Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ, ОЦЕНКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ, ОЦЕНКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАВЫКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есенина Е. Ю., Коновалов А. А., Сатдыков А. И.

Национальная система подготовки педагогов СПО в условиях реализации новых федеральных проектов и программ - одно из актуальных направлений развития современной российской системы среднего профессионального образования. Пути вхождения в педагогическую профессию, проблема обеспечения качества педагогической и профильной отраслевой квалификации педагогов, принципы и процедуры оценки квалификации и источники информации об ее обновлении - вопросы, которые должны быть определены при модернизации и развитии национальной системы. Анализ позитивного опыта профессионально-педагогического образования разных стран (Германия, Финляндия, Китай) дает возможность выбрать и обосновать ответы на поставленные вопросы. Результаты этого анализа представлены в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Есенина Е. Ю., Коновалов А. А., Сатдыков А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TEACHERS’ SKILLS FORMATION, EVALUATION AND IMPROVEMENT FEATURES IN THE FIELD OF VOCATIONAL EDUCATION IN FOREIGN PRACTICE

The national system of VET teacher’s training in the context of the implementation of new federal projects and programs is one of the main directions in the modern Russian vocational education system development. Ways to enter the teaching profession, the problem of ensuring the quality of teacher’s pedagogical and specialized sectoral qualifications, the principles and procedures for assessing qualifications and sources of information about its renewal are issues that should be identified while creating and developing the national system. An analysis of the VET teacher’s education positive experience in different countries (Germany, Finland, China) makes it possible to choose and justify the answers to the questions posed. The results of this analysis are presented in this article.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ, ОЦЕНКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ»

УДК 377.112

Особенности формирования, оценки и совершенствования навыков педагогических работников сферы профессионального образования в зарубежной практике

The teachers' skills formation, evaluation and improvement features in the field of vocational education in foreign practice

Есенина Е.Ю., ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», kate604@yandex.ru

Коновалов А.А., ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», anton-andreevi4@mail.ru

Сатдыков А.И., ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», ayratishe@gmail.com

Esenina E., Russian State Vocational Pedagogical University, kate604@yandex.ru Konovalov A., Russian State Vocational Pedagogical University, anton-andreevi4@mail.ru Satdykov A., Russian State Vocational Pedagogical University, ayratishe@gmail.com

DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.002

Статья является первым промежуточным итогом работы временного научно-исследовательского коллектива и подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации «Разработка модели формирования и совершенствования навыков педагогических кадров, включая разработку методологии современной оценки профессиональной компетентности педагогических работников системы СПО на основании мониторинга образовательной сферы и рынка труда» (прикладное исследование), № 073-00104-22-01.

Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование, навыки педагогических работников, оценка квалификации.

Keywords: vocational and pedagogical education, teaching personnel skills, qualification assessment.

Аннотация. Национальная система подготовки педагогов СПО в условиях реализации новых федеральных проектов и программ - одно из актуальных направлений развития современной российской системы среднего профессионального образования. Пути вхождения в педагогическую профессию, проблема обеспечения качества педагогической и профильной отраслевой квалификации педагогов, принципы и процедуры оценки квалификации и источники информации об ее обновлении - вопросы, которые должны быть определены при модернизации и развитии национальной системы. Анализ позитивного опыта профессионально -педагогического образования разных стран (Германия, Финляндия, Китай) дает возможность выбрать и обосновать ответы на поставленные вопросы. Результаты этого анализа представлены в данной статье.

Abstract. The national system of VET teacher's training in the context of the implementation of new federal projects and programs is one of the main directions in the modern Russian vocational education system development. Ways to enter the teaching profession, the problem of ensuring the quality of teacher's pedagogical and specialized sectoral qualifications, the principles and procedures for assessing qualifications and sources of information about its renewal are issues that should be identified while creating and developing the national system. An analysis of the VET teacher's education positive experience in different countries (Germany, Finland, China) makes it possible to choose and justify the answers to the questions posed. The results of this analysis are presented in this article.

