ется электрическая активность мышц. В дальнейшем при условии относительного покоя животных колебания биопотенциалов ¡незначительны и не превышают средних исходных величин, как и у контрольных крыс.
3. Влияние вибрационно-шумового раздражителя проявляется и в изменении поведения животных. Значительное двигательное беспокойство в 1-е минуты действия раздражителя сменяется в дальнейшем спокойным состоянием, а нередко и глубоким сном.
ЛИТЕРАТУРА
Васильев Л. О. В кн.: Вопросы психофизиологии рефлексологии и физиологии нервной системы. Казань, 1923, сб. 1, с. 23. — Введенский H. Е. Возбуждение, торможение и наркоз. Л., 1953. — Иванов К. П. Мышечная система и химическая терморегуляция. М. — Л., 1965. — Л е б е-д е в а А. Ф. Гиг. труда, 1957, № 1, с. 45.— Сто м а М. Ф. В кн.: Исследования по гигиене труда и профпатологии. Л., 1963, с. 25.
Поступила 24/VI 1967 г.
CHANGE OF THE ELECTRIC ACTIVITY OF MUSCLES IN THE ACTION OF VIBRATION AND NOISE
A. F. Lebedeva
The finding was that short-term action of vibration and noise stimulation produced an augmentation of the integral electroactivity. An extremely pronounced increase of biocurrents in comparison with the initial intensity and that of the control groups was noted in the first 10 minutes of the action of vibration and noise. An increase of the time of action to 15 min and more caused a gradual inhibition of the biocurrents. This reaction was more pronounced as the time of the stimulation action was prolonged. Restoration of the reaction to normal did not occur for an hour after ceasing the stimulation. In the action of medium frequency noise the reaction was less pronounced. The integral electroactivity of muscles increased during the first minute only; later oscillations of the biopatentials did. not exceed the average initial values and those of the control group.
УДК 613.956:613.6-035.1
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ПОДРОСТКОВ И ПУТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
И. Д. Карцев
Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва
В статье обсуждается вопрос об оптимальном распределении рабочей силы по всем звеньям народного хозяйства, которое должно удовлетворять нужды государства и интересы здоровья подростка. Важным условием этого является профессиональная пригодность подростка к конкретной профессии, которая определяется соответствием физиологических возможностей организма и требований, предъявляемых профессией к нему.
Приводятся данные, указывающие, что в настоящее время выявлены положительные и отрицательные физиологические критерии к Ф 200 профессиям и специальностям и что Министерство здравоохранения СССР должно шире привлечь к исследованиям в этой области соответствующие институты.
Вопрос о профессиональном отборе, а .следовательно, и о критериях профессиональной пригодности для различных профессий впервые возник в XIX веке. В Советском Союзе этот вопрос был остро поставлен в 20-х годах текущего столетия. Острота его растет из года в год, так как с каждым годом увеличивается число подростков, работающих в народном хозяйстве и поэтому стоящих перед дилеммой выбора профессии. Так,
согласно директивам XXIII съезда КПСС, из работающих в народном хозяйстве страны к 1970 г. 92 млн. человек примерно '/io часть составят подростки, из которых около 90% здоровых, а 10% с различными отклонениями в состоянии здоровья. Проблема эта приобретает ©се большее и большее значение, так как выбор подростком профессии по рекомендации врача, как показали исследования, непосредственно влияет на (производительность труда и текучесть рабочей силы. Высокая производительность труда зависит от многих причин, но максимальная производительность труда подростков при прочих равных и благоприятных условиях возможна лишь при соответствии физиологических возможностей их организма и требований, предъявляемых профессией. Отсутствие такого соответствия обусловливает профессиональную непригодность. Для разных профессий это соответствие зависит от различных условий: для одних (аппаратчики химической промышленности и производства биологических препаратов, вычислители-программисты, артисты цирка) оно достигается четко выраженным соотношением :и взаимодействием сигнальных систем и подкорковых образований головного мозга при ясно выраженном вегетативном компоненте условного рефлекса. Для аппаратчиков, например, при сложных ситуациях обязателен особенно высокий уровень этих особенностей. Для профессий, связанных со сборкой мелких деталей, соответствие у здоровых подростков достигается лишь при хорошей подвижности основных нервных процессов, высокой тактильной чувствительности (порог в пределах 0,1—2 условных единиц по Мак — Уорти, не более 3 условных единиц) и низком пороге быстроты различения (0,1—0,2 сек., не более 0,5 сек.).
Несоответствие между физиологическими возможностями организма подростка и требованиями, предъявляемыми к нему профессией, обусловлено свойствами организма, благодаря которым она не может быть освоена. Для разных профессий несоответствие определяется различными особенностями организма. Так, для первой упомянутой выше группы профессий оно вызывается отсутствием четко выраженной связи между сигнальными системами и подкорковыми образованиями головного мозга (отсутствие вегетативного компонента условного рефлекса), а для артистов цирка, кроме того,— наличием резко выраженного возбудительного процесса при слабости тормозного, а также чрезмерной тактильной и зрительной чувствительности. Для второй группы профессий несоответствие вызывается плохой подвижностью основных нервных процессов, высокими порогами тактильной чувствительности и быстроты различения. Как показали наши исследования, у профессионально непригодных подростков функции, лежащие в основе профессиональной непригодности, как правило, не тренируются. Следовательно, организм этих юношей и девушек не может совершенствоваться в данной конкретной деятельности, но они успешно осваивают другие, не менее сложные и важные профессии и хорошо совершенствуются при такой деятельности.
