Научная статья на тему 'Олимпиадное движение как одна из форм оценки достижений учащихся'

Олимпиадное движение как одна из форм оценки достижений учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
932
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвинова И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Олимпиадное движение как одна из форм оценки достижений учащихся»

Литвинова И.Н.

ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Всероссийская олимпиада школьников - движение, которое объединяет большое количество детей и взрослых по всей России.

Олимпиада является средством:

формирования знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их личностного и профессионального самоопределения;

она стимулирует и мотивирует личностное и интеллектуальное развитие подрастающего поколения,

поддерживает одаренных детей,

содействует их самоопределению и продолжению образования.

Олимпиада раскрывает связь областей знаний, составляющих содержание олимпиадных дисциплин, с другими областями знаний, развивает и поддерживает интерес учащихся к познавательной деятельности.

Олимпиада направлена на выявление молодых дарований и приобщение к интеллектуальной деятельности как можно большего количества школьников, на оказание помощи в развитии их талантов и становление их как будущих высококвалифицированных специалистов.

Олимпиада является мощным фактором объединения и развития педагогического мастерства членов профессионального сообщества, средством выработки высоких эталонов педагогической деятельности; одной из форм оценки достижений учащихся.

Таким образом, через предметные олимпиады предъявляются новые требования к содержанию и качеству образования, формам и методам учебной работы.

В 1995г. в г. Заречном был создана многопрофильная школа-лицей №230 с целью собрать в своих стенах детей, имеющих высокую учебную мотивацию и удовлетворить их образовательные запросы. В процессе развития нашего ОУ сложилась целая система работы с высокомотивированными детьми.

Какие же условия созданы в лицее для реализации высокой учебной мотивации? И в каких формах работы эти условия реализуются?

№ п.п. Условия Формы реализации

1. Высокий уровень профессионального мастерства подготовки педагогов лицея. Около 80 % педагогов имеют высшую и первую категорию, 18 человек награждены Знаком «Почетный работник общего образования РФ», 6 лауреатов Соросовской премии, 1 - «Заслуженный учитель России», 5 - победители городского конкурса «Учитель года», 2 - областного конкурса «Учитель года».

2. Научно-методическая работа по предметным направлениям. Организация опытно-экспериментальной работы по различным аспектам УВП; предметные декады, недели; тематические заседания МО по современным проблемам преподавания.

3. Рациональная организация УВП. Кружковая, факультативная работа в среднем звене с целью привития интереса к изучаемому предмету. Предпрофильная подготовка в 9-х классах (предметы по выбору, предметные курсы, ориентационные курсы); Профильное обучение в 10-11 классах: физико-математическое, социально-экономическое, химикобиологическое, лингвистическое, юридическое.

4. Внедрение в учебный план лицея авторских программ кружковых занятий, факультативных, элективных, предметных, ориентационных курсов, предметов по выбору; «Культура речи», «Словесные раскопки» (Шилягина З.А.), «В волшебном мире поэзии», «К истоам языка» (Задорожная Т.А.),«Биоробот» (Поздняков Д.В.), «Гармоника» (Щепилло Е.П.), «Проценты, сложные проценты. Смеси и сплавы» (Литвинова И.Н.), «Общий физический эксперимент» (Акимов В.М.), «Электронное и пространственное строение атома» (Скрипко Л.М.), «Программирование на языке Паскаль» (Пушкина Е.Г.), и др.

5. Организация системы дополнительного образования лицеистов (предметная клубная деятельность, городская молодежная игра «Я - предприниматель», социальное проектирование). Клуб любителей словесности (пед. д/о Кириллов М.И.); Дискуссионный клуб «Старшеклассник» (уч. Львова О.М.); Пушкинский клуб (уч. Орлова Д.В.); Математический клуб «Эврика» (уч. Мухаметова Е.В., Редкина Е.И., Платко Ю.С.); Экологический клуб (уч. Поздняков Д.В.); кружки технического творчества «Умелые руки»; социальные проекты «Лицейский дворик», «Творим добро во благо другим», «Логос».

6. Разработка авторских программ по работе с высокомотивированными детьми по подготовке их к олимпиадам и научнопрактическим конференциям; «Организация исследовательской деятельности школьников» (уч. Шилягина З.А.); «Подготовка учащихся к участию к олимпиадам по информатике» (уч. Пушкина Е.Г.); «Готовимся к олимпиаде по английскому языку» (уч. Миряева Л.А.); «Нестандартные задачи по математике (на основе ЗФТШ)» (уч. Редкина Е.И.); «Решение задач повышенной сложности по химии» (уч. Скрипко Л.М.); «Решение олимпиадных задач по биологии» (уч. Маякова С.И., Поздняков Д.В.); «Решение нестандартных задач по физике (ЗФТШ)» (уч. Акимов В.М., Сеитов А.И.).

