Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СРЕДОВЫХ ФАКТОРОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СРЕДОВЫХ ФАКТОРОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Г.В. Терентьева, О.Г. Иванова, М.П. Ронжина, Г.А. Шаршаткина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Body functioning dependence on environmental factors was analyzed for 6-year children attending secondary schools. The schoolchildren attending schools with optimal conditions had the most favourable slate of all functions. The most significant conditions were a degree of isolation of the group and also design characteristics satisfying necessary regimen requirements.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СРЕДОВЫХ ФАКТОРОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА»

Summary. The technique for the electrooculographic analysis of the visual system of schoolchildren working with computers is described. The strain of the oculomotor system and fatigue manifestation have been detected in

children under unfavourable environmental conditions. It is recommended to use the derived indicators of evaluating electrooculograms when hygienically assessing the working conditions of schoolchildren using computers.

УДК 613.955:613.731]-053.4-07

Г. В. Терентьева, О. Г. Иванова, М. П. Ронжина, Г. А. Шаршаткина

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СРЕДОВЫХ ФАКТОРОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Начало обучения в школе сопровождается сложным процессом биосоциальной адаптации, предъявляющей повышенные требования как к интеллектуальной, так и к физиологической сфере организма ребенка. С этих позиций даже незначительные отрицательные воздействия средо-вых факторов в адаптационный период могут способствовать возникновению различных отклонений в состоянии здоровья детей.

Как показали наблюдения [3, 5], 6-летние дети требуют особого подхода к организации материальной базы их обучения и воспитания. Поэтому разработка гигиенических требований к дальнейшему развитию и совершенствованию архитектурно-планировочных решений школьных зданий с учетом оптимизации факторов окружающей среды, в которой осуществляется учебно-воспитательная деятельность 6-летних детей, является весьма важной и актуальной.

Проведенное нами санитарно-гигиеническое обследование 40 общеобразовательных школ в разных городах страны показало, что условия обучения 6-летних детей создаются главным образом за счет ухудшения условий пребывания в школе детей других возрастных групп. Так, в 20 % случаев учебно-воспитательные помещения для шестилеток организовывали за счет перевода школы с односменной работы на двусменную, в 62 % — за счет помещений, занимаемых ранее группами продленного дня учащихся начальных классов; в 18 % случаев помещения для 6-летних детей выделяли за счет уменьшения общей вместимости школы. Тем не менее только в 53,5 % обследованных школ имелся полный набор помещений, необходимых для обучения и воспитания детей-шестилеток: класс, игровая, спальня, рекреация, туалет, раздевалка [6]. В остальных школах отдельные помещения выполняли совмещенную функцию: в 28 % случаев класс использовали и как игровую; в 10 % спальня, оборудованная встроенной мебелью, служила игровым помещением; в 6 % Для игр детей были организованы игровые уголки в классе и спальне; в 2,5 % дети отдыхали и играли в рекреации.

В ряде школ, даже имеющих все необходимые помещения, создавались определенные неудобства для их использования, так как они располагались некомпактно — либо на разных этажах,

либо в разных отсеках школьного здания. Площадь отдельных помещений, предназначенных для 6-летних детей, значительно варьировала в разных школах. Питание шестилеток в большинстве школ (87,5%) было организовано в общей столовой с выделением специальных посадочных мест. В 8,5 % случаев питание таких детей проводили в классе или игровой, в 2 школах (4 %), где учебно-воспитательные ячейки для шестилеток располагались в отдельных блоках, для питания детей были выделены специальные помещения.

Проведенный анализ показал, что реальные условия, в которых протекает процесс обучения и воспитания детей 6-летнего возраста, в разных школах существенно различаются. При этом возникает важная гигиеническая задача определения оптимальных и допустимых вариантов архитектурно-планировочных решений ячейки для шестилеток внутри общеобразовательной школы. Для решения этой задачи нами проводилось сравнительное изучение некоторых показателей функционального состояния организма и здоровья детей 6-летнего возраста в 5 общеобразовательных школах, где обучение детей осуществлялось по единой программе, а условия организации обучения и воспитания существенно различались. Поскольку в литературе имеются сведения о том, что обучение шестилеток в условиях детского сада более благоприятно сказывается на состоянии здоровья детей, чем при их обучении в школе [1, 2], углубленные гигиенические исследования проводили параллельно и в детском саду, где 6-летних детей обучали по аналогичной программе.

