Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
145
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Г.Г. Онищенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Передовые статьи

© Г. Г. ОНИШЕНКО. 1999 УДК 614.3/.7(470)

Г. Г. Оншценко

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Минздрав РФ, Москва

Важнейшим системообразующим показателем санитарно-эпидемиологического благополучия страны является состояние здоровья нации, оцениваемое прежде всего по данным рождаемости, заболеваемости и смертности населения. Сложившаяся в России к середине 90-х годов демографическая ситуация характеризовалась как крайне неблагоприятная: ни в одной цивилизованной стране не наблюдалось в мирное, время подобных опасных сочетаний динамики рождаемости и смертности, особенно мужского населения.

В последние 2—3 года вследствие проводимой работы в России наметилось некоторое оздоровление медико-демографической ситуации. Так, показатель общей смертности населения снизился с 14,4 в 1996 г. до 13,8 в 1997 г., причем тенденция такого снижения наблюдается в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации.

Значительно сократилось количество умерших от болезней органов дыхания (7,9%), органов пищеварения (7,6%). Продолжает снижаться младенческая смертность: с 1994 г. этот показатель на 1000 родившихся живыми снизился с 18,6 до 16,8 в 1997 г. Снижалась также материнская смертность: с 53,3 на 100 000 родов в 1995 г. до 48,9 в 1996 г. В результате за период 1995—1997 гг. ожидаемая продолжительность предстоящей жизни возросла на 3 года.

Целенаправленная работа по предупреждению инфекционных заболеваний позволила снизить заболеваемость дифтерией в 3,3 раза, корью — на 66,1%, вирусным гепатитом А — на 42,7%, сальмо-неллезами — на 8%, дизентерией — на 31,6%. Предпринимаемые меры позволили не допустить распространения на территории страны заболеваний особо опасными инфекциями.

Вместе с тем заболеваемость населения по некоторым классам болезней продолжает увеличиваться. На протяжении 4 лет заболеваемость туберкулезом повысилась более чем на 57%. Значительный рост заболеваемости отмечается среди детского населения. Особенно серьезной проблемой остается заболеваемость туберкулезом в исправительно-трудовых учреждениях Высокой остается и смертность от этого заболевания.

Продолжается рост заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем. Резко вырос уровень ВИЧ-инфицирования населения, увеличилось число больных СПИДом.

Немаловажную роль в сложившейся ситуации играет влияние факторов окружающей среды. В условиях серьезных структурных перестроек экономики и всех сфер жизни общества трудно рассчитывать на существенную государственную под-

держку в вопросах гигиены окружающей среды. В этой ситуации основной задачей является выявление приоритетных проблем в области охраны окружающей среды и здоровья населения и эффективное использование имеющихся административных и экономических рычагов влияния на улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

Наиболее существенным фактором, влияющим на здоровье населения, является состояние атмосферного воздуха. Практически более двух третей населения Российской Федерации проживают в условиях загрязнения атмосферного воздуха, превышающего гигиенические нормативы, в том числе более 50 млн человек испытывают воздействие загрязнений, превышающих ПДК в 10 раз, 60 млн человек — в 6 раз.

Анализ распределения загрязнений атмосферного воздуха по регионам страны показывает их неоднородность. Примерно на 40% территорий удельный вес проб с превышением ПДК больше такового в среднем по стране: Ивановская обл. — 19%, Смоленская — 16%, Кемеровская — 16%, Тюменская — 15% против 7.86% в среднем. Особенно сильно этот показатель превышает среднероссийский в Челябинской обл. (23,5%), Тамбовской обл. (31%). Республике Алтай (45%), Республике Калмыкия (54%).

Из контролируемых госсанэпидслужбой загрязняющих веществ наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят пыль и окислы азота: около 12% проб атмосферного воздуха не отвечают нормативу на содержание пыли и еще около 12% — окислов азота.

