Научная статья на тему '«ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ» КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ НА БАЗЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

«ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ» КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ НА БАЗЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ "ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ" / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ШКОЛА ЮНОГО ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Ольга Алексеевна, Калачева Елизавета Сергеевна

Цель исследования - оценить характер влияния применяемых в рамках технологии обучения в сотрудничестве форматов работы, направленных на создание условий для допрофессиональной подготовки школьников на базе педагогического университета. В статье на основании количественного и качественного анализа данных опроса участников Школы юного педагога конкретизируется влияние используемых вариантов интерактивного разновозрастного взаимодействия в формировании позитивного эмоционального отклика и отношения школьников к рассматриваемой сфере педагогической деятельности в качестве индивидуального профессионально-образовательного приоритета. Научная новизна исследования заключается в уточнении значимости использования технологии совместного обучения как стратегии полисубъектной коммуникации и деятельности в решении задач профориентационной работы со школьниками в формате Школы юного педагога, а именно в дифференциации эмоционального отношения старшеклассников к предлагаемым вариантам взаимодействия с ровесниками, студентами и педагогами, направленным на приобщение их к системе знаний, умений и навыков, связанных с выбором профессии в сфере педагогики. В результате показано, что технология «обучение в сотрудничестве» имеет значительный потенциал в организации профориентационной работы с обучающимися на базе учреждения высшего профессионального образования, связанный с выраженными социальными и психологическими преимуществами и общим позитивным восприятием школьниками, ориентированными на выбор педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“COLLABORATIVE LEARNING” AS A TECHNOLOGY OF CAREER GUIDANCE WORK WITH SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The aim of the study is to assess the nature of the impact of the work formats used as a part of the collaborative learning technology aimed at creating conditions for the pre-professional training of schoolchildren at a pedagogical university. Based on a quantitative and qualitative analysis of the survey data of the participants of the School for Young Teachers, the paper specifies the influence of the used variants of interaction for different ages on the formation of a positive emotional response and attitude of schoolchildren to the field of pedagogical activity under consideration as an individual professional and educational priority. The scientific novelty of the study lies in clarifying the importance of using the collaborative learning technology as a strategy of polysubject communication and activity in solving the problems of career guidance work with schoolchildren in the format of the School for Young Teachers, namely, in differentiating high school students’ emotional attitude to the proposed options for the interaction with peers, students and teachers, aimed at introducing them to the system of knowledge, skills, related to the choice of profession in the field of pedagogy. As a result, it has been shown that the collaborative learning technology has a significant potential in the organisation of career guidance work with students on the basis of institutions of higher professional education, associated with pronounced social and psychological benefits and a general positive perception by schoolchildren focused on the choice of pedagogical activity.

Текст научной работы на тему ««ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ» КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ НА БАЗЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

фгротота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2023. Том 8. Выпуск 8 | 2023. Volume 8. Issue 8

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

«Обучение в сотрудничестве»

как технология профориентационной работы со школьниками на базе педагогического университета

Беляева О. А., Калачева Е. С.

Аннотация. Цель исследования - оценить характер влияния применяемых в рамках технологии обучения в сотрудничестве форматов работы, направленных на создание условий для допрофессиональ-ной подготовки школьников на базе педагогического университета. В статье на основании количественного и качественного анализа данных опроса участников Школы юного педагога конкретизируется влияние используемых вариантов интерактивного разновозрастного взаимодействия в формировании позитивного эмоционального отклика и отношения школьников к рассматриваемой сфере педагогической деятельности в качестве индивидуального профессионально-образовательного приоритета. Научная новизна исследования заключается в уточнении значимости использования технологии совместного обучения как стратегии полисубъектной коммуникации и деятельности в решении задач профориентационной работы со школьниками в формате Школы юного педагога, а именно в дифференциации эмоционального отношения старшеклассников к предлагаемым вариантам взаимодействия с ровесниками, студентами и педагогами, направленным на приобщение их к системе знаний, умений и навыков, связанных с выбором профессии в сфере педагогики. В результате показано, что технология «обучение в сотрудничестве» имеет значительный потенциал в организации профориентационной работы с обучающимися на базе учреждения высшего профессионального образования, связанный с выраженными социальными и психологическими преимуществами и общим позитивным восприятием школьниками, ориентированными на выбор педагогической деятельности.

