низма и требованиями, предъявляемыми к нему профессией, добиться повышения производительности труда, рекомендуя на обучение и работу только профессионально пригодных подростков.
Поступила 1/111 1972 г.
THEORETICAL PROBLEMS IN OCCUPATIONAL ORIENTATION, OCCUPATIONAL SELECTION AND TRAINING OF PERSONNEL
1. D. Kartsev
The paper deals with causes that underline the occupational fitness and unfitness of persons. The aim of occupational orientation and selection in the USSR is the prognostication of the latent capacities of an individual for the purpose of determining his place in the social-economic system with due regard to his personal abilities. The author discusses theoretical bases of the medico-physiological examinations to be carried out for the purpose of occupational selection of persons.
УДК 371.71
В. M. Зубкова
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ В 1-М КЛАССЕ
Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва
Нашей задачей было определить соответствие учебной работы в 1-м классе особенностям детей 7-летнего возраста и установить гигиенические принципы организации режима обучения. Исследования мы проводили в течение 4 учебных лет. Под наблюдением находилось 158 детей.
Наши наблюдения подтвердили данные, полученные гигиенистами 10—15 лет назад: установленный для всей школы единый режим 45-минутных занятий не полностью отвечает функциональным особенностям детей 7-летнего возраста. На занятиях как по ранее действующим, так и по новым учебным программам (при последних и еще большей степени) резко снижается учебная активность первоклассников за последнюю треть урока, увеличивается число школьников, занятых посторонними делами. Количество отвлечений при этом составляет 29—33% и превышает отвлекаемость от учебной работы в первые 2/3 урока. Более чем у половины учащихся обнаруживаются неблагоприятные изменения центральной нервной системы, низкое качество выполняемых корректурных работ.
По нашим данным, для детей наиболее труден начальный период обучения, охватывающий первое учебное полугодие. В этот период по сравнению со вторым учебным полугодием под влиянием занятий наблюдаются наиболее высокий процент неблагоприятных изменений функционального состояния центральной нервной системы (64,5), резкое снижение учебной активности школьников через 25—30 мин. урока. В 1 '/2 раза чаще регистрируется утомление при выполнении дозированных работ (60% против 39,7%), значительное число работ выполняется с ошибками (69,6% против 48,8%). Выявленные изменения статистически достоверны. От середины к концу учебного года происходит некоторое снижение работоспособности, хотя показатели ее все-таки остаются выше, чем в первом полугодии. На наш взгляд, среди факторов, затрудняющих процесс адаптации детей к учебе, следует отметить несоответствие режима на заключительном этапе обучения в детском саду и в начальном периоде обучения в школе, а также различную подготовленность детей к учебе.
В связи с трудностью начального периода обучения в 1-м классе, а также с целью приближения режима школьных занятий к режиму занятий детского сада и облегчения начала обучения в школе мы ввели экспериментальный режим занятий с постепенным увеличением учебной нагрузки. Устанавливая продолжительность уроков и учебного дня на первом этапе
обучения в 1-м классе, мы исходили из принятого в детском саду режима обучения — 30-минутных занятий. Для первоклассников в начале учебного года были предложены различные экспериментальные учебные режимы, состоящие из 3 и 4 уроков продолжительностью 30 и 35 мин.
По сравнению с 45-минутными уроками на 35-минутных занятиях учебная активность оказалась выше на протяжении всего учебного года; выше были показатели работоспособности и лучше функциональное состояние центральной нервной системы детей. Однако в начальном периоде обучения и при 35-минутных уроках был высок процент неблагоприятных изменений под влиянием учебной работы. Так, в 55,5% случаев снижалась сила условнорефлекторной реакции и в 47,6% наблюдалось удлинение латентного периода, в 66,6% происходил неблагоприятный сдвиг фазового показателя . Данные корректурных проб свидетельствуют также о том, что, несмотря на несколько большую скорость работы по сравнению с 45-минутными уроками, первоклассники делают много ошибок, особенно после 4 уроков (2,1 на 100 просмотренных знаков). Работы без ошибок составляют менее */3 всего количества их.
