СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА COMPARATIVE PEDAGOGY
УДК/UDC 377
DOI 10.54509/22203036_2023_2_192 EDN GNDKVK
Богомолова Елена Владимировна
доктор педагогических наук, профессор, Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, г. Рязань
Васильева Мария Валерьевна
аспирант, Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, г. Рязань
Федотов Сергей Анатольевич
аспирант, Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, г. Рязань
Bogomolova Elena V.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, S. A. Yesenin Ryazan State University, Ryazan
Vasilyeva Maria V.
post-graduate student, S. A. Yesenin Ryazan State University, Ryazan
Fedotov Sergey A.
post-graduate student, S. A. Yesenin Ryazan State University, Ryazan
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ
THE EXPERIENCE OFTHE IMPLEMENTATION OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA AND THE POSSIBILITY TO USE IT IN RUSSIA
Введение. Актуальность и целесообразность исследования обусловлена необходимостью в связи с изменением экономических условий совершенствования подготовки кадров со средним профессиональным образованием, в том числе на основе использования международного опыта. Опыт Китайской Народной Республики интересен в связи с ее экономическими успехами, основой которых является и повышенное внима-
ние к развитию человеческого капитала, а также курсом России на сближение с Китаем на фоне новых экономических и геополитических реалий. Цель исследования - обоснование положения о том, что перспективным направлением модернизации системы среднего профессионального образования является подготовка квалифицированных кадров с учетом международного опыта. Научная новизна и теоретическая значи-
мость исследования заключаются в разработке перечня эффективных практик организации среднего профессионального образования в Китайской Народной Республике, которые могут быть использованы в России.
Методология. Методологической основой исследования выступили системный, эмпирический и дея-тельностных подходы. В исследовании применялись научные методы теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, документов образования,наблюдения, сравнения,изучения и обобщения опыта.
Результат. Автором представлены перспективные направления развития среднего профессионального образования в Китайской Народной Республике. В ходе исследования определены общие и специфические характеристики системы среднего профессионального образования Китая, описаны эффективные инструменты повышения качества среднего профессионального образования в Китае, которые могут быть внедрены и в России.
Заключение. Предлагаемый перечень эффективных практик организации среднего профессионального образования в Китайской Народной Республике может быть использован при разработке направлений модернизации российского среднего профессионального образования. Перспективой исследования является дальнейшая разработка направлений повышения эффективности среднего профессионального образования в России с учетом международного опыта.
Introduction. The relevance and expediency of the study is due to the need in connection with the change in economic conditions to improve the training of personnel with secondary vocational education, including the use of international experience. The experience of the People's Republic of China is interesting in connection with economic success. The great attention is paid to the development of human capital, as well as Russia's course towards rapprochement with China against the backdrop of new economic and geopolitical realities. The purpose of the study is to substantiate the position that a promising direction for modernizing the system of secondary vocational education is the training of qualified personnel, taking into account international experience. The scientific novelty and theoretical significance of the study are in the development of effective practices for organizing secondary vocational education in the People's Republic of China, which can be used in Russia.
Methodology. The methodological basis of the study was systemic, empirical and activity approaches. The study used scientific methods of theoretical analysis of psychological, pedagogical and methodological literature, educational doc-
uments, observation, comparison, study and generalization of experience.
Results. The author presents promising directions for the development of secondary vocational education in the People's Republic of China. In the course of the study, the general and specific characteristics of China's secondary vocational education system were identified, and effective tools for improving the quality of secondary vocational education in China, which could be introduced in Russia, were described.
Conclusion. The list of proposed effective practices for organizing secondary vocational education in the People's Republic of China can be used in developing areas for modernizing Russian secondary vocational education.
The prospect of the study is the further development of ways to improve the effectiveness of secondary vocational education in Russia, taking into account international experience.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование в Китае, международный опыт.
Keywords: secondary vocational education in China, international experience.
