ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 377.111.3, 377.112.4
ПУТИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СПО С УЧЕТОМ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА
В статье приводится анализ статистических данных системы среднего профессионального образования в РФ, на основании которого авторы создали собирательные портреты преподавателя и мастера производственного обучения СПО, выявили одну из системных проблем профессионального образования — проблему трудоустройства выпускников СПО — и определили ее причину. Для поиска решения указанной проблемы авторы обратились к исследованию международного опыта и изучили состояние профессионального образования за рубежом, в частности в таких странах, как Финляндия, Южная Корея, Аргентина, Турция, Франция, Германия и Китайская Народная Республика. Сопоставительный анализ систем профессионального образования этих стран позволил выделить общие черты СПО, характерные для систем профессионального образования в мире: непосредственная связь процесса обучения в СПО с производством — обучение на производстве и под конкретное производство; широкое использование возможностей ИК-технологий; уровневая организация образовательных систем; государственная аттестация и сертификация работников СПО.
Основываясь на данных статистического и сопоставительного анализов, авторы исследования предлагают свое мультивекторное решение выявленной системной проблемы СПО в РФ, непосредственно связанное с профессиональным ростом
Как цитировать статью: Ломакина Т. Ю., Василь-ченко Н. В., Кочнева Л. П. Пути развития научного потенциала педагогических работников СПО с учетом зарубежного опыта // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 3 (68). С. 105-118.
Т. Ю. Ломакина
Доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией профессионального образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва E-mail: [email protected]
Tatyana Yu. Lomakina
Dr. Sc. (Education), Professor, Head of Centre of Professional Development, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
Н. В. Васильченко
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории профессионального образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва E-mail: vasilchenko_nina@ mail.ru
Nina V Vassilchenko
PhD (Education), Senior Researcher of Centre of Professional Development, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
Л. П. Кочнева
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории профессионального образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва
E-mail: kochneva.kzn@ yandex.ru
Lyubov P. Kochneva
PhD (Education), Senior researcher of Centre of Professional Development, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
педагогических работников СПО и развитием их научного потенциала. Данное решение учитывает современные глобальные тенденции профессионального образования: обучение взрослой аудитории, в т.ч. мигрантов; появление новых способов получения профессионального образования: онлайн- и открытое образование; необходимость координации программ среднего общего и профессионального образования, которые диктуют педагогическим работникам СПО требование быть готовым к вызовам будущего: работать в изменяющихся социально-экономических, технологических и экологических условиях.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, преподаватель СПО, мастер производственного обучения, непрерывное профессиональное развитие, научный потенциал.
Введение и постановка проблемы. Анализ данных открытых источников о системе российского среднего профессионального образования (СПО) позволяет сделать вывод о том, что трудоустройство выпускников системы СПО является серьезной проблемой: безработным является каждый четвертый (25,3%) [1, с. 61] окончивший колледж как по программам подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), так и по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРиС). Среди девушек этот процент выше (28,1%). При попытке устройства на работу основным камнем преткновения выпускников СПО является отсутствие опыта работы. Эту причину указывают более половины опрошенных (52,6%) [1, с. 70]. Работают же по специальности, полученной в СПО, или на работе, связанной с полученной специальностью, всего 15,4% выпускников ППССЗ и 10,5% выпускников ППКРиС соответственно. Эти данные говорят, что эффективность функционирования системы низка, и одной из возможностей повысить ее яв-
ляется развитие научного потенциала педагогических работников.
