74
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
УДК 796.011.2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ИНСТИТУТОВ МЧС
А. Г. Нарскин
кандидат педагогических наук, доцент,
доцент кафедры спортивных дисциплин УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
А. В. Ключников
заместитель начальника
УО «Лицей при Г омельском инженерном институте МЧС РБ»
В статье рассматриваются вопросы профессионально-прикладной физической подготовки курсантов инженерных институтов МЧС Республики Беларусь. Авторами разработана и экспериментально обоснована методика профессиональной физической подготовки, направленная на развитие ведущих физических качеств и на целостное выполнение видов пожарно-спасательного двоеборья, позволившая курсантам достичь высоких результатов в профессиональной двигательной деятельности, а также заложить фундамент будущей высокой профессиональной работоспособности.
Введение
Глобальными проблемами современного общества являются природные и техногенные катастрофы. В связи с тем, что в последние десятилетия наблюдается негативная тенденция увеличения количества чрезвычайных ситуаций, приводящих к материальному ущербу и людским потерям, обеспечение безопасности жизнедеятельности является одной из важнейших задач для всего человечества [1].
Весьма часто чрезвычайную ситуацию предотвратить невозможно, и тогда возникает экстренная необходимость в привлечении значительных сил и финансовых средств для ликвидации ее последствий. Поэтому на сегодня во всех странах мира существуют специальные подразделения спасателей, которые, несмотря на имеющиеся различия в системе подготовки кадров и в их технической оснащенности, призваны обеспечить выполнение главной задачи -оказание экстренной помощи населению в случае возникновения чрезвычайной ситуации и ликвидация ее последствий [2].
В Республике Беларусь эта задача возложена на подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям. Многообразие чрезвычайных ситуаций и специфика условий работы предъявляют высокие требования к уровню профессиональной подготовленности спасателей, а эффективность их действий напрямую зависит от наличия специальных знаний, степени сформированное™ профессионально важных качеств, умений и навыков [3].
Не вызывает сомнения тот факт, что результативность многих видов профессионального труда существенно зависит от уровня специальной физической подготовленности, приобретаемой путем систематических занятий физическими упражнениями, в определенной степени адекватными требованиям, предъявляемым профессиональной дельностью и условиями ее реализации к физическому состоянию организма. Еще в 1891 году П. Ф. Лесгафт писал, что, вводя физическое образование в профессиональную школу, мы имеем цель достичь искусства в ремесле [4].
Согласно сложившейся системе физического воспитания, основной принцип взаимосвязи его с практикой трудовой деятельности воплощается и находит свое специфическое выражение именно в профессионально-прикладной физической подготовке [5].
В историческом аспекте с накоплением положительных результатов в научных исследованиях и практическом опыте была определена целая профилированная отрасль физической культуры - профессионально-прикладная физическая культура (ППФК), а конкретный педагогический процесс использования ее средств, методов и форм занял важное место в общей
ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ
75
системе образования и воспитания подрастающего поколения и в подготовке профессиональных кадров (в виде ППФП) [6].
Ведущими задачами ППФП являются приобретение, воспитание и формирование прикладных знаний, прикладных физических качеств, прикладных личностных качеств, а также прикладных умений и навыков [7].
Известно, что при решении боевых задач в экстремальных условиях пожарные испытывают значительные физические и психические нагрузки: им приходится принимать быстрые решения в критических ситуациях, оперативно и слаженно выполнять различные виды работ, связанные со спасением людей и имущества, развертыванием средств тушения пожаров и ряда других. Все это предъявляет высокие требования к качеству физического воспитания, и особенно к ППФП специалистов МЧС, связанной с воспитанием физических качеств, повышением уровня работоспособности и формированием профессиональных умений и навыков [8].
