Научная статья на тему 'Забытый маяк: ностальгическое путешествие на мыс Анива (О. Сахалин)'

Забытый маяк: ностальгическое путешествие на мыс Анива (О. Сахалин) Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
605
153
Поделиться
Ключевые слова
МАЯК / МЫС АНИВА / О. САХАЛИН / ГУБЕРНАТОРСТВО КАРАФУТО / ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ / ПАСПОРТ ОБЪЕКТА / ЭКСКУРСИОННЫЙ МАРШРУТ / СЕМЬ ЧУДЕС О. САХАЛИН / SAKHALIN IS&SHY / GUIDED TOUR. SEVEN WONDERS OF THE SAKHALIN ISLAND

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Хахулина Лидия Владимировна, Абаньшин Павел Андреевич

В статье приводятся сведения о строительстве маяка Нака-Сиретоко мисаки в эпоху губерна­торства Карафуто (1905-1945 гг.) на труднодо­ступном скалистом мысе Анива (о. Сахалин), который является точкой слияния двух мо­рей — Японского и Охотского. Особое внимание уделяется современному состоянию маяка как памятника истории о. Сахалин, занесенного в перечень семи чудес острова. Также предложен паспорт объекта и экскурсионный маршрут к ма­яку Нака-Сиретоко мисаки, разработанный сту­денческим туристским объединением «TourEast».

Forgotten lighthouse: a nostalgic trip to cape Aniva (Sakhalin island) The article provides the information about the lighthouse construction on the remote rocky cape Aniva (Sakhalin) in the era of Karafuto, which is a a point of confluence of the two seas — Japanese and Okhotsk. Special attention is paid to the current state of the lighthouse as a monument to Sakhalin history entered in the list of Seven Wonders of the Sakhalin island. A guided tour to the lighthouse Naka-Siretoko misaki developed by tourist association "Tour East" is offered to the reader..

Текст научной работы на тему «Забытый маяк: ностальгическое путешествие на мыс Анива (О. Сахалин)»

В статье приводятся сведения о строительстве маяка Нака-Сиретоко мисаки в эпоху губернаторства Карафуто (1905-1945 гг.) на труднодоступном скалистом мысе Анива (о. Сахалин), который является точкой слияния двух морей — Японского и Охотского. Особое внимание уделяется современному состоянию маяка как памятника истории о. Сахалин, занесенного в перечень семи чудес острова. Также предложен паспорт объекта и экскурсионный маршрут к маяку Нака-Сиретоко мисаки, разработанный студенческим туристским объединением «TourEast».

Ключевые слова: маяк, мыс Анива, о. Сахалин, губернаторство Карафуто, памятники истории, паспорт объекта, экскурсионный маршрут, семь чудес о. Сахалин.

Forgotten lighthouse: a nostalgic trip to cape Aniva (Sakhalin island)

The article provides the information about the lighthouse construction on the remote rocky cape Aniva (Sakhalin) in the era of Karafuto, which is a a point of confluence of the two seas — Japanese and Okhotsk. Special attention is paid to the current state of the lighthouse as a monument to Sakhalin history entered in the list of Seven Wonders of the Sakhalin island.

A guided tour to the lighthouse Naka-Siretoko misaki developed by tourist association "Tour East" is offered to the reader..

Keywords: lighthouse, cape Aniva, Sakhalin island, the era of governorship Karafuto, historical monuments, a passport of tourist site, guided tour. Seven Wonders of the Sakhalin island.

Забытый маяк: ностальгическое путешествие на мыс Анива (о. Сахалин)

Хахулина Л.В., Абаньшин П. А.

Часть 1. Маяки...что нам известно о них?

В словарной статье толкового словаря «маяк» — это высокая башня с сигнальными огнями на берегу моря или на острове для ориентации проходящих судов; «маяк» — это кто-либо или что-либо, указывающее путь к чему-либо, являющееся символом передового, прогрессивного; символ, эмблема надежды.

