Научная статья на тему 'Процесс непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на примере деятельности центра "Вектор" ГПОУ "Новокузнецкий транспортно-технологический техникум"'

Процесс непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на примере деятельности центра "Вектор" ГПОУ "Новокузнецкий транспортно-технологический техникум" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / МЕРОПРИЯТИЯ / PROFESSION / SUPPORT / SELF-DETERMINATION / VOCATIONAL GUIDANCE / COMPETITION / EVENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Летяева Ольга Валерьевна, Кравченко Ирина Викторовна

Задача планирования жизненной и профессиональной карьеры молодежи актуальна. Создание Центра непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся «Вектор» для повышения интереса у абитуриентов к выбранной специальности или профессии и в дальнейшем мотивации студентов к работе на конкретных предприятиях по полученной профессии реализация идеи коллектива ГПОУ НТТТ. Новизна деятельности заключается в разработке системной интеграции практико-ориентированных профориентационных мероприятий с учетом особенностей будущей профессии, возможностей изменения требований работодателей и индивидуальных особенностей познавательной деятельности обучающихся в рамках функционирования конкретного образовательного учреждения. Этапы развития центра «Вектор» разработаны с учетом анализа имеющегося комплекса условий и ресурсов ГПОУ НТТТ. Благодаря системной работе Центра «Вектор» школьники смогут «погрузиться» в мир профессии, абитуриенты сделают выбор в пользу ГПОУ НТТТ, студенты будут способны выстраивать вектор своей профессиональной карьеры и конкурировать на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Летяева Ольга Валерьевна, Кравченко Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of continuous support of professional self-determination of students in case of the “Vector” Center of State Professional School “Novokuznetsk Transport and Technological College”

The problem of planning the life and professional career of young people is relevant now. The creation of “Vector” the Center for continuous support of professional self-determination of students to increase the interest of applicants to the chosen specialty or profession and further students’ motivation to work in specific enterprises according to their profession this is the idea implementation of the team of State Professional School “Novokuznetsk Transport and Technological College” (SPC NTTC). The applicability of the activity lies in the development of system integration of practice-oriented career guidance activities, taking into account the characteristics of the future profession, the possibilities for changing the requirements of employers and the individual characteristics of students' cognitive activities within the framework of the functioning of a particular educational institution. The stages of development of the Center “Vector” were worked out in account of the analysis of the existing set of conditions and resources of SPC NTTC. Thanks to the systematic work of the Center “Vector”, students will be able to “dive” into the world of the profession, prospective students will make a choice in favor of SPC NTTC, students will be able to build the vector of their professional career and compete in the labour-market.

Текст научной работы на тему «Процесс непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на примере деятельности центра "Вектор" ГПОУ "Новокузнецкий транспортно-технологический техникум"»

Сведения об авторе

Куликов Михаил Вячеславович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права и криминологии, кандидат философских наук. E-mail: philosophy_mk@mail.ru

Information about the author

Kulikov Mikhail Vyacheslavovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), senior lecturer of the Chair of the Penal Law and Criminology, candidate of philosophy. E-mail: philosophy_mk@mail.ru

УДК 331.548

© Летяева О. В., Кравченко И. В., 2019

ПРОЦЕСС НЕПРЕРЫВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА «ВЕКТОР» ГПОУ «НОВОКУЗНЕЦКИЙ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Задача планирования жизненной и профессиональной карьеры молодежи актуальна. Создание Центра непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся «Вектор» для повышения интереса у абитуриентов к выбранной специальности или профессии и в дальнейшем мотивации студентов к работе на конкретных предприятиях по полученной профессии — реализация идеи коллектива ГПОУ НТТТ. Новизна деятельности заключается в разработке системной интеграции практико-ориентированных профориентационных мероприятий с учетом особенностей будущей профессии, возможностей изменения требований работодателей и индивидуальных особенностей познавательной деятельности обучающихся в рамках функционирования конкретного образовательного учреждения. Этапы развития центра «Вектор» разработаны с учетом анализа имеющегося комплекса условий и ресурсов ГПОУ НТТТ. Благодаря системной работе Центра «Вектор» школьники смогут «погрузиться» в мир профессии, абитуриенты сделают выбор в пользу ГПОУ НТТТ, студенты будут способны выстраивать вектор своей профессиональной карьеры и конкурировать на рынке труда.