Введение. Последние три года наполнены неожиданными и требующими быстрого реагирования для России и всего мира событиями (пандемия, экономический кризис, политическая нестабильность). Эти события заставили вновь обратить внимание на пути подготовки, профессионального развития и оценки квалификации, профессиональной

компетентности педагогов профессионального образования и обучения. Потребность российской экономики в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена - одна из важнейших задач на протяжении ряда последних лет, которую невозможно решить без высококвалифицированных педагогических кадров. При этом представление об этой высокой квалификации весьма подвижно.

Несмотря на существенные сложности во взаимоотношениях государств современного мира, не теряется актуальность изучения позитивного опыта разных стран в целях выработки продуманных взвешенных решений внутри своей страны.

Для современной России особенно важен диалог между экономикой и образованием, развитие экосистемы, способной обеспечить трансформацию среднего профессионального образования в новом экономическом порядке, подготовка кадров для национального технологического суверенитета. В то же время не теряют актуальности такие умения и компетенции педагогов как поддержка самостоятельной учебно-познавательной

деятельности студента, обеспечение условий для получения практического опыта, умение работать в команде от планирования образовательного процесса до проведения итоговой аттестации выпускников, наконец, обоснованное и умелое использование цифровых средств обучения.

В рамках данной статьи мы сближаем значения терминов «навыки» и «умения», учитывая эффекты, вызываемые переводом с различных языков. Умения рассматриваются как элементы компетенций, которые, в свою очередь, в определенной совокупности могут составить ту или иную квалификацию.

Формирование, оценку и совершенствование навыков можно рассматривать как систему, модель подготовки, включая основные и дополнительные образовательные программы и процедуры оценки их результатов. Еще один смысл - механизмы формирования перечня необходимых навыков и механизмы совершенствования, обновления этого перечня, оценка обоснованности изменений в нем. В

нашем анализе мы уделяли внимание обоим смыслам.

Также важно конкретизировать и понятие «педагогические работники». В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 года № 225 номенклатура должностей педагогических работников, которых можно отнести к работникам среднего профессионального образования, весьма обширна. Но в центре внимания в рамках данного исследования -преподаватели профессионального учебного цикла; мастера производственного обучения как основные участники формирования

профессиональных компетенций и квалификации выпускников СПО.

Для анализа были выбраны ФРГ, Финляндия и КНР - страны Европы и Азии, соседствующие с Россией и обладающие солидным багажом взаимодействия с нашей страной в разных сферах, включая образование, на разных этапах истории.

Существенным фактором, влияющим на систему формирования, оценки и совершенствования навыков педагогических работников сферы профессионального образования во всех выбранных для анализа странах являются особенности собственно системы профессионального образования и обучения в стране.

Для Германии это доминирование дуальной системы (Дуальная система понимается как организация образовательного процесса в рамках одной профессиональной образовательной программы в профессионально-техническом училище и непосредственно на рабочем месте на предприятии, в компании при ведущей роли предприятий, которые ведут прием на обучение и устанавливают партнерство с образовательными организациями [1]. Ориентированность на нужды малого и среднего бизнеса, перспективы промышленного развития регионов, решение проблемы трудоустройства выпускников -ведущие черты дуальной системы [4]), законодательно оформленное в Законе о профессиональном образовании. В Финляндии дуальная модель задействована только в системе профессионального обучения взрослых. Для несовершеннолетней молодежи также Законом о профессиональном образовании предусмотрена система, схожая с российской - ведущая роль принадлежит колледжам. Однако в последние годы в стране уделяется особое внимание обеспечению практического обучения на рабочем месте, законодательно закреплено требование обязательного партнерства колледжа и

предприятий (компаний), от выполнения этого требования зависит степень финансирования государством той или иной образовательной организации.

