Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А А. Минх, С А. Полиевский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC BASES OF PHYSICAL TRAINING OF VOCATIONAL-TECHNICAL SCHOOL STUDENTS FOR VOCATIONAL ACTIVITY

The paper describes experimental investigations performed for substantiating a system of physical training of students from vocational-technical schools for later vocational activity. The authors consider the various aspects of vocationally applied physical training of students of vocational-technical school for the professions of a tractor driver, a spiderman fitter, a miner, an adjuster of automatic machines, a fitter of watch mechanisms and a metallurgist. On this basis a system of hygienic standardization of sports-physical-training loads is given for various students depending on the special features of the profession acquired and a method of choice of means of vocationally applied physical training is recommended.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

циональнсе питание. М., 1976, с. 53—58. — Фатеева Е. М., Невская Т. С. (ред.) Основные принципы питания детей и подростков. М., 1974, с. 137—205. — ULI и ц -кова А. П., Краснопевцев В. М., Жидкова Л. В. — В кн.: Актуальные вопросы гигиены в условиях Крайнего Севера. М., 1972, с. 129—142. — Bauer Р., Binder К., В u к о v i es F. et а. — «Ost. Z. Stomat.», 1974, Bd 71, S. 162—175.

Поступила 2/1X 1977 г.

COMPARATIVE ASSESSMENT OF INDICES OF THE HEALTH STATE, DIET AND METABOLISM AMONG^STUDENTS, LIVING UNDER CONDITIONS OF THE FAR

NORTH

V. M. Krasnopevtsev, M. A. Timonov, Ya. K. Yuchko, G. A. Petrova, T. N. Zherebilova,

P. P. Khristenko, G. V. Oskolkova

The paper presents original data of complex investigations, carried out by the authors for a period of many years, on the state of health, diet and metabolism among students, living under conditions of the Far North and Siberia (Norilsk, Surgut etc.) and shows the hygienic effectiveness of a national diet for separate age groups.

УДК 613.6:658.386.1

Акад. АМН СССР А. А. Минх, доктор мед. наук С. А. Полиевский

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Институт физической культуры, Москва

Система развития физических способностей учащихся, учитывающая особенности профессиональной деятельности, называется профессионально-прикладной физической подготовкой (ППФП).

Обычные систематические занятия физической культурой и спортом независимо от их вида оказывают благоприятное влияние на работоспособность учащихся, но они не могут удовлетворить в должной мере специфические запросы подготовки к определенному виду профессиональной деятельности. В условиях научно-технического прогресса интенсивность многих производственных процессов неизменно возрастает, что повышает требования к физическим и психическим качествам рабочих. Отдельные трудовые операции приобретают узкую направленность, требуют развития нужных для их выполнения двигательных навыков. Все это обусловливает необходимость изыскания мер, которые бы не только обеспечивали соблюдение общих гигиенических условий профессиональной подготовки учащихся, но и содействовали формированию необходимых профессиональных двигательных навыков, облегчая тем самым работу, повышая ее качество и ускоряя процесс овладения профессией.

В настоящее время ясно, что занятия определенными видами физических упражнений с учетом характера изучаемой профессии способствуют более быстрому овладению профессиональным мастерством и повышают продуктивность труда (В. В. Белинович; Л. В. Бурок; В. А. Кабачков, и др.). Следовательно, физические упражнения дают не только оздоровительный, но и педагогический, производственный и экономический эффект.

При сравнительно ограниченных сроках специального профессионального обучения в профессионально-технических училищах (ПТУ) отмеченные обстоятельства приобретают существенный практический интерес.

Необходимо научное обоснование ППФП гигиенических позиций как проблемы качественного и количественного нормирования физических нагрузок учащихся, определения единого методического подхода к разработке основных положений ППФП в системе профессионально-технического образования (ПТО). В этом направлении были проведены эксперименталь-

ные исследования (С. А. Полиевский, 1969, 1974), которые заключались в оценке роли различных видов спортивной подготовки учащихся ПТУ при освоении сложных современных профессий, в разработке и обосновании форм занятий ППФП на различных этапах освоения профессии. Использовались методы исследования физической работоспособности, изучения высшей нервной деятельности и функционального состояния анализаторов, аппарата терморегуляции; применялись производственные тесты, позволяющие определять не только сдвиги в функциональном состоянии организма учащихся, но и их связи с динамикой работоспособности, быстротой и качеством освоения профессии.

