Научная статья на тему 'Опыт реализации международных образовательных программ'

Опыт реализации международных образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
526
87
Поделиться
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБРА ЭЛЕМЕНТОВ. ЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬ НОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТУРОВ / КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Лысенко Наталья Николаевна, Лысенко Ксения Витальевна

В статье исследуется опыт организации СахГУ международных образовательных туров. Особое внимание уделяется сравнительной характеристике образовательных туров в Южную Корею и Японию, проведенной на основе классификации видов образовательного туризма и на базе их основных элементов.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Лысенко Наталья Николаевна, Лысенко Ксения Витальевна,

REALISATION OF THE INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS

In this article the experience of SSU international educational tours is investigated. Special attention is given to comparative characteristics of educational tours to South Korea and Japan, held on the basis of the classification of educational tourism and on the basis of their basic elements.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации международных образовательных программ»

и пр. Связь между участниками поддерживается через модуль Ас1оЬе СоппесЁРго, интегрированный в коммуникационную среду МооС1е, а также веб-камеру и аудиосистему.

17 ноября 2011 г впервые в ЮТИ ТПУ и учебных заведениях города Юрги проведены два вебинара. Сегодня вебинары становятся привычными для студентов всех форм обучения. Состоялся вебинар для слушателей программы профессиональной переподготовки из различных городов России «Организация и управление деятельностью кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций». Запись прошедших онлайн-мероприятий можно просмотреть, посетив сайт http://mCl.lcg.tpu.ги:82, где размещены электронные образовательные ресурсы для студентов, и получив доступ от организатора.

На кафедре разработана и внедрена интегрированная траектория формирования компетенций 1Т-специалиста для инновационной экономики, основанная на реализации комплекса инновационных методов обучения и охватывающая учащихся школ и среднепрофессиональных учебных заведений (потенциальных абитуриентов), бакалавров и магистров направления 230700 «Прикладная информатика», слушателей курсов дополнительного образования.

Основные преимущества предлагаемой компетентностной модели:

• взаимосвязь уровней владения ИКТ-компетенциями: базового, технологического, профессионального;

• в модель включены все уровни обучающихся, что позволяет формировать информа-

ционно-коммуникационные компетенции разных слоев населения;

• разнообразие и комплексность направлений деятельности кафедры информационных систем по формированию ИКТ-компетенций, включая методическое обеспечение, научноисследовательскую работу, практико-ориен-тированное обучение, профориентационные мероприятия, дополнительное образование.

По данным Федерального агентства по 1Т, наибольшим спросом на рынке труда в течение ближайших десяти лет будут пользоваться профессионалы в области 1Т. Темпы роста 1Т-отрасли в России ежегодно составляют около 20%, поэтому о полном насыщении рынка труда в ближайшие годы говорить не приходится. По данным сайта о трудоустройстве 1_1оЬ.ги, спрос на специалистов в области 1Т сегодня более чем в два раза превышает предложение.

Применение предложенной системы формирования ИКТ-компетенций позволит увеличить количество ИТ-специалистов на рынке труда.

1. Уровни информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников ГОУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования». [Электронный ресурс]/Т. С. Панина, С. А. Дочкин, Ю. В. Клецов. — 11Р1_: http://www.kгiгpo. ги/еЁс.1ит?1С=744.

2. Основная образовательная программа направления 230700 «Прикладная информатика». профиль «Прикладная информатика в экономике» (квалификация «бакалавр»)/ЮТИ ТПУ. — Юрга, 2011.

3. Основная образовательная программа направления 230700 «Прикладная информатика», профиль «Прикладная информатика в аналитической экономике» (квалификация «магистр»)/ЮТИ ТПУ. — Юрга, 2012.

УДК / UDC 378.14(571/64) : 338.48 Н. Н. Лысенко, К. В. Лысенко

N. Lysenko, X. Lysenko

опыт реализации международных

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

REALISATION OF THE INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS

В статье исследуется опыт организации СахГУ международных образовательных туров. Особое внимание уделяется сравнительной характеристике образовательных туров в Южную Корею и Японию, проведенной на основе классификации видов образовательного туризма и на базе их основных элементов.

