ществлению санитарного надзора и контроля представляет совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений санитарно-гигиенических и саннтарно-нротивоэпидемических требований, а также применение в необходимых случаях мер принуждения». Данное определение сущности госсаннадзора раскрывает основные стороны его содержания, хотя также не является полным и исчерпывающим. Исходя из этого, можно сделать вывод, что наряду с санитарным надзором существует также и санитарный контроль, что вряд ли само по себе верно, поскольку санэпидслужба осуществляет единую по своей суги деятельность, которая именуется госаннадзором.
Нам представляется, что более правильным следует считать подход к определению сущности госсаннадзора с точки зрения анализа характера этой деятельности и возникающих в связи с ней взаимосвязей между субъектами и объектами надзора, т. е. определение госсаннадзора как административного надзора органов и учреждений санэпидслужбы за соблюдением специальных правил и норм. Таким образом, непосредственная цель надзора состоит в обеспечении выполнения этих правил и норм, т. е. госсаннадзор является средством обеспечения законности в области соблюдения специальных правил и норм, направленных на охрану здоровья людей.
Основной задачей госсаннадзора является осуществление контрольно-надзорной деятельности за проведением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение-загрязнения внешней природной среды (водоемов, почвы и атмосферного воздуха), оздоровление условий труда, обучения, быта и отдыха населения, а в конечном счете мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпн-демического благополучия в стране.
В связи с изложенным можно утверждать, что иод
госсаннадзором следует понимать контрольно-надзорную деятельность, осуществляемую органами и учреждениями санэпидслужбы за соблюдением всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами н гражданами санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм и проведением ими санитарных и противоэпидемических мероприятий,. а также принятие в необходимых случаях предусмотренных законом мер административного принуждения.
Литература
1. Бычков И. Я. Правовые основы деятельности санитарных органов,— М., 1954,— С. 23.
2. Вебер Л. Г. Организация санитарно-эпидемиологического дела в СССР.— М„ 1968.
3. Ведомости Верховного Совета СССР.— 1969.— № 52.--С. 466.
4. Ведомости Верховного Совета СССР.— 1979.— № 49.- -С. 843.
5. Закон РСФСР «О здравоохранении» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1971,—№ 3|._ с. 65В.
6. Ленин В. И. Поли. собр. соч.—Т. 31,— С. 345; 346
7. Ленин В. И. Полн. собр. соч.— Т. 45.— С. 198.
8. Ожегов С. И. Словарь русского языка.— М., 1983.— С. 259; 331.
9. Постановление Совета Министров СССР от 31 мая 1973 г. № 361 «О государственном санитарном надзоре в СССР».— 1973.-№ 16.-С. 86.
10. Серенко А. Ф., Ермаков В. В. Социальная гигиена и организация здравоохранения.— М., 1984,— С. 488—491.
11. Студеникина Н. С. Государственный контроль в сфере управления,— М., 1974.— С. 18.
12. Шабайлов В. И. Управление здравоохранением в СССР.— М„ 1968,— С. 68.
Поступила 21.01.87
© А. Н. ПОНОМАРЕНКО. 1991 УДК 614.4:614.7
А. Н. Пономаренко
ОПЫТ РАБОТЫ САНЭПИДСТАНЦИИ ПО АНАЛИЗУ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В СВЯЗИ С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Ждановская городская санэпидстанция Донецкой области
Одной из важнейших задач, стоящих перед учреждениями госсаннадзора,' является проведение систематического анализа состояния здоровья населения, включая уровень заболеваемости болезнями неинфекционной природы [2].
В Ждановской санэпидстанции (СЭС) Донецкой области к настоящему времени накоплен некоторый опыт проведения такой работы, которая на протяжении нескольких лет проводится нами под научным руководством Киевского НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева (Я. И. Зви-няцковский). При этом используются современные методы оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды [1, 3—6].
Работа проводилась в три этапа. На I этапе в качестве источника информации о состоянии здоровья населения были использованы материалы статистической отчетности лечебно-профилактических учреждений, на II — данные специально проведенного изучения состояния заболеваемости по материалам обращаемости населения за медицинской помощью. На III этапе было проведено углубленное эпидемиологическое изучение состояния здоровья отдельных контингентов населения, отнесенных нами к группам повышенного ркска.
Анализ проводимых Ждановской СЭС многолетних наблюдений за состоянием окружающей среды показал, что ведущим антропогенным фактором окружающей среды города являются атмосферные загрязнения, в связи с чем при анализе состояния здоровья населения мы рассматривали влияние на него именно этого фактора.