На сегодня в теории и методики физической культуры принято различать общую и специальную физическую подготовку. Если общая физическая подготовка (ОФП) представляет собой неспециализированный (или относительно малоспециализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на создание широких общих предпосылок успеха в самых различных видах деятельности (либо в некоторых из них), то специальная физическая подготовка (СФП) является разновидностью физического воспитания, специализированного применительно к особенностям какой-либо деятельности (профессиональной, спортивной и др.), избранной в качестве объекта углубленной специализации. Соответственно результат общей физической подготовки принято обозначать термином «общая физическая подготовленность», а результат специальной физической подготовки - «специальная физическая подготовленность». Таким образом, данная группа терминов призвана подчеркнуть конкретную прикладную роль физического воспитания - его практическое значение в подготовке человека к выполнению определенных, социально обусловленных функций [9].
При этом отмечается, что, несмотря на то что СФП весьма разнообразна по своей направленности, все ее виды можно свести к двум основным группам: спортивная подготовка и ППФП [10].
В связи с тем что ППФП курсантов инженерных институтов МЧС Республики Беларусь осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Министерством по чрезвычайным ситуациям, это одна из немногих профессий, которая предполагает владение курсантами профессиональными навыками сразу нескольких профессий (пожарного, водолаза, парашютиста, скалолаза и др.).
Так как, согласно теории физического воспитания, для развития профессионально важных качеств нужны воздействия, превосходящие в физиологическом плане характеристики трудовой активности, то, по мнению профессора В. В. Белиновича [11], именно виды спорта являются наиболее адекватным средством развития и воспитания этих качеств. При этом следует учитывать, что специальная подготовленность может быть развита только путем практических занятий, и в первую очередь упражнениями в условиях, схожих с настоящими. Именно такими заданиями осуществляется настройка функциональных систем на специфическую деятельность, которая дает возможность действовать неутомимо, расчетливо и экономно, без особых усилий. Следовательно, чтобы чувствовать себя уверенным в сложных положениях, возникающих в процессе задания, надо быть к ним подготовленным.
В этой связи большую значимость приобретают занятия пожарно-прикладным спортом, в который входят комплексы разнообразных приёмов, применяемых в практике тушения пожаров. Соревнования по пожарно-прикладному спорту включают в себя различные сочетания упражнений в преодолении препятствий, подъёмах по пожарным лестницам, в умении пользоваться пожарно-техническим вооружением и др. [12].
Все вышеизложенное и послужило основанием для проведения нами исследований.
Результаты исследования и их обсуждение
Для повышения эффективности ППФП курсантов инженерных институтов МЧС Республики Беларусь нами была разработана методика профессиональной физической
76
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
подготовки, направленная на развитие ведущих физических качеств и целостное выполнение видов пожарно-спасательного двоеборья. С целью практического подтверждения эффективности нашей методики был организован и проведен годичный педагогический эксперимент.
Курсанты первого курса Гомельского инженерного института МЧС Республики Беларусь были разделены на две однородные группы: контрольная и экспериментальная. Контрольная группа (28 человек) занималась согласно программе по дисциплине «Физическая культура» для специальности 1-94.01.01 - «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций». Основу подготовки в контрольной группе составляли: комплексная подготовка с использованием в качестве основных средств легкой атлетики, гимнастики, лыжной подготовки, спортивных игр и атлетической гимнастики (в объеме 65% от общего количества учебных занятий); специальная подготовка - плавание и водно-спасательная подготовка, а также самооборона (в объеме 16% от общего количества учебных занятий); спортивно-техническая подготовка - виды пожарноспасательного двоеборья (в объеме 19% от общего количества учебных занятий).