EN

"Collaborative learning" as a technology of career guidance work with schoolchildren on the basis of a pedagogical university

Belyaeva O. A., Kalacheva E. S.

Abstract. The aim of the study is to assess the nature of the impact of the work formats used as a part of the collaborative learning technology aimed at creating conditions for the pre-professional training of schoolchildren at a pedagogical university. Based on a quantitative and qualitative analysis of the survey data of the participants of the School for Young Teachers, the paper specifies the influence of the used variants of interaction for different ages on the formation of a positive emotional response and attitude of schoolchildren to the field of pedagogical activity under consideration as an individual professional and educational priority. The scientific novelty of the study lies in clarifying the importance of using the collaborative learning technology as a strategy of polysubject communication and activity in solving the problems of career guidance work with schoolchildren in the format of the School for Young Teachers, namely, in differentiating high school students' emotional attitude to the proposed options for the interaction with peers, students and teachers, aimed at introducing them to the system of knowledge, skills, related to the choice of profession in the field of pedagogy. As a result, it has been shown that the collaborative learning technology has a significant potential in the organisation of career guidance work with students on the basis of institutions of higher professional education, associated with pronounced social and psychological benefits and a general positive perception by schoolchildren focused on the choice of pedagogical activity.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена множеством факторов, связанных с идеями преобразования современного общего и профессионального образования, среди которых выделим несколько ключевых:

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20230121

© 2023 Авторы. © 2023 ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. © 2023 Gramota Publishing, LLC). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/

- необходимость поиска способов обеспечения требований федеральных государственных образовательных стандартов к системе личностных образовательных результатов, создания условий для подготовки школьников к осознанному выбору профессии, понимания значения профессиональной деятельности для человека и общества, осознания ценности образования и науки, труда и творчества для развития их активности (Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования: Приказ Министерства просвещения РФ от 23 ноября 2022 г. № 1014. URL: https://base.garant.ru/405997653/);

- невозможность решения всей совокупности актуальных профориентационных задач, связанных с освоением обучающимися значимого социального опыта, многообразия социальных ролей, норм и правил общественного поведения, формирования их готовности к выбору направления будущей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями, способностями и с учетом потребностей рынка труда, без рассмотрения этапа профессионального самоопределения как комплексной полисубъектной проблемы, к разработке которой должны быть подключены учреждения как общего, так и профессионального образования;

- высокий уровень социального запроса на организацию альтернативных стратегий сопровождения процесса профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовки школьников, в том числе в направлении выбора педагогической деятельности;

- острая необходимость поиска новых, современных, привлекательных для самих обучающихся, находящихся на различных этапах профессионализации, способов активного включения в процесс осознанной жизненной ориентации и выбора профессионально-образовательного маршрута.

Задачи рассмотрения содержательных, организационно-управленческих и иных аспектов работы с обучающимися на всех уровнях образования в контексте идей полисубъектного взаимодействия давно стали привычными для психолого-педагогической теории и практики. Особое значение придается этим вопросам при определении ключевых ориентиров подготовки будущих специалистов в системе профессионального образования, поскольку именно в таких отношениях заметно усиление значимости «субъектных характеристик личности будущего специалиста, которые развиваются в диалогическом взаимодействии с различными субъектами образования (преподавателями, кураторами, студентами) и проявляются через отношение к другому субъекту в процессе совместной деятельности, открывающей и усиливающей сущность другого субъекта и приводящей к со-развитию субъектов образования» (Кролевецкая, Исаев, Собянин, 2023, с. 414). Однако выбор таких форматов работы преподавателей вузов чаще всего остается направлен именно на студенческую аудиторию и не получает системного воплощения в направлениях и формах работы профессиональных учебных заведений со школьниками.

