Научная статья на тему 'Достижение качества обучения как результат освоения проектных технологий в профильном обучении'

Достижение качества обучения как результат освоения проектных технологий в профильном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОЕКТ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Лариса Вячеславовна

Рассматривается проблема развития учебно-познавательной деятельности, формирования универсальных учебных умений школьников в проектном обучении. Раскрывается значение проектного обучения, этапы подготовки проекта; цель и результат проектно-исследовательской деятельности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attained education quality as a result of projecting technologies in profile education

The problem of developing cognitive learning and forming universal learning skills of school students in projecting is discussed. The meaning project-based learning is revealed as well as the stages of projecting, the goal and the outcomes of research projecting of the person.

Текст научной работы на тему «Достижение качества обучения как результат освоения проектных технологий в профильном обучении»

работы / сост. А.Ф. Никитин. - М., Просвещение, 1986. - С.122-126.

5. О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: Письмо Мин-ва образования РФ №391/11 от 19 марта 1996 г. // Вестн. образования. 1996. № 4. С. 78.

6. Певцова Е.А. Правовое образование в России: формирование правовой культуры современного общества: Монография. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 195 с.

7. Философский словарь / под. ред И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1987. -590 с.

8. Широ С.В. Формирование у старшеклассников правосознания в обучении гуманитарных дисциплин: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2000. - 21 с.

9. Циулина М.В. Средовый подход в патриотическом воспитании // Молодой ученый. 2011. №3. С. 158-164.

УДК 371.3 ББК 74.202.5

Л.В. Комарова

ДОСТИЖЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

КАК РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Рассматривается проблема развития учебно-познавательной деятельности, формирования универсальных учебных умений школьников в проектном обучении. Раскрывается значение проектного обучения, этапы подготовки проекта; цель и результат проектно-исследовательской деятельности личности.

Ключевые слова: проектная технология, профильное обучение, проект, индивидуальный подход, творческий подход.

Среди многообразия интерактивных педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориенти-рованного подхода в методике преподавания интерес представляет проектное обучение. Проектное обучение ориентировано на развитие личности учащегося и является творческим по своей сути. Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов - как компонент системы, как педагогическая технология.

Технология обучения представляет целостный процесс учебно-познавательной деятельности личности, направленной на освоение теоретических и методических знаний, умений и навыков, овладение компетентностью и должна обладать

всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его элементов, целостностью. Управление данным процессом становится возможным благодаря диагностическому целеполаганию, планированию, проектированию процесса обучения и его результатов, поэтапной диагностики достижений студентов, варьированию методами, средствами обучения с целью коррекции процесса обучения и его результатов [1].

Анализ дидактических исследований последних лет [4; 6; 7] показал, что технология проектного обучения, разрабатываемая зарубежными и отечественными учеными, которые рассматривают проектное обучение как целостную технологию, способствующую овладению обуча-

к

s

I

ф

о

m

о

о s

н го 1- s X ф

т

^

ю

СО о

ф

Ci s

^ о

ГО ^ X _0

К

s

s X -&

Ф о

т Ci

^ с

ю о m

го m >s s i_

н о

о ф т го ^ Ц о X X ф

ф 1—

s X

X ф * .0 X 1—

s ^

н ф

о о

о ср

d ¡Z

го ш о

го

о

ющимися методологическими знаниями, умениями, способами деятельности как основу дальнейшего самообразования, как средство развития способностей обучаемых, исследовательских умений и самостоятельности. По мнению Б.Д. Эль-конина, в рамках компетентностного подхода надо строить и заранее задавать «ситуацию включения», подразумевая под включением оценку ситуации, проектирование действий и отношений, которые требуются для разрешения конкретной ситуации [8].

Проектное обучение отвечает требованиям профильного обучения. Оно побуждает учащихся проявлять способность к осмыслению своей деятельности, к самообразованию, самоорганизации, обобщать информацию, формулировать проблему, выдвигать гипотезы, демонстрировать интеллектуальные умения, делать выбор и принимать решения.

