Science for Education Today
2022. Том 12. № 6
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
УДК 377.112+316.4+331.1 DOI: 10.15293/2658-6762.2206.06
Научная статья / Research Full Article Язык статьи: русский / Article language: Russian
Подготовка, профессиональное развитие и оценка навыков педагогов профессионального образования за рубежом
А. А. Коновалов1, А. И. Сатдыков1, Е. Ю. Есенина1
1 Российский государственный профессионально-педагогический университет,
Екатеринбург, Россия
Проблема и цель. Подготовка, профессиональное развитие и оценка квалификации, профессиональной компетентности педагогов профессионального образования, выступая основой обеспечения экономики любого государства в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах, сегодня находятся на пороге нового этапа развития и требуют выбора стратегии принятия управленческих решений. В этой связи авторы статьи ставят цель - провести анализ и систематизировать зарубежный опыт подготовки, профессионального развития и оценки навыков педагогов профессионального образования разных стран (Германии, Финляндии, Китая), который может быть принят во внимание в современной России.
Методология. Теоретико-методологическую основу исследования составили теория развития профессионального и профессионально-педагогического образования, теория проектирования содержания профессионально-педагогического образования и профессионального развития педагогических кадров. В качестве основных исследовательских методов выбраны изучение и сравнительный анализ научных работ, государственных отчетов и нормативных документов, сайтов образовательных организаций трех зарубежных государств - Германии, Финляндии и Китая.
Результаты. Авторами выявлены тенденции сближения квалификаций и должностей преподавателей профессиональных дисциплин и мастеров производственного обучения. Определены существенные отличия в квалификации и навыках преподавателей и инструкторов на производстве. Отмечены такие траектории для развития квалификации педагогов, как организация обучения на производстве, методическая деятельность и т. д.
Финансирование проекта: Исследование выполнено в рамках реализации государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00104-22-01 от 08.06.2022 г. по теме «Разработка модели формирования и совершенствования навыков педагогических кадров, включая разработку методологии современной оценки профессиональной компетентности педагогических работников системы СПО на основании мониторинга образовательной сферы и рынка труда (прикладное исследование)».
Библиографическая ссылка: Коновалов А. А., Сатдыков А. И., Есенина Е. Ю. Подготовка, профессиональное развитие и оценка навыков педагогов профессионального образования за рубежом // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 6. - С. 138-164. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2206.06
Н Автор для корреспонденции: Антон Андреевич Коновалов, [email protected] © А. А. Коновалов, А. И. Сатдыков, Е. Ю. Есенина, 2022
2022. Том 12. № 6 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
Подчеркивается, что формирование навыков педагогов в целом носит постепенный и уровневый характер, набор навыков определяется конкретной должностью и задачами, связанными с профессиональной деятельностью. В анализируемых странах особое место при совершенствовании навыков педагогических работников профессионального образования уделяется стажировкам на рабочем месте, условиям для самооценки уровня квалификации.
Заключение. Сравнительный анализ процесса подготовки, профессионального развития и оценки квалификации педагогических кадров зарубежных стран позволил определить основные векторы обновления системы отечественного профессионально-педагогического образования.
Ключевые слова: подготовка педагогов профессионального образования; профессиональное развитие педагогов; навыки педагогических работников; оценка квалификации; зарубежный опыт.
Постановка проблемы
Сегодня научное и педагогическое сообщество при поддержке государственных органов сферы образования активно пытается переосмыслить существующий опыт и способы подготовки, профессионального развития и оценки квалификации, профессиональной компетентности педагогов профессионального образования и обучения. Это связано с событиями, неожиданными и требующими быстрого реагирования всего мира, в том числе и России (вынужденный временный переход системы образования на тотальный ди-стант в период пандемии, экономический кризис, политическая нестабильность). Действительно, потребность экономики любого государства в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена - одна из важнейших задач последних лет, которую невозможно решить без высококвалифицированных педагогических кадров. При этом как в российской, так и в зарубежной практике представление о содержании высокой квалификации неоднозначно.
Несмотря на существенные сложности во взаимоотношениях государств на современном этапе мирового развития, не теряется актуальность изучения позитивного опыта разных стран в целях выработки продуманных взвешенных решений на внутригосударственном уровне.
Для современной России особенно важен диалог между экономикой и образованием, развитие экосистемы, способной обеспечить трансформацию среднего профессионального образования в новом экономическом порядке, подготовка кадров для национального технологического суверенитета страны. Очевидно, что в большей степени обеспечение данного диалога ложится на плечи педагогических кадров системы профессионального образования.
Исследование Высшей школы экономики «Подготовка кадров для системы СПО: федеральные и региональные инициативы»1,
1 Крайчинская С. Б., Петров Е. Е., Романова О. А. Подготовка кадров для системы СПО: федеральные и региональные инициативы: информационный бюллетень; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа эконо-
мики». - М.: НИУ ВШЭ, 2022. - 36 с. - Сер. Мониторинг экономики образования; Т. 2 (19). DOI: https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2608-8 URL: https://www.hse.ru/data/2022/05/31/1870885475/ib_2(1 9)_2022.pdf
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
139
2022. Том 12. № 6
материалы форума Института развития профессионального образования (ИРПО)2, прошедшего 17 мая 2022 г. в Москве, деловая программа Международного Конгресса-выставки «Молодые профессионалы» в 2022 г.3, посвященная запуску и продвижению федерального проекта «Профессионалитет», первый опыт разработки и обоснования обновленной модели подготовки мастеров производственного обучения для реализации названного проекта [2] - все эти факты свидетельствуют о новом этапе в исследовании проблемы подготовки, профессионального развития, оценки и совершенствования навыков педагогических работников сферы профессионального образования. Для обоснования выбора актуальных решений авторами статьи была поставлена цель - провести анализ и систематизировать зарубежный опыт подготовки, профессионального развития и оценки навыков педагогов профессионального образования разных стран (Германии, Финляндии, Китая), который может быть принят во внимание в современной России.
Методология исследования
Теоретико-методологическую основу исследования составили теория развития профессионального и профессионально-педагогического образования (В. И. Блинов [1], П. Ф. Кубрушко, В. А. Федоров [10]), теория проектирования содержания профессионально-педагогического образования (E. Smith, K. Yasukawa [18]) и профессионального развития педагогических кадров
ISSN 2658-6762
(C. Antonietti, A. Cattaneo [12], K. B. Dille [14], Q. Gao [15]).
Правы О. Г. Маскина и В. А. Федоров, отмечающие, что учет опыта других стран в подготовке педагогов для системы профессионального образования будет способствовать развитию профессионально-педагогического образования России, актуализируя проблему содержательного наполнения подготовки рассматриваемых кадров и квалификационных требований к ним [7]. В этой связи нельзя не заметить различные подходы к трактовке результатов профессиональной подготовки педагогов.
Так, Е. А. Комарницкая [4], S. Alhanachi [11] говорят о компетенциях, как о синтезе знаний, педагогических умений и профессиональных способностей, позволяющих зафиксировать уровень профессионального развития. Американский исследователь D. C. McClelland под компетенцией понимал базовое качество личности, имеющее причинное отношение к эффективному выполнению профессиональной деятельности того или иного вида4.
Другие ученые (L. De Jong [13], A. K. Sandal [17], D. Tigelaar и др. [20]), говоря о профессиональной подготовке и развитии педагогов, употребляют термины «умение» или «навык». В рамках данной статьи мы сближаем значения терминов «навык» и «умение», учитывая эффекты, вызываемые переводом с различных языков. Умения рассматриваются как элементы компетенций, которые, в
http://sciforedu.ru
2 VI Всероссийский Форум федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования. URL: https ://forumfumo .firpo.ru/
3 XVI Международный Конгресс-выставка: Готовим
кадры для экономического роста. URL: https://tvet-congress.ru/
4 McClelland D. C. Testing for competence rather than for intelligence // American Psychologist. - 1973. - P. 1-14. URL: https://www.therapiebreve.be/documents/mcclel-land-1973.pdf
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
140
2022. Том 12. № 6
свою очередь, в определенной совокупности могут составить ту или иную квалификацию.