Введение
Для многих зарубежных стран актуален вопрос совершенствования подготовки кадров со средним профессиональным образованием. Это связано с возможностью достаточно быстрого удовлетворения потребностей меняющегося рынка труда за счет специалистов со средним профессиональным образованием.
В данной статье рассмотрен опыт реализации среднего профессионального образования в Китайской Народной Республике и возможности его использования в России. Выбор данной страны не случаен -в настоящее время к Китайской Народной Республике (далее - Китай, КНР) наблюдается повышенный интерес в связи с ее экономическими успехами и курсом России на сближение с ней на фоне новых экономических и геополитических реалий.
В связи с интенсивным экономическим ростом КНР, который должен обеспечиваться квалифицированными кадрами, среднее профессиональное образование является одним из приоритетных направлений государственной политики. Планируется, что к 2035 году за счет модернизации образования Китай станет великой державой с высококвалифицированными кадрами и человеческими ресурсами [15].
Целью данного исследования является обоснование положения о том, что перспективным направлением модернизации системы СПО является подготовка квалифицированных кадров с учетом международного опыта, в том числе таких его направлений, как расшире-
ние взаимодействия с работодателями, совершенствование практической подготовки, подготовка педагогических работников и другое.
Задачами исследования являются:
- изучение опыта организации среднего профессионального образования в КНР, опыт реформ этого уровня образования в последние десятилетия;
- выявление наиболее успешных направлений совершенствования системы среднего профессионального образования в КНР;
- проведение сравнительного анализа направлений повышения эффективности среднего профессионального образования в России и КНР;
- составление перечня эффективных практик организации среднего профессионального образования в Китайской Народной Республике, который может быть использован при разработке направлений модернизации российского среднего профессионального образования.
Методология
Методологической основой исследования выступили системный, эмпирический и деятельностный подходы. В ходе исследования были использованы методы теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, документов образования, анализа, синтеза, наблюдения, сравнения, изучения и обобщения опыта.
Результаты
С конца 70-х годов прошлого столетия в государственной политике КНР постоянно прослеживается курс на совершенствование среднего профессио-
нального образования. Правительство Китая исходит из того, что от повышения качества подготовки кадров на всех уровнях образования зависят экономическое развитие и научный подъем.
В то же время ряд авторов отмечают, что среднее профессиональное образование является «слабым» звеном в системе образования КНР, так как в последние десятилетия в сфере образования прежде всего решались задачи увеличения охвата обязательным 9-летним образованием и созданием университетов международного уровня [6, с. 44; 4, с. 52].
В 2002-2019 годах приняты постановления относительно всемерного стимулирования реформы и развития профессионального образования, о всемерном развитии профессионального образования, об ускоренном развитии современного профессионального образования, Основные положения среднесрочного и долгосрочного государственного планирования реформы и развития образования (2010-2020 гг.), межведомственный План строительства современной системы профессионального образования (2014-2020 гг.), разработанный шестью министерствами, включая Минобразования. В 2002, 2004, 2005 и 2014 гг. проведены 4 Всекитайских рабочих совещания Госсовета КНР по вопросам профессионального образования [12, с. 61-64].
В 2019 году принят План реализации национальной реформы профессионального образования, призванный улучшить подготовку рабочей силы для удовлетворения потребностей экономики сейчас и в будущем.
Для общего понимания места среднего профессионального образования в системе образования Китая схема последней представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Система образования в Китайской Народной Республике
В Китае обязательным для всех детей в возрасте до 15 лет является 9-летнее общее среднее образование (неполная средняя школа, школа первой ступени). После получения обязательного 9-летнего образования выпускники могут выбрать академическое направление - на уровне среднего образования высшей ступени (10-12-е классы школы высшей ступени) или профессиональное направление - на уровне среднего профессионального образования (10-12-е (13-е) классы) [11]. В целях поддержки профессионального образования на государственном уровне принято решение о равной квоте приема в профессиональную и общеобразовательную школы [8, с. 39-40].
