Научная статья на тему 'Вариативная образовательная среда как основа развития одаренных обучающихся'

Вариативная образовательная среда как основа развития одаренных обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменева Ирина Владимировна

В статье представлен опыт работы школы по реализации системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми, обеспечивающий эффективный менеджмент процесса повышения качества образования обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вариативная образовательная среда как основа развития одаренных обучающихся»

Литература

1. Бильгильдеева Т. Ю. Воспитание личности младшего школьника как создание условий для ее самореализации: М., ВАКО, 2011.

2. Максакова В., Семина Л. Учимся договариваться (я — ты — мы): Метод. пос. для учителя нач. школы. М., 2000.

3. Мухина В. С. Феноменология бытия и развития личности. М.; Воронеж, 1999.

4. Парамонова Л., Алиева Т., Арушанова А. Дошкольник в мире диалога: воспитание толерантности. // Дошкольное воспитание. 1999. № 5. С. 70-73.

5. Пахомова Ю. А. Формирование нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры: М., ВАКО, 2010.

Вариативная образовательная среда как основа развития одаренных обучающихся Каменева И. В.

Каменева Ирина Владимировна / Kameneva Irina Vladimirovna - учитель русского языка и

литературы,

Средняя общеобразовательная школа № 4 им. Героя Советского СоюзаХоменко И. С., г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край

Аннотация: в статье представлен опыт работы школы по реализации системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми, обеспечивающий эффективный менеджмент процесса повышения качества образования обучающихся.

Ключевые слова: одаренность, образовательная среда, формы работы с одаренными обучающимися.

В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в профессиональном сообществе, поскольку развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

На протяжении ряда лет школа № 4 имени Героя Советского Союза Хоменко И. С. г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края создает целостную систему, позволяющую одаренным обучающимся реализовать себя, добиться успеха в рамках открытого образовательного пространства.

В школе разработана и успешно реализуется Программа «Вариативная образовательная среда как основа развития одаренных обучающихся». Целевое назначение этой программы - создание условий для развития системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми в МОУ СОШ № 4, обеспечивающих эффективный менеджмент процесса повышения качества образования обучающихся.

Для достижения этой цели педагогический коллектив школы решает следующие задачи:

- совершенствование системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми;

- выявление одарённых и высокомотивированных обучающихся;

- обеспечение в учебно-воспитательном процессе условий для всех видов и форм самореализации, развития нестандартности научного и креативного мышления учащихся;

- совершенствование системы подготовки учителей к работе с одаренными и высокомотивированными обучающимися, обучение через методическую учебу, курсовую подготовку, самообразование;

- создание системы партнерских отношений с ВУЗами города в работе с одаренными и высокомотивированными обучающимися;

- повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, получение всесторонней и достоверной информации о состоянии образования;

- проведение системного и сравнительного анализа качества образовательных достижений обучающихся, вовлеченных в научно-исследовательскую деятельность и олимпиадное движение;

- внедрение современных информационных технологий в систему работы с одаренными и высокомотивированными обучающимися.

Программа «Вариативная образовательная среда как основа развития одаренных обучающихся» - гибкий инструмент управления, включающий в себя такие рычаги, как корректировка учебного плана, расширение перечня образовательных услуг, активизация внедрение различных форм внеурочной занятости, развертывание сетевого взаимодействия. Она строится на системном подходе к организации деятельности: от урока, являющегося базовым ядром системы, до выхода в открытое образовательное пространство.

Графически сложившуюся модель можно представить в виде перевернутой пирамиды. Данная структура отражает движение (развитие) обучающегося от урока к индивидуальной образовательной траектории, благодаря главной движущей силе -мотивации (интересу, желанию и стремлению). Вариативная образовательная среда (множество путей развития на основе «точек роста») позволяет большему количеству обучающихся найти свой путь к успеху в условиях общеобразовательной школы.

