Педагогика
УДК 371
младший научный сотрудник НИС,
ассистент кафедры психологии Рудакова Ольга Александровна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); студентка Костенко Илона Юрьевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена организации проектной деятельности в урочной и неурочной деятельности с целью развития исследовательских умений у младших школьников; создание учебных проектов младшими школьниками закладывает у них основу формирования у них познавательного интереса к учебной деятельности, создаётся среда для проявления познавательной активности. Рассматриваются теоретические основы проектной деятельности, а также использование проектной деятельности в учебном процессе, в качестве эффективного метода формирования исследовательских умений у младших школьников.
Ключевые слова: исследовательские умения, , учебный проект, мотивированность учащихся, проявление креативности и самостоятельности.
Annotation. The article is devoted to the organization of project activities in the vicious and non-vicious activities in order to develop the research skills of younger students; the creation of educational projects by younger students lays the Foundation for the formation of their cognitive interest in learning activities, creating an environment for the manifestation of cognitive activity. Theoretical bases of project activity, and also use of project activity in educational process, as an effective method of formation of research abilities at younger schoolboys are considered.
Keywords: research skills, educational project, motivation of students, manifestation of creativity and independence.
Введение. На сегодняшний день в системе образования появляется большое разнообразие новейших методов для работы с детьми. Одновременно с этим меняются задачи и цели обучения. Нынешний образовательный процесс не может существовать без поиска новых, более эффективных технологий, призванных способствовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Младшие школьники по природе своей исследователи, они целеустремленно хотят открывать что-то новое , то что им может быть интересно интересно. Квалифицированный учитель должен способствовать развитию познавательного интереса, используя разные методы и формы работы с детьми. Одним из широко известных методов является проект, он даёт возможность обучающимся активно проявить себя в процессе обучения, способствует формированию у них своего мнения , приобрести навыки планировать и уметь организовать свою деятельность, открывать новые знания и уметь реализовать намеченное; развивать индивидуальные качества личности.
Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является организация проектной деятельности младших школьников для формирования у них исследовательских умений в учебной деятельности.
Изложение основного материала статьи. Одним из основных направлений деятельности педагога в школе является содействие формированию и развитию личности ребенка, его способностей и навыков работе в коллективе и повышение интереса к обучению. Эти требования удовлетворяются путем формирования исследовательских навыков у младших школьников через проектную деятельность. Для развития исследовательской, творческой, познавательной деятельности педагог должен создавать благоприятные условия для творчества в образовательном процессе.
Проектный метод обучения направлен на самостоятельную деятельность, в форме групповой, парной или индивидуальной работу , которую дети выполняют отрезке определенного времени. Проектный метод всегда предполагает решение какой - либо проблемы, в ходе решения которой учащиеся черпают знания из различных областей науки, расширяя тем самым свой кругозор и увеличивая познавательный интерес, мотивируя себя на открытие нового знания.
Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, когда они знают, что их проект будет интересным для окружающих. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся отыскивать интересную информацию, им предоставляется возможность для проявления своей инициативы в выполнении работы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в работе, ученики проявляют большую увлеченность и упорство во время выполнения проекта.
Под учебным проектом понимается совместная обоснованная спланированная и осознанная деятельность обучающихся , имеет общую проблему, цель, согласованные методы и которая направлена на развитие у них определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проект - это исследование конкретной проблемы. В структуру теоретического компонента входит: •постановка цели (что и зачем нужно сделать), •разработка или подбор способов выполнения проекта, •работа над самим проектом, •оформление результатов, •обсуждение полученных результатов работы.
Темы учебных проектов многообразны, как и их объемы. По времени можно выделить: краткосрочные (2-6 часов); среднесрочные (12-15 часов). Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как в младшем
школьном возврате довольно трудно длительное время удержать интерес детей к проекту. В 3- 4 классе их длительность можно увеличить с 1 до 2 месяцев.