На I этапе анализ качества атмосферного воздуха и важнейшего показателя здоровья населения — заболеваемости — был проведен в динамике за длительный период времени — 1960—1987 гг. При этом источником информации о заболеваемости населения были следующие учетные и отчетные формы лечебно-профилактических учреждений: сводная ведомость учета заболеваний, зарегистрированных в данном учреждении,— форма 071/у (полугодовая); «Отчет лечебно-профилактического учреждения» — форма № 1 (основная) и от-четы-вкладыши к отчетной форме № 1; форма № 3 «О медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам»; форма № 6 «О больных злокачественными новообразованиями»; форма № 61-ж (годовая) «Отчет о больных злокачественными новообразованиями». Ретроспективно исследовались качество атмосферного воздуха и показатели заболеваемости населения преимущественно в суммарных обобщениях — в масштабах города, района и т. п. В результате были получены достоверные, но недостаточно углубленные данные о влиянии вредных примесей в атмосферном воздухе на формирование определенных сдвигов в состоянии здоровья населения.
В процессе исследований было установлено, что уровни загрязнения атмосферного воздуха в целом по городу за указанный период в основном коррелируют с уровнями обращаемости населения за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения. При этом повышенная обращаемость населения в масштабах города сформирована за
счет значительного превышения среднегородских показателей в двух (ив 4 существующих) административных районах, где зарегистрированы более высокие (превышение в среднем до 1,78 раза по сравнению с другими районами) уровни загрязнения атмосферного воздуха.
Особый интерес представляет анализ динамики явления: заболеваемость населения в районах за период с 1973 по 1987 г. возросла в загрязненных районах № 1 и 2 при стабильном уровне в районах № 3 и 4 (менее загрязненных). Прослеживается эффект «запаздывания реакции» населения на изменение уровней концентрации вредных примесей в воздушной среде: как правило, повышенной обращаемости населения за медицинской помощью по поводу обострения хронических заболеваний предшествует значительное (до 1,5 раза и более) превышение фоновых для данной территории (район, город) концентраций.
Результаты I этапа исследований позволили исследовать функцию изучаемой системы в целом и наметить пути управления ею, не вникая во все детали внутренней структуры явления, чем был вызван логический переход ко II этапу исследований — изучению влияния загрязнения воздушной среды на здоровье населения на уровне специально выбранных зон наблюдения (опытной и контрольной с населением по 20 тыс. человек в каждой). В качестве источника информации о состоянии заболеваемости населения использовались статистические талоны для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов, амбулаторные карты взрослого и подростка, истории развития ребенка, карты беременной, карты выбывшего из стационара.
Изучение состояния здоровья в связи с влиянием окружающей среды на II этапе осуществлялось в основном в соответствии с методикой сбора и анализа данных по системе «АГИС-здоровье» [4].
Начиная с 1981 —1982 гг. осуществлен переход от разовых определений содержания основных и специфических загрязнителей воздушного бассейна до круглосуточного наблюдения на стационарных постах. За данный период исследовано содержание 22 примесей. Основное внимание уделено изучению загрязнения зоздуха пылью, окислами азота, сернистым ангидридом и окисью углерода, которые составляют 98 % в общем спектре валовых выбросов от всех имеющихся стационарных источников и автотранспорта. Более 98 % от этой величины приходится на долю предприятий черной металлургии.
При наблюдении за качеством атмосферного воздуха в целом по городу, осуществлявшемся на 5—6 стационарных постах, особое внимание уделялось определению концентраций вредных веществ в избранных зонах наблюдения.
За 7-летний период наблюдений (1981 —1987 гг.) обнаруженные количественные зависимости между уровнями не-ннфекционной заболеваемости населения и качеством атмосферного воздуха в наблюдаемой выборочной совокупности (зонах наблюдения) в основном совпадают с этими зависимостями в генеральной совокупности (административных районах города). Уровни заболеваемости по большинству половозрастных групп в основной зоне наблюдения и основных административных районах достоверно- (критерий достоверности Стьюдента — Фишера 3—4 и более) выше, чем в условно-чистой зоне и условно-чистых районах.
Ранжирование загрязнений атмосферного воздуха по степени воздействия их на показатели неинфекционной заболеваемости в городе и на отдельных его территориях позволило получить следующий ряд (ранговые места): окислы азота — взвешенные вещества — сернистый ангидрид — окись углерода. Выявление роли других примесей, на долю которых приходится менее 2 % от общего выброса вредных веществ, не представлялось возможным.