Для комплексного изучения условий организации учебно-воспитательной ячейки для 6-летних детей в разных учреждениях нами была разработана схема балльной оценки основных факторов (табл. 1). При этом в табл. 1 была введена графа, отражающая опытность педагога, поскольку наблюдения как наши, так и других авторов показали, что от того, как проводится урок, в значительной мере зависит (при прочих равных условиях) утомляемость детей, а следовательно, и их здоровье. Показатели микроклимата, освещенности и состояния воздушной среды в оценочную таблицу не вводили, так как, во-первых,

они изменялись в процессе наблюдения, а во-вторых, не выходили за пределы допустимых гигиенических уровней.

Анализ суммарной балльной оценки условий обучения и воспитания 6-летних детей позволил разделить 6 обследованных детских учреждений на 3 группы (табл. 2): с наилучшими условиями — школа № 112 и детсад № 1144 (соответственно 23 и 20 баллов); с наихудшими условиями — школы № 190 и 130 (13 баллов) и со средними условиями — школы № 303 и 28 (17 баллов) .

Для определения функционального состояния организма детей в зависимости от различных условий их обучения и воспитания изучали показатели работоспособности в течение учебного дня и учебной недели, отражающие степень утомления учащихся. Одновременно проводили хроно-метражные наблюдения за поведенческими реакциями детей во время уроков, а также в период засыпания и дневного сна.

Предположив, что средовые факторы могут оказывать определенное воздействие на эмоциональную сферу ребенка, мы оценивали (также повторно в течение учебного дня и недели) эмоциональный настрой наблюдаемых детей с помощью специально разработанной методики. Она основана на определении (в процентах) соотношения цветовых спектров, закрашиваемых детьми произвольно выбираемыми цветными карандашами, с последующим расчетом цветового показателя (ЦП), отражающего количественные соотношения цветовых спектров, символизирующих положительный и отрицательный эмоциональный настрой [4].

Для характеристики вегетативных функций у детей многократно определяли в состоянии покоя следующие физиологические показатели: артериальное давление, частоту сердечных сокращений (ЧСС) и дыхания, характер кожно-сосудистых реакций на стандартный холодовой раздражитель. В качестве показателя общей резистентности организма оценивали острую заболеваемость детей.

Характер динамики показателей работоспособности детей в течение дня, так же как и абсолютные их величины во второй половине дня, свидетельствуют о том, что наиболее выраженное утомление испытывали дети в школах № 190 и 130. Так, величина комплексного показателя работоспособности (П) у этих детей от 1-го к 3-му уроку снижалась на 73 % (с 2,2 до 0,6) и далее, несмотря на отдых детей (прогулка, сон), продолжала снижаться, достигая к 16ч чрезвычайно низкого уровня (0,2), свидетельствующего о сильном утомлении детей.

Анализ показателей недельной динамики работоспособности у детей в различных детских учреждениях подтверждает различия, выявленные при анализе дневной работоспособности. Наименее благоприятные кривые работоспособ-

Таблица 2

Оценка (в баллах) гигиенических условий обучения и воспитания детей 6-летнего возраста в ряде общеобразовательных

школ и детском саду

Детское Учреждение Город Степень изоляции Набор помещений Площадь отдельных помещен Hii Оборудование Раздевалка Столовая Участок Педа го г Суммарная оценка

Школа № 112 Москва 3 3 2 3 3 3 3 3 23

3 № 303 » 2 2 2 3 3 2 1 2 17

» № 190 » 1 1 2 2 1 1 2 3 13

> № 130 Минск 1 1 3 3 1 1 1 2 13

» № 28 » 2 2 2 3 3 2 1 2 17

Детсад № 1144 Москва 2 3 2 3 3 3 3 1 20

ности имели место у шестилеток в школах № 130 и 190. Средние величины П у последних не только в пятницу, т. е. в конце учебной недели, но и в понедельник определялись на уровне ниже 1,0, что свидетельствовало о выраженном учебном утомлении детей, которое не снималось даже за два выходных дня. Наиболее благоприятные недельные кривые работоспособности были выявлены у детей детского сада и школы № 112.