Начальная школа самый подходящий период, чтоб начать развития исследовательских умений. В течение первого года занятий ученикам предлагается выполнение элементарных творческих заданий на формирование навыков проектной деятельности. Дальнейшее время обучения даёт возможность приблизиться к понятию проекта. Большое значимость имеет вовлечение в проект родителей, так как самому выполнить проект в этом возрасте ребенку будет сложно. Индивидуальный проект является собственным творчеством, результатом собственных мыслей ребенка.
При выборе темы нужно руководствоваться основными правилами:
1. Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская деятельность будет эффективна лишь когда ребенок сам захочет выполнять работу. Навязывая тему ученику мы не сможем получить нужного результата так как работу он будет выполнять в пол силы и без заинтересованности.
2. При выборе темы мы должны быть уверенны в том что ребенок сможет её выполнить.
3. Учитель должен учитывать круг интересов детей.
4. Тема должна являться оригинальной, с элементами неожиданности, необычности, чтобы ученику было не только самому интересно но и другим ученикам.
5. Тема не должна быть слишком сложной, чтоб работа могла быть выполнена сравнительно быстро поскольку длительное временя сосредоточивать собственное внимание на определенной деятельности, и целеустремленно трудиться в одном направлении младшему школьнику трудно и неинтересно.
6. При выборе темы мы должны учитывать возрастные особенности детей. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на разных этапах обучения.
7. С выбором темы не нужно затягивать. Большинство обучающихся начальной школы не имеют постоянных интересов ,их интересы могут меняться довольно быстро. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес ребенка не пропал.
Проекты, выполняемые учащимися, могут быть многопредметными, межпредметными или под предметными. Во время проектного обучения развивает интерес к учебе со стороны учеников, потому что оно:
•личностно-ориентированное; использует масса различных дидактических подходов; •увеличение интереса к работе по мере ее выполнения; позволяет учиться на собственном опыте и опыте других; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
Проект может быть индивидуальным, но как правило является результатом совместных действий поскольку учитель должен контролировать выполнение работы, а не отдавать все в руки ученику. При работе над проектом преподаватель помогает учащимся в поиске источников информации, которые могут им во время работы над проектом; учитель так же сам является источником информации; управляет всем процесс; поддерживает и поощряет учеников за хорошо выполняемую работу. При оценивании проекта нужно учитывать:
•значимость и актуальность проблем которые поднимаются в работе, соответствие их тематике проекта; •участие и активность каждого участника который работал над проектом в соответствии с его индивидуальными возможностями;
•коллективный характер при принимаемых решений; •характер общения и взаимопомощи учеников друг с другом;
•всесторонность рассмотрения данной проблемы, привлечение знаний из различных областей; •способность обосновывать свои результаты, умение доказать правильность своих выводов; •художественное оформления результатов выполненного проекта;
•умение давать ответ на вопросы, сжато и аргументировано уметь отстаивать свою точку зрения. Оценка проектной деятельности позволяет выявить степень сформированного индивидуального прогресса каждого ученика. Учащийся извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизирует информацию в рамках самостоятельно избранной сложной структуры, аргументируя сделанный выбор. Таким образом ученик получает возможность приобрести творческий опыт.
Целью метода проектов является формирование у учащихся потребность в самообразовании, в поиску новых знаний и развития интреса к учебному процессу.
В результате своей творческой деятельности обучаемые создают завершенный продукт в виде новых знаний и умений. Проектная деятельность учащихся обусловлена познавательными мотивами и направлена на решение их познавательных проблем, формирование качественно новых ценностей, которые способствуют формированию важных таких важных качеств личности, как самостоятельность, активность, индивидуальность, способность работать в коллективе, умение искать новую информацию, творчески мыслить и аргументировать свою точку зрения.
В результате проектной деятельности обучающиеся умеют проектировать свою деятельность, могут предварительно прогнозировать ее результаты. Обучение младших школьников должно давать не только знания, которые им понадобятся в будущей взрослой жизни, а также знания и умения, способные уже на данном отрезке времени помочь ребенку в решении его назревших жизненных проблем.
