Научная статья на тему 'Забытый маяк: ностальгическое путешествие на мыс Анива (О. Сахалин)'

Забытый маяк: ностальгическое путешествие на мыс Анива (О. Сахалин) Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
708
160
Поделиться
Ключевые слова
МАЯК / МЫС АНИВА / О. САХАЛИН / ГУБЕРНАТОРСТВО КАРАФУТО / ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ / ПАСПОРТ ОБЪЕКТА / ЭКСКУРСИОННЫЙ МАРШРУТ / СЕМЬ ЧУДЕС О. САХАЛИН / SAKHALIN IS&SHY / GUIDED TOUR. SEVEN WONDERS OF THE SAKHALIN ISLAND

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Хахулина Лидия Владимировна, Абаньшин Павел Андреевич

В статье приводятся сведения о строительстве маяка Нака-Сиретоко мисаки в эпоху губерна­торства Карафуто (1905-1945 гг.) на труднодо­ступном скалистом мысе Анива (о. Сахалин), который является точкой слияния двух мо­рей — Японского и Охотского. Особое внимание уделяется современному состоянию маяка как памятника истории о. Сахалин, занесенного в перечень семи чудес острова. Также предложен паспорт объекта и экскурсионный маршрут к ма­яку Нака-Сиретоко мисаки, разработанный сту­денческим туристским объединением «TourEast».

Forgotten lighthouse: a nostalgic trip to cape Aniva (Sakhalin island) The article provides the information about the lighthouse construction on the remote rocky cape Aniva (Sakhalin) in the era of Karafuto, which is a a point of confluence of the two seas — Japanese and Okhotsk. Special attention is paid to the current state of the lighthouse as a monument to Sakhalin history entered in the list of Seven Wonders of the Sakhalin island. A guided tour to the lighthouse Naka-Siretoko misaki developed by tourist association "Tour East" is offered to the reader..

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Забытый маяк: ностальгическое путешествие на мыс Анива (О. Сахалин)»

В статье приводятся сведения о строительстве маяка Нака-Сиретоко мисаки в эпоху губернаторства Карафуто (1905-1945 гг.) на труднодоступном скалистом мысе Анива (о. Сахалин), который является точкой слияния двух морей — Японского и Охотского. Особое внимание уделяется современному состоянию маяка как памятника истории о. Сахалин, занесенного в перечень семи чудес острова. Также предложен паспорт объекта и экскурсионный маршрут к маяку Нака-Сиретоко мисаки, разработанный студенческим туристским объединением «TourEast».

Ключевые слова: маяк, мыс Анива, о. Сахалин, губернаторство Карафуто, памятники истории, паспорт объекта, экскурсионный маршрут, семь чудес о. Сахалин.

Forgotten lighthouse: a nostalgic trip to cape Aniva (Sakhalin island)

The article provides the information about the lighthouse construction on the remote rocky cape Aniva (Sakhalin) in the era of Karafuto, which is a a point of confluence of the two seas — Japanese and Okhotsk. Special attention is paid to the current state of the lighthouse as a monument to Sakhalin history entered in the list of Seven Wonders of the Sakhalin island.

A guided tour to the lighthouse Naka-Siretoko misaki developed by tourist association "Tour East" is offered to the reader..

Keywords: lighthouse, cape Aniva, Sakhalin island, the era of governorship Karafuto, historical monuments, a passport of tourist site, guided tour. Seven Wonders of the Sakhalin island.

Забытый маяк: ностальгическое путешествие на мыс Анива (о. Сахалин)

Хахулина Л.В., Абаньшин П. А.

Часть 1. Маяки...что нам известно о них?

В словарной статье толкового словаря «маяк» — это высокая башня с сигнальными огнями на берегу моря или на острове для ориентации проходящих судов; «маяк» — это кто-либо или что-либо, указывающее путь к чему-либо, являющееся символом передового, прогрессивного; символ, эмблема надежды.

