Научная статья на тему 'Двадцать лет деятельности умо по образованию в области сервиса и туризма'

Двадцать лет деятельности умо по образованию в области сервиса и туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Двадцать лет деятельности умо по образованию в области сервиса и туризма»

УДК 378

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ СЕРВИСА И ТУРИЗМА

Юбилейное заседание совета Учебнометодического объединения (УМО) учебных заведений РФ по образованию в области сервиса и туризма, посвященное 20-летию деятельности УМО, состоялось 18 ноября 2008 года на базе Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса» (ФГОУ ВПО «РГУТиС). В заседании приняли участие 386 человек, в т.ч. члены совета УМО, представители учреждений высшего и среднего профессионального образования (ВПО и СПО) — 225 человек, члены совета УМО, представители работодателей — 26 человек, представители министерств Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей — 9 человек, преподаватели и сотрудники Российского государственного университета туризма и сервиса — 126 человек. В фойе актового зала работала книжная ярмарка, на которой была представлена учебно-методическая литература издательств «Академия», «Советский спорт», «Альпина». Участников заседания приветствовали А.Н. Лейбович — руководитель Национального агентства развития профессиональных квалификаций; З.С. Рижикова — советник сектора по подготовке кадров и работе с молодежью Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы; П.П. Кузнецова — заместитель директора Департамента государственного регулирование торговли Минэкономразвития России; Т.Н. Власова — президент Национальной академии туризма, ректор Балтийской академии туризма и предпринимательства; Г.М. Романова — и.о. ректора Сочинского государственного университета туризма и курортного дела; Т.Н. Гостенина — генеральный директор гостиницы «Татьяна»; Н.Л. Пономарев —референт Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России.

С докладами выступили ректор ФГОУВПО «РГУТиС», председатель совета УМО по образованию в области сервиса и туризма, профессор Александр Алексеевич Федулин и проректор ФГОУВПО «РГУТиС», заместитель председателя совета УМО по образованию в области сервиса и туризма, профессор Татьяна Николаевна Ананьева.

Профессор А.А. Федулин в докладе «Роль ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» в развитии образования в области туризма и сервиса» отметил, что долгосрочные интересы Российской Федерации состоят в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в мировое экономическое пространство. Особая роль в этом процессе принадлежит динамично развивающимся отраслям, формирующим ядро будущего инновационного развития страны. Туризм и индустрия сервиса оказывают существенное влияние на региональное развитие, поэтому туризм и сфера услуг должны быть выдвинуты на передний край инновационного развития. Высокоразвитые страны формируют новые инновационные подходы, изобретают новые продукты и создают новые рынки, это позволяет им получать наибольшую отдачу на вложенный капитал. Развивающиеся страны находятся в «догоняющем режиме», т.к. используют технологии, изобретенные другими. Следовательно, для России важно развивать отрасли, находящиеся на «переднем крае» технологического развития, чтобы включиться в мировое производство добавленной стоимости на верхних его уровнях, с самой высокой отдачей на вложенный капитал. Кроме передовых технологий, необходимо развивать еще и широкую сферу услуг, включая профессиональное образование.

Одной из приоритетных задач инновационного развития является развитие «новой экономики», или экономики, основанной на

знаниях. «Новая экономика» включает в себя профессиональное образование, рынки продуктов и услуг, основанные на информационнокоммуникационных технологиях (ИКТ), производство инноваций и т.н. интеллектуальные услуги (консультирование, информационное посредничество, аналитика, маркетинговые услуги). Важнейшей функцией «новой экономики» является инновационное наполнение экономического роста всех секторов экономики, поэтому особое внимание следует уделять развитию сектора науки, профессионального образования и инфраструктуры инноваций. Перечислим главные условия формирования экономики, основанной на знаниях.

1. Подготовка высокопрофессиональных кадров для инновационной сферы, в т.ч. специалистов, вооруженных современным инструментарием для успешной работы по продвижению инноваций в производство.

2. Создание центров передовых исследований различных форм собственности на базе существующих образовательных и научных организаций, либо путем объединения наиболее продуктивных научных групп.

3. Построение целостной инфраструктуры инновационной системы цутем создания корпоративных вертикально и горизонтально интегрированных структур (кластеров) в научно-технической и производственнотехнологической сферах, в т.ч. на базе научных и образовательных организаций.

Важнейшим Элементом «новой экономики» (или «экономики, основанной на знаниях»), является национальная система профессионального образования, первоочередной целью которой является обеспечение всех секторов народного хозяйства профессиональными кадрами в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда.

В современном мире туризм становится важнейшим фактором развития культуры, спорта и мирового олимпийского движения. Туризм, являясь катализатором позитивных экономических процессов, способствует ускоренному региональному развитию и как экспорто-ориентированный сектор экономики приносит существенные совокупные доходы в бюджеты всех уровней. По экспертным оценкам, косвенно три-четыре иностранных туриста обеспечивают одно рабочее место в экономике страны.

Докладчик отметил, что миссия РГУТиС — формирование корпуса современных значимых знаний и технологий в сфере туризма и сервиса, подготовка специалистов, способных позитивно влиять на внутрироссийские и мировые процессы в сфере туризма и сервиса.

В докладе были перечислены глобальные стратегические цели.

1. В соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года и развития науки и инноваций в Российской Федерации должна быть реализована идея создания национальной системы профессионального туристского образования, учитывающая геоэтнополитические, экономические, культурные и другие особенности сложившейся системы подготовки кадров в России.

2. В среднесрочной перспективе РГУТиС (5 лет) должен войти в число лучших, системообразующих вузов России, а в долгосрочной перспективе (10—15 лет) — занять достойное место в международных рейтингах лучших вузов, ведущих подготовку специалистов для сферы туризма и сервиса.

