Выводы
%
1. Изолированное (введение в желудок—3 мг/кг, ингаляция —
1.7 мг/м3) и комплексное (введение в желудок — 1,5 мг/кг, ингаляция 0,84 мг/м3) воздействие линдана вызывает сходные по характеру изменения активности щелочной фосфатазы и ЛДГ, однако имеются различия в динамике изменений.
2. Линдан обнаруживается в головном мозге, исключая ингаляционное воздействие (3—4 мг/кг), печени (0,24—2,0 мг/кг), почках (от следов до
8.8 мг/кг), причем при комплексном поступлении содержание его выше, чем в сумме при раздельном воздействии.
3. При комплексном поступлении линдана не наблюдается существенных различий в изменении изучавшихся показателей по сравнению с раздельным проникновением пестицида в организм через органы дыхания и желудочно-кишечный тракт, в связи с чем при комплексном гигиеническом нормировании этого соединения следует исходить из суммации эффектов.
ЛИТЕРАТУРА. Каган Ю. С. (К a g a n Ju. S.), Войтенко Г. А. (Vfо i t е n к о G. А.), Светлый С. С. (S v е t 1 у S. S.) — In: 3d International Congress of Pesticide Chemistry, 1974, p. 317. — Клисенко M. А., Лебедева T. A. Химический анализ микроколичеств ядохимикатов. М., 1972.
Поступила 14/X 1977 г.
PECULIAR FEATURES OF THE TOXIC ACTION OF LINDANE IN ITS COMPLEX (BY RESPIRATORY TRACTS AND STOMACH) INTRODUCTION INTO THE BODY
OF ALBINO RATS
G. A. Voitenko
The effect of hexaclorcyclohexane v-isomer (lindane) at a level of threshold doses and following concentrations was studied in a chronic experiment: introduced into the stomach in a dose of 3mg/kg, inhaled at a concentration of 1.7±0.05mg/m3 and at a concentration of 0.84+0.11 mg/m3 with preliminary introduction into the stomach in a dose of 1.5 nig/kg. Judging by the activity changes of alkaline phosphatase and lactatdehydrogenase in the blood serum and the pesticide contents in the biosubstrates, the author noted a summation of the effects in case of a complex introduction. The route of the poison entry affected the features and the dynamics of changes.
УДК 612.014.4 9-053.6( I71.il« 17)
В. M. Красно пев цез, M. А. Тимонов, К. Юшко, Г. А. Петрова, Т. Н. Жеребилова, П. П. Христенко, Г. В. Осколкова
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ПИТАНИЯ И ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ У УЧАЩИХСЯ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана; Городская санэпидстанция, Норильск
В целях создания оптимальных условий жизни населения в суровых климатических районах страны по инициативе Института гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана широко внедряются в практику гигиенические рекомендации, в том числе и рациональное питание для отдельных групп населения с учетом климатогеографических условий из жизни и вида деятельности. Задачей настоящей работы явилось изучение основных показателей состояния здоровья, питания и обмена веществ у отдельных групп детского населения Норильска и Сургута с целью гигиенической оценки эффективности скорректированного питания и дальнейшей его рационализации.
Объектом исследований были учащиеся в возрасте от 7 до 18 лет школы-интерната и ПТУ строительного профиля. Комплексные (гигиенические, клинико-статистические, физиологические, биохимические, гидро-
химические и др.) исследования условий жизни и состояния здоровья учащихся, детей и подростков проводились по единой программе, что позволило сопоставить результаты исследований, выполненных в разных кли-матогеографических районах.
Анализ результатов первого углубленного медицинского обследования 250 учащихся (132 мальчиков и 118 девочек) школы-интерната Норильска, выполненных перед началом внедрения в практику (1967) скорректированного питания с учетом условий жизни детей показал, что среди выявленных нозологических форм 1-е место по частоте случаев на 100 обследованных принадлежит заболеваниям верхних дыхательных путей (11,6%), 2-е — остаточным явлениям рахита (8,8%) и сколиозу I—II степени (5,3 %), 3-е — невротическим реакциям (3,2 '/о) и заболеваниям легких нетуберкулезного характера (2,9 %), 4-е — ревмокардиту в стадии стойкой ремиссии (1,4%) и нарушениям обмена веществ (1,6%), 5-е — гнойному отиту (0,5%) и прочим болезням (8,8%).
