Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2021. №3
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В . В . Кузнецова, О . А . Машкина
среднее профессиональное образование
в китае в 2010-е гг.: тенденции и дилеммы
(факультет государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова, ИСАА МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: oliya-m@yandex.ru)
Среднее профессиональное образование остается слабым звеном в системе образования КНР. Низкая эффективность капиталовложений в его развитие показывает необходимость проведения модернизации профессиональной подготовки рабочей силы на обновленной концептуальной основе, для разработки которой в стране предполагается привлекать как научно-педагогических экспертов, так и представителей делового мира и компаний инновационных сфер экономики. В статье рассматриваются общие вопросы организации среднего профессионального образования и основные положения государственной политики КНР, направленные на его реформирование и развитие. Показаны тенденции эволюции среднего профессионального образования и местные пилотные проекты по сближению образовательных программ профессиональной подготовки с потребностями местного бизнеса в квалифицированных рабочих и техническом персонале среднего звена. В завершение отмечены нерешенные проблемы и задачи развития среднего профессионального образования, которые предстоит решить для достижения намеченных целей. Анализируются проблемы и задачи среднесрочного и долгосрочного развития среднего профессионального образования КНР в контексте целей, реализовать которые китайское правительство планирует к середине XXI в., когда страна будет праздновать 100-летний юбилей КНР. Проведенный анализ позволяет предположить, что реорганизация среднего профессионального образования, введение общих стандартов профессионального образования, интегрированных с международными системами профессиональной подготовки, укрепление и расширение каналов взаимодействия образовательных организаций с потенциальными нанимателями, не только позволят повысить качество обучения, но и обеспечат экономику страны квалифицированными кадрами. Одновременно с ростом востребованности «синих воротничков» на рынке труда будет решена и проблема повышения привлекательности профессионального образования, престиж которого в китайском обществе остается до сих пор низким.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, цифровая экономика, инновации, Китай.
Введение
Китайское правительство объявило долгосрочную цель национального социально-экономического развития - выход к середине XXI в .
в мировые лидеры по производству знаний, инноваций, передовых технологий, оборудования для высокотехнологичных отраслей . Китай заявляет, что намерен напрямую конкурировать с развитыми странами за глобальное продвижение своих технологических стандартов . Достижение данной цели невозможно без подготовки работников, обладающих высокими и гибкими профессиональными навыками и компетенциями . Однако среднее профессиональное образование (далее - СПО) в КНР пока остается «хромой уткой» в национальной системе образования . Оно не пользуется популярностью в обществе . Как отмечают китайские ученые, несмотря на колоссальные инвестиции, результаты модернизации СПО в первом десятилетии XXI в . нельзя признать удовлетворительными [15, с . 099]. В стране признана необходимость серьезной перестройки всей системы профессиональной подготовки на новой концептуальной основе . Потребность в этом подтверждает и текущая ситуация на рынке труда: сохранение в течение последних лет безработицы при постоянном открытии новых вакансий . Среди безработных преобладают малоквалифицированные кадры, в то время как новые рабочие места создаются в быстро растущих сегментах цифровой экономики, инжиниринге, промышленном программировании, т .е . там, где требуются квалифицированные «синие и белые воротнички» . Как отмечалось в докладе ОЭСР за 2018 г . , в КНР самая большая среди развитых экономик доля трудоспособных граждан в возрасте 25-34 года, не получивших полного среднего образования в объеме старшей школы (12 лет обучения) [13, с . 1]. Это означает, что на современном рынке труда КНР остается много трудоспособных граждан, которым закрыт вход в стремительно развивающиеся инновационные секторы экономики, в которых создается большая часть хорошо оплачиваемых рабочих мест
В КНР проблема дефицита квалифицированных кадров осознана и предпринимаются значительные усилия по модернизации системы СПО и повышению качества подготовки её выпускников . Предпринимаемые китайским правительством меры по развитию высшего и среднего профобразования наиболее полно отражены в статье профессора Фан Цзяньхуа, замдиректора Института профессионального и непрерывного образования Академии образования провинции Цзянсу [5]. В то же время в российской научной литературе изучению данной проблемы, на наш взгляд, уделено недостаточно внимания . Как правило, в отечественных публикациях вслед за китайской традицией последних лет ситуация в профессиональном образовании рассматривается без деления на уровни среднего и высшего образования, что не позволяет выявить специфические характеристики и вызовы, стоящие перед каждым из указанных звеньев системы образования [1; 2; 3; 4]. В данной статье предпринята попытка проанализировать ситуацию, сложившуюся именно в СПО . В статье анализ развития системы СПО ограничен рамками 2010-х гг. ,
поскольку именно это десятилетие является ключевым для оценки реалистичности реализации среднесрочных (до 2020 и 2030 гг . ) и долгосрочных (2050 г .) социально-экономических планов развития Китая .
Особенности организации и регулирования системы среднего профессионального образования в КНР
Организация системы СПО. В настоящее время в КНР действует многоуровневая система управления организациями СПО в зависимости от их статуса и подчиненности . На общенациональном уровне министерство образования КНР и министерство человеческих ресурсов и социального обеспечения КНР разрабатывают общие стратегию и планы развития СПО, а также нормативные документы, регламентирующие их реализацию . Указанные программные документы подлежат утверждению ЦК КПК и Госсоветом КНР . Функции координации мер различных центральных ведомств осуществляет межминистерская комиссия по профессиональному образованию при Госсовете КНР . Помимо организаций СПО, находящихся под надзором министерства образования КНР и его территориальных подразделений, в стране функционирует ряд организаций СПО, созданных ведомствами и частным сектором .