Среди всех городов России самый высокий объем выбросов вредных веществ в атмосферу отмечается на предприятиях нефтехимии и нефтепереработки Уфы, Грозного, Новокуйбышевска, Ангарска и Омска. Эти же города характеризуются наибольшей долей промышленных предприятий в суммарном выбросе вредных веществ от всех источников загрязнения.

Продолжают оставаться значительными источниками загрязнения атмосферного воздуха также такие отрасли промышленности, как черная, цветная металлургия, химическая и газоперерабатывающая.

В условиях сокращающегося количества выбросов от стационарных источников загрязнения увеличивается роль и воздействие выбросов автотранспорта, количество которого в городах продолжает расти. Процент неудовлетворительных проб, отобранных вблизи автомагистралей, в сред-

- з -

нем на 50% больше, чем в зонах влияния промышленных предприятий и на стационарных постах.

Автомобильный транспорт, использующий в качестве антидетонационных добавок к бензинам тетраэтилсвинец, является основным источником поступления свинца в атмосферный воздух. В городах с интенсивным движением автотранспорта содержание свинца в атмосферном воздухе более чем в 10—15 раз превышает ПДК.

По данным Минтранса России, суммарное поступление соединений свинца в атмосферу от автомобильного транспорта на территории России оценивается примерно в 4,0 тыс. т., что в несколько раз больше, чем от промышленных предприятий. Максимальное загрязнение окружающей среды соединениями свинца за счет автотранспорта приходится на Московскую и Самарскую области, за ними следуют Калужская, Нижегородская, Владимирская области и другие субъекты Российской Федерации, расположенные в центральной части Европейской территории и на Северном Кавказе.

Данные многолетних наблюдений, позволяющие оценить корреляционные зависимости между показателями загрязнения атмосферного воздуха и заболеваемостью населения, выявили целый ряд неблагоприятных в этом отношении территорий и отдельных городов (Норильск, Тольятти, Братск, Череповец, Кемерово, Нижний Тагил, города Пермской обл., Башкирии и др.). Обнаружено, что структура заболеваний зависит от качественного состава выбросов и вида промышленности. Так, при воздействии выбросов цветной металлургии отмечаются более высокая заболеваемость болезнями сердечно-сосудистой системы. На легочную патологию в большей мере влияют выбросы предприятий черной металлургии и энергетических установок. В районах расположения предприятий химической и нефтехимической промышленности имеет место более широкое распространение аллергических заболеваний (дерматиты, астмоидные бронхиты, бронхиальная астма и др.). Высокие уровни аллергических заболеваний наблюдаются в Стерлитамаке, Воскресенске, Ярославле, Перми, Казани. Волгограде, Кирове, Благовещенске.

За последние годы установлены факты влияния тяжелых металлов, содержащихся в выбросах предприятий медеплавильной промышленности, на детородную функцию и эмбриональное развитие. В Кировограде, Красноуральске, Среднеуральске Свердловской обл., где содержание тяжелых металлов в воздухе значительно превышает ПДК, случаи токсикозов у женщин встречаются в 2 раза чаще, чем в городах с относительно чистой атмосферой.

В результате изучения распространения врожденных пороков развития у детей в крупных индустриальных центрах с развитой химической, нефтехимической и машиностроительной промышленностью установлено, что они отмечаются у 108—152 новорожденных на 10 тыс. родившихся, в то время как в сельской местности этот показатель составляет 39—54.

Состояние здоровья детей, проживающих в городах и районах с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (Подольск, Ярославль, Воскре-сенск, Новокузнецк, Салават, Пермь, Казань, Мончегорск), характеризуется значительным снижением неспецифической сопротивляемости организма и уязвимостью к развитию инфекционных и других

заболеваний. При этом продолжительность течения респираторных заболеваний у детей, проживающих в загрязненных районах, в 2—2,5 раза больше.

Между тем на фоне возрастающей отрицательной роли загрязнений атмосферного воздуха по данным статистических отчетов имеет место сокращение количества выполняемых учреждениями госсанэпидслужбы исследований проб атмосферного воздуха.