В Китае государственные цели в сфере профессионального образования в Законе о профессиональном образовании [3]

сформулированы иначе: профессиональное образование нацелено на осуществление стратегического курса на развитие науки, техники и просвещения во имя процветания родины, повышения культурного уровня трудящихся, содействия социалистической модернизации страны. Однако из такой весьма широкой формулировки, как и в Германии и Финляндии, следует принципиальное для развития страны решение - необходимость обучения на рабочем месте как основного элемента образовательных программ и партнерство образовательных организаций и предприятий.

Таким образом, становится понятно требование серьезной профильной

профессиональной подготовки наряду с педагогической по отношению к педагогическим работникам профессионального образования как в Германии, так и в Финляндии, и в Китае.

Полного соответствия российским должностям преподавателя профессионального учебного цикла и мастера производственного обучения ни в одной из анализируемых стран нет. Но во всех трех странах разделяют должности преподавателя в образовательной организации и инструктора на производстве. При этом в каждой стране есть свои траектории достижения квалификаций того и другого. Они представлены в таблице 1 далее.

Требования к навыкам педагогических работников профессионального образования основаны на документах государственной политики и стратегии развития

профессионального образования в странах. Общим является цель по обеспечению высококвалифицированными кадрами экономики стран, вследствие чего предъявляются высокие требования к навыкам и квалификации педагогических кадров - наличие образования и квалификации в профильной профессиональной деятельности, опыта работы от 3 до 5 лет как основа для получения высшего профессионально-педагогического образования. При этом допускаются траектории получения опыта профессиональной деятельности и

дополнительного профессионального

образования как равные уровням высшего образования. Для начинающих педагогов предусматриваются периоды испытательного

срока с обеспечением помощи более опытных педагогов. В целом формирование навыков педагогов носит постепенный и уровневый характер, набор навыков определяется конкретной должностью и задачами профессиональной деятельности с ней связанными.

Надо отметить, что требование первоначальной профильной профессиональной квалификации и возможность разных траекторий получения профессионально-педагогического образования в анализируемых странах, существенно влияет на мотивацию педагогов оставаться в этой профессии. За педагогическим образованием приходят уже профессионалы своего дела, их выбор носит осознанный характер. Но требуется дополнительное изучение причин такого выбора, в чем эти работники видят преимущества.

Наблюдается тенденция к сближению и объединению квалификаций и должностей преподавателей профессиональных дисциплин и мастеров производственного обучения (в российской терминологии). Существенные отличия в квалификации и навыках существуют между преподавателями и инструкторами на производстве. При этом инструкторы на производстве также считаются педагогическими работниками, к ним предъявляются требования наличия педагогической подготовки в системе дополнительного профессионального образования, закрепленные на законодательном уровне.

Базовыми навыками для всех категорий педагогических работников профессионального образования являются навыки по четырем группам (областям, модулям): организация образовательного процесса, включая развитие учебной мотивации, ответственности и самостоятельности обучающихся; организация текущего и итогового оценивания результатов обучения; владение технологиями и оборудованием профильной профессиональной деятельности и методами обучения на рабочем месте; владение методами и приемами коммуникации с обучающимися, коллегами, родителями, различными организациями-партнерами. Сквозными навыками являются навыки в области нормативно-правовой и цифровой.

Существуют траектории для развития квалификации педагогов «по горизонтали»: организация обучения на производстве, методическая деятельность и т.д. Они требуют дополнительной подготовки в системе дополнительного профессионального

образования и опыта работы.

Таблица 1. - Сравнительный анализ системы формирования и совершенствования навыков педагогических работников сферы профессионального образования ФРГ, Финляндии и КНР

Принятые в стране должности педагогов Особенности системы подготовки (формирования навыков) Особенности системы профессионального развития (совершенствования навыков)