В КНР разработаны Государственные учебные стандарты профессионального образования в виде каталога профессий, по которым осуществляется профподготовка в ведущих средних профессиональных колледжах (далее - СПК). В 2014-2015 гг . министерство образования КНР опубликовало 230 стандартизированных программ обучения в СПО [24, с . 210]. В 2019 г . в пробную версию «Административных правил введения номенклатуры специальностей в СПК» министерство образования КНР включило 46 укрупненных групп специальностей, представленных в «Специализированном каталоге СПК» [18].
В Пекине открыт Китайский Центр сертификации квалификаций профессионального образования (China Vocational Education Qualification Certification Center). Это экспериментальный проект сертификации профессиональных навыков выпускников организаций СПО . Его цель - удовлетворение кадровых потребностей социально-экономического развития страны, содействие занятости и предпринимательству . Оценка качества подготовки молодых специалистов осуществляется в соответствии с национальной классификацией профессий и стандартами профессиональной подготовки . В пекинском центре также проводятся различные учебные мероприятия и организованы курсы повышения квалификации, основным содержанием которых является трансляция технических бизнес-знаний и обучение техническим навыкам . Данный центр - первая демонстрационная и экспериментальная площадка введения «новых знаний, новых профессий, новых технологий и новых навыков» в практику профессиональной подготовки . Он создан совместными усилиями
международных и национальных организаций, предприятий и отдельных лиц, добровольно участвующих в обучении высококвалифицированных талантов, а также тестировании и оценке профессиональных способностей лиц, воспользовавшихся их услугами [17]. Однако применяемые в центре методики оценки профессиональных навыков неизвестны . А поскольку единой процедуры сертификации / аккредитации образовательных программ СПО в стране не существует, то и оценка результатов обучения может носить субъективных характер и отражать интересы заказчика .
Виды организаций СПО и программ профессиональной подготовки. Китайская система СПО состоит из множества учебных заведений разного типа . Услуги профессиональной подготовки предлагают как официально лицензированные образовательные организации, выпускникам которых выдаются соответствующие дипломы / сертификаты, так и заведения, предлагающие лишь короткие узко специализированные учебные программы; как бюджетные (муниципальные), так и частные образовательные организации (см . рис . 1); профессиональные школы для молодежи, обучающейся после окончания основной 9-летней средней школы, так и образовательные организации профподготовки для взрослых; как профессиональные школы при промышленных предприятиях, так и СПК, предлагающие учащимся пройти профессиональную подготовку на предприятиях, с которыми школы заключили договоры о сотрудничестве . В последнем случае возможны разные варианты кооперации: от предоставления предприятиями свободных производственных мощностей для обучения учащихся или направления специалистов предприятия для проведения практических занятий в школах-партнерах до создания общих производственных баз и программ обучения, предназначенных и для обучения учащихся, и для повышения квалификации самих работников предприятия-партнера
На рис . 1 показаны изменения в составе организаций СПО, учитываемых ГСУ КНР . Как следует из данных рис . 1, в последние годы наблюдался некоторый рост числа организаций СПО, предлагающих программы профессиональной подготовки взрослым, и организаций, обучение в которых позволяет выпускникам продолжить обучение в высших профессиональных колледжах при условии успешной сдачи соответствующих вступительных экзаменов .
Количественно оценить масштабы СПО в КНР крайне сложно, так как ряд организаций, оказывающих услуги профессиональной подготовки, не учитывается в официальной статистике . Причин такого положения несколько, но наиболее важные из них - отсутствие: а) единой процедуры лицензирования организаций СПО; б) единой системы унифицированной оценки качества профессиональной подготовки выпускников
другие организации профессионального образования
ремесленно-технические школы
профессиональные школы уровня старшей средней школы
профессиональные средние школы для взрослых
средние специализированные школы
О 500 1000 1500 2000 2500 3000 3500 4000 ■ 2019 В 2018
Рис. 1. Число организаций СПО, 2018-2019 гг. [16, E.21-1].
Как следует из данных ГСУ КНР, доля частных организаций СПО в 2018-2019 гг . оставалась примерно на одном уровне - около 25% . Востребованность населением образовательных программ частных организаций и признание подобного обучения работодателями можно оценить лишь по косвенным показателям . Так, из отзывов китайских граждан в популярной поисковой сети Байду следует, что: а) в основном в организациях СПО учатся дети - выходцы из семей трудовых мигрантов, для которых малодоступно обучение в частично субсидируемых из муниципальных бюджетов старших школах, и дети - выходцы из малообеспеченных городских семей (до 85%); б) обучение в подобных специализированных школах дорогое и невысокого качества [5, с . 353] .В то же время отдельные программы профессионального обучения пользуются значительным спросом среди китайского населения, о чем свидетельствуют результаты IPO частных образовательных сетей как на китайских, так и на ведущих зарубежных торговых площадках [8; 14].
