Научная статья на тему 'Временная организация деятельности педагогов в условиях развивающейся школы*'

Временная организация деятельности педагогов в условиях развивающейся школы* Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Декина Н. В.

Анализируется соотношение свойств времени и характеристик профессиональной педагогической деятельности в условиях развивающейся школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of time and characteristics of pedagogical activity in the context of developing school is analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Временная организация деятельности педагогов в условиях развивающейся школы*»

УДК 37.01

ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ШКОЛЫ*

Н.В. Декина (МОУ СОШ№ 39, г. Петропавловск-Камчатский)

Анализируется соотношение свойств времени и характеристик профессиональной педагогической деятельности в условиях развивающейся школы.

Correlation of time and characteristics of pedagogical activity in the context of developing school is analyzed in the article.

Картина мира во многом определяется представлениями о времени, в котором отражаются временные отношения, присущие человеческой деятельности. Время принципиально немыслимо и вне педагогической деятельности, ее преобразовательной активности.

Педагогическая деятельность неотрывна от времени. Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что, с одной стороны, педагог подготавливает своих воспитанников к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества, а с другой - он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, развивая личность ребенка на основе богатства человеческой культуры, работает на будущее. Профессиональная педагогическая деятельность проявляется в основных свойствах времени, которые определяют ее особенность на каждом этапе профессионального развития (табл. 1).

Таблица 1

Выражение свойств времени в педагогической деятельности

№ п/п Свойства времени Педагогическая деятельность

1 Текучесть Современный педагогический стиль мышления Конкурентность Коммуникативность Корпоративность Гуманистическая культура

2 Непрерывность Совершенствование психолого-педагогического мастерства Развитие мотивов профессиональной творческой деятельности Передача жизненного и профессионального опыта Самореализация Самосовершенствование

3 Последовательность Внедрение педагогических технологий, методик обучения и воспитания Исследовательский опыт организации деятельности Обмен опытом, ценными педагогическими находками, переосмыслением

4 Необратимость Анализ, итоги деятельности прошлого Определение приоритетов настоящего Планирование будущего

Нами сделана попытка определить соотношение свойств и характеристик профессиональной деятельности. На основе анализа литературы (1) выявлены свойства времени, которые были соотнесены с характеристиками профессиональной деятельности педагога.

Текучесть, как свойство времени, сопоставлено нами с педагогическим стилем мышления, его изменением во времени, конкурентностью, коммуникативностью, корпоративностью, гуманистическим характером педагогической профессии.

Непрерывность в повышении педагогического мастерства, формировании творческого потенциала, удовлетворении потребности в самореализации стимулирует систему действий по самосовершенствованию педагогической деятельности.

Последовательность времени выражается во внедрении педагогических технологий, новых методик обучения и воспитания, приобретении исследовательского опыта в деятельности педагога, обмене педагогическим опытом, ценными педагогическими находками.

*

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в рамках научно-исследовательского проекта № 08-06-00799а.

Необратимость в профессиональной деятельности учителя, в работе педагогического коллектива позволяет на основе анализа деятельности определять приоритеты в настоящем, планировать будущее развитие школы.

Профессиональная деятельность учителя является необходимым элементом в процессе развития школы. Ее характеристики, выражающиеся в свойствах времени, отражаются в реальных событиях школы. Так, необратимость как одно из свойств можно обнаружить в смене событий в жизни школы.

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 39» г. Петропавловска-Камчатского была основана в 1987 г. Начиная с 1988 г. она становится экспериментальной площадкой по эстетическому воспитанию - здесь впервые в городе были созданы театральные классы. Школа одной из первых внедрила раннее изучение иностранного языка (со 2-го класса) и его дальнейшее углубленное изучение. После некоторого застоя возобновляется экспериментальная работа, и в 2002 г. школа № 39 становится Центром славянской культуры, в котором разрабатываются и внедряются авторские программы, основанные на национальных традициях, корректируются учебные планы, развивается система воспитательной работы. В 2003 г. в школе создан краеведческий музей.

Создав новое образовательное пространство, педагогический коллектив в результате своей работы доказал, что интеграция достижений традиционной славянской культуры в образовательную среду способна эффективно решать задачи по воспитанию гражданина и патриота своей страны, духовно богатой и развитой личности.