Цель статьи и обзор научной литературы по проблеме. Для решения этой проблемы необходимо точно понимать, кто скрывается за словосочетанием «педагогический работник». Мы рассмотрим две наиболее массовые категории — это преподаватель СПО и мастер производственного обучения. Собирательный портрет современного преподавателя СПО РФ выглядит примерно так: это женщина (более 82%, что в два раза превышает средний показатель по экономике) 43-45 лет, что на 3-5 лет превышает средний возраст работающих в экономике, и он неуклонно растет. Свыше 45% преподавателей СПО старше 50 лет [1, с. 247]. У нее высшее образование (96%), но необязательно педагогическое (60%). В частных организациях СПО каждый пятый преподаватель — кандидат наук, чего нельзя сказать о государственных и муниципальных СПО, где их всего 3%. В классах и группах, с которыми она работает, в среднем по 20 студентов. В течение последних трех лет преподаватель проходила повышение квалификации, но более чем в половине случаев оно было связано с педагогической составляющей ее деятельности (58%), тогда как на производстве побывала лишь каждая десятая. Удивляет, что этот показатель у преподавателей СПО по программам ППКРиС еще ниже — 7,4%. У того же количества преподавателей — примерно каждый десятый (12,5%) — повышение квалификации было связано с применением ИКТ в обучении. Вакантна каждая пятая позиция преподавателя СПО.
Мастер производственного обучения с равной долей вероятности может быть как мужчиной, так и женщиной. Свыше 50% мастеров ПО старше 50 лет. У него / нее либо высшее непедагогическое (48%), либо среднее профессиональное образование (41%). Для сравнения: в частных СПО у четырех из пяти мастеров ПО высшее образование (84%), почти каждый пятый из которых — педагог (17%). В государственных ООПО у мастера ПО от 14-ти до 19 учеников, а всего мастеров производственного обучения в стране насчитывается чуть более 28 000 человек [1, с. 229]. Для сравнения: во Франции у одного мастера не может быть более 3-х учеников. А количество мастеров в стране — более миллиона. То же можно сказать об СПО в Финляндии и Германии.
Двое из трех мастеров ПО прошли повышение квалификации за последние три года, но на производстве побывал лишь каждый пятый из них (менее 4 000 человек), а обучался использованию ИКТ в своей деятельности только каждый 12-й (около 8%). Вакантна каждая
четвертая позиция мастера ПО.
Ситуация в частных ООПО сходна с описанной выше в государственных и муниципальных ОО. Также для нашего исследования будут важны следующие показатели:
- на всю систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников всей системы образования государство тратит 0,02% ВВП [1, с. 83], или около 4 000 рублей на человека в год.
- лишь один из восьми студентов СПО имеет доступ к компьютеру с выходом в Интернет (13%). Справедливости ради заметим, что в системе высшего образования их не многим больше — 21,5%.
Педагогический работник является ключевой фигурой любой системы образования. Изучение истории и опыта профессионального образования за рубежом способно обогатить теорию и практику отечественного профессионального образования и позволит наметить пути решения проблемы профессионального развития и реализации научного потенциала педагогических работников СПО.
Сразу следует отметить, что главная задача профессионального образования за рубежом — Vocational Education and Training (VET) — это подготовка технического работника (technician), мастера (tradesman) или ремесленника (artisan). Их работа предполагает — прежде всего — наличие практических знаний и умений, определенного опыта выполнения тех или иных операций и ручной труд. Как правило, такое образование получают те, кто получил аналог отечественного основного общего образования, т.е. молодые люди 15-16 лет. Наряду с этим в последнее десятилетие все больше и больше взрослых решают сменить сферу трудовой деятельности и проходят обучение в образовательных организациях профессионального образования (ООПО). Так, во многих странах Европейского союза взрослые обучающиеся составляют более половины всех студентов системы профессионального образования (СПО), и численность этой целевой аудитории возрастает [2].
До недавнего времени получить профессиональное образование можно было только в образовательной организации или на предприятии. Однако в последние годы стало стремительно развиваться онлайн- и открытое профессиональное образование. Другой тенденцией развития профессионального образования, отмеченной в последнем докладе Всемирного банка, посвященном изменяющемуся характеру труда в мире, является координация образовательных программ общего
и профессионального образования. По мнению экспертов, это будет способствовать повышению социальной и академической мобильности выпускников обеих систем на стремительно меняющемся рынке труда, где технологии играют все возрастающую роль. Согласно проведенному опросу работодателей во многих развивающихся странах, в том числе и Российской Федерации, последние ставят социальные качества работников (sociobehavioral skills) наравне или даже выше их технических умений по специальности, что подтверждает необходимость координации программ [18].