Согласно Закону КНР о профессиональном образовании (1996 г.), оно может быть получено в учебных заведениях начального профессионального (НПО), среднего профессионального (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО) или вне их [1]. Обучение идет по почти одной тысяче направлений специальностей и по 100 тысячам отдельных профессиональных навыков, что покрывает практически все отрасли экономики.
На уровне высшей средней школы работают профессиональные средние школы (школы СПО) со сроком обучения 3-4 года. На уровне российского среднего профессионального образования в КНР работают высшие профессиональные колледжи и краткосрочные вузы, которые готовят технических специалистов среднего и высшего звена. Срок обучения также 3-4 года.
В Китае насчитывается около 11 тыс. школ СПО и около 1,4 тыс. высших профессиональных колледжей (рис. 2) [10, с. 336]. Практически в каждом городе работает один высший профессиональный колледж и несколько средних профессиональных школ.
Количество высших профессиональных колледжей, ед.; 1400; 11%
Количество школ СПО, ед.; 11000; 89 %
Рис. 2. Количество учреждений среднего профессионального образования в Китайской Народной Республике
Количество обучающихся за последние 20 лет в таких образовательных учреждениях значительно возросло. Если в школах СПО количество обучающихся выросло на 34% (с 11,9 млн чел. в 2002 г. до 15,9 млн чел. в 2019 г.), то в высших профессиональных колледжах -почти в 3 раза (с 3,8 млн чел. в 2002 г. до 11,1 млн чел. в 2019 г.) (рис. 3).
Начальное профессиональное образование можно получить в неполных средних девятилетних школах (7-9-й классы в рамках обязательного образования), расположенных в сельской местности. В течение трех лет обучающиеся получают рабочую квалификацию низкого разряда, что дает возможность большинству из них трудоустроиться в районе проживания. Также это направление используется для профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья [3]. Однако к 2018 г. таких школ осталось всего 11 с общей численностью 20 тыс. человек [4, с. 53].
18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
15,9 .—•
11,9
2002 год
2019 год
Количество обучающихся в высших профессиональных колледжах, млн чел. Количество обучающихся в школах СПО, млн чел.
Рис. 3. Сравнение количества обучающихся в системе среднего профессионального образования КНР в 2002 и 2019 годы
Для сравнения приведем данные по Российской Федерации. В России начальное профессиональное образование (НПО) как отдельный уровень образования ликвидировано Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 и включено в уровень среднего профессионального образования, количество обучающихся по рабочим профессиям (бывшее НПО) также значительно сократилось. В настоящее время в нашей стране образовательные программы среднего профессионального образования реализуют 4,6 тыс. образовательных организаций и их филиалов, в том числе 3,8 тыс. профессиональных образовательных организаций и их филиалов и 0,8 тыс. вузов и их филиалов. Обучается на уровне среднего профессионального образования 3,3 млн человек [9].
Китай позиционирует свою систему среднего профессионального образования как самую масштабную в мире [10, с. 336]. Однако, если мы посмотрим охват образованием этого уровня населения наших стран, то в России он выше - 2,3 % при 1,9 % в Китае.
В то же время необходимо отметить, что в Китае все уровни образования, кроме обязательного 9-летнего школьного образования, являются платными. В России же и уровень старшей средней школы, и профессиональное образование в соответствии с законодательством могут быть получены бесплатно, хотя возможна и платная форма обучения [5, с. 177].
При этом в КНР развита система материальной помощи учащимся, так как 85 % учеников средних профессиональных школ происходят из крестьянской среды или семей с низким достатком. В системе СПО от платы за обучение полностью освобождены учащиеся из сельской местности, из малообеспеченных семей, обучающиеся по сельскохозяйственным направлениям, также им выплачивается ежегодная государственная стипендия. Такими мерами поддержки в период с 2007 по 2017 г. были охвачены 154 млн человек. В высших профессиональных колледжах государственные гранты и стипендии предоставлены 55% студентов. Благодаря таким масштабным мерам поддержки, каждый желающий учиться имеет возможность получить профессиональное образование [10, с. 353].