Основные документы, определявшие развитие СПО в 2010-е гг. В 2009 г. Госсовет КНР обнародовал доклад, посвященный вопросам развития системы профессионального образования . В документе были выделены основные проблемы, характерные на тот момент в системе профессионального образования:
• недостаточно быстрый рост масштабов системы СПО, чтобы готовить квалифицированную рабочую силу в объеме, востребованном национальной экономикой;
• СПО зачастую либо не доступно, либо не востребовано выпускниками основной 9-летней средней школы;
• низкое качество обучения во многих организациях системы профессионального образования в силу нехватки квалифицированных педагогов по предметам профессиональной подготовки и плохого технического оснащения организаций;
• учебные программы и планы плохо проработаны и плохо учитывают запросы потенциальных работодателей, в результате чего у выпускников отсутствуют необходимые умения;
• низкая результативность капиталовложений в СПО;
• регулирование СПО как на общенациональном, так и местном уровнях, равно как и операционное администрирование не успевает отражать потребностей развития национальной экономики [21]
Госсовет КНР обнародовал в 2010 г . «Государственную программу реформы и развития сферы образования на средне- и долгосрочную перспективу, 2010-2020 гг .» (далее - Программа 1), в которой была поставлена цель - создать к 2020 г . современную, многоуровневую и сбалансированную СПО, отвечающую как потребностям рынка труда, так и запросам населения на качественную профессиональную подготовку. Программа 1 в общем плане выделяла несколько направлений, работа по которым должна была способствовать достижению указанной цели:
1) развитие более тесного сотрудничества между организациями СПО и возможными работодателями . Предполагалось, что это позволит: а) дать учащимся в организациях СПО возможность обучения непосредственно на рабочем месте и получения необходимых практических навыков; б) организациям СПО приобретать нужное производственное оборудование; в) педагогам СПО повысить профессиональные знания;
2) восстановление и модернизация СПО в сельских районах . В рамках данного направления планировалось повысить уровень знаний производительных агротехнологий; способствовать развитию сферы услуг, ориентированных на обслуживание сельскохозяйственного производства; развивать диверсифицированную сельскую экономику, ориентированную на удовлетворение местных потребностей;
3) повышение привлекательности обучения в организациях СПО для выпускников основной обязательной школы за счет отмены платы за обучение и предоставление финансовой помощи студентам - выходцам из бедных и неблагополучных семей . По замыслам, это должно было позволить: а) последним получить востребованную профессию, а тем самым стать конкурентоспособными на рынке труда; б) повысить среднедушевые доходы семей, а в долгосрочном плане - будет способствовать ускорению ориентации национальной экономики как на внешний, так и на внутренний спрос;
4) реформирование содержания программ, учебных планов и образовательных стандартов СПО, их состыковка с образовательными стандартами старшей средней школы . В перспективе это позволит выдавать выпускникам организаций СПО «двойные», официально признанные документы - аттестат о получении полного среднего образования и соответствующий профессиональный сертификат. В результате у выпускников расширится диапазон будущего личного карьерного планирования,
а у потенциальных работодателей сложатся более ясные представления о навыках, приобретенных соискателями рабочих мест [22].
Реализация Программы 1 (2010-2020 гг .) осуществлялась в несколько этапов . На первом этапе (2010-2012 гг .) упор был сделан на укреплении организаций СПО . В этот период решались задачи повышения качества СПО посредством реализации десяти общенациональных проектов . Помимо задач, установленных в Программе 1, проекты преследовали и другие цели: развитие новых форм взаимодействия между организациями СПО и предприятиями (отраслевыми ассоциациями, венчурным бизнесом), а также регионального сотрудничества между экономически более и менее развитыми районами страны; повышение эффективности управления организациями СПО; реформирование учебных программ и планов . Особое внимание уделялось преодолению дефицита преподавательских кадров в СПО и подготовке педагогов «двойной квалификации»1 .
В январе 2019 г . Госсовет КНР утвердил и обнародовал новый национальный план реформирования системы профессионального образования (далее - Программа 2) [20]. В документе предусмотрено достижение к 2022 г нескольких целей, включая:
• введение общих стандартов профессионального образования, интегрированных с международными системами профподготовки;
• укрепление и расширение каналов взаимодействия организаций СПО и деловыми структурами, предприятиями, потенциальными нанимателями;
• повышение качества СПО и его привлекательности среди населения;
• увеличение часов обучения учащихся СПО на рабочем месте и доли учителей «двойной квалификации» в штате организаций СПО;
• проведение пилотного проекта по введению итоговых документов выпускникам по модели «1 + Х»2 .
Динамика трансформации СПО в 2010-2020 гг.
В ходе социально-экономических преобразований в КНР в политике развития национального образования часто менялись приоритеты . В начале акцент был сделан на ликвидацию неграмотности и развитии
1 Понятие педагоги «двойной (дуальной) квалификации» относится к тем учителям, у которых есть педагогическая лицензия и сертификат о профессиональных навыках, соответствующих преподаваемому предмету . - Прим. авторов.
2 Модель «1 + Х» позволяет каждому выпускнику организаций профессионального образования при успешном завершении обучения получить соответствующий диплом и ряд сертификатов о навыках или компетенциях, приобретенных в процесс обучения с указанием набранных образовательных кредитов . - Прим. авторов
основной 9-летней школы, затем усилия государства были сосредоточены на ускоренном развитии высшего образования и повышении его международного признания . Модернизации СПО не уделялось должного внимания . Частично это можно объяснить тем, что модель развития, ориентированная на экспорт трудоёмкой продукции, опиралась на дешевый труд низкоквалифицированной рабочей силы . Так, 60% работников средних и малых предприятий, составлявших в 2012 г . 90% всех предприятий страны, имели образование не выше уровня обязательной средней школы [3, с . 34].
Низкая востребованность квалифицированной рабочей силы привела к формированию в XXI в . устойчивой тенденции сокращения числа организаций СПО (рис . 2). Как иллюстрирует рис . 2, после достижения пика в середине 1990-х гг . в последующие годы количество образовательных организаций СПО постепенно сокращалось; за период 1995-2018 гг . более чем в 2 раза - с 220,7 до 102,3 тыс . [16, Е . 21-1].
