НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (27) 2020
УДК: 37.037.
Букова Людмила Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент Кафедра физического воспитания и спорта, факультет физической культуры и спорта Таврической Академии, Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского, г. Симферополь, Республика Крым, Россия e-mail: [email protected]
Терновская Оксана Анатольевна, магистр Кафедра физического воспитания и спорта, факультет физической культуры и спорта Таврической Академии, Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского, г. Симферополь, Республика Крым, Россия
e-mail: [email protected]
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ТЕХНОЛОГОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается проблема интенсификации профессионально-прикладной физической подготовки технологов общественного питания на этапе профессионального обучения. Выявлены наиболее значимые качества, определяющие профессиональную готовность специалиста. Определены организационно-педагогические условия интенсификации прикладной физической подготовки технологов общественного питания на этапе профессионального обучения.
Ключевые слова: профессиональное обучение, физическое воспитание, профессионально-прикладная физическая подготовка, интенсификация, технолог общественного питания
Bukova Lyudmila Mikhailovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Physical Education and Sports, Faculty of Physical ISSN: 2499-9911 1
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (27) 2020 Culture and Sports of the Tauride Academy, Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russia e-mail: [email protected]
Ternovskaya Oksana Anatolyevna, Master of the Department of Physical Education and Sports, Faculty of Physical Culture and Sports of the Tauride Academy, Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russia
e-mail: [email protected]
INTENSIFICATION OF APPLIED PHYSICAL TRAINING OF PUBLIC FOOD TECHNOLOGIES AT THE STAGE OF VOCATIONAL TRAINING
Annotation. The article discusses the problem of intensification of professionally-applied physical training of catering technologists at the stage of vocational training. The most significant qualities that determine the professional readiness of a specialist have been identified. The organizational and pedagogical conditions for the intensification of applied physical training of food service technologists at the stage of professional training are determined.
Key words: vocational training, physical education, professionally-applied physical training, intensification, catering technologist
Введение. Становление специалиста начинается в учебном заведении и продолжается на протяжении всей последующей профессиональной деятельности. Профессионально прикладная физическая подготовка является органической составной частью (подсистемой) общей системы становления его как профессионала на всех этапах этого процесса. В учреждениях профессионального образования, высшей школе, ППФП решает задачи ускорения профессионального обучения; достижения высокой работоспособности и производительности труда в избранной профессии; использования средств физической культуры для активного отдыха и восстановления работоспособности (в рабочие дни и свободное время) [3, с.52].
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (27) 2020 Это обусловливает связь ППФП со всеми дисциплинами, обеспечивающими образовательный процесс, и, прежде всего, с физическим воспитанием, на основе которого она призвана осуществляться. Программа физического воспитания учреждений профессионального образования содержит раздел профессионально-прикладной физической подготовки, который должен опираться на особенности будущей профессиональной деятельности. Поиск новых направлений улучшения качества процесса профессионально-прикладной физической подготовки на основе различных средств остается значимым в процессе подготовки специалистов на этапе профессионального обучения.
Цель работы - теоретически обосновать организационно-педагогические условия интенсификации прикладной физической подготовки технологов общественного питания на этапе профессионального обучения.
Материалы и методы. Исследование проводилось в условиях образовательного процесса Крымского колледжа общественного питания и торговли в течение семи месяцев. В эксперименте приняли участие 20 обучающихся 1 курса по специальности технология продукции общественного питания, из которых было сформировано 2 группы: экспериментальная (п = 10) и контрольная (п=10) и группа обучающихся (п=15) третьего курса.
В работе использовались следующие методы: анализ и обобщение литературных источников; контрольные испытания, критерием являлись показатели уровня развития основных двигательных качеств и физической подготовленности (Гарвардский степ-тест, ИГСТ) [1]; психологические методы исследования (оценка свойств внимания) [9]; физиологические методы исследования (проба Руфье, ИР) [10]; оценка профессиональной готовности [6]; методы математической статистики.
Результаты и их обсуждение. Анализ научно-методической литературы показал, что требования к подготовке технолога общественного питания обусловливают поиск современных подходов к организации учебного процесса по физическому воспитанию. В действующей программе по физическому воспитанию комиссия физического воспитания определяют объем и содержание материала по профессионально-прикладной физической
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (27) 2020 подготовке студентов с учетом особенностей труда выпускаемых специалистов. На основе стандартной программы кафедра физического воспитания разрабатывает рабочие программы, в которые могут вносить научно-обоснованные изменения и дополнения (сверх требований федерального компонента) в формы организации, содержание учебного материала, подведение итогов его освоения.
В нашем исследовании процесс формирования профессиональной готовности будущих технологов общественного питания предусматривал:
- изучение и анализ факторов, влияющих на успешность профессионального обучения;
- исследование уровня развития двигательной и функциональной подготовленности обучающихся, получение данных сформированности профессиональных компетенций;
- разработку организационно-педагогические условий интенсификации прикладной физической подготовки технологов общественного питания на этапе профессионального обучения.
