Литвинова И.Н.
ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Всероссийская олимпиада школьников - движение, которое объединяет большое количество детей и взрослых по всей России.
Олимпиада является средством:
формирования знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их личностного и профессионального самоопределения;
она стимулирует и мотивирует личностное и интеллектуальное развитие подрастающего поколения,
поддерживает одаренных детей,
содействует их самоопределению и продолжению образования.
Олимпиада раскрывает связь областей знаний, составляющих содержание олимпиадных дисциплин, с другими областями знаний, развивает и поддерживает интерес учащихся к познавательной деятельности.
Олимпиада направлена на выявление молодых дарований и приобщение к интеллектуальной деятельности как можно большего количества школьников, на оказание помощи в развитии их талантов и становление их как будущих высококвалифицированных специалистов.
Олимпиада является мощным фактором объединения и развития педагогического мастерства членов профессионального сообщества, средством выработки высоких эталонов педагогической деятельности; одной из форм оценки достижений учащихся.
Таким образом, через предметные олимпиады предъявляются новые требования к содержанию и качеству образования, формам и методам учебной работы.
В 1995г. в г. Заречном был создана многопрофильная школа-лицей №230 с целью собрать в своих стенах детей, имеющих высокую учебную мотивацию и удовлетворить их образовательные запросы. В процессе развития нашего ОУ сложилась целая система работы с высокомотивированными детьми.
Какие же условия созданы в лицее для реализации высокой учебной мотивации? И в каких формах работы эти условия реализуются?
№ п.п. Условия Формы реализации
1. Высокий уровень профессионального мастерства подготовки педагогов лицея. Около 80 % педагогов имеют высшую и первую категорию, 18 человек награждены Знаком «Почетный работник общего образования РФ», 6 лауреатов Соросовской премии, 1 - «Заслуженный учитель России», 5 - победители городского конкурса «Учитель года», 2 - областного конкурса «Учитель года».
2. Научно-методическая работа по предметным направлениям. Организация опытно-экспериментальной работы по различным аспектам УВП; предметные декады, недели; тематические заседания МО по современным проблемам преподавания.
3. Рациональная организация УВП. Кружковая, факультативная работа в среднем звене с целью привития интереса к изучаемому предмету. Предпрофильная подготовка в 9-х классах (предметы по выбору, предметные курсы, ориентационные курсы); Профильное обучение в 10-11 классах: физико-математическое, социально-экономическое, химикобиологическое, лингвистическое, юридическое.
4. Внедрение в учебный план лицея авторских программ кружковых занятий, факультативных, элективных, предметных, ориентационных курсов, предметов по выбору; «Культура речи», «Словесные раскопки» (Шилягина З.А.), «В волшебном мире поэзии», «К истоам языка» (Задорожная Т.А.),«Биоробот» (Поздняков Д.В.), «Гармоника» (Щепилло Е.П.), «Проценты, сложные проценты. Смеси и сплавы» (Литвинова И.Н.), «Общий физический эксперимент» (Акимов В.М.), «Электронное и пространственное строение атома» (Скрипко Л.М.), «Программирование на языке Паскаль» (Пушкина Е.Г.), и др.
5. Организация системы дополнительного образования лицеистов (предметная клубная деятельность, городская молодежная игра «Я - предприниматель», социальное проектирование). Клуб любителей словесности (пед. д/о Кириллов М.И.); Дискуссионный клуб «Старшеклассник» (уч. Львова О.М.); Пушкинский клуб (уч. Орлова Д.В.); Математический клуб «Эврика» (уч. Мухаметова Е.В., Редкина Е.И., Платко Ю.С.); Экологический клуб (уч. Поздняков Д.В.); кружки технического творчества «Умелые руки»; социальные проекты «Лицейский дворик», «Творим добро во благо другим», «Логос».
6. Разработка авторских программ по работе с высокомотивированными детьми по подготовке их к олимпиадам и научнопрактическим конференциям; «Организация исследовательской деятельности школьников» (уч. Шилягина З.А.); «Подготовка учащихся к участию к олимпиадам по информатике» (уч. Пушкина Е.Г.); «Готовимся к олимпиаде по английскому языку» (уч. Миряева Л.А.); «Нестандартные задачи по математике (на основе ЗФТШ)» (уч. Редкина Е.И.); «Решение задач повышенной сложности по химии» (уч. Скрипко Л.М.); «Решение олимпиадных задач по биологии» (уч. Маякова С.И., Поздняков Д.В.); «Решение нестандартных задач по физике (ЗФТШ)» (уч. Акимов В.М., Сеитов А.И.).
