Научная статья на тему 'Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности как фактора повышения учебной мотивации школьников'

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности как фактора повышения учебной мотивации школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОБУЧЕНИЕ / ЗНАНИЯ / АКТИВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселёва Светлана Александровна, Шелопухо Ольга Анатольевна, Штерн Валентина Витальевна

В статье анализируется значение проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников. Рассматривается влияние участия в проектной деятельности обучающихся на развитие умения учиться, на повышение их мотивации в получении новых знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселёва Светлана Александровна, Шелопухо Ольга Анатольевна, Штерн Валентина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности как фактора повышения учебной мотивации школьников»

6. Ковалева Т. М. Антропологический взгляд на современную дидактику: принцип индивидуализации и проблема субъективности [Текст] / Т. М. Ковалева // Педагогика, 2013. № 5. С. 51-56.

7. Ло Юн. Развитие педагогической мысли о воспитании детей в Китае // автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Казан. гос. пед. ун-т., 2005. 23 с.

8. Сурыгин А. И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов. СПб.: Златоуст, 2001. С. 30.

9. Ху Мин Организационная форма обучения в системе высшего образования Китая // Педагогическое образование и наука. № 4, 2010. С. 96-98.

10. Ши Чу Хэн Актуальное состояние студенческого образования в Китае. // Журнал «Китайское высшее образование», 2015. 3/4. С. 68-70.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

1 2 3

Киселёва С. А. , Шелопухо О. А. , Штерн В. В.

1Киселёва Светлана Александровна / Kiselyova Svetlana Aleksandrovna - заместитель директора

по учебно-методической работе;

2Шелопухо Ольга Анатольевна / Shelopukho Olga Anatolyevna - кандидат психологических наук, заместитель директора по учебно-воспитательной работе;

3Штерн Валентина Витальевна /Shtern Valentina Vitalyevna - директор, Гимназия № 406 Пушкинского района, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируется значение проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников. Рассматривается влияние участия в проектной деятельности обучающихся на развитие умения учиться, на повышение их мотивации в получении новых знаний.

Ключевые слова: проектная, учебно-исследовательская деятельность, деятельностный подход, обучающиеся, обучение, знания, активность, мотивация.

Изменения, происходящие в российской системе образования в связи с введением новых образовательных стандартов, требуют разработки нового научного и методического обеспечения. В современной школе отмечается переход от обучения, в котором учитель даёт обучающимся «знание» - к активной самостоятельной работе над заданиями, в ходе которых обучающиеся понимают как это «знание» получено человеком и как используется в экономике, здравоохранении, в быту. Признание активной позиции обучающегося в процессе учёбы ведёт к изменению сути взаимодействия участников образовательного процесса, приобретая характер сотрудничества. В основе такого обучения находится деятельностный подход, когда знания активно добываются процессе познавательной деятельности, под руководством педагога [3].

Деятельностный подход - это система обучения, направленная на развитие универсальных учебных действий (УУД), направленных «на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности» [1]. Деятельностный подход определяет взаимную активность в решении развивающих целей обучения, а результатом учебного процесса является «формирование системных представлений, получение опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности» [2].

Что такое исследование и проект в современной школе?

В «Толковом словаре русского языка» (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.) понятие «проект» определяется как: «разработанный план сооружения, механизма, устройства, здания»;

«предварительный текст какого-нибудь документа»; «замысел, план» [5, с. 607]. Проектирование - это разработка плана и последующее поэтапная его реализация.

В ходе проектной деятельности в процессе обучения школьники «выстраивают» план и используют знания, как средство для решения практически поставленных заданий. В ходе исследования открываются новые знания. Открытие знания - это исследовательская деятельность. Использование знаний, как средства - это проектная деятельность. Исследовательская и проектная деятельность, взаимно дополняя друг друга, формируют потребность в новых знаниях. Использование в школьных проектах теории и практики -являются перспективой реализации научных знаний в ходе проектной деятельности, а в дальнейшем послужат реализации идеи в их практическом воплощении.

Учебные занятия, моделируемые по проектной технологии, позволяют учителю использовать элементы исследования, значительный спектр технологий и дидактических подходов: проблемное обучение, анализ, дискуссии, выдвижение гипотез, обучение в парах, группе, развивают инициативность, мотивацию и креативность.