На III этапе было изучено влияние факторов окружающей среды на здоровье лиц, отнесенных нами к группам повышенного риска. К этой категории нами были отнесены лица, находящиеся в условиях загрязненного воздуха практически круглосуточно. В нее включены дети, которые, как правило, посещают дошкольные и школьные учреждения, находящиеся в том же микрорайоне, в котором они проживают, и взрослые, живущие и работающие в условиях загрязненной воздушной среды.
Комплексное изучение состояния здоровья детей осуществлялось в следующем порядке: определялись детские коллективы в районах города с различной интенсивностью загрязнения атмосферного воздуха (по 1000 детей в двух микрорайонах); проводились сбор и статистическая обработка данных с вычислением показателей общей и структурной заболеваемости; изучалось распределение детей по гругпам кратности заболеваний на протяжении трехлетнего периода (группам здоровья); определялся индекс здоровья и др. После дополнительного отбора ограниченного контингента детей методом копия — пара (2 группы по 200 детей в каждой) оценивалось состояние иммунологической резистентности их организма путем изучения кожной аутофлоры и активности лизоцима в слюне. С целью формирования однотипных групп с учетом биологических и социальных факторов проводилось анкетирование родителей.
Дли комплексного изучения здоровых рабочих металлургических предприятий все металлурги, проживающие на территории указанных выше зон наблюдения, были распределены на 4 группы: А — рабочие, контактирующие по месту работы с профессиональными вредностями и проживающие в основной зоне наблюдения (320 человек); Б — рабочие, не контактирующие по месту работы с профессиональными вредностями и проживающие в основной зоне наблюдения (223 человека); В — рабочие, контактирующие по месту работы с профессиональными вредностями и проживающие в условно-чистой зоне наблюдения (236 человек); Г — рабочие, не контактирующие по месту работы с профессиональными вредностями и проживающие в условно-чистой зоне наблюдения (246 человек).
Из первичной медицинской документации выкопировыва-лись данные1 об обращаемости за медицинской помощью: детей в детские лечебные учреждения, рабочих в медико-санитарные части промышленных предприятий, а также использовались результаты профилактических осмотров и материалы диспансеризации за четырехлетний период.
Оценка качества атмосферного воздуха основывалась на лабораторном и расчетном определении приземных концентраций основных загрязнителей на изучаемых территориях. Для получения максимально полного представления о реальной нагрузке основных вредных примесей металлургического производства на организм работающих в суммарном выражении «работа+быт» были проанализированы результаты лабораторных исследований по определению тех же компонентов в воздухе рабочей зоны за аналогичный период.
Исследования III этапа позволили установить, что дети, проживающие в условиях диффузного фонового загрязнения атмосферного воздуха основными выбросами металлургического производства, имеют повышенную заболеваемость с некоторой тенденцией к росту. Что касается различий между уровнями заболеваемости детей изучаемых контингентов, то они статистически недостоверны (в большинстве случаев критерий достоверности 2). В то же время определение резистентности организма путем исследования кожной аутофлоры и активности лизоцима в слюне показало, что она существенно ниже у детей, проживающих в загрязненной зоне.
Выявлен достоверно более высокий уровень общей заболеваемости по многим нозологическим формам и группам болезней у рабочих группы А по сравнению с лицами, входящими во все остальные группы. Достоверных различий между заболеваемостью лиц, входящих в группы Б и В, не установлено. Наименьший уровень общей заболеваемости и заболеваемости по многим нозологическим группам и формам болезней отмечен в группе Г.
Результаты эпидемиологических исследований использованы при разработке и внедрении программ по охране и оздоровлению окружающей среды города и условий труда на металлургическом производстве.
Проведенная работа показала, что только знание состояния здоровья населения и факторов, обусловливающих его, делает оздоровительную деятельность санэпидслужбы по-настоящему целенапразленной и эффективной.
При этом показано, что на I этапе изучения влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья населения в качестве источника информации о здоровье могут быть использованы материалы официальной отчетности ле-
чеоно-профилактических учреждений. Однако они могут иметь ориентировочное значение. Для углубленного изучения влияния факторов окружающей среды на здоровье населения необходимо проведение специальных эпидемиологических исследований.
Литература
I. Буштуева К. А., Слученко И. С. Методы и критерии оценки
состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды.— М., 1979.
2. Заиченко А. И. Прогнозировать здоровье // Мед. газета.— 1988,— 20 июля.
3. Звиняцковский Я■ И. // Гиг. и сан.— 1979,— № 4.— С. 7—11.