In this article the experience of SSU international educational tours is investigated. Special attention is given to comparative characteristics of educational tours to South Korea and Japan, held on the basis of the classification of educational tourism and on the basis of their basic elements.

Ключевые слова: международный образовательный туризм, академическая мобиль-

ность, технология организации международных туров, классификация видов образовательного туризма.

Keywords: academic mobility, international educational tourism, technology of organizing international educational tours, classification of educational tourism.

В настоящее время международный образовательный туризм представляет собой одну из наиболее быстро развивающихся отраслей сферы образовательных и туристских услуг Академическая мобильность студентов и преподавателей способствует повышению качества трудовых ресурсов, способных занять достойное место как на внутреннем, так и на мировом рынках труда. С точки зрения содержания образования она дает возможность сделать процесс обучения более эффективным.

Активизация обмена студентами, стажерами, аспирантами и преподавателями разных стран происходит под влиянием мировых глобализационных процессов, формирующих потребность в специалистах, обладающих высокой квалификацией, говорящих на иностранных языках, толерантных, коммуникабельных и т. п. На направления и характер развития международного туризма в области профессионального образования в мире оказывают влияние также действия международных организаций.

Туризм в целом служит средством, мобилизующим познавательную активность учащихся, он приобщает их к самостоятельной творческой деятельности, развивает инициативу, умения и навыки самообразования. Участие в международном образовательном туризме позволяет учащимся совершенствовать знание иностранных языков, развивать коммуникационные компетенции, повышать уровень самостоятельности, что формирует социокультурный опыт студентов, способствует их социо-логизации.

Образовательный туризм представляет собой форму организации образовательного процесса, осуществляемого за пределами основного (базового) образовательного учреждения. Организация образовательного туризма — это последовательность действий, реализующих проект образовательного тура с использованием комплекса методов, приемов и средств обучения, применяемого в процессе его организации. Она характеризуется совокупностью различных свойств (систем-

ностью, научностью, интегративностью, воспроизводимостью, эффективностью, качеством и мотивированностью обучения, новизной, алгоритмичностью, информационностью, возможностью тиражирования, переноса в новые условия и др.) и выполняет описательную,объяснительную и проектировочную функции.

Реализация программ академической мобильности (образовательного туризма) в вузе может осуществляться в несколько этапов (поиск партнеров, организационная деятельность, процесс реализации и отчетный этап) и нуждается в нормативно-правовой, инфраструктурной, информационной, кадровой и финансовой подготовке.

Сахалинский государственный университет (СахГУ) уже несколько лет занимается организацией и реализацией образовательных программ в рамках международного сотрудничества. Непосредственно субъектом управления его деятельностью в этом направлении является Международный отдел. Основные функции Международного отдела СахГУ включают:

1. Развитие научных, академических и культурных связей с вузами АТР

2. Участие в международных проектах.

3. Организация международных конференций и симпозиумов.

4. Совместная работа с российско-американским учебным центром.

5. Сотрудничество с иностранными нефте-и газодобывающими компаниями (Exxon, Shell, BP, «Сахалин Энерджи» и т. д.).

6. Участие в международной программе бизнес-образования для студентов International Business Certificate.

7. Научные стажировки преподавателей СахГУ в зарубежных вузах, работа в качестве приглашенных преподавателей.

8. Студенческие и преподавательские обмены с зарубежными вузами.

9. Обучение иностранных студентов русскому языку.

10. Приглашение иностранных специалистов для преподавания в СахГУ (Япония, Республика Корея, США, КНР).

При этом наиболее активно осуществляется организация участия студентов СахГУ в прохождении зарубежных языковых курсов, участие в программах студенческого обмена, программах профессиональных стажировок и программах участия в международных научно-практических конференциях.

