Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА НА БАЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ НЕКОТОРЫХ ГОРОДОВ КАЗАХСТАНА'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА НА БАЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ НЕКОТОРЫХ ГОРОДОВ КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА НА БАЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ НЕКОТОРЫХ ГОРОДОВ КАЗАХСТАНА»

всеми необходимыми веществами. При подборе продуктов учитывается повышенная потребность растущего организма в белковых и минеральных веществах. Важное значение придается витаминизации блюд. Дети получают настой шиповника, дрожжевые напитки, витамины добавляют в кисели и компоты. Персонал пищеблока заботится и о вкусовых качествах блюд, их внешней привлекательности.

Стоимость питания на 1 ребенка за сутки выше, чем в обычном детском комбинате, на 33 коп. в ясельных и на 49 коп. в садовских группах.

Положительный результат оздоровления в ДДУ СТ в немалой степени обусловлен сочетанием лечебного и воспитательного процессов. Это способствует повышению эмоционального тонуса ребенка, его психологической реабилитации.

В результате годичного пребывания в ДУУ СТ у большинства детей улучшились обшее состояние и аппетит, нормализовалась температура тела.

Нами проанализированы ближайшие результаты оздоровления детей по динамике средних показателей СОЭ и содержания гемоглобина в крови. Если при поступлении в учреждение число детей с колебаниями СОЭ, выходящими за пределы физиологической нормы, составляло 39,1 %, то по окончании срока оздоровления их было 9,5 % : по содержанию гемоглобина — соответст-

венно 24,1 и 10,9%. Приведенные данные свидетельствуют о заметном улучшении показателей, что подтверждает эффективность оздоровления.

Следует подчеркнуть, что в период эпидемического подъема острых респираторных заболеваний и гриппа дети переводятся на круглосуточное пребывание в ДДУ, что позволяет снизить заболеваемость среди детей. Это дает опре- Ф/ деленный экономический эффект, поскольку родители оздоравливаемых детей не отвлекаются от деятельности в сфере производства, тем самым сокращаются трудовые потери предприятия, в связанные с уходом за больными детьми.

Таким образом, полученные нами данные указывают на целесообразность организации учреждений подобного типа. По нашему мнению, » наиболее оптимальным является годичный срок оздоровления детей в ДДУ СТ.

Литература

1. Альбицкий Ю. В., Баранов А. А., Пуртов И. И. //Сов. ^ здравоохр. — 1983. —№ 8. — С. 28—31.

2. Журков Е. Г., Власова Е. К. //Там же.— 1988. — № 3. — С. 33—35.

3. Мостовая Л. А.. Яковлева Л. С. // Организация питания детей в учебно-воспитательных и оздоровительных учреждениях.— Киев, 1979. — С. 3—10.

Поступила 08.08.88

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1989 УДК 613.954/.955.-371.7]-07

Т. П. Филина, А. Г. Швецов, В. И. Приз, В. С. Павловская

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ

ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА НА БАЗЕ #

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ НЕКОТОРЫХ ГОРОДОВ

КАЗАХСТАНА

Карагандинский медицинский институт

В последние годы был принят ряд инструктивных документов, регламентирующих медицинские аспекты отбора, обучения и воспитания 6-летних детей на базе общеобразовательных школ.

В Карагандинской области в 1988/89 учебном году планируется увеличить охват обучением в школе шестилеток с 30 до 40 %, а в последующие 2 года — соответственно до 70 и 90 %, главным образом за счет приспособления существующих школьных помещений.

По единой программе, разработанной кафедрой коммунальной гигиены с гигиеной детей и подростков Карагандинского медицинского института, нами обследованы 47 подготовительных классов общеобразовательных школ Алма-Аты, Караганды, Петропавловска, Актюбинска, Уральска с охватом более 1000 детей, из которых

62 % были в возрасте от 6 до 6,5 года, 36 % — старше 6,5 года — и 2 % —до 6 лет.

Исследование показало, что все дети перед приемом в подготовительные классы прошли медико-педагогический контроль. По данным оценки морфофункционального статуса у 71,6 % детей установлено хорошее (нормальное) гармоничное физическое развитие, у 22,2%—ухудшенное и у 4,2 % — плохое дисгармоничное физическое развитие. 2 % детей имели опережение^ в физическом развитии. Контингенты детей сс' ухудшенным и плохим физическим развитием были взяты на диспансерный учет.

Определение школьной зрелости шестилеток по общепринятым биологическим и психофизиологическим показателям позволило отнести к группе «зрелых» 29,8%, «среднезрелых» 56,1 % и «незрелых» 14,1 % детей. Тем не менее по-

следняя категория детей была зачислена в подготовительные классы школ.