Ключевые слова: профессия; сопровождение; самоопределение; профориентация; конкуренция; мероприятия.

© Letyaeva O. V., Kravchenko I. V., 2019

THE PROCESS OF CONTINUOUS SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN CASE OF THE "VECTOR" CENTER OF STATE PROFESSIONAL SCHOOL "NOVOKUZNETSK TRANSPORT AND TECHNOLOGICAL COLLEGE"

The problem ofplanning the life and professional career of young people is relevant now. The creation of "Vector" — the Center for continuous support ofprofessional self-determination of students to increase the interest of applicants to the chosen specialty or profession and further students' motivation to work in specific enterprises according to their profession — this is the idea implementation of the team of State Professional School "Novokuznetsk Transport and Technological College" (SPC NTTC). The applicability of the activity lies in the development of system integration ofpractice-oriented career guidance activities, taking into account the characteristics of the future profession, the possibilities for changing the requirements of employers and the individual characteristics of students' cognitive activities within the framework of the functioning of a particular educational institution. The stages of development of the Center "Vector" were worked out in account of the analysis of the existing set of conditions and resources of SPC NTTC. Thanks to the systematic work of the Center "Vector", students will be able to "dive" into the world of the profession, prospective students will make a choice in favor of SPC NTTC, students will be able to build the vector of their professional career and compete in the labour-market.

Keywords: profession; support; self-determination; vocational guidance; competition; events.

Система образования и рынок обра- наличием различных требований к об-зовательных услуг являются более кон- разу будущего образования со стороны сервативными, ориентированными на государства, бизнес-сообщества (рабо-традиции образования, чем рынок тру- тодателей), обучающихся и их семей. да. Поэтому на определенных этапах Одним из неизбежных результатов дан-развития общества, отличающихся тех- ного процесса является усиление про-нологическими скачками и трансфор- блемы дефицита рабочих кадров в от-мацией общественных институтов, дельных отраслях экономики. На обостряются противоречия между рын- уровне профессиональной образова-ком труда и рынком образовательных тельной организации одним из меха-услуг из-за того, что последний реаги- низмов решения данной проблемы и рует на внешние вызовы более медлен- преодоления указанного противоречия но. Такие противоречия осложняются является разработка и реализация про-

граммы модернизации системы профессионального образования в целях устранения дефицита рабочих кадров.

Современная реальность требует от молодого человека умений самому решать жизненно важные задачи, хорошо ориентироваться в профессиональной деятельности. Кроме того, в современных условиях изменяются и требования работодателей: они формулируются не столько в формате знаний, сколько в терминах способов действий.

Одной из важнейших характеристик современного общества можно назвать достаточно быстрые и кардинальные изменения на рынке труда. Совершенно очевидно, что современную молодежь необходимо подготовить к новым требованиям социально-экономической и кадровой ситуации. Поэтому задача планирования жизненной и профессиональной карьеры молодежи становится актуальной. Имеется несколько подходов к решению данной задачи. Среди них — непрерывное сопровождение профессионального самоопределения обучающихся.

Почему отсутствует интерес у абитуриентов к выбранной специальности или профессии, что в дальнейшем приводит к недостаточной мотивации студентов к работе на конкретных предприятиях по полученной профессии, или выпускники СПО вообще не работают по специальности, а выбирают другую профессию, что требует дополнительных затрат на обучение?

В связи с поиском ответа на вопросы сформировалась проблема сопровождения профессионального самоопределения школьников и студентов учреждений среднего профессионального образования. А для того чтобы два этапа профессионального самоопределения — школьники в период выбора профессии и студенты в период становления специалистов для предприятия — объединить, возникла идея систематизации процесса организации «непрерывного сопровождения в процессе профессионального самоопределения».

