4. По данным 1969 г., наметилось изменение темпов роста детей в разные периоды их жизни — от 0 до 7 лет. Очевидно, уже сейчас следует анализировать изменение темпов роста детей в разные возрастные периоды в связи с конкретными условиями их жизни и развития и сопоставлять эти данные с теми изменениями, которые произошли за 10 лет.
Можно думать, что повышение темпов роста младенцев ясельного возраста является положительной реакцией детей на изменение их жизни и воспитания (увеличение времени на воспитание двигательных умений по по новым программам); вместе с тем снижение темпов роста детей з возрасте 4—7 лет настораживает и заставляет обращать особое внимание на рациональную организацию их воспитания.
ЛИТЕРАТУРА. Башки ров П. Н. Учение о физическом развитии человека. М., 1963. — Б у н а к В. В. Методика антропометрических исследований. М. — Л., 1931. — Грехова И. П., К о б з е в а Л. Ф. Физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста. Горький, 1972. — Г р о м б а х С. М. Гиг. и сан., 1971, № 10, с. 40. — Д ы н -к е в и ч Э. С. В кн.: Физическое развитие детей раннего возраста. Горький, 1963. — Жуковский М. А. Эндокринные заболевания у детей и подростков. М., 1967. — Сальникова Г. П. Акселерация физического развития школьников. Гиг. и сан., 1970. — Цейтлин А. Г. Физическое развитие детей и подростков. М., 1963. — Зельцлер А. Причины и формы проявления ускоренного роста детей. М., 1968.
Поступила 12/V 1972 г.
SHIFTS IN PHYSICAL DEVELOPMENT AND CHANGES OF FRAME IN PRESCHOOL AGE CHILDREN IN CONNECTION WITH ACCELERATION
K. P. Dorozhnova
An analysis of shifts that occurred in physical development of preschool age children in Gorkii from 195B to 1969 showed the rate of a rise in certain indices to have changed and a disproportion in the processes of growth and development to take place in direction of asthe-nization. The growth rate in children aged 0 to 7 years revealed an acceleration of growth from the 1st to the 3rd year and a delay of growth from the 4th to the 7th year. These peculiar features should, apparently, be considered in connection with the children's living conditions.
УДК 658.31 1.44-f 658.38в]:в13.95в
Доктор мед. наук проф. И. Д. Карцев
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ, ПРОФОТБОРА И ПРОФОБУЧЕНИЯ
Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва
Рациональное использование трудовых ресурсов социалистического общества — важнейшее условие выполнения решений XXIV съезда партии, касающихся эффективности общественного производства и производительности труда. Современнее производство, подчеркивал Л. И. Брежнев, предъявляет быстро растущие требования не к одним лишь машинам и технике, но и к самим работникам, к тем, кто эти машины создает и кто этой техникой управляет. Научно-технический прогресс в значительной мере повысил роль отдельного человека в производстве, в системе управления, в общественной жизни. Труд стал основным социальным назначением человека, а способность к производительному труду — важнейшим критерием его здоровья. .
Сложность современных профессий достаточно велика. Уже сегодня большое количество рабочих специальностей связано с высокой умственной активностью, которая должна поддерживаться на необходимом уровне длительное время. Закономерно и непрерывно происходящий переворот в трудовых процессах, перемена и быстрое совершенствование орудий труда, повышение точности и сложности выпускаемой продукции, усложнение и разнообразие обслуживаемых машин, приспособлений и инструментов, ввод высокопроизводительных машин повышают требования, предъявляе-
мые профессией к организму рабочих. Сложность профессий настолько возросла, что часть здоровых подростков (7,4—40%) не имеет возможности овладеть некоторыми профессиями, успешно осваивая другие. Неправильный выбор профессии зачастую приводит к возникновению заболеваний, обострению или смене имеющейся патологии. А неправильный выбор профессии в свою очередь влечет за собой текучесть рабочих кадров. В таком аспекте профессиональную ориентацию, консультацию и отбор, а также тесно связанное с ним профессиональное обучение можно рассматривать как часть проблемы научного управления социальными процессами, целесообразной расстановки рабочих кадров.