Рис. 2. Динамика числа организаций СПО, 1980-2018 гг., тыс. ед. [16, Е.21-5]
10
1980 1985 1990 1995 2000 2005 2010 2015 2016 2017 2018
■ набор студентов СПО □выпускники СПО
Рис. 3. Динамика численности приема и выпуска учащихся вторичного профессионального образования, 1980-2018 гг., млн. чел. [16, Е.21-7, Е.21-9]
Как показано на рис 3, в течение 2010-х гг постепенно уменьшались наборы и выпуски учащихся в СПО . Если в 2010 г . в организации СПО было принято на обучение 8,7 млн . учащихся и выпущено 6,65 млн . , то в 2018 г. набор уменьшился до 5,57 млн . чел . , или на 64%, а выпуск сократился до 4,87 млн . чел . , или на 73,2% .
Одновременно менялась и отраслевая специализация подготовки учащихся в организациях СПО (см . Табл . 1) .
Таблица 1. Отраслевая специализация выпускников СПО, 2010-
2016 гг., тыс. чел. [5, с. 351]
Сектор экономики 2010 г. 2016 г. Изменение,%
Первичный (сельское хозяйство) 333,7 392,6 +17,65
Вторичный (промышленность) 2187,6 1443,1 -34,04
Третичный (сфера услуг) 2675,7 2755,8 +2,99
Данные табл. 1 показывают, как минимум, что: а) около 60% выпускников СПО получили профессии сферы услуг; б) почти на треть за указанный период сократилась подготовка «синих воротничков» для промышленных предприятий; в) наблюдался рост числа выпускников СПО по программам, не требовавшим значительных вложений в оборудование.
На первом этапе реализации Программы 1 из центрального бюджета было выделено 10 млрд . юаней на создание 1000 образцово-показательных школ СПО, их строительство осуществлялось в три очереди . Постепенность реализации проекта позволяла оценивать эффективность реализуемых мер и своевременно их корректировать . К 2014 г . было пущено в строй 276 экспериментальных школ СПО, во вторую очередь в 2015 г .371, а в третью очередь в 2017 г .- 353. Результаты реализации проекта были признаны успешными: более 98% выпускников экспериментальных школ СПО были трудоустроены . В процессе реализации первой очереди проекта в них были апробированы более 8300 учебных дисциплин, которые совместно вели школы и аффилированные предприятия . На этом этапе было издано 6242 новых учебных пособий, в учебный процесс было введено 1435 профессий / специальностей, в том числе 264 совместно разработанных в процессе международного сотрудничества . В результате показательные школы СПО стали демонстрационными базами реформы СПО [24, с . 207-208].
В 2017 г . был учрежден специальный комитет, в состав которых вошли группы экспертов и представителей экспериментальных площадок СПО, в его задачи входила разработка механизмов внедрения современного ученичества когда за качество профессиональной подготовки учащихся совместно отвечают организации СПО и деловые предприятия
Дифференциация программ развития СПО в регионах
С учетом различных потребностей и возможностей на региональном уровне в КНР реализуются различные местные программы, нацеленные на ускорение развития профессионального образования и преодоления проблем.
1 . Координационные платформы. Для координации набора студентов в организации СПО, внедрения образовательных программ, включая обучение на рабочем месте, занятости выпускников, оказания предприятиям услуг подготовки персонала в провинции Гуандун было создано 66 региональных, промышленных профессиональных образовательных групп, объединивших более 300 организаций СПО, 200 отраслевых ассоциаций, 4000 предприятий и представителей соответствующих местных органов государственного управления . В рамках данных образовательных групп разрабатываются специализированные учебные программы и отбираются организации СПО, в каких они будут реализовываться [12, с . 147].
По сходной схеме в Гуанси-Чжуанском автономном районе (АР) было сформировано 16 местных комитетов, ответственных за развитие профессионального образования . В состав таких комитетов вошли представители местных органов государственного управления, организаций профессионального образования, отраслевых ассоциаций и деловых предприятий . Их назначение - разработка программ профессионального образования, учитывающих потребности местной экономики . Так, в функции Комитета электронно-информационной отрасли вошли: разработка стандартов соответствующих профессиональных навыков; требования к обучающей среде и обеспечению безопасности учащихся; анализ динамики востребованных на рынке труда профессиональных навыков; выработка рекомендаций для организаций СПО по набору учащихся, предложению программ профессиональной подготовки СПО и обучению на рабочем месте [12 с . 148].
2 . Программы финансового стимулирования. Программы финансового стимулирования СПО в разных провинциях Китая носят разную направленность: в одних пилотных проектах упор был сделан на финансовую поддержку учащихся, в других - образовательных организаций, в третьих - преподавателей, в четвертых - предприятий, принимающих на работу выпускников СПО . У каждого варианта финансовой поддержки СПО есть свои преимущества и ограничения .
На общенациональном уровне для стимулирования обучения молодежи в организациях СПО с 2012 г . были освобождены от оплаты образования учащиеся-выходцы из сельской местности (уроженцы деревень и уездных поселков), а также дети-выходцы из малообеспеченных городских семей . Всем учащимся 1 и 2 года обучения, имевшим сельскую регистрацию, а также студентам-выходцам из бедных городских семей предоставлялись бюджетные стипендии . Более того, если учащиеся
выбирали любые аграрные специальности, то вне зависимости от материального положения семей им было предоставлено право бесплатного обучения [23, с . 166].