В настоящее время в коллективе средней школы № 39 возникла потребность в обосновании перемен, происходящих в образовательном учреждении, прогнозировании путей развития, т. е. наступил этап осмысления сущности проводимой научно-методической и экспериментальной работы.

Разработан новый региональный экспериментальный проект «Образовательная среда как источник формирования установок учащихся на семейное благополучие». Основная идея проекта заключается в том, что усиление образовательного и воспитательного потенциала школы будет способствовать утверждению ценностей общества, становлению личности ученика как будущего семьянина. Ценности семьи, семейного воспитания сегодня особенно востребованы, поэтому необходима работа по становлению личности через формирование духовнонравственных ценностей, основанных на семейных традициях, в том числе славянских.

Привязки к событиям прошлого продолжают оставаться в развитии школы одним из важнейших факторов в современном познании и направлены на порождение одних событий другими, на возникновение новых ситуаций и условий на базе предшествующих.

Познавая прошлое, анализируя настоящее, педагогический коллектив прогнозирует временное развитие школы в будущем, которое связано с переходом в режим работы гимназии. Модель гимназии опирается на представление о социальной миссии гимназии как учреждения, воспитывающего интеллектуала, разносторонне развитого, эрудированного гражданина, собирающегося посвятить свою жизнь занятиям умственным трудом. Мировоззренческая функция образования гимназии связана с формированием ценностей, где основополагающей (кроме общечеловеческих) будет являться ценность образования.

Свойственные времени текучесть, изменение внешних условий и запросов социума требуют от педагогического коллектива создания условий, которые дают возможность школе быть конкурентоспособной на рынке образовательных услуг. Коллектив нашей школы пополнился перспективными, творческими педагогами. Нам удалось не только приостановить процесс ухода детей из школы, но и постепенно привлечь новых учеников. За последние три года количество учащихся возросло с 527 до 814 человек (в 2007-2008 учебном году), причем в условиях низкой рождаемости и жесткой конкуренции между образовательными учреждениями.

Меняется педагогический стиль мышления. Коллектив школы № 39 - коллектив единомышленников. Происходит все большая консолидация членов коллектива, его сплочение, развивается организационная культура школы. Уже выработались общие позиции учителей в вопросах обучения, воспитания, развития учащихся, взаимодействия с семьей. И хотя многие мероприятия стали традиционными, меняются формы их проведения, увеличивается количество участников.

Ежегодно в октябре проходит открытие научного года, в течение которого учащиеся под руководством учителей ведут исследовательскую работу, создают проекты. Если еще три года назад к защите было допущено 8 работ учащихся, то уже в 2007-2008 гг. на научно-практической

конференции учащихся было защищено 28 проектов. Учителя-предметники внедряют новые формы работы с детьми в рамках проведения предметных недель (интеллектуальные марафоны по предметам, брейн-ринги по естественнонаучному и гуманитарному циклу в среднем звене, научно-практические конференции на старшей ступени обучения), реализуют программу «Одаренные дети».

В воспитательной работе мероприятия «День семьи», «Мавраль», «День матери», «Дни славянской письменности и культуры на Камчатке», викторина «Моя Россия», победы в патриотической игре «Полный вперед!» стали традиционными в рамках реализации проектов «Традиции», «Славяне», «Семья».

Качество образования, созданные условия для успешной деятельности, богатство социальных связей с коллегами, учениками, родителями, умение общения в педагогическом процессе, понимание других, принятие личностных особенностей и ценностных ориентаций учащихся, родителей, коллег позволили создать школу, где все участники процесса называют ее вторым домом, гордятся достижениями учеников и учителей, где возможна самореализация каждого.

Опрос учащихся, учителей и родителей в апреле 2007 г. показал, что непрерывность в желании самосовершенствования способствует повышению педагогического мастерства, который связан с выявлением, обобщением и распространением педагогического опыта внутри коллектива, обменом ценными профессиональными новациями среди педагогического сообщества региона. На заседаниях методических объединений прошедшего учебного года обсуждались вопросы применения современных образовательных технологий (по математике, физике, информатике; английскому языку), разработки программ элективных, развивающих курсов (по истории, русскому языку и литературе), разработки программы с одаренными детьми (естественно-научного цикла), исследовательской деятельности учащихся.