Основное назначение проектной технологии в профильном обучении заключается в:

1) знакомстве учащихся на предметном и межпредметном материале с социально, научно и практически значимыми проблемами, характерными для профильного обучения и профессионального обучения, профессиональной деятельности, а также со способами решения этих проблем;

2) включение учащихся в активную деятельность, позволяющую ученику осмыслить социальную и личностную значимость этой деятельности, ее результатов, оценке своих склонностей и возможностей в выполнении деятельности с определенными для того или иного профиля характеристиками;

3) стимулировании интереса учащихся к самостоятельному решению проблем.

Таким образом, проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов требует от учащихся

систематической работы со справочной литературой. Они видят реальное применение своих знаний, у них появляется чувство ответственности перед товарищами за часть своей работы. Учащиеся видят, что жизненные проблемы имеют не один однозначный вариант их решения, а несколько, что способствует раскрытию у них больших возможностей проявления творческих способностей.

Современному обществу нужен человек, умеющий самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их.

Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. К одной из таких технологий относится проектная технология, способствующая формированию у обучающихся важнейших компетенций, таких как: общенаучная; информационная; познавательная; коммуникативная; ценностно-смысловая; социальная.

При использовании проектно-иссле-довательского метода учитель, применяя индивидуальный подход, подбирает проект, посильный для каждого конкретного учащегося. Темы проектной деятельности должны быть доступными и продуманными. Предметный материал выстроен в соответствующей логической последовательности.

Учебно-познавательную деятельность школьников учитель должен проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности. Этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель совместно с учащимися формулирует тему, цели, гипотезу проекта, основные направления деятельности, формы и методы исследования (эксперимента), представление отчета, определяет состав групп, распределяет обязанности между её членами, планирует ход дальнейшей

реализации проекта. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. В процессе деятельности ученики, применив необходимые знания, решают проблему, получают реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Отчет о проделанной работе представляется на уроке в виде презентации.

Целесообразно работать над исследованиями в микрогруппах (не более 3 человек) с учетом потенциальных возможностей или индивидуально с детьми, которые мыслят нестандартно, могут выдвинуть собственную гипотезу решения вопроса.

Проектная деятельность содержит: анализ проблемы; постановку цели; выбор средств ее достижения; поиск и обработку информации, ее анализ и синтез; оценку полученных результатов и выводов.

Целью проектно-исследовательской деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

В соответствии с перечисленными признаками ученые различают несколько типов проектов:

1) в соответствии с доминирующим видом деятельности студентов: исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориен-тированные;

2) по типу предметно-содержательной области: монопроекты, межпредметные проекты;

3) по характеру координации: проекты с открытой координацией; проекты со скрытой координацией;

4) по характеру контактов: внутрирегиональные, международные;

5) в зависимости от количества участников: личностные, парные, групповые;

6) по продолжительности их выполнения: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные [5].

Результатом проектно-исследователь-ской деятельности является проект, который трактуется как «план, замысел», а проектирование - «составлять проект» [3, с. 528]. Метод проектов - «это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности» [7, с. 229].

Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально новый уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде.

Ребята работали над многими исследовательскими проектами, а именно «Башмачные мытарства», «Кто умнее -мужчина или женщина?», «Математика и искусство», «Геометрия и зрение», «Наполеоновские треугольники». Все результаты работы, полученные в ходе проектно-исследовательской деятельности, активно используются нами не только для изучения математики, но и во внеклассной работе. Важно, что работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность.

Важно, что в осуществление проекта включаются и родители, появляется возможность на практике установить контакт между различными поколениями. Несомненно, работа над проектом помогает учащимся на практике проявить свои знания, полученные на учебных занятиях, приобрести умения убеждать других, творчески решать сложные проблемы, чувствовать уверенность в своих силах.

Реализация проектов позволяет добиваться стабильных качественных результатов обучения математике; привлекать детей к участию в предметных олимпиадах и конкурсах (таблица).

