Литература
1. Бильгильдеева Т. Ю. Воспитание личности младшего школьника как создание условий для ее самореализации: М., ВАКО, 2011.
2. Максакова В., Семина Л. Учимся договариваться (я — ты — мы): Метод. пос. для учителя нач. школы. М., 2000.
3. Мухина В. С. Феноменология бытия и развития личности. М.; Воронеж, 1999.
4. Парамонова Л., Алиева Т., Арушанова А. Дошкольник в мире диалога: воспитание толерантности. // Дошкольное воспитание. 1999. № 5. С. 70-73.
5. Пахомова Ю. А. Формирование нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры: М., ВАКО, 2010.
Вариативная образовательная среда как основа развития одаренных обучающихся Каменева И. В.
Каменева Ирина Владимировна / Kameneva Irina Vladimirovna - учитель русского языка и
литературы,
Средняя общеобразовательная школа № 4 им. Героя Советского СоюзаХоменко И. С., г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Аннотация: в статье представлен опыт работы школы по реализации системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми, обеспечивающий эффективный менеджмент процесса повышения качества образования обучающихся.
Ключевые слова: одаренность, образовательная среда, формы работы с одаренными обучающимися.
В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в профессиональном сообществе, поскольку развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.
На протяжении ряда лет школа № 4 имени Героя Советского Союза Хоменко И. С. г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края создает целостную систему, позволяющую одаренным обучающимся реализовать себя, добиться успеха в рамках открытого образовательного пространства.
В школе разработана и успешно реализуется Программа «Вариативная образовательная среда как основа развития одаренных обучающихся». Целевое назначение этой программы - создание условий для развития системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми в МОУ СОШ № 4, обеспечивающих эффективный менеджмент процесса повышения качества образования обучающихся.
Для достижения этой цели педагогический коллектив школы решает следующие задачи:
- совершенствование системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми;
- выявление одарённых и высокомотивированных обучающихся;
- обеспечение в учебно-воспитательном процессе условий для всех видов и форм самореализации, развития нестандартности научного и креативного мышления учащихся;
- совершенствование системы подготовки учителей к работе с одаренными и высокомотивированными обучающимися, обучение через методическую учебу, курсовую подготовку, самообразование;
- создание системы партнерских отношений с ВУЗами города в работе с одаренными и высокомотивированными обучающимися;
- повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, получение всесторонней и достоверной информации о состоянии образования;
- проведение системного и сравнительного анализа качества образовательных достижений обучающихся, вовлеченных в научно-исследовательскую деятельность и олимпиадное движение;
- внедрение современных информационных технологий в систему работы с одаренными и высокомотивированными обучающимися.
Программа «Вариативная образовательная среда как основа развития одаренных обучающихся» - гибкий инструмент управления, включающий в себя такие рычаги, как корректировка учебного плана, расширение перечня образовательных услуг, активизация внедрение различных форм внеурочной занятости, развертывание сетевого взаимодействия. Она строится на системном подходе к организации деятельности: от урока, являющегося базовым ядром системы, до выхода в открытое образовательное пространство.
Графически сложившуюся модель можно представить в виде перевернутой пирамиды. Данная структура отражает движение (развитие) обучающегося от урока к индивидуальной образовательной траектории, благодаря главной движущей силе -мотивации (интересу, желанию и стремлению). Вариативная образовательная среда (множество путей развития на основе «точек роста») позволяет большему количеству обучающихся найти свой путь к успеху в условиях общеобразовательной школы.
