УДК-378
Зенгин Сергей Сергеевич
аспирант ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ
Аннотация:
В статье рассматриваются положительные аспекты использования проектно-ориентированного подхода в подготовке специалистов среднего звена в Китае и факторы, сдерживающие его эффективность. Например, изучая зарубежные источники, выявлены такие проблемы как негибкость образовательных программ, отсутствие практического опыта преподавательского состава и отсутствие понимания оценивания работы студентов при выполнении проектов. Анализ проводился на основании результатов зарубежных исследователей, в связи с чем, только наиболее повторяющиеся факторы были указаны в данной работе. В период реформирования системы образования Китая видится огромное количество исследований в данном направлении, апробируются новые методы обучения, используется опыт зарубежных стран с китайской спецификой. С учетом китайского опыта предлагаются рекомендации по реализации проектно-ориентированного подхода в системе среднего профессионального образования, России.
Zengin Sergey Sergeyevich
post-graduate student, Armavir State Pedagogical University (Armavir)
THE ISSUES OF USING THE PROJECT-BASED LEARNING APPROACH IN TRAINING VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM OF CHINA
Abstract:
The article examines the positive aspects of the project-based learning approach in the training of mid-level specialists in China and the factors that constrain its effectiveness. For example, studying foreign sources identified such problems as inflexibility of educational programs, lack of practical experience of teaching staff and lack of understanding of the assessment of students' work in preparing projects. The analysis was based on the results of foreign researchers, and therefore, only the most recurring factors were considered in this article. During the reform of the China's education system, a great number of researches in this area are available; new methods of education are being tested, and the experience of foreign countries with Chinese specificity is used. Taking into account the Chinese experience, recommendations are offered to implement the project-oriented approach in the system of vocational education of Russia.
Ключевые слова:
проектно-ориентированный метод обучения, проектный метод обучения, система среднего профессионального образования Китая, профессиональное образование.
Keywords:
project-based learning approach,, project method of training, training vocational education system of China, vocational education.
Одной из основных задач, стоящих перед системой учреждений среднего профессионального образования Китая, является подготовка кадров узкой специализации для определенных видов работ. Соответственно, преподавательский состав должен обладать практическими навыками требуемой узкой направленности в той или иной сфере компетенций, то есть речь идет о квалифицированных специалистах [1, с. 104-111].
Кроме того, современная социально-экономическая обстановка требует дополнительных навыков и умений от преподавателя, таких, как умение научить студентов на своем примере иметь правильное отношение к работе, быть востребованным и конкурентно способным на рынке труда, обладать комплексом неспециализированных, но важных для эффективной работы и развития по карьерной лестнице надпрофессиональных навыков [2].
Китайские исследователи проблем развития среднего профессионального образования отмечают, что максимально подходящим методом обучения в учреждениях среднего профессионального образования для их страны является «студентоориентированный подход», который отвечает постоянно растущему и развивающемуся рынку труда в КНР [3, р. 123-170; 4, р. 86-88; 5, р. 90-92].
Проектно-ориентированный подход как один из вариантов обучения, ориентированного на студентов применяется в течение достаточно длительного периода времени в различных странах на различных уровнях и программах обучения. Одним из принципов данного подхода является развитие мотивации студентов к обучению через планирование, исследование, критическое осмысление и творческое решение задач, через призму восприятия студента в качестве работника.
Кроме того, такой подход помогает воспитывать навыки планирования на длительную перспективу, а также погружения в реальный рабочий
процесс, что делает выпускников более адаптированными к процессу трудоустройства в будущем [6].
Еще одним значимым позитивным аспектом проектно-ориентирован-ного подхода является то, что обучающийся до выполнения проекта понимает или должен понимать значение постоянного получения знаний и обучения (life long learning) в той или иной сфере для имплементации в работе и развития своих компетенций.
Проектно-ориентированный подход достаточно широко используется в учреждениях среднего профессионального образования Китая. В данной статье хотелось бы выделить ряд позитивных и негативных аспектов, которые отмечаются как исследователями-компаративистами, так и китайскими учеными, которые изнутри оценивают ситуацию.
Начнем с положительных аспектов. Исследователи утверждают, что проектно-ориентированный подход дает возможность обучающимся более глубоко и детально изучить предмет, а также на более длительный период запомнить материал. Отмечается, что студенты втягиваются в изучение материала, в процесс обучения, с энтузиазмом подходят к выполнению заданий. Обучающиеся более мотивированы в процессе изучения программы. Iwamots, Hargisand Vuong (2016) отмечают, что данный подход формирует способности развития самоэффективности, мотивирует к личностному и профессиональному развитию, изменяет уровень восприятия контроля.
Кроме того, выполнение проектов в группе развивает командное сотрудничество и коммуникативные навыки, которые являются очень востребованными на рынке труда. Также обучающиеся получают навыки критического мышления, использования цифровых ресурсов, умения эффективно решать проблемы [7, p. 15-36; 8].