Таким образом, анализ показателей дневной и недельной работоспособности у 6-летних детей, обучающихся в разных учреждениях, свидетельствует, что они в значительной степени зависят от условий организации средовых факторов. При этом выявляется четкая корреляционная зависимость между показателями работоспособности и уровнем балльной оценки условий обучения и воспитания.

Сопоставление числа случаев преобладания отрицательных эмоций (по цветовому спектру) у детей в начале, середине и конце учебной недели по результатам пробы, проводимой во второй половине дня (16 ч), выявило увеличение отрицательных эмоциональных реакций к концу недели во всех учреждениях, но не в равной степени. Так, если в школе № 112 и детском саду этот показатель возрастает соответственно с 6 и 8 % в понедельник до 22 и 25 % в пятницу, то в школах № 130 и 190 — с 30 и 38 % д0 52 и 57%. Следовательно, удельный вес отрицательных эмоциональных реакций у детей, указанных школ существенно выше и уже в понедельник превышал тот уровень, который отличен у детей в детском саду и школе № 112 только к концу учебной недели. ЦП у детей в школах № 190 и 130 равнялся 2,3±0,15 и 2,4±0,10, тогда как в детском саду и школе № 112 — 3,8±0,15 и 4,0±0,11.

Средние величины вегетативных показателей различались у детей, обучающихся в разных учреждениях, несущественно и соответствовали возрастным нормам. Однако распределение индивидуальных величин имело определенные особенности. У шестилеток в школах № 130 и 190 наблюдался наиболее высокий процент случаев, когда индивидуальные величины вегетативных

показателей выходили за пределы зоны М±о: в 46 и 54 % по систолическому давлению, 31 и 40 % по диастолическому давлению, 31 и 36 % по ЧСС, 45 % по частоте дыхания. В других учреждениях этот процент был существенно ниже, причем наиболее низким он был у детей в школе № 112, где отклонения индивидуальных величин от «зоны» средней составляло 22 % по систолическому и 17 % по диастолическому давлению, 4 % по ЧСС к 16 % по частоте дыхания. Близкие к указанным величинам определялись и у детей детского сада. Таким образом, наиболее благоприятное состояние вегетативных функций, судя по таким ведущим физиологическим системам, как сердечно-сосудистая и дыхательная, имели место у шестилеток, обучающихся в школе № 112 и детском саду, где средовые условия обучения и воспитания были оптимальными (наиболее высокий суммарный оценочный балл), а наименее благоприятное — в школах № 130 и 190, где суммарная оценка средовых факторов составляла наименьшее число баллов.

Наиболее интегральным показателем при оценке влияния тех или иных факторов окружающей среды на организм ребенка является, безусловно, его состояние здоровья и в первую очередь острая заболеваемость, отражающая резистентность организма.

Исходный уровень здоровья 6-летних детей в начале обучения был в разных школах приблизительно одинаков: 28—32 % детей относилось к I группе здоровья, 58—64 % — к П, 4—8 % — к III. За год обучения процентный состав групп здоровья не изменился. Однако в школе № 190 у ряда детей состояние здоровья ухудшилось за счет усиления функциональных отклонений: диагностировались астенические проявления, регистрировались частые жалобы на недомогание и головную боль. В других школах указанные отклонения наблюдались значительно реже. Наименьшее число жалоб на состояние здоровья имело место в школе № 112.

Острая заболеваемость была самой высокой в школах № 130 и 190 (119,1—121,6). В этих же школах отмечены наибольшая длительность одного заболевания (12,8—13,05 дня) и наибольший индекс пропусков уроков (13,5—14,2). Наи-

/ более низкий уровень острой заболеваемости ^наблюдался среди шестилеток в школе № П2 и детском саду (92,1—96,4). Средняя длительность одного заболевания составляла у этих детей 10,7—11,2 дня, а индекс пропусков — 12,0— 12,8. В школах № 303 и 28 острая заболеваемость шестилеток была выше, чем в детском саду и школе № 112 (101,5—103,0), но существенно ниже, чем в школах № 130 и 190.

