерия ПСШ были проведены виртуальные экскурсии на производства различных форм собственности; мастер-классы специалистов образовательных организаций. Для развития учебно-познавательной потребности, профессионального интереса и профессиональных мотивов школьников на сайте образовательной организации была создана страничка «Виртуальный день открытых дверей», где школьник мог в любой момент ознакомиться с деятельностью учреждения дополнительного образования и его ведущими направлениями.

В части педагогического сопровождения процесса становления ПСШ была разработана комплексная программа детского отдыха «Большое путешествие на разноцветном поезде». Данная программа была апробирована на базе детского загородного оздоровительного лагеря, которая состояла из трех летних лагерных профильных смен: технической, профориентационной и физкультурно-спортивной направленности. Главными задачами данной программы стали:

1. создать условия для организованного отдыха детей, для их оздоровления и восстановления физического потенциала;

2. вовлечь каждого ребёнка в педагогический процесс через наиболее эффективные формы деятельности.

В контексте нашего исследования, особое внимание было отведено профориентационной смене, которая была организована в период летних каникул (21 календарный день) для обучающихся от 7 до 17 лет общеобразовательных организаций. Профессиональная ориентация школьников, подготовка к осознанному профессиональному выбору было основной целью смены.

Анализ и оценка результатов становления ПСШ в условиях дополнительного образования были проведены на рефлексивном этапе технологии. Для определения у педагогов уровня понимания феномена профессиональной самоидентичности, а также целесообразности формирования профессиональной [2] самоидентичности у школьников в условиях дополнительного образования, нами был проведён экспресс-опрос. Анализ результатов опроса позволил констатировать высокий уровень (свыше 80%) понимания феномена «профессиональная самоидентичность», а также сделать вывод о целесообразности формирования профессиональной самоидентичности у школьников в условиях дополнительного образования. Это позволило нам констатировать, что «изучение сути феномена профессиональной самоидентичности и ее основных структурных составляющих в рамках реализации технологии становления ПСШ в условиях дополнительного образования имеет положительный эффект» ¡2].

Диагностика показателей ПСШ констатировала позитивную динамику, что определило эффективность применения технологии становления ПСШ в условиях дополнительного образования. «Отмечен значительный рост количества обучающихся с высоким и средним уровнем профессиональной самоидентичности (высокий уровень у 80% школьников, средний уровень у 17,5% школьников, у 2,5% школьников низкий уровень). Это позволило утверждать, что внедрение в практику апробированной технологии становления ПСШ при обеспечении необходимых педагогических условий эффективно влияет на становление ПСШ» \2].

Выводы. К завершению реализации технологии более 80% обучающихся продемонстрировали высокий уровень становления профессиональной самоидентичности. По мнению автора «положительная динамика в содержании компонентов профессиональной самоидентичности констатирует развитие у школьников устойчивой системы ценностей, сформированность целостности образа профессионального будущего; определение жизненных и проектирование профессиональных планов, которые выражены в сочетании реалистичности и оптимистичности; формирование объективной самооценки учащихся. Следовательно, организация профессионального обучения школьников посредством сетевого взаимодействия с ОО СПО, сопровождение учебно-профессиональной деятельности школьников элективным курсом «Профориентационный вектор» и летними лагерными профильными сменами позволило создать педагогические условия для эффективного становления ПСШ» [2].

Литература:

1. Махлеева, Л.В. Программы профессиональной подготовки обучающихся Х-Х1 классов общеобразовательных организаций по профессиям «Кондитер» и «Швея» / разработчик Л.В. Махлеева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cttpo.ucoz.ru/programmi/konditer_sttid.pdf; http://cttpo.ucoz.ru/programmi/shveja.pdf (дата обращения: 10.06.2021)

2. Махлеева, Л.В. Становление профессиональной самоидентичности школьников в условиях дополнительного образования: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Махлеева Людмила Владимировна. - Белгород, 2021. -260 с.

3. Российская Федерация. Постановления. Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации: Постановление №1: [принят Министерством труда и социальной защиты РФ 27 сент. 1996 г.]. - Москва. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.garant.ru (дата обращения: 09.02.2020)

4. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения: Приказ № 438: [утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации 26 авг. 2020 г.]. - Москва. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.garant.ru (дата обращения: 10.02.2020)

5. Профессиональная самоидентичность школьников: содержание и технология становления: монография / Л.В. Махлеева, В.Н. Кормакова. - Москва: РУСАЙНС, 2022. - 134 с.

6. Российская Федерация. Распоряжения. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение № 996-р: [принято Правительством Российской Федерации 29 мая 2015 г.]. - Москва. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.garant.ru (дата обращения: 28.04.2021)

7. Скибо, Т.Ю. Педагогические условия становления профессиональной и личностной идентичности студентов колледжа: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Скибо Татьяна Юрьевна. - Воронеж, 2004. -247 с.

8. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон №273-Ф3: [принят Государственной Думой 29 декаб. 2012 г.]. - Москва: «Омега-Л», 2014. - 134 с.

Педагогика

УДК:378.8

кандидат педагогических наук, доцент Мельникова Елена Петровна

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НЕПРОФИЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей формирования навыков межкультурной иноязычной коммуникации на основе языковой личности студентов неязыковых факультетов вуза. Рассматриваются базовые понятия исследования: «личность», «языковая личность», «межкультурная иноязычная коммуникация». Автором раскрываются основы теории методики формирования межкультурной иноязычной коммуникации с выявлением основ языковой личности студента вуза и практические результаты исследования. Данная методика успешно апробирована в процессе реализации базового курса английского языка на факультете управления и психологии Кубанского государственного университета.

Ключевые слова: языковая личность, уровни языковой личности, межкультурная иноязычная коммуникация, критерии и показатели сформированности навыков межкультурной иноязычной коммуникации.

Annotation. The article deals with the issues of the characteristics of intercultural communication skills formation analysis based on the linguistic persona of non-linguistic university students. There are given grounds for definition of the terms "persona", "linguistic persona", "foreign language intercultural communication". The author examines the fundamentals of the theory of methods of formation of intercultural foreign-language communication as well as identification of the basis of the university student linguistic persona and the practical results of the research. This method has been successfully tested in the basic course of English language at the department of management and psychology of Kuban State University.

Key words: linguistic persona, levels of linguistic persona, foreign language intercultural communication, skills formation criteria and indicators of foreign language intercultural communication.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. Интерес к вопросам развития навыков межкультурной коммуникации с точки зрения языковой личности в лингвистике и в педагогической науке был продиктован изначально расширением гармоничного взаимодействия культур в мире на разных уровнях (туризм, деловые производственные отношения, искусство т.д.), исследованием диалога языков и народов, а также внешними и внутренними процессами развития научной мировой мысли языкознания. Важность языкового образования закреплено в различных образовательных актах РФ и направлениях высшего образования, что затрагивает все сферы жизнедеятельности людей в каждой стране. Образование призвано сформировать не только высокограмотного специалиста, но и профессионала с высокой языковой культурой, соответственно качественно взаимодействующего в сотрудничестве с различными типами мышления при общении с представителями других наций. В этом контексте, согласно М.М. Бахтину [1], [7] именно в диалоге культур сам человек при постижении языка другой культуры в коммуникации повышает уровень своего самопознания, самоценности, обогащает целостность своей культуры и родного языка. В связи с этим, развитие навыков межкультурной иноязычной коммуникации языковой личности студентов вуза становится актуальным как никогда в современном мире. Поэтому в современных условиях расширения межкультурной коммуникации в глобальном мире выпускнику вуза необходимо оптимально обладать собственной языковой личностью как фактором развития навыков межкультурной коммуникации при изучении иностранного языка, в нашем исследовании английским, выполняющим функции универсального языка общения людей разных стран.

Исследованием вопросов языковой личности с точки зрения разных дисциплин в разные времена занимались: ИЛ. Вайсгербер (1927 г.), В.В. Виноградов (1930 г.), Л.И. Бердникова, М.Р. Львов, А.П. Сковородников, В.А. Чудинов и др., [1], [2], [6] - рассматривали само понятие; М.М. Бахтин, Г.И. Богин, В.Л. Краев, Ю.Н. Караулов В.И. Карасик, О.Б. Сиротина (1980-е) и др. [2], [3], [4] - с точки зрения видов языковой личности; В.П. Конецкая, А.А. Леонтьев, А.А. Красных, Ю.Е. Прохоров, О.В. Филиппова (1990е) и др. [3], [5], [6] - рассматривали языковую личность с точки зрения речевой и коммуникативной личности. Но, все исследователи сходились во мнении, что для развития межкультурной иноязычной коммуникации личности любого человека и любого языка необходимо понимать основы языковой личности.

Языковая личность человека это не просто его опосредованные знания какого-либо иностранного языка, навыки общения и владение самим иностранным языком, но и знания культуры языкового поведения этого народа, культурные традиций общения нации как база межкультурной коммуникативной компетентности, что зачастую отсутствую у партнеров по коммуникации и приводит к множеству проблем взаимопонимания, как в деловой, так и в личностной сфере, а значит, требует тщательной научной доработки. В настоящее время недостаточно изучено понятие языковой личности в применении к межкультурной иноязычной коммуникации.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время понятие языковой личности с точки зрения развития навыков межкультурной иноязычной коммуникации требует точечного изучения. Тема нашего исследования предполагает рассмотрение ряда ключевых понятий, которые являются отправной точкой нашего исследования, а именно: «личность»,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.