Научная статья на тему 'Пожарно-спасательный спорт как основной профессионально значимый вид спорта в структуре МЧС'

Пожарно-спасательный спорт как основной профессионально значимый вид спорта в структуре МЧС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3561
900
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михалевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пожарно-спасательный спорт как основной профессионально значимый вид спорта в структуре МЧС»

ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ СПОРТ КАК ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ВИД СПОРТА В СТРУКТУРЕ МЧС

В.А. Михалевич, старший преподаватель, Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь,

г. Гомель

Оказание помощи людям при техногенных авариях и катастрофах, стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях любого рода - основная задача Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Пожарные-спасатели МЧС в числе первых приходят на помощь, когда человеку угрожает огненная стихия, участвуют в тушении лесных пожаров, ликвидируют очаги возгорания на нефте- и газопроводах, рискуя собственной жизнью, эвакуируют пострадавших из горящих зданий.

Современные условия службы, сложная оперативная обстановка требуют от сотрудников МЧС высокой боевой готовности, хорошей психологической устойчивости, физического совершенства и выносливости. Только хорошо подготовленный работник способен выйти победителем из любой схватки с огнем, уверенно и грамотно ликвидировать чрезвычайную ситуацию, не останавливаясь ни перед чем и даже перед риском для собственной жизни.

Государственное учреждение образования «Гомельский инженерный институт» Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь -одно из самых молодых высших учебных заведений нашей страны, которое было образовано в 2003 году. Но, несмотря на столь небольшой период своего существования, институт может по праву гордиться своими достижениями в спортивной деятельности. Для многих уже стало привычным видеть курсантов и выпускников института в основном составе сборной команды Республики Беларусь на всех международных соревнованиях.

На пожаре и других чрезвычайных ситуациях, когда счет идет на секунды, от умелых и быстрых действий пожарных зависят жизни людей и успех тушения пожара либо ликвидации чрезвычайной ситуации. Поэтому особое место в образовательном процессе института занимают физическая подготовка и спорт, что обусловлено спецификой профессионального предназначения выпускников. Высокая физическая подготовленность, достаточные функциональные резервы организма способствуют успешному усвоению и реализации курсантом всего объема специальных знаний, умений и навыков, как в режиме обучения, так и в процессе профессиональной деятельности.

Основным профессионально значимым видом спорта для выпускников является пожарно-спасательный спорт. Именно данный вид спорта является главенствующим в институте и не только потому, что он направлен на совершенствование навыков спасателей-пожарных, их умению действовать в экстремальных ситуациях, но и в целом физического воспитания курсантов.

В настоящее время пожарно-спасательных спорт представляет собой вид спорта, в который входят комплексы разнообразных упражнений, применяемых в практике тушения пожаров. Пожарно-спасательный спорт представляет собой многоборье, в программу которого входят пять упражнений [1]:

- преодоление 100 метровой полосы с препятствиями;

- подъем по штурмовой лестнице в четвертый этаж учебной башни;

- двоеборье;

- пожарная эстафета 4x100 метров;

- боевое развертывание от мотопомпы.

Преодоление 100 метровой полосы с препятствиями выполняется в следующей последовательности: Через 23 метра после старта спортсмен преодолевает 2-х метровый забор, подхватывает 2 пожарных рукава, весом 5 кг, пробегает по бревну (буму), после чего присоединяет один рукав к разветвлению, стоящему на беговой дорожке, а другой к стволу, находящемуся за спиной с момента старта, затем пересекает финишный створ. Упражнение считается выполненным, когда рукава раскатаны в одну линию от разветвления до ствола [2].

Преодоление 100-метровой полосы препятствий по небольшой продолжительности и высокой интенсивности можно отнести к упражнению максимальной напряженности и сравнить с бегом на короткие дистанции [3].

Подъем по штурмовой лестнице в четвертый этаж учебной башни. В этом виде упражнения спортсмен пробегает 32,25 метров до учебной башни и поднимается по штурмовой лестнице весом не менее 8,5 кг на 4 этаж учебной башни [2].

Штурмование учебной башни следует рассматривать как единый вид программы, разделенной на несколько этапов: старт, стартовый разбег, бег с лестницей, подвеска лестницы во 2-й этаж учебной башни, бег по лестнице, посадка на подоконник, выброс лестницы и подвеска ее в окно 3-го и 4-го этажа, бег по лестнице между этажами, финиширование [1, 4, 5]. Каждый элемент играет большую роль в достижении конечного спортивного результата. Штурмование учебной башни является наиболее сложным в техническом исполнении упражнением пожарно-спасательного спорта и требует от спортсмена больших физических и волевых усилий, смелости и отточенной техники [1].

Двоеборье включает:

а) преодоление 100-метровой полосы с препятствиями;

б) подъем по штурмовой лестнице на 4-й этаж учебной башни. Определение результата двоеборья производится по сумме времени, показанной участниками в двух видах программы.

