Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РИСКА ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ'

ОЦЕНКА РИСКА ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
37
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Е.Н. Беляев, В.И. Чибураев, М.В. Фокин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РИСКА ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ»

альных и популяционных рисков смерти и других нарушений состояния здоровья с использованием зависимостей концентрация—ответ, полученных в эпидемиологических исследованиях (С. М. Новиков, Е. А. Шашина и др., 2001). Кроме того, характеристика риска острых воздействий "классических" загрязнений атмосферного воздуха может осуществляться на основе индивидуальных для каждого химического вещества профилей экспозиции и индексов качества атмосферного воздуха, широко использующихся в зарубежных странах (ЕС, США, Канада, Великобритания и др.).

С целью прогноза медицинских последствий аварийных ситуаций разработана система методов и критериев оценки воздействующих уровней химических соединений, дифференцированная с учетом прогнозируемой тяжести вредных эффектов (эффекты, угрожающие жизни и здоровью, тяжелые эффекты, затрудняющие самоспасение, умеренные вредные эффекты, субъективные реакции дискомфорта); продолжительности экспозиции, особенностей экспонируемых групп (спецконтингенты, работающие, все население, отдельные чувствительные подгруппы населения). Создана система электронных баз данных и компьютерных программ (TOXHAZ, AIR-ТОХ, TOXPAS) для оценки риска нарушений состояния по комплексу вышеперечисленных токсикологических и эпидемиологических критериев.

Одним из важнейших условий добротных исследований по оценке риска являются переход на вероятностную оценку экспозиций и рисков, более широкое использование методов анализа чувствительности используемых показателей (в частности, применение систем Crystal Bal, Risk. BMDs). В условиях отсутствия необходимого финансирования исследований крайне важно выявить для типичных сценариев воздействия те показатели, которые в наибольшей степени влияют на достоверность и неопределенность конечных результатов оценки риска. Например, как показывает анализ, при пероральном, накожном и ингаляционном поступлении химических канцерогенов из водопроводной воды критическим фактором экспозиции является продолжительность воздействия (вклад 77—92%), в то время как для токсических веществ наибольшие вклады в величину риска при пероральном поступлении вносит величина суточного водопотребления (83%), при ингаляции —

объем суточного поступления воздуха (74%), при накожном поступлении — продолжительность одного кожного контакта с водой (.53%) и частота воздействий (31%).

В докладе представлены наиболее важные источники неопределенностей оценки риска, дан анализ типичных ошибок в ранее выполненных проектах по оценке риска, определены перспективные направления совершенствования научных основ оценки риска для здоровья и пути дальнейшего внедрения элементов методологии оценки риска в деятельность санэпидслужбы.

Результаты исследований нашли отражение в многочисленных научных публикациях, 5 монографиях и справочных пособиях, 3 информационно-методических письмах и 4 методических рекомендациях для органов госсанэпидслужбы. Материалы выполненных работ легли в основу подготовленного проекта руководства "Оценка риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду".

Проблемной комиссией "Научные основы комплексной оценки риска воздействия факторов окружающей среды на здоровье человека" Межведомственного научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды намечены основные направления развития науч-но-методической базы оценки риска. В НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сыси-на РАМН как головной организации по этой проблеме успешно действует специализированная лаборатория, имеющая самостоятельный статус и подчиненная непосредственно директору института. Данная лаборатория в соответствии с решением Бюро профилактической медицины РАМН, постановлением пленума Межведомственного научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды, поддержанными первым заместите -телем министра здравоохранения России Г. Г. Онишен-ко, выполняет функции российского научно-методического центра по оценке риска, а внутри института является интегрирующим звеном между отделами экологии человека и гигиены окружающей среды. В связи с расширением научной тематики считаем целесообразным создать на базе этой лаборатории отдел научно-методических основ социально-гигиенического мониторинга и оценки риска для здоровья.

Поступила 22.03.02

Оценка риска и гигиена окружающей среды

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2002 УДК 6М.З/.4(470)

Е. Н. Беляев, В. И. Чибураев, М. В. Фокин

ОЦЕНКА РИСКА ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ

Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России. Москва

В настоящее время стало очевидно, что успехи в области охраны и укрепления здоровья населения в значительной мере зависят от состояния окружающей среды, в которой живет нынешнее и будет жить будущее поколение людей. Реализация чрезвычайно сложной и многообразной проблемы охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия Российской Федерации требовала выработки и осуществления единой государственной политики в этой

области как на федеральном, так и на региональном уровне.