Так, за 1997 г. в рамках санитарного надзора за состоянием атмосферного воздуха в городах было отобрано всего 597 489 проб воздуха (в 1996 г. — 652 120), из них было 46 952 (1996 г. — 57 343) пробы с превышением ПДК, что составило 7,86% (8,79%) от общего количества отобранных проб. В сельских поселениях в 1997 г. было отобрано 21 084 пробы (в 1996 г. — 28 868), в которых превышение содержания загрязняющих веществ над ПДК выявлено в 1224 (2004) пробах, что составило 5,81% (6,94%).

На снижении количества отбираемых проб атмосферного воздуха сказывается общая экономическая ситуация в стране, приведшая к сокращению и остановке большого количества промышленных предприятий и производств. Следствием этого явилось сокращение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов. Этим можно объяснить и снижение процента проб, превышающих ПДК.

Изложенное свидетельствует о необходимости ведения социально-гигиенического мониторинга и активизации внедрения этой системы, которая развивается, к сожалению, недостаточно, несмотря на существование ряда документов, позволяющих внедрять в жизнь технологии по управлению гигиеной окружающей среды и здоровьем населения. К ним относятся: приказ Минздрава РФ о региональных регистрах потенциально опасных химических веществ; Решение коллегии Минздрава РФ о работе Российского регистра потенциально опасных химических и биологических веществ; информационные письма Департамента Госсанэпиднадзора (ГСЭН) о приоритетных веществах, содержащихся в окружающей среде, и их влиянии на здоровье населения; об основных положениях методологии оценки риска; постановление главного государственного санитарного врача и главного инспектора по охране природы от 10.11.97 "Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации" и ряд других.

Межведомственные комиссии Совета безопасности Российской Федерации по экологической безопасности и по охране здоровья населения приняли Решение от 24.12.97 № 9 "О проведении эко-лого-медицинского мониторинга в регионах с неблагоприятной средой обитания". В Решении было отмечено ухудшение общественного здоровья, связанное с воздействием факторов социально-экономического и экологического характера.

Таким образом, оценка риска состояния здоровья и на основании этого прогнозирование возможного влияния на здоровье населения должны входить в число главных задач деятельности сан-эпидслужбы.

В настоящее время в Российской Федерации применяются разнообразные системы мониторинга процессов и явлений, имеющих отношение к здоровью населения и среде его обитания: соци-

ально-гигиенический мониторинг (Минздрав РФ), единая государственная система экологического мониторинга (Госкомэкология РФ), государственная система мониторинга окружающей природной среды (Росгидромет). Имеются соответствующие службы и системы наблюдения в МЧС РФ. Минсельхозпроде РФ, Роскомлесе, МПР РФ и в других министерствах и ведомствах. Указанные системы наблюдения, оценок и прогнозов нацелены на решение различных задач. В результате как на федеральном, так и на региональном уровне отсутствует единая информация о влиянии природных, антропогенных и социальных факторов на здоровье граждан России. Отсутствие комплексного подхода приводит к дублированию, излишним затратам материальных ресурсов, созданию многочисленных региональных программ и тем самым к снижению эффективности решений по минимизации воздействия отдельных факторов или их сочетания на здоровье жителей, особенно в неблагополучных регионах страны.

В Российской Федерации на протяжении ряда лет продолжает оставаться чрезвычайно актуальной проблема питьевого водоснабжения. В ряде регионов (Республики Калмыкия, Мордовия, Мари Эл, Ханты-Мансийский национальный округ, Оренбургская, Астраханская, Ярославская, Волгоградская, Курганская области) отмечается устойчивый дефицит доброкачественной питьевой воды. Практически все поверхностные источники подвергаются значительному техногенному и антропогенному загрязнению. Стабильно высоким остается удельный вес проб воды из источников централизованного водоснабжения, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям. В 1997 г. он составил 25,7% (1996 г. — 24,4%), в том числе с превышением ПДК по содержанию солей тяжелых металлов — 6,5%.

