Научная статья на тему 'ОПЫТ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ГИГИЕНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

ОПЫТ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ГИГИЕНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В.И. Ключенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ГИГИЕНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС осуществляется главным санитарным врачом республики, края, области, автономного образования, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Профиль, задачи, состав и направление деятельности, принципиальная схема взаимодействия органов, учреждений и формирований Роспотребнадзора в ЧС определяются соответствующими положениями, утвержденными Минздравсоцразвития РФ и другими заинтересованными ведомствами.

Основными задачами сил и средств санитарно-эпи-демической службы при возникновении ЧС являются:

— анализ гигиенической ситуации, оценка и прогнозирование ее развития;

— своевременная информация о санитарно-эпиде-миологической обстановке;

— обеспечение готовности системы управления, сил и средств Роспотребнадзора к действиям в ЧС;

— организация материально-технического обеспечения учреждений Роспотребнадзора, их формирований для решения задач в ЧС, вызванных нарушениями социально-экономических структур;

— подготовка специалистов Роспотребнадзора к действиям в ЧС;

— участие в разработке и осуществлении мероприятий по предотвращению возникновения ЧС, связанных с нарушениями окружающей среды, и уменьшение ущерба от них.

Основными формированиями, предназначенными для организации санитарно-противоэпидемических мероприятий в районах катастроф и эпидемических очагов, являются:

— группа эпидемиологической разведки — гигиеническая, радиологическая, токсикологическая, эпидемиологическая;

— санитарно-эпидемиологическая бригада (СЭБ) — радиологическая, эпидемиологическая, санитарно-гигиеническая (токсикологическая);

— санитарно-эпидемиологический отряд, состоящий из СЭБ разного профиля;

— специализированная противоэпидемическая бригада;

— группа экспертов.

Территориальная госсанэпидслужба создает бригады постоянной готовности (быстрого реагирования), которые могут входить в состав санитарно-эпидемиологического отряда. Количество и профиль этих формирований определяются учреждениями Роспотребнадзора и руководителем территориального управления Роспотребнадзора исходя из интенсивности катастрофы, эпидемического очага, экономических, кли-матогеографических, экологических и других особенностей территории.

Гигиенические исследования в ЧС, проводимые в рамках санэпиднадзора за окружающей средой и здоровьем населения, охватывают изучение заболеваемости и формирующих ее факторов — состояния окружающей среды, размещения пострадавшего населения, наличия доброкачественного водообеспечения и других, влияющих на жизнедеятельность людей. Анализ полученных материалов позволяет дать оценку сложившейся обстановки, разработать мероприятия по ее улучшению, а также определить объем сил и средств, необходимых для их осуществления в зоне ЧС.

Приведенный комплекс проблем в полном объеме может быть решен с привлечением методологии и научных разработок, проводимых в рамках гигиены катастроф.

Поступила 22.04.05

Summary. In the past two decades, there has been an increase in the number of earthquakes, tidal waves, accidents at chemically dangerous enterprises, and other types of catastrophes, which have posed an emergency survival problem for society. The scientific development of this problem has given rise to a new area of preventive medicine - catastrophe hygiene that is designed to eliminate (reduce) the poor influence of emergency factors and to offer the suffered population safe conditions of accommodation and/or life, water supply, nutrition, and other elements of survival under these conditions. The paper defines the subject and objects of studies in catastrophe hygiene. It characterizes the value and role of this science in the organization and implementation of preventive measures to liquidate the medicosanitary consequences of emergencies, as well as the place of hygienic facilities and research institutes within the framework of the Russian emergency service.

© В. И. КПЮЧЕНОВИЧ, 2005 УДК 614.7(476)

В. И. Ключенович

ОПЫТ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ГИГИЕНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Республиканский научно-практический центр гигиены Минздрава Республики Беларусь

Активное экономическое развитие Республики Беларусь интенсифицировало вовлечение в техногенную сферу значительных объемов природных и социальных ресурсов и как следствие увеличило экологическую и социальную нагрузки на население.

