Научная статья на тему 'Профориентационная работа и развитие карьеры в учреждениях творческой направленности среднего профессионального образования Китая'

Профориентационная работа и развитие карьеры в учреждениях творческой направленности среднего профессионального образования Китая Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднее профессиональное образование / профориента-ция / развитие карьеры / карьерное собеседование / идеологическое и политическое образование / политическое сознание / подготовка творческих кадров / специалист среднего звена. / secondary vocational education / career guidance / career develop-ment / career interviews / ideological and political education / political consciousness / training of creative personnel / mid-level specialist.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зенгин Сергей Сергеевич

В настоящее время важнейшими аспектами подготовки квалифицирован-ных кадров, готовых работать в современных условиях, являются профессио-нальная ориентация и развитие карьеры. В связи с этим, актуальным становит-ся вопрос изучения лучших мировых практик. Изменение модели экономики Ки-тайской Народной Республики ведет к процессу реформирования системы сред-него профессионального образования (СПО), поиску путей более эффективной подготовки квалифицированных кадров. Целью исследования является изучение опыта системы среднего профес-сионального образования КНР в области профориентационной работы. Проблемой исследования является необходимость выявления и анализа сильных и слабых сторон профессиональной ориентации и развития карьеры в системе СПО творческой направленности Китая для возможности оценки заим-ствования лучших практик и повышения эффективности подготовки квалифици-рованных кадров в России. Методы исследования: изучение и анализ нормативной базы, научной ли-тературы, стенограмм, непосредственного знакомства с системой подготовки специалистов среднего звена в области культуры КНР и сравнительного анализ материалов. В статье выделены факторы, влияющие на реформирование системы СПО в Китае, особенности, которые определяют вектор развития данного уровня подго-товки для развития социально-экономической и политической жизни страны. По результатам исследования можно сделать выводы о том, что система профориентации и развития карьеры базируется на прочном политико-идеологи-ческом фундаменте. В образовательных учреждениях функционируют специаль-ные службы по профориентации и развитию карьеры, учебные планы содержат соответствующие дисциплины. Важнейшим принципом подготовки специалиста является формирование в его сознании социальной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зенгин Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL GUIDANCE AND CAREER DEVELOPMENT IN CULTURAL INSTITUTIONS OF THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN CHINA

At present, vocational guidance and career development are the most important aspects of training qualified personnel ready to work in modern conditions. In this re-gard, the issue of studying the best world practices becomes relevant. Changing the economic model of the People's Republic of China leads to the process of reforming the secondary vocational education system (SVE), the search for ways to train qualified personnel more effectively. The purpose of the research is to study the experience of the secondary voca-tional education system of the PRChina in the field of career guidance. The research problem is the need to identify and analyze merits and demerits of vocational guidance and career development in the cultural vocational education and training system of China in order to assess borrowing of best practices and increase the efficiency of qualified personnel training in Russia. The research methods used are study and analysis of the regulatory framework, scientific literature, transcripts, direct acquaintance with the system of training mid-level specialists in the field of Chinese culture and a comparative analysis of materials. The article highlights the factors affecting the reform of the SVE system in Chi-na, and the features that determine the vector of development of this level of training for the development of socio-economic and political life of the country. According to the results of the study, we can conclude that the system of career guidance and career development is based on a solid political and ideological founda-tion. There are special services for career guidance and career development in educa-tional institutions, the curriculum contains relevant disciplines. The most important principle of a specialist training is formation of social responsibility in his mind.

Текст научной работы на тему «Профориентационная работа и развитие карьеры в учреждениях творческой направленности среднего профессионального образования Китая»

ISSN 2078-1024

VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

УДК 377:338.24

DOI: 10.24411/2078-1024-2020-11007

Зенгин С.С.

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА И РАЗВИТИЕ КАРЬЕРЫ

В УЧРЕЖДЕНИЯХ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ

Зенгин Сергей Сергеевич, аспирант ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», Армавир, Россия Е-mail: [email protected] тел.: 8 (928) 447 43 33

В настоящее время важнейшими аспектами подготовки квалифицированных кадров, готовых работать в современных условиях, являются профессиональная ориентация и развитие карьеры. В связи с этим, актуальным становится вопрос изучения лучших мировых практик. Изменение модели экономики Китайской Народной Республики ведет к процессу реформирования системы среднего профессионального образования (СПО), поиску путей более эффективной подготовки квалифицированных кадров.