к

X

ф

о

со

о

о

н го 1- X ф

т

^

ю

СО о

ф

^

^ о

го ^ X _0

к

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф о

т

^ с

ю о ш

го ш

н о

о ф т го ^ ц о X X ф

ф н

X

X ф * _0 X н

^ Ь£

н ф

о о

о с^

ч а

Таблица. Участие школьников в олимпиадах и конкурсах

Учебный год Мероприятия Результат

2010-2011 Региональный конкурс учебно-исследовательских работ школьников - 2010 Яворская Д. (10 класс). Победитель в номинации «За красоту и симметрию»

Районная олимпиада 1 место Сабирова Е. (9 класс) 3 место Брыль Ю (10 класс)

17 межрегиональная физико-математическая олимпиада (Москва) 1 место Ренева С., Воронина А. (5 класс)

2011-2012 Районная олимпиада 1 место Брыль Ю. (11 класс)

Всероссийской олимпиады по математике для 5-6 классов «Пифагор» 1 тур 1 место Бауэр С., Лукьянова А., Ренева С., Комарова А. (6 класс)

2013-2014 Школьный этап олимпиады по математике 10(7 класс) 3 призера 20 (9класс) 4 призера 18 (10 класс) 3 призера

Муниципальный этап олимпиады по математике 2 (10 класс) 1 призер Свиридов Илья 1(7 класс)

Кенгуру - выпускникам 12 (9 класс)

Кенгуру - международный тематический конкурс игра 7 (7 класс), 1 (1 место в школе, 10 в районе), 6(9 класс), 1 (3 место в школе) 7 (10 класс), 1 (1 место в школе, 7 в районе), 2 (2 и 3 место в школе)

VI Всероссийская дистанционная олимпиада по математике (центр развития мышления и интеллекта) 2 участника из 10 класса (дипломы победителей 2 и 3 степени)

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике проекта «Инфоурок» 10 (7 класс), дипломы победителей 3-1 степени; 2-2 степени; 1-3степени.

Всероссийский математический конкурс «Ребус» 5 (7 класс) 2 (дипломы победителей 2 ступени)

Проектная деятельность дает возможность каждому ученику осознать себя как личность, поверить в свои силы, взглянуть на мир другими глазами. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, который позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Библиографический список: 1. Елагина В.С., Гревцева Г.Я., Немудрая Е.Ю. Формирование педагогической компетентности студентов в условиях технологии проектного

обучения // [Электронный ресурс]: www.science-education.ru/99-4927.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2002.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1986. - 797 с.

4. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист. 2004 № 1. С. 42-45.

5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие для пед. вузов и институтов повышения квалификации. - М.: Народное образование, 1998.

7. Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. - Ярославль: Академия развития, 2008.

8. Эльконин Б.Д. Понятие компетентность с позиций развивающего обучения // Современные подходы к ком-петентностно-ориентированному образованию. - Красноярск, 2002.

УДК 37.017 ББК 74.200.5

Н.А. Нефедова

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается проблема гуманистической направленности музыкального образования, формирования духовного мира и духовных ценностей у детей. Дается краткий экскурс музыкального образования, намечены современные ценностные ориентиры музыкального образования в России, раскрываются Федеральные государственные требования в области искусства, реализуемые в сфере дополнительного образования.

Ключевые слова: музыкальное образование, система музыкального образования, духовные ценности, эстетические взгляды, культурные ценности.

Искусство - одно из самых сильных средств, оказывающих на человека формирующее влияние, - считают современные исследователи. Только всесторонне образованный, эстетически развитый человек, может стать хорошим специалистом - инженером, управленцем, учителем, рабочим на современном промышленном предприятии. Подтверждение этой идеи находят, к примеру, в факте быстрого экономического роста послевоенной Германии или Японии. Статистика свидетельствует, что в развитых странах Запада, или в таких государствах, как Япония или Южная Корея, предметы общегуманитарного и художественно образовательного цикла, в том числе, и музыка, занимают весьма заметное место в школьных программах [1, с. 34-35].

Идеи гуманистической направленности музыкального образования восходят к глубокой древности. Благодаря силе воздействия на людей, музыке приписывалось воспитательное, а порой и магическое значение. С древности музыка признавалась важным средством формирования духовного мира и личностных качеств человека. Рассмотрим кратко исторический аспект вопроса формирования личности через ценностное отношение к музыке в различные исторические эпохи.

Воспитание в Афинах состояло не только в развитии телесной выносливости и мощи, хотя афиняне ценили силу и красоту тела, но еще больше они ценили силу и красоту души. Поэтому на первом месте стояло воспитание духа, дарова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.