Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профориентационная работа / студенты / педагоги / компетенции / опыт / филологический проект / воспитание / лучшие профориентационные практики / career guidance work / students / teachers / competencies / experience / philological project / education / the best career guidance practices

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р.Н. Афонина, П.В. Маркина

В статье рассматривается опыт Алтайского государственного педагогического университета по организации педагогического наставничества в профориентационной работе студентов Института филологии и межкультурной коммуникации. Мероприятия, проводимые в рамках профориентационной работы, направлены на развитие мотивации школьников к обучению в педагогическом университете, социализацию, способствуют проявлению познавательных, научных, культурных и профессиональных интересов. Выстроенная система многолетней работы позволяет как школьникам, так и студентам приобрести новые знания и умения, найти единомышленников среди сверстников и наставников, повысить профессиональной уровень. Наиважнейшим становится образовательный сегмент, который не только ориентирует школьников на высокий балл при поступлении, но и выявляет одаренность. Воспитательная составляющая заключается в том, что в ходе проектной деятельности субъекты взаимодействия примеряют на себя будущую профессию, что позволяет каждому расставить приоритеты в личном образовательном маршруте и сделать для себя зримыми приобретение необходимых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Р.Н. Афонина, П.В. Маркина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MENTORING IN CAREER GUIDANCE WORK WITH SCHOOLCHILDREN

The article examines the experience of the Altai State Pedagogical University in organizing pedagogical mentoring in the career guidance work of students of the Institute of Philology and Intercultural Communication. The activities carried out within the framework of career guidance are aimed at developing the motivation of schoolchildren to study at a pedagogical university, socialization, and contribute to the manifestation of cognitive, scientific, cultural and professional interests. The built-up system of long-term work allows both schoolchildren and students to acquire new knowledge and skills, find like-minded people among peers and mentors, and improve their professional level. The most important is the educational segment, which not only orients students to a high score on admission, but also reveals giftedness. The educational component consists in the fact that in the course of project activities, the subjects of interaction try on a future profession, which allows everyone to prioritize their personal educational route and make the acquisition of necessary competencies visible to themselves.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ»

Рубрика «Качественное онлайн-обучение и преподавание» (Quality Online Learning and Teaching Rubric (QOLT))

Рубрика QOLT была впервые опубликована в 2010 году. Это программа, разработанная Университетской системой штата Калифорния. Она обеспечивает основу для разработки и проведения онлайн-курсов и служит инструментом поддержки и развития онлайн-обучения.

Согласно QOLT, эту рубрику можно использовать для разработки электронного обучения следующими способами: как инструмент «самооценки» программы, дающий советы преподавателям, касающиеся того, как пересмотреть онлайн-курс, чтобы гармонизировать его с рубрикой, и как компас для преподавателей и/или администрации при внесении изменений для облегчения обучения.

Руководящие принципы, предложенные в рубрике: 1) обзор и введение курса, 2) оценка обучения учащихся, 3) использование учебных материалов и ресурсов, 4) взаимодействие с учащимися и обучающимся сообществом, 5) содействие и обучение, 6) технологии преподавания и обучения, 7) поддержка и ресурсы учащихся, 8) доступность и общий дизайн, 9) краткое изложение и схема курса, и 10) готовность LMS.

Учебная модель - Определить, Выбрать, Создать, Вовлечь и Оценить (Identify, Choose, Create, Engage, and Evaluate (ICCEE))

Модель УД - ICCEE, предложенная L.L. Chen, состоит из пяти этапов: Identify, Choose, Create, Engage, and Evaluate - «Определить», «Выбрать», «Создать», «Вовлечь» и «Оценить» [7].

Этап 1: определяются: формат курсов и цели обучения, потребности и характеристики обучающихся, цифровые технологии, которые будут применяться для максимизации обучения; анализируется среда обучения, и подбираются соответствующие теории педагогического обучения.

Этап 2: принимается решение об организации контента и цифровых материалов, выбираются эффективные технологические инструменты для облегчения различных действий в Интернете, а также соответствующие ресурсы для обучения.

Этап 3: используются соответствующие методы обучения, формируется вспомогательный материал для обучаемых, определяется архитектура простран-

Библиографический список

ства онлайн-обучения через платформу, определяются виды деятельности и методы оценки, продвигаются методы интерактивного общения и создаются сообщества онлайн-обучения.