К стратегическим докладчик отнес следующие задачи:

1) подготовка высокопрофессиональных кадров новой формации, конкурентоспособных на российском и международном рынках труда;

2) разработки в области инновационных технологий для построения учебного процесса в единстве и на базе современных научных исследований;

3) определение тематики передовых исследований в сфере туризма и сервиса;

4) создание условий для академической мобильности обучающихся, преподавателей и научных работников путем интеграции в мировое образовательное пространство и достижение международного признания реализуемых в университете образовательных программ.

Современное состояние системы профессионального Образования в сфере туризма и сервиса и возможные перспективы ее развития в соответствии с рядом принятых в последние годы законодательных актов свидетельствуют о необходимости поиска новых форм организации образовательной деятельности, адекватных мировым тенденциям в области образования и тенденциям современного мирового развития в целом. К наиболее важным из последних следует отнести, прежде всего, интеграцию и

информатизацию. Мировые интеграционные процессы по созданию единого образовательного пространства привели к изменениям в российской системе Образования. Переход в 2009 году на двухуровневую систему высшего образования, успешная разработка новых федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения при активном участии профессиональныхобъединений работодателей и академического сообщества свидетельствует о возрастающем интересе общества и государства к качеству образования.

Основными задачами УМО учебных заведений РФ по образованию в области сервиса и туризма являются организация разработки проектов государственных образовательных стандартов и примерных учебных планов; координация действий научно-педагогической общественности учебных заведений, представителей предприятий, учреждений и организаций в обеспечении качества и развития содержания профессионального, образования; разработка предложений по структуре, отнесенной к его компетенции, в области среднего, высшего и послевузовского профессионального образования и содержанию основных образовательных программ; взаимодействие с координационными советами Минобрнауки России и другими УМО по формированию в учебных заведениях РФ единой образовательной политики; организация и координация деятельности представителей УМО в федеральных округах РФ.

УМО учебных заведений РФ по образованию в области сервиса и туризма должно разрабатывать и поддерживать горизонтальные отношения в системе непрерывного профессионального образования инновационного вуза, в т.ч. взаимовыгодное сотрудничество с другими учебными заведениями, т.е. работу с конкурентами.

В докладе «Инновационная деятельность УМО» проректор РГУТиС, заместитель председателя УМО, профессор Т.Н. Ананьева Отметила, что создание; в 80-е годы прошлого столетия учебно-методических объединений вузов являлось логичным ответом высшего профессионального образования на требования социально-экономической перестройки общества. В обществе шли процессы демократизации, для которых были характерны ослабление государственного управления высшей школой и повышение академических свобод

вузов, усиление роли общественных организаций. Тогда и возникла идея передать часть функций по управлению образованием профессиональному сообществу в вузы. Это касалось, прежде всего, определения содержания и технологий образования, структуры ПОДГОТОВКИ кадров.

За два десятилетия своего существования УМО превратились в авторитетные государственно-общественные органы управления высшей школой, основными задачами которых стало участие в разработке и Обновлении квалификационных требований к выпускникам вузов, проектов государственных образовательных стандартов профессионального образования, примерных учебных планов и программ, координация действий Научнопедагогической общественности вузов, предприятий, учреждений и организаций в совершенствовании содержания высшего Образования и обеспечении его качества.

Значение государственно-общественных форм управления образованием в настоящее время чрезвычайно велико и связано это, в первую очередь, с возросшими требованиями к качеству образования и необходимостью обновления его содержания в соответствии с последними достижениями развивающейся науки и техники, интеграцией российской и мировой образовательных систем.

Созданное в мае 1988 года УМО по образованию в области сервиса, преобразованное в 2005 г. в УМО по образованию в области сервиса и туризма, выполнило большую работу по созданию нормативно-методической документации:

1) квалификационных характеристик спе-циальностейч типовых учебных планов, типовых программ специальных дисциплин и фондов комплексных контрольных заданий по специальностям для итоговой аттестации выпускников;

2) государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки и специальностям (первого, второго, а сейчас и третьего поколений), примерных учебных планов подготовки специалистов, бакалавров, магистров, примерных программ общепрофессиональных и специальных дисциплин;

3) диагностических и оценочных средств для итоговой аттестации выпускников и методических рекомендаций по ее проведению;

4) требований к материально-техническому обеспечению направлений подготовки и ряда других документов.

Проводилась большая работа по изданию учебников и учебных пособий, по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава. Заседания совета УМО являлись фактически школой методической работы.

Поставленная в 2008 г.. в качестве одной из основных задача создания единых УМО, обеспечивающих разработку нормативно-методической документации для высшего и среднего профобразования, в нашем УМО была решена значительно раньше.

В начале XXI века ситуация изменилась. Россия вступила в Болонский процесс, приняв за основу двухуровневую систему образования. Объединениям работодателей предоставлено право участия в разработке и реализации государственной политики в области профобразования; изменились требования к качеству образовательной деятельности; начала формироваться система общественного контроля, т.е, общественный образовательный аудит.

Заметим, что Положение об УМО по образованию в области сервиса и туризма составлено на основе Типового положения об Учебнометодическом объединении высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 17 апреля 2001 г. № 1742, без учета современных условий: сейчас федеральная административная структура управления образованием включает Минобрнауки России, Рособразование и РособрнаДЗор. Сложилась ситуация, при которой практическая деятельность УМО не базировалась на современных основополагающих, концептуальных подходах к планированию и организации деятельности УМО, не учитывались современные стратегии управления образованием в России, связь содержания и уровня подготовки выпускников с требованиями рынка труда, мнением работодателей, что в определенной степени сковывало инициативу входящих в УМО учебных заведений в отношении инновационных аспектов их деятельности. Эту точку зрения неоднократно высказывали руководители федеральных органов управления образованием, представители работодателей вплоть до мнения о: ненужности для развития образования УМО как государственно-общественной структуры.