Таким образом, медико-психологический контроль прошли все дети, приступившие к обучению (хотя некоторые и с противопоказаниями к нему), что свидетельствует о сравнительной отлаженное™ этого этапа оформления шестилеток в школу.

♦ Значительно хуже выглядит санитарная характеристика их учебной базы и учебного процесса. Лишь в единичных школах «блоки» для шестилеток соответствуют в полном объеме требованиям СанПиН № 42-125-4216—86 «Санитарно-гигиенические правила и нормы по организации обучения для детей шестилетнего возраста». В подавляющем же большинстве обследованных школ они располагаются в приспособленных помещениях без полной изоляции от школьного коллектива. Как правило, шестилетки пользуются общей столовой, туалетом. Половина подготовительных классов не имеет отдельных помещений ^ для игровой деятельности и сна, что приводит к их совмещению. Зачастую игровая совмещается с рекреацией; в последних же, как правило, проводятся уроки физкультуры. Практически ни в одной из обследованных школ нет на участке игровых площадок для шестилеток. В ряде школ подготовительные классы расположены на 3-м этаже, что создает неудобство относительно их связи с пришкольным участком.

Свыше 70 % классных комнат имеют площадь ниже требуемой нормы при соблюдении в целом рекомендуемой наполняемости классов детьми. В 40 % случаев парты, столы и стулья не соответствуют росту детей; нередко классы комплектуются мебелью одного.размера, не выдержива-, ются гигиенические требования к расстановке * мебели, в связи с чем рассаживание детей проводится без учета роста и состояния их здоровья. Недостаточно мебели для оборудования игровых, не хватает индивидуальных шкафов, спальни оборудуются нестандартными кроватями, ощущается острая нехватка спортивного инвентаря.

Повышенные требования предъявляются к освещению помещений подготовительных классов школ. В частности, при искусственном освещении преимущество должно отдаваться люминесцентным лампам, в действительности же в 42 % обследованных школ в учебных секциях используются лампы накаливания, да еще недостаточной мощности: удельная мощность ламп колеблется в пределах 16—25 Вт/м2 при норме в 40 Вт/м2.

В '/з обследованных школ отмечено нарушение режима проветривания в основном за счет неисправности форточек и фрамуг, которые зачастую наглухо заколочены.

Претензии к качественной стороне питания шестилеток носят «общешкольный» характер: дети недополучают молоко, мясо, масло, редки

в рационе салаты, овощные гарниры; ассортимент блюд чрезвычайно однообразен. Выполнение требований к калорийности питания обеспечивается в основном за счет круп, кондитерских изделий.

Ни в одной из школ медицинские работники не принимают участия в составлении и контроле меню, бракераже продуктов и готовой пищи, контроле за закладкой продуктов и технологией приготовления пищи. В ряде школ отсутствует отдельное меню для шестилеток. Наконец, не во всех школах решен вопрос о выделении для них специальных мест в обеденных залах, нередки случаи, когда из-за нехватки стульев в общем обеденном зале дети подготовительных классов принимают пищу стоя.

До настоящего времени не разработано рациональное штатное расписание для подготовительных классов школ. Отсутствие ставки няни приводит лишь к однократной вечерней уборке помещений, нарушению режима мытья игрушек, которые в лучшем случае моются 1 раз в неделю, наконец, к избыточной нагрузке на учителя, совмещающего функции и педагога, и воспитателя, и няни.

Изучение работоспособности в динамике рабочего дня и рабочей недели корректурным методом с использованием фигурных таблиц у учащихся, находящихся в группе продленного дня (до 18 ч) при стандартном режиме (4 урока длительностью по 35 мин с 10—20-минутными перерывами, 3-разовое питание, 2-часовая прогулка, 2-часовой дневной сон), показало, что работоспособность у них уменьшалась после 2-го урока в среднем на 15—17 % от исходного уровня и оставалась такой до конца рабочего дня. Однако в отдельные дни с неправильно составленным расписанием, не учитывающим принцип чередования трудных и легких предметов, без достаточной двигательной активности наблюдалось выраженное снижение работоспособности у детей к концу дня (25% наблюдений). К концу рабочей недели этот показатель не изменялся.

Анкетным опросом выявлены следующие нарушения режима дня у шестилеток: у 87,2 % детей сокращено время ночного сна, у 75,9 % время пребывания на свежем воздухе не превышает 2,5—3 ч, у 56,2 % отмечаются нарушения режима питания.

Таким образом, материалы обследования показывают, что практика ускоренного перевода обучения детей в общеобразовательной школе с 6-летнего возраста без строгого учета рекомендаций гигиенистов ведет к неблагоприятным последствиям для здоровья детей. Об этом свидетельствуют и наши данные по Караганде, согласно которым общий уровень заболеваемости среди шестилеток в общеобразовательных школах в 2—3 раза выше, чем среди шестилеток в подготовительных группах детских садов.