Таблица 1

Распределение студентов СахГУ, участвовавших в реализации международных образовательных программ, по странам

Страны Количество студентов, чел.

2009 2010 2011

Япония 40 40 53

Южная Корея 27 37 23

КНР 10 19 7

Таиланд 18 10 3

Италия 20

США 20

Филиппины 8

Голландия 19

По данным таблицы видно, что наиболее интенсивны поездки студентов СахГУ в Японию и Южную Корею. Поездки студентов СахГУ в Японию организуются Институтом экономики и востоковедения, который осуществляет международные связи с Университетом экономики и бизнеса, находящимся на острове Хоккайдо в г Энива (вблизи г. Саппоро). Этот университет оказывает образовательные услуги, обучая студентов по широкому спектру специальностей в сфере экономики и бизнеса. Для сахалинских студентов организуются краткосрочные (1 месяц) и долгосрочные (1 год) поездки с образовательными целями. При этом основная цель посещения Японии сахалинцами — обучение японскому языку.

Финансирование таких поездок полностью ложится на бюджет семей студентов и включает оплату за проживание, питание и обучение.

Размещение. Обучение в Японии предполагает два варианта проживания: большая часть студентов размещается в семьях, меньшая — в студенческом общежитии в кампусе университета.

Размещение в семьях предполагает предоставление участнику программы всех бытовых услуг как члену семьи. Следует отметить особый режим проживания и питания в японских семьях. Образ жизни японцев предполагает строгое соблюдение режима ночного отдыха, подъема, приема пищи, пользования холодильником, возвращения домой в строго назначенное время, просмотра телевизо-

ра (строго по расписанию (с 19.00 до 21.00), приема душа (с 21.00 до 21.30). Это вызывает значительный дискомфорт у студентов, так как предполагает более ранний подъем, отмену мероприятий в вечернее время и некоторые негативные последствия бытового характера.

Питание студентов, проживающих в семьях, предполагает приготовление принимающей стороной завтрака и ужина. Часто «родители» заказывают на выделенные денежные средства блюда из ближайшего ресторана.

Размещение в общежитии предполагает поселение в одноместных и двухместных комнатах-номерах, которые очень комфортны для проживания. В каждом из них имеется в наличии санузел, небольшая кухонная зона, гардеробная, рабочий стол, кровать, кабельное телевидение, холодильник. Особо строгих ограничений по распорядку проживания и входа-выхода нет (возвращение в общежитие не позже 23.30, обеспечение низкого уровня шума и соблюдение чистоты). Кроме сахалинских студентов в студенческом общежитии проживают студенты из других городов и стран (в порядке убывания: Япония, страны Азии, Европы, Америки). Это предоставляет хорошую возможность пообщаться с иностранными ровесниками, завязать длительные дружеские контакты, узнать больше о культуре этих стран, попрактиковаться в языке и т. д.

Питание. На первом этаже общежития расположена студенческая столовая, сочетающая современные технологии общественного питания и комфорт. Пища для студентов, проживающих в общежитии, вкусна, здорова, в достаточном количестве.

Обучение. Занятия студентов проходят на японским языке с переводом на русский. Специальный переводчик не назначается. В его роли выступают преподаватели СахГУ, сопровождающие студентов во время поездки, или русскоговорящие преподаватели университета г. Энива, имеющие опыт проживания в России и знающие особенности восприятия японского языка европейцами.

Одна из проблем обучения — это низкий уровень языковой подготовки некоторых студентов СахГУ, приезжающих на учебу в университет г. Энива (так как отбор в группу зачастую происходит не по уровню знания японского языка, а по желанию и финансовым возможностям участников тура).

В университете г. Энива весьма замечательно организована учебная инфраструктура. Все аудитории оборудованы столами-транс-

формерами и стульями с регулируемой высотой, интерактивными досками, проекторами. В университете имеется актовый зал, оснащенный по последнему слову техники, и научная библиотека с большим библиотечным фондом, в том числе издания на разных языках мира. При этом не во всех аудиториях имеется возможность быстрого выхода в глобальную сеть.

