lurgist. On this basis a system of hygienic standardization of sports-physical-training loads is given for various students depending on the special features of the profession acquired and a method of choice of means of vocationally applied physical training is recommended.
УДК 371.7:613.954
Кандидаты мед. наук Н. М. Попова и В. М. Зуб/сова, канд. биол. наук С. А. Нетопина
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РЕЖИМУ ШКОЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ в-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА (ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ)
Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва
В соответствии с постановлением Объединенной сессии общих собраний Академии медицинских наук СССР и Академии педагогических наук СССР 1971 г. о проведении комплексных медико-педагогических исследований по проблеме обучения и охраны здоровья школьников Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР совместно с Институтом содержания и методов обучения АПН СССР в течение 3 учебных лет (с 1973 по 1976 г.) проводилось изучение организации экспериментального обучения в школе 6-летних детей. Обучение «шестилеток» осуществлялось по специальным учебным программам, разработанным Научно-иссле-довательским институтом содержания и методов обучения АПН СССР. Под наблюдением находилось 109 детей 4 классных коллективов средней численностью 27 учащихся. В 1973/74 учебном году оценивался режим обучения 6-летних детей, предложенный Научно-исследовательским институтом содержания и методов обучения АПН СССР. По этому режиму занималось 54 учащихся.
Особенность режима состояла в том, что традиционный 45-минутный урок делился на 2 части, включающие разные по характеру 20-минутные занятия с 5-минутным перерывом между ними. После 6 таких занятий с кратковременными перерывами, по времени равных 3 урокам по 45 мин, детям предоставлялся часовой перерыв для обеда и отдыха на открытом воздухе. Затем проводилось еще 2 занятия по 20 мин с 5-минутным перерывом между ними. Во 2-м полугодии были введены дополнительные занятия иностранным языком (2 ч в неделю). В связи с этим в среду и пятницу добавилось еще 2 занятия по 20 мин, т. е. учебный день увеличивался фактически до 5 традиционных уроков. Середина недели была облегченной: в четверг устраивались экскурсии, посещение театров, кино и т. д. Влияние на детей учебной нагрузки исследовалось на протяжении учебной недели в каждую учебную четверть, что позволяло судить о динамике работоспособности в течение учебного дня, недели и года. Применялся хронометраж, работоспособность оценивалась с помощью дозированных во времени заданий (фигурных таблиц), проверялось функциональное состояние центральной нервной системы. Детей периодически взвешивали. Учитывались успеваемость и посещаемость школьников. Проводился анкетный опрос родителей о режиме дня.
. Наблюдения показали, что учебный режим не всегда соответствует возрастным функциональным возможностям детей, неблагоприятно отражаясь на уровне и динамике их работоспособности, состоянии функциональных систем организма и успеваемости. На этом основании в него были внесены следующие коррективы.
. 1. Учебная нагрузка в 1-й четверти и во всем 1-м полугодии сокращена до 6 занятий в день, поскольку работоспособность на каждом последующем занятии в этой четверти была ниже, чем в других четвертях. Учебная активность школьников на 7—8-м занятии (4-й урок) составила лишь 68,7 % против 80,5% на первых занятиях, среднее число ошибок на 100 просмот-
Влияние дополнительных каникул в 3-й четверти на работоспособность 6-летних детей в школе.
1 — показатели при дополнительных каникулах;
2 — <5ез дополнительных каникул; а — учетная активность на уроке; б — благоприятные кривые работоспособности; в — коэффициент преобладания (П); г — количество детей, прибавивших
вес тела.
ренных знаков 3,4 против 2,1— 2,8, существенно больше срывов дифференцировочных сенсо-мотор-ных реакций (33,3 % против 5,5— 13,8 %), случаи последовательного торможения достигали 54,1 %.
2. Во 2-м полугодии отменены 9-е и 10-е занятия (5-е уроки), на которых резко ухудшались работоспособность, качество работы, почти вдвое (49,7%) по сравнению с другими уроками снижалась учебная активность. Коэффициент преобладания, отражающий отношение корректурных работ хорошего качества к плохим, приобретал минимальное значение (0,33 против 2,2).