Целью исследования является изучение опыта системы среднего профессионального образования КНР в области профориентационной работы.

Проблемой исследования является необходимость выявления и анализа сильных и слабых сторон профессиональной ориентации и развития карьеры в системе СПО творческой направленности Китая для возможности оценки заимствования лучших практик и повышения эффективности подготовки квалифицированных кадров в России.

Методы исследования: изучение и анализ нормативной базы, научной литературы, стенограмм, непосредственного знакомства с системой подготовки специалистов среднего звена в области культуры КНР и сравнительного анализ материалов.

В статье выделены факторы, влияющие на реформирование системы СПО в Китае, особенности, которые определяют вектор развития данного уровня подготовки для развития социально-экономической и политической жизни страны.

По результатам исследования можно сделать выводы о том, что система профориентации и развития карьеры базируется на прочном политико-идеологическом фундаменте. В образовательных учреждениях функционируют специальные службы по профориентации и развитию карьеры, учебные планы содержат соответствующие дисциплины. Важнейшим принципом подготовки специалиста является формирование в его сознании социальной ответственности.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, профориентация, развитие карьеры, карьерное собеседование, идеологическое и политическое образование, политическое сознание, подготовка творческих кадров, специалист среднего звена.

Для цитирования: Зенгин С.С. Профориентационная работа и развитие карьеры в учреждениях творческой направленности среднего профессионального образования Китая // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Вып. 1(44). С. 74-85. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-11007.

Zengin S.S.

VOCATIONAL GUIDANCE AND CAREER DEVELOPMENT IN CULTURAL INSTITUTIONS OF THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN CHINA

Zengin Sergey Sergeevich, a postgraduate student of FSBEI HE "Armavir State Pedagogical University", Armavir, Russia E-mail: [email protected] tel.: 8 (928) 447 43 33

At present, vocational guidance and career development are the most important aspects of training qualified personnel ready to work in modern conditions. In this regard, the issue of studying the best world practices becomes relevant. Changing the economic model of the People's Republic of China leads to the process of reforming the secondary vocational education system (SVE), the search for ways to train qualified personnel more effectively.

The purpose of the research is to study the experience of the secondary vocational education system of the PRChina in the field of career guidance.

The research problem is the need to identify and analyze merits and demerits of vocational guidance and career development in the cultural vocational education and training system of China in order to assess borrowing of best practices and increase the efficiency of qualified personnel training in Russia.

The research methods used are study and analysis of the regulatory framework, scientific literature, transcripts, direct acquaintance with the system of training mid-level specialists in the field of Chinese culture and a comparative analysis of materials.

The article highlights the factors affecting the reform of the SVE system in China, and the features that determine the vector of development of this level of training for the development of socio-economic and political life of the country.

According to the results of the study, we can conclude that the system of career guidance and career development is based on a solid political and ideological foundation. There are special services for career guidance and career development in educa-

75

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

tional institutions, the curriculum contains relevant disciplines. The most important principle of a specialist training is formation of social responsibility in his mind.

Key words: secondary vocational education, career guidance, career development, career interviews, ideological and political education, political consciousness, training of creative personnel, mid-level specialist.

For citation: Zengin S.S. Vocational guidance and career development in cultural institutions of the secondary vocational education in China// Vestnik Maykopskogo Gosudarstvennogo Technologicheskogo Universiteta. 2020. Issue 1(44). P. 74-85. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-11007.

Несмотря на активное развитие в Китае социально-экономической сферы, в современной системе подготовки кадров среднего звена существует ряд проблем, которые правительство страны решает посредством реформирования всей системы образования. Потребность реформирования обусловлена переходом от производственной модели экономики государства к высокотехнологичной, высоконаучной и финансовой. Данные модели ведут к изменению ситуации на рынке труда, так как планируется рост замещения человеческих ресурсов искусственным интеллектом и роботами. Это приведет к тому, что определенные виды трудовой деятельности станут невостребованными, следовательно, потребность в подготовке кадров по таким специальностям снизится либо отпадет полностью. При этом возникнет необходимость в переподготовке кадров по востребованным специальностям.