ФРГ На предприятиях: инструктор (мастер) на предприятии не моложе 24 лет; подтвержденная квалификация профессионально-технического образования не ниже 4 уровня квалификации по Европейской рамке квалификаций; профессиональный опыт (как правило, 5 лет) + программа подготовки в соответствии с требованиями Директивы об инструкторах (АшЫИег-Eignungsverordnung, АЕ^), равна высшему образованию, 6 уровень квалификации Учебные курсы в различных форматах (курсы по вопросам посещаемости, заочного обучения или смешанных форм обучения). Дополнительное профессиональное образование носит добровольный рыночный характер (платные вариативные программы, конкурирующие между собой; выбор программы определяется решением образовательных организаций или предприятий и самих педагогов). Реализуются торгово-промышленными палатами, частными образовательными центрами или компаниями. Как правило, четыре модуля: нормативно-правовой; модуль, посвященный разработке учебных программ и занятий; модуль, посвященный методике преподавания и основам психолого-педагогических знаний; модуль, посвященный оценке результатов обучения

Организатор обучения на предприятии (Geprüfter Berufspädagoge/Geprüfte Berufspädagogin, BP) Программа, позволяющая получить навыки в образовании и управлении, дает право мастерам производственного обучения (инструкторам) брать на себя дополнительные задачи: поиск и отбор учеников или управление обучением на предприятии, онлайн-наставничество, разработка учебных материалов, умение определять навыки стажеров и лидерские навыки, необходимые предприятию [8]

Продолжение таблицы 1

Принятые в стране должности педагогов Особенности системы подготовки (формирования навыков) Особенности системы профессионального развития (совершенствования навыков)

ФРГ В профессионально-технических училищах: преподаватели профессионального училища (профессиональных дисциплин) (Буквальный перевод: преподаватели дисциплин, связанных с профессиональной деятельностью и общих дисциплин) преподаватели профессиональной практики высшее университетское образование: бакалавриат в сфере профессиональной деятельности + не менее 3 лет опыта работы + профессионально-педагогическая магистратура, 7 уровень квалификации по Европейской рамке квалификаций (второй год - педагогическая практика) + испытательный срок (референты) на 12 - 24 месяцев (оказывается методическая, дидактическая помощь) преподавателями профессиональной практики могут стать сертифицированные техники или мастера ремесел (Сертифицированные техники - в российской терминологии это специалисты среднего звена с опытом работы по специальности не менее 5 лет. Мастера ремесел - так называют в Германии индивидуальных предпринимателей либо владельцев малого (часто семейного) бизнеса (пекарня, кафе, парикмахерская и т.д.). Мастером становятся при наличии профильного профессионального образования по профессии с оптом не менее 5 лет и сертификатом о сдаче экзамена по программе подготовки инструкторов на предприятии (AEVO). Этот сертификат дает право предпринимателю брать к себе на работу учеников. Если человек проходит обучение по более длительной дополнительной профессиональной программе (аналог программы профессиональной переподготовки в России), он может претендовать на должность преподавателя профессиональной практики в профессионально-техническом училище) после обучения по дополнительной профессиональной программе педагогического профиля (равно высшему образованию и 7 уровню квалификации) Различные программы повышения квалификации на выбор, например, с упором на цифровые навыки, предпринимательство и т.д. в зависимости от потребностей образовательной организации, образовательных программ, в реализации которых преподаватель принимает участие

Продолжение таблицы 1

Принятые в стране должности педагогов Особенности системы подготовки (формирования навыков) Особенности системы профессионального развития (совершенствования навыков)

Финляндия Преподаватели профессионального образования диплом о высшем образовании в профессиональной сфере или самая высокая квалификация в определенном секторе экономики, официально подтвержденная через систему демонстрационных экзаменов (равна высшему образованию) + программа педагогического образования (бакалавриат или магистратура) в профессионально-техническом университете прикладных наук или в профессионально-педагогическом колледже Как правило, бесплатное повышение квалификации с отрывом от работы и сохранением заработной платы раз в пять лет; содержание обучения определяется отдельными работодателями и самими преподавателями [9]; обязательна стажировка на рабочем месте предприятия в объеме 25 зачетных единиц (не менее двух месяцев) (Требования к дополнительному профессиональному образованию в сфере профессиональных компетенций преподавателей, разработанные Национальным управлением образования Финляндии (научно-исследовательский институт), включая четыре модуля: - практико-ориентированное профессиональное образование и обучение (6 зачетных единиц); - оценка результатов обучения (6 зачетных единиц); - технологии профессиональной деятельности (6 зачетных единиц); - развитие отрасли и предпринимательства (7 зачетных единиц)