В ходе экспериментов с бюджетной финансовой поддержкой предприятий, принимающих на работу выпускников СПО, в разных муниципалитетах апробировали разные модели . Например, муниципалитет района Баоань г . Шэньчжэнь (Гуандун) выплачивал субсидии предприятиям в размере 300 юаней в месяц за приём на работу одного выпускника СПО . Муниципалитет г . Тайцан префектуры Сучжоу провинции Цзянсу предоставлял субсидии местным предприятиям: а) создававшим на своей производственной базе «двойные» центры подготовки (единовременный объем субсидии мог достигать до 2 млн . юаней); б) открывавшим на своей основе новые программы двойной подготовки, ориентированные на потребности местной промышленности в объеме до 100 тыс . юаней в год в течение 3 лет . В провинции Шаньдун был создан механизм компенсации дополнительных издержек предприятиям, предоставлявшим свои производственные мощности для обучения учащихся СПО на рабочем месте [11, с . 6]. В то же время в ряде мест предприятия по собственной инициативе организуют профессиональную подготовку работников . Так, в провинции Чжэцзян вдоль р . Оуцзян сосредоточены предприятия обувной промышленности, на которых трудится много трудовых мигрантов, для их подготовки предприятия организуют краткосрочные, но дорогостоящие программы профессиональной подготовки [15, с . 101].
3 . Программы сокращения дефицита педагогических кадров для СПО. На общенациональном уровне были созданы 300 баз специализированной подготовки педагогов, работающих в организациях СПО . Для повышения квалификации педагогов в страны, где развиты схемы дуальной профессиональной подготовки (Германия, Австрия, Австралия США), были отправлены на стажировку 1400 директоров и 2300 педагогов СПО [23, с 170]
В провинции Гуандун была реформирована система набора педагогов профессиональных дисциплин и критерии их сертификации с тем, чтобы высококвалифицированные профессионалы, не имеющие профильного педагогического образования, могли работать в организациях СПО, а образовательные организации могли принимать их на работу в качестве отраслевых учителей (инструкторов), в том числе на неполный рабочий день . В Гуанси-Чжуанском АР в 2017 г . было принято положение об оценке и сертификации учителей двойной квалификации, объединившее требования (а тем самым и профессиональные сертификаты), которым должны удовлетворять учителя академических и практических дисциплин . В автономном районе также была создана общая информационная база педагогов двойной квалификации, доступ к которой возможен с любых цифровых устройств, для мониторинга изменений
в уровне профессиональной квалификации таких педагогов и облегчения увязки программ повышения квалификации с потребностями конкретных учителей . В Гуанси-Чжуанском АР впервые в КНР разработаны местные правила присуждения педагогических квалификаций и выдачи сертификатов с учетом профессиональных требований, применяемых в Гонконге [12, с . 148-149].
4 . Проект цифрового кампуса. В 2015 г. в Гуанси-Чжуанском АР был создан Guangxi Electrical Polytechnics - пилотный институт для апробации проекта цифрового кампуса в рамках общенациональной программы цифровизации образования . Институт совместно с университетом Цин-хуа работал над развитием платформы управления процессом обучения . Платформа автоматизирует оценку работы педагогов в аудитории, работу студентов в процессе обучения; коммуникации между преподавателями, между педагогами и студентами; позволяет персонализировать обучение студентов . По замыслу, использование подобной платформы должно способствовать повышению качества обучения и устранить субъективность в рамках внутреннего аудита качества оказания образовательных услуг [12, с . 148].
5 . Проект по укреплению связей между средним и высшим профессиональным образованием. Гуанси-Чжуанский АР стал первой экспериментальной площадкой по введению интегрированной модели 5-летнего профессионального обучения, предусматривающей возможность прямого перехода выпускников организаций СПО в организации высшего профессионального образования по схеме «3+2» или «2+3» [23, с . 166].
Двухлетнее региональное исследование взаимосвязей между производством и обучением показало, что в наименее развитых Западном и Центральном регионах КНР развитие СПО нуждается в постоянном контроле и помощи центра . Развитый Восточный регион Китая, наоборот, в условиях экспортно-ориентированного развития, активно сформировал модель тесного взаимодействия сфер производства и обучения . На основе результатов экспериментов, проводимых в разных местах, предполагается разработать каналы, позволяющие выпускникам организаций СПО продолжить образование в вузах по программам прикладного бакалавриата, а в дальнейшем и по программами академического бакалавриата . Подобная модель, как ожидается, откроет для молодых граждан новые возможности личностного и профессионального развития
Нерешенные проблемы развития СПО
Несмотря на значительные успехи в развитии СПО, ряд проблем преодолеть пока не удалось, в том числе и тех, что были выделены ещё в Докладе Госсовета КНР 2009 г . Наиболее существенные нерешенные проблемы СПО и варианты их возможных решений суммированы в Таблице 2 .
Таблица 2. Нерешенные проблемы развития СПО и рекомендации МБРР и АБР по их решению [9, с. 87-89; 10,
с. 148].