Формирование, оценку и совершенствование навыков можно рассматривать как систему, модель подготовки, включающие в том числе основные и дополнительные образовательные программы и процедуры оценки их результатов (A. Hoekstra, J. Kuntz, P. Newton [16]). Еще один смысл - механизмы формирования перечня необходимых навыков и механизмы совершенствования, обновления этого перечня, оценка обоснованности изменений в нем (А. А. Коновалов и А. И. Лыжин [5]; A. Salonen и A. Tapani [19]). В нашем анализе мы уделяли внимание обоим смыслам.
Также важно конкретизировать и понятие «педагогические работники». В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. № 2255 номенклатура должностей педагогических работников, которых можно отнести к работникам среднего профессионального образования, весьма обширна (преподаватели общеобразовательных дисциплин, преподаватели общего гуманитарного и социально-экономического цикла, преподаватели математического и общего естественного учебного цикла, преподаватели профессионального учебного цикла; мастера производственного обучения; социальные педагоги; педагоги-психологи; педагоги-организаторы и педагоги-организаторы, преподающие ОБЖ и допризывную подготовку; руководители физического воспитания; методисты; тьюторы). Основными же участниками процесса формирования профессиональных компетенций и квалификации выпускников системы среднего профессионального образования являются
ISSN 2658-6762
преподаватели профильных учебных дисциплин, мастера производственного обучения.
Поэтому процессу подготовки, профессиональному развитию и оценки квалификации в зарубежных странах посвящено настоящее исследование.
Результаты исследования
Система формирования, оценки и совершенствования навыков педагогических работников сферы профессионального образования Германии
Дуальная система является доминирующей в профессиональном образовании Германии. Как известно, она подразумевает организацию образовательного процесса в рамках одной профессиональной образовательной программы в профессионально-техническом училище (здесь и далее терминология употребляется с учетом буквального перевода с немецкого языка) и непосредственно на рабочем месте на предприятии, в компании. При этом прием на обучение и ответственность за него берет на себя обучающее предприятие [3]. Ориентированность на нужды малого и среднего бизнеса, перспективы промышленного развития регионов, решение проблемы трудоустройства выпускников - ведущие черты дуальной системы [6], определяющие и особенности подходов к формированию, оценке и совершенствованию навыков педагогических работников профессионального образования.
Номенклатура должностей педагогических работников Германии состоит из двух частей:
1) на предприятиях:
- организатор обучения на предприятии;
http://sciforedu.ru
5 Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руково-
дителей образовательных организаций: постановление Правительства РФ от 21 февраля 2022 г. № 225. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Docu-
ment/View/0001202202220042
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
141
Science for Education Today 2022. Том 12. № 6 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
- инструктор (мастер) на предприятии;
- преподаватель профессионального образования;
- преподаватель начального и дополнительного профессионального образования (термин «начальное профессиональное образование» соответствует российскому «профессиональное обучение»);
2) в профессионально-технических училищах:
- преподаватели профессионального училища (профессиональных дисциплин; буквальный перевод: преподаватели дисциплин, связанных с профессиональной деятельностью, и общих дисциплин);
- преподаватели профессиональной практики;
- инструкторы внутрифирменных центров профессионального образования и обучения (центров компетенций, статус которых могут получить профессионально-технические училища).
Для преподавателей профессионального образования предприятий и преподавателей профессиональных дисциплин в училищах требуется высшее педагогическое образование, как правило университетское (7-й уровень квалификации по Европейской рамке квалификаций).
Основное учебное время уделяется обучению дисциплинам, напрямую связанным с производством, а также производственной практике. Это может быть программа бакалавриата, по окончании которой требуется не менее трех лет работы по специальности. Далее можно пройти подготовку по программе магистратуры профессионально-педагогического направления, в которой второй год полностью посвящен педагогической практике.
Должность мастера производственного обучения в российской системе можно соотне-
сти отчасти с должностью преподавателя профессиональной практики, но абсолютного знака равенства поставить невозможно. Это видно прежде всего по требованиям к образованию.
Преподаватели профессиональной практики готовят студентов к практическому обучению на предприятии. Такие занятия проходят в мастерских, лабораториях, на полигонах, в учебных фирмах и офисах. Для преподавателей профессиональной практики также требуется высшее образование (бакалавриат + магистратура с обязательной стажировкой на производстве, а затем курсы подготовки преподавателей с педагогической практикой). Однако преподавателями профессиональной практики могут стать и сертифицированные техники или мастера ремесел после обучения по дополнительной профессиональной программе педагогического профиля, что приравнивается к высшему образованию и 7-му уровню квалификации. (Сертифицированные техники - в российской терминологии это специалисты среднего звена с опытом работы по специальности не менее 5 лет. Мастера ремесел - так называют в Германии индивидуальных предпринимателей либо владельцев малого (часто семейного) бизнеса (пекарня, кафе, парикмахерская и т. д.). Мастером становятся при наличии профильного профессионального образования по профессии с опытом не менее 5 лет и сертификатом о сдаче экзамена по программе подготовки инструкторов на предприятии (AEVO). Этот сертификат дает право предпринимателю брать к себе на работу учеников. Если человек проходит обучение по более длительной дополнительной профессиональной программе (аналог программы профессиональной переподготовки в России), он может претендовать на должность преподавателя профессиональной практики в профессионально-техническом училище. )
Science for Education Today 2022. Том 12. № 6 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
В зависимости от траектории преподаватель может быть готов к преподаванию одной или двух и более смежных дисциплин.
По итогам обучения при устройстве на работу для всех категорий преподавателей устанавливается испытательный срок (референты) на 12-24 месяцев, в течение которого им оказывается методическая, дидактическая помощь.
Профессионально-педагогическое становление преподавателя в системе профессионального образования Германии можно представить в виде схемы (рис. 1).
При дальнейшем профессиональном развитии преподаватели профессионально-технических училищ могут выбирать для обучения различные программы повышения квалификации, например с упором на цифровые навыки, предпринимательство и т. д., в зависимости от потребностей своей образовательной организации, образовательных программ, в реализации которых они принимают участие.
Рис. 1. Система профессионально-педагогического образования для преподавателей в Германии Fig. 1. The vocational education's system for teachers in Germany
Science for Education Today
2022. Том 12. № 6
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
Для инструкторов (мастеров) на производстве предусмотрены иные траектории.
В соответствии с Законом о профессиональном образовании 2005 г.6, чтобы стать мастером, гражданин должен:
1) быть не моложе 24 лет;
2) иметь соответствующую квалификацию профессионально-технического образования не ниже 4-го уровня квалификации по Европейской рамке квалификаций;
3) иметь достаточный соответствующий профессиональный опыт (как правило, 5 лет) и знания в профессиональной области;
4) обладать педагогическими знаниями в соответствии с требованиями «Директивы об инструкторах» (АшЫЫег-Е1§пип§8уегогёпип§, AEVO), подтвержденными экзаменом, проводимым по правилам независимой оценки квалификации. После него инструкторы имеют право входить в состав экзаменационных комиссий для обучающихся других предприятий отрасли и профессионально-технических училищ (все экзамены в Германии проходят в формате независимой оценки квалификации). Такая подготовка приравнивается также к высшему образованию, но 6-го уровня квалификации.
В дальнейшем для оказания помощи инструкторам (мастерам) на производстве в приобретении необходимых профессионально-педагогических навыков организуются начальные учебные курсы в различных форматах (курсы по вопросам посещаемости, заочного обучения или смешанных форм обучения).
Дополнительное профессиональное образование носит добровольный рыночный характер (платные вариативные программы,
6 Vocational Education and Training Act (BMJV, 2005). URL: http://www.ilo.org/dyn/natlex/docs/ELEC-
TRONIC/26096/98456/F1722740678/BBiG.pdf
конкурирующие между собой; выбор программы определяется решением образовательных организаций или предприятий и самих педагогов). Эти программы минимально регулируются государством, на государственном уровне заданы только рамочные требования (например, «Директива об инструкторах» представляет собой общие требования к результатам обучения и принципы их оценивания).
Дополнительные профессиональные программы реализуются торгово-промышленными палатами, частными образовательными центрами или компаниями. Форма обучения (очная, дистанционная, заочная) определяется целями-результатами, которые задаются программой.
Обычно программы, основанные на «Директиве об инструкторах» содержат четыре части (модуля): нормативно-правовая часть; часть, посвященная разработке учебных программ и занятий; часть, посвященная методике преподавания и основам психолого-педагогических знаний; часть, посвященная оценке результатов обучения.