Для преодоления возникшего противоречия и во исполнение основополагающих директивных документов (включая Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на период до 2010 года; План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005—2010 годы; Решение коллегии Минобрнауки России от 1 февраля 2007 года № ПК-1 «О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования») Учебно-методическим объединением по образованию в области сервиса и туризма, осуществляющего Деятельность на базе ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», предложен комплекс следующих мероприятий.

1. Разработка совместно с представителями работодателей концепции подготовки кадров для сферы обслуживания.

2. Разработка предложений по

Дополнению и изменению проекта Перечня направлений подготовки и специальностей профессионального образования.

3. Создание с привлечением

заинтересованных организаций системы непрерывной подготовки кадров для индустрии туризма и сферы сервиса на базе соответствующих НИОКР.

4. Введение в качестве обязательного элемента проводимой УМО экспертизы о подготовленности учебных заведений к реализации образовательной Деятельности по направлениям подготовки (специальностям), отнесенным к компетенции УМО, Этапа профессиональной оценки представителями работодателей.

5. Подготовка совместно с представителями работодателей предложений по созданию системы мониторинга потребности рынка труда в кадрах различной квалификации и видов занятий с целью обоснования потребности в выпускниках высшего, среднего и начального профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям), отнесенным к компетен-

ции УМО.

6. Формирование рейтинга учебных заведений, реализующих образовательные программы по направлениям подготовки (специальностям), отнесеннымккомпетенции УМО.

7. Подготовка предложений по созданию

и функционированию системы менеджмента качества образования, основанной на

эффективной оценке освоения компетенций обучающихся с привлечением представителей Ростуризма и других работодателей.

8. Внесение изменений и дополнений в

действующее Положение об УМО с учетом совершенствования взаимодействия с

Минобрнауки России, Рособразованием, Рособрнадзором, представителями

работодателей, заинтересованными в

повышении качества подготовки кадров; введения в состав совета УМО представителей ассоциаций и других общественно-профессиональных объединений

работодателей; анализа, обобщения и распространения международного опыта образовательной Деятельности.

В сентябре 2007 года в рамках ФЦПРО Министерством образования и Науки РФ был объявлен конкурс на закупку федеральных государственных образовательных стандартов, разработанных по новому макету, в соответствии с двумя законами — об уровнях образования и о структуре ФГ’ОС.

Докладчик отметил, что этими стандартами в УМО занимались давно, успели собрать множество согласований Со стороны работодателей и заинтересованных вузов. УМО подала заявку и выиграло; 'было закуплено два стандарта по направлениям подготовки «Сервис» и «Туризм». Стандарты третьего поколения коренным образом отличаются от стандартов первого и второго поколений. Стандарты первого и второго поколений базировались на регламентации содержания подготовки в виде перечня дисциплин с заданным объемом трудоемкости и дидактическими единицами (дисциплинарный подход). В стандартах третьего поколения заложена большая степень свободы для вузов, акцент сделан не на содержании подготовки, а на ее результатах (компетентностный подход). Иначе говоря, стандарт определяет, какими компетенциями должен владеть выпускник, освоив тот или

иной цикл. Соответствующие компетенции ориентированы на профессиональные стандарты. Вузы в образовательной программе сами определяют, какие дисциплины выбрать, каково их содержание, какие технологии Обучения применять, чтобыдосгичь требуемых результатов.

Чтобы обеспечить возможность контроля соблюдения регламентов стандарта, в нем определяются требования к материально-техническому, кадровому и информационному обеспечениям. В развитие: стандартов предложен перечень профилей.

Так, в перечень профилей по направлению «Сервис» включены:

• информационный (консалтинговый) сервис;

• образовательный сервис;

• социально-культурный сервис;

• сервис в индустрии моды и красоты;

• сервис систем безопасности;

• сервис автотранспортных средств;

• сервис инженерных систем зданий и сооружений;

• сервис бытовой техники;

• химические технологии в сервисе;

• художественные технологии в сервисе;

• сервис в торговле;

• экспертиза и сертификация услуг.

По направлению подготовки «Туризм» предложены следующие профили:

• технология и организация туроператорских и турагенстских услуг;

• технология и организация гостиничных услуг;

• технология и организация услуг питания;

• технология и организация экскурсионных услуг;

• технология и организация транспортных услуг;

• технология и организация санаторно-курортных услуг.

По ряду профилей разработаны примерные учебные планы.

По мнению президента Российского союза промышленников и предпринимателей А. Шохина, особенностью современной системы профессионального образования является несбалансированность рынков труда и образовательных услуг. Вступивший в силу 1 декабря 2007 г. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объедине-

ниям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» узаконил привлечение работодателей в образовательный процесс. В рамках реализации этого закона в УМО разработан комплекс предложений по участию работодателей в образовательном процессе.

В частности, в разработке стандартов по направлениям «Сервис» и «Туризм», как и в подготовленных к обсуждению стандартах по направлениям подготовки «Гостиничное Дело» и «Домоведение», самое активное участие принимали представители Ассоциации сферы услуг. Ассоциации химчисток и прачечных, Ассоциации ломбардов. Ассоциации российских уборочных компаний, Подкомитета бытового обслуживания населения ТПП РФ, Ассоциации рестораторов и отельеров, Ассоциации туроператоров России, Российской гостиничной ассоциации и др.

Как отметил генеральный директор Национального агентства развития квалификаций

А. Лейбович, основной задачей РСПП должен быть переход от частных взаимодействий отдельных компаний с учебными заведениями к системному взаимодействию бизнеса и сферы образования: «Важно, чтобы это взаимодействие не ограничивалось только профессиональными стандартами, а затрагивало также оценку компетенций выпускников».