Наиболее острые из нерешенных проблем СПО Рекомендации наднациональных институтов развития
— фрагментарность управления организациями СПО и его недостаточная скоординированность • координация решений по развитию СПО на макро- и местных уровнях; • учет не только политических целей, но и потребностей местной экономики
— невысокий уровень качества подготовки выпускников СПО • значительное повышение уровня как общего, так и профессионального образования СПО;
— значительные разрывы в качестве общего и профессионального обучения в организациях СПО • сужение разрывов в профессиональной подготовке в разного типа профессиональных колледжах и в разных районах страны, прежде всего между СПО во внутренних и западных районах страны
— недостаточный уровень подготовки преподавателей профессиональных предметов • усовершенствование программ подготовки и повышения квалификации педагогов и инструкторов; • привлечение на работу квалифицированных специалистов из деловой и производственной сфер
— плохая материально-техническая база организаций СПО • увеличение бюджетных и частных инвестиций в основные фонды организаций СПО
— негибкость программ и учебных планов СПО, не позволяющая своевременно учитывать изменения в запросах потенциальных нанимателей • организация постоянного мониторинга запросов работодателей;» укрепление взаимодействий между организациями СПО и деловыми предприятиями;» предоставление компаниям, напрямую сотрудничающим с организациями СПО, налоговых преференций
— низкий уровень оплаты труда педагогов профессиональных предметов • повышение уровня оплаты труда педагогов как минимум до уровня преподавателей общеобразовательных предметов; • распространение на педагогов-практиков пакетов социального страхования, которые гарантированы учителям общеобразовательных дисциплин
— недостаточное участие частных поставщиков услуг профессиональной подготовки • введение единой системы лицензирования государственных и частных организаций профподготовки для расширения доступа к качественным программам подготовки; • введение унифицированной системы сертификации программ профессионального образования на основе образовательных кредитов
— недостаточное развитие у выпускников СПО «мягких» навыков • изменение учебных планов для развития у учащихся способностей к творчеству; • пересмотр методов оценки учебных достижений учащихся
Выводы
Несмотря на то, что китайская система профессионального образования крупнейшая в мире по масштабам, пока она не в состоянии полностью удовлетворить запросы китайского бизнеса, особенно по подготовке квалифицированного персонала, востребованного предприятиями, относимыми к инновационным отраслям . Более того, как следует из среднесрочных планов развития ряда местных правительств Китая, именно на их ускоренное развитие в предстоящие годы будут направляться и бюджетные, и стимулируемые правительством частные инвестиции . И в этом плане особую актуальность приобретает формирование у выпускников СПО не только твердых, но и мягких навыков, в том числе умения постоянно учиться и адаптироваться к новым запросам и изменениям
Система СПО в Китае в предстоящий период, по-видимому, претерпит серьезные изменения в соответствии с мерами, запланированными в Программе 2. В декабре 2020 г . министерством образования КНР совместно с министерством человеческих ресурсов и социального обеспечения был представлен новый обширный план реорганизации СПО в дополнение и развитие к уже реализуемым мерам . Но насколько это позволит улучшить профессиональную подготовку молодых граждан, справиться с отмеченными МБРР и АБР проблемами и устранить дефицит «синих воротничков» на рынке труда, покажет время .
Существующий дисбаланс и противоречия между представлениями работодателей и самих работников об уровне и качестве их подготовки, ценностными установками в обществе и потребностями рынка труда порождает неуверенность будущих специалистов в завтрашнем дне . Решение указанных проблем актуализирует задачу построения модели многоуровневого, многоступенчатого и многопрофильного непрерывного профессионального образования, отвечающего запросам как индивидуума, так и общества в целом .
Литература
1 . Гулиева М. А. Профессиональное образование в КНР и перспективы его развития . // Азия и Африка сегодня, 2020, № 12, С . 51-57 .
2 . ЗубковаГ. И., ТарасоваН. М. Тенденции развития профессионального образования в Китае // Вестник казанского технологического университета, 2014. Т . 17. № 12 . С . 241-242.
3 . Машкина О. А. Готовность трудовых ресурсов РФ и КНР к технологической модернизации . // Вестник Российского нового университета . Серия «Человек в современном мире» . М .: РосНоУ. 2015, № 2. С. 27-36.
4 . Машкина О. А. Профессиональное образование в КНР: экономические потребности и социальные ожидания . // Вестник Московского Университета Серия 20. Педагогическое образование . 2016. № 2. С. 38-52.
5 . ФанЦзяньхуа. Развитие профессионального образования в КНР . Россия - Китай: тенденции развития образования в XXI в . : Сравнительный анализ. М .: Наука, 2019. C. 336-370.
6 . A new era of education . China education development report 2018 . Deloitte China, 2018. 68 р. [Электронный ресурс] URL: https://www2. deloitte .com/cn/ en/pages/technology-media-and-telecommunications/articles/new-era-of-education-china-education-development-report-2018 .html (Дата обращения: 18.12.2020).
7 . An Introduction to Technical and Vocational Education in China: Implications for Comparative Research and Practice on Internships. Center for Research on College-Workforce Transitions Research Brief № 12, UW-Madison, 2020. 24 р . [Электронный ресурс] URL: http://ccwt.wceruw. org/documents/ ccwt_report_An%20Introduction%20to%20Technical%20and%20 Vocational%20Education%20in%20China. pdf (Дата обращения: 18.12.2020)
8 . China-based Education saw 7 IPOs and 8 M&A in 2019H1. [Электронный ресурс] URL: https://edtechchina. medium, com/china-based-education-saw-7-ipos-and-8-m-a-in-2019h1-e2cfb96c44d5 (Дата обращения: 18 12 2020)
9. Innovative China: New Drivers of Growth. - World Bank Group, Development Research Center of the State Council, the People's Republic of China, 2019. 187 р. [Электронный ресурс] URL: http://documents1.worldbank.org/ curated/en/833871568732137448/pdf/Innovative-China-New-Drivers-of-Growth. pdf (Дата обращения: 18.12.2020)
10. Human Capital Development in the People's Republic of China and India: Achievements, Prospects, and Policy Challenges . Asian Development Bank, 2015 . 148 р . [Электронный ресурс] URL: https://www.adb .org/sites/default/files/ publication/178614/human-capital-prc-india . pdf (Дата обращения: 18.12.2020).