В дополнение к данным аспектам необходимо отметить, что проектно-ориентированный подход позволяет на практике использовать теоретический материал, что является очень важным фактором для понимания студентами необходимости обучения и совершенствования в своем направлении на протяжении всей трудовой жизни.
Однако на пути реализации проектно-ориентированного подхода в образовательных учреждениях среднего профессионального образования КНР
есть сложности. Важнейшим препятствием при реализации данного подхода, как считают исследователи [3; 4; 5], является недостаточный уровень подготовки преподавательского состава во многих образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Под уровнем подготовки понимается наличие именно практических, профессиональных навыков педагогического состава. Проблемой для среднего профобразования Китая является тот факт, что преподавателей-производственников, обладающих практическим опытом, крайне мало.
Зарубежные авторы ссылаются на то, что преподаватели обучались в педагогическом вузе по традиционной системе, долгие годы преподавали одну или несколько смежных дисциплин и никогда не работали в индустрии либо работали очень давно [3; 4; 5]. Таким образом, это не дает им возможности в полной мере преподавать современный материал. Более того, педагог не может или боится использовать проектно-ориентированный подход в обучении, так как не может ответить на вопросы обучающихся, возникающие в процессе работы над проектом в силу отсутствия современных теоретических и практических знаний дисциплины. Данная проблема не может не отразиться негативно на подготовке кадров.
Еще одним негативным фактором при реализации проектно-ориенти-рованного подхода являются негибкие образовательные программы и учебные планы. Как правило, проекты разрабатываются в соответствии с образовательной программой без учета спроса на рынке труда и запросов всех сфер жизни общества. Возможно, это обусловлено составом учебных групп, так как они могут состоять из выпускников школ, бывших военных, граждан из сельских районов, что является сложностью при разработке и реализации проекта, так как обучающиеся имеют совершенно разный уровень подготовки и мировоззрение [3].
Кроме того, существенной причиной, тормозящей использование про-ектно-ориентированного подхода, зачастую является отсутствие понимания у преподавателя метода оценивания результатов деятельности студентов. В условиях данного подхода возникает вопрос: как в условиях традиционной системы контроля знаний объективно определить значимость проекта и оценить вклад каждого в общий результат команды?
Несмотря на реформы в системе среднего профессионального образования Китая, направленные на подготовку кадров среднего звена для экономики страны, существует ряд сложностей, с которыми сталкиваются учреждения среднего профессионального образования, в частности, при использовании проектно-ориентированного подхода. При достаточно хорошем финансировании в учреждениях данного уровня работает недостаточно практико-профессиональный педагогический состав, что может быть решено со временем, если в учреждениях высшего образования изменится система подготовки кадров.
На сегодняшний день во многих высших учебных заведениях национального и провинциального уровней в рамках программы обучения у студентов есть возможность проходить обучение за рубежом как в вузах, так и на предприятиях, не говоря уже о практике на базе предприятий в Китае. Правительство активно поддерживает вузы по развитию в данном направлении.
Кроме того, хотелось бы отметить, что поддержка правительства проявляется в объединении учреждений среднего профессионального образования в образовательные учреждения среднего профессионального образования с правом реализации программ бакалавриата, что позволяет учреждениям больше интегрироваться в международное образовательное пространство, устанавливать партнерские отношения с зарубежными вузами и создавать совместные образовательные программы.
Таким образом, в данной работе хотелось выделить наиболее часто упоминаемые проблемы проектно-ориентированного метода обучения. Понимаем, что данные проблемы не являются характерными абсолютно для всех учреждений среднего профессионального образования. Они могут быть учтены при формировании образовательных стандартов и требований к организации обучения в учреждениях среднего профессионального образования. Несмотря на регулярное упоминание данных проблем у зарубежных исследователей, можно сделать вывод о том, что представители науки активно работают над проблемами повышения эффективности системы среднего профессионального образования и качества подготовки, прогнозирования спроса и изменения рынка труда. Постоянная профориента-ционная работа образовательных учреждений также дает положительные
результаты в выполнении задач общества по подготовке кадров с идеологической базой.
В качестве прикладного характера данной статьи, на, наш взгляд, следует привести ряд рекомендаций для учреждений среднего профессионального образования России, которые отмечают зарубежные авторы по решению проблем в области проектно-ориентированного подхода в обучении в Китае, так как некоторые проблемы очень похожи в системах среднего профессионального образования.
В первую очередь можно отметить значимость приглашения практика и эксперта из соответствующей отрасли (индустрии, предприятия) для повышения уровня знаний и умений педагогического состава (мастеров) образовательного учреждения. Кроме этого, возможно создать команду по разработке программ проектов из числа сотрудников и преподавателей из различных отделов и факультетов, что позволит членам команды апробировать процесс работы над проектом. Важно установить партнерские взаимоотношения с организацией из индустрии для регулярных практических стажировок преподавателей (мастеров) учреждения, что позволит не только развивать практические навыки, но и быть в курсе современных технологий и актуальной информации. Организовывать курсы повышения квалификации для преподавателей, использующих проектно-ориентированный подход, включая зарубежные долгосрочные стажировки.