Инструкторы на предприятиях программы профессионального обучения или профессионального образования + опыт работы на предприятии [2] + Подготовка в соответствии с Инструкцией по подготовке инструкторов, разработанной Национальным управлением образования Финляндии, содержание аналогично немецкому Принципы и правила повышения квалификации аналогичны Основу составляют четыре модуля: планирование производственного обучения, пробной квалификационной работы и квалификационных экзаменов; работа со студентом и оценка его успеваемости; текущая оценка знаний и умений студента; повышение собственной квалификации и компетенции в качестве инструктора

Продолжение таблицы 1

Принятые в стране должности педагогов Особенности системы подготовки (формирования навыков) Особенности системы профессионального развития (совершенствования навыков)

КНР Преподаватели профессионального образования требование к опыту работы по специальности на производстве (от 3 -х лет) [4] + педагогическая магистратура в вузе В течение первых 5 лет работы не менее 360 часов дополнительного обучения, обеспечивающего непрерывное профессиональное развитие [6] модули в четырех областях: - организация обучения по конкретным профессиональным областям; - управление качеством образовательного процесса в профессиональном образовании и обучении на рабочем месте; - дидактика профессионального образования при обучении по дисциплинам; - оценка результатов обучения и качества образовательных программ; обучение команд педагогов образовательной организации, чередование занятий и профессионально-педагогической деятельности в течение 1 - 2 лет

Инструктора (наставники) на производстве программы профессионального обучения или профессионального образования + опыт работы на предприятии Педагогический минимум по программам дополнительного профессионального образования (ДПО), содержание - см. модули ДПО преподавателей

В совершенствовании навыков

педагогических работников профессионального образования особое место уделяется стажировкам на рабочем месте с целью постоянного обновления навыков в соответствии с развитием производственных технологий и оборудования. Также уделяется внимание условиям для самооценки уровня квалификации педагогами и самостоятельного планирования непрерывного профессионального развития.

Оценка навыков педагогических работников проводится на уровне образовательных организаций, где подразумевается создание условий, поддержка педагогического развития, особенно для малоопытных, начинающих педагогов. И на уровне государства в формате независимой оценки квалификации, при этом процедура оценивания предполагает два этапа -теоретический и практический.

В октябре 2021 года Министром образования Китая анонсировано повышение требований к педагогическим кадрам, и, как следствие, установление процедуры оценки по проверке уровня профессиональной квалификации [5]. Отмечается, что разработка стандартов и регламентов такой оценки ложится на плечи самих образовательных организаций.

Анализ локальных документов

профессиональных организаций Китая [н-р, 10; 11] позволяет сделать следующие выводы, что оценка включает экспертную и самооценку педагога, экзамен по профессиональной подготовке, проверку нравственных качеств (педагогической этики и стиля, основных норм преподавания и т.д.) и оценки со стороны работодателя. Отдельно, пожалуй, стоит пояснить, что оценка нравственности сама по себе также является многосторонней, в которой задействована специальная оценочная комиссия, а также учитывается общественное мнение студентов и преподавателей [12].

При приеме на работу в качестве преподавателя установлена процедура предварительной подготовки и последующей оценки. Так, предварительная подготовка включает в себя проведение пробных занятий и ассистирование, политическое и идеологическое обучение, изучение истории образовательной организации, карьерные возможности и т.д.

Оценка квалификации педагогических работников профессионального образования Финляндии осуществляется через процедуру демонстрационного экзамена. Общий алгоритм такого экзамена для оценки любой квалификации состоит из двух этапов:

1) собеседование с независимой экспертной комиссией, в процессе которого проверяется теоретическая подготовленность экзаменуемого;

2) выполнение комплексного практического задания в реальных или модельных условиях, которое оценивается по заранее известным критериям также независимой экспертной комиссией. Для педагогов это проведение открытого урока (занятия).