11 . Liu Y. Enterprises involved in TVET: Chinese experiences . Presentation Delivered at the 8th International Skills Forum: Future of Skills and Jobs in the Age of Digital Disruption, Asian Development Bank, 2019. 27-29 August 2019,
Manila . 12 р . [Электронный ресурс] URL: https://events .development .asia/ system/files/materials/2019/08/201908-enterprises-involved-tvet-chinese-experiences.pdf (Дата обращения: 18.12.2020)
12 . Maruyama A. TVET System Reform and Development un the PRC . In: Education in the Asia-Pacific Region: Issues, Concerns and Prospects. ADB; Springer . 2020, Vol. 55. p. 142-152. URL: https://www. researchgate. net/ publication/346003046_TVET_System_Reform_and_Development_in_the_PRC (Дата обращения: 18 12 2020)
13 . People's Republic of China . Education at Glance . OECD Country Note . 2019 . 5 p. [Электронный ресурс] URL: https://www. oecd. org/education/ education-at-a-glance/EAG2019_CN_CHN . pdf (Дата обращения: 18.12.2020).
14. Zhu Julie. China East Education raises $625 million in world's biggest education IPO . URL: https://www. reuters. com/article/us-china-east-edu-ipo-idUSKCN1T6017 (Дата обращения: 18.12.2020).
15.етйЖ^офДет^Шйи', 2019. [Blue Book of Education.Annual Report on China's Education, 2019]. Beijing: Social Sciences Academic Press, 2019. 364 р
16. ФДШ+¥Ш 2019 [China Statistical Yearbook 2019]. Beijing: China Statistics Press, 2019 . E.21-1 . [Электронный ресурс] URL: ФДШ+¥Ш2019. (stats gov cn) (Дата обращения: 18 12 2020)
17. ^^К^ДШАгШ^^^Й. 2019, Nov .17 [Letter of cooperation with the United International Certification Association]. [Электронный ресурс] URL: https://m. sohu. com/a/194663399_10002850 7/ (Дата обращения: 18.12.2020)
18 . 'ЩШШЖДШШ^ШШ [National Teaching Standards for Vocational Education]. [Электронный ресурс] URL: http://www. moe .gov. cn/s78/A07/zcs_ ztzl/2017_zt06 (Дата обращения: 18.12.2020)
19. Notice of the Ministry of Education on in-depth study and implementation of the National Vocational Education Reform Implementation Program . [Электронный ресурс] URL: (moe.gov. cn) (Дата обращения: 18 12 2020)
20 Notice of the State Council on the issuance of the Implementation Plan for the Reform of National Vocational Education 2019. URL: Д^Й^^Е^Д
шШМЙ^Ш^ЙЖП(Д^(2019) (www.
gov cn) (Дата обращения: 18 12 2020)
21 Opinions on the implementation of the National Model School Construction Plan for the Reform and Development of Secondary Vocational Education. URL: ШЩ2010]9^
КЙШ+ЙЙЙЖ - (baidu. com) (Дата обращения: 18.12.2020).
22 Outline of the national program for medium and long term educational reform and development (2010-2020 years)]. URL:
Ш*$¥даШШШ^(2010 - 2020^)» GOV. CN
(Дата обращения 18 12 2020)
23. 2013. [Yellow Book of Education in China 2013].Wuhan: Hubei Education Publishing House, 2013 312 p
24. 2018. [Yellow Book of Education in China 2018].Wuhan: Hubei Education Publishing House, 2018 350 p
Сведения об авторах
Кузнецова Валентина Вильевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова, E-mail: vkuz_55@mail.ru
Машкина Ольга Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры китайской филологии ИСАА МГУ имени М. В. Ломоносова. Email: oliya-m@yandex.ru E-mail: oliya-m@yandex.ru
Vocational secondary education in China in 2010: trends and
dilemmas
V . V . Kuznetsova, O. A. Mashkina
Vocational secondary education is a weak link in the Chinese education system. The low effectiveness of capital investments in its development shows the need to modernize professional training on an updated conceptual basis, that must be created with the involvement of scientific and pedagogical experts, representatives of the business world and manufacturing companies in innovative areas of the Chinese economy. The article analyzes the problems and tasks of the development of vocational education in the context of the goals set for implementation in China by the middle of the XXI century. The analysis suggests that such measures for the reorganization of secondary vocational education as the introduction of general vocational education standards integrated with international vocational training systems; strengthening and expanding the channels of interaction of educational organizations with business structures, enterprises, potential employers, etc., will improve the quality of education, increase the attractiveness of vocational education and provide the country's economy with highly demanded qualified personnel.
Keywords: vocational education; digital economy; innovation; China.
References
1. Gulieva M .A . Professional" noe obrazovanie v KNR i perspektivy" ego razvitiya . Aziya i Afrika segodnya, 2020, № 12, pp . 51-57.
2 . Zubkova G . I . , Tarasova N . M . Tendencii razvitiya professional"nogo obrazovaniya v Kitae Vestnik kazanskogo texnologicheskogo universiteta, 2014 T 17 № 12 pp 241-242
3. Mashkina O . A. Gotovnost" trudovy"x resursov RF i KNR k texnologicheskoj modernizacii . Vestnik Rossijskogo novogo universiteta . Seriya «Chelovek v sovremennom mire» . Moscow: RosNoU, 2015 . № 2. pp . 27-36.
4 . Mashkina O . A . ProfessionaPnoe obrazovanie v KNR: e^konomicheskie potrebnosti i sociaPny^e ozhidaniya . Vestnik Moskovskogo Universiteta Ser .20. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2016. № 2. pp. 38-52.