В течение четырех лет в школе проводится конкурс « Лучший урок». В 2007-2008 учебном году в нем участвовали семь учителей из каждого методического объединения. Победителями стали С.А Дубинская (учитель истории) и И.А. Конобрицкая (учитель начальных классов). В 2008 г. на научно-практической конференции учителей принято решение в 2009 учебном году разработать положение о проведении школьного конкурса «Лучшая методическая разработка».

Важнейшим стимулом дальнейшего творческого роста педагогов школы является распространение лучшего опыта учителя. В конкурсе 2007-2008 гг. в рамках национального проекта «Образование» приняли участие два наших педагога - О.Л. Нечипорук и С.А. Дубинская. Они стали обладателями премии по 100 тыс. руб. За последние годы четверо учителей школы стали победителями конкурса. О.Л. Нечипорук, учитель химии, участвовала в городском конкурсе «Учитель года», краевом конкурсе «Фестиваль идей и инноваций в образовании», федеральном конкурсе «Фестиваль педагогических идей».

Кроме того, наши учителя участвовали в подготовке и проведении городских семинаров учителей-предметников (естественного цикла, истории, математики, русского языка и литературы, технологии), а также в межрегиональной научно-практической конференции « Духовнонравственное развитие России на современном этапе» (15-18 октября 2007 г.), где рассматривались вопросы общего среднего и дополнительного образования в контексте духовнонравственного возрождения России, значения семьи и воспитания духовно-нравственных ценностей личности. С докладами на секции «Содержание общего, среднего и дополнительного образования в контексте духовно-нравственного возрождения России» выступили педагоги Т.М. Якушевич, Н.В. Декина.

14-15 ноября 2007 г. учителя школы № 39 участвовали в Интернет-конференции «Завтра начинается сегодня: школы Дальнего Востока осваивают инновационные образовательные технологии», вместе с делегатами из Приморского края и Сахалинской области. Камчатку представляла наша школа. В ходе конференции задавались вопросы, касающиеся использования в процессе школьного обучения инновационных технологий, электронных образовательных ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности учащихся.

В конструкт педагогического процесса органически вплелась методическая тема школы «Развивающее обучение как основа преемственности при переходе с одной образовательной ступени на другую». Последовательное внедрение педагогических развивающих технологий, усовершенствований, связанных с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов обучения и воспитания, отражается в событийной жизни школы. С 2002 г.

введено обучение по развивающим альтернативным программам. Учителя начального звена овладели этой технологией и проводили открытые уроки с использованием технологии развивающего обучения, мастер-классы, научные исследования. Создана творческая группа учителей-предметников среднего и старшего звена, работающих по технологиям развивающего обучения. Реализуется авторская программа по литературе учителя Н.К. Катреча. Преподаватели английского языка, технологии, географии, истории, информатики, математики овладели методикой проектного обучения, что предполагалось как в рамках учебно-методических комплексов, так и в рамках инноваций. Учащимися созданы проекты, разработаны исследовательские работы по литературе, которые были успешно защищены на школьных научно-практических конференциях, а ряд проектов - на региональной выставке «Шаг в будущее». Проект «Страна огнедышащих вулканов» вошел в десятку сильнейших среди проектов 400 школ России во Всероссийском конкурсе «Заявка на успех». Учащимися разработаны междисциплинарные профориентиро-ванные проекты «Пищевая химия», «Химия и здоровье», «Перспективные программы развития территории», «Задание с модулем», «Пословицы и поговорки с числами», «Легенды истории математики». Исследовательская работа «Таблица Д.И. Менделеева на Камчатке», выполненная учащимися 11-го класса совместно с учителем химии, стала дипломантом Всероссийского фестиваля инновационных идей. На сегодняшний день создан банк проектов, которые используются учителями на уроках.

Вопросы развивающего обучения рассматривались и на первом педагогическом совете прошедшего учебного года, в ходе которого обсуждалась стратегия перехода школы в новый статус-гимназию (ответственная - директор школы Н.К. Катреча), а также на педагогическом совете «Анализ учебно-воспитательной работы школы» (ответственные - С.А. Витковская, Т.М. Якушевич, С.И. Соколова), на научно-практической конференции педагогов (ответственная - Н.В. Декина).