Особо необходимо отметить, что обучение японскому языку носит активный характер. Так, для лучшего познания японского языка студентам преподаются творческие дисциплины, позволяющие лучше изучить страну пребывания и закрепить знания языка (азы японского национального костюма, чайной церемонии, икебаны).

Экскурсионно-развлекательная программа организовывается недостаточно эффективно. За четыре недели пребывания в Японии предусмотрено четыре организованных экскурсии: в аквариум г Отару, в зоопарк г Асахикава, на обзорную экскурсию, на олимпийские объекты Окура (трамплин) и салют в г Саппоро.

Дополнительные туристско-экскурсионные услуги студентам, размещаемым в семьях, предоставляются принимающими «родителями» в зависимости от их финансовых и временных возможностей. Студенты, размещаемые в общежитии, выбирают экскурсии в режиме свободного выбора. В связи с этим число и качество экскурсий, получаемых студентами, существенно различаются.

Поездки студентов СахГУ в Южную Корею организуются факультетом сервиса и туризма, который осуществляет международные связи с Колледжем сервиса и туризма, находящимся на острове Чеджу. Данный колледж оказывает образовательные услуги, обучая студентов по широкому спектру специальностей в сфере туризма и гостеприимства. Для сахалинских студентов организуются краткосрочные (1 месяц), среднесрочные (до полугода) и долгосрочные (1 год и более) поездки с образовательными турами.

Финансирование таких поездок ложится полностью на бюджет семей студентов и включает оплату за проживание, питание и обучение.

Размещение и питание. Студентов, приезжающих из России по обменным программам, размещают в студенческом общежитии в кампусе принимающего их Колледжа сервиса и туризма о. Чеджу. Комнаты для проживания рассчитаны на двоих. Номер меблирован двухъярусной кроватью, двумя столами, двумя шкафами, комодом, зеркалом, имеется выход на балкон. В каждой комнате подключен бесплатный Wi-Fi.

Центральное отопление в здании отсутствует, и поэтому в номерах часто бывает холодно. Санузел в комнате не предусмотрен, поэтому возможность принять душ и осуществить прочие бытовые процедуры предоставляется в общем поэтажном санузле. Предусмотрено холодное и горячее водоснабжение. Но тепловой режим не всегда соблюдается по графику, что пагубно сказывается на состоянии здоровья студентов.

На каждом этаже находится большая гостиная с кухней, в которой можно посмотреть телевизор, подготовиться к занятиям, выпить чай, пообщаться с друзьями.

На первом этаже общежития располагается столовая колледжа, в которой студенты имеют возможность получать трехразовое питание. Следует отметить достаточно скудное меню, представленное исключительно блюдами национальной корейской кухни (человека, не подготовленного к такой пище, это может привести к проблемам со здоровьем).

Обучение студентов проходит на корейском языке с переводом на русский. Специальный переводчик не назначается. В его роли выступают преподаватели СахГУ, сопровождающие студентов во время поездки, и русскоговорящие студенты (сахалинцы, обучающиеся в колледже о. Чеджу среднесрочно или долгосрочно). Следует отметить, что оба варианта перевода нельзя считать совершенными, так как на лекциях по специальным и профессиональным дисциплинам переводчику для полноценной передачи информации необходимо знать специальную профессиональную терминологию.

Весьма замечательно организована учебная инфраструктура. Все аудитории оборудованы столами-трансформерами и стульями с регулируемой высотой, интерактивными досками, проекторами. В колледже также имеется актовый зал, оснащенный по последнему слову техники.