Так, несмотря на сохраняющуюся тенденцию сокращения объемов вредных выбросов из стационарных и передвижных источников (с более 1700 тыс. тонн в 1991 г. до менее 700 тыс. тонн в 2003—2004 гг.) и общего содержания в атмосферном воздухе основных загрязняющих веществ, уровень загрязнения атмосферного воздуха продолжает оставаться повышенным. Основным источником выбросов являются автотранспорт, объекты энергетики и промышленность, причем на долю передвижных источников приходится около 70% выбросов. В то же время суммарные выбросы диоксида серы и твердых частиц в основном являются результатом деятельности стационарных источников. В крупных городах республики отмечается рост содержания в воздухе оксида углерода вследствие увеличения интенсивности автомобильного

движения (в отдельные годы до 88% от общего объема выбросов) — уровень загрязнения этим соединением остается высоким (до 1000 мкг/м3 средней концентрации).

Серьезной остается проблема состояния атмосферного воздуха в зоне действия отдельных промышленных и энергетических предприятий — отмечается повышенное содержание сероводорода (2—3 ПДК), фенола (до 3—4 ПДК). Доля формальдегида в суммарном индексе загрязнения довольно высока — от 50 до 86%.

В то же время при сравнении национальных стандартов с международными стандартами ВОЗ—АОСв в последние годы атмосферный воздух в городах становится чище.

Качество питьевой воды в республике пока не характеризуется положительными изменениями по санитар-но-химическим показателям: 23—25% проб из коммунальных и 21—35% из ведомственных водопроводов еще не соответствуют нормативам по содержанию химических элементов.

Для водоснабжения Беларуси проблемным остается высокое содержание солей железа (до 50—70% неудовлетворительных проб). При этом общая мощность станций обезжелезивания едва достигает 20% от необходимой. По разным оценкам, в среднем до 70% водозаборов не обеспечено полным комплексом обезжелезивания и обеззараживания воды.

В то же время удалось достичь стабильности по другим ингредиентам — содержание сульфатов и хлоридов незначительно превышает нормативы, тяжелые металлы и другие токсичные вещества в питьевой воде практически не обнаруживаются. По микробиологическим показателям можно констатировать стабильность улучшения качества воды почти вдвое (с 5,3 до 2,5% в коммунальных и с 9,1 до 5,0% в ведомственных водопроводах).

Однако проблемный анализ ситуации на водопроводах обозначил новый параметр для оценки риска питьевой воды для заболеваемости населения — ее вирусологическое загрязнение. Так, например, антиген вирусного гепатита А начинает обнаруживаться в 2—5% проб.

Основной причиной сохранения эпидемиологической значимости водопроводов в республике остается их неудовлетворительное техническое состояние (около 50%), особенно ведомственной принадлежности.

Близкой к критической считается ситуация на сельских системах водоснабжения. Учитывая, что более 50% сельского населения страны используют воду из колодцев, где контролируемые параметры качества воды значительно хуже, чем в централизованных системах, особенно по содержанию нитратов, сельский контингент по доступности к качественной питьевой воде отнесен нами к группе риска.

В этом же контексте держится на контроле состояние водных объектов страны, поскольку при общей достаточности запасов пресных поверхностных и подземных вод (ежегодный забор воды на различные цели не превышает 5—6% от объема возобновляемых ресурсов) постоянно регистрируется загрязнение их стоками с урбанизированных и сельскохозяйственных территорий. Основные загрязнители — это хлориды, сульфаты, органические и взвешенные вещества, нефтепродукты, железо, цинк, медь, никель, хром и др.