Профессиональный отбор и профессиональная ориентация основываются на соответствии психо-физиологических возможностей организма с требованиями, которые предъявляет та или иная профессиональная деятельность. Задачей профессионального отбора в СССР является прогнозирование развития скрытых способностей индивидуума для правильного определения его места в системе общественного производства и максимального удовлетворения его личных возможностей. Теоретической базой исследований по профессиональному отбору в медико-физиологическом аспекте является основанная И. П. Павловым и развивающаяся в отечественной физиологии теория индивидуальных различий. В основу этой теории положены различия между индивидуумами по важнейшим свойствам нервной системы — силе, уравновешенности, подвижности и динамичности нервных процессов. Эти свойства организма почти не изменяются в процессе жизни и накладывают отпечаток на всю последующую условнорефлекторную деятельность индивидуума, включая успешность в обучении, воспитании и других видах деятельности.
Не менее важное место в системе индивидуальных различий играют корково-подкорковые взаимоотношения структур головного мозга человека. Четкая взаимосвязь в их деятельности, обусловливающая хорошую мобилизацию вегетативных функций, необходимую для энергетического обеспечения тех или иных ответственных поведенческих актов, является необходимым условием, особенно для представителей профессий, связанных с опасными, нерегулярно возникающими ситуациями. Распределение индивидуумов по принципу тяготения к преимущественно корковому или преимущественно подкорковому типу нервной системы также служит одним из основных признаков, позволяющих устанавливать существенные различия между индивидуумами, имеющие прямое отношение к успешной профессиональной деятельности во многих видах ее. Изучение особенностей функционирования анализаторных систем для формирования профессиональной пригодности индивидуума показало, что наиболее важное значение для профессионального отбора имеют физиологические признаки, связанные с порогами чувствительности анализаторов. Дело в том, что в большом количестве профессий, там, где к определенному анализатору предъявляются высокие требования, индивидуальный порог чувствительности данного анализатора играет определяющую роль в успешном освоении профессии. Изучение предвидения профессиональной пригодности возможно лишь с точки зрения диалектического материализма и признания того, что профессиональная деятельность — это динамический рабочий стереотип, состоящий из ряда сложных условных рефлексов, а стадия овладения — это частный случай приспособления организма к новым условиям, для чего им используется универсальная функция головного мозга — функция предвидения и мобилизация функциональной системы (по П. К. Анохину). В начале самостоятельной деятельности у профессионально пригодного подростка при правильном, хотя и медленном выполнении работы, в силу его физиологических возможностей «обратная афферентация» соответствует «акцептору действия». В дальнейшем, в процессе овладения профессией ежедневные повторения рабочих действий в постоянной рабочей обстановке приводят к «сужению афферентации». Вырабатывается и закрепляется рабочий динамический
2 Гигиена и санитария № I
33
стереотип, соответствующий сложности профессии (И. Д. Карцев; С. А. Ко-силов). Он строится на основе выработки условных рефлексов и охватывает весь трудовой процесс в его последовательности. Иначе обстоит дело у профессионально непригодного подростка. Невозможность правильно выполнить работу из-за отсутствия необходимых для этого параметров физиологических функций приводит к тому, что «обратная афферентация» не соответствует ожидаемой реакции. Это рассогласование приводит, по данным П. К. Анохина, к образованию ориентировочной и тормозной реакций; у профессионально непригодных подростков не образуется условный рефлекс, отражающий рабочую деятельность, т. е. не образуется рабочий динамический стереотип.
Физиологический критерий пригодности есть лишь своеобразная частица рабочего динамического стереотипа, состоящая всегда из большего или меньшего комплекса физиологических показателей; у человека, начавшего осваивать профессию, это частица будущего стереотипа, который должен выработаться, закрепиться в процессе обучения. Методика выявления критерия профессиональной пригодности состоит в сравнении динамического стереотипа подростка, овладевшего профессией, со стереотипом его ровесника, не овладевшего профессией, т. е. сравнение стереотипа у людей, имеющих и не имеющих соответствие между физиологическими возможностями организма и требованиями, предъявляемыми к нему профессией. Следовательно, для определения профессиональной пригодности к какой-либо конкретной профессии необходимо, с одной стороны, знать требования, которые она предъявляет к организму, а с другой, определить у подростков состояние тех физиологических функций, к которым в первую очередь адресованы требования профессии.