Так, исследование «болевых точек» в вузовской профориентации (Профориентационная работа в вузах России. Результаты исследования. Март 2019. URL: http://www.stu.ru/user_files/get_file.php?id=7913&page_ type=pages&name=1679_%25201.pdf) и допрофессиональной педагогической подготовке (Допрофессиональ-ная педагогическая подготовка..., 2021) с привлечением значительного объема данных о работе учреждений основного и высшего образования наглядно показывает явный приоритет традиционных форматов взаимодействия вузов и школ и довольно редкое применение форм работы, активно включающих потенциальных абитуриентов в образовательное пространство университетов и обеспечивающих их активную позицию в выборе профессионально-образовательного направления. Имеющийся у нас собственный многолетний опыт реализации проекта Школы юного педагога (ШЮП) на базе кафедры педагогики и психологии начального обучения Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (ЯГПУ) позволяет с уверенностью утверждать, что именно форматы интерактивного взаимодействия должны в настоящее время выступать ключевой стратегией профориентационной работы вуза со школьниками (Беляева, 2021).

Значимость обращения внимания в образовательном процессе на способы работы, основанные на идеях сотрудничества, коллаборации, объединения усилий субъектов взаимодействия, определена рядом теоретических и практических оснований. Прежде всего сотрудничество как стратегия межличностного взаимодействия, когда партнеры по коммуникации и совместной деятельности несут ответственность за свои решения и поступки, при этом уважая и ценя точки зрения и вклад других людей, выступает ключевой составляющей формирования совокупности мягких навыков настоящих и будущих профессионалов XXI века, связанных с деловым общением, командной работой, проектным мышлением в любых сферах деятельности. Особые смыслы эти позиции приобретают в системе непрерывной педагогической подготовки, которая, несомненно, ориентирована на задачи своевременной оценки степени сформированности и постоянного совершенствования коммуникативных, организационных, управленческих компетенций различных специалистов социономических профессий.

Для достижения поставленной нами цели исследования, связанной с объективной оценкой значимости такого рода работы, необходимо было решить следующие задачи:

- проанализировать возможности использования технологии «обучения в сотрудничестве» в решении задач допрофессиональной подготовки в направлении создания благоприятных условий для ориентации обучающихся системы общего образования на социально-педагогические профессии и формирования у них позитивного отношения к данной сфере деятельности, в контексте реализации идеи Школы юного педагога как способа профориентационной работы педагогического вуза со школьниками;

- провести модификацию психодиагностической методики для оценки влияния предлагаемых форматов интерактивного полисубъектного взаимодействия в решении профориентационных задач;

- провести диагностику эмоционального отклика школьников на различные аспекты совместной деятельности друг с другом, со студентами и преподавателями педагогического вуза для оценки степени

благоприятности выбираемых содержательных ориентиров и создаваемых организационных условий и проанализировать полученные результаты.

С целью получения данных о характере влияния избранной стратегии интерактивного взаимодействия со школьниками, участниками профориентационных занятий, в качестве методов исследования были избраны наблюдение, анкетирование и психолого-педагогическое тестирование с использованием проективного теста личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О. А. Ореховой (2002), который базируется на цвето-ассоциативном эксперименте и в целом направлен на диагностику эмоциональной сферы субъекта в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и ценностных ориентаций. На основании имеющейся возможности модификации процедуры тестирования под задачи исследования она была адаптирована под высказывание старшеклассниками своего отношения к различным вариантам совместной полисубъектной работы, которые им предлагались в течение года занятий на базе университета.

Теоретической базой исследования выступили ключевые положения содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения Н. С. Пряжникова и концепции профессионализации личности Ю. П. Поваренкова (2008), а также идеи динамического обучения в целом (Фопель, 2010; Беляева, Серафимович, 2019) и обучения в сотрудничестве в частности как образовательного подхода, отвечающего ключевым задачам организации учебно-воспитательного процесса в современных условиях (Якимович, 2015; Вг^ее, 1984; Laal, Laal, Khattami Kermanshahi, 2012; Vaganovа, Smimova, Bezusova et а1., 2020).

Практическая значимость исследования заключается в представлении опыта организации полисубъектного взаимодействия преподавателей и обучающихся на уровне общего и высшего профессионального образования в рамках предпрофессиональной подготовки школьников, ориентированных на выбор педагогических профессий, на базе университета; в фиксации позитивного эффекта, связанного с обеспечением благоприятных условий психологического и социального плана, достигаемого средствами использования технологии «обучения в сотрудничестве» в процессе профориентационного сопровождения школьников на базе Школы юного педагога как основной стратегии.