Аналогичные исследования состояния здоровья детей и подростков были выполнены и в Сургуте. Материалы медицинских освидетельствований 123 учащихся (65 мальчиков и 58 девочек) школы-интерната, выполненных в 1970 г., и 1164 подростков ПТУ строительного профиля, выполненных в 1973—1974 гг. сотрудниками Института гигиены им. Ф. Ф. Эри-смана (Г. И. Куценко, М. А. Тимоновым, Я- Я. Крохиным и др.), показали, что подростки Сургута по своему физическому развитию идентичны подросткам Центральных областей РСФСР (Орел), а учащиеся младшего возраста школы-интерната по некоторым показателям несколько отстают от средних стандартов, что мы связываем с несбалансированностью их питания. Из числа обследованных учащихся старших групп (15—17 лет) 70,9% юношей и 71,6% девушек составляли группу здоровых. Отклонения в состоянии здоровья были у 29,1 % юношей и 28,4 % девушек. При этом наиболее часто отмечались заболевания хроническим тонзиллитом (у 23% юношей и у 21,9% девушек). Сердечно-сосудистые заболевания (вегетосо-судистая дистония гипер- и гипотонического типа, ревматизм) выявлены у 2,3—2,5% подростков. Заболевания органов пищеварения (желудка) и щитовидной железы встречались редко. Из стоматологических заболеваний, в значительной степени связанных с местными гидрохимическими особенностями (согласно нашим исследованиям и данным местных специалистов Мурманской области), наибольший удельный вес (от 91,5 до 98,4%) занимает кариес зубов. Среднее число кариозных (К), пломбированных (П) и удаленных (У) постоянных зубов на 1 обследованного (индекс КПУ) колеблется от 3,8 до 6,3 и молочных зубов (индекс КП) — от 0,8 до 1,7.
Выявленная заболеваемость школьников связана с влиянием на организм многих факторов внешней среды, среди которых определенная роль принадлежит питанию как одному из важных факторов, оказывающих большое влияние на резистентность организма к неблагоприятным факторам внешней среды и мобилизующих защитные силы организма при различных заболеваниях.
При изучении фактического питания учащихся школы-интерната Сургута проводилась выкопировка меню-раскладок за 2 года обучения. Исследования показали, что только дети от 7 до 10 лет получают с рационом питания необходимое количество белков и жиров. У остальных учащихся количество белков и жиров, особенно животного происхождения, получаемых с рационом питания, ниже физиологических норм. У всех детей и подростков отмечается избыток углеводов. За счет увеличения углеводов резко возрастает калорийность пищевого рациона для всех без исключения учащихся. Нарушено соотношение белков, жиров и углеводов. В рационах питания также отмечается некоторый недостаток витаминов (Bj, В2, РР и С) и минеральных элементов (кальция и фосфора). Распределение белков, жиров и углеводов по сезонам года почти не меняется. Отмечается некоторое снижение содержания витаминов и минеральных солей в ве-
Среднее содержание основных пищевых веществ в рационах питания учащихся школы-
интерната № 2 Норильска
Белки Жиры
Период обследования (годы) всего в том числе животных всего в том числе животных Углеводы Калорийность, в кал
1965—1968 1974—1976 84,1 98,9 37,9 48,7 82,0 107,8 70,7 81,4 418.4 413.5 2766,3 2782,7
сенний сезон года. Распределение калорийности в течение дня в основном соответствует рекомендуемым нормам, за исключением обеда, калорийность которого на 7 % выше, а также за счет снижения калорийности полдника. Питание четырехразовое, разрыв между приемами пищи 4—5 ч. Витаминизация готовых блюд витамином С проводится нерегулярно.
В исследовании большое внимание было уделено изучению некоторых сторон витаминного и белкового обмена. Изучался обмен витаминов С, В, и В2 как наиболее дефицитных в условиях Севера. Изучение белкового обмена проводилось путем определения выделения с мочой общего азота и азота аминокислот (в мг/ч). Исследования проводились в различные сезоны года в 4 группах учащихся 7—10 лет, 11—13 лет, 14—17 лет — мальчики и 14—17 лет—девушки). Они показали, что у всех учащихся как весной, так и осенью отмечался дефицит витамина С. Выделение витамина В2 было в пределах нормы. Содержание витамина в моче было несколько ниже нормы у детей 1-й группы осенью и у детей 2-й группы осенью и весной. Показатели белкового обмена были без изменений и в пределах нормы.