Создание центра непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся «Вектор» для повышения интереса у абитуриентов к выбранной специальности или профессии и в дальнейшем мотивации студентов к работе на конкретных предприятиях по полученной профессии — реализация нашей идеи.

Функционирование центра «Вектор» как структурной единицы ГПОУ НТТТ, обеспечивающей реализацию условий организации непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, а также профессионального становления конкурентоспособного выпускника, становится обоснованным и необходимым.

Выявление комплексных условий непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся является одним из приоритетных направлений научно-методической работы центра «Вектор».

Целесообразность создания центра заключается в оказании профориента-ционной помощи обучающимся при построении профессионального маршрута, в определении критериев и показателей эффективности профессионального самоопределения обучающихся (преемственность поколений студентов), в подготовке специализированных кадров для определенного производства конкретного предприятия.

Новизна деятельности заключается в разработке системной интеграции практико-ориентированных профориен-тационных мероприятий с учетом особенностей будущей профессии, возможностей изменения требований работодателей и индивидуальных особенностей познавательной деятельности обучающихся в рамках функционирования конкретного образовательного

учреждения.

Этапы развития центра «Вектор» разработаны с учетом анализа имеющегося комплекса условий и ресурсов ГПОУ НТТТ. Реализация запланированных мероприятий на каждом этапе осуществляется на основе актуальности с позиции обучающихся общеобразовательных школ, студентов ГПОУ НТТТ и работодателей.

В процессе развития центра «Вектор» рабочая группа и педагогический коллектив руководствуются идеями теории ответственной и открытой образовательной системы, что предусматривает максимально широкий спектр коммуникации ГПОУ НТТТ с роди-

тельской общественностью, работодателями, открытости для инициатив извне. Изучается теория профессионального самоопределения обучающихся учреждений среднего профессионального образования. Берутся во внимание положения современных теорий менеджмента, основанных на личностно-ориентированных моделях управления персоналом.

Деятельность центра «Вектор» осуществляется на основе принципов интегративности, непрерывности, преемственности, психолого-педагогической поддержки индивидуального развития обучающихся, творческого сотрудничества педагогических работников и обучающихся, сотрудничества с представителями организаций, работодателями.

ГПОУ НТТТ постоянно взаимодействует с общеобразовательными школами для осуществления успешного набора абитуриентов. Молодые люди должны осознанно сделать свой профессиональный выбор. От этого зависит процент снижения отчисления по причине перевода в другие образовательные учреждения, смены направления подготовки или трудоустройства по профессиям, не требующих высокого уровня профессиональной подготовки.

Преподавательский состав ГПОУ НТТТ имеет богатый опыт проведения мероприятий профориентационной направленности, в ходе которых были собраны и систематизированы данные опросов учащихся по выбору приори-

тетного образовательного учреждения профессионального образования г. Новокузнецка и места ГПОУ НТТТ в данном рейтинге, а также данные о наиболее востребованных и привлекательных для школьников профессиях.

На основе мониторинга результативности работы вносятся коррективы в

Данные говорят о том, что непрерывное сопровождение профессионального самоопределения дает возможность качественного набора абитуриентов с точки зрения профессиональной

содержание профессиональных проб с учетом пожеланий школьников и их родителей. В профессиональных пробах ГПОУ НТТТ в 2016-2018 гг. приняли участие 330 школьников

г. Новокузнецка.

направленности и дальнейшего трудоустройства по специальности.

Критерии и показатели формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению:

Критерии Показатели по критерию Диагностические средства

1. Качество и уровень овладения информацией о профессии и предприятиях города. Сравнительный данных анализ

Личностное становление 2. Сохранность контингента. Сравнительный данных анализ

3. Участие в конкурсах, фестивалях, выставках и соревнованиях различного уровня. Сравнительный данных анализ

Количество программ профпроб Количество школьников Количество абитуриентов из экспериментальных групп

2016-2017 уч. год 2 51 4

2017-2018 уч. год 14 189 28

2018-2019

уч. год 15 90 -

(1 семестр)

- беседа;

- интервью;

- наблюдение;