Обсуждение и результаты

В своей работе мы базируемся на концепции Ю. П. Поваренкова (2008), определяющего этап профессионально-образовательного самоопределения как один из первых, крайне сложных и ответственных этапов непрерывного процесса профессионализации личности, и современном подходе к реализации целей допрофессиональной педагогической подготовки школьников, признающей в качестве ключевой идею организации работы по формированию ценностно-нравственного отношения к педагогической профессии, развитию самосознания, позитивного настроя на выбор указанной сферы деятельности и стимулированию потребности в будущей профессиональной педагогической компетентности (Допрофессиональная педагогическая подготовка..., 2021). Работа по психолого-педагогическому сопровождению этапа профессионально-образовательного самоопределения в зависимости от имеющихся ресурсов и складывающихся обстоятельств может быть реализована через целый ряд альтернативных форм: профильные (в том числе педагогические) классы и группы на базе школ, элективные курсы профессиональной направленности и факультативы, проводимые педагогами общего или профессионального образования для старшеклассников, профильные смены в лагерях отдыха, профильные каникулы в течение учебного года, сетевые сообщества школ и вузов, клубные объединения на базе центров дополнительного образования или профессиональных учебных заведений и иные. Одной из таких организационных форм выступает созданная на базе педагогического факультета Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского Школа юного педагога, работа которой организуется как цикл встреч выходного дня со школьниками на базе университета в течение учебного года. Ее концепция разработана преподавателями кафедры педагогики и психологии начального обучения под руководством доктора психологических наук, профессора Е. В. Карповой около 10 лет назад и, как долгосрочный психолого-педагогический проект, безусловно, претерпевает определенные изменения в связи с меняющимися внешними обстоятельствами и условиями, но в целом направлена на решение ряда задач, среди которых:

- профессиональная ориентация школьников; подготовка абитуриентов, ориентированных на получение педагогического образования, к основам профессиональной деятельности;

- мотивация к выбору выпускниками школ г. Ярославля и Ярославской области педагогических специальностей в ЯГПУ;

- творческое развитие личности школьников, приобщение их к культуре высшей школы;

- стимулирование индивидуальных интересов при выборе педагогических специальностей;

- ознакомление учащихся с учебно-воспитательным процессом вуза и популяризация психолого-педагогических знаний, формирование психолого-педагогической компетентности молодежи;

- обеспечение условий для творческой самореализации и развития коммуникативных и организаторских способностей учащихся (Карпова, Невзорова, 2017).

Содержательно цикл занятий посвящен рассмотрению ряда тем, раскрывающих ключевые требования к компетентности современного педагога как профессионала и к человеку, выбирающему эту профессию, анализу возможных вариантов построения профессиональной карьеры в области образования в настоящее время, информированию о существующих профессионально-образовательных траекториях, а также о специфике обучения и организации внеучебной студенческой жизни в ЯГПУ. Занятия со старшеклассниками проводятся

по согласованному графику в выходные дни и по своей форме представляют собой отдельные рекреационно-образовательные «события», ориентированные на максимальное использование самых разнообразных интерактивных технологий, центральной из которых для нас выступает технология совместного обучения или обучения в сотрудничестве (от англоязычного термина "collaborative learning" (CL)). Такой подход предполагает построение учебного или воспитательного взаимодействия на основе совместной (поделенной, распределенной) деятельности, в результате которой участники работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в преподносимом педагогом уже готовом виде, позволяет объединить в едином процессе идеи групповой и коллективной работы и взаимооценки ее результатов (Якимович, 2015).

Для обеспечения вариативности разновозрастного сотрудничества к занятиям помимо преподавателей кафедры, выступающих в роли разработчиков содержания и руководителей процесса, привлекаются студенты различных факультетов для презентации собственного опыта получения профессионального педагогического образования, участия в учебной и внеучебной деятельности университета, а также приглашенные специалисты-практики, готовые откликнуться на просьбу о представлении собственного опыта выбора профессии, профессиональной подготовки и работы в психолого-педагогической области.