Академично, сдержанно, обобщенно...

Несмотря на это каждый маяк индивидуален, имеет свое имя, историю, характер.

Самым известным маяком человечества является мраморный маяк Фарос, построенный в III веке до н.э. древнегреческим зодчим Состратом Кинидским и признанный одним из классических семи чудес света, наряду с пирамидами нильской долины и колоссальной статуей на острове Родос. Пламя огня, развеваемое ветром на его вершине, указывало мореплавателям путь в древнюю Александрию.

Именно развитие мореплавания и стремление к открытию новых земель подтолкнуло человечество к созданию данных башенных сооружений, обеспечивающих безопасность морских походов.

Возникновение маяков в России связано с зарождением Российского флота и, конечно, с именем Петра I. В 1705 году по его указанию вдоль узкого извилистого фарватера Северной Двины были установлены лоц-бочки, закупленные в Голландии, а в устье реки соорудили «огневые маяки» (сооружения на берегу с установ-

ленными на них емкостями для горючих материалов), зажигавшиеся перед приходом с моря военных судов.

На российском Дальнем Востоке первые маяки появились сначала на берегах Камчатки, а затем и на о. Сахалин. Уникальность островного маячного дела обусловлена тем, что складывалась под влиянием представителей различных градостроительных школ — дореволюцион-

ные. 1. Маяки о. Сахалин [5. С. 1]

ной русской, японской и советской. Исходя из этого, как отмечает историк-краевед Самарин И.А., фарология сахалинских и курильских навигационных знаков и сооружений представляет собой оригинальное сочетание различных стилей и течений в маячном строительстве, отражающих основные тенденции в обеспечении безопасности мореплавания на протяжении последних полутораста столетий [5, c. 4].

На сегодняшний день в Сахалинской области насчитывается 25 маяков (17 — на о. Сахалин, 8 — на Курильских островах). К сожалению, некоторые их них неоправданно забыты, лишены былой славы и мощности.

Но сделаем экскурс в историю...

Часть 2. Маячное строительство

в период губернаторства Карафуто

на юге о. Сахалин (1905-1945 гг.)

После образования губернаторства Карафуто в 1905 г. японская империя начала активно создавать не только социальную и производственную инфраструктуру острова, но и осваивать морские просторы Южного Сахалина: еще не закончились боевые действия на острове, когда судну «Мусаши» было приказано приступить к промерам и описи берегов возле мыса Ни-си-Ноторо (м. Крильон). Так было положено начало навигационной и маячной деятельности в японском Карафуто.

Нака-Сиретоко мисаки — маяк «на краю земли» (пер. с японского) был возведен в 1939 году на скале Тодо (Сивучья) возле труднодоступного мыса Нака-Сиретоко (мыс Анива). Этот район изобилует течениями, частыми туманами, подводными каменистыми банками. В XIX веке у японских рыбаков существовала даже легенда о том, что невозможно обогнуть мыс Нака-Сиретоко морем.

В айнской топонимике Южного Сахалина и Хоккайдо название Сиретоко было распространено достаточно широко.

Рис. 1. Скала «Сивучья» [5. С. 41]

Рис. 2. Строительство маяка Нака-Сиретоко мисаки. Фото 1930-х гг. Архив общества «Тококай», Токио

Этим словом, обозначавшим «выдающийся мыс» или «мыс, похожий на клюв птицы», были названы мысы в юго-восточной части Хоккайдо и Сахалина, а также на восточном побережье Сахалина. Чтобы избежать путаницы, в конце XIX—начале XX веков японские географы стали называть их Сиретоко — мыс на Хоккайдо (до сих пор носящий это имя), Нака-Сирето-ко (средний Сиретоко) — ныне мыс Анива, Кита-Сиретоко (северный Сиретоко) — сейчас мыс Терпения [5, с. 41].

Автором проекта маяка Нака-Сиретоко мисаки был инженер Миура Синобу, выпускник технического колледжа в Канагава.