Наряду с Законом о профессиональном образовании принято более ста нормативных документов, регулирующих эту сферу. Закреплена структура государственных образовательных стандартов из пяти компонентов: перечня специальностей, стандартов профессионального обучения, стандартов учебных планов, стандартов целевых стажировок на рабочем месте и нормативов оснащения профессиональным оборудованием и приборами. Разработано 230 образователь-
ных стандартов для СПО, 70 стандартов для целевых стажировок на рабочем месте по тридцати укрупненным группам специальностей.
С 2005 года в КНР внедряется диверсифицированная система учредительства учебных заведений профессионального образования под руководством государства и при активном участии различных отраслей, предприятий и общественных сил, развитие системы акционирования, а также смешанные формы собственности при учредительстве. Участвовать в учреждении учебных заведений возможно путем внесения в уставной капитал денежных средств или имущества, участия в управлении.
Государством оказывается финансовая поддержка предприятиям, принимающим на работу выпускников СПО, предоставляющим производственные мощности для обучения студентов на рабочем месте, создающим на своей базе центры «дуальной» подготовки.
В течение 10 лет предполагается отказаться от главенствующей роли государства в профессиональном образовании. Среднее профессиональное образование должно стать диверсифицированной общественной системой взаимодействия предприятий, их объединений, образовательных организаций с координирующей ролью правительства.
В отдельных провинциях для координации вопросов организации среднего профессионального образования создаются промышленные профессиональные образовательные группы, объединяющие организации СПО, отраслевые ассоциации, предприятия и местные власти.
В целях повышения востребованности выпускников системы СПО у работодателей проводится эксперимент выдачи выпускникам документов по модели «1 + Х» - один диплом об образовании и «Х» (количество) сертификатов о полученных в период обучения навыках и компетенциях.
Для большей привлекательности программ СПО у выпускников средних школ внедряются интегрированные 5-летние программы профессионального образования, дающие возможность прямого перехода выпускников организаций СПО в организации высшего профессионального образования по схеме «3+2» или «2+3» [6, с. 55].
Для повышения качества преподавания в профессиональных школах и приближения подготовки к производственным условиям проводился проект по направлению педагогов практической подготовки и мастеров производственного обучения на стажировку на профильные предприятия с отрывом от работы. Такие стажировки в 2011-2015 годах прошли 20 тыс. педагогических работников [7, с. 77]. Запланировано увеличение доли педаго-
гических работников, имеющих не менее 3 лет работы в промышленности и педагогическое образование.
В рамках концепции «обучение в течение всей жизни» наряду с обучением молодежи в учреждениях профессионального образования на базе учреждений профессионального образования реализуются программы подготовки и переподготовки взрослого населения: переподготовка перед приемом на новое рабочее место, государственная программа подготовки сельской рабочей силы к перемещению в города, программа практической технической подготовки кадров на селе. Также такая подготовка может быть организована и на базе предприятий.
Планируется создать национальный «кредитный банк», где будут регистрироваться результаты обучения отдельных лиц, которые могут преобразоваться в квалификации и сертификаты о наличии навыков.
Выпускники со средним профессиональным образованием дают толчок развитию региональных экономик: 60 % от всех вновь принятых работников являются выпускниками СПО, а в высокотехнологичных отраслях - 70 %. Более 90 % выпускников высших профессиональных колледжей трудоустраиваются в течение полгода после окончания учебного заведения.