Резко возросло микробное загрязнение поверхностных водоемов — с 12,5% в 1991 г. до 22,8% в 1997 г., из них в 20% проб воды выделялись коли-фаги, а в 3,4% проб — возбудители инфекционных заболеваний. Ежегодно увеличивается число аварийных сбросов неочищенных сточных вод из-за крайне неудовлетворительного состояния канализационных коллекторов. В большинстве случаев нарушается режим обеззараживания стоков, сбрасываемых предприятиями коммунального хозяйства. В результате в местах водозаборов на ряде территорий страны выделяются, помимо бактерий группы кишечной палочки, патогенные микроорганизмы: сальмонеллы (в р. Воронеже в черте Липецка, в водоемах Волгоградской, Челябинской, Смоленской областей, Республики Башкортостан), холерный вибрион (в р. Москве, в водоемах Санкт-Петербурга), коли-фаги, антиген вируса А.

Положение усугубляется тем, что состояние многих действующих водопроводов не отвечает санитарным нормам. Если в 1991 г. таких водопроводов в целом по стране было 16,2%, то в 1997 г. — 30,4%, в том числе 18,3% из-за отсутствия зон санитарной охраны. Так, в Архангельской обл. 62,5% водопроводов не имеют зон санитарной охраны, в Саратовской — 31,4%, в Нижегородской — 25%. Нарушения санитарного законодательства в ряде районов Республики Мордовия привели к массивному загрязнению рек Инсар, Саранка, Тавла и Нуя, что исключило возможность дальнейшего ис-

пользования их для хозяйственно-питьевых целей. В то же время совершенно недостаточно (только в 32%) для питьевых целей используются подземные воды, которые, к сожалению, также подвергаются загрязнению. Так, в Липецкой обл. подземные водоисточники загрязнены нитратами, фенолами в результате деятельности сельскохозяйственных производств и промышленных предприятий Липецка, Ельца, Данкова. Наибольший вклад в загрязнение вносят АО Новолипецкий металлургический комбинат, заводы "Ценгролит", "Свободный Сокол", Липецкий тракторный завод и др.

Поскольку существующие технологии водопод-готовки зачастую не способны очистить воду до гигиенических нормативов, качество питьевой воды, производимой коммунальными и ведомственными водопроводами, за истекшие 6 лет не улучшилось. В 1997 г. каждая 5-я проба питьевой воды (20,05%) не отвечала гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям, из которых 2Л2% содержали химические вещества в количествах, превышающих ПДК, и представляли токсическую опасность, а 10,3% — эпидемическую опасность.

Высокий уровень аварийности на водопроводах обусловил ряд вспышек острых кишечных инфекционных заболеваний, количество которых ежегодно возрастает: если в 1991 г. было зарегистрировано 9 таких вспышек, в которых пострадали 870 человек, то в 1996 г. — 34 с числом пострадавших 3297, в 1997 г. — 15 вспышек, в которых заболели 1690 человек.

Серьезность сложившейся ситуации с водоснабжением населения в сельской местности обусловила необходимость рассмотрения в 1997—1998 гг. всего комплекса проблем дважды на парламентских слушаниях, Всероссийском совещании под эгидой Совета Федерации, дважды в комитетах Совета безопасности РФ. В истекшем году был принят в первом чтении проект закона Российской Федерации "О питьевой воде". Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены концепция федеральной программы "Обеспечение населения России питьевой водой" и первоочередные мероприятия по улучшению водоснабжения населения, согласно этому постановлению 91% средств, необходимых для осуществления первоочередных мероприятий, выделяются из бюджетов субъектов Российской Федерации и 9% — из федерального бюджета.