3. Был отменен часовой перерыв, оказавшийся малоэффективным в данных условиях: нерациональное его использование (часто отсутствие прогулки, несвоевременный обед и т. д.) по существу лишь увеличивало время пребывания детей в школе. »»<
4. Самая продолжительная и напряженная четверть без дополнительных каникул учебного года — 3-я — облегчена за счет организации в ее середине дополнительных каникул. Эта четверть характеризовалась минимальной учебной активностью (65,8%), наиболее низким уровнем работоспособности детей и неблагоприятной дневной динамикой (от начала к концу четверти коэффициент преобладания снижался в 3 раза), количество кривых работоспособности неблагоприятного типа увеличивалось с 27,2% в начале четверти до 45,7 % в конце. С трудностью обучения в 3-й четверти связаны и неблагоприятная динамика веса тела детей и более частые пропуски занятий, что объясняется увеличением заболеваемости и тем, что родители оставляли детей дома из-за жалоб на усталость, плохое самочувствие (данный факт отмечен более чем в 1/3 анкет). Успеваемость всего классного коллектива в этой четверти была самой низкой за год (3,7 балла против 4,0 в других четвертях).
В 1974/75 учебном году под нашим наблюдением находилось 2 класса вновь набранных 6-летних детей — всего 55 учащихся, которые занимались по измененному в соответствии с предложенными коррективами режиму.
Гигиеническая рационализация режима оказала благоприятное влияние на все показатели работоспособности и успеваемости. Повысилась активность на уроке, улучшилось функциональное состояние центральной нервной системы: более чем вдвое уменьшилась частота срывов'дифферен-цировочной реакции и случаев последовательного торможения. Уменьшились количество изменений работоспособности по неблагоприятному типу, число пропусков занятий. Различия в показателях работоспособности и успеваемости при этих режимах статистически достоверны. В динамике учебного дня, недели и года все показатели работоспособности приобрели более устойчивый характер. Учебная активность до конца года удерживалась на высоком уровне (84—90%). В меньшей степени снижалась работоспособность детей от четверти к четверти и к концу учебного года.
Положительное влияние на состояние организма детей и их работоспособность оказали введенные по нашему предложению дополнительные недельные наникулы в середине 3-й учебной четверти (см. рисунок). Как
показали исследования, учебная активность и работоспособность детей в 3-й четверти под влиянием дополнительного отдыха значительно повысились. Различия статистически достоверны (по таблице А. Я. Боярского). Положительно сказались добавочные каникулы и на динамике веса тела детей. Если в 1973/74 учебном году под влиянием напряженной и продолжительной работы в течение 3-й четверти без дополнительного отдыха у части детей не произошло естественного физиологического прироста веса тела и у отдельных детей даже наблюдалось его снижение, то введение каникул в 1974/75 учебном году устранило это неблагоприятное влияние и 95% детей прибавили вес. Введение дополнительных каникул оказалось полезным как на 1-м году обучения б-летних детей, так и в следующем году. По-видимому, их организацию следует рекомендовать по крайней мере для школьников всех начальных классов. Целесообразность их введения подтверждают и педагоги.
Одним из важных условий правильной организации учебно-воспитательного процесса в подготовительных группах детских садов, в приготовительных классах школы или при более раннем начале систематического школьного обучения является ббльшая индивидуализация, чем при работе с детьми старшего возраста. С этим связано педагогическое требование снижения численности детей в группе, классе.
Наши данные показывают, что оптимальная численность класса начальной школы — 27 детей. В классе, насчитывающем 38—40 детей, школьники быстрее утомляются.
Организация обучения детей в соответствии с нашими рекомендациями повысила их работоспособность и успеваемость, а также показатели состояния здоровья. Последнее подтверждено данными углубленных медицинских осмотров, проведенных сотрудниками лаборатории массовых исследований здоровья дошкольников нашего института. Следовательно, скорректированный режим соответствует возрастным функциональным возможностям 6-летних детей и может быть рекомендован как рациональный при обучении их в школах.?Как показали исследования гигиенистов (М. В. Антропова исоавт.; О. И. Дедабришвили и соавт.), возможны и иные варианты учебного режима, но все они предусматривают облегчение процесса адаптации 6-летних детей к школьной жизни.