Академично, сдержанно, обобщенно...

Несмотря на это каждый маяк индивидуален, имеет свое имя, историю, характер.

Самым известным маяком человечества является мраморный маяк Фарос, построенный в III веке до н.э. древнегреческим зодчим Состратом Кинидским и признанный одним из классических семи чудес света, наряду с пирамидами нильской долины и колоссальной статуей на острове Родос. Пламя огня, развеваемое ветром на его вершине, указывало мореплавателям путь в древнюю Александрию.

Именно развитие мореплавания и стремление к открытию новых земель подтолкнуло человечество к созданию данных башенных сооружений, обеспечивающих безопасность морских походов.

Возникновение маяков в России связано с зарождением Российского флота и, конечно, с именем Петра I. В 1705 году по его указанию вдоль узкого извилистого фарватера Северной Двины были установлены лоц-бочки, закупленные в Голландии, а в устье реки соорудили «огневые маяки» (сооружения на берегу с установ-

ленными на них емкостями для горючих материалов), зажигавшиеся перед приходом с моря военных судов.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

На российском Дальнем Востоке первые маяки появились сначала на берегах Камчатки, а затем и на о. Сахалин. Уникальность островного маячного дела обусловлена тем, что складывалась под влиянием представителей различных градостроительных школ — дореволюцион-

ные. 1. Маяки о. Сахалин [5. С. 1]

ной русской, японской и советской. Исходя из этого, как отмечает историк-краевед Самарин И.А., фарология сахалинских и курильских навигационных знаков и сооружений представляет собой оригинальное сочетание различных стилей и течений в маячном строительстве, отражающих основные тенденции в обеспечении безопасности мореплавания на протяжении последних полутораста столетий [5, c. 4].

На сегодняшний день в Сахалинской области насчитывается 25 маяков (17 — на о. Сахалин, 8 — на Курильских островах). К сожалению, некоторые их них неоправданно забыты, лишены былой славы и мощности.

Но сделаем экскурс в историю...

Часть 2. Маячное строительство

в период губернаторства Карафуто

на юге о. Сахалин (1905-1945 гг.)

После образования губернаторства Карафуто в 1905 г. японская империя начала активно создавать не только социальную и производственную инфраструктуру острова, но и осваивать морские просторы Южного Сахалина: еще не закончились боевые действия на острове, когда судну «Мусаши» было приказано приступить к промерам и описи берегов возле мыса Ни-си-Ноторо (м. Крильон). Так было положено начало навигационной и маячной деятельности в японском Карафуто.

Нака-Сиретоко мисаки — маяк «на краю земли» (пер. с японского) был возведен в 1939 году на скале Тодо (Сивучья) возле труднодоступного мыса Нака-Сиретоко (мыс Анива). Этот район изобилует течениями, частыми туманами, подводными каменистыми банками. В XIX веке у японских рыбаков существовала даже легенда о том, что невозможно обогнуть мыс Нака-Сиретоко морем.

В айнской топонимике Южного Сахалина и Хоккайдо название Сиретоко было распространено достаточно широко.

Рис. 1. Скала «Сивучья» [5. С. 41]

Рис. 2. Строительство маяка Нака-Сиретоко мисаки. Фото 1930-х гг. Архив общества «Тококай», Токио

Этим словом, обозначавшим «выдающийся мыс» или «мыс, похожий на клюв птицы», были названы мысы в юго-восточной части Хоккайдо и Сахалина, а также на восточном побережье Сахалина. Чтобы избежать путаницы, в конце XIX—начале XX веков японские географы стали называть их Сиретоко — мыс на Хоккайдо (до сих пор носящий это имя), Нака-Сирето-ко (средний Сиретоко) — ныне мыс Анива, Кита-Сиретоко (северный Сиретоко) — сейчас мыс Терпения [5, с. 41].