Технология обучения в сотрудничестве предполагает возможность интеграции разных подходов и стратегий и вариативна по своей природе, направлена на максимально широкие возможности к использованию различных способов организации групповой и коллективной деятельности, соответственно, предлагаемые нами в рамках встреч, проводимых на базе Школы юного педагога, приемы достаточно разнообразны. Это дискуссии по актуальным возникающим темам и работа в режиме «мозгового штурма», анализ проблемных вопросов и конкретных ситуаций из жизни самих школьников; проектирование будущего и построение возможных цепочек основных шагов, различных вариантов действий по достижению желаемых целей (краткосрочные творческие проекты «Школа настоящего - Школа будущего», «Портрет современного учителя», «Дорога к профессиональному успеху» и подобные); техники шкалирования и матрицы альтернативного выбора; техники визуализации (сборка «портрета», составление «рецепта успеха» и другие); элементы игрового моделирования (моделирование «Вожатской смены», «Один день из жизни...»), социально-коммуникативного тренинга, приемы рефлексии. Выбор конкретных упражнений также зависит от специфики аудитории, в большей или меньшей степени откликающейся на те или иные способы совместной работы.

Любое занятие организуется фактически как групповая профориентационная консультация, поскольку именно так появляется большая возможность учитывать индивидуальные потребности, особенности и ожидания участников. При активном использовании групповой работы как ключевого формата рассматриваемой технологии специальное внимание уделяется социальным аспектам обучения, способам общения между членами группы. Пришедшие на встречу школьники распределяются на микрогруппы, к которым в качестве партнеров или кураторов, наставников подключаются студенты, и им предлагается коллективно выполнить какое-либо задание - решить проблему с опорой на их собственный опыт школьной жизни, взаимодействия в рамках учебной и внеучебной деятельности и общения с разными педагогическими работниками, высказать свою точку зрения, предположение, найти новое решение, разработать проект. Позиция студента или приглашенного преподавателя в данном случае - это позиция старшего помощника, более опытного и знающего партнера, который не навязывает свою точку зрения, а помогает выстраивать коммуникацию и при необходимости демонстрирует образцы возможного сотрудничества, участвует в выборе наиболее эффективных способов решения стоящей задачи, отвечая на возникающие вопросы, стимулируя свободу высказывания, замечая удачные подходы и идеи, соотнося различные точки зрения и разрешая возникающие противоречия.

Так в опоре на стратегию сотрудничества решаются важные задачи допрофессиональной педагогической подготовки.

Школьники знакомятся с условиями обучения на различных факультетах и с внеучебными студенческими объединениями научной, творческой, спортивной, социальной и иной направленности, в процессе реального общения с активом студентов и в непосредственном диалоге с преподавателями формируют представление о специфике системы отношений в педагогическом вузе.

Во взаимодействии со сверстниками из различных учебных заведений в выстроенном пространстве добровольной коммуникации по поводу общих интересов старшеклассники гораздо активнее участвуют в работе, откликаются на предлагаемые к обсуждению проблемы, открыто высказывают свое мнение, развивая при этом базовые коммуникативные навыки, значимые для педагога (умение презентовать и аргументировать идеи, активно слушать, устанавливать контакты, вырабатывать общие решения, разрешать возникающие разногласия). Так через игровые сюжеты школьниками первоначально выделяются типичные для представителей педагогических профессий особенности, дается их оценка с точки зрения стереотипности восприятия, истинности или ложности, степени соответствия актуальной ситуации в школе, а потом в процессе коллективной дискуссии определяются базовые требования к человеку, выбирающему данную сферу деятельности, производится самооценка некоторых из выдвинутых в качестве профессионально значимых качеств личности.

В рамках решения выдвигаемых на занятиях общих проблемных задач, выполнения творческих работ и совместных проектов, в условиях предоставленного свободного выбора, через систему внешних позитивных стимулов (таких как эмоциональная поддержка и принятие, взаимопомощь, побуждение к подражанию значимым образцам, содержательная и эмоциональная рефлексия, само- и взаимооценка, создание ситуаций успеха) стимулируются поведенческие стратегии, связанные с кооперацией (готовность чувствовать и принимать личную ответственность за общее дело, умения обосновывать свою позицию или отказываться от своего мнения, если кто-то из участников группы окажется более убедительным). Так, например, отработав

в рамках тренинговых упражнений отдельные приемы вербальной и невербальной коммуникации в парах, микрогруппах, коллективе, участники занятия через обсуждение формулируют ключевые принципы установления, развития и завершения коммуникативного акта, которые озвучиваются, дополняются или корректируются экспертами, соединяясь по итогу в «Свод правил продуктивного общения».