Под наблюдением находились учащиеся и высококвалифицированные рабочие, спортсмены разных спортивных специализаций. Разрабатывались различные аспекты ППФП на примере профессий тракториста, монтажника-высотника, шахтера, наладчика автоматических станков и станколиний, сборщика часовых механизмов и металлурга.

Результаты исследований показали, что занятия спортом оказывают положительное влияние на профессионально важные физиологические функции. Обнаружено, что имеет значение вид спорта, т. е. характер физических упражнений, типичных для той или иной спортивной специализации. Например, при освоении профессии сборщика часовых механизмов занятия спортивными играми и легкой атлетикой эффективнее гимнастики и лыжного спорта, поскольку они благоприятнее влияют на подвижность нервных процессов, функцию быстроты различения зрительного анализатора и тактильную чувствительность, т. е. способствуют развитию тех качеств, показатели которых входят в физиологический критерий профессиональной пригодности к данной специальности (Л. Ф. Хаддеева). Учащиеся, не занимавшиеся спортом, осваивали производственные операции значительно медленнее и с большими трудностями.

При изучении влияния спортивной подготовки на освоение профессии монтажника-высотника, профессиональная деятельность которого осложняется ограниченностью опоры, установлено, что учащиеся-спортсмены лучше переносят воздействие высоты и имеют более устойчивый вестибулярный аппарат по сравнению с неспортсменами. У спортсменов в условиях высоты и узкой опоры значительно меньше ослаблена концентрация возбудительного процесса в коре головного мозга, меньше вегетативные сдвиги, лучше функционирует двигательный анализатор, что характерно и для гимнастов и прыгунов в воду. Баскетболисты и борцы значительно хуже подготовлены к этой профессии.

Оказалось, что приобретенные под воздействием спортивной подготовки качества сохраняются и после прекращения занятий спортом. Взрослые рабочие-наладчики автоматических станков и станколиний, ранее занимавшиеся спортом, обладали рядом преимуществ по сравнению с неспортсменами как с точки зрения ведущих для этого вида деятельности физиологических функций, так и с точки зрения производственных показателей. Наиболее высокие показатели профессиональной пригодности отмечаются у лиц, занимавшихся ранее спортивными играми и единоборст-вами^(бокс, борьба, фехтование), ниже они у рабочих, занимавшихся лыжным спортом, что подчеркивает специфичность воздействия направленной спортивной тренировки даже после окончания занятий спортом.

Изучение состояния здоровья учащихся-трактористов выявило благотворное влияние спортивной тренировки на сопротивляемость организма воздействию профессиональных вредностей — шума и вибрации, определило лучшую переносимость спортсменами интенсивных профессиональных нагрузок (скоростной езды на тракторе).

Проведены наблюдения по отбору видов спорта, наиболее полезных для рабочих «горячих» цехов. В этом случае физические упражнения рассматривались как средство, способствующее адаптации к тепловому фактору. Наблюдения в лабораторных условиях показали, что спортсмены,

занимавшиеся фехтованием лучше, чем легкоатлеты и гимнасты, переносили стандартную физическую нагрузку в условиях нагревающего микроклимата. Этот факт находит объяснение в том, что фехтовальщики тренируются в защитной одежде и снаряжении, затрудняющих теплоотдачу, что вырабатывает выносливость к тепловому фактору. В несколько меньшей степени это качество способна развивать тренировка в стайерском беге.

ППФП — это не только профилирование физического воспитания по видам спорта, но и создание специальных комплексов физических упражнений направленного действия. Комплекс упражнений, разработанных специально для шахтеров, был испытан во время производственной практики учащихся ПТУ горняков. Учащиеся тренировались ежедневно по 2 ч. Прошедшие цикл ППФП имели лучшие производственные и функциональные показатели, свидетельствующие о лучшей адаптации к специальным условиям работы в горных выработках.

Таким образом, физическая подготовка в системе ПТО, учитывающая специфические требования осваиваемой профессии, имеет большое народнохозяйственное значение, заключающееся в ускорении овладения профессией, повышении качества работы и продуктивности труда учащихся и молодых рабочих, при одновременном использовании оздоровительной роли физических упражнений. Включение в процесс физического воспитания занятий профессионально-прикладными видами спорта и их элементами, подбор их с учетом наличия типичных упражнений, способных оказать избирательное положительное действие на физические качества и психофизиологические функции организма, наиболее важные для данной профессии, и составляют содержание ППФП.