Таким образом, профессиональная пригодность с медико-физиологиче-ских позиций обусловливается соответствием физиологических возможностей организма требованиям, предъявляемым к нему профессией. При таком соответствии подросток при прочих равных условиях хорошо и быстро овладевает данной профессией, хорошо и быстро совершенствуется в ней без вреда для состояния здоровья. Если даже у здоровых подростков физиологические возможности организма не соответствуют требованиям, предъявляемым профессией, они не овладевают ею; если же соответствие неполное, то овладение будет частичное или очень медленное. В таком случае подросткам не следует рекомендовать данную профессию, так как они могут хорошо и быстро освоить другую, хорошо и быстро совершенствоваться в ней. Такую профессию им и необходимо рекомендовать.
Исследования физиологических процессов становления и развития динамического стереотипа позволили выявить критерии предвидения пригодности к 400 профессиям и специальностям. Знание требований, предъявляемых профессией к организму рабочих, наличие конкретных физиологических показателей, входящих в комплекс критерия пригодности, помогли систематизировать все изученные нами профессии, объединить их в 7 групп, благодаря этому практический врач имеет дело не столько с 400 профессиями, сколько с 7 группами, в которые входят эти профессии. Большая часть указанных профессий характеризуется специфическими, очень сложными, четко выраженными требованиями, предъявляемыми к организму рабочих. Сюда, например, относятся профессии монтажника-высотника, водителя специальных автомашин, полировщика сложнофасонных многопрофильных деталей, циркового гимнаста и акробата и др. (И. Д. Карцев; О. Н. Лебедев; К. Э. Павлович; А. А. Шабурян; Л. Ф. Халдеева; Ю. С. Боро-вер, и др.). Что касается меньшей части изученных профессий, то до последнего времени овладение ими отличалось лишь степенью мастерства, это относится, например, к профессии токаря (С. А. Косилов; И. А. Паронян; Л. Ф. Халдеева, и др.). Однако подобных профессий становится все меньше. Так, если рассмотреть с этой точки зрения профессию токаря инструментальных цехов и заводов точного машиностроения, то окажется, что
требования, предъявляемые этой профессией к организму рабочих, настолько усложнились, что овладеть ею могут даже не все высококвалифицированные токари других отраслей промышленности.
В разработке физиологических основ трудового обучения мы исходили из представления о рабочем динамическом стереотипе (С. А. Косилов) как о сложной системе рефлексов, получающей подкрепление достижением полезного производственного результата, имеющего общественное значение. Изучение с таких позиций физиологических процессов у взрослых и учащихся, осваивающих и не осваивающих навыки труда, позволило выявить актуальные процессы, играющие ведущую роль в формировании рабочего динамического стереотипа конкретного вида труда, приступить к обоснованию и разработке методов формирования процессов, которые служат задатками для развития трудовых навыков, для достижения высокого уровня профессионального труда. Тем самым намечен путь существенной перестройки трудового обучения, облегчения и повышения эффективности его. В каждом конкретном случае трудового обучения находится тот физиологический процесс, который определяет успех обучения на данном этапе освоения профессии.
Что касается тренируемости функций, то, судя поданным исследований, действительно, у людей, оказывающихся профессионально пригодными, совершенствование функций, вовлеченных в ежедневную работу, происходит изо дня в день. У профессионально непригодных, как правило, подобной тренировки не происходит, так как в их профессиональную работу не втягиваются функции и органы, ответственные за эту деятельность, поскольку не вырабатывается необходимый рабочий динамический стереотип. Тем не менее специальные исследования показывают, что система прикладной физической подготовки ускоряет овладение профессией, если до начала обучения проводится и тренировка функций, к которым профессия предъявляет первоочередные требования.
Выявленные физиологические критерии профессиональной пригодности к различным профессиям имеют большое значение потому, что правильное их применение на практике позволяет предвидеть во время обследования при оформлении на работу конкретного человека, его пригодность к избранной профессии. Таким образом, эти критерии есть критерии предвидения, без чего они теряют какое-либо значение как критерии профессиональной пригодности.