Демонстрационный экзамен проходит не сразу после освоения образовательной программы, а по истечении определенного срока (от полугода до года) профессиональной деятельности. В течение этого срока работник считается стажером, ему оказывается необходимая помощь, он еще не несет в полной мере ответственности за результаты своей деятельности. Ответственность лежит на его наставнике.

Оценка квалификации, навыков

педагогических работников профессионального образования Германии, как для преподавателей, так и для инструкторов на производстве, построена на принципах независимости и объективности. Это означает, что процедура оценивания организуется и проводится комиссией, которая состоит из официально сертифицированных (дипломированных)

экспертов, которые не принимали участия в образовательном процессе. Оценка проводится на основе специально разработанных заданий по диагностичным критериям, исключающим субъективность оценки. Ориентиром для разработки критериев являются соответствующие документы (программы педагогической магистратуры; Директива об инструкторах). Предусмотрен теоретический этап (как правило, тестирование для инструкторов либо устные/письменные экзамены для

преподавателей) и практический этап - открытый урок (занятие), иногда в модельных условиях с последующим его обсуждением (анализом).

В целях создания условий своевременного и опережающего совершенствования навыков педагогических работников в анализируемых странах существуют отдельные научно-исследовательские организации в сфере профессионального образования на федеральном и региональном уровнях, которые проводят исследования изменений производств и, как следствие, изменений в навыках и программах подготовки педагогов.

Федеральные земли сотрудничают с федеральным правительством Германии в разработке инициатив по совершенствованию навыков педагогов в области цифровых

технологий и соответствующему обновлению концепций преподавания, например, Инициатива по повышению качества подготовки преподавателей [8]. Ведущую координирующую, аналитическую и методическую роль в этой работе играет Федеральный институт профессионального образования Германии (BIBB), в котором создано специальное подразделение для мониторинга изменений на производствах разных отраслей и перевода новых производственных требований к работникам на язык образовательных программ. Параллельно в этом же подразделении разрабатываются предложения по подготовке программ повышения квалификации педагогов

профессионального образования либо внесения изменений в основные образовательные программы высшего профессионально -педагогического образования.

Развитие профессионального образования Финляндии базируется на общегосударственном долгосрочном количественном прогнозировании потребностей в рабочей силе и её образовании, а также на качественном прогнозировании потребностей в навыках и компетенциях педагогических работников.

Результатом совместной деятельности статистической службы Финляндии,

Министерства образования и культуры и Национального управления образования является обзор, посвященный навыкам преподавателей на всех уровнях образования, а также инструкторов на производстве. Обзор выходит каждые 2 - 3 года. Осуществляется рассылка обзора по образовательным организациям всех уровней образования.

Такие обзоры, наряду со статистикой по другим уровням образования, вбирают в себя статистику о квалификациях директоров и преподавателей учебных заведений

профессионального образования и образования взрослых, их гендерный и возрастной состав, примеры должностных обязанностей в сравнении по регионам страны.

Также в обзоре представляется статистика о педагогическом образовании, дополнительном образовании и повышении квалификации преподавателей, в том числе, стажировках.

Обзор является ориентиром в приоритетных навыках и возможностях их освоения, помогает планировать профессиональное развитие педагогов профессионального образования и инструкторов на производстве.

В целях обновления перечня необходимых навыков педагогических работников КНР

проводятся исследования на государственном и региональном уровнях. В частности, на государственном уровне такой анализ проводит Институт профессионального и непрерывного (дополнительного) образования Китая.

Существуют позитивные практики взаимодействия образовательных организаций и работодателей по разработке модулей образовательных программ профессионального образования опережающего характера. При этом параллельно происходит и повышение квалификации преподавателей

профессионального образования и инструкторов на производстве. Это повышение квалификации обеспечивают участники взаимодействия самостоятельно. Например, яркий

положительный опыт совместной работы по подготовке кадров для рынка труда и определения новых требований к преподавателям демонстрируют Шэньчжэньский

политехнический институт и ГГ-компания «HUAWEI» [7].