В отношении творческих специальностей изменения направлены на интеграцию современных технологий в творчество. При этом главным является требование сочетания развития лучших культурных традиций с развитием современной культуры и обеспечение влияния в воспитании человека [1, с. 455-456].

Важнейшим условием в системе подготовки квалифицированных кадров является профориентационная составляющая и развитие карьеры.

Для России и Китая решение проблемы профориентации - это, прежде всего, потребность социально-экономического развития и условие политической стабильности. Кроме того, РФ и КНР взяли на себя международные обязательства, в соответствии с ратификацией Конвенции о правах ребенка, принятой в 1989 году [2] и содержащей нормы, предписывающие государствам - участникам Конвенции - и организацию профориентационной работы. Следует отметить, что Китай очень избирательно подходит к вопросу ратификации международных документов: так, Конвенция Международной организации труда №142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов», принятая в 1975 году [3], до сих пор не ратифицирована [4]. Можем предположить, что данная ситуация характеризует ответственное отношение власти в Поднебесной к принятым обязательствам.

76

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

В данной статье предпринята попытка выделить некоторые особенности профориентационной работы и развития карьеры в системе среднего профессионального образования по подготовке специалистов сферы культуры в Китае. Автором был изучен опыт работы по профориентации и развитию карьеры обучающихся колледжа Юньченского университета, провинции Шаньси, по направлению визуальных коммуникаций («визуальные коммуникации», «дизайн»). Материалы для данной статьи были получены в ходе официальных переговоров между представителями Краснодарского государственного института культуры и Юньченского университета в рамках официальных встреч в Китае, состоявшихся в 2018-2019 годах. При этом следует понимать, что некоторая часть информации может быть представлена на основе анализа субъективного мнения или материалов, подготовленных для официальной встречи с целью показать свою образовательную организацию с более выгодной стороны для достижения требуемых результатов в переговорах. В то же время стороны для получения объективных данных использовали анализ утвержденных учебных планов, который подтверждает информацию в части наличия дисциплин (или их отсутствия), направленных на профориентацию обучающихся и формирование представлений о значимости роли развития карьеры.

Важнейшей задачей учреждений среднего профессионального образования КНР, осуществляющих подготовку специалистов по направлению дизайн (по визуальному искусству) является выявление и развитие талантов. Следует отметить, что в Китае формируется особое отношение к талантам, которые необходимо распознавать на практике, формировать их в инновационной деятельности, привлекая к ней как можно больше людей [1, с. 402], что характерно как для культурной, так и для научно-технической сфер.

Процесс подготовки специалистов в творческой сфере базируется на прочном политико-идеологическом фундаменте, что закреплено в статьях 3-6 Закона КНР об образовании [5]. Это главное, что придает китайской системе профессионального образования в сфере культуры и искусства устойчивость. Эта устойчивость оказывает позитивное влияние на процесс постоянного реформирования системы и позволяет, не ломая ее, успешно интегрировать в современную социально-экономическую реальность.

Для экономики Китая всегда была актуальна проблема трудового ресурса, но если раньше вопрос состоял в количественных характеристиках, то в настоящее время - в качественных: развивающаяся экономика требует квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. В этой связи возрастают требования к трудовому ресурсу. На первый план выходят такие его характеристики, как профессиональная ориентация, развитие карьеры, работа в режиме многозадачности, мобильность.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

В условиях построения социализма с китайской спецификой государство возлагает на деятелей культуры огромную ответственность. Поэтому вопрос о профессиональной ориентации, карьерном развитии в творческих колледжах является актуальным, и в учебных планах присутствуют соответствующие дисциплины. Главной целью профориентации и развития карьеры как учебной дисциплины является подготовка специалиста, ориентированного на постоянное развитие карьеры и на формирование политического сознания, целью которого является усвоение студентом базовых ценностей: служения народу и служения социализму [1, с. 457]. В процессе изучения дисциплины решается ряд задач, в том числе:

- обучение студентов профессиональному развитию, включая понимание и выбор и построение карьеры, разъяснение ценностей и технологий принятия решений, ориентацию на карьеру и подготовку к работе в индустрии;