Самое главное в методе проекта является развитие познавательного интереса учащихся, способность самостоятельно конструировать собственные знания и ориентироваться в поиске информации, развитие критического мышления. Творческая исследовательская деятельность учащихся, рассматриваемая в педагогике в качестве деятельность, направленной на создание качественно новых ценностей имеет две стороны:
•она представляет собой результат исследования, т.е. это получение новых знаний, которые характеризуется актуальностью, новизной, практической значимостью, перспективностью, обоснованностью.
•является средством развития научных способностей учащихся за счёт приобретения ими новых знаний, умений, расширения кругозора детей.
Ученик осознает, что знания, которые он получает во время выполнения проектной деятельности, он открыл сам, прилагая свои собственные усилия. Принимая участие в проектной деятельности, обучающиеся, в первую очередь, показывают:
•знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников нужной информации, выбор и обработка информации, научное толкование полученных результатов, видение новых проблем, гипотез, способов их решения);
•овладение компьютерной грамотностью для введения и редактирования информации (текстовой, графической), умение работать с аудиовизуальной и мультимедиа техникой если того требует работа над проектом.
•владение коммуникативными навыками;
•способность интегрировать прежде полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.
Преимущество проектного метода - высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их мотивированность к получению нового знания , приобретение детьми опыта исследовательской творческой деятельности, меж предметная объединение знаний, умений и навыков. Проектное обучение поощряет и усиливает интерес к обучению со стороны учеников, расширяет сферу интересов учеников в процессе их творческой деятельноти.
Для успешной организации проектной деятельности должны быть выработаны следующие коммуникативные способности:
•способность спрашивать (узнавать точки зрения других учеников, обращаться за помощью к учителю при недостаче информации).
•умение управлять голосом (говорить ясно, четко, регулировать громкость голоса в зависимости от ситуации).
•умение выказывать точку зрения (формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать). •умение договариваться (выбирать самое верное, рациональное решение, уметь уступать, признавать свои ошибки ).
•адекватно производить оценку своей работе и работе одноклассников.
•аргументировано и доброжелательно оценивать как не только работу других учеников но и свою. •указывать на недостатки, делать уместные пожелания, замечания.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя -завлечь детей, а также их родителей в исследовательскую деятельность, вселить уверенность ученику в своих силах, в том что он сумеет справится с данной работой. Родители помогают ребенку делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают выбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают готовиться защиту своей работы.
Для формирования исследовательских умений необходимы следующие условия:
- Систематичность. Данная работа должна проводиться постоянно, в урочной и внеурочной деятельности.
- Мотивированность. Учитель должен руководить деятельностью ученика, суметь мотивировать его на успех, раскрывать и развивать исследовательские умения.
- Психологический комфорт. Поощрять и вдохновлять творческие проявления. Ученику должно быть комфортно для раскрытия и изучения нового материала. Он должен не бояться выполнять работу и получать новые знания.
- Учет возрастных особенностей. Исследование должно не только интересным но и по силам ребенку чтобы он смог его выполнить. Не стоит слишком перегружать ребенка, но также не должно быть слишком легким чтобы ученик не расслабился и не потерял интерес к работе.
Выводы. Таким образом, проектная деятельность в начальной школе предназначена для развития интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста, для поддержки и развития творческой и исследовательской деятельности учащихся. Сформировать у них свои представления о научно-исследовательской работе в качестве ведущего способа обучения, стимулировать у детей интерес к фундаментальным и прикладным наукам; поддерживать стремление ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира; развивать организационные и коммуникативные навыки; развивать познавательные способности и творческое воображение. Литература:
1. Землянская Г.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
2. Конышева Н.М. О проблеме проектной деятельности школьников на уроках практического труда. // Начальная школа, 2004, №2, с. 35-39
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. -М.: Просвещение, 2010. - 152 с.
4. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Ггоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук Самарина Наталия Владимировна
Сарапульский политехнический институт (филиал)
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова» (г. Сарапул); доктор педагогических наук, доцент Газизова Альфия Ильдусовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева» (г. Казань)
ИНТЕГРАЦИЯ АУДИТОРНОЙ И ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ
ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
Аннотация. Статья посвящена вопросу повышения качества обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Автор предлагает решить проблему несовершенства учебных планов и малого количества аудиторных часов, выделяемых на изучение иностранного языка, через перераспределение аудиторных часов на весь период обучения в вузе и привлечение дистанционных форм обучения. В статье подробно описаны возможности эффективного использования образовательной платформы Moodle для организации интегрированного обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза.