Учебный процесс носит в большей степени практический характер. Так, все учебные аудитории оборудованы специальной материально-технической базой, специфичной именно для той профессии, по которой в ней готовят студентов. Так, аудитория для подготовки ба-ристов разделена на две части: лекционная (столы, стулья, доска, проектор) и учебная (плиты, шкафы для посуды, сантехническое оборудование и кофе-машины). Занятия по искусству бармена и сомелье проходят в аудитории в виде бара, оборудованной барной стойкой и столиками для посетителей. При этом в комплекте бара имеется алкогольная продукция

самых лучших мировых производителей, что обеспечивает качественную профессиональную подготовку обучающихся. Лекции по организации и менеджменту гостиничного сервиса проходят в специально оборудованном под холл гостиницы помещении, из которого можно пройти в учебные, но при этом настоящие (готовые к приему гостей) номера классов «стандарт», «двухместный» и «люкс».

Аудитория для обучения будущих поваров представляет собой амфитеатр, в центре которого расположен остров для приготовления разнообразных блюд. Один раз в неделю в этой аудитории снимают кулинарную программу, которую затем показывают на одном из каналов корейского телевидения. На территории колледжа имеется учебная кухня и оборудованные в различных стилях (восточном и европейском] рестораны и банкетные залы, в которых студентов в качестве официантов обучают искусству обслуживания гостей. Эти рестораны часто получают заказы от муниципалитета, компа-

ний и частных лиц на проведение праздников и юбилеев как в их помещении, так и на выезде (кейтеринг).

Для обучения студентов обслуживанию пассажиров на борту авиалайнеров в качестве бортпроводников учебная аудитория оборудована в виде фюзеляжа самолета (с креслами, полками над ними, кухней, переговорными устройствами и т. д.), с одной стороны, и учебной зоной (столы, стулья, доска, проектор) — с другой.

Экскурсионно-познавательная программа организовывается на высшем уровне: ежедневно после учебы корейская сторона организованно сопровождает студентов на осмотр различных туристских объектов о. Чеджу (музеи, парки, природные объекты), с огромным желанием показывает свой остров и демонстрирует его особый национальный колорит.

Считаем необходимым провести сравнительный анализ образовательных туров в Южную Корею и Японию (табл. 2).

Таблица2

Сравнительная характеристика образовательных туров в Южную Корею и Японию по классификации видов образовательного туризма

Классификационный критерий Виды образовательных туров

Южная Корея (о. Чеджу) Япония (о. Хоккайдо)

1. По категории участников образовательного тура Студенческие

2. По количеству участников Групповые

3. По способу организации тура Организованные

4. По форме организации туристско-образовательной деятельности Творческие

5. По охвату территории Международные

6. По ориентации на личностные структуры Информационные, операционные, эмоционально-нравственные, эвристические

7. По цели туристско-образовательной деятельности Становление общепрофессиональных компетенций Формирование профильноспециализированных компетенций

8. По содержанию обучающей программы Профессиональное обучение Языково-обучающее обучение

9. По тематике тура Комплексные Специальные

10. По дидактической цели туристско-образовательной деятельности Межпредметные Предметные

Оба направления международного образовательного туризма являются студенческими, групповыми, организованными, творческими и при этом информационными, операционными, эмоционально-нравственными, эвристи-

ческими. При этом их цели несколько отличаются: основная цель туров на о. Чеджу — это становление у студентов общепрофессиональных компетенций в сфере туризма и гостеприимства, а основная цель туров на о.

Хоккайдо — это формирование у студентов профильно-специализированных компетенций в области языковой подготовки.

Отличается и содержание обучающих программ: содержание обучающей программы тура на о. Чеджу — это профессиональное обучение в сфере туризма и гостеприимства, а содержание обучающей программы тура на о. Хоккайдо — это языковая подготовка студентов.

При этом различается и тематика туров: тематика тура на о. Чеджу является комплексной: студенты получают элементы профессиональной подготовки по профессиям бариста, сомелье, бармена, менеджера гостиниц, а тематика тура на о. Хоккайдо является специаль-

ной: ее основное содержание — это языковая подготовка участников.

По дидактической цели туристско-обра-зовательной деятельности исследуемые два тура также отличаются: тур на о. Чеджу является межпредметным, а тур на о. Хоккайдо является предметным.