Системы СПО стран разнятся. Для получения наиболее полной картины и обоснованных выводов мы взяли, во-первых, страны, соседствующие с РФ, с признанно высоким уровнем образования — Финляндию и Южную Корею, а также сопоставимую с РФ по размерам территории, ВВП на душу населения и типу экономики Китайскую Народную Республику (КНР); во-вторых, сравнимые как по численности населения, так и по уровню социально-экономического развития Аргентину и Турцию. В качестве примера функционирования систем СПО в странах с развитой экономикой мы использовали Францию и Германию, где сложились различные, но одинаково признанные в мире модели СПО. Также существенно и то, что четыре выбранные страны являются участниками Болонского процесса — Германия, Турция, Финляндия и Франция, а три — Аргентина, КНР и Южная Корея — не являются.
Результаты исследования
1. Систему СПО Финляндии, имеющую три уровня, отличает ориентированность на конкретное производство и подготовка обучающихся «под ключ» так, что по окончании обучения им не требуется ни адаптационного периода, ни испытательного срока, потому что обучение проходит, в числе прочего, непосредственно на производстве, куда они потом идут работать. Это позволяет практически полностью решить вопрос дальнейшего трудоустройства выпускников [21].
Другими особенностями системы являются высокая степень индивидуализации обучения и максимально полный учет потребностей обучающихся, что позволяет удерживать в Финляндии процент молодежи не охваченной образованием на уровне ниже среднеевропейского (8,3% против 10,6%) [10]. Такой подход к профобразованию диверсифицирует всю деятельность преподавателя — он служит связующим звеном
между производством и студентом. Поэтому и обязательное повышение квалификации, непосредственно связанное с карьерным ростом, рассматривается прежде всего как стажировка на производстве [12; 22].
2. В Южной Корее, в системе профессионального образования которой также можно выделить три уровня, просматривается продуманная система сертификации, развития и контроля деятельности преподавателя. Первым ее компонентом является обязательная государственная аттестация преподавателей, которой придается большое значение, так как именно она позволяет поддерживать высокий исходный уровень их подготовки. Далее постоянное профессиональное развитие, стимулируемое и поддерживаемое государством, создает возможности для карьерного роста каждого преподавателя благодаря четким и понятным действующим механизмам, напрямую с ним связанным. Эти механизмы, в числе прочего, включают кумулятивное балльное оценивание преподавателей и закрепленную законом обязательную ротацию кадров, которые позволяют создать и поддерживать внутреннюю заинтересованность преподавателей в своем профессиональном развитии [7; 13; 14; 20].
3. Изучение опыта Аргентины позволяет сделать вывод, что система образования в федеративном государстве с неоднородными субъектами федерации не может эффективно функционировать, не будучи централизованной. Одним из наиболее существенных компонентов этой системы должна быть единая государственная аттестация на разных уровнях образования, в т.ч. на профессиональном, а также аттестация педагогических работников [8].
4. Система СПО Турции, предлагающая несколько траекторий обучения, интересна тем, что, профобразование сочетает академическую составляющую обучения с профессиональной, закладывая таким образом фундамент для его продолжения. Тем не менее стремительное развитие технологической составляющей производственного обучения вынуждает преподавателей повышать свою квалификацию именно в этой области [5, с. 19]. Поучителен также опыт внедрения единой онлайн-платформы, благодаря которой преподаватели могут заявить о своих профессиональных предпочтениях и интересах, а региональные и государственные департаменты образования сформировать портфель мероприятий профессионального развития, максимально соответствующий потребностям целевой аудитории. Другими возможностями профразвития и новациями является участие преподавателей в отечественных и международных
проектах, возможность изучения английского языка в Великобритании и создание корпуса независимых образовательных аудиторов [11].