В то же время необходимо отметить, что за последнее десятилетие степень загрязнения бассейнов основных рек имеет четко выраженную тенденцию к снижению. В составе сточных вод уменьшилось количество органических веществ (в 2 раза), нефтепродуктов (более чем в 3 раза), а также взвешенных веществ. Стабилизировалось количество сульфатов, азота аммонийного и нитратного, меди. Интегральная оценка поверхностных вод по индексу загрязнения (ИЗВ) свидетельствует об улучшении их по сравнению с 1992 г. Повышение максимальных значений ИЗВ в целом по республике связано с интенсификацией производственной деятельности, однако степень загрязнения вод остается умеренной, а отдельные реки могут быть отнесены к категории чистых. В целом степень загрязнения водных ресурсов в стране по сравнению с 1995 г. уменьшилась почти в 2 раза.

Общая площадь сельскохозяйственных земель, загрязненных выбросами предприятий промышленности, энергетики, автотранспорта, превышает 600 тыс. га. Наибольшую опасность представляют тяжелые металлы (свинец, цинк, кадмий, ртуть, медь, мышьяк), которые в основном попадают с минеральными удобрениями и вследствие применения в сельхозпроизводстве высоких доз безподстилочного навоза. Но не меньшим по значимости источником тяжелых металлов является промышленность — по данным Госсанэпиднадзора, до 9% проб почвы населенных пунктов в зоне влияния промышленных предприятий и транспортных магистралей, местах применения пестицидов и минеральных удобрений и до 8% проб из селитебной зоны содержат повышенные концентрации солей тяжелых металлов.

Проблемными в обсуждаемом контексте остаются территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению (21%).

В то же время необходимо отметить, что эффективные охранительные меры позволили заметно снизить загрязнение почв контролируемыми пестицидами. Например, ДЦТ и его метаболит ДЦЕ, изомеры ГХЦГ (альфа, бета, гамма), симазин и атразин, трихлорацетат натрия с 1999 г. не обнаруживаются. Суммарный показатель загрязнения почв городов республики тяжелыми металлами (2С) не превышает 16, что является допустимым.

Проблема сбора, переработки, обезвреживания и захоронения отходов производства также остается актуальной. Их номенклатура составляет порядка 800 наименований. Сейчас в республике накоплено около 700 млн тонн опасных отходов. Необходимо отметить, что в последние годы решение этой проблемы заметно активизировалось. Захоронено и переупаковано на длительное экологически безопасное хранение более 4 тыс. тонн непригодных пестицидов. В текущем году будет введен в эксплуатацию по полной технологической схеме полигон по переработке, обезвреживанию и захоронению опасных отходов.

В последние годы в республике отмечается повсеместное возрастание уровней физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное излучение) как в окружающей среде, так и во внутренней среде помещений. Основными источниками шума являются автомагистрали, промышленные предприятия, расположенные в зонах жилой застройки, железнодорожный транспорт, трамваи. В жилых помещениях, помимо перечисленных факторов, значительную шумовую нагрузку создает работа лифтового оборудования, бытовой техники, встроенных объектов торговли, общественного питания, социально-бытового обслуживания и т. п. Преобладающим источником шума для населения (более 60%) остаются транспортные средства — его эквивалентные уровни в городах достигают от 58 до 76 дБ, а уровни звука на железнодорожных примагистральных территориях доходят до 88 дБ. В акустически дискомфортных условиях проживает от 18 до 35% населения крупных городов республики.

Не менее значимой становится проблема вибрации в помещениях жилых и административных зданий, особенно в Минске — мелкозаложенное метро, трамваи, железнодорожный транспорт наряду с промпредприятиями генерируют повышенные уровни этого физического фактора.