Имеются также случаи «приобретенных» несоответствий, например при длительной работе в условиях, не соответствующих свойствам организма, характеризующихся высоким шумом и большой вибрацией.
Нами выявлены физиологические критерии примерно для 200 профессий и специальностей различных отраслей промышленности. К ним относятся профессии, связанные со сборкой изделий из мелких деталей (радио, часовая, электроламповая, шарикоподшипниковая и др., средства связи, различное приборостроение и т. п.), некоторые профессии обувной и швейной промышленности, профессии аппаратчиков химической промышленности и производства биологических препаратов, профессии вычислителей-программистов, некоторые профессии циркового искусства. Сейчас ведутся исследования по выявлению профессиональной пригодности к профессиям трактористов и монтажников широкого профиля.
Литературные данные и наши собственные исследования позволяют не только дать заключения в отношении перечисленных профессий, но также сделать и ряд более обобщающих выводов о том, чем определяется профессиональная пригодность подростка к различным профессиям, какие требования ее обусловливают, какие физиологические критерии профессиональной пригодности служат основой практического применения медицинских противопоказаний и т. д. О соответствии, определяющем профессиональную пригодность, уже упоминалось выше. Физиологические критерии, по которым можно судить о ней, мы относим к положительным показателям, а критерии, по которым устанавливается профессиональная непригодность, — к отрицательным. О требованиях профессии, обусловливающих профессиональную пригодность, необходимо твердо помнить, так как не все они являются определяющими. Часть из них затрудняет выявление профессиональной пригодности в виду того, что они зависят не от самой профессии, а от условий работы.
Не умаляя значения медицинских противопоказаний к приему на работу подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья, все же нельзя не отметить, что их применение, изолированное от физиологических показаний, не может привести к желаемым результатам. Наши данные свидетельствуют о том, что медицинская помощь при выборе профессии подростком в первую очередь должна исходить из физиологических возможностей организма, а затем уже, имея их в виду, рассматривать вопрос о противопоказаниях, зависящих для данного подростка от его заболевания.
Это требование вытекает из того, что при одинаковых заболеваниях одному подростку одна и та же профессиональная деятельность может принести только вред, а другому — только пользу, что вызывается физиологическими особенностями организма.
Для обоснования сказанного обратимся к результатам ежегодных массовых осмотров подростков, проводимых планово. При первом таком осмотре происходит всестороннее знакомство врача с состоянием здоровья подростков, при котором в среднем на каждые 10—13 человек выявляется не больше 1 юноши или девушки с отклонением в состоянии здоровья. Следовательно, врачи примерно в 90% случаев в медицинской карте обследуемых делают отметку «здоров», и по существу на этом их знакомство с ними заканчивается. Только Vio часть осмотренных нуждается в длительном врачебном наблюдении.
Однако вопрос о профессиональной пригодности, о наиболее приемлемой профессии подростков с нарушениями здоровья не только не решается, но и не ставится. Их лишь предостерегают от выбора тех профессий, которые, по мнению врача, могут ухудшить течение заболевания. Все дело в том, что врачи не рассматривают вопрос, какие профессии данный подросток может хорошо и быстро освоить с неизбежным совершенствованием организма при данной деятельности, а какие, наоборот, он совершенно не может оовоить или освоение каких профессий ему будет стоить очень большого труда. Понятно, что такого рода врачебные консультации не всегда могут принести пользу и нередко вредны. Для иллюстрации сказанного приведем следующий пример. Группа подростков, страдающих нейроциркуляторной астенией и юношеской гипертонией I стадии, по совету врача направлена для освоения профессий, связанных со сборкой мелких деталей, и для дальнейшей работы в этой области. Как мы знаем, оба эти заболевания относятся к неврозам в павловском понимании, прогноз в общем благоприятный. Лечение, как известно, состоит в психотерапии и создании благоприятных трудовых и бытовых условий (А. Л. Мясников, 1958). Однако при обоих названных заболеваниях труд в области избранных профессий может оказать благоприятное влияние лишь в том случае, если физиологическое состояние организма соответствует требованиям, предъявляемым к нему профес-
сией, и, наоборот, течение болезни может приобрести неблагоприятную форму при отсутствии упомянутого соответствия.