Сравнительный анализ образовательных туров в Южную Корею (о. Чеджу) и Японию (о. Хоккайдо), проведенный на основе выделения семи основных элементов туров (продолжительность, финансирование, размещение, питание, обучение, учебная инфраструктура, экскурсионно-познавательная программа), представлен в таблице 3.

Таблица 3

Сравнительная характеристика образовательных туров в Южную Корею и Японию на базе основных элементов

Виды образовательных туров

Южная Корея (о. Чеджу) Япония (о. Хоккайдо)

Продолжительность

Краткосрочные (1 месяц), среднесрочные (до полугода) и долгосрочные (1 год и более) Краткосрочные (1 месяц) и долгосрочные (1 год и более)

Финансирование

Бюджет семей студентов

Размещение

В общежитии двухместное, санузел и душевая на этаже, бесплатный Wi-Fi, демократичный распорядок дня В общежитии 1- и 2-местное, санузел и душевая в номере, демократичный распорядок дня В семьях, высокий комфорт, жесткий распорядок дня

Питание

В студенческой столовой,национальная корейская пища, не адаптированная для европейцев В студенческой столовой или в семьях, здоровая национальная кухня

Обучение

Учебный процесс носит практический характер; учебные аудитории оборудованы специальной материально-технической базой, специфичной именно для той профессии, по которой в ней готовят студентов Обучение японскому языку носит активный характер: для лучшего познания языка студентам преподаются творческие дисциплины, позволяющие лучше изучить страну пребывания и закрепить знания языка (азы японского национального костюма, чайной церемонии, икебаны)

Непрофессиональный перевод Слабая языковая подготовка студентов

Учебная инфраструктура

Аудитории оборудованы столами-трансформерами и стульями с регулируемой высотой, интерактивными досками, проекторами; актовый зал, оснащенный по последнему слову техники; библиотека с большим библиотечным фондом

Возможность быстрого выхода в Интернет (Wi-Fi) Отсутствие возможности быстрого выхода в Интернет (Wi-Fi)

Экскурсионно-познавательная программа

Достаточно разнообразна: ежедневная экскурсия Недостаточно разнообразна: еженедельная экскурсия

Подводя итоги проведенному сравнитель- но при этом каждый из них имеет собственные

ному анализу, можно отметить, что оба тура преимущества и недостатки (табл. 4).

организованы на достаточно высоком уровне,

Таблица 4

Основные преимущества и недостатки образовательных туров в Южную Корею и Японию

Тур Преимущества Недостатки

Южная Корея (о. Чеджу) Учебная инфраструктура; практический характер учебного процесса; разнообразная экскурсионно-познавательная программа; преподавание творческих дисциплин Недостаточно комфортное размещение Неадаптированное питание Непрофессиональный перевод

Япония (о. Хоккайдо) Учебная инфраструктура; комфортное размещение в общежитии; преподавание творческих дисциплин Разница в менталитете при размещении в семьях; слабая языковая подготовка некоторых студентов; скудная экскурсионная программа; отсутствие бесплатного доступа в Интернет

Обобщая результаты проведенного сравнительного анализа, можно отметить, что образовательные туры, организуемые СахГУ в Южную Корею (о. Чеджу) и Японию (о. Хоккайдо), позволяют студентам получать и закреплять полученные знания и навыки, расширять кругозор, развивать толерантность и т. д.

В целях оценки эффективности организации международных образовательных программ был проведен опрос студентов, выезжавших с образовательными целями по программам академической мобильности СахГУ. Результаты опроса отражены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты опроса студентов-участников программ академической мобильности СахГУ

Вопрос Ответ

Чел. %

Да Нет Да Нет

1. Финансирование Вашей поездки осуществлялось за счет учебного заведения? 20 100

2. Вы удовлетворены образовательной программой тура? 18 90

3. Вы удовлетворены качеством услуг сопровождения (перевод, информирование, решение бытовых проблем)? 11 3 55 15