Одним из механизмов решения этой проблемы является разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ. Все утвержденные 2000 федеральных и 9380 региональных целевых программ по обеспечению санэпидблагополучия населения содержат вопросы предупреждения влияния вредных факторов окружающей среды на здоровье человека.

Таблица I

Изменения в состоянии здоровья населения, связанные с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания (таблица 6 НПДГОС)

Ринг j

Фактор

Причина смерти

Число случаев в гол

Источник

10

II

Смертность

Дорожно-транспортные про- Несчастные случаи До 30 тыс.

исшествия

Загрязнение атмосферного Болезни органов дыхания и Ориентировочно до 21—22 воздуха взвешенными иеше- сердечно-сосудистые заболс- тыс. ствами вания

Неблагоприятные условия труда на производстве

Радон

Производственный травматизм

Рак легкого

5 тыс. (0,15 на 1000) Ориентировочно до 4 тыс.

Микробное загрязнение воды Кишечные инфекции (псе) 1,1 тыс. и продуктов питания

Аварии в промышленности Смертельные исходы в ре- 0.4 тыс.

зультате аварий

Опасные природные явления Смертельные исходы 0,08—0.94 тыс.

Микробное загрязнение продуктов питания и питьевой воды

Загрязнение атмосферного воздуха взвешенными веществами и диоксидом азота

Заболеваемость

Острые кишечные инфекции, 399 тыс., в том числе 232 тыс. вызванные возбудителями не- у детей установленной этиологии

Заболевания органов дыхания

240—370 тыс. всех случаев респираторных заболеваний среди детей, в том числе 3—5 тыс. случаев хронических заболеваний органов дыхания. 0,3—0,7 тыс. новых случаев хронических обструктивных заболеваний органов дыхания у детей: хронический бронхит, бронхиальная астма и др. (экспертная оценка)

МВД России

Экспертная оценка на основе использования методики оценки риска (Б А. Ревич, А. А. Быков, 1998 г.)

Госкомстат России

Данные об уровне облучения, оценки эффективной дозы, оценки риска и фактической летальности от рака легкого в России 1998 г.

Госкомстат России Госкомстат России Госкомстат России

Статистические данные Федерального центра Госсанэпиднадзора за 1998 г.

Оценка на основании расчетов ВОЗ: загрязнение атмосферного воздуха обуслоааи-вает до 7—10% всех случаев респираторных заболеваний среди детей, 3—7% новых случаев хронических обструктивных заболеваний легких, 3— 15% новых случаев бронхиальной астмы. В городах с загрязненным атмосферным воздухом проживает 10% населения

Неудовлетворительные условия труда на производстве

Микробное загрязнение продуктов питания

Неудовлетворительные условия труда на производстве

Радон

Загрязнение продуктов питания химическими веществами и веществами природного происхождения

Микробное загрязнение питьевой воды

Химическое загрязнение питьевой воды

Загрязнение окружающей среды городов свинцом

Радиационное загрязнение территории Брянской и Калужской областей

Травмы на производстве

Сальмонеллез. дизентерия пищевая

Профессиональные заболевания и профессиональные отравления

Рак легкого

Пищевые отравления

Бактериальная дизентерия, гастроэнтериты, брюшной тиф, гепатит А

Тяжелые металлы — свинец, ртуть, кадмий; мышьяк, нитраты, пестициды, фтор

Отклонения нервно-психического развития детей

Рак щитовидной железы

180тыс. (5.7 на 100 000 1997 г.) Госкомстат России

59.6-40,5 на 100 000 (1998 г.)

11-12 тыс.

Ориентировочно до 9 тыс.

5,0-5,7 тыс.

От 1,2 до 4.8 тыс., 0.4-0,8 тыс., 50-130 тыс.

Оценка затруднена из-за отсутствия уровня экспозиции конкретным химическим веществом, содержащимся в питьевой воде

Ориентировочно до 400 тыс.