7. Систематическая индивидуальная работа (консультации) с разными группами учащихся. Формируются малые группы учащихся по подготовке к конкретным олимпиадам, НПК; индивидуальные формы работы с отдельными учащимися (Погорелая Е.).

8. Внеклассная работа по предметам. Брейн-ринг по ИКТ (10 кл.); Краеведческая викторина совместно со школьной газетой «Лицеист»; Конкурс чтецов (5-7 кл.); Лучший грамотей (6 кл.); Конкурс экологических плакатов на английском языке (7 кл.); Конкурс сочинений (8 кл., англ.); Лучший рассказчик (9 кл., англ.); Конкурс переводов (10 кл., англ.); Декада естественных наук; Викторина «Знаешь ли ты страну изучаемого языка?» (6-11 кл.); «Биобой» (8-11 кл.) и др.

9. Использование современных образовательных технологий: проблемное обучение, элементы исследовательского метода, укрупнение дидактических единиц, элементы опережающего обучения, групповые, коллективные формы работы, индивидуализация и дифференциация обучения, внедрение в УВП информационнокоммуникационных технологий. Проектная деятельность на уроках английского языка, природоведения, физики, технологии, истории и обществознания. Опережающее изучение материала по русскому языку, математике. Исследовательский метод по химии, физике, литературе, английскому языку. ИКТ применяются практически на всех предметах естественноматематического и гуманитарного цикла.

10. Методика тестовой оценки знаний учащихся, выполнение контрольных работ на высоком уровне трудности. Тесты по всем предметам УВП, тестирование учащихся лицея TIMS.

11. Создание в лицее единого информационного пространства (рабочие места пользователей ПК и сети Интернет). Создана сеть, которая объединяет 12 компьютеров в различных предметных кабинетах и два компьютерных класса, библиотеку, технический центр.

12. Создание системы меж-школьных факультативов, летних, осенних сборов учащихся. На базе лицея работают факультативы по математике, физике, химии, биологии, литературе, истории. Сборы одаренных учащихся на базе лагнря «Звездочка».

13. Обучение учащихся лицея в заочных школах при различных ВУЗах. ЗФТШ при МФТИ; всероссийский Открытый лицей при МГУ; летняя Кировская школа для одаренных детей; школа «Авангард»; «Университетский профильный класс» при межрегиональной ассоциации дополнительно образования.

14. Сложившаяся за годы существования лицея система традиционных олим-пиадных мероприятий, научно-практических конференций. Всероссийская олимпиада школьников; предметные олимпиады для учащихся 5-8 классов; выездная олимпиада МФТИ; физико-математическая олимпиада памяти учителя математики Павлиновой Е.А.; заводская олимпиада ПО «Старт»; Заочная семейная Пушкинская олимпиада (МО русского языка и литературы); домашняя олимпиада по математике (МО математики и ИКТ); участие в международных играх: «Русский медвежонок», «Золотое Руно», «Кенгуру»; НПК «Шаг в науку», «Шажок в науку», «Старт в науку», «Шаг в будущее», «Открытие» и др.

15. Развитие профессионального мастерства членов педагогического сообщества. Городские и областные семинары; заседания городских методобъединений; творческую лабораторию «Мастер-класс»; научно-практические конференции учителей и учащихся; публикации в региональных и федеральных изданиях; дистанционные курсы повышения педагогического мастерства; различные конкурсы педагогического мастерства («Учитель года», «Современный урок», «Открытый урок» и др.)

Мониторинг успешности достижений учащихся МОУ «Лицей №230» г. Заречного на олимпиадах за последние четыре года

Учебный год Город (р-н) | Область | Россия | Всего

Занято призовых мест

1 2 3 1 2 3 1 2 3

2006 /2007 24 23 19 4 7 6 Окр. этап-1 Окр.этап-1 Закл.этап -1 Окр.этап-1 Закл.этап -1 88

2007 /2008 27 30 18 8 8 8 Окр. этап-1 Окр.этап-2 Закл.этап -1 Окр.этап-2 Закл.этап -1 106

2008 /2009 31 31 25 6 22 3 Призеров - 3 122

Международная олимпиада по биологии (Япония) - 2 место

2 победителя, 1 призер

2009 /2010 29 30 31 5 21 Международная олимпиада по химии (Азербайджан) -1 место 120

Таким образом, Всероссийская предметная олимпиада школьников может служить внешней экспертизой по оценке достижений учащихся, уровня сформированности у них учебных, исследовательских, социальных, информационных, коммуникационных и прочих компетенций. Постоянный мониторинг за такой деятельностью позволяет педагогическому коллективу искать новые современные пути и методы работы с одаренными учащимися, своевременно проводя коррекцию совместной творческой деятельности педагога и ученика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.