Следовательно, без предварительного выявления физиологических возможностей организма подростков нельзя на практике в полной мере использовать медицинские противопоказания. Лица, неправильно избравшие професоию, причиняют, кроме того, ущерб и государству в связи с возможностью увеличения текучести рабочей силы на производстве. Представим себе группу подростков, профессионально непригодных, осваивающую, например, сборку изделий из мелких деталей (такая группа составляет в среднем 5% общего числа наблюдаемых). Через несколько месяцев эта группа вынуждена будет изменить профессию из-за того, что не в силах ее освоить. На большом предприятии может быть неоколько аналогичных цехов. Естественно, что после неудачи в одном из таких цехов подросток переходит в другой аналогичный цех, чтобы использовать теоретические знания, полученные в первом. Первый подобный переход, как показали наблюдения, нередко сопровождается и последующими переходами. В конце концов подросток вынужден оставить предприятие и уйти на другое. А между тем такой текучести можно было бы избежать путем обследований подростков с целью выявления соответствия между физиологическими возможностями их организма и требованиями, предъявляемыми к ним профессией.
Теперь другой пример. На этот раз речь пойдет о подростках, непригодных к профессии аппаратчика. Известно, что требования к организму, предъявляемые профессией во время работы при хорошо отлаженном технологическом процессе, сильно отличаются от тех, которые возникают, скажем, при ликвидации аварии. Профессионально пригодным к данной профессии может считаться только тот подросток, физиологические возможности которого позволяют ему работать как в нормальной обстановке, так и в сложных ситуациях, в том числе и при ликвидации аварии. Следовательно, при приеме на работу аппаратчика он должен подвергаться специальному физиологическому обследованию. В противном случае во время аварии этот юноша причинит большой урон государству.
Приведенные примеры показывают, что научно обоснованный выбор профессии удовлетворяет требования подростков, не только здоровых, но и имеющих отклонения в состоянии здоровья, а вместе с тем позволяет соблюсти и интересы государства. Они свидетельствуют также о том, что в наше время, как правило, самостоятельный выбор профессии невозможен. Нужна широкая и научно обоснованная работа по профессиональной ориентации, начало которой должно быть положено еще в период пребывания подростка в общеобразовательной школе. Наши исследования, а также наблюдения группы психологов АН СССР, возглавляемой К- К. Платоновым, и АПН СССР говорят о необходимости развертывания этой работы в 3 направлениях: профессиональной ориентации, консультационной и научно-исследовательской деятельности.
Чтобы своевременно выявить профессиональную пригодность подростков к различным профессиям и осведомить их о всестороннем значении выбора профессии еще до окончания 8-летнего образования, нужно привлечь к этой работе школьного врача. Для этого следует прежде всего усовершенствовать его знания в данной области, обеспечив кабинет врача соответствующим оборудованием. Чтобы успешно осуществить эту работу, школьный врач должен находиться в постоянном контакте с преподавателями и получать от них сведения о том, какую профессию или специальность избирает каждый учащийся. В зависимости от этих сведений школьный врач составляет план обследования учащихся с разбивкой их на группы сообразно избранным профессиям и осматривает учащихся, как здоровых, так и имеющих отклонения в состоянии здоровья. Школьный врач планирует свою работу на целый год и проводит
3 Гигиена и санитария № 3
33
ее равномерно наряду с друпими обязанностями из расчета обследования 5—10 человек в день.
Научно обоснованная медицинская консультация, даваемая подростковым врачом поликлиники или медсанчасти производства, строится # по тому же принципу, что и деятельность школьного врача. Специфика работы подросткового врача заключается лишь в организации ее в полном объеме. Число обследуемых зависит от сложности требований, предъявляемых профессией к организму подростка, и трудоемкости исследований.
Заключения о профессиональной пригодности подростка даются индивидуально школьным и подростковым врачами, а также врачами других специальностей, которые ставят тот или иной диагноз. В трудных случаях привлекаются консультанты. Результаты ежегодных обследований подростков, занимающихся в школе и работающих на производстве, должны использоваться как дополнительный материал при решении основного вопроса.
Основываясь на представленных данных и учитывая практическую ♦
деятельность комиссий по трудоустройству подростков при исполнительных комитетах Советов депутатов трудящихся, а также необходимость соответствующих указаний в медицинских книжках, можно судить о том, как важна роль врачей в разрешении проблемы профессиональной пригодности каждого подростка. Без их активного участия нельзя решить вопрос об оптимальном распределении рабочей силы по всем звеньям народного хозяйства.
Поступила 13/1 1967 г.
THE PROBLEM OF OCCUPATIONAL FITNESS OF ADOLESCENTS AND THE MEANS OF ITS DEVELOPMENT
I. D. Kartsev
The optimal distribution of workers in accordance to units of the national eco- Ф
nomy depends on many external and internal factors. The occupational fitness of a worker for a definite occupation should be taken into account. The finding was that the occupational fitness is determined by the compliance of the physiological capacity of the body and the requirements set by the occupation. The positive physiological criteria of occupational fitness are very important for practical use in determining the medical contra-indications in persons presenting definite deviations in their state of health. At present both positive and negative physiological criteria are known for 200 occupations and specialities. In order to provide all the occupations with these criteria the Public Health Ministry of the USSR should enlist the assistance of all physiological laboratories of adolescent departments of the corresponding institutes in investigations in this field. School physicians should attempt to determine both the indications and contraindications to various professions for adolescents.
*