Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ ПОДРОСТКОВ К ПРОФЕССИИ ТРАКТОРИСТА-МАШИНИСТА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ ПОДРОСТКОВ К ПРОФЕССИИ ТРАКТОРИСТА-МАШИНИСТА Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
24
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OCCUPATIONAL FITNESS OF ADOLESCENTS AS TRACTOR DRIVERS

Fitness of adolescents for the occupation of tractor drivers may be assessed by a complex of physiological indices: precise interaction of cortical and subcortical formations of the cerebrum; the threshold rate of visual distinction is within 0.2 sec and that of the auditory sensitivity does not exceed 5db in case of testing high frequency noise starting from 1000 hz. The lack of one of the indices of the Investigated functions of the sense organs will hamper mastering of the occupation.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ ПОДРОСТКОВ К ПРОФЕССИИ ТРАКТОРИСТА-МАШИНИСТА»

A BALANCED DIET UNDER HYPOKINETIC CONDITIONS K. S. Petrovsky

Under conditions of a hypokinetic state it is advisable to balance the main nutrient substances (proteins, fats and carbohydrates) depending on the energetic value of the diet. The author recommends to set the ratio of the main food products according to their values in calories and to assess their nutritional value judging by the content of proteins and other components, taking into account the amount of proteins to every 100 kcal.

УДК 658.311.44:[613.956:631.372

Проф. И. Д. Карцев, Я. А. Бесстрашная

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ ПОДРОСТКОВ К ПРОФЕССИИ ТРАКТОРИСТА-МАШИНИСТА

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Предусмотренная девятым пятилетним планом развития народного хозяйства СССР программа дальнейшего подъема сельского хозяйства требует постоянного увеличения численности механизаторов. Труд современного тракториста предъявляет высокие требования к организму, причем они все возрастают. Сложность этой профессии настолько высока, что часть здоровых подростков не имеет возможности овладеть ею. Тем не менее в настоящее время в сельские профессионально-технические училища (СПТУ) принимаются все здоровые подростки, пожелавшие стать трактористами.

Практика показывает, что необоснованный выбор профессии может привести к возникновению или обострению имеющегося заболевания, нанести психическую травму и причинить ущерб народному хозяйству.

Установить соответствие организма подростка требованиям профессии тракториста при поступлении в СПТУ или на работу можно лишь при наличии критериев пригодности. Такое соответствие помогает подростку успешно овладеть специальностью и совершенствоваться в ней без ущерба для здоровья.

С 1966 по 1971 г. нами проведены исследования, позволившие выявить критерии предвидения пригодности подростков (юношей и девушек) к профессии тракториста-машиниста. Мы наблюдали 131 подростка в возрасте 14—19 лет, обучавшихся 1—2 года.

Тракторист-машинист должен уметь на различных скоростях на ровной и пересеченной местности проложить на определенной, заранее установленной глубине ровные, большой протяженности, прилегающие друг к другу на одинаковом расстоянии одна от другой борозды, ориентируясь на впереди и позади расположенные естественные предметы при взмете пашни, посеве и пропашке; уметь определить исправность мотора по слуху в условиях значительного шума, создаваемого работой трактора. Наличие вибрации предъявляет требования к специфическим функциям женского организма, в частности к устойчивости менструальной функции. Все перечисленные требования обусловили необходимость исследования высшей нервной деятельности, зрительного, слухового, вибрационного и тактильного анализаторов. Мы проводили обследование многократно как в обычных условиях, так и при сложных ситуациях, что способствовало лучшему выявлению у подростков профессиональной пригодности и выявлению критерия ее. Распределение по принципу профессиональной пригодности проводили на основании педагогических характеристик, полученных подростками при окончании СПТУ. Эти характеристики сопоставляли с физиологическими показателями каждого подростка на всех этапах обучения.

к

В результате при окончательной обработке материала были выявлены 3 группы подростков: профессионально пригодные, профессионально непригодные и медленно овладевающие профессией (см. таблицу).

Для разработки критериев профессиональной пригодности мы использовали метод сравнения показателей лиц, хорошо и плохо справляющихся с делом несовершенно не овладевающих профессией. Анализ материала, полученного при поступлении подростков в училище, позволил установить различие между показателями лиц с различной степенью овладения профессией. Наиболее отчетливо это различие сказалось при регистрации изменений частоты пульса на подачу словесных и световых сигналов как показателя проявления вегетативного компонента условнорефлекторной реакции. У подростков обоего пола, профессионально пригодных и медленно овладевающих профессией, в 100% случаев пульс как при инструктаже, так и при подаче конкретных (световых) сигналов учащался более чем на 4 в минуту. У профессионально непригодных, как правило, изменения не наблюдались, лишь в 20% случаев учащение пульса не превышало 3 в минуту.

