Научная статья на тему 'Анализ практики подготовки специалистов сферы социального туризма (на базе вузов физической культуры)'

Анализ практики подготовки специалистов сферы социального туризма (на базе вузов физической культуры) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / ПРОФИЛЬНЫЕ ВУЗЫ / SOCIAL TOURISM / SOCIAL INFRASTRUCTURE / PROFESSIONAL SOCIETY / PROFILE EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Сергей Александрович

В статье рассматривается актуальная проблема подготовки специалистов в системе туристского образования в ее различных проявлениях: в секторе производства и оказания туристских услуг, секторе профессиональных общественных отношений, туристском воспитании и просвещении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the social tourism sphere specialists training practice

The actual problem of specialists training in the system of tourist education in its different aspects is depicted in this article in the sphere of manufacture and tourist service, in the sphere of professional public relations, tourist upbringing and education.

Текст научной работы на тему «Анализ практики подготовки специалистов сферы социального туризма (на базе вузов физической культуры)»

УДК 378.011:796.011.3

С. А. КУЗНЕЦОВ

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА (НА БАЗЕ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ)

В статье рассматривается актуальная проблема подготовки специалистов в системе туристского образования в ее различных проявлениях: в секторе производства и оказания туристских услуг, секторе профессиональных общественных отношений, туристском воспитании и просвещении.

Ключевые слова: социальный туризм, социальная инфраструктура, профессиональные сообщества, профильные вузы.

На сегодняшний день туризм представляет собой глобальное экономическое и социально-культурное явление современного мира, удовлетворяющее потребности человека в культурном, физическом, познавательном и духовном развитии, имеющее при этом огромный потенциал роста, а также создающее все больше рабочих мест для специалистов данной отрасли.

Система социального туризма представляет собой совокупность социально-культурных объектов и участников, а также принципов, целей и средств, включая льготы, что позволяет все большему количеству людей воспользоваться возможностями туристского отдыха. В целях обеспечения доступности туристского отдыха требуется разработка государственной социальной туристской политики, направленной на создание законодательной базы, принятие нормативных актов, развитие социальной инфраструктуры, подготовку квалифицированных специалистов по организации информационной работы и оказанию помощи различным категориям потребителей услуг социального туризма при реализации своих прав на отдых. Данная точка зрения в общем ее виде была поддержана в документах, принятых Парижской всемирной конференцией и Всемирным форумом в Дакаре.

Динамичный рост индустрии туризма и гостеприимства, по мнению ряда исследователей [1 — 3 и др.], инициирует развитие профессионального образования, актуализирует проблему подготовки специалистов в системе туристского образования в её различных проявлениях: в секторе производства и оказания туристских услуг, секторе профессиональных общественных организаций, туристском воспитании и просвещении.

В системе высшего профессионального образования, отмечают Н. В. Зигерн-Корн и Н. В. Каледин, основная подготовка кадров для туристской индустрии реализуется в профильных университетах, академиях и институтах в рамках укрупненной группы «Сфера обслуживания» по двум направлениям и специальностям — «Социально-культурный сервис и туризм» и «Туризм», включающим более 10 специализаций (профилей). Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием для сферы туризма реализуется и в других непрофильных

высших учебных заведениях в рамках направлений подготовки в смежных областях профессиональной деятельности. Основной проблемой этого сегмента на рынке образовательных услуг являются нарекания в их адрес со стороны субъектов туриндустрии в чрезмерной академичности профильного высшего образования при явном недостатке практических навыков и знаний. Реализуемые ими учебные программы не отвечают реальным нуждам секторов туризма ввиду их слабой ориентированности на практическую работу. Последнее обстоятельство свидетельствует об отсутствии у этого сегмента рынка образовательных услуг своего заинтересованного потребителя [4].

Масштабные изменения, происходящие в начале XXI века в стране, потребовали модернизации образования и, как следствие, системы подготовки специалистов туристской деятельности. Принципиально новая социально-экономическая ситуация актуализировала проблемы кадрового обеспечения туристской индустрии России высокопрофессиональными специалистами: туроператорами и турагентами, менеджерами и финансистами, экскурсоводами и гидами-переводчиками, персоналом сферы услуг в гостиницах, ресторанах, транспортных компаниях, в области информации и рекламы, менеджмента и маркетинга туризма. В связи с этой перспективой, отмечает Е. В. Мошняга, задача определения социально-педагогических условий совершенствования подготовки специалистов туристской деятельности, формирования их профессиональных и деловых качеств выдвинулась на передний план в общей программе дальнейшего развития туризма и реформирования образовательной системы в нашей стране [5].