Проведенный анализ является основой для разработки модели формирования и совершенствования навыков педагогических кадров, включая разработку методологии современной оценки профессиональной компетентности педагогических работников системы СПО.

Анализ позволил сделать выводы об общих тенденциях по формированию, оценке и совершенствовании навыков педагогических работников сферы профессионального образования в анализируемых зарубежных странах, которые могут быть учтены при модернизации и развитии Национальной системы подготовки педагогов СПО в России, в частности, подходы к решению вопросов двойственности квалификации (профильной отраслевой и педагогической составляющих), разработки принципов и процедур оценивания педагогической составляющей квалификации, создания условий по поддержке молодых педагогов в целях закрепления их на рабочем месте, обеспечения качества обучения на рабочем месте (подготовка инструкторов на производстве и их взаимодействие с педагогическими работниками образовательных организаций), осуществление системных исследований изменений требований к педагогической квалификации и своевременного внесения изменений в основные и дополнительные образовательные программы подготовки педагогов СПО.

Литература:

1. Есенина Е.Ю., Кресс Х. Подготовка педагогических кадров профессионального образования (результаты российско-немецкого сотрудничества) / Е.Ю. Есенина, Х. Кресс // Образование и наука. - 2017. - Т. 19. - № 5. - С. 98-119.

2. Есенина Е.Ю., Факторович А.А. Международное сотрудничество в сфере профессионального образования: Россия-Германия. Россия-Финляндия / Е.Ю. Есенина, А.А. Факторович. -М.: ФИРО, 2014.

3. Закон Китайской народной республики о профессиональном образовании (принят 15 мая 1996 года на 19-м заседании Постоянного комитета ВСНП 8-го созыва; опубликован 15 мая 1996 года Указом Председателя Китайской народной республики; вступил в силу 01 сентября 1996 года) [Электронный ресурс] // Законы об образовании в Китайской народной республике. Санкт-Петербург. - 2019. - 103 с. - Режим доступа: https://spbu.ru/sites/default/ files/zakon_ob_obrazovanii_v_kitayskoy_narodnoy_respub like_rus.pdf

4. Ломакина Т.Ю., Васильченко Н.В., Кочнева Л.П. Пути развития научного потенциала педагогических работников СПО с учетом зарубежного опыта / Т.Ю. Ломакина, Н.В. Васильченко, Л.П. Кочнева // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2020. - Т. 1. - № 3 (68). - С. 105-118.

5. China considers raising qualifications for teachers // The State Council. The People's Republic of China: official web-site. - URL: http://english.www.gov.cn/ statecouncil/ministries/202110/21/content_WS61714aafc6d 0df57f98e39c2.html

6. Liang X., Kidwai H., Zhang M. How Shanghai Does It: Insights and Lessons from the HighestRanking Education System in the World. Washington: World Bank Grour. - 2016. - 181 p. - URL: http://www.iberchina.org/files/2017/shanghai_education.pd f

7. Shenzhen Polytechnic: Integrating Industry Practice and Education // HUAWEI: web-site. - URL: https://e.huawei.com/fr/publications/global/ict_insights/ict3 2-talent-ecosystem/talent-standards/shenzhen

8. Vocational education and training in Germany: short description. - 2020. Luxembourg: Publications Office of the European Union. - 82 p. - URL: http://data.europa.eu/doi/10.2801/329932

9. Vocational education and training in Finland: short description. - 2019. Luxembourg: Publications Office. - 76 p. - URL: http://data.europa.eu/ doi/10.2801/841614

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.