В рамках Программы по педагогическому сопровождению одаренных учащихся осуществляются следующие мероприятия:

- проведение занятий с педагогами и учащимися школы с использованием аудиторного фонда и современного лабораторного оборудования ВУЗов города;

- привлечение узких специалистов в отдельных областях к работе в рамках разработанных курсов занятий для педагогов и учащихся;

- специалисты ВУЗов осуществляют курирование деятельности предметных секций НОУ «Эрудит» (ФГБОУ ВПО «АмГПГУ» - предметные секции «Обществознание», «Естественные науки» и «Технология»; КнАГТУ - «Математика, физика и информатика»);

- разработана и апробирована программа дополнительных занятий для учащихся 10-х классов МОУ СОШ № 4 по физике и математике;

- разработана новая форма сотрудничества со школами на базе ресурсного центра технопарка - Школа «Технологии будущего» - это еще один инструмент вариативной образовательной среды, который позволяет будущим выпускникам подойти к выбору профессии более осознано, попробовать себя в исследовательской деятельности с использованием современнейшего оборудования;

- реализованы программы осенней, зимней и весенней школ, в рамках которых учащиеся 9-10 классов школы имели возможность работать по следующим направлениям: химические технологии, тайм-менеджмент, налоговый ликбез, трехмерное моделирование, технологии быстрого прототипирования, станки с ЧПУ, кораблестроение, самолетостроение.

Одним из основных направлений Программы является система работы по развитию научно-исследовательской деятельности обучающихся на всех ступенях обучения - в начальной школе - реализация проекта «Образовательный стандарт для будущего гения» через предметные кружки; в 5-9 классах - МША (малая школьная академия) -система факультативных и элективных курсов, Школа олимпийского резерва (решение

олимпиадных задач по математике), интеллектуальные игры и марафоны; в 10-11 классах - НОУ (научные общества учащихся) по разным предметам [2, стр. 14].

Показателем результативности такой системы работы является участие учеников в НПК «Будущее начинается сегодня» (ежегодная школьная научно-практическая конференция учащихся), которая традиционно проводится с привлечением преподавателей и студентов АмГПГУ в качестве членов жюри.

В рамках реализации договоров о сотрудничестве с АмГПГУ и КнАГТУ, обучающиеся школы принимают участие в мероприятиях, организованных этими учреждениями высшего образования.

В образовательный процесс активно внедряем методы ТРИЗ-педагогики, которые позволяют сформировать у учащихся метапредметные понятия и универсальные учебные действия. Участники курса изучили ряд методов ТРИЗ-педагогики -познакомились с основами теории открытых задач, а также методами решения таких задач; получили практические навыки решения открытых задач и управления процессом решения данных задач учащимися [3]. Полученными знаниями учителя охотно делятся с коллегами.

Развитие олимпиадного движения и создание системы научно-исследовательской деятельности дает возможность учащимся попробовать свои силы, определить приоритеты и перспективы своего личностного роста и профессионального самоопределения. Во Всероссийской олимпиаде школьников школьники активно участвуют на школьном этапе и показывают высокие результаты на последующих этапах этого мероприятия.

Участие в дистанционных олимпиадах - еще один показатель развития олимпиадного движения.

Креативные и нестандартные формы активно используем и в воспитательной деятельности школы. Проведены большие и интересные мероприятия - «Пушкинский бал» - для учащихся 6, 7 и 8 классов; традиционное «Посвящение в математики» - для учащихся 10, 11 классов; посвящение в МАФовцы (обучающиеся Малого Авиационного факультета) - для учащихся 10 профильного класса; геометрический фестиваль «Начала геометрии» - для учащихся 7-8 классов; изобретательская конференция «Вечный двигатель» - для учащихся 5-6 классов; конкурс творческих работ «Лови момент» - для учащихся 1-4 классов. Такие мероприятия детям интересны даже на этапе подготовки и стимулируют их творчество, формируют коллектив.

В рамках активизации деятельности педагогов школы по вовлечению учащихся в олимпиадное и конкурсное движение, помимо повышения квалификации через реализацию программ занятий, разработанных специалистами ВУЗов для педагогов по физике, химии и биологии, учитель математики МОУ СОШ № 4, победитель школьного конкурса портфолио, разработала и реализовала цикл занятий для педагогов школы по освоению возможностей программного комплекса «Живая математика». Работа педагога получила высокую оценку Института Новых Технологий (http://www.int-edu.ru) и получила поддержку в форме лицензирования 30 рабочих мест педагогов школы на использования этого ПО.