Большая работа должна проводиться для внедрения в практику Госсанэпиднадзора СанПиНа "Питьевая вода". С этой целыо во всех субъектах РФ изданы соответствующие приказы, в 90% — постановления главных госсанврачей. В 40% субъектов РФ по инициативе санэпидслужбы приняты постановления органов местного самоуправления, а в Кемеровской обл. при правительстве создана постоянная комиссия по водоснабжению и разработке целевой программы.

Что касается государственного санитарного надзора за планировкой и застройкой населенных мест, то анализ показывает, что в последние годы в практике деятельности службы значительно уменьшилась доля предупредительного надзора за проектированием и строительством городских и сельских поселений. Так, число выданных заключений по выбору участков для населенных мест в 1997 г. по сравнению с 1994 г. сократилось на 693, сельских

поселений — на 253. А между тем только на ранних этапах предупредительного санитарного надзора можно обеспечить условия размещения объектов различного назначения в соответствии с действующими нормативными документами.

С целыо регулирования и упорядочения деятельности учреждений госсанэпидслужбы по этой проблеме разработан СанПиН 2.2.1/2.1.1. "Санитар-но-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". В отличие от ранее действовавшего СН 245—71 новый документ дает возможность творческого дифференцированного подхода к установленным минимальным СЗЗ для различных классов предприятий. Вместе с тем ввод этого Сан Пи На в практику деятельности санэпидслужбы вызвал поток вопросов по его применению. Неправильная трактовка ряда позиций СанПиНа приводит к ошибкам в размещении некоторых объектов, особенно АЗС, мини-производств и т. д. В настоящее время группа специалистов приступает к разработке "Методических указаний по применению данного документа в практической деятельности госсанэпидслужбы".

Ежегодно в России образуется около 7 млрд т отходов, при этом перерабатывается только 2 млрд т, т. е. около 28%. На территории страны в отвалах и хранилищах накоплено около 80 млрд т твердых отходов. Особую тревогу вызывает накопление в отвалах и свалках токсичных, опасных для окружающей среды отходов, общее количество которых достигло 1,6 млрд т. Загрязнение земель выбросами от промышленных предприятий отмечается в районах расположения больших городов, крупных предприятий, транспортных артерий. В связи со спадом производства и уменьшением объема промышленных выбросов в атмосферу снижается и потенциальная техногенная нагрузка на земли населенных мест. Однако сохраняется тенденция аккумуляции токсичных веществ в почвах вблизи источников промышленных выбросов и транспортных артерий.

Особенно неблагоприятное воздействие могут оказывать отходы, содержащие соли тяжелых металлов, пестициды, радиоактивные элементы, па-то геиные микроорганизмы.

В то же время проблема хранения и утилизации пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и минеральных удобрений остается нерешенной. Как правило, склады для их хранения не отвечают современным санитарным требованиям, часто располагаются в малоприспособленных для этой цели помещениях.

Большой проблемой является систематическое неуправляемое загрязнение почвы ртутыо в результате вывоза на свалки вышедших из эксплуатации и не прошедших демеркуризации ртутьсодержаших ламп и приборов с ртутным заполнением.

Загрязнение почв тяжелыми металлами выявлено в республиках Бурятия, Дагестан, Карелия, Мордовия, Тыва, в Иркутской, Сахалинской, Самарской, Костромской, Читинской, Мурманской, Оренбургской, Ивановской, Новгородской и Кемеровской областях, Краснодарском и Приморском краях.

Высокой и даже крайне высокой степенью токсичного загрязнения почвы характеризуются крупные многофункциональные города с приоритетом химического, нефтехимического, металлургического производств в Кемеровской, Мурманской,

Новгородской, Тверской, Белгородской, Челябинской, Новосибирской и ряде других областей и Краснодарском крае.

При этом в среднем по России в 1997 г. 13,03% (в 1996 г. — 13,4%) проб почвы не отвечали санитарно-гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, из них в 2,73% отмечалось повышенное содержание пестицидов, в 15,65% — тяжелых металлов, 17,39% проб не отвечали гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, в 5,41% проб обнаружено повышенное содержание радиоактивных веществ.