Необходимо отметить достижение эффекта контроля безопасности пищевых продуктов по химическим, микробиологическим и радиологическим критериям. Так, доля обнаруженных загрязнений продуктов питания пестицидами снизилась с 1992 г. более чем в 10 раз. Число проб, в которых содержание токсических элементов (в основном солей тяжелых металлов) превышало допустимые уровни, сократилось в 30 раз, нитратов — в 6 раз, вдвое уменьшилась контаминация микроорганизмами. В продуктах питания, полученных на территории республики, такие опасные соединения, как гептахлор, ал-дрин, ДДТ, ДДЦ в продуктах питания, полученных на территории страны, не содержатся. ДЦЕ обнаруживаются в следовых количествах (от 0,1 до 7 мкг/л/кг). Также в незначительных количествах регистрировались изомеры гексахлорциклогексана (от 0,5 до 11 мкг/л/кг). Содержание остаточных количеств хлорорганических пестицидов во всех исследованных образцах продуктов питания, включая рыбу, было значительно ниже рекомендуемых ФАО/ВОЗ значений.

В то же время в вопросах защиты населения от загрязненных продуктов питания появились другие акценты. Резко возрос импорт в республику пищевых продуктов. Данные лабораторных исследований свидетельствуют, что в ряде случаев ввозятся пищевые продукты, имеющие превышения допустимых уровней содержания опасных для здоровья веществ (микотоксины, нитраты,

микроорганизмы и др.). Введенная с 1993 г. гигиеническая регистрация значительно ужесточила контроль ввозимой продукции, однако недостаточное развитие материально-технической базы лабораторий не позволяет вывести объективный контроль в этой части на требуемый уровень. Так, например, из более 1000 наименований пищевых добавок имеется возможность проконтролировать всего лишь несколько десятков наиболее распространенных.

Вышеизложенные проблемы состояния внешней среды, а также целый ряд других, не менее значимых проблем, не могли не отразиться на здоровье населения, о чем свидетельствуют результаты социально-гигиенического мониторинга.

В последние годы на территории республики отмечен повсеместный и постоянный рост онкологической заболеваемости с 270 до более 330 случаев на 100 ООО населения. При оценке эколого-эпидемиологического риска установлено, что взрослое население крупных промышленных центров республики (Минск, Брест, Гомель, Гродно, Витебск и ряд других) подвержено высокому риску развития новообразований, болезней эндокринной системы, болезней крови и кровообращения (Я > 0,689). При проведении исследований было установлено расширение спектра локализации новообразований на территориях с интенсивной промышленностью (Новополоцк и города одной из самых индустриальных Витебской области). Здесь же отмечаются изменения и в структуре онкопатологии — начал превалировать рак бронхов и легкого, причем темп роста злокачественных новообразований стал выше у мужчин. Аналогичные зависимости интенсивности загрязнения атмосферы и роста первичной заболеваемости взрослого и детского населения были установлены при широких эпидемиологических исследованиях в Минске с использованием компьютерной информационно-моделирующей системы.

В целом ряде исследований доказана связь состояния здоровья населения с микробным и вирусным загрязнением питьевой воды. Так, выявлена корреляционная зависимость между удельным весом нестандартных проб по коли-индексу и коли-фагам питьевой и речной воды прибрежных населенных пунктов и показателями заболеваемости населения кишечными инфекциями и вирусным гепатитом А.

Если за прошедшее десятилетие существенных изменений в уровне профессиональной заболеваемости не произошло, то более 35% заболеваемости с временной утратой трудоспособности в республике детерминировано вредными производственными факторами. Особенно высока такая корреляционная связь в машиностроении, легкой и химической промышленности, сельском хозяйстве. Основными этиологическими факторами являются физические (44—52%), в основном шум, промышленные аэрозоли (32—42%) и химические вещества (6—14%).

Неблагоприятное влияние шума и вибрации на здоровье населения было подтверждено проведенными в республике эпидемиологическими исследованиями. Так, проживание детского и взрослого населения в условиях действия этих факторов приводит к увеличению общей заболеваемости в 1,83—2,5 раза. Причем при сочетанном влиянии шума и вибрации психические расстройства регистрировались в 2,2 раза чаще, органов пищеварения — в 2,09 раза, системы кровообращения — в 2,02 раза.