Этап 4: онлайн-преподаватели сосредотачивают внимание на процессе проведения электронного обучения, обеспечивают вовлечение и участие учащихся в его процессе, а также обеспечивают своевременную обратную связь, информируя об их успеваемости.

Этап 5: далее следует формирующая и суммирующая оценки обучаемых с помощью различных стратегий, а также оценивается эффективность образовательных методов и материалов.

Предложенная Ченом модель представляет собой хорошо продуманную структуру принципов УД, которая успешно объединяет элементы, взятые из традиционных очных и более современных моделей разработки учебных программ для онлайн-обучения. Это личностно ориентированная модель, учитывающая множество педагогических аспектов. Кроме того, она достаточно гибка, поскольку позволяет адаптироваться к потребностям он-лайн-обучения.

Разработка учебных программ (или учебный дизайн) совершенно необходима для создания эффективных образовательных или обучающих мероприятий. Учебные программы служат ценными концептуальными инструментами для сопоставления надлежащего творческого процесса обучения с соответствующей проектной ситуацией, а также обеспечивают эффективную основу для проведения исследований и создания высококачественных образовательных материалов в очном или онлайн-обучении.

Дизайн-разработки учебных программ должны включать глубокое понимание различных методов проектирования, теорий и стилей обучения. Критерии выбора лучшей модели УД могут быть сложной задачей и зависят от целей учебного курса или программы, от целевой аудитории обучения и постоянной поддержки и сотрудничества все заинтересованных сторон. Очевидно, что это многообещающая область, в которую постоянно внедряются новые подходы к разработке эффективного и увлекательного опыта обучения с целью достижения оптимальных результатов образовательного процесса.

1. Анюшенкова О.Н. Стратегии адаптации высшего образования к цифровой экономике. Самоуправление. 2022; № 4 (132): 179-182.

2. Gagné R.M., Briggs L.J., Wager W.W., Principles of instructional design. Belmont, CA: Wadsworth/Thomson Learning, 1992.

3. Karpova T.A., Voskovskaya A.S., Anyushenkova O.N., Digtyar O.Yu., Bottigliero F. Establishing interdisciplinary logical connections at the non-linguistic higher school in the process of the foreign language teaching. Espacios. 2020; Т. 41, № 11: 5.

4. Dick W., Carey L., Carey J. The systematic design of instruction. New York (US): Pearson, 2014.

5. Morrison G., Ross S., Kalman H., Kemp J. Designing effective instruction. New York, NY: John Wiley & Sons, 2013.

6. Alonso F., Lopez G., Manrique D., Vines J.M. "An instructional model for web-based e-learning education with a blended learning process approach," British Journal of educational technology. 2005; Vol. 36, № 2: 217-235.

7. Chen L.L. A Model for Effective Online Instructional Design. Literacy Information and Computer Education Journal (LICEJ). 2016; Vol. 6, № 2: 2303-2308.

References

1. Anyushenkova O.N. Strategii adaptacii vysshego obrazovaniya k cifrovoj 'ekonomike. Samoupravlenie. 2022; № 4 (132): 179-182.

2. Gagné R.M., Briggs L.J., Wager W.W., Principles of instructional design. Belmont, CA: Wadsworth/Thomson Learning, 1992.

3. Karpova T.A., Voskovskaya A.S., Anyushenkova O.N., Digtyar O.Yu., Bottigliero F. Establishing interdisciplinary logical connections at the non-linguistic higher school in the process of the foreign language teaching. Espacios. 2020; T. 41, № 11: 5.

4. Dick W., Carey L., Carey J. The systematic design of instruction. New York (US): Pearson, 2014.

5. Morrison G., Ross S., Kalman H., Kemp J. Designing effective instruction. New York, NY: John Wiley & Sons, 2013.

6. Alonso F., Lopez G., Manrique D., Vines J.M. "An instructional model for web-based e-learning education with a blended learning process approach," British Journal of educational technology. 2005; Vol. 36, № 2: 217-235.

7. Chen L.L. A Model for Effective Online Instructional Design. Literacy Information and Computer Education Journal (LICEJ). 2016; Vol. 6, № 2: 2303-2308.