В экспериментальной группе (26 курсантов) учебный процесс был организован на основании результатов анализа научно-методической литературы и наших предварительных исследований и включал в себя: разностороннюю физическую подготовку с использованием средств гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр, лыжного спорта, направленную на преимущественное развитие ведущих двигательных способностей (в объеме 43% от общего количества учебных занятий, из которых около 30% времени отводилось на дальнейшее комплексное совершенствование двигательной подготовленности и развитие ведущих физических качеств и около 13% времени - на развитие отдельных компонентов отстающих двигательных способностей); специальную подготовку - плавание, самооборона (в объеме 6% от общего количества учебных занятий); спортивно-техническую подготовку - виды пожарно-спасательного спорта (в объеме 51% от общего количества учебных занятий, из них около 40% отводилось на целостное выполнение видов пожарно-спасательного двоеборья и около 11% -на совершенствование эффективности технического мастерства выполнения отдельных элементов пожарно-спасательного двоеборья).
Соотношение основных видов подготовки в группах приведены на рисунке 1 и 2.
15%
□ Гимнастика и лёгкая атлетика
ш Спортивные игры ш Плавание
□ Самооборона
в Лыжная подготовка
и Пожарно-спасательный спорт
Рисунок 1 - Соотношение основных средств подготовки в контрольной группе
ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ
77
4% 1%
□ Г имнастика и лёгкая атлетика
п Спортивные игры
□ Плавание
□ Самооборона
□ Лыжная подготовка
н Пожарно-спасательный спорт
Рисунок 2 - Соотношение основных средств подготовки в экспериментальной группе
В качестве интегрального показателя специальной двигательной подготовленности курсантов при анализе полученных данных эксперимента рассматривалась общая сумма пожарноспасательного двоеборья и отдельные результаты, показанные курсантами при преодолении 100-метровой полосы с препятствиями и при подъеме по штурмовой лестнице в окно 4-го этажа учебной башни. По результатам эксперимента установлено, что влияние используемых программ на результативность пожарно-спасательного двоеборья оказалось различным в обеих группах (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика суммы пожарно-спасательного двоеборья и отдельных видов двоеборья курсантов контрольной и экспериментальной групп за период педагогического эксперимента
Группа Исходные данные По окончании эксперимента Достоверность различий, t / р Темпы прироста, %
X ± 8 X ± 8
1 2 3 4 5
Сумма пожарно-спасательного двоеборья, с
Контрольная 57,04 ± 1,94 50,71 ± 1,83 2,37 < 0,05 11,09
Экспериментальная 56,81 ± 1,92 45,25 ± 1,85 4,34 < 0,001 20,35
Различия между группами, t / Р 0,08 > 0,05 2,09 < 0,05
Преодоление 100-метровой полосы с препятствиями, с
Контрольная 27,79 ± 1,26 23,81 ± 1,18 2,30 < 0,05 14,32
Экспериментальная 27,28 ± 1,29 22,51 ± 1,12 2,79 < 0,01 17,49
Различия между группами, t / Р 0,28 > 0,05 0,80 > 0,05
Подъем по штурмовой лестнице в окно 4-го этажа учебной башни, с
Контрольная 29,27 ± 1,22 26,95 ± 1,19 1,36 > 0,05 7,93
Экспериментальная 29,63 ± 1,21 23,41 ± 1,17 3,69 < 0,001 20,99
Различия между группами, t / Р 0,21 > 0,05 2,12 < 0,05
Эффективность технического мастерства в преодолении 100-метровой полосы с препятствиями, с
Контрольная 10,67 ± 0,20 10,09 ± 0,19 2,10 < 0,05 5,59
Экспериментальная 10,62 ± 0,23 9,75 ± 0,21 2,79 < 0,01 8,54
Различия между группами, t / Р 0,16 > 0,05 1,20 > 0,05
78
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Окончание таблицы 1
Эффективность технического мастерства в подъеме по штурмовой лестнице в окно 4-го этажа учебной башни, с
1 2 3 4 5
Контрольная 8,92 ± 0,19 8,56 ± 0,23 1,21 > 0,05 4,12
Экспериментальная 8,79 ± 0,20 7,81 ± 0,18 3,64 < 0,001 11,81
Различия между группами, t / Р 0,47 > 0,05 2,59 < 0,01
Рассматривая темпы прироста результата в сумме пожарно-спасательного двоеборья, по итогам исследования установлено, что в контрольной группе годичный прирост составил 11,09% (с 57,04 ± 1,94 с до 50,71 ± 1,83 с), достоверность различий при этом была на уровне t = 2,37, Р < 0,05. В то же время в экспериментальной группе годичный прирост по данному показателю составил 20,35% (с 56,81 ± 1,92 с до 45,25 ± 1,85 с), что явилось достоверно значимым при t = 4,34, Р < 0,001.