Таким образом, наиболее благополучно с состоянием здоровья детей 6-летнего возраста обстояло дело в детском саду и школе № 112, где условия обучения и воспитания были оценены нами наивысшей суммой баллов, т. е. в наибольшей степени соответствовали физиологическим и гигиеническим потребностям организма.

Проведенный нами специальный дифференцированный анализ зависимости функционального состояния организма 6-летних детей и их заболеваемости от отдельных факторов среды, формирующих условия обучения и воспитания, показал, что наибольшее значение имеет степень изоляции %учебно-воспитательной ячейки от остальных общешкольных помещений. Весьма важна также роль планировочных решений, обеспечивающих выполнение необходимых режимных моментов и особенно полноценного отдыха детей и чередования умственной деятельности с высокой двигательной активностью.

В связи с указанным при проектировании ти-

повых школьных зданий и реконструкции действующих следует предусматривать специальную учебную секцию для 6-летних детей, изолированную от помещений для детей других возрастных групп и имеющую необходимый набор помещений, обеспечивающих рациональный режим труда и отдыха детей.

Литература

1. Барсукова Н. К• // Гигиенические проблемы обучения в современной школе.— М., 1982. — С. 42—50.

2. Г ромбах С. М. //Сов. педагогика,— 1981.— № 12.— С. 42—46.

3. Зубкова В. М.. Сапожникова Г. М. // Гигиенические проблемы обучения в современной школе.— М., 1982.— С. 20—28.

4. Менделеева О. И. // Психофизиологические исследования в гигиене детей и подростков. — М., 1981. — С. 102—107.

5. Попова Н. М., Зубкова В. М.. Сапожникова Г. М.. Са-зашок 3. И. // Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков.— М., 1984. — С. 34—44.

6. Санитарно-гигиенические правила и нормы по организации обучения детей шестилетнего возраста: СПиН 42—125—4216—86. — М„ 1986.

Поступила 04.06.87

Summary. Body functioning dependence on environmental factors was analyzed for 6-year children attending secondary schools. The schoolchildren attending schools with optimal conditions had the most favourable state of all functions. The most significant conditions were a degree of isolation of the group and also design characteristics satisfying necessary regimen requirements.

УДК 613.6:|613.2+612.745.6]-055.2:677

В. И. Смоляр, Л. В. Собакарь

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ, КОЛИЧЕСТВЕННОЙ И КАЧЕСТВЕННОЙ АДЕКВАТНОСТИ ПИТАНИЯ РАБОТНИЦ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Киевский НИИ гигиены питания

Научно-технический прогресс способствует зна-5чительным изменениям условий труда и быта населения страны. В связи с этим возникает актуальная задача гигиенического обоснования рационального питания рабочих различных профессиональных групп.

Целью наших исследований являлось гигиеническое обоснование рационального питания основных профессиональных групп работниц текстильного производства.

Для решения поставленной задачи изучены фактическое питание (анкетно-опросный метод) 530 работниц текстильного производства (возраст 18—40 лет, стаж работы 5—15 лет) суточные энерготраты у 70 человек, в том числе у 17 методом газоанализа; заболеваемость (путем анализа листков нетрудоспособности). Фактическое питание исследовали по двум периодам года (зимне-весенний и летне-осенний) в течение - недели, включая выходные дни. Суточные энер-

готраты определены хронометражным методом [2], в производственный период — методом газообмена при помощи портативного газоанализатора АВВ-1 [1]. Расчет химического состава и энергоценности пищевых рационов проведен на ЭВМ «Минск-32» [7]. При определении избыточной массы тела использован помограф А. А. Покровского [4]. Заболеваемость изучена по материалам медико-санитарных частей. Наблюдения выполнены па Дариицком шелковом комбинате и ПО «Химволокно» (Киев). 82,5% всех работающих женщин было в возрасте 18—30 лет, 7,5 % — 31—40 лет. Распределение по стажу работы было следующее: 21 % — 5—10 лет, 79 % — более 10 лет.

Анализ трудового процесса текстильщиц показал, что их работа на производстве включает 13—16 видов деятельности, в том числе 5 из них являются основными (ликвидация обрыва нити; осмотр станков, ткани, веретен; переходы от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.