Таким образом, несмотря на более высокую работоспособность и улучшение функционального состояния центральной нервной системы при 35-ми-нутной длительности уроков по сравнению с 45-минутными уроками, процент неблагоприятных изменений в начальном периоде обучения остается еще очень высоким.
При 30-минутных занятиях в первом учебном полугодии наряду с высокой учебной активностью (76—79% времени урока) случаи снижения уровня корковой возбудимости по сравнению с 35-минутными уроками отмечаются на 19,1 % реже, на 17,7% меньше регистрируются условнорефлекторные реакции с нарушением «закона силы». Это свидетельствует о том, что при 30-минутной длительности занятий в начале учебного года наблюдается наиболее благоприятное функционирование центральной нервной системы первоклассников, обеспечивающее состояние оптимальной возбудимости клеток коры головного мозга. Причем в сентябре — октябре наиболее благоприятные изменения функционального состояния центральной нервной системы фиксируются при 3 уроках в день продолжительностью 30 мин. При таком режиме занятий случаев снижения силы условнорефлекторной реакции
Зло 30 4по30 3па35 4по35 4по 30 Зло35 4ло35 4ло35 4по35 мин мин /пин мин мин мин мин. мин мин.
ЩЩ! пшг гаш р
Неблагоприятные изменения функционального состояния центральной нервной системы у первоклассников при различной длительности уроков и учебного дня по периодам учебного
года
а — сентябрь — октябрь; б — ноябрь—декабрь; в — январь — март; г — апрель — май; I — сила реакции; 2 — латентный период: 3 — фазовый показатель.
1 Фазовый показатель — количественный показатель уровня условнорефлекторной деятельности детей в условных единицах, определяемый с помощью методического приема Н. И. Козина и А. В. Аболенскон.
бывает на 30% меньше, неблагоприятных сдвигов фазового показателя — на 20% и случаев с удлинением времени слухо-моторной реакции — на 12,4% меньше, чем на 35-минутных занятиях. После 4 уроков продолжительностью 30 мин. в этот период обучения неблагоприятные функциональные изменения центральной нервной системы возрастают, учебная активность на 4-х уроках снижается. И лишь во II учебной четверти (ноябрь — декабрь) при 4 уроках продолжительностью 30 мин. процент неблагоприятных реакций на том же уровне, что и при 3 уроках длительностью 30 мин. в сентябре — октябре (см. рисунок). Три 35-минутных урока в этот период, несмотря на меньшую суммарную длительность учебного времени (105 мин.), оказывают менее благоприятное влияние по сравнению с 4 уроками продолжительностью 30 мин. (120 мин.). Это свидетельствует об оптимальности режима 30-минутных занятий в связи с меньшей выносливостью к учебной нагрузке организма первоклассников.
Во втором учебном полугодии под влиянием 35-минутных занятий у первоклассников наблюдаются изменения в функциональном состоянии центральной нервной системы, аналогичные тем, которые обнаруживаются при 30-минутных уроках в начальном периоде обучения. Выявленные изменения работоспособности и физиологических реакций школьников при различных учебных режимах физиологически значимы и статистически достоверны.
Сопоставление физиологических данных, полученных при различных вариантах режима, позволило установить, что функциональным возможностям первоклассников наиболее соответствует тренирующий (ступенчатый) режим обучения: в начале учебного года (сентябрь — октябрь) — 3 урока по 30 мин.; в ноябре — декабре — 4 урока той же продолжительности; со второго учебного полугодия возможна 35-минутная продолжительность 4-го урока, причем такой режим занятий целесообразно сохранить до конца учебного года. При экспериментальном режиме с постепенным увеличением продолжительности и количества занятий сохраняется устойчивый характер деятельности центральной нервной системы у школьников в течение всего учебного года. Успеваемость детей, обучающихся в условиях экспериментального режима, выше (средний оценочный балл за год 4,2), чем у учащихся, занимающихся в условиях общепринятого режима (средний годовой оценочный балл 3,8).