В ситуации расширения круга контактов со сверстниками из разных школ города и области формируется учебное сообщество, построенное на общих интересах, предпочтениях, ориентированное на обмен опытом, эмоциями, на получение новых знаний в процессе общения друг с другом, в совместной мыслительной деятельности. Отражением такого рода эффекта могут стать ежегодное увеличение среди контингента ШЮП числа обучающихся профильных педагогических классов и групп, как непосредственный в аудитории, так и отсроченный активный диалог, обмен мнениями и впечатлениями от встреч в созданной группе ШЮП в социальной сети УК, помощь участников друг другу в сборе информации для индивидуальных проектов и исследовательских работ, в обеспечении поддержки при реализации индивидуальных идей, участие «выпускников» ШЮП прошлых лет в качестве студентов - соорганизаторов занятий.

Предлагаемые на занятиях задания всегда рассчитаны на отсутствие готовых «правильных» ответов и направлены на стимулирование совместной мыследеятельности. Это позволяет участникам познакомиться с точками зрения людей с различным жизненным, учебным, профессиональным опытом, обменяться доводами и аргументами в отстаивании собственных убеждений, пережить опыт контролируемого столкновения с необходимостью формулировать и защищать свои идеи, не полагаясь исключительно на мнение эксперта или готовые решения, осознавать, что общий итог работы оказывается в значительной степени определен не только имеющимися знаниями, но и степенью успешности общения и взаимодействия. Так, например, участникам предлагается сформулировать позиции, связанные с их пониманием ключевых идей и ценностей, на которых строилась работа «Школы прошлого», и того, как должна выглядеть «Школа будущего», а после на основе озвученных мнений выбираются те базовые категории, без которых не могут существовать педагогика и люди, ей занимающиеся. Участники на «педагогической кухне» знакомятся с ключевыми умениями и навыками, которыми должен обладать педагог, и создают альтернативные «рецепты успеха» в общении учителя с классом. В режиме группового обсуждения возникает визуальный образ возможного «карьерного пути» педагога (или школьника, планирующего поступление в педагогический вуз, или студента, выпускника), описываются возможные этапы профессиональной жизни, препятствия и способы их преодоления, поддержка и стимулы, получаемые педагогами, которые видят сами ученики, а затем дается обратная связь от присутствующих экспертов, уже имеющих реальный профессиональный опыт.

Безусловно, подобная совместная активная работа, направленная на формирование ценностно-нравственных представлений о педагогических профессиях, оказывается максимально эмоционально привлекательна для школьников, только еще определяющихся с собственным выбором профессии и будущего профессионального учебного заведения, попадающих в новое для них пространство университета и получающих возможность менее формализованного общения со студентами и преподавателями.

На протяжении последних пяти лет (2018-2023), в течение которых мы отказались от использованных ранее традиционных лекционных форматов аудиторной работы в Школе юного педагога и полностью сосредоточились на интерактивном взаимодействии, нами отмечаются ряд позитивных результатов.

Во-первых, ежегодно возрастает число участников ШЮП, и в 2022-2023 учебном году в общей сложности их было 42 человека, большая часть из которых оказались активными участниками всего цикла занятий.

Во-вторых, по итогу оценки степени общей удовлетворенности участников с использованием метода шкалирования в целом она не опускается ниже 84%; при этом именно совместная работа со сверстниками и студентами оказывается максимально значима (эти позиции получают не менее 92% позитивных характеристик); проводимые упражнения и применяемые элементы тренинга в равной степени (на уровне 85%) оцениваются как полезные, интересные, информативные; комментарии экспертов (преподавателей или специалистов-практиков) вносят особый вклад в информационную основу выбора специальностей психолого-педагогического профиля (90% позитивных ответов на вопрос о расширении и конкретизации ранее имевшихся представлений школьников о профессии педагога).

