Статья посвящена актуальным проблемам развития профессионального образования в области туризма и сервиса в Сахалинском государственном университете, который одним из первых стал готовить кадры для индустрии туризма и гостеприимства на восточных рубежах РФ .
Ключевые слова: образование в туризме и сервисе, концепция развития образования, система непрерывной подготовки кадров, профессиональное сотрудничество, дополнительное образование, повышение квалификации кадров.
The article focuses on the compelling challenges of developing professional education in tourism and service at Sakhalin State University which was the first in the East of the Russian Federation to train professionals for the tourism industry .
Key words: tourism and service education, education development concept, personnel lifelong training system, professional collaboration, further education, advanced vocational training.
Концепция развития сервисного и туристского образования в Сахалинском государственном университете (СахГУ) начала
Система непрерывного
сервисного
и туристского
образования
в Сахалинском
государственном
университете
Якименко Р. В.,
д.п.н, профессор, декан ФСиТСахГУ [email protected]
складываться с 2000 г. Необходимость развития этого направления в профессиональном образовании обусловлена прежде всего динамичными социально-экономическими изменениями в Сахалинской области, а также интеграционными процессами, происходящими в стране и мире. Тогда же в ЮжноСахалинском педагогическом колледже СахГУ открывается первая специальность среднего профессионального образования — 100102.51 «Организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах». В 2004 г. в университете начинается подготовка еще по трем специальностям СПО: 100201.52 «Туризм», 100105.51 «Гостиничный сервис» и 100102.51 «Организация обслуживания в сфере сервиса» со специализацией «Ресторанный сервис», параллельно началась работа по подготовке к открытию специальности высшего профессионального образования — 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм». Нужно отметить, что изначально сервисное и туристическое профессиональное образование рассматривается нами в неразрывной связи. Предприятия сервиса и гостиничного бизнеса занимают одно из основных мест в формировании туристского продукта, следовательно, чем выше уровень сервиса, тем выше его конкурентоспособность.
С сентября 2007 г. с открытием факультета сервиса и туризма, реализующего подготовку специалистов ВПО «Социально-культурный сервис и туризм», на Сахалине начала складываться система непрерывного сервисного и туристского образования. В этом же году в связи с внедрением в российское образование Болонской системы факультет получает лицензию на реализацию профессиональных программ бакалавриата 100100 «Сервис» и 100200 «Туризм». Таким образом, в 2007 г. в Сахалинском государственном университете возникла система непрерывного сервисного и туристского образования по очной и заочной формам обучения. Такая система позволяет решать вопросы не только подготовки специалистов разных уровней для сервисных предприятий и туристических компаний по сокращенным индивидуальным учебным планам, но и позволяет готовить специалистов широкого профиля, способных конкурировать на рынке труда. Здесь основополагающим становится тезис о том, что содержание образовательных программ должно формироваться с учетом возможности доступа к образованию в течение всей жизни. Лица, завершившие довузовское образование (среднее (полное) общее, начальное или среднее профессиональное), могут продолжить образование на первом уровне высшего образования (бакалавриат), затем на втором уровне высшего образования (магистратура) и далее на послевузовском уровне (аспирантура). При этом для бакалавров, магистров и лиц, завершивших обучение в аспирантуре, имеется возможность повышать квалификацию в системе дополнительного образования, в том числе на условиях параллельной дополнительной профессиональной подготовки.
Знаменательным для развития сервисного и туристского образования в СахГУ стал 2007/08 учебный год, когда благодаря специалистам Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУТиС) в СахГУ прошла переподготовка преподавательских кадров по программе «Менеджмент индустрии туризма и гостеприимства».
В этом же учебном году на факультете сервиса и туризма СахГУ открывается кафедра теории и методики сервисной деятельности и туризма. Огромную роль в создании выпускающей кафедры факультета сервиса и туризма СахГУ сыграл профессорско-преподавательский состав РГУТиС: Б.Р. Ау-теншлюс, Е.А. Джанджугазова, С.В. Дусенко,
Н.А. Зайцева, Е.М. Крюкова, А.А. Ларионова, Е.М. Николаев, Е.В. Субботина и др.
