106
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ
© Егоренков Д.В.*
Волгоградский государственный педагогический университет, г. Волгоград
В настоящей статье предполагается обосновать необходимость формирования опыта преодоления экстремальных ситуаций в процессе занятия пожарно-прикладным спортом у юношей и роль профессионально-прикладной физической подготовки в формировании этого опыта.
Безопасность жизни и жизнедеятельности - насущная потребность человека. В содержании общеобразовательных программ Российской Федерации есть разделы, касающиеся здоровья и безопасности. Основными задачами данных разделов являются подготовка детей к действиям в экстремальных ситуациях социального характера. По данным статистики дети - это одна из тех категорий, которая наиболее часто оказывается в экстремальных ситуациях социального характера. Они же являются самыми незащищенными.
По нашему мнению, во все более усложняющихся условиях жизнедеятельности человека создание богатого индивидуального фонда жизненно важных двигательных умений и навыков позволит сформировать готовность к действиям в потенциально опасных ситуациях. Таким образом, весьма актуальным является развитие прикладных умений и навыков, а также разработка метода формирования опыта преодоления экстремальных ситуаций, являющихся основой в формировании готовности к действиям в экстремальных ситуациях.
Проблема подобной готовности не нова. Она изучалась с разных позиций в педагогике и психологии спортивной деятельности. В настоящее время накоплен материал экспериментальных и теоретических исследований, рассматривающих проблему готовности. В научной литературе излагаются различные аспекты готовности. Однако работы, посвященные формированию готовности у школьников к действиям в экстремальных ситуациях, практически отсутствуют.
Неумение школьников адекватно действовать в экстремальных ситуациях, отсутствие у них достаточных навыков правильного поведения в повседневной жизни в настоящее время трудно считать допустимым. Устранение или, по крайней мере, частичное снижение негативных последствий названных недостатков настоятельно требует разработки мето-
* Соискатель кафедры Педагогики
дов, приемов, технологий, направленных на развитие и совершенствование прикладных умений и навыков, способствующих формированию готовности учащихся к действиям адекватным экстремальным ситуациях на основе новых педагогических моделей в системе школьной прикладной подготовки. Следовательно, своевременным и актуальным становится проведение исследования по представленной проблематике, например, на основе изучения данного процесса в группе старшеклассников с учетом их физической подготовленности и психического развития.
В сложных видах деятельности могут возникать экстремальные ситуации, порождающие значительные трудности и в то же время, требующие от человека быстрых, точных и безошибочных действий. Эффективность действия личности в напряженных ситуациях в значительной степени определяется высоким уровнем готовности к ним.
Современное производство с его механизацией и автоматизацией производственных процессов характеризуется не только уменьшением удельного веса физического труда, но и иным ритмом труда, повышением его сложности и интенсивности. Это неизбежно требует повышенной координации и культуры движений, повышенной концентрации внимания работника. Названные характеристики требуют от работника постоянного совершенствования, ибо, чем совершеннее техника и сложнее технологии производства, тем более совершенным должен быть человек, управляющий ими.
В процессе подготовки к конкретным видам труда все более актуальным становится научно и методически обоснованное применение физической культуры и спорта.
При организации учебного процесса перед каждым учебным заведением ставится задача - вести подготовку на высоком научно-техническом уровне с применением современных методов, организаций учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих использование ими полученных знаний и умений в обычной жизни. Однако полноценное использование полученных знаний и умений возможно при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности учащихся, которые могут быть приобретены ими при регулярных, специально организованных занятиях. Качество подготовки к предстоящей профессиональной деятельности для каждого учащегося приобретает не только личное, но и социально-общественное значение.
Общая физическая подготовка не может достаточно полно обеспечить формирование опыта преодоления различных сложностей в экстремальных ситуациях. Физическое воспитание детей следует, по возможности, осуществлять с учетом условий и характера их предстоящей профессиональной деятельности. Такое воспитание должно содержать в себе эле-
108
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
менты профессионально-прикладной физической подготовки (далее по тексту - ППФП), т.е. следует использовать методики физической культуры и спорта для формирования у детей профессионально необходимых качеств, навыков, знаний, для повышения устойчивости организма к воздействию внешней среды.