Автором проекта маяка Нака-Сиретоко мисаки был инженер Миура Синобу, выпускник технического колледжа в Канагава.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Первыми работами Миура Синобу были маяк Осака, построенный в 1932 году, и скальный маяк кайгара (Сигнальный), построенный в 1936 году в проливе, разделяющем острова Малой Курильской гряды с островом Хоккайдо. Его новый маяк был

самым сложным техническим сооружением на всем Сахалине и одним из интереснейших достижений мировой практики маячного строительства того времени. После окончания строительства точная модель-копия маяка была преподнесена в дар императору Японии Хирохито [5, с. 42].

Построенный маяк представляет собой круглую бетонную башню с небольшой боковой пристройкой, вписанной в овальное основание. Высота башни — 31 метр, высота огня — 40 метров над уровнем моря. Башня имела 9 этажей. На цокольном этаже располагались дизельная и аккумуляторная. Пер-

Рис. 3. Инженер Миура Синобу

Рис. 4. Маяк

Нака-Сиретоко-мисаки, 1939 г.

вый этаж с пристройкой занимали кухня и продовольственный склад, второй — радиорубка, аппаратная и вахтенная. На третьем, четвертом и пятом этажах башни были жилые комнаты, рассчитанные на 12 человек. В каждой имелось по две пары двухъярусных коек и небольшие ниши для личных вещей. Жилые помещения имели маленькие круглые окна-иллюминаторы. На шестом этаже находилась кладовая, на седьмом — механизмы пневматической сирены, на восьмом — склад горючего, на девятом располагался вращательный механизм. Проблесковый осветительный аппарат 3-го разряда приводился в движение при помощи часового механизма. В центральной части башни проходила труба, внутри которой был подвешен маятник — гиря весом 270 кг, — заводимый каждые три часа для движения оптической системы. Осветительный аппарат вращался в чаше, наполненной 300 кг ртути, используемой в качестве подшипника. Дальность действия маяка составляла 17,5 мили.

Штат служащих на маяке состоял из четырех человек. После окончания навигации обслуживающий персонал с маяка

Рис. 5. Маяк Нака-Сиретоко мисаки, 2013 г. [8]

снимался. Зимовали японские маячники в специально построенном для них поселке Сатоо (ныне застава Южная), также созданном по проекту Миура Синобу. Здесь были возведены 8 зданий из железобетона, в том числе четыре двухквартирных для специалистов, склад, радиостанция и два

Рис. 6. Разрез маяка Нака-Сиретоко мисаки. Архив береговой охраны Японии, Токио

двухквартирных дома для прислуги. Последнее неудивительно, так как работники маяков в Японии были причислены к категории государственных служащих, которым по статусу полагалось иметь прислугу. Квартиры слуг отличались отсутствием ванных комнат и меньшей площадью. Долгое время маяк функционировал на дизельном генераторе и резервных аккумуляторах [5, с. 42-43].

Часть 3. Маяк Нака-Сиретоко мисаки в советское время (1945—1991 гг.). Современность

Рис. 7. Застава Южная (п. Сатоо, 1950-е гг.)

С приходом Советской власти на южную часть острова недалеко от п. Сатоо была вскоре возведена застава Южная. По словам очевидцев, проходивших там военную службу, японский поселок вскоре был разобран — деревянный брус использовался в качестве дров. Хотя некоторые дома были использованы по назначению. Также в то время ходили слухи, что где-то там есть законсервированная японская станция, оставленная после войны [14].

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Маяк продолжал функционировать на дизельном генераторе и резервных аккумуляторах до начала девяностых годов, а затем стал работать на автономных изотопных элементах питания (РИТЭГ — радиоизотопный термоэлектрический генератор — источник электроэнергии, использующий тепловую энергию радиоактивного распа-

да). В качестве топлива для РИТЭГ использовался стронций-90, а для высокоэнергоемких генераторов — плутоний-238.

Во времена СССР было изготовлено более тысячи РИТЭГов, в настоящее время в России их осталось не более 700 штук. Срок службы РИТЭГов может составлять 10— 30 лет, у большинства из них он закончился.