От 1 до 22 дополнительных случаев через 10 лет после облучения

Статистические данные Федерального центра Госсанэпиднадзора за 1998 г.

Статистические данные Федерального центра Госсанэпиднадзора

Данные об уровне облучения, оценки эффективной дозы, оценки риска и фактической летальности от рака легкого в России

Статистические данные Федерального центра Госсанэпиднадзора

Статистические данные Федерального центра Госсанэпиднадзора

Данные Федерального центра Госсанэпиднадзора Минздрава России за 1997-1998 гг.

Расчет по методике оценки риска (Б. А. Ревич, А. А. Быков, 1998 г.)

В. К. Иванов и др., 1995 г.

Таблица 2

Перечень основных первоочередных мероприятий Национального плана действий по гигиене окружающей среды России на 2001— 2003 гг. (избранное)

Наименование правовых и нормативных актов, подлежащих разработке

Срок исполнения, год

Основные исполнители

I. Законодательные акты

Об оценке и управлении риском здоровья населения и возмещении ущерба вредного влияния загрязнений 2003 окружающей среды на здоровье населения

2. Постановления Правительства Российской Федерации

О Межведомственной комиссии по оценке риска 2001

3. Основные нормативно-методические документы но гигиене окру-

жающей среды

Методические указания по оценке риска воздействия химических факторов среды обитания на здоровье 2001 населения

Информационная база по потенциально опасным химическим и биологическим веществам (ПОХиБВ) и 2002 их влиянию на здоровье населения

Разработать региональные нормативы в воде для приоритетных химических соединений в пилотных на- 2002-ссленных пунктах 2003

Методика оценки риска здоровью населения при воздействии малых доз ионизирующего излучения 2002

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Руководство по оценке риска воздействия физических факторов на здоровье населения 2002

Положение о системе социальной зашиты работающих от профессиональных рисков 2002

Провести анализ рекомендаций ВОЗ и нормативных документов развитых стран по качеству окружающей 2001-среды и разработать предложения по гармонизации с ними санитарного законодательства России, в том 2003 числе "Гигиенических требований к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов" (СанПиН 2.3.2.560.96), "Гигиенических требований к безопасности бортового питания"

4. Совершенствование службы гигиены окружающей среды

4.1. Методическое обеспечение

Разработать и внедрить методические указания по идентификации опасности и оценке реальных экспозиций за счет загрязнения атмосферного воздуха, питьевой воды и продуктов питания

Разработать методики оценки риска здоровью населения при воздействии физических факторов окружающей среды

Разработать методы оценки риска для здоровья различных уровней загрязнения продуктов питания

Разработать пакет компьютерных программ получения и ввода данных, обработки, хранения и передачи информации по управлению риском и профмаршрутом с учетом результатов мониторинга

5. Реализация мероприятий по уменьшению вредного влияния загряз-

ненной окружающей среды на здоровье населения Реализовать мероприятия федеральной целевой комплексной программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации на период 2005 г.". в том числе:

идентификация и оценка природно-техногенной опасности территорий Российской Федерации районирование территорий Российской Федерации по степени комплексного риска от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

разработка теоретических и практических основ управления комплексным риском от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обоснование и внедрение механизмов государственного регулирования риском аварий, катастроф и стихийных бедствий,

развитие федеральных, региональных и ведомственных систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,

разработка и реализация комплекса неотложных, наиболее эффективных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в регионах Российской Федерации, имеющих высокие показатели комплексного риска

Реализовать мероприятия федеральной целевой комплексной программы "Снижение рисков и смягчение 2001-последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации на 2005 период 2005 г.", в том числе:

идентификация и оценка природно-техногенной опасности территорий Российской Федерации, районирование территорий Российской Федерации по степени комплексного риска от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,

разработка теоретических и практических основ управления комплексным риском от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обоснование и внедрение механизмов государственного регулирования риском аварий, катастроф и стихийных бедствий,

развитие федеральных, региональных и ведомственных систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

разработка и реализация комплекса неотложных, наиболее эффективных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в регионах Российской Федерации, имеющих высокие показатели комплексного риска