В обязанности специалиста входит выполнение разнообразных функций: прогнозирование и планирование производства, разработка и совершенствование изделий; контроль качества продукции и т.д. По данным ряда авторов, успешность профессиональной деятельности зависит от общих (ключевых) качеств, необходимых для любой профессии и базовых (специальных), отражающих специфику конкретной сферы профессиональной деятельности [8,с.32]. Результаты профессиографических исследований свидетельствуют о том, что специфика труда технолога общественного питания (характер и условия труда) определяется повышенными требованиями к психофизиологической, профессионально-личностной и эмоциональной сферам личности, к специальной двигательной и физической подготовленности (мышечная сила, выносливость, быстрота, координация и т.д.) [2, с.106]. В исследовании была проведена оценка функционального состояния, физической подготовленности, свойств внимания и уровня профессионального мастерства обучающихся 3 курса. Для выявления наиболее значимых качеств, определяющих профессиональную готовность обучающихся, использовался
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (27) 2020 многофакторный корреляционный анализ. Результаты исследования выявили среднюю и сильную взаимосвязь (коэффициент корреляции составил от 0,42 до 0,61) между показателями профессиональной готовности обучающихся 3 курса и показателями их физической (мышечная сила рук, г = 0,33, ног, г = 0,78; координации движений, г = 0,44 , ИГСТ г = 0,47); функциональной готовности, (ИР, г = - 0,49). Особенности профессиональной деятельности специалистов также требуют развития концентрации внимания, г = 0,79. Можно предположить, что мастерство технолога определяется выявленными с помощью корреляционного анализа показателями, обусловленными объективными факторами трудовой деятельности.
До эксперимента была проведена оценка уровня профессиональной готовности обучающихся 1 курса. Как показали фоновые исследования, уровень физической подготовленности, функционального состояния и профессионального мастерства студентов контрольной и экспериментальной групп соответствовал оценке «удовлетворительно», достоверных различий показателей не выявлено. При разработке практического раздела программы мы опирались на особенности трудовой деятельности специалистов среднего специального заведения, выявленные информативные показатели, определяющие эффективность деятельности технолога.
С учетом уровня профессиональной готовности обучающихся была разработана программа, направленная на повышение профессионального мастерства будущих технологов. Основной формой проведения занятий являлись учебные занятия, в которых через акцентированное воздействие на комплекс профессионально важных качеств, функций и свойств решалась задача повышения психофизического состояния студентов. При разработке средств и методов повышения профессиональной готовности обучающихся мы опирались на результаты исследований В.А. Кабачкова, Е.И. Перовой, В.А. Куренцова,(2012), [5]; В.А. Кабачкова, С.А. Полиевского, А.Э. Бурова, (2010), [4]; В.А. Куренцова, В.М. Полякова, М.М. Назарова, В.Л. Чернышева, (1988),[8]; Коновалова И.Е.,(2017), [7]. Для решения задач была предложена структура технологии, предполагающая возможность управления
работоспособностью обучающихся посредством целесообразно организованной
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (27) 2020
деятельности с использованием разнообразных средств, (рис.1). Алгоритм технологии может быть представлен следующим образом:
Программа формирования физического состояния как компонента профессиональной готовности, технологов общественного питания
Т
этапы
Первый этап-(1-й семестр)
начальный
развитие и совершенствование двигательных качеств, определяющих состояние физической готовности занимающихся
41
Второй этап-(2-й и 3-й семестр) формирующий
-Ф-
направленное развитие и совершенствование двигательных качеств (выносливость, сила, координация); - развитие функциональных систем
Основные задачи
Основные направления
Овладение прикладными умениями и навыками как элементов отдельных видов спорта
Третий этап-(4-й семестр) совершенствующий
активное развитие и совершенствование уровня профессиональной компетенции: подготовка к прохождению учебной и производственной практик.
Воспитание физических и специальных качеств определяющих эффективность труда в профессии
X
Развитие функциональных систем организма
Средства
Общеподготовительные упражнения
Программные виды спорта
легкая атлетика
- волейбол
- баскетбол - гимнастика
Общеприкладные упражнения
Прикладные виды спорта
V ^ У
- легкая атлетика
- подвижные игры
■ спортивные игры
- плавание
Элементы прикладных видов спорта
Элементы прикладных видов спорта, специальные упражнения
^ ' Л
- упражнения, развивающие силу и силовую выносливость
Ч ^ У
- упражнения, способствующие развитию координации
упражнения для развития общей выносливости
- комплексы производственной гимнастики
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (27) 2020 Рис.1. Программа формирования профессиональной готовности технологов общественного питания в процессе занятий физическим воспитанием.