В-третьих, согласно мнению самих участников занятий, ежегодно фиксируемому в качестве обратной связи, проводимые встречи в достаточной степени обеспечивают реализацию поставленных задач: школьники отмечают повышение осведомленности об университете и студенческой жизни (92% опрошенных), помощь в расширении круга общения (67%), обретении уверенности в себе (58%), утверждении в собственном профессиональном (50%) и образовательном (50%) выборе.

С целью более глубокого анализа опыта работы в Школе юного педагога нами была применена модифицированная под оценку отдельных видов деятельности проективная методика «Домики» (Орехова, 2002), базирующаяся на идее возможного прояснения характера отражения респондентом объективной реальности на основе фиксации его эмоционального оклика на различные ситуации и позволяющая фиксировать доминирующее эмоциональное отношение опрашиваемых к ряду фактов (событий, явлений, способов деятельности, субъектов). В режиме отсроченной рефлексии по завершению года профориентационных занятий для оценки на основе предлагаемого методикой цвето-ассоциативного ряда в индивидуальном бланковом варианте было предложено оценить ряд форматов совместной с ровесниками, студентами и преподавателями деятельности. Обобщение индивидуальных мнений позволило выявить типичное отношение и доминирующие эмоции, которые вызывают отдельные формы работы с участниками (см. Табл. 1).

Таблица 1. Результаты диагностики эмоционального отношения старшеклассников к различным форматам интерактивного взаимодействия на занятиях ШЮП

Формы работы Эмоциональное отношение участников

Позитивный спектр Негативный спектр

Общая выраженность (%) Максимально представленная социальная эмоция (блок личностных отношений)* Общая выраженность (%) Максимально представленная социальная эмоция (блок личностных отношений)*

Тренинговые упражнения, игры на взаимодействие 100 Дружба (блок межличностного взаимодействия) - -

Диалоговые форматы со студентами 81 Справедливость (блок личностного роста) 19 Ссора (блок межличностного взаимодействия)

Совместные обсуждения, дискуссии 66 Счастье (блок базового комфорта) 34 Доминанта не определяется

Совместная разработка идей 89 Счастье (блок базового комфорта) 11 Доминанта не определяется

Интерактивная экскурсия в музее К. Д. Ушинского 84 Дружба (блок межличностного взаимодействия) 16 Горе (блок базового комфорта)

Диалог с преподавателем/экспертом 82 Дружба (блок межличностного взаимодействия) 18 Доминанта не определяется

Взаимодействие в группе ШЮП в соц. сетях ^К) 95 Счастье (блок базового комфорта) 5 Доминанта не определяется

* Социальная эмоция выделена в случаях явного преобладания выбора социальной эмоции по всей выборке респондентов, при диагностировании проявлений эмоций как единичных случаев и невозможности определения доминирующих тенденций они не указаны.

Согласно полученным данным, абсолютное большинство предлагаемых на занятиях форм совместной деятельности стимулируют позитивный эмоциональный настрой участников, при этом максимальный отклик получают те варианты, где общение характеризуется непосредственностью, спонтанностью, где появляется возможность ощутить равенство позиций и преодолеть нередко довольно характерное для традиционного образовательного пространства социальное дистанцирование, такие как социально-психологический тренинг, игровые формы, диалог со студентами и возможность совместного решения проблемных задач. Отметим особо, что взаимодействие в социальных сетях в группе ШЮП рассматривается современными школьниками как естественное продолжение офлайн-процесса и неотъемлемая часть взаимоотношений в реальной эмоционально привлекательной социальной группе.

В опоре на интерпретацию данных методики, согласно которой диагностируемый набор социальных эмоций может быть дифференцирован на пять отдельных блоков личных отношений - блок «базового комфорта», «личностного роста», «межличностного взаимодействия», «потенциальной агрессии» и «познания», нами установлена явная домината выборов респондентов в отношении трех первых из указанных блоков; и при соотнесении их содержания с предлагаемыми форматами взаимодействия в совместном обучении ^аа1, Laal, КЬайат1 КегташЬаЫ, 2012) мы, соответственно, фиксируем позитивный эффект, прежде всего психологического и социального плана. А именно: устойчивые ощущения базового комфорта, связываемые с оценкой возможностей личностного роста, определяют позитивный психологический настрой участников, снижение их скованности и беспокойства, сопряженного и с новыми ситуациями общения в незнакомой среде, и в целом с необходимостью рассуждать о довольно сложных, эмоционально напряженных вопросах профессионально-образовательных выборов, а получаемые в процессе межличностного взаимодействия эмоции отражают сформированную атмосферу открытости, взаимопонимания, социальной поддержки, практического сотрудничества непосредственно на занятии и в дальнейшем онлайн-общении в сообществе.