Значительные по масштабам научные исследования, проведенные в республике в последнее десятилетие, подтвердили большую уязвимость детей к отрицательным факторам внешней среды. Однако гигиенистов Беларуси особенно волнует сочетание всех факторов среды с новым для республики фактором воздействия малых доз радиации на организм ребенка. Общий вывод, сформулированный в результате исследований, — количественные и качественные характеристики здоровья детей, подвергающихся негативному экологическому воздействию, отличаются значительным сдвигом в сторону предболез-

ни, максимально выраженным в условиях комбинированного радиационно-химического воздействия.

При анализе влияния среды на здоровье населения нельзя сбрасывать со счетов происходящие экономические процессы в стране и факт формирования среди населения малоимущей категории, несмотря на проводимую государственную политику социальных гарантий для граждан. Социальная напряженность в этой группе населения особенно сказывается на полноценности, в первую очередь структуре, питания, распространении нервно-психических состояний, что влияет на статистику общей заболеваемости населения. По сравнению с 1992 г. количество больных с впервые установленным диагнозом увеличилось почти в 2 раза. Сохраняется неблагоприятная тенденция динамики продолжительности жизни.

Все вышеизложенное стало серьезным побудительным мотивом дпя разработки в стране новых подходов с учетом современных принципов взаимодействия природы, человека и экономики.

После образования Республики Беларусь как суверенного государства одной из важнейших задач было формирование законодательства, отражающего национальные приоритеты и особенности. Экономическая интеграция в рамках СНГ подразумевала наличие единых подходов к решению вопросов гигиены окружающей среды, которые определяются в рамках Совета по сотрудничеству в области здравоохранения. Однако особенности экологической обстановки в нашей республике, обусловленные своеобразием экономики и наличием стойкого радиоактивного загрязнения огромных территорий, потребовали специфических подходов, особенно в части гигиенического и экологического законодательства и нормирования.

В числе главных условий обеспечения здоровья нации значительное место было отведено вопросам развития законодательной базы, в первую очередь в области экологии. С этой целью в республике был введен механизм экономического регулирования деятельности (по принципу "платит пользователь и загрязнитель") и создания бюджетных фондов охраны природы на всех уровнях (национальный, областной и местный).

Последние годы ушедшего столетия и начало нового тысячелетия были ознаменованы принятием целого ряда законодательных актов по проблемам экологии и гигиены окружающей среды.

Так, в настоящее время обеспечено внедрение таких важнейших нормативно-правовых актов, как законы Республики Беларусь "Об экологической экспертизе"; "Об охране атмосферного воздуха"; "Об охране озонового слоя"; "Об отходах"; действуют Кодекс о земле, Лесной и Водный кодексы и др. Для решения вопросов улучшения водоснабжения и качества питьевой воды в республике принят Закон "О питьевом водоснабжении".

Два года назад в стране была принята новая редакция Закона "Об охране окружающей среды", который значительно расширил поле деятельности государственного сектора, в том числе и по контролю состояния окружающей среды и оценке ее воздействия на население. В этот документ было внесено более 30 новых понятий, укрепляющих правовую основу экологического законодательства.

В свою очередь система здравоохранения страны поставила перед собой задачу создать эффективные механизмы для мотивации действий всех других секторов общества в поддержку здоровья населения и возложение на них ответственности за деятельность, направленную на отношение к здоровью как к ценности и экономическому потенциалу нации.

С этой целью в 2000 г. внесены изменения и дополнения в Закон "О санитарно-эпидемическом благополучии населения", которые конкретизировали деятельность системы здравоохранения в таких важнейших разделах, как гигиеническая экспертиза, гигиеническая регистрация и регламентация, лицензирование потенци-

ально опасных для здоровья людей видов деятельности хозяйственно-экономического комплекса страны. Законом подтверждена государственная значимость социально-гигиенического мониторинга.

Одной из актуальнейших задач для нашего государства в переходный период стала защита потребительского рынка от поступления некачественных и опасных продуктов питания, сырья для промышленности, товаров народного потребления. Для решения этой проблемы постановлением правительства в 1993 г. была введена обязательная гигиеническая регламентация и регистрация химических и биологических веществ, материалов, продуктов, создана система государственной гигиенической регламентации и регистрации.