По сути данный маяк был маяком-ро-ботом, способным работать автономно длительное время. Благодаря атомному источнику энергии затраты на обслуживание маяка были минимальны. Однако в связи с кризисами в экономике страны маяк был

Рис. 8. Застава Южная, 2012 г. [12]

снят с дежурства и закрыт. Оставшиеся техника и оборудование были разграблены мародерами [13].

Вскоре и застава была закрыта за ненадобностью, а весь боевой состав перераспределили по другим частям острова.

Но несомненная историческая значимость объекта, уникальность его архитектуры, труднодоступность, легенды и мифы побуждают к бесспорно авантюрному путешествию — к маяку Нака-Сиретоко мисаки.

Часть 4. Ностальгическое путешествие на мыс Анива

Студенческое туристское объединение «TourEast» под руководством профессорскопреподавательского состава факультета сервиса и туризма СахГУ на основании глубокого изучения немногочисленных архивных

Перспективность объектов для организации экскурсионного маршрута

■ Клоковский водопад (12%)

■ мыс Слепиковского (32%)

□ водопад на р. Черемшанка (19%)

■ маяк на мысе Анива (32%)

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

■ оз. Айнское (5%)

документов, литературных источников разработало паспорт данного объекта, а также экскурсионный маршрут и апробировало его.

Идея создания маршрута возникла в связи с необходимостью диверсификации услуг на туристском рынке г. Южно-Сахалинск, так как набор экскурсий по югу острова Сахалин, предлагаемый туркомпаниями, весьма ограничен.

Интерес потенциальных туристов к рассматриваемому нами объекту подтверждается небольшим опросом потенциальных потребителей, большинство из которых оказались молодыми людьми в возрасте от 20 до 30 лет. Респондентам предлагалось выбрать наиболее популярный и перспективный, на их взгляд, объект для организации экскурсионного маршрута.

По результатам опроса видно, что наиболее привлекательными являются мыс Слепиковского (на котором также располагается маяк японской постройки) и маяк на мысе Анива. Данные показатели свидетельствуют об интересе потенциальных туристов к наследию японской культуры и истории на о. Сахалин.

Помимо этого, данный объект принимал участие в конкурсе «Семь чудес Сахалина», проведенного редакцией печатного издания «Губернские ведомости». Из 40 претендентов было отобрано лишь семь, и маяк на мысе Анива вошел в число победителей.

Далее представлены паспорт объекта и программа экскурсионного маршрута:

Паспорт объекта

Культурно-историческое туристское пространство: памятники архитектуры

г 1М^Д|рММ^ >

Культурно-историческое туристское пространство Памятники архитектуры

Полное наименование объекта: Маяк на м. Анива (Нака-СиретокомМисаки)

Исторические события, связанные с объектом (дата постройки)

Месторасположение:

Описание:

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Источники сведений об объекте

Отличительные признаки объекта, степень его уникальности

Состояние объекта и степень сохранности

Охрана памятника Картосхема территории

НакаСиретокоМисаки был установлен в 1939 году на небольшой скале Сивучья, возле труднодоступного скалистого мыса Анива,который является точкой слияния двух морей - Японского и Охотского.

694030, г. Анива, Сахалинская область (название японского периода -Рубака)

Координаты мыса Анива 46.017806, 143.414546'0104.1 с.ш. 143'245.2 в.д. / 46.017806' с.ш. 143.4145' в.д. (в)(О)

Автором проекта маяка Нака-Сиретокомисаки был инженер МиураСинобу, выпускник технического колледжа в Канагава.

Автором проекта маяка Нака - Сиретоко мисаки был инженер Миура Синобу, выпускник технического колледжа в Канагава.