- коллективные творче-

1. Социальная активность ские дела - участие в проф. про-

Субъектное бах;

развитие - сравнительный анализ данных

- беседа;

2. Самореализация и социальное самоопределение на предприятиях города - интервью; - наблюдение; - сравнительный анализ данных

В результате данной деятельности обучающиеся школ будут достаточно информированы и подготовлены для принятия обоснованного и взвешенного решения по выбору образовательной организации профессионального образования. Это возможно проследить из сравнительного опроса школьников 7-9 классов. Для ГПОУ НТТТ прямая связь со школой — набор первокурсников, осознанно сделавших свой выбор, и снижение процента отчисления по причине перевода в другие техникумы или трудоустройства. С помощью опроса абитуриентов можно будет проследить, что стало причиной решения поступить в данный техникум, и сделать выводы о результативности работы на данном этапе, внести коррективы в организацию профессиональных проб с учетом пожеланий детей и родителей. Также будут получены данные, на каких предприятиях хотели бы работать будущие

выпускники. Это поможет укреплению уже сложившихся партнерских связей или появлению новых с предприятиями города и области, с Центром занятости населения.

Для успешного трудоустройства и адаптации на рабочих местах студентам предоставлена возможность в рамках отделения подготовки и переподготовки кадров ГПОУ НТТТ получить дополнительные профессии.

У ГПОУ НТТТ установлены давнее и стабильное сотрудничество с достаточно большим числом предприятий, являющихся социальными партнерами техникума и готовыми предоставить рабочие места выпускникам.

Структура и положение, регламентирующие работу центра непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся «Вектор» как структурной единицы ГПОУ НТТТ, Программа развития центра непрерыв-

ного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся «Вектор» — нормативные документы, необходимые для функционирования центра.

Процесс непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся представляется как реализация комплекса программ различного типа:

- программа профориентационной работы с абитуриентами и их родителями;

- программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся по программам СПО,

- программы курсов «Введение в профессию», «Введение в специальность», обеспечивающие знакомство с профессией (для абитуриентов и студентов первого курса),

- программа дисциплины «Проектирование профессиональной карьеры» (для студентов старших курсов), программы общеобразовательных дисциплин с акцентом на профессиональную ориентацию обучающихся в процессе образовательного процесса и другие программы;

- разработка сценария и организация фестиваля творческих идей профессионального самоопределения обучающихся «Трамплин возможностей» для формирования субъективной творческой позиции учащегося/студента в процессе его профессионального само-

определения и выбора сферы будущей профессиональной деятельности;

— организация и проведение мероприятия «Пирамида моей карьеры» для самостоятельного осознанного согласования профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также нахождения смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации.

Деятельность центра предполагает такой показатель эффективности, как выявление и характеристика подходов к организации деятельности по непрерывному сопровождению профессионального самоопределения в рамках «Вектора». Для этого разработаны дифференциально-диагностические анкеты и тренинги готовности будущих абитуриентов к выбору профессии «Дорогу осилит идущий», самооценки индивидуальных склонностей и информированности о своей будущей профессии. Проведено анкетирование и сделан анализ результатов данных опросов, разработаны практические модели индивидуального социально-профессионального самоопределения школьника, студента.

Обучающийся, как будущий специалист, проявляет внимание к учебному процессу, если занимается тем, что ему интересно. Только тогда он верит в успех, в свои силы и возможности. В этой связи для студента интересным должен стать и сам процесс обучения и

учебная деятельность. Готов ли студент к такой деятельности?

Прежде всего необходимо было выяснить, почему студент проявил интерес к выбранной им профессии. Было проведено анкетирование среди студентов первого курса разных профессий (107 респондентов).

Прежде всего нас интересовала мотивация выбора профессии. Анкетирование показало: при выборе профессии срабатывают в большей степени внешние мотивы: высокая заработная плата (61 %), престиж профессии (33 %), внутренняя мотивация достаточно низка и составляет всего 6 % (продолжение профессиональной династии).