[Педагогический колледж Цзыбо запускает новые мероприятия по оценке допуска учителей] // Zibo Normal College: web-site. - URL: http://cssr.zbnc.edu.cn/info/1100/1135.htm

11. ттшлъжтттттшт

[Правила реализации для оценки и управления вновь принятыми учителями в Ляодунском университете] // Официальный сайт Ляодунского колледжа: сайт. -URL: http://www.elnu.edu.cn/rsc/info/1113/1881.htm

12. ШШШ^^ЩШ^Ш [План оценки профессионально-педагогической деятельности педагога] // [Youwen]: web-site. - URL: https://www.unj s.com/fanwenku/328182.html

References:

1. Yesenina E.Yu., Kress H. Training of pedagogical staff of vocational education (results of Russian-German cooperation) / E.Yu. Esenina, H. Kress // Education and Science. - 2017. - T. 19. - № 5. - P. 98-119.

2. Esenina E.Yu., Faktorovich A.A. International cooperation in the field of vocational education: Russia-Germany. Russia-Finland / E.Yu. Yesenina, A.A. Faktorovich. - M.: FIRO, 2014.

3. Law of the People's Republic of China on Vocational Education (adopted on May 15, 1996 at the 19th meeting of the Standing Committee of the 8th NPC; published on May 15, 1996 by Decree of the President of the People's Republic of China; entered into force on September 01, 1996) [Electronic resource ] // Laws on Education in the People's Republic of China. St. Petersburg. - 2019. - 103 p. - Access mode: https://spbu.ru/sites/ default/files/zakon_ob_obrazovanii_v_kitayskoy_narodnoy _respublike_rus.pdf

4. Lomakina T.Yu., Vasilchenko N.V., Kochneva L.P. Ways of developing the scientific potential of pedagogical workers of secondary vocational education in view of foreign experience / T.Yu. Lomakina, N.V. Vasilchenko, L.P. Kochneva // Domestic and foreign pedagogy. - 2020. -T. 1. - № 3 (68). - S. 105-118.

5. China considers raising qualifications for teachers // The State Council. The People's Republic of China: official web-site. - URL: http://english.www.gov.cn/ statecouncil/ministries/202110/21/content_WS61714aafc6d 0df57f98e39c2.html

6. Liang X., Kidwai H., Zhang M. How Shanghai Does It: Insights and Lessons from the HighestRanking Education System in the World. Washington: World Bank Grour. - 2016. - 181 p. - URL: http://www.iberchina.org/ files/2017/shanghai_education.pdf

7. Shenzhen Polytechnic: Integrating Industry Practice and Education // HUAWEI: web-site. - URL: https://e.huawei.com/fr/publications/global/ict_insights/ict3 2-talent-ecosystem/talent-standards/shenzhen

8. Vocational education and training in Germany: short description. - 2020. Luxembourg: Publications Office of the European Union. - 82 p. - URL: http://data.europa.eu/doi/10.2801/329932

9. Vocational education and training in Finland: short description. - 2019. Luxembourg: Publications Office. - 76 p. - URL: http://data.europa.eu/ doi/10.2801/841614

10. ^mmmmxwmm^m^ [Zibo

College of Education Launches New Teacher Admission

Evaluation Activities] // Zibo Normal College: web-site. -URL: http://cssr.zbnc.edu.en/info/1100/1135.htm

11.

[Implementation Rules for the Evaluation and Management of Newly Admitted Teachers at Liaodong University] //

Official website of Liaodong College: web-site. - URL: http://www.elnu.edu.cn/rsc/info/1113/1881.htm

12. ftffi^I^^^ [Plan for assessing the professional and pedagogical activities of a teacher] // ^^ ^ [Youwen]: web-site. - URL: https://www.unjs.com/ fanwenku/328182.html

5.8.7. Методология и технология профессионального образования Сведения об авторах:

Есенина Екатерина Юрьевна (г. Екатеринбург, Россия), доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», е-шай: kate604@yandex.ru

Коновалов Антон Андреевич (г. Екатеринбург, Россия), кандидат педагогических наук, директор научно-образовательного центра исследования перспектив кадрового обеспечения системы профессионального образования ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», е-шай: anton-andreevi4@mail.ru

Сатдыков Айрат Илдарович (г. Екатеринбург, Россия), старший научный сотрудник ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», е-mail: ayratishe@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.