5. Во Франции между уровнями среднего общего и среднего профессионального образования проложены гибкие и взаимозаменяемые траектории обучения, т.е. предусмотрена возможность смены уровня обучения и переход из одной подсистемы в другую и обратно в течение первых двух (из трех) лет обучения. По окончании обучения в СПО его выпускники наделены возможностью продолжить свое обучение в любом вузе. Обращает на себя внимание наличие «сквозных» ведомственных учебных заведений с обучением от старшей школы до вуза (lycee des metiers). Все это создает большие возможности для академической и профессиональной мобильности обучающихся, которые не обязаны делать некий фатальный выбор в возрасте 16 лет. Принципиальным представляется и то, что перспективное планирование в профобразовании осуществляется коллегиальным органом, основанным на взаимодействии различных ведомств, в т.ч. с участием представителей промышленности и социальных служб. Все это обусловливает тот факт, что преподаватели СПО Франции, тренеры и мастера, — прежде всего, работники предприятий и специалисты в преподаваемой области, поэтому повышение их квалификации развивается именно в этом направлении [9; 23].
6. Система профобразования Германии — одна из наиболее тиражируемых в мире. Причинами такого положения являются ее ориентированность на нужды малого и среднего бизнеса, перспективы промышленного развития регионов, решение проблемы трудоустройства выпускников. Перечисленные особенности ПО ФРГ обусловливают подходы к высшему педагогическому образованию, где основное учебное время уделяется обучению дисциплинам, напрямую связанным с производством, и к профразвитию преподавателей, которое не сводится к педагогическому компоненту, а имеет производственную направленность. Приветствуется также и межпредметное расширение квалификации, т.е. обучение преподаванию других предметов. Необходимость постоянного повышения квалификации преподавателей, тренеров и мастеров ПО в ФРГ закреплена законодательно [19; 6].
7. За последние 20 лет, по мере роста экономики КНР, СПО Китая, подразделяемое на среднее и высшее, претерпело несколько трансформаций. А анонсированная год назад реформа лишь еще раз подтвердила, что СПО — не только основа, но и движущая сила экономического развития
страны. Главными целями реформы стали: еще более тесная интеграция ОО и промышленных предприятий и диверсификация высшего ПО посредством расширения его квалификационной палитры. Важными представляются и инициативы, касающиеся преподавательского состава СПО, в т.ч. требование к опыту работы по специальности (преподаваемому предмету) на производстве от 3-х лет, а также существующее положение о сдаче квалификационного экзамена раз в пять лет и нормах допуска к нему; четкой корреляции между профессиональным научным ростом преподавателей и классными чинами [3; 4; 15; 16; 17].
Заключение. Обобщив итоги анализа более 20 источников по системам профессионального образования, подготовки и профессионального развития преподавателей и других работников СПО Финляндии, Южной Кореи, Аргентины, Турции, Франции, Германии и КНР, удалось выделить их общие черты:
1. Непосредственная связь процесса обучения в СПО с производством: обучение на производстве и под конкретное производство. Для этого
— во всех странах основным требованием к преподавателю СПО является наличие у него производственного опыта не менее 3-х лет. В таких странах, как Финляндия, Франция, Германия, Турция, Китай, образование преподавателя СПО должно быть прежде всего профильным, тогда как его педагогический компонент рассматривается как дополнительный, обретаемый. Также и профессиональный рост преподавателя в первую очередь связан со стремительно меняющимися производством и технологиями и с изменяющимися социально-экономическими условиями жизни (обучение студентов с ОВЗ, мигрантов и взрослых);
— тренеры и мастера производства — это работники предприятий, функция которых — обучение на производстве. Они не имеют педагогического образования. В Финляндии, Германии, КНР представители работодателя (предприятий и производств) напрямую участвуют в регуляции процесса обучения, то есть обучение в ООПО интегрировано с производством и ориентировано на него.
2. Широкое использование возможностей ИК-технологий. Для этого:
— созданы различные интернет-порталы для преподавателей (Южная Корея, Турция), тренеров и мастеров производств (Финляндия);
— часть курсов профессионального развития проводится удаленно (Южная Корея, КНР);
— разработаны виртуальные платформы для неформальных педа-
гогических сообществ (Южная Корея).