Первыми работами Миура Синобу были маяк Осака, построенный в 1932 году, и скальный маяк кайгара (Сигнальный), построенный в 1936 году в проливе, разделяющем острова Малой Курильской гряды с островом Хоккайдо. Его новый маяк был

самым сложным техническим сооружением на всем Сахалине и одним из интереснейших достижений мировой практики маячного строительства того времени. После окончания строительства точная модель-копия маяка была преподнесена в дар императору Японии Хирохито [5, с. 42].

Построенный маяк представляет собой круглую бетонную башню с небольшой боковой пристройкой, вписанной в овальное основание. Высота башни — 31 метр, высота огня — 40 метров над уровнем моря. Башня имела 9 этажей. На цокольном этаже располагались дизельная и аккумуляторная. Пер-

Рис. 3. Инженер Миура Синобу

Рис. 4. Маяк

Нака-Сиретоко-мисаки, 1939 г.

вый этаж с пристройкой занимали кухня и продовольственный склад, второй — радиорубка, аппаратная и вахтенная. На третьем, четвертом и пятом этажах башни были жилые комнаты, рассчитанные на 12 человек. В каждой имелось по две пары двухъярусных коек и небольшие ниши для личных вещей. Жилые помещения имели маленькие круглые окна-иллюминаторы. На шестом этаже находилась кладовая, на седьмом — механизмы пневматической сирены, на восьмом — склад горючего, на девятом располагался вращательный механизм. Проблесковый осветительный аппарат 3-го разряда приводился в движение при помощи часового механизма. В центральной части башни проходила труба, внутри которой был подвешен маятник — гиря весом 270 кг, — заводимый каждые три часа для движения оптической системы. Осветительный аппарат вращался в чаше, наполненной 300 кг ртути, используемой в качестве подшипника. Дальность действия маяка составляла 17,5 мили.

Штат служащих на маяке состоял из четырех человек. После окончания навигации обслуживающий персонал с маяка

Рис. 5. Маяк Нака-Сиретоко мисаки, 2013 г. [8]

снимался. Зимовали японские маячники в специально построенном для них поселке Сатоо (ныне застава Южная), также созданном по проекту Миура Синобу. Здесь были возведены 8 зданий из железобетона, в том числе четыре двухквартирных для специалистов, склад, радиостанция и два

Рис. 6. Разрез маяка Нака-Сиретоко мисаки. Архив береговой охраны Японии, Токио

двухквартирных дома для прислуги. Последнее неудивительно, так как работники маяков в Японии были причислены к категории государственных служащих, которым по статусу полагалось иметь прислугу. Квартиры слуг отличались отсутствием ванных комнат и меньшей площадью. Долгое время маяк функционировал на дизельном генераторе и резервных аккумуляторах [5, с. 42-43].

Часть 3. Маяк Нака-Сиретоко мисаки в советское время (1945—1991 гг.). Современность

Рис. 7. Застава Южная (п. Сатоо, 1950-е гг.)

С приходом Советской власти на южную часть острова недалеко от п. Сатоо была вскоре возведена застава Южная. По словам очевидцев, проходивших там военную службу, японский поселок вскоре был разобран — деревянный брус использовался в качестве дров. Хотя некоторые дома были использованы по назначению. Также в то время ходили слухи, что где-то там есть законсервированная японская станция, оставленная после войны [14].

Маяк продолжал функционировать на дизельном генераторе и резервных аккумуляторах до начала девяностых годов, а затем стал работать на автономных изотопных элементах питания (РИТЭГ — радиоизотопный термоэлектрический генератор — источник электроэнергии, использующий тепловую энергию радиоактивного распа-

да). В качестве топлива для РИТЭГ использовался стронций-90, а для высокоэнергоемких генераторов — плутоний-238.