Исследуя быстроту зрительного различения, мы установили четкую разницу между группами с неодинаковой степенью овладения профессией при экспозиции 0,2 сек. Профессионально пригодные юноши и девушки различали предъявляемый объект в подавляющем большинстве случаев (до 88,8%).

Среди медленно овладевающих профессией встречались лица, которые вообще не различали разрыва кольца. Все профессионально непригодные разрывы не различали.

В условиях слуховой чувствительности различие между группами наблюдалось при исследованиях, начиная с 1000 гц. В этом диапазоне у профессионально пригодных подростков пороги слуховой чувствительности были не больше 5 дб. Среди медленно овладевающих профессией встречались лица с порогами чувствительности больше 5 дб. У всех профессионально непригодных пороги слуховой чувствительности на высоких частотах были больше 5 дб. Постоянство указанных различий наблюдалось на протяжении 2—3 лет, т. е. всего срока обучения и 1 года работы.

У профессионально непригодных подростков функции, лежащие в основе такой непригодности, не тренируются, так как действительная обратная афферентация не соответствует ожидаемой. Разлад между ожидаемой и действительной реакциями делает невозможным приобретение и закрепление трудового навыка. У профессионально пригодных лиц тренировка этих функций происходит изо дня в день.

Вегетативный компонент в условных реакциях служит показателем хорошего тонуса коры и подкорковых образований головного мозга, отчетливо выраженного их взаимодействия. Четко проявляющееся взаимодействие коры и подкорковых образований головного мозга характерно для подростков, оказавшихся про<|юссионально пригодными и медленно овладевающих профессией тракториста-машиниста. Наоборот, у профессионально непригодных отсутствие выраженности вегетативного компонента условно-рефлекторной реакции свидетельствует о слабо проявляющемся взаимодействии коры и подкорковых образований головного мозга.

Состав групп по признаку овладения профессией (в %)

Пол подростка Одногодичное СПТУ Двухгодичное СПТУ

профессионально пригодные медленно овладевающие профессией профессионально непригодные профессионально пригодные медленно овладевающие профессией профессионально непригодные

Юноши..... Девушки .... 77,8 68,3 26 22,2 6,7 65,7 34,3 —

В течение всего срока освоения профессии и года самостоятельной работы у профессионально пригодных и медленно овладевающих профессией сохраняется различение объекта при экспозиции 0,2 сек., а у подростков двухгодичного СПТУ в ходе обучения отмечается даже обострение этого вида чувствительности, способствующее лучшему восприятию производственной информации. У профессионально непригодных во время обучения и года самостоятельной работы различение объекта отсутствовало.

Пороги слуховой чувствительности у профессионально пригодных и медленно овладевающих профессией подростков в процессе обучения ниже, чем у профессионально непригодных.

Отсутствие различия в уровнях чувствительности тактильного и вибрационного анализаторов, однонаправленность изменений в них у лиц с различной степенью освоения профессии говорит о том, что эти анализаторы, несомненно, играют роль в овладении профессией; тем не менее их показатели могут быть использованы в качестве критериев профессиональной пригодности.

Итак, четко проявляющееся взаимодействие коры и подкорковых образований головного мозга, низкие пороги быстроты зрительного различия и слуховой чувствительности у профессионально пригодных, отсутствие их у профессионально непригодных при овладении профессией первыми и неовладении вторыми указывает на то, что этот комплекс физиологических показателей может быть рекомендован в качестве критерия пригодности к профессии тракториста-машиниста.

Следовательно, профессионально пригодные подростки обладают теми оптимальными уровнями зрительной и слуховой чувствительности, которые с самого начала обучения обусловливают соответствие обратной аф-ферентации заготовленному комплексу возбуждения («акцептору действия», по П. К. Анохину) и приводят к выработке и закреплению рабочего динамического стереотипа. Четкое проявление вегетативного компонента услов-норефлекторной реакции не только обеспечивает выработку условных рефлексов, составляющих стереотип, но и позволяет этим подросткам быстро реагировать на неожиданно меняющуюся рабочую обстановку, что характерно для профессии тракториста-машиниста.