Пожарная эстафета 4х100 метров. Спортсмены с пожарным стволом в руках (вместо эстафетной палочки) проходят четыре этапа. На первом этапе спортсмен преодолевает домик, поднимаясь на его крышу при помощи лестницы-палки, на втором этапе преодолевает забор, высотой 2 метра. На третьем этапе, подхватив рукава и пробежав по буму, спортсмен присоединяет

рукава к разветвлению и прокладывает рукавную линию. Финальный, четвертый этап оканчивается зрелищным действием - его участник подхватывает огнетушитель и тушит горящую в противне жидкость.

Боевое развёртывание от мотопомпы. Команда в количестве семи человек прокладывает магистральную рукавную линию и струей воды «поражает» 2 мишени. Мишень считается пораженной после заполнения емкости десятью литрами воды через отверстие в центре мишени. В момент заполнения емкости указанным количеством воды срабатывает сигнальное устройство [1, 2, 5].

Данные виды упражнений позволяют развить у будущих офицеров -спасателей наиболее важные профессиональные навыки, необходимые при борьбе с огнем. Среди них:

- бег с пожарными рукавами;

- быстрое приведение в готовность средств пожаротушения в рабочее состояние;

- преодоление с помощью подсобных средств и без них высокой стены, оконного проема, лестничного марша и других препятствий;

- имитация спасательных операций на большой высоте (на пожарной лестнице, карнизе дома или крыше);

- пребывание в задымленном или загазованном помещении в условиях ограниченной видимости;

- упражнения, выполнение которых всегда связано с предельным дефицитом времени [1].

Комплекс упражнений, входящий в состав пожарно-спасательного спорта, требует достаточно высокого уровня физической подготовки. Курсанты, занимающиеся в секции по данному виду спорта, для достижения высоких результатов должны обладать не только скоростью легкоатлета, но к тому же гибкостью гимнаста и силой штангиста. Для этих целей в институте создана определенная материально-техническая база. Основными ее объектами являются: стадион, спортивный зал, учебная башня, гимнастический городок, тренажерный зал и открытые спортивные площадки.

Наряду с физической подготовкой спортсменов-спасателей огромное внимание уделяется и методологической составляющей пожарно-спасательного спорта.

Благодаря разработанному на базе института полноценному комплексу мероприятий по специальной подготовке спортсменов-спасателей, а также неустанной и кропотливой работе тренеров, удалось вырастить целую плеяду талантливых спортсменов, многие из которых занимали и продолжают занимать призовые места на соревнованиях самого высокого уровня.

Список использованной литературы

1 Григоренко Д.Н. Современный пожарно-спасательный спорт: Пособие, ГИИ МЧС РБ.- Гомель, 2006. - 63 с.

2 Правила соревнований по пожарному спорту, Мн., 2008. - 80 с.

3 Григоренко Д.Н. Построение специальной подготовки спортсменов-спасателей: пособ. / Д.Н. Григоренко, К.К. Бондаренко, А.И. Грищенков. -Минск: РЦСиЭ, 2009. - 38 с.

4 Кабанов М.Л., Трещев А.И. Пожарно-прикладной спорт. Учеб. пособ. для спортсменов, тренеров и секций коллективов физической культуры. - Киев: Здоровья, 1967. - 136 с.

5 Величко В.М., Тимошенко С.И., Панков Ю.И. Современный пожарно-прикладной спорт. - М.: Стройиздат, 1983. - 167 с.

ПРИКЛАДНЫЕ ВИДЫ СПОРТА В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СЛУШАТЕЛЕЙ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ

ОБУЧЕНИЯ

Т.Е. Могилевская, доцент, к.пед.н., Уральский институт ГПС МЧС России, г. Екатеринбург

Качество образования, эффективность заочной подготовки инженерно-технических кадров для МЧС - эти вопросы сейчас актуальны как никогда. Чтобы вклад в качество был весомее, преподавателям необходимо поддерживать интерес у слушателей к учебе, к дисциплине, стимулировать их к работе, а, следовательно, искать и применять наиболее эффективные методы и приемы на всех этапах заочного обучения [1]. Ведь сегодня, как никогда, востребованность в грамотном специалисте, его профессиональный рост, зависят от умения оперативного управления состоянием своего здоровья, которое, в свою очередь, зависит от приобретения индивидуальных знаний, умений и навыков [2].

В значительной степени это относится и к дисциплине «Физическая культура», которая, несомненно, максимально и надёжно способствует воспитанию прикладных психофизических качеств для обеспечения высокой работоспособности в условиях лимита времени, как это диктуют возникшие чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия и пожары [3].

Самостоятельное изучение учебной дисциплины «Физическая культура» слушателями заочной формы обучения по специальности 20.05.01 (280705) Пожарная безопасность (квалификация «специалист») в Уральском институте ГПС МЧС России составляет 382 часа или 95,5 %. При этом возникает ряд проблем. В первую очередь это недостаточная теоретическая и методическая подготовленность обучающихся, их недостаточный опыт применения средств физической культуры, и, как следствие, низкий уровень физической подготовленности и работоспособности.

Все это указывает на педагогическую значимость поставленной проблемы, которая требует поиска путей, методов и средств интенсификации самостоятельной физической подготовки слушателей, а также мониторинг их физической подготовленности на протяжении всего периода обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.