Интересно также было выяснить, кто сориентировал первокурсников на выбор профессии. Результаты анкетирования показали: в основном профессию выбрали сами (57 %), определенную роль сыграло мнение родителей (26 %) и мнение друзей (17 %).

На вопрос анкеты «Что вы знаете о своей будущей профессии?» только некоторые студенты ответили, что она престижная и высокооплачиваемая.

На следующий вопрос анкеты — «Какими навыками необходимо овладеть студенту во время учебы, чтобы быть успешным в своей будущей профессиональной деятельности» — практически ответ один — «Не знаю».

Таким образом, обработка результатов анкетирования выявила следующее: у большинства студентов первого курса практически отсутствует осо-

знанный выбор данной профессии. При этом большинство студентов имеют низкий образовательный уровень.

Студенты 1 и 2 курсов могут дать информацию для выводов о правильности выбора места учебы, будущей трудовой деятельности. Предложения студентов о производственной практике станут ориентирами для техникума. Студенты старших куров дадут информацию о подтверждении правильного самоопределения, побывав на производстве. Отчисления с 3 и 4 курсов должны быть сведены к нулю, так как это станет результатом правильно выстроенной работы по самоопределению студентов техникума. Данные из Центра занятости г. Новокузнецка сформируют представление, как выпускники техникума «приживаются» на рабочих местах первые 3 года. Данный анализ поможет выстроить работу со студентами и работодателями как во время первых встреч в школе и техникуме, так и во время практики.

Важный показатель эффективности — создание сообщества «Трамплин возможностей» в социальной сети «Вконтакте» для популяризации рабочих профессий и интеграции ученического, студенческого и профессионального сообществ по вопросам профессиональной деятельности.

Участниками этого сообщества созданы короткометражные видеофильмы, видеоролики для информирования школьников и их родителей о наиболее востребованных в будущем профессиях

для г. Новокузнецка и Кемеровской области и о предприятиях города, готовых предоставить рабочие места для выпускников ГПОУ НТТТ.

Очень важным показателем эффективности оказалась практика проведения профориентационных мастер-классов.

Экскурсии, встречи профориента-ционной направленности сопровождались фото- и видеоотчетами на сайте ГПОУ НТТТ и странице в социальной сети центра «Вектор».

Совместно с районными комитетами образования г. Новокузнецка и Новокузнецкого района проводятся мероприятия по привлечению школьников к участию в профессиональных пробах (согласование списков, утверждение графиков проведения, рабочих про-

грамм). Привлечение базовых школ для проведения экспериментальных уроков технологии и профессиональных проб — удачный ход. Еще один аспект деятельности центра — разработка методических рекомендаций по составлению личного профессионального и индивидуального плана развития студентов средних и старших курсов для создания условий и возможностей продуктивного решения задач профессионального развития и саморазвития личности, профессионального самоопределения и самореализации. В центре школьник, обучающийся, студент может рассчитывать на психологическую поддержку и помощь в преодолении деструктивных тенденций личностного и профессионального развития.

Организация и проведение фестиваля творческих идей профессионального самоопределения обучающихся «Трамплин возможностей» — масштабная работа. Но она яркая, творческая, привлекательная для любого возраста. Любой желающий может реализовать свои возможности, желания в ходе фестиваля.

Мероприятие — круглый стол «Пирамида моей карьеры» нацелено на самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей студента с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также нахождения смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации.

Именно в рамках круглого стола представлены несколько траекторий карьерного развития.

В центре «Вектор» организована работа по созданию студентами техникума научно-исследовательских проектов профессиональной направленности, рецензентами которых выступают работодатели — социальные партнеры ГПОУ НТТТ.

Проведение пресс-конференции с работодателями, выпускниками, студентами «Профессионалы своего дела» преследует цель профессиональной социализации: нахождения своего места в профессиональной стратификации, выработки профессионального менталитета, формирования ролевого поведения и профессиональной идентификации.