Актуальной проблемой продолжают оставаться нарушения в системе плановой очистки территорий жилой застройки населенных мест от твердого бытового мусора и жидких нечистот (в неканали-зованном жилом секторе).

В стране медленно решается проблема утилизации твердых бытовых отходов, мусороперерабаты-вающие и мусоросжигаюшие заводы перерабатывают только около 3,5% их общего объема. Неудовлетворительное решение плановой очистки от бытового мусора в ряде крупных городов Российской Федерации дефицит специализированных транспортных средств, отсутствие мойки и дезинфекции мусоросборочных контейнеров приводят к высокому уровню микробного загрязнения почвы на территории жилой застройки.

Необходимыми мерами по улучшению сложившейся обстановки являются внедрение без- и малоотходных технологий промышленного и сельскохозяйственного производств, разработка и реализация генеральной и региональных схем размещения объектов по захоронению, утилизации и обезвреживанию отходов, строительство достаточного количества мусоросжитающих и мусоропере-рабатывающих заводов.

В последнее время значительно возросли жалобы населения на неудовлетворительные условия проживания из-за шума, вибрации, электромагнитных полей (ЭМП). Это подтверждается данными проведенных центрами ГСЭН исследований. Всего в 1997 г. ЦГСЭН было выполнено 4 131 709 исследований физических факторов, что на 9% больше, чем в 1996 г. Согласно полученным данным, сохраняется тенденция к увеличению числа объектов, потенциально опасных с точки зрения воздействия физических факторов, прежде всего шума и электромагнитных полей.

Ухудшение акустической обстановки в городах обусловлено как застройкой жилыми домами резервных территорий авто- и железнодорожных магистралей и аэропортов, так и увеличением транспортных потоков.

Продолжается рост числа источников ЭМП, обусловленный внедрением новых систем мобильной связи (сотовой телефонной связи, радиоудлинителей телефона, спутниковой и радиорелейной связи), появлением независимых станций радио- и телевещания и особенно увеличением числа персонажных компьютеров. Подобные объекты должны являться предметом постоянного внимания со стороны органов ГСЭН, особенно в таких городах, как Москва, Тюмень, Магадан и ряде других.

Важной профилактической мерой в противодействии воздействию неблагоприятных факторов на население является гигиеническая сертификация продукции. В отношении физических факто-

ров в течение 5 лет существования независимой системы гигиенической сертификации объем проводимых испытаний продукции на соответствие гигиеническим требованиям неуклонно растет. По сравнению с прошлым годом число таких сертификационных испытаний, проведенных центрами Госсанэпиднадзора, выросло почти в 10 раз и составило 104 999.

Характер и темпы гражданского строительства в последние годы изменились весьма существенно, поэтому фонд жилых и общественных зданий нуждается в серьезной гигиенической ревизии. Обветшание в большом проценте жилого фонда, с одной стороны, а с другой — наращивание объемов нового строительства, когда в целях его удешевления производится увеличение этажности и плотности застройки, размещение вблизи и внутри жилых и общественных зданий объектов, оказывающих неблагоприятное влияние на условия проживания, использование малоизученных строительных и отделочных материалов, нередко изготовленных с использованием промотходов, существенно увеличивают потенциальную опасность вредного влияния жилой среды на здоровье населения.

В связи с этим основной задачей в области экологии и гигиены жилища являются разработка и совершенствование прогнозов влияния градостроительных и жилищных факторов для коррекции компонентов жилой среды на основе количественной оценки качества такой среды и адаптации человека в отношении как внутрижилищной, так и внешней жилой среды (придомовые территории, территории микрорайона), т. е. сложной системы человек—квартира-здание—придомовая территория—микрорайон.