Также продолжена работа по развитию системы поощрения для педагогов, активно ведущих работу с одаренными учащимися. Стимулирование осуществляется через организацию школьного конкурса портфолио достижений педагога. С целью повышения уровня конкуренции в педагогическом коллективе было определено количество премий - 3 (сумма премии составила 30 000 рублей).

Говоря о модели работы с одаренными учащимися, следует обратиться к следующему историческому эпизоду: Александр Македонский выбрал из всего табуна коня Буцефала, которого отец Александра, Филипп, прежде забраковал и посчитал негодным из-за гордого нрава.

Плутарх по этому поводу пишет:«Пример этого коня указывает нам на то, что много природных дарований гибнет по вине наставников, которые коней превращают в ослов, не умея управлять возвышенными и свободными существами».

Слова Плутарха указывают на важную роль процесса образования в деле сохранения и развития детской одаренности. Замечу, что воспитателем Александра Македонского был Аристотель, которого для своего сына выбрал, конечно, тот же король Филипп. Ошибившись в коне, он не ошибся в главном - в воспитателе для своего сына [1, стр. 60].

Понимание важности роли педагога привело нас к необходимости накопления и обмена успешным профессиональным опытом. Как показывает практика (отзывы участников, приглашение отдельных педагогов для представления опыта в другие образовательные организации в рамках краевых мероприятий), представляемая модель работы МОУ СОШ № 4 является востребованной и пригодной для тиражирования.

Вместе с тем, в большинстве случаев окончание стажировки оказывается равным окончанию сотрудничества. Поэтому мы посчитали возможным для решения задач поддержания и дальнейшего сотрудничества использование возможностей дистанционных технологий.

Опыт, накопленный коллективом нашей школы в рамках федерального проекта «Создание и развитие социально-педагогической сети интернет-сообществ», позволяет коллективу школы проектировать интернет-пространство для взаимодействия. Считаем целесообразным создание банка педагогических технологий, апробированных на практике и демонстрирующих эффективность в работе по сопровождению (выявления и поддержания интереса, желания стремления развиваться по данному пути) в урочной деятельности; форм организации внеурочной деятельности учащихся (программ факультативных курсов, кружков, деятельности НОУ). Накопленный опыт возможно распространять через проведение краевых семинаров, мастер-классов носителями опыта (как на базе организации-носителя, так и с использованием опыта педагогических десантов).

В рамках деятельности центра трансфера технологий нами ведется работа по развертыванию интернет-площадки для обмена опытом и координации деятельности по аккумулированию и развитию моделей работы о одаренными детьми. Первым шагом в этом направлении стал запуск постоянно действующего образовательного веб-квеста «Круглый стол.т: https://sites.google.com/site/knakruglyastol/, в деятельности которого к настоящему моменту приняли участие более 45 педагогов из различных районов Хабаровского края.

«Веб-квест» - форма непрямого обучения, включающая в себя отдельные модули-этапы, которые могут быть реализованы на различных интернет-площадках, объединенных между собой общей сюжетной линией.

Целью нашей деятельности в этом направлении станет активизация сотрудничества педагогического сообщества для повышения эффективности распространения модели работы школы по педагогическому сопровождению развития одаренных детей и дальнейшее ее развитие.

Литература

1. Ян Коменский. Великая дидактика. — СПб: Типография А. М. Котомина, 1875.

Приложение к журналу «Наша Начальная Школа» на 1875 год.

2. Антонова И. Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними.

Научно-практический журнал «Одаренный ребенок» № 1, 2011 г.

3. Кишко С. В. Развитие художественных способностей школьников через

использование инструментов ОТСМ - ТРИЗ технологии. / Материалы конференции

«Педагогика и ТРИЗ: проблемы формирования ключевых компетентностей».

Саратов, 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://jlproj.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.