Определенная вина в этой погоне за охватом

шестилеток школьным обучением ложится и на органы санитарного надзора, которые зачастую не занимают принципиальных позиций в деле создания оптимальных условий обучения шестилеток, допуская открытие подготовительных классов с грубыми нарушениями санитарных

требований. Этому способствует также и недостаточная жесткость текущего санитарного надзора, приводящая к многочисленным нарушениям режима обучения и воспитания шестилеток.

Поступила 02.08.88

© А. А. БЕЛОВ, 1989 УДК ВН.41/.«(147 + 57|-22)

е

А. А. Белов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАНЬ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Кировоградская областная санэпидстанция

С древнейших времен в нашей стране для поддержания чистоты тела служила баня. С развитием благоустройства населенных мест потребность в банях как санитарном объекте несколько снижается, о чем свидетельствуют нормативы мощности бань: 7 мест на первую очередь строительства и 5 на перспективу на 1000 жителей в радиусе обслуживания.

Однако значение бани как оздоровительного фактора отнюдь не уменьшается, и прежде всего это относится к сельской местности, где степень благоустройства жилищ еще отстает от городских условий.

Проведенное А. Н. Марзеевым летом 1924 г. обследование сел Украины выявило, что 1,6 % сельских жителей моются в банях, а остальные— в хате в корыте или кадке (обрез).

С целью изучения происшедших в этом отношении изменений мы обследовали 357 сел 8 районов Кировоградской области с общим числом жителей 218,6 тыс. Выбор районов носил случайный характер.

Данные изучения, представленные в таблице, свидетельствуют, что регулярно пользуются банями от 5,4% (Голованевский район) до 33,4% (Знаменский район) сельских жителей. При вы-

Результаты изучения состояния личной гигиены сельского населения ряда районов Кировоградской области

Район Численность сельского населения, тыс. Использование населением объектов личной гигиены, %

общественных бань личных бань производственных душевых панн в благоустроенном доме всего

Александровским 43,2 4,8 1,1 2,6 2,9 П,4

Бобринецкий 23,0 3,4 3,5 1,3 0,9 9,1

Голованевский 27,0 0,9 2,0 2,1 0,4 5,4

Знаменский 38,2 5,2 20,0 6,7 1,7 33,6

Компанеевский 14,7 0,9 3,3 2,4 0,5 7,1

Маловисковский 34,8 3,1 2,4 2,7 0,5 8,7

Новгородковскнй 14,1 1.9 3,3 0,5 1,7 7,4

Новомиргородский 23,5 3,8 5,2 4,7 0,6 14,3

борочном опросе населения этот показатель варьировал от 13,1 до 40%. Остальные сельские жители моются дома. В летнее время широко (до 70 %) используются летние душевые, представляющие собой легкие деревянные строения с подогревом воды на солнце. ^

В 55 селах были обследованы места летнего отдыха на открытых водоемах, и установлено, что оборудованный для купания пляж имеется только в одном селе, да и то в связи с размещением здесь лагеря труда и отдыха школьников. В остальных селах купание осуществляется неорганизованно, пляжей как таковых нет, а в 12 селах вообще отсутствуют условия для летнего отдыха у водоема.

В процессе изучения были обследованы 54 сельские бани. Все они расположены в одноэтажных кирпичных зданиях специальной постройки, находятся на обособленных участках. Из общего количества обследованных бань 24 % были сооружены до 1960 г., 39% — в период 1961— 1970 гг., 11 % —1971 — 1980 гг., 26 % — после ^ 1980 г.

По пропускной способности 13 бань рассчитаны на 10 мест, 12 — на 12—16 мест, 23 — на 20 мест и 6 — на 30 мест. В 18 банях изменена внутренняя планировка, причем в 7 вместо мыльных оборудованы душевые кабины, а в 5 банях, кроме того, сооружены сауна и бассейн. В с. Ин-гуло-Каменка Новгородковского района вместо типовой мыльной используются 3 отдельные душевые кабины и общий зал на 3 душевые сетки. Во всех банях имеются парилки, но в 17 они не работают.

Полы в основном бетонные, стены покрыты масляной краской либо кафельной плиткой. Бани оборудованы деревянными скамьями. Тазов*, недостаточно. На полу деревянные решетки, в4 отдельных случаях резиновые коврики. 12 бань функционируют по принципу душевых (тазы не используются). Механической вентиляции нет нк в одной бане, причем в 20 нет и форточек. Отопление осуществляется от местных котельных, работающих на жидком топливе, водоснабжение—от сельских водопроводов. Для канализа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.