На показатели эффективности деятельности центра влияет систематическая работа по формированию дополнительных компетенций во внеучебное время. Большое внимание уделяется предложениям от социальных партне-

ров и организаций-работодателей по вопросам дополнения основной профессиональной образовательной программы дополнительными квалификациями в сфере конкретной профессии (специальности). Центр проводит мониторинг и сравнительный анализ темпа и траектории профессионального становления студентов ГПОУ НТТТ до и после участия в работе по непрерывному сопровождению профессионального самоопределения, и эти аналитические данные учитываются педагогическим коллективом в дальнейшей работе.

Проведение мониторинга трудоустройства по специальности студентов после окончания ГПОУ НТТТ в текущем учебном году — одна из составляющих контроля реализации Программы развития Центра «Вектор». Результаты функционирования Центра «Вектор» представляются профессиональному сообществу в различных вариантах: анкетных данных, диаграммах и т. д.

Показатель Базовое значение (на июнь 2018) Период, год

2018 2019 2020 2021

Процент трудоустройства выпускников ГПОУ НТТТ по специальности после окончания техникума 45 % 48 % 62 % 71 % 87 %

Процент выпускников ГПОУ НТТТ, работающих по специальности, в течение трех лет после окончания техникума 30 % 34 % 45 % 64 % 77 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процент отсева студентов во время обучения в ГПОУ НТТТ из-за неправильного выбора направления обучения 10 % 8 % 6 % 3 % 1 %

Процент абитуриентов ГПОУ НТТТ из числа школьников, прошедших профессиональные пробы и осознанно сделавших выбор профессии 2 % 4,5 % 6,2 % 10,4 % 16,2 %

Формирование у студентов компетенции профессионального становления и совершенствования при выстраивании вектора своей профессиональной карьеры — результат деятельности центра «Вектор». В качестве критериев результативности непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся можно выделить такие компетенции, как компетенция готовности самостоятельно ориентироваться в профессионально значимом информационном пространстве, компетенция профессионального выбора, компетенция профессионального планирования, компетенция профессионального совершенствования. Степень сфомированности каждой из компетенций оценивается уровневыми характеристиками (низкий, средний, высокий).

Благодаря всему этому наши студенты будут способны выстраивать вектор своей профессиональной карьеры и конкурировать на рынке труда. Системная работа по профессиональному самоопределению выпускника будет проводиться Центром профессионального самоопределения «Вектор» на базе ГПОУ НТТТ, с привлечением представителей предприятий, представителя Центра занятости населения г. Новокузнецка, Комитета по делам молодежи г. Новокузнецка. Главное, что результаты нашей работы сыграют положительную роль в личных и профессиональных судьбах молодых людей, ведь именно наши выпускники строят свою жизнь и будущее своей страны.

Литература

1. Белоусов, А. Е. Организационно-педагогические условия непрерывности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапах общего и среднего профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук. — М., 2016.

2. Летяева, О. В., Косенков, А. А., Дурнев, А. А. Центр непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся «Вектор»: проект. — 2017.

Сведения об авторах

Летяева Ольга Валерьевна: ГПОУ «Новокузнецкий транспортно-технологический техникум», заместитель директора по учебно-методической работе. E-mail: letya.olga@mail.ru

Кравченко Ирина Викторовна: ГПОУ «Новокузнецкий транспортно-технологический техникум», преподаватель высшей квалификационной категории. E-mail: irina-kravchenko-8750@mail.ru

Information about the authors

Letyaeva Olga Valerievna: State Professional School "Novokuznetsk Transport and Technological College", deputy headmaster for teaching and guiding. E-mail: letya.olga@mail.ru Kravchenko Irina Viktorovna: State Professional School "Novokuznetsk Transport and Technological College", lecturer with high qualification grade. E-mail: irina-kravchenko-8750@mail. ru

УДК 378

© Новоселова Д. В., Хасанянова С. С., 2019

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В. Ф. ШАТАЛОВА В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЮРИСПРУДЕНЦИИ»

Анализируется система обучения В. Ф. Шаталова и особенности ее применения при изучении дисциплины «Информационные технологии в юриспруденции» по теме «Программный комплекс автоматизированной картотеки учета спецконтингента».

Ключевые слова: опорный конспект; опорный сигнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.