Из практики
© Л. Е. ЛЫСЫП, 1989 УДК 615.838:613.954
А. Е. Лысый
ОПЫТ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ САНАТОРНОГО ТИПА
Терновская районная санэпидстанция, Кривой Рог
Добиваться снижения детской заболеваемо-сти — значит, не только укреплять здоровье подрастающего поколения, но и способствовать развитию экономики страны. Задача снижения заболеваемости детей становится особенно актуальной, если учесть, что в двенадцатой пятилетке число оплачиваемых дней по уходу за больными детьми увеличилось [1].
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению охраны здоровья населения и укреплению материально-технической базы здравоохранения» намечено организовать дошкольные учреждения (группы) санаторного типа для ослабленных и часто болеющих детей.
Вопрос оздоровления детей в детских дошкольных учреждениях санаторного типа (ДДУСТ) до настоящего времени освещен в литературе недостаточно. Имеются отдельные сообщения о создании оздоровительных групп в яслях-садах [1] и организации учреждений санаторного типа [2].
Настоящее сообщение посвящено организации и опыту работы ДДУ СТ, открытого в 1971 г. в Тернопольском районе г. Кривого Рога на средства одного из крупнейших в городе предприятий— Северного горнообогатительного комбината Минчермета СССР. ДДУ расположено в типовом здании «Ясли-сад». На территории, озеленение которой составляет более 60 %. имеется 11 игровых площадок. ДДУ СТ рассчитано на 250 детей.
Срок пребывания в ДДУ СТ составляет 1 год. В комбинат поступают дети из всех ДДУ. Отбор детей осуществляется по направлению детских консультаций лечебно-профилактических учреждений. Направляются дети с хроническими заболеваниями легких, положительными реакциями на прививки БЦЖ, а также часто и длительно болеющие.
За 1971 —1987 гг. в санаторном комбинате находилось 3828 детей, число мальчиков и девочек среди них примерно равное. В зависимости от самочувствия поступающие дети распределились следующим образом: с повышенной утомляемостью 12,1 %, с жалобами на головную боль 5,7%. с нарушенным аппетитом и сном — соответственно 25,8 и 5,8%- У части (5,4%) детей,
поступающих в комбинат, отмечался субфебрилитет.
В ДДУ СТ особое внимание уделяется организации режима дня, который, как известно, имеет огромное значение для достижения высокого оздоровительного эффекта. Режим дня в санаторном комбинате построен таким образом, что позволяет рационально распределить силы ребенка, выбрать оптимальное время для проведения лечебных процедур, чередовать периоды нагрузки и отдыха, избегать переутомления и вместе с тем, постепенно увеличивая нагрузки, тренировать ребенка, повышать его выносливость. При таком режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе.
Повышение неспецифической сопротивляемости организма детей занимает особое место в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий, проводимых в санаторном комбинате. С этой целью широко применяются различные закаливающие процедуры — воздушные и солнечные ванны, длительные прогулки, обливание стоп, обтирание влажной рукавичкой (круглый год)—с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В лечебный комплекс, кроме закаливающих процедур, включаются аэрозольтерапия, ЛФК, применяются физические методы лечения, отвары лекарственных трав. Проводятся также санация полости рта и консервативное лечение очагов хронической инфекции в носоглотке. Два раза в год (весной и осенью) дети получают про-тиворецидивное лечение.
Большое внимание в санаторном комбинате уделяется организации питания, так как полноценное в количественном и качественном отношении питание является одним из факторов, определяющих нормальное физическое и нервно-психическое развитие детей. При этом пища распределяется следующим образом: примерно по 25 % пищевых веществ и энергии по отношению к суточной потребности приходится на завтрак и ужин, около 15%—на второй завтрак и такое же количество — на полдник, примерно 35%—на обед. Такое распределение соответствует научным гигиеническим рекомендациям [3].
Ассортимент среднесуточного набора продуктов достаточный и обеспечивает организм детей
всеми необходимыми веществами. При подборе продуктов учитывается повышенная потребность растущего организма в белковых и минеральных веществах. Важное значение придается витаминизации блюд. Дети получают настой шиповника, дрожжевые напитки, витамины добавляют в кисели и компоты. Персонал пищеблока заботится и о вкусовых качествах блюд, их внешней привлекательности.