Как отмечает А. А. Федулин, для формирования основ туристской отрасли за последние 15 лет было сделано немало: подтвердила свою актуальность специальность (сейчас — направление) «Социально-культурный сервис и туризм» («Туризм»), сформировалось такое направление подготовки, как «гостиничное дело»; разработаны и внедрены государственные и федеральные государственные образовательные стандарты, утвержден раздел «квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма» в едином

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013

квалификационном справочнике, решением совместной Коллегии Ростуризма и Рособразования создан и действует Ресурсный центр подготовки и повышения квалификации кадров для индустрии туризма и сервиса и пр. Однако по мере развития профессионального туристского образования развивалась также и дивергенция потребностей и ожиданий основных субъектов этой системы — организаций сферы туризма, профессиональных сообществ, профильных вузов, органов управления образованием, исполнительных органов власти в сфере туризма, работников и студентов. Осознание необходимости перемен привело к активизации, в том числе и законотворческой деятельности, что является эффективной основой для дальнейшей работы по развитию системы туристского образования, в которую должны быть активно вовлечены и бизнес-сообщество, и органы исполнительной власти, и профильные вузы [5].

Проблема качества подготовки кадров для туристской индустрии приобрела особую актуальность, т.к. создание и продвижение туристско-рекреационного продукта на отечественном и международном рынках труда немыслимы без высококвалифицированных кадров, тесным образом связана со становлением и развитием специализированной системы образования.

Качество туризма как межличностной деятельности зависит от качества услуг, пишет Е. Л. Писа-ревский. Поэтому соответствующее образование профессионалов в области туризма и подготовка новых лиц, осваивающих данную профессию, является крайне важными для туристской индустрии и развития туризма в целом. В этой связи, согласно принципу IX Гаагской декларации по туризму 1989 г., государства должны принимать эффективные меры по содействию постоянному процессу образования и проведению курсов повышения квалификации для всего туристского персонала, вне зависимости от его иерархического уровня. Данное положение нашло свое отражение и в Глобальном этическом кодексе туризма (1999 г.) Так, согласно п. 2 ст. 9, предприниматели и наемные работники сферы туризма имеют право и обязаны проходить надлежащее начальное обучение и постоянно повышать свою квалификацию [6].

Профессиональная подготовка выпускаемых специалистов для туристской индустрии, по мнению Р. В. Якименко, далека от идеала, и это связано с объективными факторами:

— туризм и сервис в последние два десятилетия развиваются очень высокими темпами, за которыми не поспевает традиционно более консервативная сфера образования;

— современная туристика и сервисология начали складываться только в 90-е гг. XX в. и практически не имеют под собой достаточного научно-педагогического фундамента. Это, отмечает Р. В. Якименко, проявляется в том, что часто квалификация выпускника не соответствует требованиям работодателей к кадрам (той или иной должности или профессии), так как рынок труда и система образования развиваются автономно, что порой приводит к дисбалансу. Работодатели высказывают недовольство подготовкой выпускников, но сами не участвуют в выявлении профессиональной мотивации и ориентации абитуриентов, не представляют имеющиеся материально-технические объекты в качестве баз практик, недостаточно активно участвуют в научноисследовательской работе учебного заведения [7].

Анализ теории и практики профессионального туристского образования позволил А. А. Федулину выделить:

1) ряд противоречий:

— между ростом потребностей в туристских услугах и недостатком современных профессиональных кадров, способных удовлетворить это потребности;

— между массовыми технологиями туристского обслуживания и индивидуальным характером удовлетворения туристских потребностей, требующим расширения спектра специализаций при подготовке туристских кадров;

— между изменениями структуры свободного времени населения и неразвитостью структуры туристского предложения;

— между желанием субъектов туристского бизнеса внедрять инновации в профессиональную сферу деятельности и отсутствием базовой системы повышения квалификации и переподготовки кадров;

2) основополагающие принципы современного профессионального туристского образования:

— непрерывность;

— многоуровневость, то есть наличие ряда уровней и ступеней базового профессионального образования;

— дополнительность, дающая возможность дополнять базовое профессиональное образование различными программами профессиональной подготовки и переподготовки;

— маневренность, подразумевающая возможную смену человеком на том или ином этапе жизненного пути, той или иной ступени профессионального образования или области профессиональной деятельности;

— индивидуализацию, как возможность получения образования, ориентированного на конкретную личность;

— преемственность, обеспечивающую возможность свободного продвижения специалиста в профессиональном образовательном пространстве от начальной профессиональной подготовки до послевузовского образования [8].