Во времена СССР было изготовлено более тысячи РИТЭГов, в настоящее время в России их осталось не более 700 штук. Срок службы РИТЭГов может составлять 10— 30 лет, у большинства из них он закончился.

По сути данный маяк был маяком-ро-ботом, способным работать автономно длительное время. Благодаря атомному источнику энергии затраты на обслуживание маяка были минимальны. Однако в связи с кризисами в экономике страны маяк был

Рис. 8. Застава Южная, 2012 г. [12]

снят с дежурства и закрыт. Оставшиеся техника и оборудование были разграблены мародерами [13].

Вскоре и застава была закрыта за ненадобностью, а весь боевой состав перераспределили по другим частям острова.

Но несомненная историческая значимость объекта, уникальность его архитектуры, труднодоступность, легенды и мифы побуждают к бесспорно авантюрному путешествию — к маяку Нака-Сиретоко мисаки.

Часть 4. Ностальгическое путешествие на мыс Анива

Студенческое туристское объединение «TourEast» под руководством профессорскопреподавательского состава факультета сервиса и туризма СахГУ на основании глубокого изучения немногочисленных архивных

Перспективность объектов для организации экскурсионного маршрута

■ Клоковский водопад (12%)

■ мыс Слепиковского (32%)

□ водопад на р. Черемшанка (19%)

■ маяк на мысе Анива (32%)

■ оз. Айнское (5%)

документов, литературных источников разработало паспорт данного объекта, а также экскурсионный маршрут и апробировало его.

Идея создания маршрута возникла в связи с необходимостью диверсификации услуг на туристском рынке г. Южно-Сахалинск, так как набор экскурсий по югу острова Сахалин, предлагаемый туркомпаниями, весьма ограничен.

Интерес потенциальных туристов к рассматриваемому нами объекту подтверждается небольшим опросом потенциальных потребителей, большинство из которых оказались молодыми людьми в возрасте от 20 до 30 лет. Респондентам предлагалось выбрать наиболее популярный и перспективный, на их взгляд, объект для организации экскурсионного маршрута.

По результатам опроса видно, что наиболее привлекательными являются мыс Слепиковского (на котором также располагается маяк японской постройки) и маяк на мысе Анива. Данные показатели свидетельствуют об интересе потенциальных туристов к наследию японской культуры и истории на о. Сахалин.

Помимо этого, данный объект принимал участие в конкурсе «Семь чудес Сахалина», проведенного редакцией печатного издания «Губернские ведомости». Из 40 претендентов было отобрано лишь семь, и маяк на мысе Анива вошел в число победителей.

Далее представлены паспорт объекта и программа экскурсионного маршрута:

Паспорт объекта

Культурно-историческое туристское пространство: памятники архитектуры

г 1М^Д|рММ^ >

Культурно-историческое туристское пространство Памятники архитектуры

Полное наименование объекта: Маяк на м. Анива (Нака-СиретокомМисаки)

Исторические события, связанные с объектом (дата постройки)

Месторасположение:

Описание:

Источники сведений об объекте

Отличительные признаки объекта, степень его уникальности

Состояние объекта и степень сохранности

Охрана памятника Картосхема территории

НакаСиретокоМисаки был установлен в 1939 году на небольшой скале Сивучья, возле труднодоступного скалистого мыса Анива,который является точкой слияния двух морей - Японского и Охотского.

694030, г. Анива, Сахалинская область (название японского периода -Рубака)

Координаты мыса Анива 46.017806, 143.414546'0104.1 с.ш. 143'245.2 в.д. / 46.017806' с.ш. 143.4145' в.д. (в)(О)

Автором проекта маяка Нака-Сиретокомисаки был инженер МиураСинобу, выпускник технического колледжа в Канагава.

Автором проекта маяка Нака - Сиретоко мисаки был инженер Миура Синобу, выпускник технического колледжа в Канагава.