7. Систематическая индивидуальная работа (консультации) с разными группами учащихся. Формируются малые группы учащихся по подготовке к конкретным олимпиадам, НПК; индивидуальные формы работы с отдельными учащимися (Погорелая Е.).
8. Внеклассная работа по предметам. Брейн-ринг по ИКТ (10 кл.); Краеведческая викторина совместно со школьной газетой «Лицеист»; Конкурс чтецов (5-7 кл.); Лучший грамотей (6 кл.); Конкурс экологических плакатов на английском языке (7 кл.); Конкурс сочинений (8 кл., англ.); Лучший рассказчик (9 кл., англ.); Конкурс переводов (10 кл., англ.); Декада естественных наук; Викторина «Знаешь ли ты страну изучаемого языка?» (6-11 кл.); «Биобой» (8-11 кл.) и др.
9. Использование современных образовательных технологий: проблемное обучение, элементы исследовательского метода, укрупнение дидактических единиц, элементы опережающего обучения, групповые, коллективные формы работы, индивидуализация и дифференциация обучения, внедрение в УВП информационнокоммуникационных технологий. Проектная деятельность на уроках английского языка, природоведения, физики, технологии, истории и обществознания. Опережающее изучение материала по русскому языку, математике. Исследовательский метод по химии, физике, литературе, английскому языку. ИКТ применяются практически на всех предметах естественноматематического и гуманитарного цикла.
10. Методика тестовой оценки знаний учащихся, выполнение контрольных работ на высоком уровне трудности. Тесты по всем предметам УВП, тестирование учащихся лицея TIMS.
11. Создание в лицее единого информационного пространства (рабочие места пользователей ПК и сети Интернет). Создана сеть, которая объединяет 12 компьютеров в различных предметных кабинетах и два компьютерных класса, библиотеку, технический центр.
12. Создание системы меж-школьных факультативов, летних, осенних сборов учащихся. На базе лицея работают факультативы по математике, физике, химии, биологии, литературе, истории. Сборы одаренных учащихся на базе лагнря «Звездочка».
13. Обучение учащихся лицея в заочных школах при различных ВУЗах. ЗФТШ при МФТИ; всероссийский Открытый лицей при МГУ; летняя Кировская школа для одаренных детей; школа «Авангард»; «Университетский профильный класс» при межрегиональной ассоциации дополнительно образования.
14. Сложившаяся за годы существования лицея система традиционных олим-пиадных мероприятий, научно-практических конференций. Всероссийская олимпиада школьников; предметные олимпиады для учащихся 5-8 классов; выездная олимпиада МФТИ; физико-математическая олимпиада памяти учителя математики Павлиновой Е.А.; заводская олимпиада ПО «Старт»; Заочная семейная Пушкинская олимпиада (МО русского языка и литературы); домашняя олимпиада по математике (МО математики и ИКТ); участие в международных играх: «Русский медвежонок», «Золотое Руно», «Кенгуру»; НПК «Шаг в науку», «Шажок в науку», «Старт в науку», «Шаг в будущее», «Открытие» и др.
15. Развитие профессионального мастерства членов педагогического сообщества. Городские и областные семинары; заседания городских методобъединений; творческую лабораторию «Мастер-класс»; научно-практические конференции учителей и учащихся; публикации в региональных и федеральных изданиях; дистанционные курсы повышения педагогического мастерства; различные конкурсы педагогического мастерства («Учитель года», «Современный урок», «Открытый урок» и др.)
Мониторинг успешности достижений учащихся МОУ «Лицей №230» г. Заречного на олимпиадах за последние четыре года
Учебный год Город (р-н) | Область | Россия | Всего
Занято призовых мест
1 2 3 1 2 3 1 2 3
2006 /2007 24 23 19 4 7 6 Окр. этап-1 Окр.этап-1 Закл.этап -1 Окр.этап-1 Закл.этап -1 88
2007 /2008 27 30 18 8 8 8 Окр. этап-1 Окр.этап-2 Закл.этап -1 Окр.этап-2 Закл.этап -1 106
2008 /2009 31 31 25 6 22 3 Призеров - 3 122
Международная олимпиада по биологии (Япония) - 2 место
2 победителя, 1 призер
2009 /2010 29 30 31 5 21 Международная олимпиада по химии (Азербайджан) -1 место 120
Таким образом, Всероссийская предметная олимпиада школьников может служить внешней экспертизой по оценке достижений учащихся, уровня сформированности у них учебных, исследовательских, социальных, информационных, коммуникационных и прочих компетенций. Постоянный мониторинг за такой деятельностью позволяет педагогическому коллективу искать новые современные пути и методы работы с одаренными учащимися, своевременно проводя коррекцию совместной творческой деятельности педагога и ученика.