Развитие науки подтверждает правильность марксистско-ленинского учения о научном предвидении. Знание законов приспособления организма человека к окружающей среде дает возможность, в частности, предвидеть, овладеет ли подросток той или иной профессией.
Мы коснулись лишь медико-физиологических аспектов профессиональной ориентации, тогда как она включает изучение экономической ситуации, потребности в кадрах представителей рабочих профессий; профессиональное просвещение — ознакомление подростков со спросом на специалистов разных профессий и особенностями каждой из них; определение психо-физиологических возможностей подростков, определяющих степень их пригодности к работе в той или иной профессии.
Комплексная деятельность гигиенистов, физиологов, психологов, социологов, экономистов, практических инженерно-технических работников и врачей при правильном применении критериев профессиональной пригодности позволит предупредить возникновение заболеваний, их обострения, связанные с неправильным выбором профессии, обеспечить сохранение состояния здоровья на высоком уровне, обосновать правильное распределение рабочих кадров в народном хозяйстве страны. В девятой пятилетке предстоит выявить резерв высококвалифицированных кадров численностью в 1 350 ООО человек, получить экономию средств в размере 4,5 млрд. руб. только за счет ликвидации расходов на обучение людей, не имеющих необходимого соответствия между физиологическими возможностями орга-
2*
35
низма и требованиями, предъявляемыми к нему профессией, добиться повышения производительности труда, рекомендуя на обучение и работу только профессионально пригодных подростков.
Поступила 1/111 1972 г.
THEORETICAL PROBLEMS IN OCCUPATIONAL ORIENTATION, OCCUPATIONAL SELECTION AND TRAINING OF PERSONNEL
1. D. Kartsev
The paper deals with causes that underline the occupational fitness and unfitness of persons. The aim of occupational orientation and selection in the USSR is the prognostication of the latent capacities of an individual for the purpose of determining his place in the social-economic system with due regard to his personal abilities. The author discusses theoretical bases of the medico-physiological examinations to be carried out for the purpose of occupational selection of persons.
УДК 371.71
В. M. Зубкова
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ В 1-М КЛАССЕ
Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва
Нашей задачей было определить соответствие учебной работы в 1-м классе особенностям детей 7-летнего возраста и установить гигиенические принципы организации режима обучения. Исследования мы проводили в течение 4 учебных лет. Под наблюдением находилось 158 детей.
Наши наблюдения подтвердили данные, полученные гигиенистами 10—15 лет назад: установленный для всей школы единый режим 45-минутных занятий не полностью отвечает функциональным особенностям детей 7-летнего возраста. На занятиях как по ранее действующим, так и по новым учебным программам (при последних и еще большей степени) резко снижается учебная активность первоклассников за последнюю треть урока, увеличивается число школьников, занятых посторонними делами. Количество отвлечений при этом составляет 29—33% и превышает отвлекаемость от учебной работы в первые 2/3 урока. Более чем у половины учащихся обнаруживаются неблагоприятные изменения центральной нервной системы, низкое качество выполняемых корректурных работ.
По нашим данным, для детей наиболее труден начальный период обучения, охватывающий первое учебное полугодие. В этот период по сравнению со вторым учебным полугодием под влиянием занятий наблюдаются наиболее высокий процент неблагоприятных изменений функционального состояния центральной нервной системы (64,5), резкое снижение учебной активности школьников через 25—30 мин. урока. В 1 '/2 раза чаще регистрируется утомление при выполнении дозированных работ (60% против 39,7%), значительное число работ выполняется с ошибками (69,6% против 48,8%). Выявленные изменения статистически достоверны. От середины к концу учебного года происходит некоторое снижение работоспособности, хотя показатели ее все-таки остаются выше, чем в первом полугодии. На наш взгляд, среди факторов, затрудняющих процесс адаптации детей к учебе, следует отметить несоответствие режима на заключительном этапе обучения в детском саду и в начальном периоде обучения в школе, а также различную подготовленность детей к учебе.
В связи с трудностью начального периода обучения в 1-м классе, а также с целью приближения режима школьных занятий к режиму занятий детского сада и облегчения начала обучения в школе мы ввели экспериментальный режим занятий с постепенным увеличением учебной нагрузки. Устанавливая продолжительность уроков и учебного дня на первом этапе