В современной школе необходима поэтапная разработка и реализация теоретической модели проектирования и организации исследовательской деятельности. Данное воплощение позволит обеспечивать преемственность учебного процесса при переходе с одного этапа школьного образования на другой. Реализация данной модели позволит включить каждую учебную дисциплину в метапредметные знания, в формирование исследовательских умений обучающихся. Учебные исследования школьников способствуют развитию: содержательной, смысловой составляющей обучения, реализуется самостоятельный познавательный поиск, развиваются их способности к планированию и проектированию, предвидению результатов деятельности.

Для реализации требований, сформулированных в новых образовательных стандартах, важно спроектировать целостный учебный процесс, в котором обучающиеся систематично будут включены в исследовательскую и проектную деятельность. Такая организация исследовательской и проектной деятельности реализуется в ходе разных видов деятельности: естественнонаучной, гуманитарной, художественной, эстетической, физкультурной, спортивной, инженерной, в ИКТ-проектировании.

На первом этапе исследовательская деятельность организуется на уроке, в ходе которого принимают участие все обучающиеся, формируются умения, которых требуют образовательные стандарты.

Второй этап развития исследовательских умений проходит во внеурочной деятельности - факультативы, секции, кружки, мастерские. Это позволяет предоставить школьнику самостоятельность, большую, чем на уроке, а тематика исследований может дополнять основной курс предмета, рассматривать вопросы, интегрированные с другими предметами, давать возможность углублённо изучать ряд тем.

Третий этап - индивидуальные учебные исследовательские проекты, участие в ученическом научно-исследовательском обществе (УНИО). Когда исследование воплощается в самостоятельно организованном проекте, в ходе которого обучающийся последовательно проходит этапы исследования, получая новый объем информации. Руководство работой осуществляется преподавателями школы или вуза.

Для реализации проектной деятельности представляется важным последовательно, содержательно согласовать различные междисциплинарные программы. Данный подход позволит сформировать у обучающихся познавательную установку на то, что «мир познаваем» и готовность изучать его. В последовательной организации проектной деятельности у школьников формируется навык понимания мира человеческой цивилизации как «проекта», который создается умом, волей и энергией человека.

В организационном и управленческом плане реализация междисциплинарной, интегративной учебной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» предполагает согласованность, планирование, координацию совместных усилий всего педагогического коллектива. Создаваемый новый тип образовательной среды

позволит современной школе внедрить деятельностный подход, сконструировать

эффективные модели образовательной деятельности.

Литература

1. Федеральные государственные стандарты основного общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// standart.edu.ru/catalog/ (дата обращения: 10.12.2016).

2. Васильев В. Как организовать учебно-исследовательскую и проектную деятельность в школе // Учительская газета, 2014. С. 2-3.

3. Новикова Т. ДПроектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование, 2000. № 8-9. С. 151-157.

4. Шаталова Л. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся // Учитель. № 1, 2000. С. 41-45.

5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений // Российская академия наук. М.: Азбуковник, 1997. 944 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Сазонова А. В.

Сазонова Александра Викторовна / Sazonova Alexandra Viktorovna - старший преподаватель, Высшая школа иностранных языков, Гуманитарный институт Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург

Аннотация: цель данной статьи — выделить дистанционные курсы, разработанные на основе платформы Moodle, как наиболее перспективную учебную среду для обучения иностранному языку студентов заочной формы обучения, так как данные курсы позволяют преодолеть трудности, возникающие при традиционной форме обучения, и предоставляют больше возможностей для студентов и преподавателей. В статье анализируется использование ресурсов и набора элементов курса (книга, форум, лекция, задание, тесты, hotpots). В связи с тем, что использование данных элементов в работе со студентами заочной и очной формы обучения различно, даются рекомендации преподавателям по выбору тех учебных материалов, которые больше подходят для дистанционного обучения.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, заочная форма обучения, дистанционное обучение, портал дистанционных образовательных технологий, Moodle.

При организации работы по обучению иностранному языку студентов заочной формы обучения преподаватели сталкиваются с определенными проблемами: территориальная удаленность студентов, большая наполняемость потоков, разный уровень подготовки студентов, а также отсутствие практических аудиторных занятий. Использование дистанционных образовательных технологий позволяет преодолеть эти трудности. Наличие большого разнообразия образовательных платформ позволяет выбрать ту образовательную дистанционную систему, которая наиболее оптимально отвечает потребностям учебного заведения. Так, например, в СПбПУ уже не первый год функционирует портал дистанционных образовательных технологий, работающий на платформе Moodle. Курсы на данном портале являются обязательным компонентом учебной программы и обеспечивают индивидуализацию, персонификацию и интенсификацию учебного процесса. Они также способствуют открытости образовательного процесса и критериев его оценивания,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.