При этом сравнение межгрупповых результатов выявило, что до начала основного педагогического эксперимента между группами достоверные различия не наблюдались (57,04 ± 1,94 с против 56,81 ± 1,92 с в контрольной и экспериментальной группах соответственно t = 0,08, Р > 0,05), в то время как по окончании годичного эксперимента курсанты экспериментальной группы (с результатом 45,25 ± 1,85 с) превзошли своих сокурсников из контрольной (с результатом 50,71 ± 1,83 с) при достоверности различий t = 2,09, Р < 0,05.
Подобная тенденция, несомненно, обусловлена динамикой в результатах отдельных видов пожарно-спасательного двоеборья.
Так, в тесте «Преодоление 100-метровой полосы с препятствиями» в контрольной группе результат улучшился на 14,32% (с 27,79 ± 1,26 с до 23,81 ± 1,18 с при достоверности различий t = 2,30, Р < 0,05), в то время как в экспериментальной - на 17,49% (с 27,28 ± 1,29 с до 22,51 ± 1,12 с при достоверности различий t = 2,79, Р < 0,01). Однако как до начала эксперимента, так и по его окончании статистически достоверных различий между группами отмечено не было (t = 0,28, Р > 0,05 и t = 0,80, Р > 0,05).
Более выраженным превосходство курсантов экспериментальной группы оказалось по результатам теста «Подъем по штурмовой лестнице в окно 4-го этажа учебной башни», где в контрольной группе прирост составил 7,93% (с 29,27 ± 1,22 с до 26,95 ± 1,19 с; t = 1,36, Р > 0,05), а в экспериментальной группе - 20,99% (с 29,63 ± 1,21 с до 23,41 ± 1,17 с; t = 3,69, Р < 0,001). При этом достоверность межгрупповых различий по данному показателю в конце эксперимента составила t = 2,12, Р < 0,05.
В связи с тем, что экспериментальная группа добилась преимущества над контрольной в общем уровне и динамике темпов прироста результатов, характеризующих отдельные стороны специальной подготовленности курсантов к их профессиональной деятельности, аналогичная тенденция выявлена и в показателях, позволяющих судить об умении использовать свой двигательный потенциал для достижения спортивного результата в видах пожарно-спасательного двоеборья через эффективность технического мастерства.
Так, коэффициент эффективности технического мастерства в преодолении 100-метровой полосы с препятствиями в конце эксперимента в контрольной группе по темпу прироста к исходному результату составил 5,59% (с 10,67 ± 0,20 с до 10,09 ± 0,19 с, t = 2,10, Р < 0,05), в то время как в экспериментальной группе - 8,54% (с 10,62 ± 0,23 до 9,75 ± 0,21; t = 2,79, Р < 0,01). Можно также отметить, что достоверность различий между группами как до начала эксперимента, так и по его окончании составила Р > 0,05.
Более выраженным превосходство курсантов экспериментальной группы было в показателе эффективности технического мастерства в подъеме по штурмовой лестнице в окно 4-го этажа учебной башни: в контрольной группе годичный прирост составил 4,12% (с 8,92 ± 0,19 с до 8,56 ± 0,23 с; t = 1,21, Р > 0,05), в экспериментальной - 11,81% (с 8,79 ± 0,20 с до 7,81 ± 0,18 с; t = 3,64, Р < 0,001). Установленные темпы прироста результатов определили достоверное превосходство по окончании основного педагогического эксперимента курсантов экспериментальной группы над сокурсниками из контрольной (при t = 2,59, Р < 0,01).
ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ
79
Выводы
Полученные результаты дают основание утверждать, что применение методики профессиональной физической подготовки курсантов инженерных институтов МЧС с учетом требований, предъявляемых к будущей профессиональной деятельности, способствует более эффективному освоению курсантами экспериментальной группы отдельных видов пожарноспасательного двоеборья и повышению их технической эффективности. Акцент на развитие ведущих физических качеств и целостное выполнение видов пожарно-спасательного двоеборья позволил курсантам экспериментальной группы за период эксперимента добиться преимущества перед курсантами контрольной группы при статистической достоверности различий (при Р < 0,05 и Р < 0,01) между группами:
- в интегральном показателе подготовленности курсантов в сумме результатов пожарноспасательного двоеборья на 9,26% (при достоверности различий между группами Р < 0,05);
- в видах пожарно-спасательного двоеборья: преодоление 100-метровой полосы
с препятствиями на 3,17% (при достоверности различий Р > 0,05); подъем по штурмовой лестнице в окно 4-го этажа учебной башни на 13,06% (при достоверности различий Р < 0,05);
- в эффективности технического мастерства: в преодолении 100-метровой полосы с препятствиями на 2,95% (при достоверности различий Р > 0,05); в подъеме по штурмовой лестнице в окно 4-го этажа учебной башни на 7,69% (при достоверности различий Р < 0,001).
Литература
1. Природные опасности и общество / В. А. Владимиров [и др.]. - М. : Крук-Престиж, 2002. - 245 с.
2. Шойгу, С. К. Катастрофы и государство / С. К. Шойгу, Ю. Л. Воробьев, В. А. Владимиров. -
М. : Энергоиздат, 1997. - 167 с.
3. Зайцев, А. Н. Методика оценки готовности сотрудника МЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях / А. Н. Зайцев // Актуальные проблемы обеспечения безопасности в Российской Федерации : материалы III Межведомствен. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2009. - Ч. 1. - С. 147-150.
4. Лесгафт, П. Ф. Избранные труды / сост. И. Н. Решетень. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 359 с.
5. Беляев, А. П. Тенденции развития профессионального образования / А. П. Беляев // Педагогика.
- 2003. - № 6. - С. 21-27.
6. Суворов, Ю. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов : учеб.-метод. пособие / Ю. А. Суворов, В. А. Платонова. - СПб. : СПб ГУИТМО, 2006. - 90 с.
7. Загорский, Б. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка в советской системе физического воспитания / Б. И. Загорский. - М. : ГЦОЛИФК, 1981. - 31 с.
8. Гавриленко, Е. С. Психолого-педагогические особенности профессионально-прикладной физической подготовки спасателей МЧС России / Е. С. Гавриленко // Психология обучения. - М., 2007. - Вып. 3. - С. 100-107.
9. Матвеев, Л. П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях / Л. П. Матвеев, В. П. Полянский // Теория и практика физической культуры. - 1996.
- № 7. - С. 42-47.
10. Физическая культура студента : учеб. для вузов / под ред. В. И. Ильинича. - М., 1999. - 394 с.
11. Белинович, В. В. Вопросы организации физического воспитания учащихся профтехучилищ с учетом профессиональной подготовки / В. В. Белинович. - М. : Высш. шк., 1967. - С. 5-8.
12. Комендант, С. А. Пожарно-спасательный спорт : метод. рекомендации / С. А. Комендант, А. И. Грищенков, Д. Н. Григоренко. - Минск : КИИ МЧС РБ, 2007. - 61 с.
Summary
In this article professional-applied physical training of students of engineering institutions of Ministry of Emergency Situations of the Republic of Belarus are considered. A new method of professional physical training for developing major physical qualities and complete execution of Fire and Rescue biathlon, which allows the cadets to achieve high results in a professional motor activity, as well as to create a basis for future professional high-performance is worked out and grounded.
Поступила в редакцию 30.05.12.