По мнению Т.Н. Ананьевой, плодотворной является и идея, высказанная на организованном по инициативе УМО совместно с Подкомитетом по бытовому обслуживанию населения ТПП круглом столе «Стратегия и структура подготовки кадров для сферы обслуживания — взгляд работодателей» о создании на базе РГУТиС корпоративного факультета. Такой факультет осуществляет «доводку» выпускников вузов и ссузов До уровня и квалификации, соответствующих потребностям конкретного заказчика за его счет. Корпоративный факультет мог бы работать В тесной связи с центром сертификации квалификаций, который также необходимо создать на базе университета. Отраслевой центр выдавал бы сертификаты, подтверждающие соответствие уровня подготовки требованиям работодателей;, содержащимся в профессиональных стандартах.

Докладчик отметил, что существует и реальная финансовая поддержка этой системы, выражающаяся в налоговых льготах для тех

работодателей, которые вкладывают средства в обучение кадров. В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс (они вступают в силу с 1 января 2009 г.), предусматривается отнесение на себестоимость тех расходов, которые затратил работодатель на обучение или повышение квалификации сотрудников; эти средства не облагаются налогом.

Имея в своем составе мощные механизмы развития и оценки компетенций, УМО нового типа могло бы взять на себя формирование института сертификации качества образовательной деятельности и образовательных услуг в целях совершенствования системы общественно-профессиональной аккредитации и обеспечения системности процесса получения и оценки объективных данных образовательной деятельности вузов и ссузов. УМО могло бы осуществлять следующие мероприятия:

1) анализировать и оценивать качество образовательных услуг, предоставляемых учебными заведениями;

2) оказывать учебным заведениям помощь и содействие в повышении эффективности, конкурентоспособности и устойчивости в различных направлениях их образовательной деятельности;

3) принимать на себя ответственность по заверению общественности. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и органов управления образованием на местах в качестве образования в отдельно взятом учебном заведении.

Т.Н. Ананьева также отметила, что ведущая роль научно-педагогической общественности в анализе содержания образования прослеживается во всем мире. Во многих странах оценкой качества образования занимаются профессиональные общества, а непосредственно качество выпускников оценивают, в первую очередь, промышленные фирмы, корпорации и другие потребители. В образовательной системе Российской Федерации недооценивается роль и возможности учебно-методических объединений, которые при создании необходимых условий могли бы совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки взять На Себя многогранные функции контроля качества образования.

После завершения докладов участники юбилейного заседания обратились к истории УМО. Профессоры РГУТиС Ю.П. Свириден-

ко и В.К. Романович рассказали об истории создания и становлении деятельности УМО. Ученый секретарь УМО О.В. Кобелева сделала сообщение о современной структуре УМО по образованию в области сервиса и туризма. В Учебно-методическом объединении сформированы научно-методические комиссии по направлениям подготовки (специальностям), отнесенным к компетенции УМО.

Председатель НМК по направлению подготовки (специальности 100101) «Сервис» — Людмила Владимировна Морозова, декан Технологического факультета ФГОУВПО «РГУТиС», кандидат технических наук, профессор.

Председатель НМК по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» Вардан Эрнестович Багдасарян, заведующий кафедрой «История», декан Гуманитарного факультета ФГОУВПО «РГУТиС», доктор исторических наук, профессор.

Председатель НМК по специальности 100110 «Домоведение» — Ольга Александровна Аникеева, заведующая кафедрой «Социальная работа» ФГОУВПО «РГУТиС», кандидат исторических наук, профессор.

Председатель НМК по направлению подготовки 100200 (специальности 100201) «Туризм» — Александр Алексеевич Федулин, заведующий кафедрой «Технология и организация туристической деятельности» ФГОУВПО «РГУТиС», доктор исторических наук, профессор.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Председатель НМК по специальности 150408 «Бытовые машины и приборы направления подготовки» и 150400 «Технологические машины и оборудование» — Лариса Владимировна Сумзина, заведующая кафедрой «Бытовая техника» ФГОУВПО «РГУТиС», кандидат технических наук, профессор.

Председатель НМК по специальности 080801 Прикладная информатика (в сфере сервиса) — Андрей Ариевич Роганов,. декан факультета «Институт информационных технологий», заведующий кафедрой «Система обработки и защиты информации» ФГОУВПО «РГУТиС», кандидат технических наук, доцент.

А.Н. Лейбович проинформировал членов совета УМО об основных направлениях работы Национального агентства развития профессиональных квалификаций. О создании совместно с УМО новых механизмах учебно-

методического обеспечения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (создание издательской программы, перечней учебно-методической литературы и т.д.) рассказал генеральный директор издательства «Академия» С.Г. Щербаков. Декан факультета повышения квалификации преподавателей Ж.А. Романович представил новые планы и программы на

2009 год, Заместитель председателя НМК по туризму Г. С. Сахарчук и проректор Т.К. Ривчун провели презентацию АГРШБ-СГКТГШ — Швейцарской бизнес-школы гостиничного и туристического менеджмента, на базе которой в январе 2009 года состоится выездное заседание президиума УМО.

По итогам проведенного заседания Совет УМО принял резолюцию.

1. Отметить плодотворную деятельность УМО по образованию в области сервиса и туризма по переходу к новой культуре качества отечественного профессионального образования, гарантирующего возрастающий вклад в развитие страны, конкурентоспособность и признание в мире.

2. Определить в качестве приоритетных государственно-общественных направлений деятельности УМО по образованию в области сервиса и туризма:

• контроль качества образования совместно с Рособрнадзором и РСПП и переход к новой модели отечественного образования;

• сохранение и развитие единого образовательного пространства России;

• взаимодействие с работодателями в процессе создания ФГОС, разработки системы оценочных средств и методик итоговой государственной аттестации выпускников;

• обеспечение совместно с федеральными органами управления образованием перехода вузов на уровневую систему образования;

• изучение и распространение образцов лучшей отечественной и зарубежной практики подготовки кадров для сферы обслуживания.