Построенный маяк представляет собой круглую бетонную башню с небольшой боковой пристройкой, вписанной в овальное основание. Высота башни - 31 метр, высота огня - 40 метров над уровнем моря. Башня имеет 9 этажей. На цокольном этаже располагались дизельная и аккумуляторная. Первый этаж с пристройкой занимали кухня и продовольственный склад, второй — радиорубка, аппаратная и вахтенная. На третьем, четвертом и пятом этажах башни были жилые комнаты, рассчитанные на 12 человек.

В центральной части башни проходила труба, внутри которой был подвешен маятник — гиря весом 270 кг, — заводимый каждые три часа для движения оптической системы. Дальность действия маяка составляла 17,5 мили.

В 90-е гг. работал на автономных изотопных элементах питания (РИТЭГ).

В настоящее время не функционирует.

1. Самарин И. Маяки Сахалина и Курильских островов. - Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2005.

2. Виртуальный остров. Сахалин и Курилы URL: http://www.virtual-ostrov.ru

3. www.sakhalin.ru/Region/lighthouses/lighthouses.htm

4. http://deadland.ru/node/10940

Труднодоступность месторасположения, архитектурная и техническая уникальность объекта

Не функционирует, не обслуживается

Не охраняется

морское путешествие «Маяк на мысе Анива»

Специализация Экскурсия, морская прогулка на лодке

Дата проведения июль — сентябрь

Продолжительность 1 день

Маршрут г. Южно-Сахалинск — п. Новиково — маяк Анива — п. Новиково — г. Южно-Сахалинск

Программа тура:

7.00 — сбор группы в г. Южно-Сахалинске. Выезд в п. Новиково; 9.00 — прибытие в п. Новиково. Вводная беседа на берегу. Рассказ о структуре экскурсии; 9.15 — инструктаж по технике безопасности. Посадка в лодку. Морская прогулка до мыса Анива; 12.30 — высадка на мысе Анива. Экскурсия на маяке, фотосъемка; 13.00 — ланч, горячий чай; 14.00 — посадка в лодку. Возращение в п. Новиково; 17.00 — прибытие в п. Новиково. Ужин; 18.30 — выезд в г. Южно-Сахалинск; 20.30 — прибытие в г. Южно-Сахалинск.

Начало тура г. Южно-Сахалинск (п. Новиково)

Стоимость тура На 1 участника — минимальное количество участников — 5 человек; — максимальное количество участников — 15 человек; * Базовый: (группа до 5 человек) — 6 800,0 руб. (группа более 5 человек) — 5 800,0 руб.

* Стандартный: (группа до 5 человек) — 8 200,0 руб. (группа более 5 человек) — 7 200 руб.

* В стоимость тура входит (Окончательная стоимость тура зависит от согласования маршрута и количества участников в группе) — Базовый: страховка, сопровождение на маршруте, аренда снаряжения и оборудования, транспорт для оборудования и персонала.

— Стандартный: страховка, сопровождение на маршруте, аренда снаряжения и оборудования, транспорт для оборудования и персонала, транспорт для участников группы, питание на маршруте.

Необходимый опыт и снаряжение — комплект теплой одежды и обуви (для активного отдыха); — резиновые сапоги.

Дополнительно По погодным условиям возможна корректировка маршрута. Во время путешествия возможно погружение с аквалангом на небольшую глубину с инструктором. Для любителей экстрима возможен спуск по веревке с маяка (высота более 30 м).

Краткая информация о туре:

Однодневная морская прогулка вдоль западного побережья Тонино-Анивского полуострова. Маршрут проходит вдоль труднодоступных мысов и бухт. Вы получите уникальную возможность увидеть красивейшие места и сделать интересные фотографии, посетить памятник истории и инженерной мысли — маяк Анива.