- исследование путей развития карьеры и изучение «карьерных рисков»;

- формирование у студентов представлений о карьерной этике и значимости инициативности и креативности в своем карьерном развитии;

- формирование осознания не столько личной, сколько общественной значимости своей деятельности, своего творчества и стойкого понимания того, насколько личное творчество работает на общее благо и неповторимость китайской культуры, на построение социализма с китайской спецификой;

- организация общения студентов с деятелями индустрии культуры (искусства), организация карьерных интервью; имея пример яркого развития карьеры в качестве образца для подражания, обучающиеся будут более мотивированы к обучению, что подтолкнет и преподавателей к личностному и профессиональному развитию.

Особое внимание в китайской системе профориентации уделяется подготовке к карьерному собеседованию.

Преподавательский состав, работающий в сфере профориентации и развития карьеры обучающихся в области искусства, активно направляет студентов к формированию субъективного исследовательского сознания, помогает им формировать правильные профессиональные ценности, преобразовывает профессиональные потребности в стремление к мастерству, направляет учащихся на понимание необходимости повышения их профессиональной конкурентоспособности. Как правило, преподаватели - это мастера искусства, чьи имена известны в культуре страны, а опыт работы в индустрии весьма значителен. Необходимой составляющей данной работы со студентами является политико-идеологическая деятельность, ориентиры которой закреплены в ст. 24 Конституции КНР [6], обязывающая нацеливать студентов на уникальность китайской культуры, традиций, которые должны быть поставлены на службу современному развитию государ-

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

ства; в то же время студенты должны стать «переимчивыми», скромно учиться всему хорошему, что есть у других, и, сохраняя независимость, усваивать и превращать их в свои достоинства [1, с. 416]. Особо актуально требование формирования у будущих деятелей культуры социальной ответственности и результата их деятельности - реальной пользы для общества. Кроме того, особенность современного подхода к культуре насыщается еще экономическим смыслом: социальная эффективность должна сочетаться с экономической эффективностью, что является естественным проявлением социализма с китайской спецификой.

Значение образования по развитию карьеры заключается не только в выстраивании своей профессиональной траектории, но и в том, что это образование помогает студентам планировать свою собственную жизнь в целом на основе осознания себя и своих потребностей, а самое главное - осознания себя как части великого народа. Кроме того, изучая потребности профессии, осваивая методы понимания информации профессионального мира, определяя цели саморазвития и самообразования, студент привыкает жить в модели развития, что повышает его профессиональные и социально-адаптационные возможности, а также способствует самореализации и самоактуализации.

В подготовке кадров используется структура профессионального развития ANSEE, Aim Need Structure Executive Evaluate, которая была представлена в рамках одной из официальных встреч. Она может быть описана как постановка целей, исследование характеристик и потребностей обучающихся, структурирование и разработка системы, реализация и оценка через обратную связь. Наиболее важным является первый этап вышеуказанной структуры. Определение показателей развития карьеры для «качественных собеседований» и «собеседований по развитию карьеры» является одним из важных способов понимания студентами внешнего профессионального мира, так как ключевой этап профориентации и развития карьеры проходит в период обучения в образовательном учреждении среднего профессионального образования.

Отличительной особенностью системы СПО Китая является наличие в учебных планах образовательных учреждений дисциплины (дисциплин), призванной решать вопросы профориентации и карьерного развития.

В РФ в этом направлении делаются первые шаги посредством включения отдельными образовательными учреждениями СПО в учебный план таких курсов, как «Эффективное поведение на рынке труда», «Основы предпринимательской деятельности», которые, как правило, дают обобщенные представления о трудовой деятельности и предпринимательстве.