Большая работа была проведена по предупреждению заболеваний, связанных с дефицитом йода. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь в 2001 г. было запрещено применение нейодированной соли при производстве продуктов питания.

Важнейшим шагом государства по развитию законодательной базы в области защиты здоровья населения стало принятие в 2003 г. Закона о качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека и утверждение на его основе Основных направлений государственной политики в области питания населения. Усилиями гигиенистов и экономистов на республиканском уровне в стране разработаны рациональные нормы потребления пищевых продуктов для различных групп населения.

За последний год разработан целый ряд отраслевых нормативных документов Минздрава по защитным мероприятиям от радиоактивного загрязнения, по безопасности использования биотехнологий и генетически модифицированных продуктов. В стране функционирует Национальный центр биобезопасности. В 2002 г. Республика Беларусь присоединилась к Картахенскому протоколу по биобезопасности.

В условиях ограниченности ресурсов для решения насущных задач гигиены окружающей среды наиболее рациональным считается формирование целевых государственных программ и планов действий, которые определяли бы приоритетные направления деятельности государственных и хозяйственно-экономических инфраструктур на республиканском и местных уровнях.

Так, в 1999 г. была принята государственная программа "Здоровье народа", основной целыо которой стало улучшение качества окружающей среды и условий труда работающих, снижение заболеваемости и улучшение демографической ситуации в стране. Приоритетами программы стали оздоровление детей и подростков, охрана окружающей и производственной среды, улучшение питания населения. Необходимо отметить, что раздел "Здоровье человека и окружающая среда" был построен с учетом элементов Европейской хартии по окружающей среде и охране здоровья. Внедрение новых технологий, позволяющих повысить пищевую, биологическую и нутри-тивную ценность пищевой продукции, расширение выпуска продуктов лечебного и профилактического направления были заложены в разделе программы "Оптимизация питания". Важным направлением программы стало улучшение качества питьевой воды. В последующем в республике была принята отдельная государственная программа "Чистая вода", которая в настоящее время дополняется и продлевается на новый пятилетний период.

Своеобразным дополнением программы "Здоровье народа" стала государственная программа "Дети Беларуси", обозначившая важность и приоритетность мер по оздоровлению населения и среды, в первую очередь по отношению к будущему нации — детям.

Отражением социально ориентированной политики Белорусского государства стало принятие в 2002 г. Государственной программы по формированию здорового образа жизни населения республики до 2006 г.

При выработке в республике политики в области гигиены окружающей среды и охраны природы применяется системный подход, позволяющий взвешивать экологические, экономические и социальные последствия принимаемых решений. Этот принцип отражен в двух важнейших государственных документах: Национальном плане действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды (НПДООС) и Национальном плане действий по гигиене окружающей среды (НПДГОС).

НПДООС, являясь ключевым документом экологической политики, содержит приоритетные цели и задачи в этой области, определяет временные сроки и конкретизирует перечень мероприятий для решения проблем в краткосрочной перспективе. Он предусматривает меры, направленные, с одной стороны, на снижение вредного воздействия на окружающую среду, а с другой — на снижение риска для здоровья человека, связанного с загрязнением среды его обитания. Необходимо отметить, что НПДООС успешно реализуется: достигнуто снижение объема выбросов загрязнений в атмосферный воздух на 2%, сброс в водоемы в год стал сокращаться в среднем на 8%. Большая работа в стране проводится по ликвидации несанкционированных свалок мусора и отходов, очищению лесов и земель от захламленности. Активизации этой работы способствовало объявление Президентом Республики Беларусь 2002 года Годом благоустройства и наведения порядка на земле, что позволило придать этой кампании не только экологическое и гигиеническое, но и социально-политическое значение.