Статья поступила в редакцию 25.03.24

УДК 378

Afonina R.N., Cand. of Sciences (Agriculture), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: ARN1960@yandex.ru Markina P.V., Cand. of Sciences (Philology), Dean of Department, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: markina_pv@altspu.ru

PEDAGOGICAL MENTORING IN CAREER GUIDANCE WORK WITH SCHOOLCHILDREN. The article examines the experience of the Altai State Pedagogical University in organizing pedagogical mentoring in the career guidance work of students of the Institute of Philology and Intercultural Communication. The activities carried out within the framework of career guidance are aimed at developing the motivation of schoolchildren to study at a pedagogical university, socialization, and contribute to the manifestation of cognitive, scientific, cultural and professional interests. The built-up system of long-term work allows both schoolchildren and students to acquire new knowledge and skills, find like-minded people among peers and mentors, and improve their professional level. The most important is the educational segment, which not only orients students to a high score on admission, but also reveals giftedness. The educational component consists in the fact that in the course of project activities, the subjects of interaction try on a future profession, which allows everyone to prioritize their personal educational route and make the acquisition of necessary competencies visible to themselves.

Key words: career guidance work, students, teachers, competencies, experience, philological project, education, the best career guidance practices

Р.Н. Афонина, канд. с.-х. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: ARN1960@yandex.ru

П.В. Маркина, канд. филол. наук, директор Института филологии и межкультурной коммуникации Алтайского государственного педагогического

университета, г. Барнаул, E-mail: markina_pv@altspu.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ

В статье рассматривается опыт Алтайского государственного педагогического университета по организации педагогического наставничества в профо-риентационной работе студентов Института филологии и межкультурной коммуникации. Мероприятия, проводимые в рамках профориентационной работы, направлены на развитие мотивации школьников к обучению в педагогическом университете, социализацию, способствуют проявлению познавательных, научных, культурных и профессиональных интересов. Выстроенная система многолетней работы позволяет как школьникам, так и студентам приобрести новые знания и умения, найти единомышленников среди сверстников и наставников, повысить профессиональной уровень. Наиважнейшим становится образовательный сегмент, который не только ориентирует школьников на высокий балл при поступлении, но и выявляет одаренность. Воспитательная составляющая заключается в том, что в ходе проектной деятельности субъекты взаимодействия примеряют на себя будущую профессию, что позволяет каждому расставить приоритеты в личном образовательном маршруте и сделать для себя зримыми приобретение необходимых компетенций.

Ключевые слова: профориентационная работа, студенты, педагоги, компетенции, опыт, филологический проект, воспитание, лучшие профо-риентационные практики

Актуальность: прошедший год в России был посвящен педагогу и наставнику как профессионалу и мастеру своего дела, волонтеру, тьютору, помогающему в профессиональном становлении начинающему специалисту Педагоги-наставники - это огромный контингент профессионального сообщества, который активно делится опытом своей работы с коллегами и учениками и способствует их профессиональному становлению и развитию [1].

В профориентационной практике имеет место как традиционное наставничество, осуществляемое опытными педагогами, так и реверсное наставничество, реализуемое студентами. Наставничество осуществляется опытными педагогами по актуальным направлениям содержания и методики обучения [2]. Реверсное наставничество организовывается студентами при использовании современных информационных технологий, позволяющих интенсифицировать воспитательно-образовательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

Цель исследования - анализ опыта Алтайского государственного педагогического университета по организации педагогического наставничества в профориентационной работе студентов Института филологии и межкультурной коммуникации. Для достижения поставленной цели необходимо решить соответствующие задачи: 1) описать систему работы школы словесности, 2) рассмотреть концепцию выездных интерактивных филологических мероприятий, 3) представить результаты работы проекта платформы «Россия - страна возможностей».

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в описании разных форм профориентационной работы, через которые могут решаться те или иные задачи, а практическая значимость результатов исследования видится в возможности использования представленных практик в профориентацион-ной деятельности, в том числе и в сферах других направлений.

Традиция наставничества в АлтГПУ существует с момента его образования уже более 90 лет. С течением времени активно развивается успешное традиционное наставничество и появляются новые формы, в их числе - реверсивное наставничество. В большей мере формированию опыта субъективирования у наставника способствуют гуманитарные технологии, партнёрские взаимоотношения субъектов образовательного процесса, наличие внутренней мотивации, самоорганизация и рефлексия [3].

В Институте филологии и межкультурной коммуникации АлтГПУ накоплен значительный опыт работы педагогов-наставников со студентами и учителями по проведению профориентационной работы, новыми форматами которой являются как проводимые на базе института занятия, так и выездные меропритяи для сельских школьников, живущих в удаленных районах края. В аналитическом осмыслении этого опыта и заключается научная новизна исследования.