Отмечено, что условия проживания в самых современных жилых и общественных зданиях стали намного комфортнее благодаря новым архитектурно-планировочным решениям помещений, широкому использованию новых строительных и отделочных материалов, внедрению новых систем отопления и вентиляции, разнообразной электробытовой техники, использованию компьютерной техники, телерадиоаппаратуры. Вместе с тем появился ряд новых факторов, которые существенно увеличили физико-химическую нагрузку на человека в условиях закрытых помещений, где он проводит более 80% времени своей жизни.

Общий уровень химического загрязнения воздуха внутри зданий превосходит уровень загрязнения атмосферного воздуха в 1,5—4 раза в зависимости от района размещения и интенсивности атмосферных внутрижилищных источников загрязнения.

Одним из самых значимых (80%) источников химического загрязнения воздушной среды в жилых и общественных зданиях являются строительные и отделочные материалы, применяемые в современном гражданском строительстве. Результаты исследований свидетельствуют о необходимости проведения строгого контроля за эколого-ги-гиенической безопасностью строительных материалов и сырья, используемого для их производства. При этом особое внимание следует обращать на использование в качестве сырья для производства строительных материалов промышленных отходов различных производств. С целью усиления предупредительного санитарного надзора за разработкой и внедрением новых строительных материалов, а также для предупреждения неблагоприятных

воздействий строительных изделий на здоровье человека все новые, а также уже применяемые, но не получившие гигиенической оценки материалы должны подвергаться обязательной эколого-гигие-нической экспертизе. В связи с этим в настоящее время на базе НИИ ЭЧиГОС им. А. Н. Сысина создан центральный орган по эколого-гигиениче-ской сертификации строительных материалов, конструкций, изделий и бытовых приборов для оптимизации внутрижилищной среды Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава РФ.

На основании результатов исследований в НИИ ЭЧ и ГОС им. А. Н. Сысина создана нормативно-методическая база по проведению эколого-гигиенического мониторинга качества среды и условий пребывания в жилых и общественных зданиях, разработан эколого-гигиенический паспорт жилища и внутрижилищной среды, созданы классификационные матрицы качества жилой среды. Целесообразно внедрение этих разработок в практику Госсанэпиднадзора.

Сегодня лишь 10—15 ЦГСЭН в субъектах РФ проводят комплексное ранжирование территорий по степени вредного влияния факторов окружающей среды на здоровье населения — это Воронежская, Московская, Пермская, Ростовская, Свердловская обл., Москва и некоторые другие. На еще меньшем количестве территорий определяют приоритетные загрязнители в различных объектах окружающей среды, и, что, может быть самое главное, — не анализируют состав и численность населения, подверженных тем или иным вредным факторам.

Непременным условием выбора правильных действий службы является знание токсикологических свойств вредных химических веществ, умение оценить дозовую зависимость неблагоприятных эффектов. На этих принципах должна строиться система оценки риска загрязнения окружающей среды, составления рабочих программ по внедрению нового СанПиНа по питьевой воде и т. п. Эти же подходы должны использоваться и при проведении социально-гигиенического мониторинга.

Методическая база по всем этим направлениям деятельности службы в значительной части уже имеется или интенсивно разрабатывается, несмотря на имеющиеся материально-технические трудности.

Роль и значение государственной санитарно-эпидемиологической службы России в охране и улучшении состояния окружающей среды в последние годы значительно возросли, а задачи по этому разделу деятельности существенно усложнились. Сегодня мало зафиксировать превышение ПДК вредного вещества в какой-то среде или нарушение технологии какого-то производства, надо суметь оценить влияние этих нарушений на здоровье, определить ущерб и из множества возможных мероприятий выбрать наиболее эффективные и реальные для выполнения в условиях ограниченных финансовых возможностей.

В отличие от недавнего прошлого ныне санитарной службе чаще приходится работать не с крупными государственными предприятиями, а с множеством мелких и средних организаций, зачастую не обладающих квалифицированными кадрами и необходимой инфраструктурой для защиты окружающей среды и охраны здоровья людей. При этом реально выросла угроза возникновения чрез-

вычайных экологических ситуаций и ущерба жизни и здоровью людей.