Однако, несмотря на все предпринимаемые правительством КНР меры по повышению эффективности среднего профессионального образования, промышленные предприятия продолжают испытывать нехватку в квалифицированных кадрах. Нерешенные проблемы среднего профессионального образования отмечаются как китайскими, так и международными экспертами [10; 13; 14]:
- дисбаланс между потребностью предприятий в кадрах и подготовкой кадров в системе профессионального образования (качество, объем, направления), недостаточность обучения на рабочем месте;
- отсутствие интеграции с международными стандартами подготовки;
- недостаточная кооперация работодателей и образовательных учреждений в подготовке кадров, несмотря на все предпринятые усилия государства;
- неравномерное распределение профессиональных учреждений на территории страны, нерациональная система специальностей и ступеней, значительный разброс в качестве образования между регионами, городом и деревней и между учебными заведениями;
- более низкий уровень финансирования учреждений профессионального образования по сравнению с общеобразовательными школами аналогичной ступени, при том что количество обучающихся в каждой системе разделилось примерно поровну;
- кадровая неукомплектованность профессиональных школ и колледжей педагогическим работниками, прежде всего преподающими практические дисциплины;
- социальный статус работников со средним профессиональным образованием, их уровень заработный платы ниже, чем у выпускников академических школ и университетов;
- низкая популярность у населения программ среднего профессионального образования по сравнению с академической старшей школой и вузами [2, с. 30].
Все эти проблемы актуальны и для российского среднего профессионального образования. В таблице 1 мы выделили те направления, на которые направлены усилия и России, и Китая по совершенствованию системы подготовки кадров со средним профессиональным образованием.
На основе анализа направлений совершенствования систем среднего профессионального образования нами составлен перечень эффективных практик организации среднего профессионального образования в Китае, который может быть использован при формировании программ модернизации российского среднего профессионального образования:
- внедрение диверсифицированной системы учредительства организаций среднего профессионального образования предприятиями, их объединениями, отраслевыми министерствами, местными органами власти и другими с координирующей ролью государства;
- создание (доработка существующей) государственной информационной системы (банка данных), позволяющей регистрировать результаты обучения граждан и преобразовывать их в квалификации;
- регулирование на государственном уровне соотношения между количеством мест для приема в колледжи и количеством мест в старшей средней школе (для последующего поступления в вуз);
- получение «первой» профессии в рамках обязательного школьного образования;
- установление дополнительных мер поддержки обучающихся в зависимости от востребованности образовательной программы у предприятий (например, для студентов сельскохозяйственных направлений);
- внедрение интегрированных программ профессионального образования и высшего образования, дающих возможность прямого перехода выпускников организаций СПО в вузы;
- реализация государственного проекта по приближению подготовки кадров к производственным условиям посредством организации стажировок педагогов практической подготовки и мастеров производственного обучения на профильных предприятиях.
Таблица 1
Направления совершенствования систем среднего профессионального образования в России и Китае
Направления совершенствования системы СПО Опыт Китая Опыт России
Вовлечение работодателей в подготовку кадров
Диверсифицированная система учредительства учебных заведений СПО, меры поддержки предприятиям, задействованным в процессе подготовки кадров Предприятия, их объединения могут участвовать в учреждении учебных заведений путем внесения в уставной капитал денежных средств или имущества, в управлении ими. К 2030 году планируется перейти на диверсифицированную систему управления СПО с координирующей ролью правительства. Финансовая поддержка предприятий, участвующих в процессе подготовки Установлены льготы по налогообложению для предприятий, инвестировавших в систему СПО. В рамках федерального проекта «Профессионалитет» рассматривается возможность перевода колледжей, участвующих в проекте, в автономные некоммерческие организации с совместным учредительством предприятий
Повышение качества подготовки