С 2009 г. существуют две новые квалификации инструкторов, помимо AEVO, которые также реализуются в системе дополнительного профессионального образования, но не являются обязательными, однако дают возможность повысить уровень квалификации до 7-го. Это дипломированный профессиональный педагог начального и дополнительного профессионального образования (начальной и непрерывной подготовки) (Geprüfter Aus- und Weiterbildungspädagoge, AWP) и сертифицированный профессиональный педагог - организатор обучения на предприятии (Geprüfter Berufspädagoge / Geprüfte Berufspädagogin,
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
144
2022. Том 12. № 6
ВР). Последний имеет квалификацию, включающую профессиональные навыки в образовании и управлении, что, в свою очередь, дает право мастерам производственного обучения (инструкторам) брать на себя дополнительные задачи, такие как поиск и отбор учеников или управление обучением на предприятии, он-лайн-наставничество, разработка учебных материалов, умение определять навыки стажеров и лидерские навыки, необходимые предприятию'.
Перечень навыков, необходимых педагогическим работникам профессионального образования Германии, складывается на основе декомпозиции задач их деятельности. Это методические, организационные и собственно образовательные задачи8. Для осуществления методических задач необходимы следующие навыки:
- организация учебной (учебно-производственной) деятельности обучающихся;
- создание условий для учебной мотивации;
- использование методов обучения на рабочем месте либо в модельных условиях;
- объяснение технологических и организационных процессов предприятия (компании);
- организация обратной связи и оценивания промежуточных и итоговых результатов обучения.
Для осуществления организационных задач необходимы навыки:
- участие в приеме обучающихся, в разработке оценочных средств и процедур, образовательных программ;
ISSN 2658-6762
- организация взаимодействия с родителями обучающихся;
- организация взаимодействия с торгово-промышленными палатами, агентством по трудоустройству;
- оказание методической помощи, консультирование предприятий и компаний по вопросам обучения.
Для осуществления образовательных задач необходимы следующие навыки:
- создание условий для личностного развития обучающихся;
- консультирование по вопросам охраны здоровья в профессиональной деятельности;
- использование методов развития ответственности и самостоятельности в учебной и профессиональной деятельности;
- развитие профессиональной этики;
- развитие конструктивного отношения к критике и собственного критического мышления;
- развитие клиентоориентированности в профессиональной деятельности.
Сквозными навыками являются ведение деятельности в рамках нормативного правого поля в сфере труда и профессионального образования, в последнее время - использование цифровых средств в обучении и в профессиональной деятельности.
Оценка квалификации, навыков педагогических работников профессионального образования Германии как для преподавателей, так и для инструкторов на производстве построена на принципах независимости и объективности. Это означает, что процедура оценивания организуется и проводится комиссией, которая состоит из официально сертифициро-
http://sciforedu.ru
7 Vocational education and training in Germany: short de- 8 BIBB - FIRO Workshop Topic: Institutionalisation and
scription. 2020. - Luxembourg: Publications Office of Legislation of VET. - Bonn, 05 March 2015.
the European Union. - 82 p. URL: http://data.eu-
ropa.eu/doi/10.2801/329932_
© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены
2022. Том 12. № 6
ванных (дипломированных) экспертов, которые не принимали участия в образовательном процессе. Оценка проводится на основе специально разработанных заданий по диагно-стичным критериям, исключающим ее субъективность. Ориентиром для разработки критериев являются соответствующие документы (программы педагогической магистратуры, «Директива об инструкторах»). Предусмотрен теоретический этап (как правило, тестирование для инструкторов либо устные/письменные экзамены для преподавателей) и практический этап - открытый урок (занятие), иногда в модельных условиях с последующим его обсуждением (анализом). Поскольку педагогическое образование в Германии получают только уже дипломированные работники с опытом по профессии, специальности, вопрос об оценивании квалификации по профессии, специальности снимается. Оценивается только наличие педагогической квалификации. Кроме этого, как уже отмечалось, для преподавателей предусмотрен испытательный срок до двух лет с оказанием методической и педагогической помощи. Для инструкторов предусмотрена аналогичная поддержка от BIBB, методических служб федеральных земель и ремесленных, торгово-промышленных палат.
Оценка квалификации преподавателей организуется на базе педагогических университетов, оценка квалификации инструкторов -на базе ремесленных и торгово-промышленных палат.
Федеральные земли сотрудничают с федеральным правительством Германии в разработке инициатив по совершенствованию
ISSN 2658-6762
навыков педагогов в области цифровых технологий и соответствующему обновлению концепций преподавания, например «Инициатива по повышению качества подготовки препода-вателей»9. Ведущую координирующую, аналитическую и методическую роль в этой работе играет Федеральный институт профессионального образования Германии (BIBB), в котором создано специальное подразделение для мониторинга изменений на производствах разных отраслей и перевода новых производственных требований к работникам на язык образовательных программ. Параллельно в этом же подразделении разрабатываются предложения по подготовке программ повышения квалификации педагогов профессионального образования либо внесения изменений в основные образовательные программы высшего профессионально-педагогического образования.
Это научные исследования опережающего характера. Например, исследовательский проект «Требования к профессионализму педагогических кадров при переходе из школы на рабочее место». Цель исследования - определить умения, необходимые для целенаправленной педагогической деятельности в процессе переходного периода обучающихся (выпускников).
Еще один проект в рамках общефедеральной инициативы, захватывающей все уровни образования, - внедрение новой квалификации для педагогических работников, связанной с навыками в области медиа и цифровых технологий10. Для конкретизации требований к навыкам педагогов профессиональ-
http://sciforedu.ru
9 Vocational education and training in Germany: short description. 2020. - Luxembourg: Publications Office of
the European Union. - 82 p. URL: http://data.eu-ropa.eu/doi/10.2801/329932
10 Germany: digital change Q 4.0 initiative: qualifying teachers and trainers for the digitalised world of VET // CEDEFOP: European Center for the Development of Vocational Training. URL: https://www.cedefop.eu-
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
146
Science for Education Today
2022. Том 12. № 6
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
ного образования BIBB провел ряд исследований на производствах ведущих компаний с целью определения характера изменений в связи с цифровой трансформацией. Эти исследования стали основой формирования предложений по изменению программы подготовки педагогов и разработки учебных тренажеров и симуляторов, использованию уже имеющихся цифровых средств обучения.
На базе BIBB создан интернет-портал Foraus. Он содержит методические рекомендации и разработки, которые позволяют преподавателям, инструкторам общаться друг с другом, обмениваться опытом, получать консультации от методистов института. Эксперты института готовят тьюторов (мультипликаторов) для федеральных земель.
В федеральных землях существуют методические службы, которые осуществляют также консультационную деятельность, собирают информацию о провайдерах и их программах, о потребностях в обучении педагогов от профессиональных училищ. Для предприятий аналогичной деятельностью занимаются торгово-промышленные и ремесленные палаты.
Система формирования, оценки и совершенствования навыков педагогических работников сферы профессионального образования Финляндии
Профессиональное образование и обучение Финляндии предназначено как для молодых людей, не имеющих полного среднего образования, как правило несовершеннолетних, так и для взрослых, уже работающих. Для несовершеннолетних образовательный процесс организуется в учебных заведениях, колледжах. Программа обязательно включает в
ropa.eu/en/news/germany-digital-change-q-40-initia-
tive-qualifying-teachers-and-trainers-digitalised-world-
vet
себя обучение на рабочем месте, которое должен обеспечить колледж. Для взрослых обучение проходит в форме ученичества, т. е. по дуальной модели обучения.
Это связано с тем, что финские предприятия законодательно не могут взять на себя ответственность за обучение несовершеннолетних, как это определено законами Германии. Но тенденция на обеспечение полноценного обучения на рабочем месте в системе профессионального образования Финляндии укрепляется с каждым годом. В последнее время Правительством страны закреплено требование обязательного партнерства колледжа и предприятий (компаний), от выполнения этого требования зависит степень финансирования государства той или иной образовательной организации.
Таким образом, в Финляндии, как и в Германии, существует требование серьезной профильной профессиональной подготовки, наряду с педагогической, по отношению к педагогическим работникам профессионального образования страны.
В Финляндии законодательно разделены преподаватели профессионального образования и инструкторы на предприятиях.