Педагогами-наставниками, преподавателями института разработаны и реализуются проекты «Школа словесности», «Выездная школа словесности», предметные олимпиады для школьников. Назовем и студенческую экспедицию «Школа-практикум для юных журналистов Алтайского края и Республики Алтай».

С 2012 года во время школьных каникул (осенних, зимних, весенних) институт организует и проводит для учащихся 10-11 классов занятия в Школе словесности. Был опыт приглашения и девятиклассников. Для обучения в этой Школе подают заявки учащиеся городских и сельских школ Алтайского края, близлежащих регионов, например Республики Алтай, Кемеровской области, Казахстана. На сегодняшний день некоторые выпускники Школы словесности не только успешно окончили университет и магистратуру с красными дипломами, но и успели защитить кандидатские диссертации или сами стать руководителями Школы.

Обозначенный формат работы предполагает знакомство школьников с учебой в университете, с инфраструктурой вуза, посещение корпусов и общежитий. Происходит общение со студентами и преподавателями, членами приемной комиссии, неформальный разговор на волнующие темы. Ещё один важный аспект - встречи с единомышленниками. Подготовка к ЕГЭ по профилирующим предметам и отдых, например, Рождественский бал и пр., получение информации об олимпиадах, дающих дополнительные баллы, и обмен контактами - все эти составляющие позволяют Школе словесности успешно функционировать на протяжении стольких лет. В период коронавируса Школа переходила в он-лайн-формат, но при первой возможности вернулась к очным встречам, это говорит о том, что живое общение важно.

Иногородним участникам предоставляется проживание и питание в санатории-профилактории «Мечта», которым могут пользоваться студенты и преподаватели университета. Словно в зеркале, школьники и студенты видят себя в прошлом или будущем, что позволяет помочь друг другу. Для тех, кто не имеет возможности приехать в постпандемийный период, опробован формат дистанционного подключения к занятиям и тестированиям. Дана возможность получения любой консультации, связанной с подготовкой по профилирующим предметам, будущим поступлением и обучением. Все формы работы для участников бесплатные.

С одной стороны, школа словесности - это интерактивные каникулы, встречи и новые знакомства, возможность в неформальной обстановке избавиться от стресса, связанного с предстоящей сдачей ЕГЭ, с другой - это погружение в профессию: лекции и мастер-классы по лингвистике и литературоведению от педагогов разных кафедр, знакомство со студенческими сообществами, отрядами и первый опыт научной деятельности. И самое главное - в организацию вовлекаются студенты.

На подготовительном этапе работы проведения Школы словесности составляется расписание, определяются лекторы и аудитории, назначаются тьюторы, формируется команда информационного сопровождения. В расписании Школы словесности планируются консультации и тестирование по типу ЕГЭ (русский язык, литература, обществознание), интеллектуальные игры и экскурсии, открытые лекции, круглые столы, филологические квесты, литературные гостиные, встречи с преподавателями и представителями студенческих объединений университета.

Все занятия проводятся на базе института, который становится площадкой для познавательных занятий, новых знаний, интересных встреч, открытий для сегодняшних школьников - будущих студентов. Все участники получают сертификаты. До начала работы Школы команда информационного сопровождения знакомит ее участников с лекторами - преподавателями, тьюторами, информирует о направлениях подготовки в институте, рассказывает о достижениях его студентов и выпускников, помогает разобраться в нормативных документах предстоящей приемной кампании.

Образовательная составляющая мероприятий - наиважнейший сегмент, так как подготовка по русскому языку, литературе, обществознанию преследует цель не просто сдать ЕГЭ, но и набрать наиболее высокие баллы, которые позволят поступить на бюджетной основе в вуз. К тому же решаются задачи выявления филологических талантов, привлечение учащихся к другим конкурсам и олимпиадам по русскому языку и литературе, к научным исследованиям и филологическим проектам.

Для школьников, проживающих в отдаленных районах края, организуется проведение выездных занятий Школы словесности. Даты проведения таких занятий согласуются с муниципальными отделами просвещения. Занятия обычно проводятся на базе сельских школ по запланированному расписанию: это лекции, консультации, мастер-классы, интерактивные формы работы, когда юный филолог может попробовать себя в роли лингвиста-эксперта, оценивающего товарный знак, или исследователя-текстолога, пытающегося разделить верно слова в древнерусском тексте «Слова о полку Игореве». В проведении выездных занятий вместе с преподавателями-наставниками принимают активное участие студенты как лекторы, тьюторы, организаторы мастер-классов и корреспонденты.