Первый этап - 1 семестр (4 месяца). Основные задачи: - формирование двигательно-профессиональных умений и навыков, составляющих структуру профессиональной готовности; развитие и совершенствование двигательных качеств, определяющих состояние физической готовности занимающихся. Средствами являлись общеразвивающие и подготовительные упражнения; средства программных видов спорта (легкая атлетика, спортивные и подвижные игры, гимнастика); общеприкладные упражнения для развития координационных, силовых возможностей, выносливости, а также физические упражнения для формирования личностных качеств, эмоциональной устойчивости с доминирующим процентом использования средств ОФП (70%).
Второй этап (формирующий), продолжительность этапа 8 месяцев, 2 и 3 семестры. Основные задачи: - направленное развитие и совершенствование двигательных качеств (выносливость, сила, координация); - развитие функциональных систем организма; - развитие и совершенствование профессиональных компетенций, связанных с психофизиологическими требованиями будущей профессии; - формирование положительного отношения к избранной профессиональной деятельности, физической культуре и спорту. Средствами формирования этапа являются общеразвивающие, общеподготовительные и общеприкладные упражнения ( прикладные виды спорта: легкая атлетика, подвижные и спортивные игры, плавание), а также элементы прикладных видов спорта, специальные упражнения, а также специальные физические упражнения для развития личностных качеств, психологические тренинги. Соотношение средств ОФП и СФП (50%/50%).
Третий этап (совершенствующий), продолжительность этапа 5 месяцев, 4 семестр. Основные задачи: - активное развитие и совершенствование уровня профессиональной компетенции: подготовка к прохождению учебной и производственной практик. Преимущественное использование специальных средств, представленных на предыдущем этапе; физические упражнения ISSN: 2499-9911 7
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (27) 2020 программы по физическому воспитанию. Соотношение средств ОФП и СФП, соответственно, 30% и 70%. Специальная подготовка включает: воспитание профессионально-значимых личностных качеств, психоэмоциональной устойчивости; развитие психических функций; развитие специальной выносливости.
Целесообразны основные методы проведения занятий: общепедагогические (наглядного, вербального воздействия) и специальные методы: методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный.
Таким образом, в результате исследования определено, что эффективными организационными условиями, позволяющими интенсифицировать процесс физического воспитания технологов общественного питания, является разработка структуры занятий, имеющих выраженную профессиональную направленность.
Выводы.
1. При разработке системы организации физического воспитания в учебном заведении среднего звена целесообразно профилировать процесс обязательной физической культуры в соответствии с требованиями профессионального образования, квалификационными характеристиками специалиста, спецификой предстоящей профессиональной деятельности.
2. Разработано содержание ППФП обучающихся по специальности «Технология продукции общественного питания». Планирование годичного цикла занятий по физическому воспитанию должно обеспечить его направленность на становление основных компонентов профессиональной готовности будущих технологов общественного питания, обеспечивая сопряженный эффект формирования прикладных двигательных умений и навыков; профессионально важных физических и личностных способностей; интенсивного развития профессионально важных двигательных способностей.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (27) 2020 Список источников:
1. Викторов Ф.В. Способ экспресс-контроля за уровнем физического состояния человека (КОНТРЭКС-3) / Ф.В. Викторов // Теория и практика физической культуры. - 1990.- №1.- С. 26-28.
2. Захарова В. В. Развитие скоростно-силовых качеств в учебном процессе студентов 1 -го курса: учебное пособие / В. В. Захарова, И. В. Данилова, А. Ю. Галныкин. - Ульяновск : УлГТУ, 2017. - 106 с.
3. Кабачков В.А. Профессионально-прикладная подготовка учащихся средних ПТУ/ В.А. Кабачков, С.А.Полиевский. - М.: Высшая школа, 1982. -176с.
4. Кабачков В.А. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи: научно-методическое пособие / В.А. Кабачков, С.А. Полиевский, А.Э. Буров. - М.: Советский спорт, 2010. - 149 с.
5. Кабачков В.А. Социально-педагогические предпосылки формирования девиантного поведения учащейся молодежи на этапе профессионального самоопределения / В.А. Кабачков, Е.И. Перова, В.А. Куренцов // Вестник спортивной науки. 2012. -№ 2. - С. 44-49.
6. Карцев И.Д. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям/ И.Д. Карцев, Л.Ф. Холдеева, К.Э. Павлович. - М.: Медицина, 1969. - 169 с.
7. Коновалов И. Е. организационно-педагогические условия оптимизации процесса физического воспитания учащихся музыкальных средних специальных учебных заведений / И. Е. Коновалов / / концепт. - 2013. -Постановление № 02 (Февраль). - Искусство 13033. - 0,5 п. п.
8. Куренцов В. А. использование средств и методов ППФП для студентов автомобильных и дорожных вузов [текст] методические рекомендации / В. А. Куренцов, В. М. Поляков, М. М. Назаров, В. Л. Чернышев. - М., 1988 .-- 40 р.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (27) 2020
9. Марищук В. Л. методы психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук, Ю.М. Блудов. - М.: Академия, 1984. - 107 С.
10. Романенко В. А. Диагностика двигательных способностей: учебное пособие / В. А. Романенко - Донецк. - Донну, 2005. - 290 С.