Инструкторы сопровождают студентов во время практического обучения на рабочем месте в рамках программ профессионально-технических учебных заведений, а также взрослых в рамках программ ученичества на предприятии.
Обычно инструкторы - это наиболее опытные работники предприятий и компаний, квалифицированные рабочие. У них есть документ (диплом, свидетельство) об освоении программы профессионального обучения или
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
147
2022. Том 12. № 6
профессионального образования, но нет педагогической квалификации11.
Профессионально-педагогическое образование в стране является престижным и популярным во многом в силу гибкости образовательных траекторий.
Возраст тех, кто решает стать педагогом в системе профессионально-технического образования в среднем старше, чем тех, кто выбирает другие профессии, требующие педагогического образования (школьного учителя, например). Это объясняется тем, что кандидаты должны иметь опыт работы в своей отрасли.
Как и в Германии, преподаватели финских профессионально-технических учебных заведений должны иметь соответствующий диплом о высшем образовании в своей профессиональной сфере либо официально подтвержденную через систему демонстрационных экзаменов (процедура независимой оценки квалификации) самую высокую квалификацию в определенном секторе экономики, что приравнивается к высшему образованию.
Далеко не всегда преподаватели с университетским дипломом имеют достаточный практический опыт работы на предприятии. В некоторых областях в настоящее время можно получить требуемую квалификацию, пройдя специализированную профессиональную подготовку, которая обеспечивает солидную компетентность в соответствующей области.
ISSN 2658-6762
Педагогическое образование преподаватели профессионально-технических учебных заведений получают в одном из профессионально-технических университетов прикладных наук или в профессионально-педагогическом колледже. В участии профессионально-педагогических колледжей в подготовке педагогов профессионального образования есть некоторая схожесть с российской системой, обучение педагогов в университетах прикладных наук, где есть педагогические факультеты, роднит финскую систему с российской советского периода.
Педагогические учебные заведения пользуются широкой автономией в принятии решений относительно своих учебных программ и программ подготовки. Законодательство устанавливает квалификационные требования только на общем уровне12.
Так, например, современная образовательная программа профессионально-педагогического образования в Финляндии предлагает пять обучающих модулей: педагогика (1); профессиональная педагогика (2); повышение квалификации в профессиональной педагогике (3); практическая подготовка педагогов (4); развитие педагогической экспертизы (5)13.
Возможные траектории процесса профессионально-педагогической подготовки кадров для системы профессионального образования Финляндии представлены на схеме (рис. 2).
http://sciforedu.ru
11 Есенина Е. Ю., Факторович А. А. Международное
сотрудничество в сфере профессионального образования: Россия-Германия. Россия-Финляндия. - М.: ФИРО, 2014. URL:
https://firo.ranepa.ru/files/docs/spo/publikacii/mejdu-nar_sotr_v_sfere_prof_obr.pdf
12 Vocational education and training in Finland: short description. 2019. - Luxembourg: Publications Office. - 76 p. URL: http://data.europa.eu/doi/10.2801/841614
13 Professional Teacher Education // Studyinfo.fi. URL: https://study-
info.fi/app/#!/korkeakoulu/1.2.246.562.17.85600052956
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
148
2022. Том 12. № 6
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
Рис. 2. Профессионально-педагогическая подготовка кадров для системы профессионального
образования Финляндии
Прим.: ECTS - зачетные единицы.
Fig. 2. Vocational and pedagogical training for the Finnish vocational education system Note: ECTS- credits
Преподаватели профессионально-технических учебных заведений пользуются значительной автономией в вопросах непрерывного профессионального развития. Однако обязанность проходить повышение квалификации раз в пять лет определена как на законодательном уровне, так и в коллективных соглашениях, заключаемых между Профсоюзом работников образования Финляндии и организациями работодателей. В большинстве случаев
программы дополнительного профессионального образования являются бесплатными, и преподаватели получают полную заработную плату в период их обучения с отрывом от работы. Содержание обучения определяется отдельными работодателями и самими препода-вателями14.
Проектирование гибких индивидуальных траекторий обеспечено модульной структурой программ.
14 Vocational education and training in Finland: short description. 2019. - Luxembourg: Publications Office. -
76 p. URL: http://data.europa.eu/doi/10.2801/841614_
© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены
2022. Том 12. № 6
Стажировки на предприятиях и в других организациях - важная часть дополнительного профессионального образования преподавателей. Главная цель - предоставить им возможность обновить свои профессиональные умения и совершенствовать профессионально значимые компетенции в компаниях и профессиональных сообществах по профилю своей профессионально-педагогической деятельности. Преподаватели самостоятельно знакомятся с процессами, технологиями, оборудованием и материалами, использующимися на рабочих местах. Ключевой подход - обучение на рабочем месте, период которого включен в 25 зачетных единиц, предусмотренных для обязательных дополнительных профессиональных программ.
Национальное управление образованием Финляндии разработало документ «Требования к дополнительному профессиональному образованию в сфере профессиональных компетенций преподавателей» (25 зачетных единиц). Содержание четырех модулей, которые могут изучаться в любом порядке, дают возможность понять, какие навыки педагогических кадров Финляндии считаются важными в настоящее время:
- практико-ориентированное профессиональное образование и обучение (6 зачетных единиц);
- оценка результатов обучения (6 зачетных единиц; период стажировки преподавателей связан с этим модулем);
- технологии профессиональной деятельности (6 зачетных единиц);
- развитие отрасли и предпринимательства (7 зачетных единиц).
ISSN 2658-6762
В соответствии с «Требованиями к дополнительному профессиональному образованию» период стажировки должен длиться как минимум два месяца и включать целенаправленное обучение под руководством, включенное в реальную профессиональную деятельность.
В сотрудничестве с представителями предприятий преподаватель разрабатывает свою практико-ориентированную программу обучения на стажировке, включая организацию и проведение обучения студентов на рабочем месте15.
Мотивация в непрерывном образовании педагогических кадров в Финляндии основана на формируемой потребности обновления собственных компетенций, способом фиксации уровня развития которых выступает демонстрационный экзамен [8].
Как и в Германии, в Финляндии на государственном уровне определены требования к инструкторам на производстве. Национальное управление образования Финляндии (научно-исследовательский институт, аналог немецкого BIBB) разработало инструкцию по подготовке инструкторов и требования к реализации производственного обучения. В требования входят четыре области компетенций: планирование производственного обучения, пробной квалификационной работы и квалификационных экзаменов; работа со студентом и оценка его успеваемости; текущая оценка знаний и умений студента; повышение собственной квалификации и компетенции в качестве инструктора. Одна из центральных задач - мотивация студента. Необходимо создать позитивную атмосферу обучения, обеспечить руководство работой студента при его
http://sciforedu.ru
15 Есенина Е. Ю., Факторович А. А. Международное сотрудничество в сфере профессионального образования: Россия-Германия. Россия-Финляндия. - М.:
ФИРО, 2014. URL:
https://firo.ranepa.ru/files/docs/spo/publikacii/mejdu-
nar_sotr_v_sfere_prof_obr.pdf
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
150
Science for Education Today 2022. Том 12. № 6 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
относительной самостоятельности, при необходимости - оказать помощь, создать условия для безопасности и высокого качества образовательной среды на рабочем месте.
Оценка квалификации педагогических работников профессионального образования, как уже отмечалось, осуществляется через процедуру демонстрационного экзамена. Общий алгоритм такого экзамена для оценки любой квалификации состоит из двух этапов:
1) собеседование с независимой экспертной комиссией, в процессе которого проверяется теоретическая подготовленность экзаменуемого;
2) выполнение комплексного практического задания в реальных или модельных условиях, которое оценивается по заранее известным критериям также независимой экспертной комиссией. Для педагогов это проведение открытого урока (занятия).
Демонстрационный экзамен проходит не сразу после освоения образовательной программы, а по истечении определенного срока (от полугода до года) профессиональной деятельности. В течение этого срока работник считается стажером, ему оказывается необходимая помощь, он еще не несет в полной мере ответственности за результаты своей деятельности. Ответственность лежит на его наставнике.
Развитие профессионального образования Финляндии базируется на общегосударственном долгосрочном количественном прогнозировании потребностей в рабочей силе и ее образовании, а также на качественном прогнозировании потребностей в навыках и компетенциях педагогических работников.