Построенный маяк представляет собой круглую бетонную башню с небольшой боковой пристройкой, вписанной в овальное основание. Высота башни - 31 метр, высота огня - 40 метров над уровнем моря. Башня имеет 9 этажей. На цокольном этаже располагались дизельная и аккумуляторная. Первый этаж с пристройкой занимали кухня и продовольственный склад, второй — радиорубка, аппаратная и вахтенная. На третьем, четвертом и пятом этажах башни были жилые комнаты, рассчитанные на 12 человек.

В центральной части башни проходила труба, внутри которой был подвешен маятник — гиря весом 270 кг, — заводимый каждые три часа для движения оптической системы. Дальность действия маяка составляла 17,5 мили.

В 90-е гг. работал на автономных изотопных элементах питания (РИТЭГ).

В настоящее время не функционирует.

1. Самарин И. Маяки Сахалина и Курильских островов. - Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2005.

2. Виртуальный остров. Сахалин и Курилы URL: http://www.virtual-ostrov.ru

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

3. www.sakhalin.ru/Region/lighthouses/lighthouses.htm

4. http://deadland.ru/node/10940

Труднодоступность месторасположения, архитектурная и техническая уникальность объекта

Не функционирует, не обслуживается

Не охраняется

морское путешествие «Маяк на мысе Анива»

Специализация Экскурсия, морская прогулка на лодке

Дата проведения июль — сентябрь

Продолжительность 1 день

Маршрут г. Южно-Сахалинск — п. Новиково — маяк Анива — п. Новиково — г. Южно-Сахалинск

Программа тура:

7.00 — сбор группы в г. Южно-Сахалинске. Выезд в п. Новиково; 9.00 — прибытие в п. Новиково. Вводная беседа на берегу. Рассказ о структуре экскурсии; 9.15 — инструктаж по технике безопасности. Посадка в лодку. Морская прогулка до мыса Анива; 12.30 — высадка на мысе Анива. Экскурсия на маяке, фотосъемка; 13.00 — ланч, горячий чай; 14.00 — посадка в лодку. Возращение в п. Новиково; 17.00 — прибытие в п. Новиково. Ужин; 18.30 — выезд в г. Южно-Сахалинск; 20.30 — прибытие в г. Южно-Сахалинск.

Начало тура г. Южно-Сахалинск (п. Новиково)

Стоимость тура На 1 участника — минимальное количество участников — 5 человек; — максимальное количество участников — 15 человек; * Базовый: (группа до 5 человек) — 6 800,0 руб. (группа более 5 человек) — 5 800,0 руб.

* Стандартный: (группа до 5 человек) — 8 200,0 руб. (группа более 5 человек) — 7 200 руб.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

* В стоимость тура входит (Окончательная стоимость тура зависит от согласования маршрута и количества участников в группе) — Базовый: страховка, сопровождение на маршруте, аренда снаряжения и оборудования, транспорт для оборудования и персонала.

— Стандартный: страховка, сопровождение на маршруте, аренда снаряжения и оборудования, транспорт для оборудования и персонала, транспорт для участников группы, питание на маршруте.

Необходимый опыт и снаряжение — комплект теплой одежды и обуви (для активного отдыха); — резиновые сапоги.

Дополнительно По погодным условиям возможна корректировка маршрута. Во время путешествия возможно погружение с аквалангом на небольшую глубину с инструктором. Для любителей экстрима возможен спуск по веревке с маяка (высота более 30 м).

Краткая информация о туре:

Однодневная морская прогулка вдоль западного побережья Тонино-Анивского полуострова. Маршрут проходит вдоль труднодоступных мысов и бухт. Вы получите уникальную возможность увидеть красивейшие места и сделать интересные фотографии, посетить памятник истории и инженерной мысли — маяк Анива.