В марте 2009 г. отделением сервиса и туризма ЮСПК СахГУ и факультетом сервиса и туризма СахГУ принята Концепция развития сервисного и туристского профессионального образования в СахГУ до 2015 г. В процессе разработки Концепции мы опирались на тезис д.и.н., профессора, ректора РГУТиС А.А. Федулина о том, что «туристское образование — «живой и растущий организм», оно нуждается в постоянном притоке новых идей, критическом переосмыслении позиций и мнений. На наш взгляд, «текущий момент» туристского образования нуждается в проектировании его основных принципов».
В «Концепции развития» одними из главных аспектов являются:
• изучение и внедрение опыта ведущих вузов сервиса и туризма России, таких как Институт гостиничного бизнеса и туризма Российского университета Дружбы народов и Российского государственного университета туризма и сервиса;
• неразрывность туристического и сервисного образования, так как предприятия сервиса играют первоочередную роль в создании туристского продукта;
• создание условий для непрерывного профессионального туристского и сервисного образования (НПО — СПО — ВПО — послевузовское образование с возрастающей ролью профессиональной переподготовки, дополнительного образования и повышения квалификации);
• создание баз практического обучения студентов по профессиональным программам сервиса и туризма;
• разработка моделей социального партнерства в процессе подготовки специалистов с целью взаимодействия образовательных и профессиональных стандартов. Рассмотрим подробнее три аспекта «Концепции развития сервисного и туристского профессионального образования в СахГУ до 2015 года» и план основных мероприятий по реализации «Концепции».
Создание условий для непрерывного профессионального образования. Как уже отмечалось, в Сахалинском государственном университете уже складывается система непрерывного образования СПО — ВПО. Главными задачами для реализации «Концепции» станут открытие в 2010 г. программ начального профессионального образования со сроком обучения два года по специальностям:
• 34.1 официант (со знанием иностранного языка) и бармен (со знанием иностранного языка);
по специальностям со сроком обучения 1 год:
• 38.3 администратор, дежурный по этажу, портье.
И создание на основе программ дополнительного образования по сокращенным срокам обучения для специалистов СПО и ВПО.
В 2009/10 учебном году необходимо начать подготовку специалистов в системе послевузовского образования в аспирантурах по следующим отраслям наук и научным специальностям, связанных с развитием сервиса и туризма:
• 05.13.11 — математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей;
• 07.00.02 — отечественная история;
• 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством;
• 13.00.08 — теория и методика профессионального образования;
• 22.00.08 — социология управления и другими, открытыми в СахГУ и РГУТиС. Таким образом, к 2010 г. в СахГУ должна
сложиться система непрерывного образования по сервисным и туристским специальностям НПО — СПО — ВПО — послевузовское
образование, где особое место будет отведено системе дополнительного образования и переподготовке кадров. Полная реализация этого направления в профессиональной подготовке должна активно заработать к 2015 г. с открытием магистратур по специальностям «Сервис» и «Туризм». И тогда мы сможем говорить о том, что система непрерывного туристского и сервисного образования будет построена по признакам практикоориентированного обучения как наиболее оптимальной формы интеграции в сфере современного российского образования, и сложатся следующие концепты: многоуров-невости, вариативности и непрерывности образования.
Следующий аспект «Концепции» связан с созданием баз практики студентам. Сегодня мы хотим поблагодарить все предприятия сервиса, гостиницы, туристические компании, предприятия общественного питания Сахалинской области, с которыми у нас заключен договор о взаимном сотрудничестве. Конечно, профессиональная подготовка выпускаемых специалистов далека от идеала, но на это есть объективные факторы, связанные с тем, что:
• туризм и сервис в последние два десятилетия развиваются очень высокими темпами, за которыми не поспевает традиционно более консервативная сфера образования;
• современная туристика и сервисология начали складываться только в 90-е гг. ХХ в. и практически не имеют под собой достаточного научно-педагогического фундамента.
Это проявляется в том, что часто квалификация выпускника не соответствует требованиям работодателей к кадрам (той или иной должности или профессии), так как рынок труда и система образования развиваются автономно, что порой приводит к дисбалансу. Работодатели высказывают недовольство подготовкой выпускников, но сами не участвуют в выявлении профессиональной мотивации и ориентации абитуриентов, не предоставляют имеющиеся материально-технические объ-
екты в качестве баз практик, недостаточно активно участвуют в научно-исследовательской работе учебного заведения.