3. В целях реализации Федерального закона РФ от 1 декабря 2007 г. № 307-Ф3:

3.1. Включиться в подготовку нормативных материалов по созданию в РГУТиС корпоративного факультета — структурного подразделения вуза, обеспечивающего подготовку кадров определенного уровня по целевому заказу и за счет работодателей, преимущественно из числа выпускников вузов, завершивших

освоение ООП ВПО, СПО, НПО, с целью профессиональной подготовки к сертификации квалификаций.

3.2. Принять участие в создании системы независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций (совместно с РСПП и другими бизнес-объединениями).

4. Принять участие в разработке Коорди-национым советом УМО и НМС совместно с Минобрнауки России «Программы развития учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы России» на ближайшие 5 лет.

УМО по образованию в области сервиса и туризма благодарит всех, кто поздравил Учебно-методическое объединение с юбилеем двадцатилетней деятельности.

Приветственные адреса и телеграммы поступили от следующих организаций:

• Федеральное агентство по туризму, руководитель А.И. Ярочкин;

• Департамент потребительского рынка и услуг города МоСквы, министр правительства Москвы В.И. Малышков;

• Министерство экономического: развития РФ, заместитель директора Департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры рынков Н.Н. Кузнецов;

• Балтийская академия туризма и предпринимательства, ректор Т.И. Власова;

• Российский новый университет, ректор

В.А. Зернов;

• Правительственная телеграмма от Председателя Законодательного собрания Алтайского края И.И. Лоор;

• Российский государственный университет им. И. Канта, ректор А.П. Клемешев;

• Санкт-Петербургская академия управления и экономики, ректор В.А. Гневко;

• Новосибирский государственный университет экономики и управления, ректор Ю.В. Гусев;

• Совет ректоров Вузов Сибирского Федерального округа, председатель Н.В. Пустовой;

• Российская международная академия туризма, ректор И.В. Зорин;

• Алтайская государственная академия культуры и искусств, ректор А.С. Кондыков;

• Астраханский государственный университет, ректор Ю.Т.Пименов;

• Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, ректор Г. И. Лазарев;

• Курский государственный технический университет, ректор С. Емельянов;

• Тихоокеанский государственный экономический университет, ректор I Г' )У В.Г. Белкин

• Институт технологии и бизнеса г. Находки, ректор Р.Ш. Говоруха;

• Сочинский государственный университет туризма и курортного: дела,

и.о. ректора Г.М. Романова;

• Алтайский государственный университет, ректор Ю.Ф. Кирюшин;

• Сибирский государственный университет путей сообщений, ректор ВД. Верескун;

• Дагестанский государственный технический университет, ректор Т.А. Исмаилов;

• Оренбургский государственный университет, ректор В.П. Ковалевский;

• ИНЖЭКОН, коллектив кафедры СКСиТ СП6ГИЭУ;

• Уфимская государственная академия экономики и сервиса, ректор А. Дегтярев;:

• Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, ректор

В.И. Михалев;

• Российский университет кооперации, ректор В.А. Кривошей;

• Уральский государственный педагогический университет, ректор Б.М. Игошев;

• Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, ректор Н.А. Шайденко;

• Гуманитарный университет г. Екатеринбурга, ректор Л.А. Закс;

• Тихоокеанский государственный университет, кафедра СКСиТ;

• Московский государственный университет пищевых производств, ректор С.А. Хуршудян;

• Крестьянский государственный университет имени Кирилла и Мефодия, ректор М.В. Иванов;

• Московский институт лингвистики;

• Ульяновский государственный университет, ректор Б.М. Костишко;:

• Армавирский социально-психологический институт, ректор С. В. Недбаева;

• Северокавказскийтосударственный технический университет, ректор Б.М. Синельников;

• Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова

XIII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НАУКА - СЕРВИСУ»

Традиционный научный форум состоялся 19 ноября в Центральном доме ученых Российской Академии наук и был посвящен 20-летию УМО в области сервиса и туризма. В форуме приняли участие представители российских вузов, на протяжении ряда лет активно сотрудничающих с Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУТиС) по широкому кругу актуальных исследований в сфере сервиса и туризма.

Открыла конференцию проректор по научно-исследовательской работе РГУТиС, Доктор экономических наук, профессор Н.А. Платонова. Наталья Алексеевна поприветствовала участников и гостей мероприятия, представителей Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по науке и инновациям. Министерства промышленности и науки Московской области, а также иностранных коллег из Франции, Болгарии и Польши.

Затем с докладом «Национальная инновационная система. Состояние, проблемы, перспективы» выступил заместитель начальника Управления инновационного развития и ин-

фраструктуры Федерального агентства по науке и инновациям А.В. Олейник. Он подробно осветил проблемы, связанные с государственной поддержкой научных исследований, в т.ч. фундаментальных разработок, их коммерциализации, внедрения новейших достижений в отрасли народного хозяйства страны, отметив, что за последние годы достигнут определенный прогресс в создании национальной инновационной системы. Разработаны стратегии развития авиационной промышленности, транспорта, станкостроения и, что очень важно, в Российской Федерации разработана и утверждена стратегия развития наноиндустрии на 2008—

2010 гг., которая, по существу, является стратегией информационного общества. Совместно с Госстандартом началась разработка основных положений концепции качества жизни. По мнению докладчика, настало время для обсуждения, а затем и построения концепции общества сервиса, тем более, что формируется новая наука — сервисология. Сейчас мы находимся на стадии формирования принципов этой науки. Однако успешная реализация каждой из стратегий обусловлена решением наиболее ак-

туальной задачи — построение общей концепции и стратегии развития инновационной деятельности в России. Сегодня в условиях экономической нестабильности и целого ряда угроз в динамично развивающемся обществе необходимо предусмотреть механизмы, обеспечивающие подготовку комплекса превентивных мер для устранения существующих проблем и угроз или снижения степени их воздействия в сфере оборонной, социальночэдсономической и продовольственной 'безопасности. Докладчик выделил ряд проблем, которые появились в последнее время, в т.ч. сформулированные Госдепартаментом США проблемы природных ресурсов (вода, воздух, земля, пища). Человечество стоит перед неизбежностью глобальных кризисов. Первый из них, финансовый, уже наступил. Россия нуждается в преимущественной поддержке тех научных направлений, в рамках которых могут быть достигнуты технологические прорывы. На первом месте стоит формирование инфраструктуры наноиндустрии, в составе которой много объектов, позволяющих создавать информационную инфраструктуру инновационной системы в делом, в т.ч. расширение возможностей транспортной составляющей, доступ к научно-техническим журналам, создание Системы суперкомпьютеров, позволяющих моделировать сложные процессы в режиме реального времени. У нас уже сейчас имеется методика расчета готовности перехода к информационному обществу. На очереди — аналогичные расчеты готовности к построению общества сервиса.