Как при режиме, предложенном научно-исследовательским институтом содержания и методов обучения АПН СССР, так и при измененном режиме не все 6-летние дети одинаково справляются с учебной нагрузкой. Выявлена группа детей (V4 общего количества наблюдений), испытывающих определенные трудности. У них низкая и неустойчивая работоспособность, низкая успеваемость, имеются функциональные нарушения со стороны нервной системы, проявляющиеся в утомляемости, раздражительности, плаксивости, головных болях и т. д. Обращает на себя внимание тот факт, что из 25 детей, испытывающих затруднения на 1-м году обучения, 19 при поступлении в школу имели календарный возраст до 6 лет 6 мес и лишь 6 детей были старше этого возраста. По-видимому, вопрос об установлении возраста начала систематического школьного обучения следует чрезвычайно тщательно обдумать. 12 из этих же 25 детей были отнесены к категории «школьно незрелых» на основе применения критериев «школьной зрелости», разработанных в Институте гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР (С. М. Громбах, и др.), т. е. Чг детей, испытывающих затруднения в обучении, не обладали достаточной для обучения в школе физиологической зрелостью функций. Таким образом, затруднения в учебе могут быть связаны как с недостаточной функциональной готовностью к ней, так и с особенностями индивидуального развития и воспитания в семье и другими факторами. Поэтому 6-летних детей, готовящихся приступить к систематическому школьному обучению, обязательно следует подвергнуть тщательному медико-педагогическому осмотру с целью определения их готовности к учебе. В 1973/74 учебном году 6-летние дети
принимались в школу в основном по желанию их родителей, 1974/75 учебном году среди желающих проводился отбор по медико-педагогическим показателям. Это положительно сказалось наисходном уровне работоспособности и определило более благоприятную динамику работоспособности и показателей здоровья. Наблюдаемые школьники в основном были из благополучных семей, их родители имели высокий образовательный ценз, уделяли большое внимание воспитанию детей.
Выводы
1. Снижение возраста обязательного поступления в школу может быть осуществлено только при соблюдении целого ряда условий, среди которых обязательное проведение предварительного медико-педагогического обследования всех детей с определением их функциональной готовности к школьному обучению и создание облегченного режима учебных занятий.
2. Одним из вариантов учебного режима может быть следующий: короткие 20-минутные занятия с 5-минутным перерывом между ними, во время временных пауз предпочтительна свободная форма поведения детей; учебный день в 1-м полугодии в связи с трудностями адаптационного периода ограничен 6 занятиями, во 2-м полугодии он постепенно увеличивается до 7 занятий; в четверг проводятся занятия конструированием, рисованием, ритмикой, организуются экскурсии, посещение театра; в середине самой продолжительной и напряженной в учебном году 3-й четверти вводятся дополнительные каникулы.
3. Кроме рационального режима обучения,должна быть предусмотрена специальная организация условий внешней среды. Следует оборудовать дополнительные помещения, отсеки не только для занятий, но и для отдыха, игр, дневного сна в условиях полного школьного дня, приобрести мебель, соответствующую возрастно-ростовым возможностям детей. Необходимы также специально подготовленные квалифицированные педагоги, знающие возрастные физиологические особенности 6-летних детей и строящие педагогический процесс в соответствии с этими особенностями. Классный коллектив должен насчитывать не более 25—27 детей
ЛИТЕРАТУРА. Антропова М. В., Ефимова С. П., Лосева О. А. и др. — В кн.: Итоги обучения шестилетних детей в трехлетней начальной школе. М., 1975, с. 27—35. — Тромбах С. М. — В кн.: Гигиена обучения детей школьного возраста. М., 1969, с. 3—26. — Дедабришвили О. И., Евдокимова Р. И. и др. Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1976, № 1 (6), с. 22—24.
Поступила 16/IH 1977 г
HYGIENIC RECOMMENDATIONS OF THE DAILY SCHOOL REGIMEN FOR THE SIX YEARS OLD CHILDREN (IN EXPERIMENTAL TEACHING)
N. M. Popova, V. M. Zubkova, C. A. Netopina
A study of the working capacity, the functional state of the central nervous system, progress in studies, attendances of classes and the periodical weighing of children made it possible to conclude that the teaching regimen for the six years old children must be facilitated. The authors suggest the following varieties of regimes: 6 lessons of 20 minutes length a day for the first half of the year, 7 lessons a day for the second half of the year; organization in the middle of the school week (Thursday) of a facilitated day; introduction of an additional week of holidays in the middle of the third term. The optimum number of children in a class is within 25 to 27. A compulsory medical and pedagogical examination of all children entering.the school in order to determine their «school maturity».