На примере таких видов спорта, как баскетбол и современное пятиборье с выделением их основных элементов и последующим исследованием их влияния на профессионально важные функции, была показана разная степень воздействия элементов вида спорта на ведущие профессионально важные функции, а следовательно, и их различная прикладность.

Предлагаемый нами подбор профессионально-прикладных видов спорта для различных сложных современных профессий должен осуществляться по сопоставлению элементов профессиограмм, в которых суммированы основные требования конкретной профессии к выпускнику ПТУ, и спорто-грамм, учитывающих направленность влияния вида спорта или его отдельных элементов на организм спортсмена.

Следует отметить, что отбор средств ППФП — сложный и трудоемкий процесс. Правильность его обусловлена целым рядом факторов и предварительных условий; отбору должны предшествовать серьезное профессио-графическое исследование прикладной направленности с составлением про-фессиограммы, оценка направленности отбираемого вида спорта и его элементов и составление на этой основе спортограммы, сопоставление элементов профессиограмм и спортограмм.

Используемые для отбора материалы должны быть достаточно информативны. Основой прикладной ценности средств ППФП является направленность их профессионального и спортивного воздействия на организм, которая оценивается по общности формируемых навыков, идентичности требуемых физических качеств, направленности воздействия на психофизиологические функции. Отбор средств должен начинаться с определения профессионально важных функций и качеств.

Предложено различать 2 вида средств функциональной направленности ППФП: развивающие критериальные функции, от уровня показателей которых непосредственно зависит успешность освоения профессии (И. Д. Карцев и соавт.), и фоновые, обеспечивающие приспособление к условиям производства.

Даже в условиях интенсивных профессиональных нагрузок эффективность ППФП очевидна, что зависит от лучших возможностей для тренировки функций. В отличие от профессиональной спортивная деятельность,

тем более специальные упражнения ППФП, характеризуется различными по длительности и напряженности ситуациями, ббльшим запасом двигательных стереотипов с более широким диапазоном ответных реакций.

Показано, что при отборе средств ППФП преподаватель должен учитывать возможность прямых и побочных отрицательных воздействий занятий спортом на профессионально важные функции. Возможность отрицательного влияния тренировок отмечена В. М. Зациорским. Нами выявлено снижение тактильной чувствительности из-за омозолелости подушечек пальцев у учащихся ПТУ — сборщиков часовых механизмов в результате занятий гимнастикой.

Элементы ППФП должны использоваться в ПТУ на уроках физического воспитания, в утренней гигиенической гимнастике, водной гимнастике, физкультпаузах, секционных спортивных занятиях и т. д.

Вследствие значительности воздействия производственного фактора при профессиональном обучении по сравнению с тренировочным эффектом физического воспитания возникает необходимость увеличения часов на ППФП в системе ПТО, внедрения ее новых форм, таких, как циклы тренировочных занятий перед производственной практикой.

В 1976/77 учебном году в ПТУ внедрена новая программа физического воспитания, одной из основных особенностей которой явилась профессионально-прикладная направленность Рекомендации по отбору, новым формам и нормированию средств ППФП, вытекающие из описанных исследований, целиком и полностью вошли в эту программу.

Однако ППФП нуждается в дальнейшем совершенствовании, которое призваны осуществить представители спортивной медицины, психологи, педагоги, экономисты и др. Большое количество профессий, которым обучают в ПТУ, затрудняет эту разработку, поэтому в настоящее время следует сосредоточить внимание на ведущих профессиях народного хозяйства и научно обоснованной группировке их по профессионально-прикладной направленности.

ЛИТ ЕРАТУРА. Белинович В. В. — В кн.: Материалы к итоговой научной сессии Центрального науч.-исслед. ин-та физической культуры за 1965 г. М., 1966, с. 147. — Бурок Л. В. Исследование эффективнссти физического воспитания с прикладной направленностью в профессионально-технических училищах (на примере строителей-отделочников). Автореф. дис. канд. Л., 1970.— Кабачков В. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся профессионально-технических училищ (специальность «монтажники конструкций»). Автореф. дис. канд. М., 1969. — Зациор-с к и й В. М. Ф изические качества спортсмена. М., 1966. — Карцев И. Д., Хал-деева Л. Ф., Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. М., 1968. — Полиевский С. А. Исследование влияния различной физической подготовки на функциональное состояние организма подростков в связи с освоением профессии. Автореф. дис. канд. М. 1969. — Он ж е. Гигиенические основы физической подготовки подростков к профессиональной деятельности. Автореф. дис. докт. М., 1974. — Халдеева Л. Ф. Физиологические критерии профессиональной пригодности здоровых подростков к профессиям, связанным со сборкой изделий из мелких деталей. Автореф. дис. канд. М., 1972.