Декан экономического факультета Технического университета Габрово (Болгария), доцент, доктор наук Анюта Николова в докладе «Методы экономической оценки инновационных продуктов» поделилась опытом экспертной оценки целесообразности, степени эффективности внедрения инноваций. По мнению

А. Николовой, полезность инновации определяется тем, насколько велика потребность в ней, в чем преимущества нового продукта с точки зрения конкурентоспособности. Необходимо определить также производственные возможности предприятия: если оно пригодно для производства инновационного продукта, то у него имеются соответствующий ироп толстенный опыт, оборудование, квалифицированный персонал и др. Расчет экономической выгоды от внедрения инновации предлага-

ется вычислять по формуле, разработанной специалистами Технического университета.

Декан Гуманитарного факультета РГУТиС, доктор исторических наук, профессор

В.Э. Багдасарян представил участникам форума солидный и актуальный научный труд — пятитомное издание «Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России в умной и нравственной экономике», подготовленный на базе Центра проблемного анализа: и государственного: управленческого проектирования. Весомую долю в его создание внесли и ученые РГУТиС. В основу методологии при разработке сложнейшей теории был положен принцип — от теории экономической науки До пакета управленческих решений как системы действий в сфере управления.

Принципиальная позиция авторского коллектива, рассказал докладчик, заключается в следующем: авторы попытались посмотреть на экономику через призму других наук, и это принесло принципиально новые результаты. Нельзя строить, экономику, исключая духовные, нравственные критерии. И вообще объяснить поведение человека с чисто экономической точки зрения практически невозможно. Наш императив, подчеркнул Вардан Эрнестович, в большей степени близок бердяевской формуле:- экономика относится к средствам, а не целям жизни: если ее делают целью жизни, происходит деградация человека. Выбор экономической стратегии, считает Докладчик, не должен определяться выбором какой-то одной модели, например, капитализма или социализма. Существует множество вариантов развития человечества, хозяйственных систем. Отсюда стратагема цивилизационной самоидентификации. Впервые на уровне соотношения с практикой государственных решений авторы книги ввели понятие «цивилизационный ресурс», имея в виду не столько материальный, сколько идейно-моральный фактор. Другими словами, в экономическом развитии ставка исключительно на материальное: стимулирование труда не имеет значительной перспективы. Во всяком случае, для России.

Исследования показали, что в исторической ретроспективе прослеживается система цивилизационного маятника: за периодом инноваций привнесения следует период «цивилизационного утомления». Так развивалась не только русская история. Различие: — в ам-

плитудах и продолжительности колебаний. Пример тому — нынешний финансовый кризис. По мнению В.'). Багдасаряна, ставка на западный путь развития бесперспективна, поскольку создает определенные риски. В середине 70-х годов, когда западный мир охватил нефтяной кризис, в руководстве СССР решили сделать ставку на экспорт углеводородов. Когда цены на нефть резко упали. Советский Союз перестал существовать. Позднее возникает та же иллюзия, будто страна может развиваться за счет продажи сырья. Предложенный в книге пакет управленческих решений, если он будет востребован властью, способен разорвать этот порочный круг, считает докладчик.

«Сервисная деятельность с точки зрения технологии «Клиент — Сервер» и CALK технологии» — так назвал свой доклад заведующий кафедрой технической механики нашего университета, доктор физико-математических наук, профессор И.И. Косенко. Под сервисом, сказал он, чаще всего понимается сервисная деятельность и набор для нее соответствующего инструментария. Сервисная деятельность — это процесс оказания услуги, называемый также собственно сервисом. Услуга чаще всего состоит в доставке потребителю клиенту ресурса определенного вида (например, ремонтная работа по восстановлению работоспособности машины или аппарата клиента).

Вышеприведенное определение сервисной деятельности представляется сервисом в широком смысле этого слова. В контексте разделения труда в обществе любая деятельность может рассматриваться в качестве сервисной для какой-то другой деятельности, доставляя для нее необходимый ресурс. Сужая понятие сервиса до разумных профессиональных границ, отметим, сказал докладчик, что повсеместное внедрение в бытовую сферу средств и достижений современных высоких технологий («интеллектуальный дом», технологии клиента и пр.) стирает грань, изначально разделявшую Сфер обслуживания бытового (например, машины и аппараты прачечного хозяйства) и промышленного оборудования. В настоящее время эта область деятельности охватывается т.н. CALS (Continuous Acquisition and Life cycle Support), или PLM-технологиями (Product Life cycle Management), обеспечивающими поддержку функционирования изделия в процессе жизни этого изделия. Такая точка зрения на предмет позволяет конкретизировать понятия

сервиса в область процессов сферы обслуживания технических систем (например, гостиничных комплексов).

В докладе были рассмотрены частные случаи реализации сервиоологии как общей научной дисциплины, в разделах и подразделах сервисной деятельности в частных областях РРМ. Например, можно говорить о реализации клининговых технологий в гостиничном сервисе, а именно в поддержании помещений и сооружений гостиничного комплекса на надлежащем уровне чистоты (это частный вид сервисной деятельности второго уровня). В этом смысле сервисоведение можно рассматривать как набор частных сервисных дисциплин, а иерархию указанных частных дисциплин представить в виде дерева или частично упорядоченной спектральной структуры переплетающихся ветвей типов и подтипов. Практически в любом частном виде сервисной деятельности можно всегда найти более мелкие подвиды ее, применяющиеся и в других видах этой деятельности.