Под ППФП следует понимать педагогический процесс направленного использования форм, средств и методов физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающий формирование необходимого арсенала двигательных умений и навыков, развитие и совершенствование физических и психических качеств, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности, достижение высокой физической и умственной работоспособности, сохранение здоровья и творческого долголетия (Р.Т. Раевский).
Изучение профессионально-прикладной и физической подготовленности старшеклассников как потенциальных молодых работников показывает, что действующая система подготовки нуждается в доработке. В основу такой доработки должны быть положены современные научные данные по общим принципам теории и методики физического воспитания, биохимическим особенностям энергетического обеспечения организма в условиях двигательной деятельности, закономерностям поведенческих реакций на стрессовые ситуации, основам спортивной метрологии.
Одним из значимых видов спорта в системе профессиональной подготовки спортсменов является пожарно-прикладной спорт. Существенным пробелом, по нашему мнению, в нормативных документах, регламентирующих ППФП юных пожарных в современных условиях, является отсутствие научно обоснованного подхода к формированию профессионально-прикладных двигательных навыков и физических способностей на базе достижений передовой теории и практики физической культуры и спорта. Отсутствуют методики тестирования устойчивости (резистентности) организма к профессиональным стрессовым ситуациям.
Боевые действия пожарных при проведении спасательных работ и тушении пожаров относятся к одним из наиболее сложных и напряженных. По степени тяжести и опасности профессия пожарного относится, по мнению Института гигиены труда и профзаболеваний, к 4-й категории (тяжелый труд, связанный с личным риском, опасностью, ответственностью за безопасность других).
При выборе профессии пожарного школьники должны быть готовы к сложным, тяжелым и опасным условиям работы в будущем. Формирование опыта стойкости к экстремальным ситуациям должно достигаться не только обучением в системе профессиональной подготовки но и систематическими занятиями пожарно-прикладным спортом.
Пожарно-прикладной спорт, это вид спорта, в который входят комплексы разнообразных приёмов, применяемых в практике тушения пожаров. Соревнования (личные и командные) по пожарно-прикладному спорту включают различные сочетания упражнений в преодолении препятствий, подъёмах по пожарным лестницам, умение пользоваться пожарно-техническим вооружением и др.
Занятия пожарно-прикладным спортом даёт возможность будущим пожарным успешно выполнять возложенные на них задачи. Готовность каждого спортсмена зависит от функциональных возможностей и готовности систем его организма к успешной профессиональной деятельности, к решению любой поставленной профессиональной задачи. Обеспечение такой готовности зависит от следующих факторов:
- сократительная возможность нервно-мышечного аппарата, т.е. скоростно-силовые возможности двигательной системы;
- особенности координации движений;
- биоэнергетические (функциональные) возможности организма;
- мощность и устойчивость вегетативных систем обеспечения двигательной активности;
- адаптация (устойчивость) различных систем организма к профессиональным стрессовым ситуациям;
- техника выполнения профессиональных двигательных действий, т.е. умение и навыки по работе с пожарно-техническим вооружением и оборудованием;
- тактика решения двигательных задач в процессе профессиональной деятельности;
- психологическая подготовка пожарного, его мотивация, воля и т.д.
Изложенное позволяет считать, что занятия пожарно-прикладным
спортом является существенным фактором формировании у школьников устойчивости поведения в стрессовых ситуациях, воспитания у них чувства мужества, гражданственности, находчивости, бережного отношения к собственности, коллективизма и творчества, а также физического развития в целом.
Список литературы:
1. Полневский С. А. Профессионально-прикладная подготовка в учебных заведениях, 2004.
2. Нужный А.А. Физическая подготовка как важное средство становления специалиста, 2006.
3. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ, 2002.