В рамках Программы по педагогическому сопровождению одаренных учащихся осуществляются следующие мероприятия:
- проведение занятий с педагогами и учащимися школы с использованием аудиторного фонда и современного лабораторного оборудования ВУЗов города;
- привлечение узких специалистов в отдельных областях к работе в рамках разработанных курсов занятий для педагогов и учащихся;
- специалисты ВУЗов осуществляют курирование деятельности предметных секций НОУ «Эрудит» (ФГБОУ ВПО «АмГПГУ» - предметные секции «Обществознание», «Естественные науки» и «Технология»; КнАГТУ - «Математика, физика и информатика»);
- разработана и апробирована программа дополнительных занятий для учащихся 10-х классов МОУ СОШ № 4 по физике и математике;
- разработана новая форма сотрудничества со школами на базе ресурсного центра технопарка - Школа «Технологии будущего» - это еще один инструмент вариативной образовательной среды, который позволяет будущим выпускникам подойти к выбору профессии более осознано, попробовать себя в исследовательской деятельности с использованием современнейшего оборудования;
- реализованы программы осенней, зимней и весенней школ, в рамках которых учащиеся 9-10 классов школы имели возможность работать по следующим направлениям: химические технологии, тайм-менеджмент, налоговый ликбез, трехмерное моделирование, технологии быстрого прототипирования, станки с ЧПУ, кораблестроение, самолетостроение.
Одним из основных направлений Программы является система работы по развитию научно-исследовательской деятельности обучающихся на всех ступенях обучения - в начальной школе - реализация проекта «Образовательный стандарт для будущего гения» через предметные кружки; в 5-9 классах - МША (малая школьная академия) -система факультативных и элективных курсов, Школа олимпийского резерва (решение
олимпиадных задач по математике), интеллектуальные игры и марафоны; в 10-11 классах - НОУ (научные общества учащихся) по разным предметам [2, стр. 14].
Показателем результативности такой системы работы является участие учеников в НПК «Будущее начинается сегодня» (ежегодная школьная научно-практическая конференция учащихся), которая традиционно проводится с привлечением преподавателей и студентов АмГПГУ в качестве членов жюри.
В рамках реализации договоров о сотрудничестве с АмГПГУ и КнАГТУ, обучающиеся школы принимают участие в мероприятиях, организованных этими учреждениями высшего образования.
В образовательный процесс активно внедряем методы ТРИЗ-педагогики, которые позволяют сформировать у учащихся метапредметные понятия и универсальные учебные действия. Участники курса изучили ряд методов ТРИЗ-педагогики -познакомились с основами теории открытых задач, а также методами решения таких задач; получили практические навыки решения открытых задач и управления процессом решения данных задач учащимися [3]. Полученными знаниями учителя охотно делятся с коллегами.
Развитие олимпиадного движения и создание системы научно-исследовательской деятельности дает возможность учащимся попробовать свои силы, определить приоритеты и перспективы своего личностного роста и профессионального самоопределения. Во Всероссийской олимпиаде школьников школьники активно участвуют на школьном этапе и показывают высокие результаты на последующих этапах этого мероприятия.
Участие в дистанционных олимпиадах - еще один показатель развития олимпиадного движения.
Креативные и нестандартные формы активно используем и в воспитательной деятельности школы. Проведены большие и интересные мероприятия - «Пушкинский бал» - для учащихся 6, 7 и 8 классов; традиционное «Посвящение в математики» - для учащихся 10, 11 классов; посвящение в МАФовцы (обучающиеся Малого Авиационного факультета) - для учащихся 10 профильного класса; геометрический фестиваль «Начала геометрии» - для учащихся 7-8 классов; изобретательская конференция «Вечный двигатель» - для учащихся 5-6 классов; конкурс творческих работ «Лови момент» - для учащихся 1-4 классов. Такие мероприятия детям интересны даже на этапе подготовки и стимулируют их творчество, формируют коллектив.
В рамках активизации деятельности педагогов школы по вовлечению учащихся в олимпиадное и конкурсное движение, помимо повышения квалификации через реализацию программ занятий, разработанных специалистами ВУЗов для педагогов по физике, химии и биологии, учитель математики МОУ СОШ № 4, победитель школьного конкурса портфолио, разработала и реализовала цикл занятий для педагогов школы по освоению возможностей программного комплекса «Живая математика». Работа педагога получила высокую оценку Института Новых Технологий (http://www.int-edu.ru) и получила поддержку в форме лицензирования 30 рабочих мест педагогов школы на использования этого ПО.