Основным средством верификации научных положений в сервисе, по крайней мере, в техническом сервисе, является .эксперимент: натурный, лабораторный или вычислительный. Например, в РРМ важную роль играют т.н. прогностические модели, способные оценивать время жизни изделия или технической системы в целом в тех или иных условиях эксплуатации. Для построения указанных моделей и их практической структурно-параметрической настройки можно использовать имеющиеся опытные данные об эксплуатации изделий аналогичного типа, либо временные ряды, полученные в лабораторных экспериментах, либо средства виртуального прототипирования в рамках компьютерных экспериментов (наиболее активно развиваемый в последние годы метод), В качестве общего описания частных случаев сервисной деятельности автор доклада предлагает применять подходящим образом адаптированные понятия клиент-сервисной архитектуры из области информационных технологий. Подобным образом физическая наука, например, получает свое единство в рамках основ, задаваемых при помощи фундаментальных физических взаимодействий, которые, в свою очередь, описываются при помощи аппарата математического анализа и дифференциальных уравнений (обыкновенных и с частными производными) из области математики.

Затем с докладом «Инновационная инфраструктура Московской области» выступил начальник Управления науки Министерства промышленности и науки Московской области, кандидат наук В.И. Поликарпов.

Он привел цифры, характеризующие активную роль Подмосковья в инновационном развитии страны. В Московской области выполняют инновационные разработки 200 организаций, в которых занято более 90 ООО человек, среди которых 1700 докторов, 6500 кандидатов наук, 62 академика и чЛена-корреспондента РАН. Инициируются сотни проектов. Однако полноценной реализации инновационного потенциала региона мешает ряд негативных факторов. Прежде всего, это недостаток собственных средств у субъектов инновационной деятельности, причемим практически невозможно получить у коммерческих структур инвестиции и кредиты на приемлемых условиях. У недавно созданных инновационных учреждений нет средств для аренды помещений по рыночным ценам. Отсутствует современное оборудование коллективного пользования, слишком высоки рыночные цены на консультационно-юридические, бухгалтерские, маркетинговые услуги.

Для преодоления негативных факторов Правительство Московской области и администрации муниципальных образований при поддержке Правительства РФ осуществляют комплекс мер по поддержке инновационной деятельности. Создан региональный венчурный фонд, формируются особые экономиче-

ские технико-внедренческие зоны типа «Дубна». Создаются 6 технопарков, уже работают бизнес-инкубаторы инновационного назначения в городах Дубна, Черноголовка, Долгопрудный, Пушкино, Троицк, Фрязино, Дзержинский, Химки. Созданы 15 инновационнотехнологических центров, 6 центров трансфера технологий и другие объекты.

Участники конференции с интересом ознакомились и с докладом проректора по инновационной работе Южно-российского государственного университета экономики и сервиса, доктора технических наук, профессора И.Ю. Бринка на тему «Ресурсосбережение и проблемы развития образования в сфере сервиса».

Действуя в тесном контакте с бизнес-сообществом, университет подготовил пилотный проект создания научнообразовательного центра в Ростове-на-Дону для подготовки кадров в сфере энергообеспечения. Совместно с немецкими партнерами уже подана заявка на создание учебного центра «Солнечная крыша». Сейчас разрабатываются техническая документация по этому проекту и концепция деятельности центра, предусматривающая образовательные, научно-исследовательские и маркетинговые мероприятия. Солнечные батареи и фотоэлектрические системы дистанционного управления изготовит российское научно-производственное предприятие «Интор». В проекте также примут участие инновационнотехнический центр «ИнТехДом» (Россия) и

Агентство по энергетике (Германия), а также производственные фирмы.

Затем с докладом «Симметрии и геометрические нелинейности в механике и теории поля»

выступил профессор Института фундаментальных технологических исследований Польской академии наук Ян Славяновский. Он подробно изложил концепцию существенной нелинейности — такой, которая не может быть сведена к линейной части и «малой» нелинейной добавке, поэтому традиционная техника теории возмущений и методов усреднения являются здесь неэффективными. По мнению докладчика, в настоящее время существуют два легитимных класса существенно нелинейных теорий поля: общая теория относительности, а также другие обобщенно ковариантные теории, и нелинейность типа Борна-Инфельда в обычном и обобщенном смысле.

Особый интерес участников конференции вызвал доклад «Инновационные технологии подготовки кадров для сферы сервиса и туризма: программа «Обучение обучающих» (ТГТ Train The Trainers)» ректора РГУТиС, доктора исторических наук, профессора А.А. Федулина. Все, кто занимается подготовкой кадров для индустрии туризма и сервиса, отмечают большие сложности с профессорско-преподавательским составом и персоналом для производственного обучения. Именно поэтому, подчеркнул Александр Алексеевич, необходима программа на основе инновационных технологий, представляющая собой стройную систему массовой подготовки туристских кадров по ряду стратегических направлений, включая массовую подготовку профессиональных кадров НОВОЙ

Профессор Института фундаментальных технологических исследований Польской академии наук Ян Славяновский

Ректор РГУТиС, доктор исторических наук, профессор А.А. Федулин

формации; создание и поддержку конкретных, практико-ориентированных инновационных образовательных технологий; анализ и оценку передового международного опыта в области подготовки кадров для сферы сервиса и туризма; адаптацию инновационных образовательных технологий и программ к современным российским реалиям; формирование постоянно функционирующей системы подготовки кадров и повышения их квалификации.