Совершенствование практической подготовки На государственном уровне приняты нормативы оснащения профессиональным оборудованием и приборами, программы целевых стажировок на рабочем месте (программы практики) Примерный перечень оборудования для практической подготовки включен в примерные основные образовательные программы среднего профессионального образования, разрабатываемые федеральными учебно-методическими объединениями в системе среднего профессионального образования по укрупненным группам профессий, специальностей. Программы производственных практик учреждаются образовательными организациями
Практическая подготовка преподавателей системы СПО на профильных предприятиях Реализован проект по направлению педагогов практической подготовки и мастеров производственного обучения на стажировку на профильные предприятия с отрывом от работы В федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования(далее -ФГОС СПО) закреплена норма об обязательном прохождении педагогическими работниками повышения квалификации, в том числе в форме стажировки на профильном предприятии, не реже 1 раза в 3 года
Управление потоками обучающихся
Установление квоты приема в старшую академическую и профессиональную школы Для увеличения количества обучающихся в профессиональных школах установлена квота приема, равная с академическими школами старшей ступени (50 %) Контрольные цифры приема по программам среднего профессионального образования за счет федеральных и региональных средств ежегодно распределяются на конкурсной основе. Квотирование на уровне старшей средней школы не предусмотрено. После окончания 9-го класса в систему СПО уходят 65 % выпускников. Эксперты связывают такую тенденцию с низким материальным достатком семей и большими затратами на подготовку к поступлению в вузы
Получение первой профессии в период обучения в средней неполной школе На уровне неполной средней школы в сельской местности можно получить начальное профессиональное образование, что позволяет закрепить кадры на селе В рамках программ среднего общего образования могут быть освоены программы профессиональной подготовки
Повышение привлекательности системы СПО
Меры материальной поддержки для обучающихся Бесплатное обучение для сельских и малоимущих школьников, для обучающихся по сельскохозяйственным направлениям, государственные стипендии Бесплатное обучение, государственные академические и социальные стипендии
Интеграция среднего профессионального образования с высшим образованием для повышения привлекательности программ СПО Внедряются интегрированные 5-летние программы профессионального образования, дающие возможность прямого перехода выпускников организаций СПО в организации высшего профессионального образования по схеме «3+2» или «2+3» Интегрированные программы отсутствуют. По инициативе вуза возможно обучение с сокращенным сроком в вузе после завершения программы СПО
Заключение
И в России, и в Китае прошел процесс децентрализации и регионализации СПО, предпринимаются попытки привлечения в образование инвестиций от предприятий, остро стоит вопрос заказа на подготовку кадров после перехода от плановой к рыночной экономике. Этот уровень образования не популярен у населения. Также для обеих стран актуальны и новые вызовы: создание системы подготовки кадров под потребности цифровой высокотехнологичной экономики.
Поэтому опыт организации среднего профессионального образования в Китае, а также проекты его реформирования могут быть использованы при построении среднего профессионального образования в России.
Литература
1. Закон «О профессиональном образовании» (принят 15 мая 1996 года на 19-м заседании Постоянного комитета ВСНП 8-го созыва, опубликован 15 мая 1996 года Указом Председателя Китайской Народной Республики № 69, вступил в силу 01.09.1996). URL: https://spbu.ru/sites/default/files/ zakon_ob_obrazovanii_v_kitayskoy_narodnoy_respublike_rus.pdf (дата обращения: 18.01.2023).
2. Абанкина Т. В. Жизненные планы сельских школьников России, Китая и Казахстана // Народное образование. 2013. № 6. С. 24-30.
3. Боревская Н. Е. Опыт развития профессионального образования в Китае: центр - регионы // Развитие региональных систем профессионального образования - реалии, подходы, возможности (проект «В мир профессий через образование»). М., 2010. С. 126-134.
4. Гулева М. А. Профессиональное образование в КНР и перспективы его развития // Азия и Африка сегодня. 2020. Вып. 12. C. 51-57. URL: https://asaf-today.ru/S032150750012799-0-1 (дата обращения: 18.01.2023).
5. Зенгин С. С. Правовые основы среднего профессионального образования в Российской Федерации и Китайской Народной Республике: сравнительный анализ // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 2. С. 175-177.
6. Кузнецова В. В., Машкина О. А. Среднее профессиональное образование в Китае в 2010-е гг.: тенденции и дилеммы // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2021. № 3 с. 44-62.
7. Лю Чжиянь. О развитии дуального образования в профессиональном образовании Китая // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2016. Т. 11, № 6. С. 74-79.