Как отмечают педагоги, новые учебные программы, предъявляющие большие требования к первоклассникам, в большей степени, чем раньше, способствуют выявлению различий в усвоении разными детьми учебного материала. Исследования показали, что первоклассники по функциональным возможностям не однородны. Даже среди практически здоровых школьников с хорошей успеваемостью выявляются дети с неодинаковым уровнем функционального состояния и различными возможностями сохранения устойчивой работоспособности. Для 1-й группы детей характерны высокая величина условнорефлекторной реакции, высокий фазовый показатель, короткий латентный период и высокая мышечная работоспособность. Различия в уровне функциональных показателей между группами сохраняются на протяжении всего учебного года.
Комплексная оценка корректурных проб показала, что дети 1-й группы, отличающиеся более высоким уровнем функций, характеризуются и более высокими данными работоспособности. Больше половины (58,9%) работ, выполняемых детьми этой группы, получают отличную и хорошую оценку, т. е. имеют хорошую скорость и точность или средний уровень одного из показателей при хорошем значении другого. Почти V3 работ выполняется удовлетворительно. У детей 2-й группы преобладают удовлетворительные и плохие работы (56,4%). Учебная активность уже на первых уроках у школьников 2-й группы ниже, чем у детей 1-й группы, и ослабевает к концу учебного дня. Дети 1-й группы активно работают на протяжении всех уроков, сохраняя высокую активность до конца занятий. Это приводит к большему физиологическому напряжению организма, ухудшению функциональ-
«
ного состояния центральной нервной системы (64,2% неблагоприятных
* изменений) и снижению работоспособности. Дети 2-й группы не способны длительно концентрировать внимание на учебном материале, быстро отключаются, т. е. вступает в силу защитная реакция организма. Следует указать, что, по данным медицинского осмотра, у детей этой группы в отличие от 1-й группы отмечаются отклонения в состоянии здоровья (хронический тонзиллит), чаще наблюдается нарушение осанки.
Различия в функциональном состоянии организма и устойчивости работоспособности должны быть учтены в педагогической деятельности с первоклассниками и при нормировании учебной нагрузки. Утвержденные в настоящее время нормы проектирования общеобразовательных школ и школ-интернатов предусматривают выделение начальных классов в самостоятельный блок, создают все условия для организации дифференцированного режима обучения в соответствии с возрастными возможностями детей, что особенно важно на первом году обучения в школе.
Наши наблюдения за обучением школьников 1-х классов показали, что, помимо продолжительности учебного дня и длительности уроков, большое влияние на работоспособность и функциональное состояние организма оказывает структура урока и учебного дня в целом. Полученные материалы дают возможность считать, что для первоклассников особенно трудны те виды деятельности, которые требуют стабильного положения тела во время выполнения заданий. К таким заданиям относятся письменные работы. По данным специального хронометража, на уроках с выполнением письменных заданий (русский язык, математика) 80% времени, отводимого на это, учащиеся сохраняют относительно неподвижную рабочую позу, что требует значительного статического напряжения и, как известно, способствует неблагоприятным изменениям вегетативных функций и деятельности центральной нервной системы. В 63% наблюдений после таких уроков зарегистрировано снижение условнорефлекторной деятельности; по данным эргографии, в 38—43% случаев снижалась мышечная работоспособность. Общая продолжительность письменной работы независимо от ее вида должна быть строго регламентированной (не более 8—10 мин.).