2001-2003

2001-

2002

2001

2001-2002

2001-2005

Минздрав России

Минздрав России. Росгидромет

Минздрав России. РАМН Минздрав России, РАМН Минздрав России, РАМН Минздрав России, РАМН Минздрав России, РАМН Минтруда России, Минздрав России

Минздрав России, РАМН

Минздрав России, Росгидромет

Минздрав России, РАМН Минздрав России, РАМН Минздрав России. РАМН

МЧС России, Росгидромет, Минздрав Рос-

МЧС России, Росгидромет, Минздрав Рос-

Наименование правовых и нормативных актов, подлежащих разработке

Срок исполнения. год

Основные исполнители

6. Научные исследования

С целью гармонизации Российской системы нормирования веществ в окружающей среде с международной разработать организационно-правовые меры, направленные на утверждение допустимой суточной дозы в качестве ключевого гигиенического параметра для регионального нормирования, оценки риска и изучения влияния загрязнения на здоровье населения

Разработать критерии использования оценки риска при санитарно-эпидемиологической и экологической экспертизе, аудите, экологической и гигиенической паспортизации объектов, являющихся источниками загрязнения окружающей среды

Разработать градации опасности на основе оценки риска здоровью с учетом различных групп населения и типов нарушения здоровья

Разработать модели оценки риска воздействия загрязненной питьевой воды на здоровье населения

С учетом результатов мониторинга оценить риск здоровью в пилотных населенных пунктах и разработать рекомендации по уменьшению вредного воздействия промышленных сбросов на здоровье населения

Разработать и внедрить методику расчета рассеивания загрязняющих веществ по среднесуточным и среднегодовым концентрациям

Совершенствовать классификации и условия труда с учетом риска развития профессиональных заболеваний и производственно-обусловленных нарушений здоровья работников

Разработать критерии риска развития нарушений репродуктивного здоровья среди различных категорий работающих женщин

Разработать методики оценки риска для здоровья населения загрязнителей пищевых продуктов

7. Обучение, образование, повышение квалификации специалистов

Внедрить в программы по обучению врачей медико-профилактического профиля и специалистов медицинского последипломного образования методы эпидемиологических исследований и методы оценки риска при воздействии загрязненной окружающей среды

8. Информирование населения

Создать в Интернете информационную базу о загрязнении атмосферного воздуха в городах России и обеспечить доступ общественности и населения к этой информации

Создать в Интернете информационную базу о качестве питьевой воды в населенных пунктах России и обеспечить доступ общественности к этой информации

2002 РАМН. Мин-

здрав России

2001- Минздрав Рос-

2002 сии, РАМН.

Росгидромет

2001- Минздрав Рос-

2002 сии РАМН,

Росгидромет

2002 Минздрав Рос-

сии, РАМН

2001- Минздрав Рос-

2003 сии, РАМН.

МПР России.

органы испол-

нительной вла-

сти субъектов

Российской

Федерации

2002 Росгидромет,

Минздрав Рос-

сии

2002 РАМН

2001- РАМН. Мин-

2003 здрав России

2002- РАМН, Мин-

2003 здрав России

2001- Минздрав Рос-

2002 сии. РАМН

2001 Минздрав Рос-

сии, Росгидро-

мет

2002 Минздрав Рос-

На Второй и Третьей европейских конференциях на уровне министров по охране окружающей среды и охране здоровья населения особое внимание было уделено осуществлению национальных планов действий по гигиене окружающей среды. В соответствии с обязательствами, вытекающими из Хельсинской декларации, Минздрав Российской Федерации разработал Национальный план действий по гигиене окружающей среды на 2001 — 2003 гг. (НПДГОС). В настоящее время НПДГОС одобрен в целом на заседании Правительственной комиссии по охране здоровья граждан под председательством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В. И. Матвиенко. Правительство направило одобренный НПДГОС руководителям органов власти субъектов Российской Федерации и предложило обеспечить разработку, утвердить региональные планы действий по гигиене окружающей среды и о принимаемых мерах ежегодно преставлять информацию в Минздрав Российской Федерации. Министерствам и ведомствам, являющимся исполнителями мероприятий плана, поручено предусмотреть в проектах своих бюджетов на 2002— 2003 гг. средства на их реализацию.