8. Машкина О. А. Профессиональное образование в КНР: экономические потребности и социальные ожидания. // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2020. № 2. С. 38-52.
9. О результатах мониторинга качества подготовки кадров в 2021 году. Информационный бюллетень. М., 2021. 39 с.
10. Фан Цзяньхуа. Развитие профессионального образования в Китае. / Россия-Китай: тенденции развития образования в XXI в.: Сравнительный анализ / отв. ред.: В. П. Борисенков, Мэй Ханьчэн. М.: Наука, 2019. 662 с.
11. Цзян Сяоянь. Основные тенденции модернизации систем профессионального образования в Китае и России (сравнительный анализ): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань., 2009. 27 с.
12. Чэнь Чжаомин. Реформирование системы образования в Китае // Гуманитарный вектор. Педагогика. 2010. № 1. С. 61-69.
13. Human Capital Development in the People's Republic of China and India: Achievements, Prospects, and Policy Challenges. Asian Development Bank, 2015. 148 р. [Электронный ресурс] URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/178614/ human-capital-prc-india.pdf (Дата обращения: 10.01.2023).
14. Innovative China: New Drivers of Growth. - World Bank Group, Development Research Center of the State Council, the People's Republic of China, 2019, 187 р. [Электронный ресурс] URL: http:// documents! .worldbank.org/curated/en/833871568732137448/ pdf/Innovative-China-New-Drivers-ofGrowth.pdf (Дата обращения: 10.01.2023).
15. Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Государственный совет издали «План модернизации образования Китая до 2035 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe. gov.cn/jyb_xwfb/s6052/moe_838/201902/t20190223_370857. html (дата обращения: 18.01.2023).
References
1. Zakon «О professional'nom obrazovanii» [Law on Vocational Education (adopted on May 15, 1996 at the 19th meeting of the 8th NPC Standing Committee, promulgated on May 15, 1996 by Decree of the President of the People's Republic of China No. 69, entered into force on September 01, 1996)]. Available at: https:// spbu.ru/sites/default/files/zakon_ob_obrazovanii_v_kitayskoy_ narodnoy_respublike_rus.pdf. (In Russian).
2. Abankina T. V. Zhiznennye plany sel'skih shkol'nikov Rossii, Kitaya i Kazahstana [Life plans of rural schoolchildren in Russia, China and Kazakhstan]. Public education, 2013, no. 6, pp. 24-30. (In Russian).
3. Borevskaya N. E. Opyt razvitiya professional'nogo obrazovaniya v Kitae: centr - region [Experience in the development of vocational education in China: the center is the regions]. Development of regional systems of vocational education - realities, approaches, opportunities (project «Into the world of professions through education»). Moscow, 2010, pp. 126-134. (In Russian).
4. Guleva M. A. Professional'noe obrazovanie v KNR i perspektivy ego razvitiya [Vocational education in China and prospects for its development]. Asia and Africa today, 2020, no 12, pp. 51-57. Available at: https://asaf-today.ru/S032150750012799-0-1. (In Russian).
5. Zengin S. S. Pravovye osnovy srednego professional'nogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii i Kitajskoj Narodnoj Respublike: sravnitel'nyj analiz [Legal foundations of secondary vocational education in the Russian Federation and the People's Republic of China: a comparative analysis]. Society: sociology, psychology, pedagogy, 2016, no. 2, pp. 175-177. (In Russian).
6. Kuznecova V. V., Mashkina O. A. Srednee professional'noe obra-zovanie v Kitae v 2010-e gg.: tendencii i dilemmy [Secondary vocational education in China in the 2010s: trends and dilemmas]. Bulletin of Moscow University. Series 20. Pedagogical education, 2021, no 3, pp. 44-62. (In Russian).