5. Fan Czzyan'xua . Razvitie professionaPnogo obrazovaniya v KNR . Rossiya - Kitaj: tendencii razvitiya obrazovaniya v XXI v . : SravnitePny'j analiz. Moscow: Nauka, 2019. pp. 336-370.
6 . A new era of education. China education development report 2018 . Deloitte China, 2018. 68 p . [jelektronnyj resurs] URL: https://www2. deloitte .com/cn/en/ pages/technology-media-and-telecommunications/articles/new-era-of-education-china-education-development-report-2018 .html (Accessed 18.12.2020)
7 . An Introduction to Technical and Vocational Education in China: Implications for Comparative Research and Practice on Internships Center for Research on College-Workforce Transitions Research Brief № 12, UW-Madison, 2020.24 p . [jelektronnyj resurs] URL: http://ccwt .wceruw. org/documents/ccwt_ report_An%20Introduction%20to%20Technical%20and%20Vocational%20 Education%20in%20China . pdf (Accessed 18.12.2020).
8 . China-based Education saw 7 IPOs and 8 M&A in 2019H1 . [jelektronnyj resurs] URL: https://edtechchina. medium, com/china-based-education-saw-7-ipos-and-8-m-a-in-2019h1-e2cfb96c44d5 (Accessed 18.12.2020).
9. Innovative China: New Drivers of Growth. World Bank Group, Development Research Center of the State Council, the People's Republic of China, 2019. 187 p. [jelektronnyj resurs] URL: http://documents1.worldbank. org/ curated/en/833871568732137448/pdf/Innovative-China-New-Drivers-of-Growth . pdf (Accessed 18.12.2020)
10 . Human Capital Development in the People's Republic of China and India: Achievements, Prospects, and Policy Challenges. Asian Development Bank, 2015 . 148 p. [jelektronnyj resurs] URL: https://www .adb. org/sites/default/files/ publication/178614/human-capital-prc-india . pdf (Accessed 18.12.2020)
11. Liu Y. Enterprises involved in TVET: Chinese experiences. Presentation Delivered at the 8th International Skills Forum: Future of Skills and Jobs in the Age of Digital Disruption, Asian Development Bank, 2019. 27-29 August 2019, Manila. 12 p. URL: https://events. development, asia/system/files/materials/201 9/08/201908-enterprises-involved-tvet-chinese-experiences .pdf (Accessed 18 12 2020)
12 . Maruyama A . TVET System Reform and Development un the PRC . In: Education in the Asia-Pacific Region: Issues, Concerns and Prospects. ADB; Springer . 2020, Vol. 55. p. 142-152. URL: https://www. researchgate. net/ publication/346003046_TVET_System_Reform_and_Development_in_the_PRC (Accessed 18 12 2020)
13 People's Republic of China Education at Glance OECD Country Note 2019 . 5 p. URL: https://www. oecd .org/education/education-at-a-glance/ EAG2019_CN_CHN. pdf (Accessed 18.12.2020)
14 . Zhu Julie . China East Education raises $625 million in world's biggest education IPO . URL: https://www. reuters .com/article/us-china-east-edu-ipo-idUSKCN1T6017 (Accessed 18.12.2020).
15. tfH^.tlifSIft®, 2019. [Blue Book of Education. Annual Report on China's Education, 2019]. Beijing: Social Sciences Academic Press, 2019 . 364 р (In Chinese)
16 . ФД Ш+¥Ш 2019 [China Statistical Yearbook 2019]. Beijing: China Statistics Press, 2019 . E .21-1 . [jelektronnyj resurs] URL: ФДШ+¥Ш 2019 (stats . gov. cn) (Accessed 18.12.2020)
17. ^^К^ДШАгШ^^Й. 2019, Nov.17 [Letter of cooperation with the United International Certification Association], [jelektronnyj resurs] URL: https://m. sohu. com/a/194663399_10002850 7/ (Accessed 18.12.2020)
18 . 'ЩШШЖДШШ^ШШ [National Teaching Standards for Vocational Education]. URL: http://www.moe. gov. cn/s78/A07/zcs_ztzl/2017_zt06 (дата обращения: 18 12 2020)
19 . Notice of the Ministry of Education on in-depth study and implementation of the National Vocational Education Reform Implementation Program . URL: Ф
(moe.gov.cn) (Accessed 18.12.2020)
20 Notice of the State Council on the issuance of the Implementation Plan for the Reform of National Vocational Education 2019. URL: Д^Й^^Е^Д
(www.
gov. cn) (Accessed 18.12.2020)
21 Opinions on the implementation of the National Model School Construction Plan for the Reform and Development of Secondary Vocational Education.URL: ШШ2010]9^
КЙШ+ЙЙЙЖ - (baidu. com) (Accessed 18.12.2020)
22 Outline of the national program for medium and long term educational reform and development (2010-2020 years). URL: ШЩ^^ЖШМШШФ^ Ш*$¥даШШШ^(2010 -2020^)» GOV. CN (Accessed 18 12 2020)
23. 2013. [Yellow Book of Education in China 2013]. Wuhan: Hubei Education Publishing House, 2013 312 p (In Chinese)
24. 2018. [Yellow Book of Education in China 2018].Wuhan: Hubei Education Publishing House, 2018 350 p (In Chinese)
About the Authors
Kuznetsova Valentina V - PhD in History, Associate Professor of World Economy and Foreign Economic Activities Management Subdepartment, State Administration Department, Moscow State University . E-mail: vkuz_55@mail .ru
Mashkina Olga A - PhD in Pedagogic science, Associate Professor of the Chinese Philology Department, Institute of Asian and African Studies, Moscow State University . E-mail: oliya-m@yandex .ru