В целях достижения более эффективных результатов в процессе подготовки кадров колледж при Юньченском университете содержит в учебном плане следу-

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

ющие дисциплины: планирование карьеры и профессиональная подготовка (24 аудиторных часа), руководство о профессиональном развитии и трудоустройстве (24 аудиторных часа), основы инновационного предпринимательства (12 аудиторных часа). Эти дисциплины ведутся в общей сложности со второго по пятый семестр включительно, т.е. на протяжении всех лет учебы. Особенность планирования работы заключается в том, что студенты под руководством преподавателей сами исследуют пути планирования развития карьеры, посредством самостоятельного поиска известных представителей индустрии, опираясь на обучение и учебную инфраструктуру колледжа для создания видеоинтервью. Образовательное учреждение помогает обучающимся в поиске современников, пример развития карьеры которых достоин внимания и может служить личностным и профессиональным ориентиром. Кроме того, изучая историю развития искусства, у студента появляется возможность исследовать путь профессионального карьерного роста известных деятелей искусства в своей области и понять их потребности. Понимание характера и уровня профессионализма стимулируют студентов думать о своем собственном творческом развитии с точки зрения духа ремесленника и понимания социальной ответственности, которая активно пропагандируется руководством страны.

Следует отметить, что в учреждениях СПО Китая существует служба, отвечающая за профориентационную работу, которая постоянно ведет исследование проблем, с которыми обычно сталкиваются выпускники творческих направлений подготовки, определяет векторы развития курсов для дальнейшего решения проблем, анализируя все аспекты рынка труда, принимая во внимание характеристики обучающихся. Основываясь на проблемно ориентированном исследовании, служба организовывает собеседования, тренинги по базовым навыкам производства учебных микро- и видеоресурсов.

Важным условием работы в области профориентации и карьерного развития студентов творческих специальностей является то, что, в соответствии со ст. 50 Закона КНР об образовании [4], активно используется такой политико-идеологический и культурный ресурс, как видеофильмы, посещение музеев, исторических туристических объектов. Это способствует не только формированию профессиональных компетенций, но и работает на развитие патриотизма.

Пожалуй, важнейшей особенностью профориентационной подготовки и развития карьеры в Китае является формирование у студентов творческих специальностей чувства социальной ответственности, которое во многом должно выражаться в практических делах и стремлении к достижению реальных эффектов, руководствуясь целью обеспечения счастья народу [1, с. 471]. Это естественно, в том числе и потому, что нормы Закона КНР об образовании (ст. 46, 47) предписы-

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

вают активную позицию общества по отношению к учебным заведениям [4], и если общество участвует в той или иной форме в подготовке специалиста, то и специалист должен ощущать свою социальную ответственность, исполнять свой долг перед обществом и государством.

Проблемы профориентации и карьерного развития обучающихся по программам среднего профессионального образования являются объектом изучения китайских исследователей, которые выявили факторы, негативно влияющие на результативность работы [7; 8; 9]. К таким факторам можно отнести то, что студенты:

- не всегда понимают значимость теоретической подготовки;

- считают, что барьеры между творческими направления в одной укрупненной группе специальностей очень высоки, а это не дает им возможность быть более гибкими при построении карьеры;

- слабо владеют навыками подготовки самопрезентации для более успешного трудоустройства;

- не всегда понимают значимость изучения развития карьеры и профориентации как учебной дисциплины для дальнейшего профессионального роста в творческой сфере.

Кроме того, в результате исследования проблем профориентации и развития карьеры в системе СПО Китая [7; 8; 9] выявлен низкий уровень понимания студентами значимости всестороннего развития, изучения иностранных языков и желания изучать международный опыт для дальнейшего профессионального роста с учетом современных тенденций и прогнозирования дальнейшего спроса в индустрии.

Одним из основных отличий в целях подготовки в области профориентации и развития карьеры в Китае от российской системы образования является то, что большинство программ подготовки среднего профессионального образования в нашей стране воспринимаются как ступень для дальнейшего обучения по программам бакалавриата. Тогда как в Китае в большинстве случаев выпускники программ среднего профессионального образования в дальнейшем не продолжают обучение в вузах.

Соответственно, образовательное учреждение в Китае уделяет более пристальное внимание трудоустройству выпускников. При этом следует помнить, что среднее профессиональное образование в Китае является платным. Поэтому повышенное внимание к трудоустройству имеет целью не столько определить, насколько рационально расходовались те средства, которые шли на финансирование учреждения СПО (кроме оплаты за обучение), сколько отслеживать проблему эффективности обучения, в том числе уровня сформированности политико-идеологического сознания. Кроме того, трудоустройство - это важнейшая консти-

81

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

туционная норма (ст. 42) [6], которая получает дальнейшее развитие в установках Коммунистической партии Китая [4, с. 523].