Во исполнение НПДООС также был принят ряд серьезных решений по сохранению биологического и ландшафтного биоразнообразия, охраны и рационального использования недр и минеральных ресурсов. Наиважнейшими в этом плане видятся меры, предпринятые в области обращения с отходами производства и снижения вредного воздействия, оказываемого транспортом на окружающую среду и здоровье, обустройство дорожной сети производственными и природоохранными устройствами. В республике начата активная работа по внедрению на промышленных предприятиях системы управления окружающей средой в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО 14001.

Конкретные цели и задачи в области гигиены окружающей среды определены в Национальном плане действий по гигиене окружающей среды Беларуси на 2004— 2005 гг. (НПДГОС). Следует отметить, что в этом государственном документе нами применены современные подходы при определении приоритетных мероприятий в области гигиены окружающей среды: более четкое их обоснование с точки зрения экономической целесообразности и совершенствования экономических инструментов управления качеством среды, постоянное развитие и обновление нормативно-правовой базы и вовлечение в разработку стратегий и планов по защите здоровья населения представителей различных секторов экономики, субъектов хозяйствования, международных институтов, общественных организаций и средств массовой информации.

Во исполнение этой программы в 2001 г. сроком на пять лет был принят к финансированию целый ряд тем гигиенической направленности в государственной научно-технической программе "Экологическая безопасность" (в частности, гигиеническое нормирование озона, наиболее распространенных углеводородов, их смесей и продуктов трансформации в атмосферном воздухе, обоснование эколого-гигиенических критериев нормирования химических веществ с учетом их канцерогенного эффекта). В рамках НПДГОС разработана система индикаторных показателей информационного фонда социально-гигиенического мониторинга, адаптированных к Европейской информационной системе НПДГОС.

Задания НПДГОС стали основой для внесения дополнений в законы "О здравоохранении", "О перевозке опасных грузов" и др. На решение насущных проблем в

контексте исполнения Национального плана действий по гигиене окружающей среды ориентированы мероприятия принятой в 2001 г. Республиканской целевой программы по улучшению условий труда.

В целом над решением проблем гигиены окружающей среды работает большой отряд ученых-гигиенистов. Так, например, только в 2004 г. в республике по этому направлению выполнялось 54 научно-исследовательских работы, подготовлено 44 нормативно-технических документа, подано 26 заявок на изобретение, получено 11 патентов, издано 6 монографий и 3 сборника научных трудов. Научные исследования по теме "Разработка и внедрение технологии производства пробиотических заквасок, бактериальных концентратов и кисломолочных продуктов" удостоена Государственной премии Республики Беларусь.

Признавая важность проблем контроля состояния здоровья населения и необходимость постоянной оценки влияния на него отрицательных факторов внешней среды, в 2003 г. принято государственное решение о выведении социально-гигиенического мониторинга (СГМ) из общей системы экологического мониторинга в стране. Постановлением правительства СГМ преобразован в самостоятельную отрасль контроля за социально-гигиени-ческими параметрами, определяющими статус здоровья населения во взаимосвязи со средой его обитания.

Разделяя рекомендации и принципы основных документов, принятых конференциями ООН по окружающей среде и развитию (в 1992 г. в Рио-де-Жанейро и в 2002 г. в

Йоханнесбурге), в нашей стране в последние годы началось активное общественное движение по разработке стратегии устойчивого развития, обеспечивающего сбалансированное решение социально-экономических проблем и проблем сохранения благоприятной природной среды, создание государственного механизма контроля рационального использования ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений людей. В итоге при активном участии всех секторов общества в 2004 г. была принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. Стратегией определены проблемы, глобальные цели и задачи, этапы перехода к устойчивому развитию, проанализированы национальные ресурсы и социально-экономический потенциал, а также выделены приоритетные направления перехода к устойчивому развитию. Стратегией подкреплены важнейшие средства и финансово-экономические механизмы обеспечения устойчивого развития, а также сформулированы его социапьно-поли-тические механизмы. Стратегией создан государственный механизм поддержки здоровья населения страны, формирования высокого спроса на личное здоровье и ответственности за общественное здоровье. Важно, что этим важнейшим государственным документом определена модель и создана система мониторинга устойчивого развития Республики Беларусь.