Ключевые слова: обучение иностранному языку, интеграция, дистанционная форма обучения, LMS Moodle.
Annotation. The article is devoted to the issue of improving the quality of teaching a foreign language in a non-linguistic institution. The author proposes to solve the problem of imperfect curriculum and a small number of lecture hours allocated for the study of a foreign language, through the redistribution of class hours for the entire study period at the university and the introduction of distance learning. The article properly describes the opportunities for effective use of the Moodle educational platform for organizing integrated learning a foreign language in a non-linguistic institution.
Keywords: learning a foreign language, distance learning, LMS Moodle.
Введение. Современный мир предъявляет все более и более высокие требования к уровню подготовки выпускников российских вузов. Владение иностранным языком или, иноязычной коммуникативной компетенцией, уже давно является неотъемлемым качеством хорошего специалиста, настоящего профессионала в любой сфере деятельности. Расширение международных контактов влечет за собой острую потребность в кадрах способных эффективно взаимодействовать с представителями иных культур, вести деловую переписку, повышать свою профессиональную компетентность через чтение специализированных текстов на иностранном языке. Следовательно, перед вузом встает острая задача подготовки специалистов такого уровня. Однако, возникает существенное противоречие между требованиями к языковой подготовке выпускников вузов и тем малым количеством аудиторных часов учебного плана, которые выделяются на изучение иностранного языка в неязыковом вузе. В результате, увы, не приходится говорить о том, что выпускники вуза владеют иноязычной коммуникативной компетенцией на достаточном уровне для осуществления межкультурных контактов при решении производственных задач. Одним из способов решения вышеобозначенной проблемы может стать увеличение количества занятий иностранным языком в неязыковом вузе за счёт интеграции аудиторных и дистанционных форм обучения на протяжении всего периода обучения.
Изложение основного материала статьи. Согласно учебным планам многих неязыковых вузов дисциплина «Иностранный язык» является базовым учебным курсом, на изучение которого выделяется 4 зачётные единицы (144 аудиторных часа), на освоение которых отводятся первые четыре семестра обучения. В конце четвертого семестра студенты проходят аттестацию (экзамен) и изучение иностранного языка для них завершается. Выстроенный таким образом процесс обучения является губительным, так как отсутствие языкового образования в последующие годы обучения абсолютно нивелирует результаты первых двух лет обучения и, следовательно, ведет к низкому уровню языковой подготовки выпускников. Что в свою очередь ставит под сомнение возможность формирования «языковых» ОК и ОПК, прописанных в Федеральных государственных стандартах по любому направлению подготовки. На наш взгляд, разумным выходом из складывающейся ситуации может стать распределение аудиторные занятия на все 8 семестров обучения (по 0,5 з.е. на семестр). Малое количество аудиторных часов в неделю можно компенсировать организацией дистанционных форм занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий и платформы для дистанционного обучения MOODLE.
Последние несколько десятилетий дистанционное обучение на базе информационно-коммуникационных технологий активно развивается, во многом благодаря государственной концепции информатизации образования [4]. В научной литературе, посвященной проблемам дистанционного образования сформулированы его основные характеристики:
- тщательное планирование деятельности обучающегося;
- четкая постановка цели и задач обучения;
- своевременное обеспечение всеми необходимыми учебными материалами;
- организация эффективной обратной связи между студентом, преподавателем и учебным материалом для обеспечения информации об успешности освоения материала;
- возможность группового обучения;
- мотивирующие приемы и средства обучения;
- модульная структура курса;
- гибкость (обучение в удобное время и в индивидуальном темпе);
- асинхронность.
В мировой образовательной практике существует опыт интеграции аудиторной и дистанционной форм обучения, получивший название «Blended learning» или комбинирование очных и дистанционных занятий,