В институте ежегодно проводится Международная олимпиада для школьников по русскому языку, Краевой конкурс проектов школьников и учащихся колледжей «Язык молодежных СМИ», Краевая олимпиада для школьников по культурологии, конкурс научных работ и проектов, а также Международная конференция молодых ученых с возможностью публикации статей в журнале «Пятый этаж» (РИНЦ). Ежегодно школьники выступают с докладами на секционных заседаниях по русскому языку, литературе и культурологии. Для реализации конкурсов разработаны положения об их проведении, направляются информационные письма в школы Алтайского края. Проводится торжественное открытие и закрытие конкурсов, награждение победителей, рассылаются сертификаты участникам и письма благодарности руководителям и учителям. Студенты института, будущие учителя Алтайского края, вовлечены в работу, и всю ее специфику знают изнутри

(это позволяет впоследствии им рекомендовать своим ученикам участие в Школе словесности и других мероприятиях).

Команда студентов института, обучающихся по направлению «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): Филологическое образование и дополнительное образование (молодежная журналистика)» под руководством педагога-наставника выполняла грант Президентской платформы «Россия -страна возможностей». Программа проекта предполагала организацию студенческой экспедиции «Школа-практикум для юных журналистов Алтайского края и Республики Алтай «Культура малых народов в культуре России»».

Студенты проводили мастер-классы для учащихся школ по трём направлениям: написание и редактура текстов, съёмка и обработка фотографий, видеосъёмка и монтаж. Студенты, проводившие мастер-классы по написанию и редактированию текстов, предлагали схемы построения статей, которые школьники с лёгкостью смогут использовать в своей деятельности, демонстрировали собственный опыт Опираясь на понимание того, что русский язык невероятно богат, студенты доказывали школьникам, что посредством текстов можно описывать любые обстоятельства и события так же ярко и полно, как на фото и видео.

Студенты, участвующие в проведении мастер-классов по фотосъёмке и обработке фотографий, демонстрировали технику по базовым настройкам фотоаппарата и материал для последующей обработки изображений на базе «Точек роста» тех школ, которые поселила выездная команда. Представление информации в простой и наглядной форме способствовало формированию элементарных умений по фототехнике у школьников, которые они демонстрировали при выполнении заданий.

Во время проведения мастер-классов по видеотехнике студенты стремились показать школьникам важность запечатления моментов и научить, как правильно это сделать. Динамичность, высокий, эмоциональный фон и демонстрация видеосюжетов позволили сделать занятие увлекательным. На этапе рефлексии выполнения проекта студенты озвучили, что у них получилось достичь всех поставленных целей и мотивировать школьников к организации и развитию медиапространства в образовательных учреждениях.

Воспитательная составляющая такой работы со студентами заключается в ориентировании их на сферу педагогической деятельности. Зачастую абитуриенты не всегда осмысленно и целенаправленно выбирают педагогические направления, есть обучающиеся, которые хотели бы пройти в другое место, как им казалось, потому что быть филологом можно, но учителем нет Опыт общения со школьниками, когда студенты рассказывают о том, что им самим интересно, позволяет не только по-новому посмотреть на профессию педагога, но и попробовать себя в новой сфере, например, в преподавании русского языка иностранным обучающимся (к примеру, поехать в Монголию волонтером для обучения школьников в языковых лагерях и пр.).

Библиографический список

Мероприятия, проводимые в рамках профориентационной работы института, направлены на развитие мотивации школьников к обучению в педагогическом университете, социализацию, развитие познавательных, научных, культурных и профессиональных интересов. Система деятельности базируется на взаимодействии разных субъектов образовательного процесса. Необходимость общения студентов по рабочим вопросам с преподавателями или с родителями школьников способствует формированию новых навыков у будущего учителя.

В современной научной парадигме предпринята попытка осмысления про-фориентационной работы как одного из основных направлений деятельности педагогического вуза [4]. Можно говорить о государственном запросе на мотивированного на работу в школе учителя, Министерством просвещения Российской Федерации перед высшими учебными заведениями поставлена задача ранней профориентации на педагогическую деятельность через систему психолого-педагогических классов [5]. Несомненно, что лучшие практики профориентационной работы педагогических университетов России должны быть проанализированы, осмыслены и тиражированы на территории всей страны и конкретного региона.