Стоимость питания на 1 ребенка за сутки выше, чем в обычном детском комбинате, на 33 коп. в ясельных и на 49 коп. в садовских группах.
Положительный результат оздоровления в ДДУ СТ в немалой степени обусловлен сочетанием лечебного и воспитательного процессов. Это способствует повышению эмоционального тонуса ребенка, его психологической реабилитации.
В результате годичного пребывания в ДУУ СТ у большинства детей улучшились обшее состояние и аппетит, нормализовалась температура тела.
Нами проанализированы ближайшие результаты оздоровления детей по динамике средних показателей СОЭ и содержания гемоглобина в крови. Если при поступлении в учреждение число детей с колебаниями СОЭ, выходящими за пределы физиологической нормы, составляло 39,1 %, то по окончании срока оздоровления их было 9,5 % : по содержанию гемоглобина — соответст-
венно 24,1 и 10,9%. Приведенные данные свидетельствуют о заметном улучшении показателей, что подтверждает эффективность оздоровления.
Следует подчеркнуть, что в период эпидемического подъема острых респираторных заболеваний и гриппа дети переводятся на круглосуточное пребывание в ДДУ, что позволяет снизить заболеваемость среди детей. Это дает опре- Ф/ деленный экономический эффект, поскольку родители оздоравливаемых детей не отвлекаются от деятельности в сфере производства, тем самым сокращаются трудовые потери предприятия, в связанные с уходом за больными детьми.
Таким образом, полученные нами данные указывают на целесообразность организации учреждений подобного типа. По нашему мнению, » наиболее оптимальным является годичный срок оздоровления детей в ДДУ СТ.
Литература
1. Альбицкий Ю. В., Баранов А. А., Пуртов И. И. //Сов. ^ здравоохр. — 1983. —№ 8. — С. 28—31.
2. Журков Е. Г., Власова Е. К. //Там же.— 1988. — № 3. — С. 33—35.
3. Мостовая Л. А.. Яковлева Л. С. // Организация питания детей в учебно-воспитательных и оздоровительных учреждениях.— Киев, 1979. — С. 3—10.
Поступила 08.08.88
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1989 УДК 613.954/.955.-371.7]-07
Т. П. Филина, А. Г. Швецов, В. И. Приз, В. С. Павловская
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ
ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА НА БАЗЕ #
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ НЕКОТОРЫХ ГОРОДОВ
КАЗАХСТАНА
Карагандинский медицинский институт
В последние годы был принят ряд инструктивных документов, регламентирующих медицинские аспекты отбора, обучения и воспитания 6-летних детей на базе общеобразовательных школ.
В Карагандинской области в 1988/89 учебном году планируется увеличить охват обучением в школе шестилеток с 30 до 40 %, а в последующие 2 года — соответственно до 70 и 90 %, главным образом за счет приспособления существующих школьных помещений.
По единой программе, разработанной кафедрой коммунальной гигиены с гигиеной детей и подростков Карагандинского медицинского института, нами обследованы 47 подготовительных классов общеобразовательных школ Алма-Аты, Караганды, Петропавловска, Актюбинска, Уральска с охватом более 1000 детей, из которых
62 % были в возрасте от 6 до 6,5 года, 36 % — старше 6,5 года — и 2 % —до 6 лет.
Исследование показало, что все дети перед приемом в подготовительные классы прошли медико-педагогический контроль. По данным оценки морфофункционального статуса у 71,6 % детей установлено хорошее (нормальное) гармоничное физическое развитие, у 22,2%—ухудшенное и у 4,2 % — плохое дисгармоничное физическое развитие. 2 % детей имели опережение^ в физическом развитии. Контингенты детей сс' ухудшенным и плохим физическим развитием были взяты на диспансерный учет.
Определение школьной зрелости шестилеток по общепринятым биологическим и психофизиологическим показателям позволило отнести к группе «зрелых» 29,8%, «среднезрелых» 56,1 % и «незрелых» 14,1 % детей. Тем не менее по-