Итак, рационы питания учащихся школы-интерната Сургута имеют определенные недостатки. Отмечаются пониженное содержание белков и жиров, особенно животного происхождения, витаминов В^ В4, РР и С, минеральных солей (кальция, фосфора), избыток углеводов. Калорийность пищи превышает расход энергии у учащихся всех 4 групп. Изучение состояния витаминной обеспеченности, а также некоторых сторон белкового обмена позволило установить недостаток в детском организме витаминов С и В! при относительном благополучии обеспеченности белками.
Витаминизация рационов питания витаминами С и В! в количестве соответственно 100 мг и 1,5 мг полностью нормализовала витаминный обмен. Наряду с этим улучшилось функциональное состояние центральной нервной системы и повысилась работоспособность учащихся.
Проведенные исследования питания учащихся школы-интерната Норильска показали, что у них, как и в Сургуте, четырехразовое питание. Интервал между 1-м и 2-м приемом пищи составляет 2 ч 45 мин, 2-м и 3-м — 1 ч, 3-м и 4-м — 3 ч. Анализ данных за 1965—1968 гг. и 1974—1976 гг. показал (см. таблицу), что количество белка, которое получал в среднем каждый учащийся в сутки, в последние годы возросло.
Так, если в 1965—1968 гг. 84,1 г белка в сутки соответствовало физиологической норме 7—10-летнего возраста, то в 1974—1976 гг. количество белка в рационе превышало норму для детей 11—13 лет. Однако рацион с таким количеством белка остается по-прежнему недостаточным для подростков 14—17 лет. Потребность в белке, как известно, определяется не только абсолютным содержанием его в рационе, но и его биологической ценностью, а именно степенью удовлетворения запросов растущего организма во всех необходимых аминокислотах. Это достигается за счет поступления в достаточном количестве продуктов животного происхождения и правильного их сочетания с продуктами растительного происхождения. В физиологических нормах питания для детей школьного возраста центральной климатической зоны предусматривается не менее 60% белков животного происхождения. Если в 1965—1968 гг. содержание животных белков было
«иже гигиенических требований на 21—40%, то в последние 3 года среднее количество белка в сутки составляло 98,9 г, а животного — 48,7 г, что соответствовало физиологическим нормам 2 возрастных групп— 7—10 и 11 —
Г 13 лет. Количество жиров и их сбалансированность отвечали физиологическим требованиям детей 7—10 лет (1965—1968) и подростков 14—17 лет (1974—1976). В 1965—1968 гг. жиров в рационе было недостаточно для старших возрастных групп, в 1974—1976 гг. их количество достигло норм для возраста 14—17 лет и стало завышенным по отношению к нормам для младших возрастов. Количество углеводов в суточном рационе превышает физиологическую норму для детей 7—10 лет и является недостаточным для детей и подростков 11—13 и 13—17 лет. По калорийности во все изучаемые периоды рационы не достигали физиологических норм для возрастных групп 11—13 лет и для 14—17 лет.
Таким образом, основным недостатком питания возрастной группы 7—10 лет является преобладание жиров и углеводов, для группы 11 — 13 лет — низкая калорийность, для группы 14—17 лет — недостаток белка, углеводов и низкая калорийность. Оптимальное соотношение между белками, жирами и углеводами 1:1:5 сохранено.
Исследование витаминного состава рационов питания показало, что витаминный состав рационов последних 3 лет не имеет существенных отличий. Но наблюдается разница в показателях 1965—1968 гг. по сравнению с 1974—1976 гг. Биологическая полноценность пищи определяется наличием и соотношением между витаминами и другими компонентами пищи. Количество некоторых витаминов в рационах питания детей в интернате оказалось также ниже физиологических норм центральной кли-
^ матической зоны, в первую очередь, это касается витамина А. Так, содер-
* жание витамина А составило 37,3% от нормы в 1965—1968 гг. и 30,8% в 1974—1976 гг., низким было и содержание каротина. Количество витамина В! было достаточным на протяжении 10 лет только для детей 7—10 лет, причем имело тенденцию к снижению от 109,3 до 99,0% от нормы даже в этой группе. Наблюдался недостаток и других витаминов. Уровень витамина В2 в 1965—1968 гг. был ниже физиологической нормы для детей 7—10 лет на 7,4%, 11—13 лет на 23,5%, 14—17 лет на 29,6%; в 1976 г. для группы 7—10 лет на 47%, 11—13 лет на 57,1 %, 14—17 лет на 59,6%. Содержание витамина РР в 1965—1968 гг. соответствовало норме в возрасте 7—10 лет и было понижено на 21 % в возрастной группе 11—13 лет и на 28,6% в группе 14—17 лет. В 1976 г. недостаток витамина РР составлял в группе 7—10 лет 18%, 11—13 лет 34,8% и 14—17 лет 41%. Витамин С в рацион детей ежедневно добавляется в виде 100 мг аскорбиновой кислоты в третье блюдо и содержание его соответствует физиологической норме. Следовательно, по содержанию витаминов рационы питания детей интерната (для всех возрастных групп) нельзя признать полноценными, дефицит витаминов возрастает с увеличением возраста детей.