Результатом совместной деятельности статистической службы Финляндии, Министерства образования и культуры и Национального управления образования является обзор, посвященный навыкам преподавателей
на всех уровнях образования, а также инструкторов на производстве. Обзор выходит каждые 2-3 года. Осуществляется рассылка обзора по образовательным организациям всех уровней образования.
Такие обзоры, наряду со статистикой по другим уровням образования, вбирают в себя статистику о квалификациях директоров и преподавателей учебных заведений профессионального образования и образования взрослых, их гендерный и возрастной состав, примеры должностных обязанностей в сравнении по регионам страны. Также в обзоре представляется статистика о педагогическом образовании, дополнительном образовании и повышении квалификации преподавателей, в том числе стажировках. Обзор является ориентиром в приоритетных навыках и возможностях их освоения, помогает планировать профессиональное развитие педагогов профессионального образования и инструкторов на производстве.
Национальное управление образования Финляндии готовит и обновляет методические материалы по вопросам критериев оценки качества повышения квалификации на рабочем месте, сетевого взаимодействия, обмена опытом для инструкторов; карту компетенций инструкторов; руководства по организации стажировок преподавателей профессионального образования и повышения квалификации инструкторов.
Система формирования, оценки и совершенствования навыков педагогических работников сферы профессионального образования Китая
Профессиональное образование Китая нацелено на осуществление стратегического курса на развитие науки, техники и просвещения во имя процветания родины, повышения культурного уровня трудящихся, содействия
2022. Том 12. № 6
социалистической модернизации страны - говорится в Законе Китайской Народной Республики о профессиональном образовании (вступил в силу 01 сентября 1996 г.)16.
Реформы системы профессионального образования Китая последних лет направлены на изменение роли преподавателей (от инструктора по профессии к фасилитатору и советчику, помогающему студентам развивать ключевые компетенции, обеспечивающие способность гибко реагировать на внешние вызовы), совершенствование лидерских компетенций руководителей и повышение качества профессионального образования в целом.
Главное направление совершенствования системы профессионального образования, инициированное правительством страны, -это повышение квалификации преподавателей профессионального образования, в том числе и через обучение на предприятиях. Можно сказать, что это решение сближает государственную политику Китая и России. В нашей стране в последнее время также стали уделять значительное внимание именно профильной профессиональной подготовке педагогов среднего профессионального образования, в особенности мастеров производственного обучения, организации стажировок на предприятиях для них.
Полного аналога должности мастера производственного обучения в современном
ISSN 2658-6762
Китае нет. В практической части обучения по профессиональным образовательным программам участвуют преподаватели профессионального образования и инструкторы, наставники на производстве.
Согласно закону о преподавателях (вступил в силу 01 января 1994 г.) квалификацию преподавателя может получить гражданин Китая, горячо любящий дело образования, имеющий склонность к ведению воспитательной и педагогической деятельности, а также обладающий высокими идеологическими и нравственными качествами. Кроме того, данная квалификация должна подтверждаться путем сдачи соответствующего государственного квалификационного экзамена17.
К педагогам профессионального образования Китая предъявляется требование к опыту работы по специальности на производстве (от 3-х лет) [2, с. 112]. В этой связи вполне логичен призыв Госсовета Китая к интеграции производства и образования в формате совместной работы над составлением планов обучения, всестороннего и углубленного сотруд-18
ничества .
Профессионально-педагогическое образование преподаватели получают в высших учебных заведениях по программам уровня магистратуры.
http://sciforedu.ru
16 Закон Китайской Народной Республики о профессиональном образовании (принят 15 мая 1996 года на 19-м заседании Постоянного комитета ВСНП 8-го созыва; опубликован 15 мая 1996 года Указом Председателя Китайской Народной Республики; вступил в силу 01 сентября 1996 года) // Законы об образовании в Китайской народной республике. - Санкт-Петербург, 2019. - 103 с. URL: https://spbu.ru/sites/de-fault/files/zakon_ob_obrazovanii_v_kitayskoy_narod-noy_respublike_rus.pdf
17 Закон Китайской народной республики о преподава-
телях (принят 31 октября 1993 года на 4-м заседании
Постоянного комитета 8-й сессии съезда ВСНП 8-го созыва; опубликован 31 октября 1993 года Указом Председателя Китайской Народной Республики; вступил в силу 01 января 1994 года) // Законы об образовании в Китайской Народной Республике. -Санкт-Петербург, 2019. - 103 с. URL: https://spbu.ru/sites/default/files/zakon_ob_obra-zovanii_v_kitayskoy_narodnoy_respublike_rus.pdf 18 State Council encourages vocational education reform // The State Council. The People's Republic of China. URL: http ://english.www.gov. cn/policies/latest_re-leases/2019/02/13/content 281476520067560.htm
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
152
Science for Education Today
2022. Том 12. № 6
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
В течение первых пяти лет работы в образовательной организации каждый педагогический работник должен пройти не менее 360 часов дополнительного обучения, обеспечивающего непрерывное профессиональное разви-
19
тие
Говоря о повышении квалификации педагогов системы профессионального образования Китая, отметим, что данная деятельность ведется согласно совместным планам, составляемым отделами образования народных правительств всех ступеней и руководством учебных заведений. В реализации программ повышения квалификации педагогов участвуют как педагогические, так и исследовательские университеты. Исследование тенденций развития педагогического образования, проведенное Л. Д. Пановой и Мэнчжу Ван, позволяет говорить о том, что повышение квалификации педагогических кадров осуществляется «во взаимодействии курсов повышения квалификации, мероприятий на базе учебного заведения и самообразования педагогов» [9, с. 125]. Среди мероприятий на базе образовательной организации представляется интересным опыт создания учебно-исследовательских групп для наблюдения и оценки учебных занятий.
В отличие от многих других стран китайские колледжи должны разрабатывать профессиональные образовательные программы самостоятельно. Требуется значительная подготовка, чтобы разработать новую программу,
19 Liang X., Kidwai H., Zhang M. How Shanghai Does It: Insights and Lessons from the Highest Ranking Education System in the World. Washington: World Bank Grour, 2016. - 181 p. URL: http ://www.iberchina. org/files/2017/shanghai_educa-tion.pdf
20 Закон Китайской Народной Республики о преподавателях (принят 31 октября 1993 года на 4-м заседании Постоянного комитета 8-й сессии съезда ВСНП
отвечающую потребностям китайской экономики. Чтобы подготовить преподавателей к такой работе, необходимы новые модульные программы повышения квалификации.
Содержание модулей направлено на формирование прикладных дидактических умений в четырех областях:
- организация обучения по конкретным профессиональным областям;
- управление качеством образовательного процесса в профессиональном образовании и обучении на рабочем месте;
- дидактика профессионального образования при обучении по дисциплинам;
- оценка результатов обучения и качества образовательных программ.
Программы дополнительного профессионального образования преподавателей основаны на семинарских занятиях, которые чередуются с самостоятельной командной работой преподавателей в своей образовательной организации в целях внедрения полученных умений и знаний на практике. В периоды такого командного взаимодействия преподаватели должны разработать собственные учебные планы и методики.
Дополнительно преподаватели посещают занятия друг друга (своих коллег) и обсуждают методы и подходы работы после занятий. Такие программы повышения квалификации могут проходить длительное время - до двух лет.
В законе о преподавателях20 отдельная глава посвящена процедуре аттестации уровня
8-го созыва; опубликован 31 октября 1993 года Указом Председателя Китайской Народной Республики; вступил в силу 01 января 1994 года) // Законы об образовании в Китайской Народной Республике. -Санкт-Петербург, 2019. - 103 с. URL: https://spbu.ru/sites/default/files/zakon_ob_obra-zovanii_v_kitayskoy_narodnoy_respublike_rus.pdf
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
153
Science for Education Today 2022. Том 12. № 6 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
политического мышления и профессиональной подготовки, отношения к работе и результатам труда у педагогических кадров системы профессионального образования.
Так, для получения (подтверждения) сертификата на преподавание в системе образования Китая все претенденты должны сдавать письменный и устный экзамен, а также тест на знание официального диалекта китайского языка (тест путунхуа). Письменный экзамен включает в себя тесты по педагогике, в том числе методике преподавания дисци-плин21. Устный экзамен в формате интервью включает структурированный протокол-интервью и симуляцию «сцены обучения», а именно:
- составление плана занятия;
- профессиональный обзор специальности, которую намереваются преподавать;
- проведение пробного занятия в соответствии с подготовленным планом;
- ответы на вопросы экзаменатора по со-
22
держанию предыдущих этапов22.