3. Уровневая организация систем, то есть
— система ПО подразделена на несколько уровней, как правило, среднее и высшее ПО, которые существуют, с одной стороны, параллельно, а с другой, во взаимосвязи со средним общим и высшим образованием как равнозначные траектории получения образования и имеют тенденцию к взаимной интеграции;
— система профразвития также имеет два уровня: формальный, организуемый государством, и неформальный, поддерживаемый государством, но осуществляемый самими педагогами.
4. Обязательным условием работы преподавателя является государственная аттестация и сертификация, которая включает:
— единый государственный квалификационный экзамен (Южная Корея, КНР, Финляндия, Франция, Германия);
— обязательную стандартизацию и сертификацию квалификации преподавателей (Аргентина, КНР);
— введение образовательного аудита ООПО (Турция);
— зависимость карьерного роста преподавателя и его продвижения по службе от регулярности и успешности повышения квалификации (Финляндия, Германия, Южная Корея, КНР).
Основываясь на проведенном анализе систем профессионального образования зарубежных стран и показателях российской системы профессионального образования, можно утверждать, что:
1. Основной проблемой, которую может и должна решить отечественная система профессионального образования,— это обогащение процесса обучения практическим производственным опытом по специальности, который выпускники смогут использовать как конкурентное преимущество при устройстве на работу.
2. Для этого необходимо создать условия для интеграции СПО с производством по принципу «школа на заводе». В частности, повышение квалификации преподавателей и мастеров должно быть непосредственно связано с конкретным производством, для которого они готовят рабочую смену и / или специалистов. Одним из разделов обязательного повышения квалификации должно стать ознакомление с задачами, которые стоят перед конкретным предприятием; спецификой продукции, которую оно выпускает, или услуг, которые оно оказывает; технологиями, которые на нем используются; качествами, умениями и компетенциями специ-
алистов, которые там востребованы, и др.
3. Другим вектором профессионального развития преподавательского состава СПО следует сделать новое направление — стратегии (методику) преподавания профессиональных предметов и модулей, которые должны быть консолидированы в интегративную дисциплину, научный потенциал которой еще не реализован, требует осмысления, непосредственно связан с развитием научного потенциала работников СПО и будет базироваться на их производственном опыте.
4. Третьим направлением профессионального развития должно быть расширение использования ИКТ в деятельности преподавателя, главным акцентом которого следует сделать обучение компьютерным технологиям, используемым в производственных процессах на конкретном предприятии. Для этого необходимо оснастить ООПО компьютерами с выходом в Интернет и пригласить представителей предприятий с опытом работы со специальными производственными программами для обучения преподавателей или перенести такое обучение на предприятие. Это позволит, с одной стороны, «связать» все три вектора воедино (требования производства, стратегии преподавания и технологии производства), а с другой, качественно повысить научную и профессиональную составляющую квалификации преподавателей.
5. Современные глобальные тенденции профессионального образования — обучение взрослой аудитории; появление новых способов получения профессионального образования; необходимость координации программ среднего общего и профессионального образования — диктуют педагогическим работникам СПО требование быть готовыми работать в изменяющихся условиях и к будущим вызовам. В связи с этим целесообразно уже сейчас создавать условия для формирования новых и развития имеющихся компетентностей преподавателя и мастера СПО, которые будут способствовать наиболее полной реализации их научного потенциала и направлены на:
— обучение андрагогике с целью формирования готовности и умений обучать взрослую аудиторию;
— формирование готовности преподавателей работать в условиях многовариантности: преподавание в аудиторных условиях, обучение студентов на производстве, преподавание онлайн и офлайн;
— стимулирование и поощрение нелинейных траекторий повышения квалификации и профессионального развития, создание возможностей
для их аккумуляции и сертификации;
— создание условий для развития когнитивных умений высшего порядка: критического мышления, умения работать в команде, общения, способности к творчеству и дальнейшему самостоятельному развитию, готовности работать самостоятельно и автономно, в условиях многозадачности и многовариантности и др.
Материалы статьи содержат результаты исследования по проекту госзадания Министерства просвещения РФ на 2020 г. по теме «Исследование научного потенциала педагогических работников профессиональных образовательных организаций и механизм его повышения».