Безопасность:

Безопасность проведения экскурсий и туров обеспечивает квалифицированный и обученный персонал, а также аттестованные спасатели МЧС РФ. Все используемое оборудование и снаряжение проходит постоянный контроль качества и безопасности, имеет российские и международные сертификаты. Особый контроль уделяется маломерным судам и водолазному оборудованию (жилеты-компенсаторы, редуктора, баллоны и др.). В турах используется только сертифицированное снаряжения импортного производства лодки «Корсар», лодочные моторы «Tohatsu» и водолазное оборудование Aqualung. Каждый участник экскурсии обеспечивается качественным снаряжением в зависимости от специфики тура: защитным костюмом, спасательным жилетом. У руководителя маршрута всегда имеется в наличии средства для отпугивания животных (фальшфейеры), радиостанции, спутниковый телефон, аптечка первой помощи, спасательное снаряжение. Перед экскурсией все участники проходят обязательный инструктаж по вопросам безопасности и правилам поведения на воде.

Таким образом, участие в подобных маршрутах студентов — участников клуба «TourEast» способствует, на наш взгляд, развитию патриотических чувств, тяге к внутреннему туризму, обогащению знаний в области организации экскурсий, а также умений правильно логистически выстраивать маршрут. В рамках участия в данной экскурсии студенты могут отрабатывать навыки по апробации маршрута, а также осуществлять исследовательскую деятельность.

Часть 6. Вместо заключения...

Рассматриваемый нами объект является одним из самых сложных и уникальных архитектурных сооружений в Сахалинской области, а может быть и на всем Дальнем Востоке. Данный маяк олицетворяет собой целую череду различных эпох, и, несмотря на то, что отчасти они неоправданно забыты, ценность и значение

Литература

1. Виртуальный краеведческий музей URL: http://www.muzey-sakhalin.ru (дата обращения 26.07.2013)

2. Виртуальный остров. Сахалин и Курилы URL: http://www.virtual-ostrov.ru (дата обращения 26.07.2013)

3. Джанджугазова Е.А. Живая карта России. Инновационный проект РГУТиС. М.: КноРус, 2011. 112 с.

4. Джанджугазова Е.А. Туризм и инновационное развитие: Проект ФГОУВПО «РГУТиС» // Современные проблемы сервиса и туризма». 2010, № 3.

5. Самарин И. Маяки Сахалина и Курильских островов. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2005.

6. Смирнов В. Капитан 1-го ранга // С.-Петербургские ведомости. —

Выпуск № 104 от 08.06.2007.

7. Современный толковый словарь русского языка / Под ред. Т.Ф. Ефремовой. — М., 2009.

подобных объектов для современников просто неоспоримы.

Однако без постоянного обслуживания маяк в скором времени придет в полную негодность и будет небезопасен для посещения туристами. В связи с этим в качестве рекомендаций для туристских организаций и государственных учреждений, регулирующих туристскую отрасль в Сахалинской области, мы предлагаем следующее:

— взять объект под охрану государства и обеспечить финансирование для его реставрации;

— контролировать посещение маяка туристами, организовав пропускную систему с символической платой, что позволит сформировать небольшой бюджет на обслуживание туристского объекта — наследия периода Карафуто на Сахалине;

— вести усиленную работу по продвижению данного туристского объекта как на территории России, так и за рубежом.

8. URL:http://photos.sakhalin. name/?photo=149840&b_id=

(дата обращения 26.07.2013)

9. URL: http://www.sakhalin.ru/boomerang/ news4.html (дата обращения 26.07.2013)

10. URL: www.sakhalin.ru/Region/lighthouses/ lighthouses.htm (дата обращения

26.07.2013)

11. URL:http://vk.com/club28521752?z=photo 28521752_265386734%2Falbum-28521752_138031872%2Frev(дата обращения 26.07.2013)

12. URL: http://vk.com/club28521752?z=photo-28521752_265386823%2Falbum-28521752_ 138031872%2Frev(дата обращения

26.07.2013)

13. URL: http://deadland.ru/node/10940 (дата обращения 26.07.2013)

14. URL:http://pogranec.ru/showthread. php?t=18600&page=4 (дата обращения

26.07.2013)