Программа «Обучение обучающих» ориентирована на подготовку квалифицированных тренеров, которые в дальнейшем смогут заниматься обучением персонала на предприятиях туризма и гостеприимства. Идея программы — активная трансляция передового опыта, передача практических навыков и технических знаний. В системе подготовки по программе ТТТ — два ключевых элемента: 1) тренеры, каждый из которых является носителем знаний и навыков (наставники); 2) тренинги как интенсивная форма трансфера практических умений и навыков. Сферами работы тренеров станут все сектора индустрии туризма (туроператоры, турагенты, средства размещения, транспорт, сектор питания и пр.)

Для практической реализации указанной программы необходимо Создать Лигу обучающих тренеров (ЛОТ) — некоммерческую ор-

ганизацию, объединяющую тренеров с целью повышения уровня их мастерства. Особенность программы заключается в том, что она отражает эволюционную сущность европейской системы подготовки кадров для сферы туризма и гостеприимства, включая все этапы ее развития: кустарное обучение ремеслу; создание массовых индустриальных технологий гостиничного и туристского сервиса; трансляцию знаний, умений, и технических навыков в глобальном масштабе на основе использования современных информационных технологий. Ценностью программы ТТТ, отметил А.А. Фе-дулин, является возможность анализировать, оценивать и отбирать новые массовые обучающие технологии для дальнейшего развития программы «обучение обучающих», а также постоянно ее пополнять на основе новых программ и технологий.

Основной среди моделей программы ТТТ является методика «Искусство гостеприимства», разработанная РГУТиС совместно с Международным институтом консьержей (Франция). Она направлена на повышение лояльности и мотивации сотрудников компании при выполнении любых, в т.ч. рутинных, задач и поручений, и улучшение взаимоотношений между клиентами и работниками компании. В рамках программы выделяются Следующие целевые группы: группы наставников; контактный (линейный персонал сферы туризма и сервиса, прошедший начальную профессиональную подготовку и владеющий основными техническими навыками), линейные руководители (менеджеры первого звена, супервайзеры). При необходимости

могут быть созданы группы для подготовки менеджеров среднего звена и топ-менеджеров.

Длительность тренинговых программ составит в среднем четрые недели на одну учебную группу из 15 обучающихся. Затем, в течение одного-трех месяцев поСле завершения обучения, проводится мониторинг эффективности результатов тренингов. Реализация этой комплексной программы предусматривает два этапа: 1) собственно подготовку7 тренеров («Обучение обучающих»); 2) обучение персонала подготовленными тренерами.

Кроме этой программы, сообщил докладчик, существует предложение Консорциума туристских учебных заведений Австрии — пакет обучающих программ в формате ТТТ. Программы в области образования, повышения квалификации и исследовательской деятельности для индустрии гостеприимства и туризма в России представляют особый интерес в связи с тем, что в них используется опыт учебных заведений .Зальцбурга, в свое время готовивших программу подготовки кадров для олимпийских игр, поскольку дальнейшее развитие и перспективы программ «Обучение обучающих» состоят в формировании системы массовой подготовки волонтеров в рамках разнообразных сервисных и туристских программ для обеспечения событий международного, национального и регионального масштаба, прежде всего, Олимпиады—2014 в Сочи. Их реализация напрямую связана с созданием постоянно действующей системы подготовки кадров для индустрии туризма и сервиса, повышения их квалификации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1КРЧЫ10Е ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕІ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИ І

В заключение пленарного заседания с докладом «Социальная политика России на современном этапе социально-экономических реформ»

выступил профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор экономических наук Г.А. Ахинов, Аргументация автора в ответе на вопрос, будет ли социальная политика фактором экономического роста в нашей стране или, наоборот, фактором, ограничивающим темпы развития экономики, во многом перекликается с позицией В.' ). Багдасаряна: не следует ориентироваться лишь на экспорт углеводородного сырья и недооценивать «человеческий фактор», материальное стимулирование качества труда. Г.А. Ахинов видит главную проблему современной России в несостояв-

шихся реформах социальной сферы: государство фактически отказалось от функции распределения общественного богатства.

Во второй половине дня на «круглых столах» участники форума обсудили проблемы формирования науки о сервисе (состоялась презентация коллективной монографии ученых РГУТиС «Концептуальные и методические аспекты формирования сервисологии — науки о сервисе»), а также прикладные задачи современного туристского ресурсоведения, информационные технологии в интеллектуальных зданиях, моделирование технических систем на основе современных достижений механики и трибохимии.

РЕКОМЕНДАЦИИ XIII МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «НАУКА - СЕРВИСУ», январь-ноябрь 2008 года

Заслушав пленарные доклады, секционные сообщения и выступления на «круглых столах», участники ХТП международной научнО-практической конференции «Наука — сервису» отмечают, что современный этап развития в России характеризуется созданием современной экономики инновационного типа, интегрированной в мировое экономическое пространство. Особая роль в этом процессе принадлежит динамично развивающимся отраслям, формирующим ядро будущего инновационного развития страны.

В этой связи туризм и сфера услуг выдвигаются на передний край инновационного развития, т.к. их свойство удовлетворять индивидуальные и общественные потребности выступает одним из основных факторов, воздействующих на перспективы качественного экономического и духовного подъема страны. На современном этапе социально-экономического

развития сфера сервиса становится одним из наиболее обширных секторов развития рыночных отношений, вовлечения населения в экономическую деятельность, теснейшим образом переплетаясь со всеми областями общественной жизни. Соответственно, сфера сервиса является одним из важных источников мобилизации потенциала Национального роста, повышения качества и уровня жизни.

В современных экономических условиях наука в сфере сервиса, в т.ч. наука вузов, осуществляющих подготовку кадров для сервисных отраслей, претерпела значительные изменения, став более масштабной и востребованной на всех уровнях управления развитием данного сектора национального рынка. Новыми тенденциями стали расширение сотрудничества и кооперации научных учреждений, вузов и государственных структур в решении проблем, связанных с обеспечением достой-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.