В октябре 2021 г. Министром образования Китая было анонсировано повышение тре-
бований к педагогическим кадрам и, как следствие, установление процедуры оценки по проверке уровня профессиональной квалифи-кации23. В опубликованном для обсуждения
24
проекте нового закона о преподавателях24 отмечается, что разработка стандартов и регламентов такой оценки ложится на плечи самих образовательных организаций, при этом оценке, наряду с уровнем профессиональных способностей и результатами педагогической деятельности, подлежат идеологические, политические и моральные качества педагогов, а также их психическое здоровье.
Анализ локальных документов профессиональных организаций Китая25, 26 позволяет сделать следующие выводы: оценка включает экспертную и самооценку педагога, экзамен по профессиональной подготовке, проверку нравственных качеств (педагогической этики и стиля, основных норм преподавания и т. д.) и оценки со стороны работодателя. Отдельно, пожалуй, стоит пояснить, что оценка нравственности сама по себе также является многосторонней, в ней задействована специальная
21 Liang X., Kidwai H., Zhang M. How Shanghai Does It: Insights and Lessons from the HighestRanking Education System in the World. Washington: World Bank Grour, 2016. - 181 p. URL: http ://www.iberchina. org/files/2017/shanghai_educa-tion.pdf
22 [Какая квалификация нужна, чтобы работать учителем в техникуме?] // Youtu.com: web-site. URL: http://www.ccutu.com/302905.html
23 China considers raising qualifications for teachers // The State Council. The People's Republic of China: official web-site. URL: http://english.www.gov.cn/statecoun-cil/ministries/202110/21/con-
tent WS61714aafc6d0df57f98e39c2.html
)
( Я^ЖШга ) » [Объявление
Министерства образования об общественном обсуждении «Закона Китайской Народной Республики об учителях (пересмотренный проект) (проект для комментариев)»] // The State Council. The People's Republic of China: official web-site. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2021-11/29/con-tent_5654845.htm
25 ШШШ&ШАттт^Ш^ [Педагогический колледж Цзыбо запускает новые мероприятия по оценке допуска учителей] // Zibo Normal College: web-site. URL: http://cssr.zbnc.edu.cn/info/1100/1135.htm
26 кжтшАтт^шшттшт} [Правила
реализации для оценки и управления вновь принятыми учителями в Ляодунском университете] // Официальный сайт Ляодунского колледжа: сайт. URL: http://www.elnu.edu.cn/rsc/info/1113/1881.htm
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
154
2022. Том 12. № 6
оценочная комиссия, а также учитывается общественное мнение студентов и преподавате-
"27
лей .
По итогам данной всесторонней оценки готовится отчет по следующим критериям: педагогический дизайн, эффективность (результативность) обучения, профессиональные качества, оценочная деятельность, также в отчете указываются проблемы и недостатки и даются рекомендации по их устранению.
ISSN 2658-6762
При приеме на работу в качестве преподавателя установлена процедура предварительной подготовки и последующей оценки. Так, предварительная подготовка включает в себя проведение пробных занятий и ассистирование, политическое и идеологическое обучение, изучение истории образовательной организации, карьерные возможности и т. д.
Общая схема аттестации педагогических кадров системы профессионального образования Китая представлена ниже (рис. 3).
http://sciforedu.ru
Рис. 3. Процедура аттестации педагогических кадров системы профессионального образования Китая Fig. 3. The procedure for certification of teaching staff of China's vocational education system
В целях обновления перечня необходимых навыков педагогических работников проводятся исследования на государственном и региональном уровнях. В частности, на государственном уровне такой анализ проводит Институт профессионального и непрерывного (дополнительного) образования Китая.
Существуют позитивные практики взаимодействия образовательных организаций и
работодателей по разработке модулей образовательных программ профессионального образования опережающего характера. При этом параллельно происходит и повышение квалификации преподавателей профессионального образования и инструкторов на производстве. Это повышение квалификации обеспечивают участники взаимодействия самостоятельно.
27 ШШШ^Х^^Ш^Ш [План оценки профессио- Ä И [Youwen]: web-site. URL:
нально-педагогической деятельности педагога] // it http^/wwrnjís.c^fa^rfmmsm.htal
© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены
2022. Том 12. № 6
Заслуживает внимания положительный опыт совместной работы по подготовке кадров для рынка труда, который сегодня демонстрируют Шэньчжэньский политехнический институт и 1Т-компания «HUAWEI»28. Благодаря совместным усилиям организациям удалось создать систему сертифицированного профессионального обучения по формуле «1 + X», суть которой заключается в том, что по итогам освоения образовательной программы профессионального образования, помимо диплома о профессиональном образовании («1»), выпускник получает один или несколько сертификатов («Х»), свидетельствующих о прохождении передовых обучающих модулей, не успевших войти в образовательную программу, но уже востребованных в отраслевом производстве. Реализация данной системы обеспечивается как производственными кадрами, так и педагогическим путем совместного обогащения: производственники получают педагогическое консультирование, педагоги - отраслевой опыт.
Правительство и Министерство образования Китая одобряют и поддерживают такие инициативы.
Заключение
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы об общих тенденциях по формированию, оценке и совершенствованию навыков педагогических работников сферы профессионального образования в анализируемых зарубежных странах, которые учитывать при принятии решений о дальнейшем развитии профессионально-педагогического образования в современной России.
ISSN 2658-6762
1. Требования к навыкам педагогических работников профессионального образования основаны на документах государственной политики и стратегии развития профессионального образования в странах. Общим является цель по обеспечению высококвалифицированными кадрами экономики стран, вследствие чего предъявляются высокие требования к навыкам и квалификации педагогических кадров - наличие образования и квалификации в профильной профессиональной деятельности, опыта работы от 3 до 5 лет как основы для получения высшего профессионально-педагогического образования. При этом допускаются траектории получения опыта профессиональной деятельности и дополнительного профессионального образования как равные уровням высшего образования. Для начинающих педагогов предусматриваются периоды испытательного срока с обеспечением помощи со стороны более опытных педагогов. В целом формирование навыков педагогов носит постепенный и уровневый характер, набор навыков определяется конкретной должностью и задачами, связанными с профессиональной деятельности.
2. Надо отметить, что требование первоначальной профильной профессиональной квалификации и возможность разных траекторий получения профессионально-педагогического образования в анализируемых странах, существенно влияет на мотивацию педагогов оставаться в этой профессии. За педагогическим образованием приходят уже профессионалы своего дела, их выбор носит осознанный характер. Но требуется дополнительное изучение причин такого выбора, в чем эти работники видят преимущества.
http://sciforedu.ru
28 Shenzhen Polytechnic: Integrating Industry Practice and Education // HUAWEI: web-site. URL:
https://e.huawei.com/fr/publications/global/ict_in-sights/ict32-talent-ecosystem/talent-standards/shenzhen
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
156
Science for Education Today 2022. Том 12. № 6 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
3. Наблюдается тенденция к сближению и объединению квалификаций и должностей преподавателей профессиональных дисциплин и мастеров производственного обучения (в российской терминологии). Существенные отличия в квалификации и навыках существуют между преподавателями и инструкторами на производстве. При этом инструкторы на производстве также считаются педагогическими работниками, к ним предъявляются требования наличия педагогической подготовки в системе дополнительного профессионального образования, закрепленные на законодательном уровне.
4. Базовыми навыками для всех категорий педагогических работников профессионального образования являются навыки по четырем группам (областям, модулям): организация образовательного процесса, включая развитие учебной мотивации, ответственности и самостоятельности обучающихся; организация текущего и итогового оценивания результатов обучения; владение технологиями и оборудованием профильной профессиональной деятельности и методами обучения на рабочем месте; владение методами и приемами коммуникации с обучающимися, коллегами, родителями, различными организациями-партнерами. Сквозными навыками являются навыки в нормативно-правовой и цифровой областях.
5. Существуют траектории для развития квалификации педагогов «по горизонтали»: организация обучения на производстве, методическая деятельность и т. д. Они требуют дополнительной подготовки в системе дополнительного профессионального образования и опыта работы.