4. Считаете ли Вы необходимым проведение обучающих (подготовительных) тренингов и семинаров перед началом поездки? 14 6 70 30

5. Ваши предложения: — уменьшение сумм финансирования поездок — проведение тренингов и обучающих (подготовительных семинаров) — повышение качества услуг сопровождения на маршруте Другое 17 14 15 6 85 70 75 30

Результаты опроса студентов, участвовавших в образовательных турах в Корею и Японию, показали, что все участники поездок самостоятельно профинансировали затраты на проезд, питание, проживание и оплату об-

разовательных услуг принимающей стороны. При этом 18 человек из 20 опрошенных (90%] удовлетворены образовательной программой осуществленных путешествий в рамках программ академической мобильности. 11 че-

ловек (55%) удовлетворены качеством услуг сопровождения, 3 опрошенных (15%), отрицательно отозвались о качестве перевода, информирования и решения бытовых проблем, возникших в процессе путешествия. 14 человек (70%) считают необходимым проведение обучающих (подготовительных) тренингов и семинаров перед началом поездки. Это объясняется наличием необходимости ознакомления с основами культуры, традиций, правилами поведения, экономической ситуацией, основами безопасности и т. д.

17 человек (85%) из опрошенных высказали пожелание уменьшения сумм финансирования поездок за счет участников, 14 человек (70%) предложили проводить обучающие тренинги и семинары, 15 человек (75%) высказали пожелание улучшить качество профессионального перевода и сопровождения на экскурсиях и развлекательных мероприятиях, 6 человек (30%) пожелали улучшить жилищнобытовые условия во время прохождения обучения за рубежом.

Таким образом, Международный отдел СахГУ организует и реализует программы академической мобильности на достаточно высоком уровне. Для повышения уровня организации международных образовательных туров Сахалинскому государственному университету необходимо более жестко подходить к вопросу формирования групп студентов, направляемых на учебу, с точки зрения их языковой и базовой профессиональной подготовки, решить с организаторами от принимающей стороны вопросы

адаптации питания и размещения и разработки более эффективной экскурсионно-познавательной программы.

Целесообразно также решить вопрос изменения системы финансирования выездных образовательных программ за счет софинан-сирования (из средств университета, фандрайзинга, участия в грантовых программах и прочих источников). Это позволит обеспечить более широкий доступ к международному образовательному туризму студентов, не имеющих возможности оплачивать его, но обладающих внутренней мотивацией и необходимым базовым уровнем знаний. Это в свою очередь будет способствовать совершенствованию знаний иностранных языков, развитию навыков межкультурной коммуникации, повышению уровня социологизации и качества профессиональной подготовки студентов.

1. Ваганова Е. Образовательный туризм//Турбизнес. — 2004. — № 2. — С. 17—21.

2. Методические рекомендации по развитию академической мобильности студентов и преподавателей в вузе/ ГОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса». — Владивосток, 2007. — иЯЬ: www.bologna.ntf.nu/DswMedia/necommendations_ mobility_vsues.pdf.

3. Морозова И. В. Туризм и культурное наследие//Меж-вузовский сборник научных трудов. Вып. 1. Взаимодействие культур и образовательный туризм. — иЯЬ: http://tounlib.net/statti_tounism/monozova.htm

4. Сагинова О. В. Проблемы и перспективы интернационализации высшего образования (на примере Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова). — иЯЬ: http://intenvuz.nu/ndlw.html.

УДК / UDK 378 О. В. Ульянова

O. Ulyanova

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

STUDENTS’ CONCEPTS OF PROFESSIONAL COMPETENCE AS A FACTOR OF EDUCATION SUCCESS

В статье анализируются представления студентов о профессиональной компетентности, ее составе и роли в профессиональной подготовке специалистов. Даются рекомендации относительно формирования у студентов четкого представления о компетентности как основной

цели профессионального образования.

The paper analyzes students’ concepts of professional competence, its structure and its role in professional training. The author gives recommendations about providing students with clear understanding of professional competence