Поступила 6/V 1977 г.

HYGIENIC BASES OF PHYSICAL TRAINING OF VOCATIONAL-TECHNICAL SCHOOL STUDENTS FOR VOCATIONAL ACTIVITY

A. A. Minkh, S. A. Polievsky

The paper describes experimental investigations performed for substantiating a system of physical training of students from vocational-technical schools for later vocational activity. The authors consider the various aspects of vocationally applied physical training of students of vocational-technical school for the professions of a tractor driver, a spiderman-fitter, a miner, an adjuster of automatic machines, a fitter of watch mechanisms and a metal-

* Программа физического воспитания учащихся учебных заведений профессионально-технического образования. Госкомитет Совета Министров СССР по ПТО. ЦСВДСО. М., «Трудовые резервы», 1976.

lurgist. On this basis a system of hygienic standardization of sports-physical-training loads is given for various students depending on the special features of the profession acquired and a method of choice of means of vocationally applied physical training is recommended.

УДК 371.7:613.954

Кандидаты мед. наук Н. М. Попова и В. М. Зуб/сова, канд. биол. наук С. А. Нетопина

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РЕЖИМУ ШКОЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ в-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА (ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ)

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

В соответствии с постановлением Объединенной сессии общих собраний Академии медицинских наук СССР и Академии педагогических наук СССР 1971 г. о проведении комплексных медико-педагогических исследований по проблеме обучения и охраны здоровья школьников Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР совместно с Институтом содержания и методов обучения АПН СССР в течение 3 учебных лет (с 1973 по 1976 г.) проводилось изучение организации экспериментального обучения в школе 6-летних детей. Обучение «шестилеток» осуществлялось по специальным учебным программам, разработанным Научно-иссле-довательским институтом содержания и методов обучения АПН СССР. Под наблюдением находилось 109 детей 4 классных коллективов средней численностью 27 учащихся. В 1973/74 учебном году оценивался режим обучения 6-летних детей, предложенный Научно-исследовательским институтом содержания и методов обучения АПН СССР. По этому режиму занималось 54 учащихся.

Особенность режима состояла в том, что традиционный 45-минутный урок делился на 2 части, включающие разные по характеру 20-минутные занятия с 5-минутным перерывом между ними. После 6 таких занятий с кратковременными перерывами, по времени равных 3 урокам по 45 мин, детям предоставлялся часовой перерыв для обеда и отдыха на открытом воздухе. Затем проводилось еще 2 занятия по 20 мин с 5-минутным перерывом между ними. Во 2-м полугодии были введены дополнительные занятия иностранным языком (2 ч в неделю). В связи с этим в среду и пятницу добавилось еще 2 занятия по 20 мин, т. е. учебный день увеличивался фактически до 5 традиционных уроков. Середина недели была облегченной: в четверг устраивались экскурсии, посещение театров, кино и т. д. Влияние на детей учебной нагрузки исследовалось на протяжении учебной недели в каждую учебную четверть, что позволяло судить о динамике работоспособности в течение учебного дня, недели и года. Применялся хронометраж, работоспособность оценивалась с помощью дозированных во времени заданий (фигурных таблиц), проверялось функциональное состояние центральной нервной системы. Детей периодически взвешивали. Учитывались успеваемость и посещаемость школьников. Проводился анкетный опрос родителей о режиме дня.

. Наблюдения показали, что учебный режим не всегда соответствует возрастным функциональным возможностям детей, неблагоприятно отражаясь на уровне и динамике их работоспособности, состоянии функциональных систем организма и успеваемости. На этом основании в него были внесены следующие коррективы.

. 1. Учебная нагрузка в 1-й четверти и во всем 1-м полугодии сокращена до 6 занятий в день, поскольку работоспособность на каждом последующем занятии в этой четверти была ниже, чем в других четвертях. Учебная активность школьников на 7—8-м занятии (4-й урок) составила лишь 68,7 % против 80,5% на первых занятиях, среднее число ошибок на 100 просмот-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.