Литература
1. Индикаторы образования: 2018: статистический сборник. М., 2018. 400 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/2018/12/14/1144745709/io2018.pdf (дата обращения: 24.03.2020).
2. Adult learning statistics — characteristics of education and training // Eurostat. Statistics Explained [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index. php?title=Adult_learning_statistics_-_characteristics_of_education_and_training (дата обращения: 24.03.2020).
3. China announces major reform to vocational education sector // Australian Government. Department of Education, Skills and Employment. March 2019 [Электронный ресурс]. URL: https:// internationaleducation.gov.au/News/Latest-News/Pages/China-announces-majer-reform-to-vocational-education-sector.aspx (дата обращения: 24.03.2020).
4. China's vocational education industry ushering in a golden era, Oct 1, 2019 // Medium [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/@EdtechChina/chinas-vocational-education-industry-ushering-in-a-golden-era-a20dab84d137 (дата обращения: 24.03.2020).
5. Durgun A. B. Continuing professional development for vocational teachers and trainers in Turkey. European Training Foundation. 2016. 45 p.
6. Hippach-Schneider U., Krause M., Woll Ch. Vocational Education and Training in Germany. Short description. Luxembourg: Office for official publications of the European communities, 2007. 90 p. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cedefop.europa.eu/files/5173_en.pdf (дата обращения: 24.03.2020).
7. Mathematics Curriculum, Teacher Professionalism, and Supporting Policies in Korea and the United States National: Summary of a workshop (2015) // The National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine [Электронный ресурс]. DOI: https://doi.org/10.17226/21753.
8. Monroy C. Education in Argentina // World Education News and Reviews. May 8, 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://wenr.wes.org/2018/05/education-in-argentina (дата обращения: 24.03.2020).
9. National Education and Vocational Education in France. Ministere Education Nationale, 2010. 16 p. [Электронный ресурс]. URL: https://cache.media.eduscol.education.fr/file/dossiers/61/8/ formation_professionnelle_VA_151618.pdf (дата обращения: 24.03.2020).
10. One out of ten young people in the EU have completed at most a lower secondary education and are not in further education and training // Eurostat. Statistics Explained [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=File:2018data_Early_school_ leavers-02.jpg (дата обращения: 24.03.2020).
11. Outlook of Vocational and Technical Education // Turkish Ministry of National Education. Series of Education Analysis and Assessment Reports. 2018. No. 1. 190 p.
12. Professional teacher education // Studyinfo.fi [Электронный ресурс]. https://studyinfo.fi/wp2/ en/higher-education/polytechnics-universities-of-applied-sciences/vocational-teacher-education-in-english (дата обращения: 24.03.2020).
13. South Korea: Career and Technical Education // National Centre on Education and the Economy. [Электронный ресурс]. URL: http://ncee.org/what-we-do/center-on-international-education-benchmarking/top-performing-countries/south-korea-overview/south-korea-school-to-work-transition (дата обращения: 24.03.2020).
14. South Korea: Teacher and Principal Quality National Centre on Education and the Economy [Электронный ресурс]. URL: http://ncee.org/what-we-do/center-on-international-education-benchmarking/top-performing-countries/south-korea-overview/south-korea-teacher-and-principal-quality (дата обращения: 24.03.2020).
15. State Council encourages vocational education reform // The State Council of the People's Republic of China [Электронный ресурс]. URL: http://english.www.gov.cn/policies/latest_releas-es/2019/02/13/content_281476520067560.htm (дата обращения: 24.03.2020).
16. Statistical report on China's vocational education in 2018 // Ministry of Education. The People's Republic of China [Электронный ресурс]. URL: http://en.moe.gov.cn/documents/reports/201906/ t20190605_384566.html (дата обращения: 24.03.2020).
17. Technical and Vocational Education and Training: Lessons from China // The World Bank [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org/en/news/feature/2018/10/30/technical-and-vocational-education-and-training-lessons-from-china (дата обращения: 24.03.2020).
18. The Changing Nature of Work. World Development Report 2019 // The World Bank [Электронный ресурс]. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/816281518818814423/ pdf/2019-WDR-Report.pdf (дата обращения: 24.03.2020).