Наоборот, у профессионально непригодных слабо проявляющееся взаимодействие коры и подкорковых образований головного мозга затрудняет выработку условных рефлексов, лежащих в основе трудовой деятельности. Отсутствие же правильного восприятия производственной информации приводит к несоответствию обратной афферентации акцептора действия. Это вызывает значительное напряжение физиологических систем организма, о чем свидетельствует, например, изменение некоторых показателей высшей нервной деятельности у таких подростков.

У подростков, медленно овладевающих профессией, четко проявляющееся взаимодействие коры и подкорковых образований головного мозга обеспечивает выработку условных рефлексов, но превышение порогов одного из видов указанной чувствительности затрудняет их выработку. На это указывают большие изменения у этих подростков по сравнению с профессионально пригодными в процессе овладения профессией в двухгодичном СПТУ: увеличение числа случаев различения у первых на 56% и у вторых — на 5% к концу обучения; понижение порогов слуховой чувствительности на 8±2,1—13,3±3,5 дб после практики 2-гогодау первых в63—72,6% случаев и у вторых — в 33,3 —58,2 % случаев; увеличение числа случаев проявления «закона силы» у первых на 24, 9% и у вторых — на 2%.

В силу этих физиологических особенностей таким подросткам нужно было больше времени, чтобы приспособиться к усложнившимся условиям среды. Доказательством этому послужили результаты исследования, полученные при выполнении подростками скоростной езды. Если у профессионально пригодных изменения физиологических функций после повторного скоростного воздействия были менее выражены, чем в первый день,

что, по нашему мнению, может свидетельствовать о приспособлении этих лиц к усложнившимся условиям среды, то у медленно овладевавших профессией эти изменения нарастали с каждым днем, что указывает на сложность и утомительность ситуации.

За время освоения профессии у подростков обоего пола не наблюдалось нарушений в состоянии здоровья, а характер изменений физиологических функций у лиц с одинаковой степенью освоения профессии не отличался; поэтому с физиологической точки зрения пол подростка не может служить препятствием для освоения профессии.

Вместе с тем нами установлено следующее. При поступлении в училище 37,3% девушек отмечали нарушения менструального цикла (болезненность, обильность и т. д.). Остальные девушки не имели этих отклонений. По окончании СПТУ установлено, что 50% девушек, имевших неправильный менструальный цикл при поступлении, указывали либо на усугубление имевшихся нарушений, либо на появление новых на фоне уже имевшихся (присоединение болезненности, нарушение регулярности, длительности, обильности). Ни одна девушка не отмечала улучшения менструального цикла за время обучения.

Ухудшение менструального цикла у девушек, имевших нарушения его при поступлении в СПТУ, сопровождалось уменьшением веса их тела за время обучения в среднем на 3 кг (на 4,8%). У остальных подростков за время обучения вес тела увеличился в среднем на 3,2%.

Выводы

1. Среди подростков, оканчивавших сельские профтехучилища, выявлены лица с различной степенью освоения профессии тракториста-машиниста. Установленные различия в показателях изученных физиологических функций наблюдались уже при поступлении юношей и девушек в училища и сохранялись на всем протяжении их обучения и года самостоятельной работы.

2. В качестве критерия пригодности к профессии тракториста-машиниста рекомендуется следующий комплекс физиологических показателей: четко проявляющееся взаимодействие коры и подкорковых образований головного мозга; пороги быстроты зрительного различения не больше 0,2 сек. и слуховой чувствительности не выше 5 дб при исследовании на высоких частотах, начиная с 1000 гц. Отсутствие одного из показателей отмеченных функций анализатора создает затруднения в овладении профессией.

3. Нарушения менструального цикла за время обучения в основном наблюдались у девушек, имевших их ранее. Рекомендовать к профессии тракториста-машиниста при прочих равных условиях можно лишь девушек, не имеющих этого нарушения.

Поступила 6/IV 1972 г.

OCCUPATIONAL FITNESS OF ADOLESCENTS AS TRACTOR DRIVERS I. D. Kartsev, N. A. Besstrashnaya

Fitness of adolescents for the occupation of tractor drivers may be assessed by a copmlex of physiological indices: précisé interaction of cortical and subcortical formations of the cerebrum; the threshold rate of Visual distinction is within 0.2 sec and that of the auditory sensitivity does not exceed 5db in case of testing high frequency noise starting from 1000 hz. The lack of one of the indices of the investigated fonctions of the sense organs will hamper mastering of the occupation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.