Обобщая вышеизложенное, сформулируем основные общие выводы по результатам исследования: следует сказать, что используемые в профориентаци-онной работе формы и методы позволяют как школьникам, так и студентам приобрести новые знания и умения, найти единомышленников среди сверстников и наставников, повысить профессиональной уровень. Вместе с этим большое значение для современной учебно-воспитательной и профориентационной работы имеет организация коммуникации и обмен опытом. Включение студентов в активную профориентационную работу способствует формированию опыта профессиональной деятельности, развитию умений и навыков просветительского и культурного волонтерства студентов - будущих учителей, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки «Русский язык и литература» и «Филологическое образование и дополнительное образование (молодежная журналистика)».

Можно говорить о том, что достижению сформулированной нами цели способствовало решение соответствующих ей задач, в перспективе дальнейших исследований видится проведение мониторинговой аналитической работы по выявлению в вузах России лучших практик профориентационной работы в перспективе получения педагогического образования будущим учителем-филологом.

Таким образом, наставническая, совместная деятельность преподавателей педагогического университета и студентов активно реализуется в профориента-ционной работе. Наставническая деятельность способствует развитию профессиональных и универсальных компетенций участников педагогического взаимодействия, совершенствованию коммуникативных, организаторских, социальных и управленческих навыков, инициативности и креативности.

1. Ан С.А., Афонина РН. Наставничество в работе экспериментальной площадки педагогического университета и средней общеобразовательной школы. Перспективы науки. 2023; № 8 (167): 126-128.

2. Педагогика и психология сегодня. Ставрополь: Логос, 2014; Кн. 3.

3. Философия сознания в образах и понятиях. Барнаул: БГПУ, 2015.

4. Кириллова О.А., Евдокимова В.Е. Профориентационная работа как одно из основных направлений деятельности педагогического вуза. Научное обозрение. Педагогические науки. 2023; № 5: 21-25.

5. Концепция профильных психолого-педагогических классов. Москва, 2021.

References

1. An S.A., Afonina R.N. Nastavnichestvo v rabote 'eksperimental'noj ploschadki pedagogicheskogo universiteta i srednej obscheobrazovatel'noj shkoly. Perspektivy nauki. 2023; № 8 (167): 126-128.

2. Pedagogika i psihologiya segodnya. Stavropol': Logos, 2014; Kn. 3.

3. Filosofiya soznaniya v obrazah iponyatiyah. Barnaul: BGPU, 2015.

4. Kirillova O.A., Evdokimova V.E. Proforientacionnaya rabota kak odno iz osnovnyh napravlenij deyatel'nosti pedagogicheskogo vuza. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2023; № 5: 21-25.

5. Koncepciya profil'nyh psihologo-pedagogicheskih klassov. Moskva, 2021.

Статья поступила в редакцию 29.04.24

УДК 378

Akhtyamov R.R., postgraduate, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia), E-mail: zmnation5555@rambler.ru

SOME APPROACHES TO FORMING PROFESSIONAL WORLDVIEW OF A FUTURE LAWYER. The article studies problems of forming professional worldview in law students. A comparative analysis of various scientific points of view indicates a lack of scientific elaboration of this topic, which indicates the need for further research. The article defines the basic components in the structure of professional worldview, the subject development of which entails an increase in the level of readiness to perform professional legal tasks. The qualitative criteria of the professional worldview of future lawyers are highlighted. The assumption is made of the advantages of departmental educational institutions in the formation of the professional worldview of future lawyers with a developed material base, well-equipped training grounds, the ability to interact with carriers of practical experience (veterans). The evidence is presented that such universities are closest to the realization of this task at the stage of training their cadets and students. The article suggests specific steps to intensify the learning process aimed at shaping the professional worldview of future lawyers. Diagnostic criteria for the development of a professional worldview are proposed, which will become the basis for creating a model for the formation of a professional worldview based on a personality-developing approach.

Key words: professional worldview of lawyer, law, legal awareness, law, humanism, culture, values, beliefs, principles, training ground

Р.Р. Ахтямов, аспирант, Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар, E-mail: zmnation5555@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.