7. Lyu CHzhiyan'. О razvitii dual'nogo obrazovaniya v professional'nom obrazovanii Kitaya [On the development of dual education in vocational education in China]. Uchenye zapiski Zabaykalskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Vocational education, theory and teaching methods, 2016, vol. 11, no 6, pp. 74-79. (In Russian).
8. Mashkina O. A. Professional'noe obrazovanie v KNR: ekonomich-eskie potrebnosti i social'nye ozhidaniya [Vocational Education in China: Economic Needs and Social Expectations]. Bulletin of Moscow University. Series 20. Pedagogical education, 2020, no 2, pp. 38-52. (In Russian).
9. О rezul'tatah monitoringa kachestva podgotovki kadrov v 2021 godu. Informacionnyj byulleten' [On the results of monitoring the quality of training in 2021. News bulletin]. - Moscow, 2021, 39 p. (In Russian).
10. Fan Czyan'hua. Razvitie professional'nogo obrazovaniya v Kitae [The development of vocational education in China]. Russia-
China: Trends in the Development of Education in the 21st Century: Comparative Analysis / Ed. V. P. Borisenkov, Mei Hancheng. Moscow, 2019, 662 p. (In Russian).
11. Czyan Syaoyan'. Osnovnye tendencii modernizacii sistem professional'nogo obrazovaniya v Kitae i Rossii (sravnitel'nyj ana-liz) [The main trends in the modernization of vocational education systems in China and Russia (comparative analysis)]. Author. dis. ... cand. ped. Sciences. Kazan., 2009, 27 p. (In Russian).
12. CHen' CHzhaomin. Reformirovanie sistemy obrazovaniya v Kitae [Reforming the Education System in China]. Humanitarian Vector. Pedagogy, 2010, no. 1, pp. 61-69. (In Russian).
13. Human Capital Development in the People's Republic of China and India: Achievements, Prospects, and Policy Challenges.
Asian Development Bank, 2015, 148 p. Available at: https://www. adb.org/sites/default/files/publication/178614/human-capital-prc-india.pdf. (In English).
14. Innovative China: New Drivers of Growth. World Bank Group, Development Research Center of the State Council, the People's Republic of China, 2019, 187 p. Available at: http://docu-ments1 .worldbank.org/curated/en/833871568732137448/pdf/ Innovative-China-New-Drivers-ofGrowth.pdf. (In English).
15. [The Central Committee of the Communist Party of China and the State Council issued the «China Education Modernization Plan 2035»]. Available at: http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/s6052/ moe_838/201902/t20190223_370857.html. (In Chinese).
УДК/UDC 377
DOI10.54509/22203036_2023_2_200 EDN GWQNLT
Кутейницына Татьяна Григорьевна
кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник, Самарский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Самара
Посталюк Наталья Юрьевна
доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, Самарский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Самара
Прудникова Виктория Аркадьевна
кандидат педагогических наук, доцент, директор, Самарский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Самара
Kuteinitsyna Tatiana G.
Ph. D. (Sociology). Leading Researcher of the Samara branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Samara
Postalyuk Natalia Yu.
Dr. Sci. (Pedagogy), Professor. Chief Researcher of the Samara branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Samara
Prudnikova Victoria A.
Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor,
Director of the Samara branch of the Russian Presidential
Academy of National Economy and Public Administration,
Samara
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ КАДРОВ С ПРИКЛАДНЫМИ КВАЛИФИКАЦИЯМИ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ1
CONTINUING VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING OF STAFF WITH APPLIED QUALIFICATIONS: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE
Введение. Актуальность и практическая значимость проблематики дополнительного профессионального образования (ДПО) обусловлена тем, что в ситуациях структурных трансформаций в экономике и усиления
неопределенности в социальной сфере повышение квалификации и переподготовка работников становятся важнейшим инструментом балансировки кадрового спроса и предложения на рынках труда. Однако
1 Статья подготовлена в рамках НИР государственного задания РАНХиГС на 2023 год «Исследование потенциала развития дополнительного профессионального образования в региональных системах СПО».