Мы согласны с мнением Е. Л. Писаревского и В. Н. Зверева, которые выделяют среди большого количества существующих проблем туристского образования несколько основных, которые, по их мнению, в значительной степени влияют на качество подготовки специалистов:

— разрыв между потребностями отрасли и предложением со стороны образовательных учреждений остается весьма существенным, поскольку главной проблемой является чрезмерная академичность профильного высшего образования при явном недостатке практических навыков и знаний;

— наличие на сегодняшний день значительной потребности в квалифицированном преподавательском составе, связанной с отсутствием системы привлечения к преподаванию работников туристской индустрии;

— значительная потребность учебных заведений в методическом обеспечении учебного процесса, так как существующие учебные программы, учебники и учебные пособия, составляемые преподавателями, не имеющими практического опыта работы, не отвечают реальным нуждам туристского рынка;

— невостребованность выпускников профильных высших учебных заведений в процессе их трудоустройства при огромной нехватке квалифицированных кадров для туристской индустрии, что

связано с отсутствием практических навыков и знаний у выпускников по конкретным специализациям;

— значительные проблемы испытывают студенты при прохождении производственной и преддипломной практики, написании курсовых и дипломных научных работ, это обусловлено тем, что предприятия отрасли в большинстве своем не принимают молодых специалистов и не дают им возможности в реальных условиях применять свои теоретические знания;

— отсутствие мониторинга потребностей учреждений гостиничного, туристского и сопутствующего бизнеса в специалистах различного профиля;

— отсутствие системы объективной рейтинговой оценки профильных учебных заведений, что ведет к дезориентации молодежи при выборе образовательного учреждения;

— большое количество курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов, существующее в основном при учебных заведениях, в большинстве своем не дает практических профессиональных знаний и навыков и носит формальный характер [9].

Библиографический список

1. Бутко, Е. Я. Подготовка кадров для туристской индустрии в странах ЧЭС [Текст] / Е. Я. Бутко // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2007. — № 2. — С. 76 — 79.

2. Заплаткина, И. Е. Программа профессиональной переподготовки «Менеджмент индустрии туризма и гостеприимства»: делимся опытом [Текст] / И. Е. Заплаткина, Л. М. Афанасьева // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2008. - № 1. - С. 82-86.

3. Зигерн-Корн, Н. В. Новое поколение образовательных программ в обеспечении развития национального туристского пространства [Текст] / Н. В. Зигерн-Корн, Н. В. Каледин //

Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристских услуг : тематический сборник материалов конференции. - М. : Федеральное агентство по туризму, 2012. - С. 82-87.

4. Мошняга, Е. В. Социально-педагогические условия совершенствования подготовки специалистов туристской деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 [Текст] / Е. В. Мошняга. - М., 1997. - 225 с.

5. Федулин, А. А. Туристское образование: новые горизонты развития [Текст] / А. А. Федулин // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2008. - № 1. - С. 72-76.

6. Писаревский, Е. Л. Образование в сфере туризма. Правовой аспект [Текст] / Е. Л. Писаревский // Туризм: право и экономика. - 2003. - № 3(3). - С. 18-21.

7. Якименко, Р. В. Система непрерывного сервисного и туристского образования в Сахалинском государственном университете [Текст] / Р. В. Якименко // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2009. - № 4. - С. 76-80.

8. Федулин, А. А. Профессионализм - требование времени [Текст] / А. А. Федулин // Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристских услуг : тематический сборник материалов конференции. -М. : Федеральное агентство по туризму. - 2012. - С. 8-11.

9. Писаревский, Е. Л. Актуальные проблемы государственного регулирования подготовки кадров для сферы туризма [Текст] / Е. Л. Писаревский, В. Н. Зверева // Юридический мир. - 2010. - № 8. - С. 29-31.

КУЗНЕЦОВ Сергей Александрович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры социальных и экономических дисциплин сервиса и туризма.

Адрес для переписки: к^т [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.08.2013 г.

© С. А. Кузнецов

Книжная полка

Муллер, А. Б. Физическая культура : учеб. для бакалавров / А. Б. Муллер. - М. : Юрайт, 2013. - 424 с. -Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-2037-6.

В учебнике доступно и компактно изложены теоретические основы физической культуры, даны методики оздоровительной и спортивной тренировки, самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроля. Также представлен материал по профессионально-прикладной физической подготовке и физической культуре в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста. Учебник состоит из двух частей: первая — материалы для лекций, вторая содержит описание методико-практических занятий. Направления подготовки/специальности: Клиническая психология 030302 (022700); Психология 030301 (020400). Об авторах: Муллер А. Б., доцент Сибирского Федерального Университета; Дядичкина Н. С., доцент Сибирского Федерального Университета; Богащенко Ю. А., доцент Сибирского Федерального Университета; Близнев-ский А. Ю., кандидат педагогических наук, профессор Сибирского Федерального Университета, заслуженный тренер России; Рябинина С.К., кандидат педагогических наук, доцент Сибирского Федерального Университета.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.