Также продолжена работа по развитию системы поощрения для педагогов, активно ведущих работу с одаренными учащимися. Стимулирование осуществляется через организацию школьного конкурса портфолио достижений педагога. С целью повышения уровня конкуренции в педагогическом коллективе было определено количество премий - 3 (сумма премии составила 30 000 рублей).
Говоря о модели работы с одаренными учащимися, следует обратиться к следующему историческому эпизоду: Александр Македонский выбрал из всего табуна коня Буцефала, которого отец Александра, Филипп, прежде забраковал и посчитал негодным из-за гордого нрава.
Плутарх по этому поводу пишет:«Пример этого коня указывает нам на то, что много природных дарований гибнет по вине наставников, которые коней превращают в ослов, не умея управлять возвышенными и свободными существами».
Слова Плутарха указывают на важную роль процесса образования в деле сохранения и развития детской одаренности. Замечу, что воспитателем Александра Македонского был Аристотель, которого для своего сына выбрал, конечно, тот же король Филипп. Ошибившись в коне, он не ошибся в главном - в воспитателе для своего сына [1, стр. 60].
Понимание важности роли педагога привело нас к необходимости накопления и обмена успешным профессиональным опытом. Как показывает практика (отзывы участников, приглашение отдельных педагогов для представления опыта в другие образовательные организации в рамках краевых мероприятий), представляемая модель работы МОУ СОШ № 4 является востребованной и пригодной для тиражирования.
Вместе с тем, в большинстве случаев окончание стажировки оказывается равным окончанию сотрудничества. Поэтому мы посчитали возможным для решения задач поддержания и дальнейшего сотрудничества использование возможностей дистанционных технологий.
Опыт, накопленный коллективом нашей школы в рамках федерального проекта «Создание и развитие социально-педагогической сети интернет-сообществ», позволяет коллективу школы проектировать интернет-пространство для взаимодействия. Считаем целесообразным создание банка педагогических технологий, апробированных на практике и демонстрирующих эффективность в работе по сопровождению (выявления и поддержания интереса, желания стремления развиваться по данному пути) в урочной деятельности; форм организации внеурочной деятельности учащихся (программ факультативных курсов, кружков, деятельности НОУ). Накопленный опыт возможно распространять через проведение краевых семинаров, мастер-классов носителями опыта (как на базе организации-носителя, так и с использованием опыта педагогических десантов).
В рамках деятельности центра трансфера технологий нами ведется работа по развертыванию интернет-площадки для обмена опытом и координации деятельности по аккумулированию и развитию моделей работы о одаренными детьми. Первым шагом в этом направлении стал запуск постоянно действующего образовательного веб-квеста «Круглый стол.т: https://sites.google.com/site/knakruglyastol/, в деятельности которого к настоящему моменту приняли участие более 45 педагогов из различных районов Хабаровского края.
«Веб-квест» - форма непрямого обучения, включающая в себя отдельные модули-этапы, которые могут быть реализованы на различных интернет-площадках, объединенных между собой общей сюжетной линией.
Целью нашей деятельности в этом направлении станет активизация сотрудничества педагогического сообщества для повышения эффективности распространения модели работы школы по педагогическому сопровождению развития одаренных детей и дальнейшее ее развитие.
Литература
1. Ян Коменский. Великая дидактика. — СПб: Типография А. М. Котомина, 1875.
Приложение к журналу «Наша Начальная Школа» на 1875 год.
2. Антонова И. Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними.
Научно-практический журнал «Одаренный ребенок» № 1, 2011 г.
3. Кишко С. В. Развитие художественных способностей школьников через
использование инструментов ОТСМ - ТРИЗ технологии. / Материалы конференции
«Педагогика и ТРИЗ: проблемы формирования ключевых компетентностей».
Саратов, 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://jlproj.org.