В этих условиях для достижения успеха в улучшении среды обитания населения необходимо тесное взаимодействие с другими организациями госнадзора, с хозяйствующими субъектами всех форм собственности, с общественными организациями и средствами массовой информации. Однако опыта разумного разделения функций, использования единых технологий сбора и обработки информации, привлечения общественности к оценке ситуации и принятию решений в Российской Федерации еще недостаточно.

Необходимо активизировать освоение и внедрение в России современных методов и подходов в решении вопросов охраны окружающей среды, признанных мировым сообществом, рекомендованных ВОЗ и другими международными организациями. Этот процесс, несмотря на психологические, технические и финансовые трудности, должен осуществляться с учетом большого и ценного опыта российской школы профилактики заболеваний, уникальных отечественных технологий учета, анализа и отчетности по состоянию среды и здоровья.

В соответствии с декларацией Второй Европейской конференции по окружающей среде и охране здоровья населения (Хельсинки, 20—24 июня 1994 г.) страны-участники должны подготовить национальный план действий по гигиене окружающей среды (НПДГОС). Во исполнение поручения Минздрава РФ приказом № 138 от 6 мая 1998 г. создана рабочая группа по разработке такого национального плана.

Основными целями Российской НПДГОС является выработка государственных приоритетов, направленных на решение актуальных проблем гигиены окружающей среды с учетом социальных, медико-экологических и экономических особенностей субъектов Российской Федерации.

Успеху профилактической деятельности санитарно-эпидемиологической службы должно способствовать то обстоятельство, что Минздравом РФ совместно с Государственной Думой осущест-

© кол

УДК 61

Необходимость дальнейшего развития методологии гигиенического нормирования факторов окружающей среды — одна из важнейших задач гигиены |13). В частности, внедрение методологии анализа риска в практику принятия решений в области экологической, социальной, экономической и технической политики — одна из важнейших за-

влена доработка проектов федеральных законов: "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний человека", "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", которые приняты Государственной Думой в первом чтении. Дорабатываются с участием специалистов Минздрава РФ законы "Вода питьевая", "Об атмосферном воздухе", "О продовольственной безопасности", "Об отходах производства и потребления". Продолжается работа над проектами законов "О здравоохранении Российской Федерации", "О частной медицинской деятельности", "О правах пациентов", "О защите населения от туберкулеза".

Значительная законотворческая работа проводилась и в субъектах Российской Федерации. Следует в первую очередь создать банк данных законодательных актов, принятых субъектами Российской Федерации, значительно улучшить межведомственную и региональную координацию в области законотворчества.

Основными задачами санэпидслужбы в новых экономических условиях являются:

— выделение характерных для каждой территории приоритетов, определяющих санитарно-эпи-демическое благополучие населения, организация их решения средствами региональных целевых программ;

— обеспечение действенного государственного санитарно-эпидемиологического надзора за объектами, определяющими санитарно-эпидемиологи-ческое благополучие населения с обращением особого внимания на объекты жизнеобеспечения и факторы, оказывающие наиболее вредное влияние на здоровье населения;

— проявление большей принципиальности, последовательности и настойчивости в требованиях по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм и правил и усиление контроля за своевременным выполнением собственных решений.

Поступила 04.09.9S

дач в формировании стратегии устойчивого развития общества. Анализ тенденций в развитии компьютерных технологий оценки риска свидетельствует об актуальности их разработки и внедрения в практику [5].

Одной из важнейших проблем популяционного здоровья в Оренбурге являются онкологическая

Гигиена атмосферного воздуха

ЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1999 14.72:616-006.041-07

В. В. Быстрых, В. М. Боев, Е. Л. Борщук

ОЦЕНКА КАНЦЕРОГЕННОГО РИСКА В СВЯЗИ С АНТРОПОГЕННЫМ ЗАГРЯЗНЕНИЕМ

АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Оренбургская медицинская академия; Центр Госсанэпиднадзора в Оренбурге

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.