В России учреждения СПО отслеживают переход выпускника на следующую ступень в статусе обучающегося, что свойственно для колледжей, являющихся структурным подразделением вузов, реализующих в том числе программы СПО. Но основная задача - отслеживание трудоустройства выпускников СПО с точки зрения эффективности освоения бюджетного финансирования (для государственных образовательных учреждений).

Рассматривая подход в реализации проблемы профориентации и развития карьеры в РФ, следует акцентировать внимание на том, что в российских учреждениях СПО творческой направленности, как правило, нет специалистов, преподающих профориентацию и развитие карьеры на постоянной основе. Такая работа перекладывается на преподавателей, мастеров или кураторов групп, которые в силу загруженности (или некомпетентности) не всегда могут быть эффективными в данном вопросе. Практика, когда на базе учреждения создается отдел или вводится специалист, отвечающий за данное направление, не всегда может быть эффективным инструментом, так как зачастую такой подход является исключительно каналом коммуникации: работодатель - отдел/специалист - куратор / преподаватель - обучающийся. Возможно, причина кроется также в системе подушевого финансирования и экономической модели хозяйственной деятельности, когда руководитель, таким образом, сокращая (или не вводя) данные структуры в систему образовательного учреждения, имеет возможность через доплаты педагогическим работникам довести показатель заработной платы до требуемого государством значения. Кроме того, специалисты с опытом работы в индустрии не спешат идти работать в сферу образования. Это косвенно подтверждает, что другим значимым фактором является уровень социально-экономического развития и политических требований, которые и определяют вектор развития образовательных учреждений. Кроме того, недостаточное внимание к проблеме профориентации и карьерному развитию студента творческой специальности колледжа можно объяснить расхожим мнением о «вольном художнике», который не может творить в неволе, ограниченный рамками.

Следует отметить, что в нашей стране, несмотря на откровенное муссирование проблемы профориентации, карьерного развития и позиционирования ее как модной, реально действующая ее модель в системе СПО по творческим специальностям в общем не создана. Это влечет определенные проблемы, если иметь в виду тот факт, что зачастую изначально у студентов нет профессиональной мотивации, но есть стремление уйти от ЕГЭ. Для выпускников СПО творческих специальностей отсутствие системы подготовки в плане профориентации и разви-

82

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

тия карьеры чревато социальной дезориентацией личности. В российскую действительность постепенно входят такие механизмы профориентации и развития карьеры, как тесты, консультации по выбору профессии, стажировки, проекты по примерке профессии - «профессиональные пробы», экскурсии в компании, тематические парки, волонтерство, менторство [10]. Однако для организаторов данных форм это главным образом коммерческие проекты, и для основной массы студентов российских колледжей данные варианты практически не реальны.

В КНР есть понимание значимости профориентации и развития карьеры для личностного, профессионального и политического становления будущего специалиста. На примере изучения организации работы по профориентации и развитию карьеры в колледже Юньченского университета по направлению визуальных коммуникаций, е опыта работы других учебных заведений в данном направлении и изучения базовых нормативных актов Китая можно сделать следующие выводы:

1. В Китае в учреждениях СПО творческих направлений создана система профориентации и развития карьеры, которая базируется на прочном политико-идеологическом фундаменте и нравственных установках на уникальность и неповторимость китайской культуры, на интеграцию традиционной и современной культур, социальную ответственность и пользу для общества.

2. Политико-идеологическая работа является основой и главной составляющей профессиональной подготовки специалиста сферы культуры.

3. Данная работа направлена на выявление и развитие талантов, а также на становление жизненной позиции студентов в модели постоянного развития.

4. Учебные планы учреждения содержат дисциплины, отвечающие целям профориентации и развития карьеры.

5. В образовательных учреждениях функционируют специальные службы, которые на основе проблемно ориентированного анализа всех аспектов и факторов деятельности будущих специалистов сферы культуры определяют направления и модель реализации профориентации.

6. На реализацию целей профориентации работает не только самообразовательное учреждение СПО, но и учреждения культуры: музеи, театры и т.п., а также все общество (партийные органы, органы власти и управления на местах, частные лица).