19. The German Vocational Training system // Federal Ministry of Education and Research [Электронный ресурс]. URL: https://www.bmbf.de/en/the-german-vocational-training-system-2129. html (дата обращения: 24.03.2020).
20. TVET Country profile. Republic of Korea, November. 2018. 15 p. [Электронный ресурс]. URL: https://unevoc.unesco.org/wtdb/worldtvetdatabase_kor_en.pdf (дата обращения: 24.03.2020).
21. Vocational education and training // Vipunen: Education statistics Finland [Электронный ресурс]. URL: https://vipunen.fi/en-gb/vocational-education-and-training (дата обращения: 24.03.2020).
22. Vocational education and training in Finland // Ministry of Education and Culture [Электронный ресурс]. URL: https://minedu.fi/en/vocational-education-and-training (дата обращения: 24.03.2020).
23. Vocational education and training in France by European Centre for the Development of Vocational Training. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2008. 103 p. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cedefop.europa.eu/files/5190_en.pdf (дата обращения: 24.03.2020).
DEVELOPMENT OF THE VOCATIONAL TEACHER'S SCIENTIFIC POTENTIAL TRAJECTORIES WITH REFERENCE TO FOREIGN EXPERIENCE
Abstract. The paper provides the analysis of statistical data on the system of vocational education and training in the Russian Federation, which has laid the foundation for the collective portraits of the vocational teacher and apprentice master elaborately assembled by the authors. Another valuable outcome of the analysis was the opportunity to detect one of grave problems of the VET system — high unemployment rate — and its cause. In order to find an effective solution the authors resort to the modern VET research done by the international organisations as well as the experience of the countries that either demonstrate the renowned high level of education — Finland, South Korea, France and Germany or can be compared with Russia in terms of size, administrative structure, economy type or GDP per capita: Argentina, China, and Turkey. The comparative analysis of the VET systems has allowed identifying the omni-characteristics of VET: direct correlation between vocational education and production: on-site training and training tailored for a concrete production;
wide use of ICT feasibilities; layered structure of VET systems, and state examination and certification for the vocational teacher and quite often apprentice master.
Relying on the analyses, the authors suggest multi-vector solution, which is linked to continuing professional development and scientific potential growth. The solution has a regard to modern global tendencies in VET — teaching adults, possibilities to attain VET online and via open education, correlation and coordination of general and vocational educational programmes — that demand the preparedness to perform in a constantly changing environment and face new challenges for the vocational teacher and trainer.
Keywords: vocational education and training, vocational teacher, apprentice master, continuing professional development, scientific potential.
References
• Adult learning statistics — characteristics of education and training // Eurostat. Statistics Explained [Elektronnyj resurs]. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=Adult_ learning_statistics_-_characteristics_of_education_and_training (data obrashcheniya: 24.03.2020).
• China announces major reform to vocational education sector // Australian Government. Department of Education, Skills and Employment. March 2019 [Elektronnyj resurs]. URL: https://internationale-ducation.gov.au/News/Latest-News/Pages/China-announces-majer-reform-to-vocational-education-sector.aspx (data obrashcheniya: 24.03.2020).
• China's vocational education industry ushering in a golden era, Oct 1, 2019 // Medium [Elektronnyj resurs]. URL: https://medium.com/@EdtechChina/chinas-vocational-education-industry-ushering-in-a-golden-era-a20dab84d137 (data obrashcheniya: 24.03.2020).
• Durgun A. B. Continuing professional development for vocational teachers and trainers in Turkey. European Training Foundation. 2016. 45 p.
• Hippach-Schneider U., Krause M., Woll Ch. Vocational Education and Training in Germany. Short description. Luxembourg: Office for official publications of the European communities, 2007. 90 p. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.cedefop.europa.eu/files/5173_en.pdf (data obrashcheniya: 24.03.2020).
• Indikatory obrazovaniya: 2018: statisticheskij sbornik. M., 2018. 400 s. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.hse.ru/data/2018/12/14/1144745709/io2018.pdf (data obrashcheniya: 24.03.2020). [In Rus].