Безопасность:

Безопасность проведения экскурсий и туров обеспечивает квалифицированный и обученный персонал, а также аттестованные спасатели МЧС РФ. Все используемое оборудование и снаряжение проходит постоянный контроль качества и безопасности, имеет российские и международные сертификаты. Особый контроль уделяется маломерным судам и водолазному оборудованию (жилеты-компенсаторы, редуктора, баллоны и др.). В турах используется только сертифицированное снаряжения импортного производства лодки «Корсар», лодочные моторы «Tohatsu» и водолазное оборудование Aqualung. Каждый участник экскурсии обеспечивается качественным снаряжением в зависимости от специфики тура: защитным костюмом, спасательным жилетом. У руководителя маршрута всегда имеется в наличии средства для отпугивания животных (фальшфейеры), радиостанции, спутниковый телефон, аптечка первой помощи, спасательное снаряжение. Перед экскурсией все участники проходят обязательный инструктаж по вопросам безопасности и правилам поведения на воде.

Таким образом, участие в подобных маршрутах студентов — участников клуба «TourEast» способствует, на наш взгляд, развитию патриотических чувств, тяге к внутреннему туризму, обогащению знаний в области организации экскурсий, а также умений правильно логистически выстраивать маршрут. В рамках участия в данной экскурсии студенты могут отрабатывать навыки по апробации маршрута, а также осуществлять исследовательскую деятельность.

Часть 6. Вместо заключения...

Рассматриваемый нами объект является одним из самых сложных и уникальных архитектурных сооружений в Сахалинской области, а может быть и на всем Дальнем Востоке. Данный маяк олицетворяет собой целую череду различных эпох, и, несмотря на то, что отчасти они неоправданно забыты, ценность и значение

Литература

1. Виртуальный краеведческий музей URL: http://www.muzey-sakhalin.ru (дата обращения 26.07.2013)

2. Виртуальный остров. Сахалин и Курилы URL: http://www.virtual-ostrov.ru (дата обращения 26.07.2013)

3. Джанджугазова Е.А. Живая карта России. Инновационный проект РГУТиС. М.: КноРус, 2011. 112 с.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

4. Джанджугазова Е.А. Туризм и инновационное развитие: Проект ФГОУВПО «РГУТиС» // Современные проблемы сервиса и туризма». 2010, № 3.

5. Самарин И. Маяки Сахалина и Курильских островов. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2005.

6. Смирнов В. Капитан 1-го ранга // С.-Петербургские ведомости. —

Выпуск № 104 от 08.06.2007.

7. Современный толковый словарь русского языка / Под ред. Т.Ф. Ефремовой. — М., 2009.

подобных объектов для современников просто неоспоримы.

Однако без постоянного обслуживания маяк в скором времени придет в полную негодность и будет небезопасен для посещения туристами. В связи с этим в качестве рекомендаций для туристских организаций и государственных учреждений, регулирующих туристскую отрасль в Сахалинской области, мы предлагаем следующее:

— взять объект под охрану государства и обеспечить финансирование для его реставрации;

— контролировать посещение маяка туристами, организовав пропускную систему с символической платой, что позволит сформировать небольшой бюджет на обслуживание туристского объекта — наследия периода Карафуто на Сахалине;

— вести усиленную работу по продвижению данного туристского объекта как на территории России, так и за рубежом.

8. URL:http://photos.sakhalin. name/?photo=149840&b_id=

(дата обращения 26.07.2013)

9. URL: http://www.sakhalin.ru/boomerang/ news4.html (дата обращения 26.07.2013)

10. URL: www.sakhalin.ru/Region/lighthouses/ lighthouses.htm (дата обращения

26.07.2013)

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

11. URL:http://vk.com/club28521752?z=photo 28521752_265386734%2Falbum-28521752_138031872%2Frev(дата обращения 26.07.2013)

12. URL: http://vk.com/club28521752?z=photo-28521752_265386823%2Falbum-28521752_ 138031872%2Frev(дата обращения

26.07.2013)

13. URL: http://deadland.ru/node/10940 (дата обращения 26.07.2013)

14. URL:http://pogranec.ru/showthread. php?t=18600&page=4 (дата обращения

26.07.2013)