4. Корнеев Ю. Е. // Там же,— 1984,— № 6.— С. 41—43.
5. Соколов Д. К. Ц Там же,— 1986,— № П.— С. 39—42.
6. Шандала М. Г., Звиняцковский Я. И. Окружающая среда и здоровье населения.— Киев, 1988.
Поступила 25.11.88
Гигиенические основы здорового образа жизни
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1991 УДК 613.2/.8-07:001.8
Н. Ф. Борисенко, Т. М. Бородюк, Н. Д. Маленко, С. В. Бойцан, Л. М. Шеховцова,
В. Е. Мовчанюк, Н. Ф. Тихонов
О МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К ИЗУЧЕНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Киевский НИИ социальной гигиены и управления здравоохранением
Несмотря на несомненное значение здорового образа жизни (ЗОЖ) в формировании общественного здоровья, разработка его методологических и методических аспектов явно отстает от запросов практического здравоохранения и медицинской науки.
До настоящего времени у специалистов нет единой точки зрения на теоретическую концепцию и структуру ЗОЖ. В литературе представлено множество различных определений ЗОЖ [1, 3, 5, 6].
При разработке методологии формирования ЗОЖ, по нашему мнению, следует предусмотреть системный подход к ситуационным факторам, действующим на организм и обусловливающим образ жизни и б конечном итоге здоровье и продолжительность жизни человека. Без решения этого вопроса изучение факторов, формирующих здоровье на популяцион-ном, региональном, социально-профессиональном уровнях не представляется возможным.
Первым обязательным и необходимым условием изучения образа жизни населения с последующей разработкой надеж-нон системы укрепления здоровья и профилактики заболеваний является адекватная программа.
Программа — документ, единый для всего научного коллектива, поскольку социально-гигиенические факторы, формирующие ЗОЖ, невозможно изучать в одиночку, без участия многих специалистов (гигиенисты, социологи, программисты, математики и др.). Такая программа носит, как правило, прикладной характер, поскольку направлена на практическое решение конкретных социально-гигиенических вопросов и предусматривает в конечном итоге разработку социального проек-. та для внедрения в практику здравоохранения. Программа. по изучению образа жизни населения должна включать ме- ■ тодологический и процедурный разделы, изложение общей концепции и гипотез исследования с указанием правил процедуры и логической последовательности операций для их проверки.
Методологический раздел программы в идеальном случае должен включать ряд этапов [9].
Рассмотрим основные методологические и методические подходы к разработке программы и модели социально-гигиенических исследований образа жизни различных возрастных и социальных групп населения в разных регионах республики.
На 1-м этапе разработки формулируется проблема, опре-
деляются объект и предмет исследования. Исходным пунктом является проблемная ситуация. В частности, при формировании ЗОЖ проблемой будет противоречие между знанием о потребности людей в ЗОЖ и незнанием путей, средств и необходимых действий для его достижения. Формулировка проблемы влечет за собой выбор объекта исследования, которым служит все, что содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию и на что направлен процесс познания [4]. В наших исследованиях это люди, объединенные по профессиональным (рабочие, служащие, колхозники) и возрастным (взрослые и дети — подростки) признакам.
Предметом изучения является образ жизни, причем в поле зрения исследователя должны попасть наиболее значимые свойства, стороны, особенности человека, которые подлежат непосредственному рассмотрению.
На 2-м этапе разработки программы определяют цель и частные задачи. Цель исследования диктует структуру его основных теоретических и практических задач. Следует различать программные и методические задачи исследования, т. е. те, которые будут возникать в процессе работы. Так, в нашем случае целью исследований является установление особенностей образа жизни различных популяционных и социально-профессиональных групп населения в основных регионах республики. Для ее достижения необходимо решить основные программные задачи: изучить существующий образ жизни избранного контингента населения, создать модели ЗОЖ для этих контингентов, сопоставить и оценить выявленные различия между реальным образом жизни и моделью ЗОЖ, разработать рекомендации для учреждений здравоохранения, направленные на улучшение состояния здоровья населения и формирование ЗОЖ.
После определения цели и задач переходят к выдвижению рабочих гипотез, которые являются главным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследований и подчиняющим его внутренней логике [9]. Развертывая систему гипотез, опирающихся на теоретические данные, мы сформировали общую гипотетическую модель ЗОЖ.
Мы условно выделили 5 групп социально обусловленных факторов, определяющих образ жизни человека (условия труда, материально-бытовые условия, питание, режим жизни, здравоохранение и медицинская активность), и дали количест-