7. В силу определенных причин вопрос последующего трудоустройства выпускника СПО творческой специальности является значимым, так как государством и КПК на работника сферы культуры возлагается огромная ответственность как на хранителя культурного кода нации.

83

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Важнейшим принципом подготовки специалиста является формирование в его сознании социальной ответственности и необходимости приносить своей работой реальную пользу обществу, государству, способствовать строительству социализма с китайской спецификой.

Российская система профориентации и развития карьеры в системе СПО по творческим специальностям, вероятно, пойдет путем, при котором, будет учитываться опыт Китая и других стран, при этом будет актуализироваться опыт, наработанный в данном направлении в СССР. Но главное, чтобы заимствование опыта не стало его копированием, а учитывало современные социально-экономические, политические и культурные реалии современной России и перспективы ее развития.

Литература:

1. Си Цзиньпин. О государственном управлении. Пекин Изд-во лит-ры на иностр. яз., 2018. 624 с.

2. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml(дата обращения: 27.11.2019).

3. О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов [Электронный ресурс]: Конвенция Международной организации труда №142 URL: http://docs.cntd.ru/document/1900876 (дата обращения: 27.11.2019).

4. Ratifications of C142 - Human Resources Development Convention, 1975. №142 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=1000:11300:0::NO:11300:P11300_INSTRUM ENT_ID:312287 (дата обращения: 27.11.2019).

5. Закон КНР об образовании [Электронный ресурс]. URL: https://asia-business.ru/law/law3/education/ (дата обращения: 27.11.2019).

6. Конституция Китайской Народной Республики. [Электронный ресурс]. URL: https://asia-business.ru/law/law1/pravo/constitution/ (дата обращения: 27.11.2019).

7. Wang Xufeng, Zhang Yanli. On the Educational Function of Career Planning Education [J]. Career Development Education Research, 2013.

8. Zhang Dongyan, Xie Shan. On the Combination Model of Ideological and Political Education and Career Planning Guidance in Colleges and Universities - Based on the Perspective of College Students in Science and Engineering [J].Science and Technology Vision, 2014.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

9. Meng Xiaoyuan. Research on the Innovation of College Students' Ideological and Political Education with Career Planning as the Entry Point [J]. Science and Technology Innovation Review, 2015.

10. Пять форматов профориентации, практикуемых во всем мире [Электронный ресурс]. URL: https://newtonew.com/school/world-class-proforientation (дата обращения: 27.11.2019).

Literature:

1. Xi Jinping On public administration. Beijing Publishing House of Foreign Literature. lang., 2018. 624 p.

2. Convention on the Rights of the Child. Adopted by the UN General Assembly on November 20, 1989 [Electronic resource]. URL:https://www.un.org/en/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml(access date: 27/11/2019).

3. On vocational guidance and training in the field of human resources development [Electronic resource]: Convention of the International Labor Organization No. 142 URL: http://docs.cntd.ru/document/1900876 (access date: 27/11/2019).

4. Ratifications of C142 - Human Resources Development Convention, 1975. No. 142 [Electronic resource]. URL: https://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=1000:11300:07::NO:11300:P11300_INSTRU MENT_ID{12287 (access date: 27/11/2019).

5. The PRChina Law on Education [Electronic resource]. URL: https://asia-business.ru/law/law3/education/ (access date: 27/11/2019).

6. Constitution of the People's Republic of China. [Electronic resource]. URL: https://asia-business.ru/law/law1/pravo/constitution/ (access date: 27/11/2019).

7. Wang Xufeng, Zhang Yanli. On the Educational Function of Career Planning Education [J]. Career Development Education Research, 2013.

8. Zhang Dongyan, Xie Shan. On the Combination Model of Ideological and Political Education and Career Planning Guidance in Colleges and Universities - Based on the Perspective of College Students in Science and Engineering [J] .Science and Technology Vision, 2014.

9. Meng Xiaoyuan. Research on the Innovation of College Students' Ideological and Political Education with Career Planning as the Entry Point [J]. Science and Technology Innovation Review, 2015.

10. Five career guidance formats practiced worldwide [Electronic resource]. URL: https://newtonew.com/school/world-class-proforientation (access date: 27.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.