6. В совершенствовании навыков педагогических работников профессионального образования особое место уделяется стажировкам на рабочем месте с целью постоянного
обновления навыков в соответствии с развитием производственных технологий и оборудования. Также уделяется внимание условиям для самооценки уровня квалификации педагогами и самостоятельного планирования непрерывного профессионального развития.
7. Оценка навыков педагогических работников проводится на уровне образовательных организаций, где подразумевается создание условий, поддержка педагогического развития, особенно для малоопытных, начинающих педагогов. На уровне государства - в формате независимой оценки квалификации, при этом процедура оценивания предполагает два этапа - теоретический и практический.
8. В целях создания условий своевременного и опережающего совершенствования навыков педагогических работников в анализируемых странах существуют отдельные научно-исследовательские организации в сфере профессионального образования на федеральном и региональном уровнях, которые проводят исследования изменений производств и, как следствие, изменений в навыках и программах подготовки педагогов.
В итоге, сравнительный анализ процесса подготовки, профессионального развития и оценки квалификации педагогических кадров зарубежных стран позволяет определить основные векторы обновления системы отечественного профессионально-педагогического образования:
- внедрение в образовательный процесс подготовки кадров для системы профессионального образования принципов дуального обучения, активное взаимодействие с производственным сектором, формирование экосистемы профессионального образования;
- совершенствование системы наставничества для молодых педагогических кадров, интенсификация стажировочных программ
2022. Том 12. № 6
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
повышения квалификации, в том числе по индивидуальным траекториям;
кации преподавателей и мастеров производственного обучения, которая включает как теоретический, так и практический компоненты.
- разработка и внедрение системы независимой оценки профессиональной квалифи-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блинов В. И., Сатдыков А. И., Селиверстова И. В. Актуальное состояние взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий // Образование и наука. -2021. - Т. 23, № 7. - С. 41-70. DOI: http://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-7-41-70 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46565079
2. Дубицкий В. В., Коновалов А. А., Лыжин А. И., Феоктистов А. В., Неумывакин В. С. Мастер производственного обучения 2.0: кадровый потенциал проекта «Профессионалитет» // Образование и наука. - 2022. - Т. 24, № 1. - С. 67-100. DOI: http://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-1-67-100 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48043461
3. Есенина Е. Ю., Кресс Х. Подготовка педагогических кадров профессионального образования (результаты российско-немецкого сотрудничества) // Образование и наука. - 2017. -Т. 19, № 5. - С. 98-119. DOI: http://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-98-119 URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=29233497
4. Комарницкая Е. А., Шашенкова Е. А. Совершенствование системы непрерывной подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). - 2021. - № 4. - С. 11-28. DOI: https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-4-11-28 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=47084878
5. Коновалов А. А., Лыжин А. И. Компетентностный портрет мастера 2.0 как основа развития кадрового потенциала Профессионалитета // Вестник Мининского университета. - 2022. -Т. 10, № 2. - С. 2. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-2 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=48778860
6. Ломакина Т. Ю., Васильченко Н. В., Кочнева Л. П. Пути развития научного потенциала педагогических работников СПО с учетом зарубежного опыта // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2020. - Т. 1, № 3. - С. 105-118. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=43143430
7. Маскина О. Г., Федоров В. А. Подготовка педагогов профессионального обучения в Австралии и Казахстане // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). - 2021. - № 5. - С. 17-29. DOI: https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-5-17-29 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47405807
8. Медведев Я. В., Чекулаева Ю. А., Якушкина М. С. Анализ особенностей систем повышения квалификации работников образования за рубежом // Человек и образование. - 2020. -№ 3. - С. 148-154. DOI: https://doi.org/10.54884/S181570410020908-3 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=44387071
9. Панова Л. Д., Мэнчжу Ван Тенденции развития педагогического образования в Китае // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2020. - Т. 2, № 3. - С. 119-128. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44482723
© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены
158
Science for Education Today
2022. Том 12. № 6
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
10. Федоров В. А., Кубрушко П. Ф., Дубицкий В. В., Феоктистов А. В. Профессионально-педагогическое образование в России на современном этапе: концептуальный аспект // Образование и наука. - 2022. - Т. 24, № 7. - С. 11-44. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-11-44 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49385454
11. Alhanachi S., de Meijer L., Severiens S. E. Improving culturally responsive teaching through professional learning communities: A qualitative study in Dutch pre-vocational schools // International Journal of Educational Research. - 2021. - Vol. 105. - P. 101698. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.ijer.2020.101698
12. Cattaneo A., Antonietti C., Rauseo M. How digitalised are vocational teachers? Assessing digital competence in vocational education and looking at its underlying factors // Computers & Education. - 2022. - Vol. 176. - P. 104358. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2021.104358
13. De Jong L., Meirink J., Admiraal W. Teacher learning in the context of teacher collaboration: Connecting teacher dialogue to teacher learning // Research Papers in Education. - 2022. -Vol. 37 (6). - P. 1165-1188. DOI: https://doi.org/10.1080/02671522.2021.1931950
14. Dille K. B., Rjakenes K. B. Teachers' professional development in formal online communities: A scoping review // Teaching and Teacher Education. - 2021. - Vol. 105. - P. 103431. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.tate.2021.103431
15. Gao Q. Professional development and ICT literacy of college teachers based on FPGA and image target recognition education // Microprocessors and Microsystems. - 2021. - Vol. 80. - P. 103349. DOI: https://doi.org/10.1016/j.micpro.2020.103349
16. Hoekstra A., Kuntz J., Newton P. Professional learning of instructors in vocational and professional education // Professional Development in Education. - 2018. - Vol. 44 (2). - P. 237-253. DOI: https://doi.org/10.1080/19415257.2017.1280523
17. Sandal A. K. Vocational teachers' professional development in assessment for learning // Journal of Vocational Education and Training. - 2021. - Latest Articles. DOI: https://doi.org/10.1080/13636820.2021.1934721
18. Smith E., Yasukawa K. What makes a good VET teacher? Views of Australian VET teachers and students // International Journal of Training Research. - 2017. - Vol. 15 (1). - P. 23-40. URL: https://www.voced.edu.au/content/ngv%3A77961
19. Tapani A., Salonen A. O. Identifying teachers' competencies in Finnish vocational education // International Journal for Research in Vocational Education and Training. - 2019. - Vol. 6 (3). -P. 243-260. DOI: https://doi.org/10.13152/IJRVET.6.3.3
20. Tigelaar D., Sins P. Effects of formative assessment programmes on teachers' knowledge about supporting students' reflection // Journal of Vocational Education and Training. - 2021. -Vol. 73 (3). - P. 413-435. DOI: https://doi.org/10.1080/13636820.2020.1726992
Поступила: 17 сентября 2022 Принята: 11 ноября 2022 Опубликована: 31 декабря 2022
© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены
Science for Education Today
2022. Том 12. № 6
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
Заявленный вклад авторов:
Каждый из авторов внес равнозначный вклад в создание публикации, включая сбор материала, написание текста и формулирование выводов.
Информация о конфликте интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Информация об авторах
Коновалов Антон Андреевич
кандидат педагогических наук, директор,
научно-образовательный центр исследования перспектив кадрового обеспечения системы профессионального образования,
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Машиностроителей, 11, Екатеринбург, 620143, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4134-665X E-mail: [email protected]
Сатдыков Айрат Илдарович
старший научный сотрудник,
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Машиностроителей, 11, Екатеринбург, 620143, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9813-3746 E-mail: [email protected]
Есенина Екатерина Юрьевна
доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник,
Российский государственный профессионально-педагогический университет,
Машиностроителей, 11, Екатеринбург, 620143, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9288-367X
E-mail: [email protected]
© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены
Science for Education Today
2022, vol. 12, issue 6
http://en.sciforedu.ru/
ISSN 2658-6762
DOI: 10.15293/2658-6762.2206.06 Research Full Article / Article language: Russian
Training, professional development and competence assessment of vocational and professional education teachers: An international review
Anton A. Konovalov s 31, Airat I. Satdykov1, Ekaterina Y. Esenina1 1 Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russian Federation
Abstract
Introduction. Training, professional development and evaluation of professional competence of vocational education teachers is considered to be the basis of providing any national economy with qualified workers and specialists. It has been increasingly recognized that more attention needs to be paid to this area. The vocational training systems are currently undergoing significant changes worldwide and require new strategies for administrative decisions. The purpose of this article is to analyze and systematize the international experience of training, professional development and competence assessment of vocational education teachers with a focus on Germany, Finland, and China in order to take it into account in modern Russian education.