Преодоление этих негативных факторов видится нами в развитии так называемого пятого концепта — социального партнерства. Отметим, что главной целью здесь является преодоление разрыва между образовательными стандартами (образовательных учреждений) и профессиональными (должностные обязанности сотрудников работодателей). Из задач реализации 4 и 5 пунктов «Концепции» выделим ряд основных мероприятий.
1. Проведение ежегодных научно-практических конференций, посвященных актуальным проблемам развития сервисоло-гии и туристики с привлечением ведущих специалистов, развивающих индустрию туризма и гостеприимства.
2. Внедрение программ переподготовки и повышения квалификации кадров.
3. Проведение ежегодного конкурса «Моя будущая профессия» среди студентов сервисных специальностей с привлечением в качестве экспертов специалистов предприятий сервиса и туризма.
Введение дополнительных образовательных программ для студентов по следующим направлениям, кроме уже имеющихся («Английский язык для международного туризма» и «Японский язык»):
• «Въездной туризм и экскурсоведение в Сахалинской области»;
• «Агент по бронированию и обслуживанию авиаперевозок»;
• «Организация туров в конкретные региональные дестинации (ЮгоВосточная Азия, Китай, Корея, Япония, Северная Африка (Египет, Тунис), Западная Европа, Восточная Европа, Северная Европа, США и др.)»;
• «Аниматор на предприятиях сервиса»;
• «Руководитель PR-службы предприятий сервиса и туризма» и др.
5. Организация образовательных программ для будущих специалистов сервиса и туризма в различные туристические дести-
нации с целью изучения зарубежного и российского опыта.
6. Предоставление услуг населению в анимационной деятельности. Так, только в 2008 г. студентами наших специальностей было проведено 32 мероприятия для предприятий социальных и экономических отраслей Сахалинской области (основными заказчиками являлись: Департамент образования и Управление молодежной политики Сахалинской области, Управление молодежной политики г. Южно-Сахалинска, областной комитет по промышленности и торговле, Управление культуры администрации г. Южно-Сахалинска, «Мега Палас Отель», ГТРК «Сахалин» и др.).
7. До 2012 г. нашему учебному заведению предстоит решить задачу по созданию Учебного центра общественного питания на базе имеющейся столовой с целью практической подготовки специалистов в общественном питании.
Создание библиотечного фонда по серви-сологии и туристике — одна из главных задач, постоянно решаемых администрацией учебного заведения. Здесь наметилась положительная динамика: только за последние два года абонемент факультета сервиса и туризма пополнился на 4853 экземпляров 327 изданий.
Таким образом, реализация пунктов «Концепции развития сервисного и туристского профессионального образования в СахГУ до 2015 года» позволяет сервисологии и туристике на Сахалине перейти на новую фазу развития, основанную на фундаменте социального партнерства, и в рамках предлагаемых образовательных программ охватить различные секторы индустрии гостеприимства, прежде всего туристский, гостиничный и ресторанный бизнес, исследуя его отдельные профили. В частности: антикризисное управление, управление доходами, управление тарифной политикой и ценами, формирование имиджа, создание и развитие бренда, применение креативного подхода и др.
Подобное направление развития системы туристского и сервисного образования
даст возможность подготовить специалистов более узких профилей при сохранении достаточной базисной подготовки, которая изначально обеспечит импульс будущего профессионального развития специалиста и его
Литература
1. Краснобаева И.А. Стратегическая концепция создания национальных университетов на примере Южного Федерального университета [Текст] / И . А . Краснобаева // Вестник МГУС . 2008 . № 2 . С . 53—60 .
2 . Свириденко Ю.П. Модернизация сервиса и образовательная политика Российской Федерации [Текст] / Ю . П . Свириденко // Сервис plus . 2008 . № 1. С . 78-83 .
постоянную готовность к обучению, повышению квалификации и переквалификации, что особенно важно в условиях динамичных перемен на рынках труда, услуг, капитала.
3 . Стратегия и структура подготовки кадров для
сферы обслуживания — взгляд работодателей // Сервис plus . 2008 . № 1. С . 95—104 .
4 . Туристское образование / Под ред . А . А . Феду-
лина . М. , 2004 .
5 . Федулин А.А. Туристское образование: новые
горизонты развития [Текст] / А . А . Федулин // Современные проблемы сервиса и туризма. № 1. 2008 . С . 72—76 .