Полагаем, что использование данных рекомендаций при внедрении проектно-ориентированного подхода может помочь в организации эффективной подготовки кадров среднего звена. Верится, что понимание проблем, с которыми сталкиваются учреждения среднего профессионального образования в Китае в процессе подготовки кадров, с учетом понимания особенностей, которые влияют на систему организации подготовки квалифицированных кадров в стране, поможет российской системе профессионального образования предусмотреть решения или недопущение таких же проблем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Hartmann, M.D. Theory and method of reflection levels: its use in vocational education and training. In: vocational education in Subsaharan Africa. Current Situation and Development. Bielefeld, 2017.
2. Sudjimat, D.A. Implementation of Project-based learning model in mechanical machining skills package of vocational High School. AIP Conference proc., 2016.
3. Gong, H.L. and Ding, Z.Z. Discussion on the teaching method of projects in vocational Colleges. In: science and technology information. Science teaching and research, 14. 2007.
4. Lin, Y. The question and solution of classroom project teaching. In: Higher education Forum, 12. 2009.
5. Xun, D.Y. Talking about the problems and countermeasures in the application process of project teaching method. In: Special Coverage, 8, 32. 2009.
6. Campbell, C. Problem-based learning and project-based learning. 2014. URL: https://www.teachermagazine.com.au/articles/problem-based-learning-and-project-based-learning (дата обращения: 22.01.2019).
7. Baysura, O.D., Altun, S., Yucel-Toy, B. Perceptions of teacher candidates regarding project-based learning. In: Eurasian Journal of Educational Research, 62. 2015.
8. Liu, H. Barriers of project-based learning in teaching and learning of Chinese technical and vocational education and training (TVET): a review. 2019.
9. Рыбина, И.Р., Попова, И.Ю. Проектное обучение как элемент организации учебной деятельности в контексте современного образования / / Ученые записки ОГУ. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/proektnoe-obuchenie-kak-element-organizatsii-uchebnoy-deyatelnosti-v-kontekste-sovremennogo-obrazovaniya (дата обращения: 28.11.2019).
10. Iwamoto, D.H., Hargis, J., Vuong, K. The effect of project-based learning on student performance: an action research study. In: International Journal for scholarship of technology enhanced learning, 1, 24-42. 2016.
REFERENCES
1. Hartmann, M.D. Theory and method of reflection levels: its use in vocational education and training. In: vocational education in Subsaharan Africa. Current Situation and Development. Bielefeld, 2017.
2. Sudjimat, D.A. Implementation of Project-based learning model in mechanical machining skills package of vocational High School. AIP Conference proc., 2016.
3. Gong, H.L. and Ding, Z.Z. Discussion on the teaching method of projects in vocational Colleges. In: science and technology information. Science teaching and research, 14, 2007.
4. Lin, Y. The question and solution of classroom project teaching. In: Higher education Forum, 12, 2009.
5. Xun, D.Y. Talking about the problems and countermeasures in the application process of project teaching method. In: Special Coverage, 8, 32. 2009.
6. Campbell, C. Problem-based learning and project-based learning. 2014. Available at: https://www.teachermagazine.com.au/articles/problem-based-learning-and-project-based-learning.
7. Baysura, O.D., Altun, S., Yucel-Toy, B. Perceptions of teacher candidates regarding project-based learning. In: Eurasian Journal of Educational Research, 62, 2015.
8. Liu, H. Barriers of project-based learning in teaching and learning of Chinese technical and vocational education and training (TVET): a review. 2019.
9. Rybina, I.R., Popova, I.Y. Project training as an element of the organization of educational activities in the context of modern education//Scientists note of OGU. Series: Humanities and Social Sciences. 2014, no. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/proektnoe-obuchenie-kak-element-organizatsii-uchebnoy-deyatelnosti-v-kontekste-sovremennogo-obrazovaniya (date of the address: 28.11.2019).
10. Iwamoto, D.H., Hargis, J., Vuong, K. The effect of project-based learning on student performance: an action research study. In: International Journal for scholarship of technology enhanced learning, 1, 24-42. 2016.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Зенгин С.С. Проблемы использования проектно- Zengin S.S. The Issues of Using the Project-based
ориентированного метода обучения в системе Learning Approach in Training Vocational Education
среднего профессионального образования Китая / System of China / S.S. Zengin // The Bulletin of
С.С. Зенгин // Вестник Армавирского государст- Armavir State Pedagogical University, 2019, No. 4,
венного педагогического университета. - 2019. - pp. 13-20. (In Russian). № 4. - С. 13-20.