Минздраву России поручено осуществлять координацию работы по реализации НПДГОС, оказывать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации содействие в разработке региональных ПДГОС и представлять ежегодную информацию о ходе его выполнения в Правительственную комиссию по охране здоровья граждан. По поручению Правительственной комиссии по охране здоровья граждан Минздравом России проводится работа по созданию межведомственного ко-

ординационного совета по реализации НПДГОС. В настоящее время планируется совместно с Росгидрометом, Министерством природных ресурсов России, Минпромнауки России, общественными организациями разработать стратегию реализации НПДГОС.

Основными целями НПДГОС являются определение национальных приоритетов и разработка мероприятий, направленных на решение актуальных проблем гигиены окружающей среды с учетом социальных и экономических особенностей субъектов Российской Федерации.

В соответствии с основной задачей НПДГОС — охраной здоровья настоящего и будущего населения России — задачей Национального плана является определение приоритетных, наиболее актуальных для страны проблем как на федеральном, так и на региональном, городском уровнях и даже для каждого населенного пункта (эти приоритеты должны быть развиты в региональных планах). Поэтому уже первый раздел НПДГОС "Управление в области гигиены окружающей среды" содержит подраздел "Оценка риска вредных для здоровья факторов окружающей среды", а в приложении к плану содержится перечень первоочередных мероприятий на 2001—2003 гг.

Практически все разделы НПДГОС касаются вопросов оценки риска, особенно раздел 5 "Приоритетные проблемы гигиены окружающей среды", в котором наряду с традиционными источниками информации об изменениях в состоянии здоровья населения использованы результаты работ по оценке риска (табл. I).

Перечнем основных первоочередных мероприятий НПДГОС России на 2001—2003 гг. предусмотрен ряд действий по развитию и укреплению законодательной и

методической базы для проведения работ по оценке риска здоровью (табл. 2).

Основными из них являются подготовка новых законодательных и нормативных актов, в том числе закона "Об оценке и управлении риском здоровья населения и возмещении ущерба вредного влияния загрязнений окружающей среды на здоровье населения", постановления Правительства РФ "О Межведомственной комиссии по оценке риска". Методических указаний по оценке риска воздействия химических факторов среды обитания на здоровье населения, которые могут быть разработаны на основе Руководства по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду, первый вариант которого уже рассмотрен рабочей группой. Эти документы позволят сделать следующий шаг в освоении методологии оценки риска здоровью в России, определении должного места оценке риска в системе СГМ. Так, в Методике проведения социально-гигиенического мониторинга (Методические рекомендации № 2001/83, утвержденные первым

заместителем министра здравоохранения Г. Г. Онищен-ко 25 мая 2001 г.) рекомендовано (п. 5.4.) анализ и выбор объектов и факторов среды обитания проводить с помощью методики оценки дозовых рисков (Методические рекомендации "Оценка дозовых рисков и допустимых лимитирующих концентраций ксенобиотиков в окружающей среде", утвержденные председателем Госкомитета санэпиднадзора Российской Федерации 21 сентября 1995 г.), где речь идет об относительной пропорции риска с граданицей "менее 1 — нормативная", "1—3 — невысокий риск", "3—5 — повышенный риск" и "более 5 — высокий риск" на основе оценки доз в сравнении с ПДК и нет рекомендаций об использовании международно признанной методики оценки риска с использованием референтных доз ксенобиотиков.

Таким образом, оценка риска влияния факторов среды обитания на здоровье населения становится составной частью деятельности санэпидслужбы при реализации НПДГОС.

Поступила 22.03.02

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2002 УДК 6|4.72:616>006.04|:62|.311

Л. А. Ильин, Н. К. Шандала, М. Н. Савкин, В. А. Кошева

КАНЦЕРОГЕННЫЙ РИСК ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО В РАЙОНАХ РАЗМЕЩЕНИЯ ТЕПЛОВЫХ И АТОМНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ

Государственный научный центр — Институт биофизики, Москва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля энергетики на органическом топливе в общем топливно-энергетическом балансе планеты составляет более 90%. За счет развития ядерной энергетики она снизится, тем не менее ожидается, что мировая добыча угля и далее будет возрастать. В связи с этим тепловая энергетика является в настоящее время и (по прогнозам) останется в обозримом будущем одним из главных источников загрязнения окружающей среды.