Содержание минеральных веществ в рационе питания детей при выдержанном соотношении кальция и фосфора (1:2) также являлось недостаточным. Так, количество кальция в 1965—1968 гг. у детей в возрасте 7—10 лет составляет всего лишь 74,6 %, 11—13 лет — 59,7% и 14—17 лет— 64 % от физиологической нормы для детей центральной климатической зоны. В 1974—1976 гг. количество кальция в рационе детей 7—10 лет составляет 75,5%, 11—13 лет — 60,4% и 14—17 лет — 64,7% от нормы. Количество фосфора в рационе питания детей школы-интерната Норильска в 1965—1968 гг. соответственно возрастным группам составляло 87,9,
* 70,3 и 89,9% и в 1974—1976 г. —89,0, 71,2 и 89,0% от физиологической нормы. Количество железа в рационах питания на протяжении всех лет исследования превышало физиологическую норму. Анализ и обобщение результатов многолетних исследований позволили констатировать, что питание детей школы-интерната Норильска еще не достигло физиологических норм для центральной климатической зоны, несмотря на наличие
значительных сдвигов в улучшении качественного состава рационов питания по сравнению с данными 1965—1968 гг.
При повторном поликлиническом обследовании детей школы-интер-ната в 1975—1976 гг. с целью гигиенической оценки влияния на организм • скорректированного питания и витамина С был отмечен ряд положительных сдвигов в состоянии здоровья обследованных групп учащихся школы-интерната. Частота заболеваний у них верхних дыхательных путей сократилась по сравнению с показателями 1967 г. на 24,2%, остаточных явлений рахита — на 38,7%, невротических реакций — на 25%, заболеваний легких нетуберкулезного характера — на 58,7%, ревматизма — на 14,3% и прочих заболеваний — в среднем на 42%. Поражаемость кариесом зубов постоянного прикуса сократилась за этот период времени у школьников интерната в среднем вдвое.
Отмеченные положительные сдвиги в состоянии здоровья учащихся школы-интерната Норильска, безусловно, в значительной степени связаны с благоприятным влиянием на организм скорректированного питания и фторированной питьевой воды с оптимальным содержанием фтор-иона (1,0—1,1 мг/л).
Накопленный нами многолетний опыт работы в условиях Заполярья и приравниваемых к нему районах позволяет с уверенностью отметить, что сбалансированность питания, минеральных солей (кальция, фосфора, фтора и др.) способствует не только снижению заболеваемости детей, но и оказывает благоприятное влияние на физическое их развитие и формирование костного скелета, улучшение показателей крови и функцию других органов и систем организма, что согласуется с данными литературы (А. П. Шицкова и соавт.; Е. М. Фатеева и Т. С. Невская). ^
Выводы
1. Анализ результатов проведенных исследований в Норильске и Сургуте показал, что питание оказывает важное влияние на состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков. Так, у учащихся школы-интерната Норильска, получавших длительное время скорректированное питание и фторированную питьевую воду, частота заболеваний верхних дыхательных путей с 1967 по 1975 г. снизилась на 24,2 %, остаточных явлений рахита — на 38,7%, невротических реакций — на 25%, заболеваний легких нетуберкулезного характера — на 58,7%, ревматизма — на 14,3%, кариеса зубов постоянного прикуса — на 50,8 %, молочного прикуса — на 40,3% и т. д.