• Mathematics Curriculum, Teacher Professionalism, and Supporting Policies in Korea and the United States National: Summary of a workshop (2015) // The National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine [Elektronnyj resurs]. DOI: https://doi.org/10.17226/21753.
• Monroy C. Education in Argentina // World Education News and Reviews. May 8, 2018. [Elektronnyj resurs]. URL: https://wenr.wes.org/2018/05/education-in-argentina (data obrashcheniya: 24.03.2020).
• National Education and Vocational Education in France. Ministere Education Nationale, 2010. 16 p. [Elektronnyj resurs]. URL: https://cache.media.eduscol.education.fr/file/dossiers/61/8/formation_ professionnelle_VA_151618.pdf (data obrashcheniya: 24.03.2020).
• One out of ten young people in the EU have completed at most a lower secondary education and are not in further education and training // Eurostat. Statistics Explained [Elektronnyj resurs]. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=File:2018data_Early_school_leav-ers-02.jpg (data obrashcheniya: 24.03.2020).
• Outlook of Vocational and Technical Education // Turkish Ministry of National Education. Series of Education Analysis and Assessment Reports. 2018. No. 1. 190 p.
• Professional teacher education // Studyinfo.fi [Elektronnyj resurs]. https://studyinfo.fi/wp2/en/high-er-education/polytechnics-universities-of-applied-sciences/vocational-teacher-education-in-english (data obrashcheniya: 24.03.2020).
• South Korea: Career and Technical Education // National Centre on Education and the Economy. [Elektronnyj resurs]. URL: http://ncee.org/what-we-do/center-on-international-education-bench-marking/top-performing-countries/south-korea-overview/south-korea-school-to-work-transition
(data obrashcheniya: 24.03.2020).
• South Korea: Teacher and Principal Quality National Centre on Education and the Economy [Elektronnyj resurs]. URL: http://ncee.org/what-we-do/center-on-international-education-bench-marking/top-performing-countries/south-korea-overview/south-korea-teacher-and-principal-quali-ty (data obrashcheniya: 24.03.2020).
• State Council encourages vocational education reform // The State Council of the People's Republic of China [Elektronnyj resurs]. URL: http://english.www.gov.cn/policies/latest_releases/2019/02/13/con-tent_281476520067560.htm (data obrashcheniya: 24.03.2020).
• Statistical report on China's vocational education in 2018 // Ministry of Education. The People's Republic of China [Elektronnyj resurs]. URL: http://en.moe.gov.cn/documents/reports/201906/ t20190605_384566.html (data obrashcheniya: 24.03.2020).
• Technical and Vocational Education and Training: Lessons from China // The World Bank [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.worldbank.org/en/news/feature/2018/10/30/technical-and-vocational-ed-ucation-and-training-lessons-from-china (data obrashcheniya: 24.03.2020).
• The Changing Nature of Work. World Development Report 2019 // The World Bank [Elektronnyj resurs]. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/816281518818814423/pdf/2019-WDR-Report.pdf (data obrashcheniya: 24.03.2020).
• The German Vocational Training system // Federal Ministry of Education and Research [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.bmbf.de/en/the-german-vocational-training-system-2129.html (data ob-rashcheniya: 24.03.2020).
• TVET Country profile. Republic of Korea, November. 2018. 15 p. [Elektronnyj resurs]. URL: https://un-evoc.unesco.org/wtdb/worldtvetdatabase_kor_en.pdf (data obrashcheniya: 24.03.2020).
• Vocational education and training // Vipunen: Education statistics Finland [Elektronnyj resurs]. URL: https://vipunen.fi/en-gb/vocational-education-and-training (data obrashcheniya: 24.03.2020).
• Vocational education and training in Finland // Ministry of Education and Culture [Elektronnyj resurs]. URL: https://minedu.fi/en/vocational-education-and-training (data obrashcheniya: 24.03.2020).
• Vocational education and training in France by European Centre for the Development of Vocational Training. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2008. 103 p. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.cedefop.europa.eu/files/5190_en.pdf (data obrashcheniya: 24.03.2020).