Materials and Methods. The theoretical and methodological basis of the research includes theories of vocational training and vocational teacher education, theories focusing on the content of vocational and teacher education and professional development of teaching staff. The authors used the following research methods: reviewing and comparative analysis of scholarly literature, reports of state institutions, regulations, and websites of educational settings in Germany, Finland and China.
Results. The authors have identified trends in the convergence of qualifications and positions of teachers of professional disciplines and industrial instructors. Significant differences in the qualifications and skills of teachers and instructors in the workplace have been identified.
Among the forms of professional development for vocational teachers, the authors have highlighted in-service training and activities focused in teaching methods and curriculum development.
Acknowledgments
The study was financially supported by the Ministry of Education of the Russian Federation by a state assignment. Project No. 073-00104-22-01 dated 08.06.2022 ("Development of a model for the formation and improvement of the teaching staff s skills, including the development of a methodology for modern assessment of the teachers' professional competence in the secondary vocational education system based on monitoring the educational sphere and the labor market").
For citation
Konovalov A. A., Satdykov A. I., Esenina E. Y. Training, professional development and competence assessment of vocational and professional education teachers: An international review. Science for Education Today, 2022, vol. 12 (6), pp. 138-164. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2206.06
H Corresponding Author: Anton A. Konovalov, [email protected] © Anton A. Konovalov, Airat I. Satdykov, Ekaterina Y. Esenina, 2022
2022, vol. 12, issue 6 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762
It is emphasized that the development of teachers ' competence is gradual and level-based, the set of skills being determined by vocational education positions, duties and responsibilities
In the countries analyzed, internships and professional self-assessment play a particularly important role in the professional development of vocational school teachers.
Conclusions. A comparative international analysis of training, professional development and competence assessment of vocational teachers has enabled the authors to determine the main vectors for updating the system of professional training and vocational teacher education in Russia.
Keywords
Vocational teacher education; Professional development of teachers; Teaching competences; Competence assessment; International experience.
REFERENCES
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Blinov V. I., Satdykov A. I., Seliverstova I. V. Current status of interaction between VET institutions and enterprises. Education and Science, 2021, vol. 23 (7), pp. 41-70. (In Russian) DOI: http://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-7-41-70 URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46565079
Dubickij V. V., Konovalov A. A., Lyzhin A. I., Feoktistov A. V., Neumyvakin V. S. Master of industrial training 2.0.: Human resources capacity of the project "Professionalitat". Education and Science, 2022, vol. 24 (1), pp. 67-100. (In Russian) DOI: http://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-1-67-100 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48043461
Esenina E. Yu., Kress H. Soft power: Training of VET teachers and trainers (results of the Russian-German cooperation). Education and Science, 2017, vol. 19 (5), pp. 98-119. (In Russian) DOI: http://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-98-119 URL:
https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=2923 3497
Komarnickaya E. A., Shashenkova E. A. Improving the system of continuous training of vocational education teachers and masters. INSIGHT, 2021, no. 4, pp. 11-28. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-4-11-28 URL:
https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=47084878
Konovalov A. A., Lyzhin A. I. Master 2.0' competence portrait as the basis for the human resources Professionalitet development. Bulletin of Minin University, 2022, vol. 10 (2), pp. 2. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-2 URL:
https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=48778860
Lomakina T. Yu., Vasil'chenko N. V., Kochneva L. P. Development of the vocational teacher's scientific potential trajectories with reference to foreign experience. Domestic and Foreign Pedagogy, 2020, vol. 1 (3), pp. 105-118. (In Russian) URL: https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=43143430
Maskina O. G., Fedorov V. A. Training of vocational education teachers in Australia and Kazakhstan. INSIGHT, 2021, no. 5, pp. 17-29. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-5-17-29 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47405807
Medvedev Ya. V., Chekulaeva Yu. A., Yakushkina M. S. Peculiarities analysis of the international continuing teacher education systems. Man and Education, 2020, no. 3, pp. 148-154. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.54884/S181570410020908-3 URL:
https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=44387071
Panova L. D., Wang M. Trends in teacher education in China. Domestic and Foreign Pedagogy, 2020, vol. 2 (3), pp. 119-128. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44482723
2022, vol. 12, issue 6 http://en.sciforedu.ru/
ISSN 2658-6762
10. Fedorov V. A., Kubrushko P. F., Dubickij V. V., Feoktistov A. V. Vocational teacher training in Russia at the present stage: Conceptual aspect. The Education and Science Journal, 2022, vol. 24 (7), pp. 11-44. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-11-44 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49385454
11. Alhanachi S., de Meijer L., Severiens S. E. Improving culturally responsive teaching through professional learning communities: A qualitative study in Dutch pre-vocational schools. International Journal of Educational Research, 2021, vol. 105, pp. 101698. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.ijer.2020.101698
12. Cattaneo A., Antonietti C., Rauseo M. How digitalised are vocational teachers? Assessing digital competence in vocational education and looking at its underlying factors. Computers & Education, 2022, vol. 176, pp. 104358. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2021.104358
13. De Jong L., Meirink J., Admiraal W. Teacher learning in the context of teacher collaboration: Connecting teacher dialogue to teacher learning. Research Papers in Education, 2022, vol. 37 (6), pp. 1165-1188. DOI: https://doi.org/10.1080/02671522.2021.1931950
14. Dille K. B., Rakenes K. B. Teachers' professional development in formal online communities: A scoping review. Teaching and Teacher Education, 2021, vol. 105, pp. 103431. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.tate.2021.103431
15. Gao Q. Professional development and ICT literacy of college teachers based on FPGA and image target recognition education. Microprocessors and Microsystems, 2021, vol. 80, pp. 103349. DOI: https://doi.org/10.1016/j.micpro.2020.103349
16. Hoekstra A., Kuntz J., Newton P. Professional learning of instructors in vocational and professional education. Professional Development in Education, 2018, vol. 44 (2), pp. 237-253. DOI: https://doi.org/10.1080/19415257.2017.1280523
17. Sandal A. K. Vocational teachers' professional development in assessment for learning. Journal of Vocational Education and Training, 2021, Latest Articles. DOI: https://doi.org/10.1080/13636820.2021.1934721
18. Smith E., Yasukawa K. What makes a good VET teacher? Views of Australian VET teachers and students. International Journal of Training Research, 2017, vol. 15 (1), pp. 23-40. URL: URL: https://www.voced.edu.au/content/ngv%3A77961
19. Tapani A., Salonen A. O. Identifying teachers' competencies in Finnish vocational education. International Journal for Research in Vocational Education and Training, 2019, vol. 6 (3), pp. 243-260. DOI: https://doi.org/10.13152/IJRVET.6.3.3
20. Tigelaar D., Sins P. Effects of formative assessment programmes on teachers' knowledge about supporting students' reflection. Journal of Vocational Education and Training, 2021, vol. 73 (3), p. 413-435. DOI: https://doi.org/10.1080/13636820.2020.1726992
Submitted: 17 September 2022 Accepted: 11 November 2022 Published: 31 December 2022
© ®
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).
Science for Education Today
2022, vol. 12, issue 6
http://en.sciforedu.ru/
ISSN 2658-6762
The authors' stated contribution:
The contribution of authors to the collection of empirical material of the presented research, data processing and writing of the text of the article is equivalent.
Information about competitive interests:
The authors claim that they do not have competitive interests.
Information about the Authors
Anton Andreevich Konovalov
Candidate of Pedagogical Sciences, Director,
Science and Education Center for Researching the Prospects of Vocational
Education System Staffing,
Russian State Vocational Pedagogical University,
11, Mashinostroitelej, 620143, Yekaterinburg, Russian Federation.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4134-665X
E-mail: [email protected]
Airat Ildarovich Satdykov
Senior Researcher,
Russian State Vocational Pedagogical University, 11, Mashinostroitelej, 620143, Yekaterinburg, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9813-3746 E-mail: [email protected]
Ekaterina Yurievna Esenina
Doctor of Pedagogical Sciences, Leading Researcher,
Russian State Vocational Pedagogical University,
11, Mashinostroitelej, 620143, Yekaterinburg, Russian Federation.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9288-367X
E-mail: [email protected]