Качественная дифференциация в системе развивающего обучения лежит в основе формирования предпрофильных и профильных классов. Уже в течение пяти лет школа реализует программу обучения в этих классах. В модель профильного обучения школы введены гуманитарное и информационно-технологическое направления. Ежегодно выпускники школы показывают высокий средний тестовый бал по русскому языку и математике в формате ЕГЭ и поступают в престижные вузы страны.

Качественная дифференциация позволила педагогам определить группы учащихся, которые смогли показать уровень своих знаний на различного рода конкурсах и олимпиадах. Ученики школы № 39 являются победителями и призерами муниципальных, краевых и Всероссийских олимпиад и конкурсов. В 2006 г. ученик школы Аркадий Козлов занял 3-е место на Всероссийской олимпиаде по русскому языку. В 2007-2008 учебном году учащийся 10-го класса Николай Гилев стал призером олимпиады по математике «Третье тысячелетие», Александр Янсон - лауреатом международного конкурса «Кенгуру», ученицы 9-го класса Валерия Бек и Валерия Бедова - участницами второго тура Всероссийского конкурса по английскому языку «Мир глазами молодых».

С 2004 г. апробируется блочно-модульная технология обучения. Разработаны инструкционные карты, карточки коррекции знаний, модульные пакеты для индивидуального темпа обучения, карты самоконтроля и самооценки (по химии, физике, математике, черчению), тесты на каждый уровень усвоения материала (табл. 2).

Таблица 2

Использование педагогических технологий ( в процентном отношении от общего количества педагогов)

№ п/п Педагогическая технология Соотношение, %

1 2 3

1 Технологии развивающего обучения 100

2 Технология проектного обучения, применение методов исследования в обучении 34

3 Технология дифференцированного обучения 100

4 Технология сотрудничества 36

5 Технология использования в обучении игровых методов 100

6 Проблемное обучение 46

7 Блочно-модульное обучение 29

1 2 3

8 Информационно-коммуникационные технологии 74

9 Здоровьесберегающие технологии 100

10 Музейная педагогика 67

11 Этнокультурные технологии 46

12 Технология организации экспериментальной работы (авторская) 84

Согласно программе развития школы к 2010 г. все методические объединения школы должны перейти в режим работы кафедр, где исследовательская деятельность должна стать приоритетной. В течение прошедшего учебного года коллектив приобщился к навыкам научноисследовательской работы по актуальным проблемам школы, участию в целенаправленной организации нового опыта по проблемам, которые касаются внедрения педагогических технологий развивающего обучения, методик обучения и воспитания.

Самосовершенствование, развитие профессиональной творческой деятельности, последовательность в работе непосредственно связаны с ростом мастерства каждого учителя, критерии оценки которого определяются взаимосвязями в профессиональном пространстве: учитель (субъект педагогической деятельности) - профессиональная педагогическая деятельность - объект педагогической деятельности (изменения, успехи). В течение 2007-2008 учебного года учителя школы давали открытые уроки на школьном и муниципальном уровне. В общей сложности было дано 34 таких урока.

Результаты образовательной и воспитательной, методической и экспериментальной деятельности позволили педагогическому коллективу школы № 39 принять участие в конкурсе среди образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и получить статус «Лучшая школа Камчатки-2007».

Профессиональная деятельность педагогического коллектива развивающейся школы ярко проявляется в основных свойствах времени, которые влияют на стабильность функционирования и развитие школы. При организации педагогической деятельности администрация школы № 39 уделяет большое внимание поиску форм и методов временной организации деятельности педагогов в условиях развивающейся школы.

Литература

1. Абульханова К.А. Стратегия жизни. - М.: Педагогика, 1991. - 299 с.

2. Лисенкова В.П. Об особенностях отражения времени человеком // Психологический журн. - 1981. - № 1. - Т. 2. - С. 113-119.

3. Ковалев В.И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические пробл. психологической теории. - М.: Педагогика, 1995. - С. 179-185.

4. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Юнацтва, 1997. - 800 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.