Тепловые электростанции (ТЭС) выбрасывают в окружающую среду в больших количествах окислы серы и азота, способные оказывать общетоксическое действие и вызывать заболевания верхних дыхательных путей, а также мелкодисперсную летучую золу, содержащую как естественные радионуклиды (226,221 Яа, 2|0РЬ, 210Ро, 232ТЬ, 40К), так и другие тяжелые металлы (никель, хром, кадмий), которые могут приводить к развитию онкологических заболеваний. Несмотря на проводимые технические мероприятия, суммарный выброс золы в атмосферный воздух от ТЭС остается очень высоким: ежегодно ТЭС выбрасывает в атмосферу Земли много миллинов тонн такой золы. В России на долю ТЭС приходится около 40% всего объема пылевыделений в атмосферу. По имеющимся оценкам, количество вредных веществ, выбрасываемых в воздушную среду за I год одной ТЭС, составляет: золы 144 000—154 000 т, сернистого ангидрида 65 000-75 000 т, оксидов азота 25 000-33 000 т, органической пыли 40—60 т. При этом средние многолетние концентрации угольной золы в атмосферном воздухе в районе размещения, например Черепетской ТЭС, составляют около 0,8 мг/м3, что в 20 раз превышает ПДК, поскольку система очистки выбросов на отечественных ТЭС далека от совершенства.

В отличие от тепловых атомные электрические станции (АЭС) не образуют многотоннажных выбросов. При работе АЭС в атмосферу могут попадать инертные радиоактивные газы (П|1, мМп, 58'60Со, "^г, '"'"Сб). Эти радионуклиды теоретически способны увеличивать риск заболевания раком, однако при нормальном режиме работы АЭС этот риск ничтожно мал, поскольку фактический выброс указанных радионуклидов составляет лишь доли процентов от допустимых. К тому же действующие системы очистки газоаэрозольных выбросов АЭС обеспечивают эффективность очистки в пределах 80—99,9%.

В то же время ТЭС наряду с известными негативными эффектами нерадиационного воздействия на природные экосистемы только за счет газоаэрозольных выбросов естественных радионуклидов, содержащихся в ископаемом топливе, а после его сжигания и в золе (коэффициент обогащения золы после сжигания составляет 2—3 для 226Яа, 210РЬ и 232ТЬ). создают эффективные дозы облучения населения в 5—50 раз больше, чем дозы от выбросов штатно работающих АЭС аналогичной мощности |9, 10].

В 1982—1990 гг. были выполнены экспериментальные исследования на лабораторных животных двух видов, выявившие канцерогенные свойства угольной золы, и оценена зависимость доза—эффект. Белые беспородные мыши и крысы (всего 310 и 240 особей соответственно) были подвергнуты хроническому ингаляционному воздействию высокодисперсных фракций угольной золы в различных концентрациях (в м3 воздуха) в течение 3—7 мес по 5—8 ч ежедневно. Наблюдение за подопытными животными осуществляли в течение их жизни — 2,5—3 года. Всех павших подвергли патолого-анатомиче-скому вскрытию с составлением протокола. Легкие целиком, опухолевые узлы прочих органов и видоизмененные ткани подвергали гистологическому исследованию. Результаты показали, что у животных, подвергшихся хроническому ингаляционному воздействию угольной золы в различных концентрациях, достоверно (по сравнению с интактным контролем) увеличился процент заболевших раком легких, молочной железы и др. При этом наблюдалось существенное сокращение среднего латентного периода развития опухолей. Выявленные зависимости между дозой золы и оцениваемым эффектом подвергнуты математическому анализу, что позволило описать их уравнениями и установить ход кривой доза-эффект для частоты выхода опухолей легких:

у = -3,5х2 + 14,5х + 7 (мыши), у = -0,03х2 + О.Зх + 13 (крысы),

где у — % животных с опухолями легких, х — доза угольной золы (мг на 1 г ткани легких).

Малигнизирующее действие угольной золы предположительно связано с наличием в ней хрома, никеля, мышьяка и других металлов [3, 6, 8).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.