Поступила 22.04.05

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2005

УДК 6I6.2I1+6I6.311]-02:613.31-053.2-076.5

Я. Я Беляева, Ю. А. Рахманин, Ж. Ю. Горелова, В. П. Александрова, С. Б. Александровский, А. А. Шамарин, Е. М. Севастьянова

ИНФОРМАТИВНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦИТОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА СЛИЗИСТЫХ ОБОЛОЧЕК НОСА И РТА ПРИ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ВОДЫ

ГУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН, Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Так как известно, что на организм человека воздействует, как правило, множество различных факторов окружающей среды, для вычленения влияния питьевой воды на здоровье населения следует проводить исследования групп по типу "копия—пара", различающихся главным образом по качеству потребляемой ими питьевой воды [5].

В данном исследовании в группах, отличающихся по потреблению воды различного качества, проанализирован один из критериев состояния здоровья — цитологический статус слизистых оболочек носа и рта. Выбор определения цитологического статуса слизистых объясняется тем, что взятие материала происходит неинвазив-ным методом, оценка проводится на мазках-отпечатках, а также показана его информативность при оценке состояния здоровья, в том числе при анализе потребления обогащенных кисломолочных продуктов серии "Био-Макс" [2, 4].

В последние годы доказана высокая информативность изучения эпителиоцитов слизистых, так как выявлено, что они обладают значительным эффекторным потенциалом в реакциях иммунитета и воспаления, реализуя его в ответ на стимулирующее воздействие экзогенной (поллютанты, аллергены, микроорганизмы) и эндогенной (цитокины и др.) природы; они могут вступать в кооперацию со специфическими индукторами и эффекторами иммунитета и воспаления, такими как Т- и В-лимфоциты, нейтрофилы, эозинофилы, макрофаги, тучные и дендритные клетки, что превращает их в активных участников каскадных и сетевых взаимодействий, определяющих развитие и регуляцию иммунных и воспалительных процессов. Кроме того, эпителиоциты слизистых, в частности буккальные эпителиоциты, обладая

чувствительностью к различным экзогенным и эндогенным воздействиям, подвергаются функциональным изменениям при различных нарушениях локального и системного гомеостаза [1, 6—8].

Обследование цитологического статуса слизистых оболочек носа и рта проведено на основании стратифицированного рандомизированного отбора у 5—7-летних детей 3 детских садов микрорайона Северо-Восточного округа Москвы: № 965,955 и 1266. Один детский сад был контрольным, где все дети пили обычную кипяченую водопроводную воду, в двух других дети в течение 6 мес пили бутылированную питьевую воду высшего качества "Троица", содержащую оптимальное количество йода, кальция, фтора, магния, натрия с добавлением витаминизированного напитка "Золотой шар", в среднем в день по 100—200 мл. Цитологический статус исследовался в контрольной группе у 13 детей, в экспериментальных — у 37. Мазки-огпечатки слизистых оболочек носа и рта у отобранных детей брались дважды: до начала эксперимента в ноябре—декабре 2003 г. и через 6 мес эксперимента — в апреле—мае 2004 г., хотя эксперимент продолжался после взятия материала еще 2—3 нед..

Цитологический статус слизистых оболочек носа и рта определялся по 25 показателям, оценивающим эпителиоциты, лейкоциты и микрофлору. В слизистой щеки определялись: адгезия; число как отдельных видов микрофлоры, так и их общее число, из них наличие морфологически идентифицированных стафилококков и стрептококков без определения их патогенности; число лейкоцитов в поле зрения как среднее на 10 полей зрения; число буккальных эпителиоцитов первых 3 стадий дифференцировки, 4-й стадии, 5-й стадии, 6-й стадии — безъядерные и их коэффициент дифференцировки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.