2. Обобщение результатов 11-летних (1965—1976) наблюдений по изучению питания разных возрастных групп учащихся указанного выше интерната свидетельствует о значительном улучшении как структуры питания, так и его физиологической ценности. Однако в рационах питания детей иногда наблюдается некоторый недостаток биологически важных питательных веществ. В частности, отмечаются преобладание углеводов в питании всех возрастных групп и некоторый недостаток белков и жиров у учащихся 14—17 лет. Отмечен дефицит ряда витаминов (А, В, РР) и минеральных веществ (кальция, фосфора).
3. В условиях Крайнего Севера и приравниваемых к нему районах питание детей необходимо дифференцировать в соответствии с их возрастом и деятельностью. Наряду со сбалансированностью и правильной организацией режима питания следует систематически проводить витаминизацию рационов питания детей, особенно витаминами С и В, в количествах: ви- щ тамина С— 100 мг для детей в возрасте от 7 до 17 лет и витамина В, — 1,5 мг для детей в возрасте от 7 до 13 лет, 2,0 мг для детей старшего возраста и подростков от 14 до 17 лет.
ЛИТЕРАТУРА. Куценко Г. И., Тимонов М. А., К р о хин Я. Я. — «Сов. здравоохр.», 1975, № 8, с. 50—52. — Петровский К. С. Ра
циональнсе питание. М., 1976, с. 53—58. — Фатеева Е. М., Невская Т. С. (ред.) Основные принципы питания детей и подростков. М., 1974, с. 137—205. — ULI и ц -кова А. П., Краснопевцев В. М., Жидкова Л. В. — В кн.: Актуальные вопросы гигиены в условиях Крайнего Севера. М., 1972, с. 129—142. — Bauer Р., Binder К., В u к о v i es F. et а. — «Ost. Z. Stomat.», 1974, Bd 71, S. 162—175.
Поступила 2/1X 1977 r.
COMPARATIVE ASSESSMENT OF INDICES OF THE HEALTH STATE, DIET AND METABOLISM AMONG^STUDENTS, LIVING UNDER CONDITIONS OF THE FAR
NORTH
V. M. Krasnopevtsev, M. A. Timonov, Ya. K. Yuchko, G. A. Petrova, T. N. Zherebilova,
P. P. Khristenko, G. V. Oskolkova
The paper presents original data of complex investigations, carried out by the authors for a period of many years, on the state of health, diet and metabolism among students, living under conditions of the Far North and Siberia (Norilsk, Surgut etc.) and shows the hygienic effectiveness of a national diet for separate age groups.
УДК 613.6:658.386.1
Акад. АМН СССР А. А. Минх, доктор мед. наук С. А. Полиевский
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Институт физической культуры, Москва
Система развития физических способностей учащихся, учитывающая особенности профессиональной деятельности, называется профессионально-прикладной физической подготовкой (ППФП).
Обычные систематические занятия физической культурой и спортом независимо от их вида оказывают благоприятное влияние на работоспособность учащихся, но они не могут удовлетворить в должной мере специфические запросы подготовки к определенному виду профессиональной деятельности. В условиях научно-технического прогресса интенсивность многих производственных процессов неизменно возрастает, что повышает требования к физическим и психическим качествам рабочих. Отдельные трудовые операции приобретают узкую направленность, требуют развития нужных для их выполнения двигательных навыков. Все это обусловливает необходимость изыскания мер, которые бы не только обеспечивали соблюдение общих гигиенических условий профессиональной подготовки учащихся, но и содействовали формированию необходимых профессиональных двигательных навыков, облегчая тем самым работу, повышая ее качество и ускоряя процесс овладения профессией.
В настоящее время ясно, что занятия определенными видами физических упражнений с учетом характера изучаемой профессии способствуют более быстрому овладению профессиональным мастерством и повышают продуктивность труда (В. В. Белинович; Л. В. Бурок; В. А. Кабачков, и др.). Следовательно, физические упражнения дают не только оздоровительный, но и педагогический, производственный и экономический эффект.
При сравнительно ограниченных сроках специального профессионального обучения в профессионально-технических училищах (ПТУ) отмеченные обстоятельства приобретают существенный практический интерес.
Необходимо научное обоснование ППФП гигиенических позиций как проблемы качественного и количественного нормирования физических нагрузок учащихся, определения единого методического подхода к разработке основных положений ППФП в системе профессионально-технического образования (ПТО). В этом направлении были проведены эксперименталь-