Заключение

Таким образом, мы приходим к следующим выводам:

- технология обучения в сотрудничестве может применяться в качестве возможного формата взаимодействия в рамках допрофессиональной педагогической подготовки школьников;

- различные форматы профориентационной работы с использованием технологии обучения в сотрудничестве получают явный позитивный эмоциональный отклик со стороны школьников, способствуя повышению

их включенности и личной заинтересованности в содержании обсуждаемых вопросов, связанных с выборами профессионально-образовательного направления, в том числе в пространстве педагогического университета;

- максимальные преимущества разновозрастного полисубъектного взаимодействия школьников, студентов и преподавателей отражаются в социальном и психологическом контекстах, обеспечивающих благоприятную социально-психологическую атмосферу занятий и особо ценных при рассмотрении профориен-тационных задач, связанных с выбором профессий социономического направления и специальностей педагогического профиля.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более детальном изучении влияния предлагаемых форматов работы Школы юного педагога ЯГПУ на уровень готовности участников к выбору профессии, связанной с педагогической деятельностью, а также в продолжении лонгитюдного исследования специфики восприятия различными поколениями старшеклассников, находящихся на этапе профессионально-образовательного самоопределения, вариантов работы в контексте идей обучения в сотрудничестве.

Источники | References

1. Беляева О. А. Школа юного педагога как организационная форма профориентационной работы педагогического университета со старшеклассниками // Человек и образование. 2021. № 3.

2. Беляева О. А., Серафимович И. В. Технология динамического обучения педагогов как основа формирования личностных образовательных результатов обучающихся. Ярославль: Изд-во Института развития образования, 2019.

3. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: опыт и традиции: коллективная монография / под науч. ред. Л. В. Байбородовой, А. М. Ходырева, А. П. Чернявской. Ярославль: Изд-во Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, 2021.

4. Карпова Е. В., Невзорова А. В. Школа юного педагога как комплексное средство формирования профессиональных педагогических компетенций будущих учителей начальных классов // Дошкольное и начальное образование: расширение образовательной среды: мат. междунар. конф. педагогического факультета ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Ярославль: Изд-во Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, 2017.

5. Кролевецкая Е. Н., Исаев И. Ф., Собянин Ф. И. Типология педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе: полисубъектный подход // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 4.

6. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб.: Речь, 2002.

7. Поваренков Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности. Ярославль: Канцлер, 2008.

8. Фопель К. Психологические принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов. М.: Генезис, 2010.

9. Якимович И. Г. Возможности использования технологии обучения в сотрудничестве на практических занятиях в вузе // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 2.

10. Bruffee K. A. Collaborative Learning and the "Conversation of Mankind" // College English. 1984. Vol. 46. No. 7.

11. Laal M., Laal M., Khattami Kermanshahi Zh. 21st Century Learning; Learning in Collaboration // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 47.

12. Vaganovа O., Smirnova E., Bezusova T., Gordienko T., Baikina J. Training in Cooperation with the Use of Information Technology // Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9 (27).

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Беляева Ольга Алексеевна1, к. психол. н. Калачева Елизавета Сергеевна2

1 2 Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского

Belyaeva Olga Alekseevna1, PhD Kalacheva Elizaveta Sergeevna2

1 2 Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky

1 olga-alekseevna@mail.ru, 2 calacheva.elizaweta@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 03.07.2023; опубликовано online (published online): 24.08.2023.

Ключевые слова (keywords): взаимодействие; технология «обучение в сотрудничестве»; профессиональная ориентация старшеклассников; допрофессиональная педагогическая подготовка; Школа юного педагога; interaction; collaborative learning technology; career guidance for high school students; pre-professional pedagogical training; School for Young Teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.