Наилучшим вариантом построения уроков русского языка и математики
* служит сочетание устной и письменной работы. Следует подчеркнуть, что на 1-м году обучения, когда у ребенка еще нет навыка чтения, этот процесс требует от него значительного функционального напряжения. По нашим данным, при непрерывной продолжительности чтения более 8 мин. неблагоприятные изменения функционального состояния центральной нервной системы отмечались в 67% наблюдений и наблюдались почти всегда, когда такое чтение проводилось в конце урока. Физиологические исследования показали, что наилучшее функциональное состояние организма выявляется при распределении основных предметов в течение учебного дня следующим образом:
1) русский язык 1) математика
2) чтение или 2) чтение
Ф 3) математика 3) русский язык
Итак, учеба в 1-м классе должна быть организована так, чтобы школьники сохраняли высокую работоспособность на протяжении всего учебного дня и года. Это возможно прежде всего при соблюдении принципа постепенности в нарастании учебной нагрузки на организм школьников — от режима подготовительной к школе группы детского сада (2 занятия по 30 мин.) к режиму 3 школьных учебных занятий продолжительностью 30 мин. в начале обучения в 1-м классе, дальнейшего постепенного перехода к 4 урокам той же продолжительности и, наконец, к 35-минутным урокам.
Учебная работа должна соответствовать возрастным особенностям детей 7-летнего возраста. Кроме того, необходимы дифференцированный
подход к обучению с учетом индивидуальных особенностей детей, а также рациональное сочетание различных видов деятельности на уроке и в течение учебного дня.
Поступила 3I/III 1972 г.
HYGIENIC PRINCIPLES IN ORGANIZING TEACHING REGIME OF THE FIRST
GRADE
V. M. Zubkova
The teaching regime of the first grade should be organized on the following principles: gradual increase of the teaching load, rational combination of various types of activities in the course of the lesson, the lessons should correspond to the seven-year old children age-specific peculiarities of seven-year old children.
УДК 613.5:684.4-053.2(083.74)
JI. В. Михайлова, Г. А. Шаршаткина
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ГОСТ НА ДЕТСКУЮ МЕБЕЛЬ
Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва
Необходимость разработки государственных стандартов на детскую мебель не вызывает сомнения. Отсутствие ГОСТ и существующий разнобой в рекомендациях (особенно по величине дифференции, высоте столов и размеров кроватей) затрудняют контроль за производством и использованием детской мебели, за подбором ее в соответствии с ростом и пропорциями тела детей. А такой пробел в дошкольном возрасте имеет особое значение из-за податливости и незаконченного развития костной системы ребенка. Как известно, нарушения осанки формируются именно в дошкольном возрасте.
При разработке стандартов на детскую мебель перед исследователями встает ряд вопросов, касающихся номенклатуры изделий, которые подлежат стандартизации для разных возрастных групп, ростовой группировки и нумерации мебели по функциональным размерам.
Для уточнения основных требований ГОСТ 1 на детскую мебель Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР ведет специальное исследование, включающее ознакомление с практикой использования ее в детских садах и яслях, беседы с практическими работниками и руководителями этих учреждений, конструкторами и проектировщиками детской мебели, проводит антропометрические измерения детей, изучение их позы при разных видах деятельности, гигиеническую оценку образцов детской мебели, демонстрируемой на специальных выставках.
Как показали исследования и наблюдения, проводившиеся в детских учреждениях, дети больше всего используют для своих надобностей стул, стол и кровать. В то же время именно эти предметы при несоблюдении гигиенических требований к их конструкции и размерам могут способствовать развитию тех или иных отклонений в осанке детей. По этим соображениям детские стулья, столы и кровати подлежат стандартизации в первую очередь.
Принятая в настоящее время нумерация мебели для ясельного и дошкольного возраста включает 6 основных и 1 дополнительный, 7-й, номер. Первые номера (1—3-й) и последние (5—7-й) охватывают группы детей с интервалом роста 10 см. Номер мебели рассчитан на детей группы роста с интервалом 5 см (95—99 см). Неравномерное распределение ростовых групп связано с тем, что ясельная и дошкольная мебель разрабатывалась
1 ГОСТ 11015—71 «Столы ученические»; ГОСТ 11016—71 «Стулья ученические».