Научная статья на тему 'О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ПОДРОСТКОВ '

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — И.Д. Карцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THEORETICAL SUBSTANTIATION OF OCCUPATIONAL FITNESS OF HEALTHY ADOLESCENTS

The occupational fitness of healthy adolescents may be judged by compliance of the state of their physiological functions to the requirements presented by the profession. The investigation findings are that there is no difficulty in finding out the criteria for determining the occupational fitness of adolescents for the first group of professions. The requirements of the second group of professions are quite clear, however it is most difficult to determine the criteria of occupational fitness of individuals for them. In case of the third group of occupations this problem is still more difficult to solve. The first group of occupations includes those connected with the mounting of wares from minute components, the second group consists of professions dealing mainly with mathematics and the third group includes operators.

Текст научной работы на тему «О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ПОДРОСТКОВ »

УДК 613.956:658.3.001

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Доктор мед. наук И. Д. Карцев Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Судя по результатам наблюдений практических работников (бригадиры производственного обучения, начальники цехов, экономисты и др.), а также экспериментаторов (И. Д. Карцев, Т. В. Булыгина, Л. Ф. Хал-деева), часть здоровых подростков не осваивает определенные профессии (сборщицы изделий из мелких деталей, вычислители-программисты и др.). Естественно, что неудачный выбор специальности не только противоречит интересам государства, но и отрицательно сказывается на самом подростке, особенно если неправильный выбор повторяется.

Следовательно, при медицинской профессиональной консультации необходимо иметь такие данные, которые позволяли бы рекомендовать подростку профессию, удовлетворяющую его и способствующую его всестороннему развитию. Сейчас таких данных нет. Часть из них экспериментально разрабатывается и находится в стадии практической апробации.

Ускоренному проведению исследований, направленных на выявление медицинских критериев профессиональной пригодности здоровых подростков к большинству профессий, мешает отсутствие разработанной теории вопроса. Вместе с тем в лаборатории профессиональной пригодности Института гигиены детей и подростков АМН СССР накопился значительный материал, на основе которого можно высказать некоторые суждения теоретического характера по этому поводу.

Профессиональная пригодность здоровых подростков обусловлена соответствием между требованиями, предъявляемыми той или иной профессией к организму в целом, и состоянием его физиологических функций вообще, особенно тех, к которым эта профессия предъявляет наибольшие требования. Наоборот, профессиональная непригодность определяется отсутствием соответствия между требованиями, предъявляемыми профессией к организму в целом, и состоянием организма, особенно тех функций, к которым предъявляются наибольшие требования. Такое несоответствие может быть связано с особенностями организма подростка или вызвано профессиональной деятельностью, не отвечающей его анатомо-физиологическим особенностям. Первое предопределяет невозможность освоения тех или иных профессий лицами с известными особенностями организма; второе приобретается в процессе производственной работы, которая вызывает нарушение морфологических и физиологических особенностей, свойственных организму подростка.

Соответствие свойств организма требованиям профессии характеризуется быстрым и хорошим освоением ее; высокими качественными и количественными показателями; четко выраженными реакциями, без напряжения тех физиологических функций, которые в наибольшей степени связаны с данной профессиональной деятельностью. Несоответствие характеризуется полной невозможностью освоения профессии или очень медленным освоением ее с большим производственным браком; извращенными реакциями со стороны тех физиологических систем, которые у профессионально пригодных подростков свидетельствуют о соответствии свойств организма требованиям профессии.

Наши исследования позволили установить, что для профессий, связанных с монтажом изделий из мелких деталей (радио-, авио- и электроламповая промышленность, производство средств связи и т. д.), сущность физиологического механизма, лежащего в основе соответствия:

между физиологическими особенностями организма и требованиями, предъявляемыми к нему профессией, заключается в возможности (и * полной реализации этой возможности) выработки такого рабочего стереотипа, который полностью отражает в коре головного мозга всю действительность, связанную со сборкой, опережая ее. Сущность же физиологического механизма, лежащего в основе профессиональной непригодности (несоответствия к данной профессии), заключается в образовании такого рабочего стереотипа, который не в полной мере отражает действительность, связанную со сборкой. Эту особенность обоих стереотипов удается отчетливо проследить по показателям физиологических функций, изменяющихся адекватно профессиональной деятельности, т. е. именно тех физиологических функций, к которым предъявляются! наибольшие требования. К таким показателям относятся пороги быстроты различения и тактильной чувствительности, а также подвижность основных нервных процессов.

Что собой представляют, с интересующей нас точки зрения, названные выше профессии? Они характеризуются быстрыми, точными движениями, быстрым различением мелких, неодинаковых по форме деталей, точной их установкой и точечной сваркой, нередко производимой под контролем микроскопа. По данным хронометража, проведенного на участке, где собирают один из существующих видов радиолампы, лучшая монтажница затрачивает на сборку пакета этой лампы 222 сек. При этом она проделывает 65 движений со скоростью от 0,4 до 10,4 сек. Движения связаны между собой технологическим процессом, в то же время они характеризуют собой законченные определенные операции. Таким образом, сама структура и природа пространственно-временных соотношений действительности, связанной со сборкой, какой бы она быстрой ни казалась, такова, что она требует значительной затраты времени.

События, связанные со сборкой радиоламп, повторяются изо дня в день, в одной и той же последовательности. Следовательно, в головном мозгу профессионально пригодных подростков еще перед началом сборки только при действии первого агента всей цепи, т. е. при включении местного освещения, происходит полное отражение всей действи-

Таблица 2

Появление последовательного торможения и положительной индукции у подростков при сборке радиоламп (средние данные 435 определений)

Освоение профессии Раздражитель (свет) Удлинение латентного периода (в м/сек.) после дифференцировки по сравнению с его величиной до дифференцировки Уменьшение латентного периода в тех же условиях

до работы через I час через 3 часа до работы через 1 час через 3 часа

Хорошее Красный + 120 + 133 + 100 -50 —50 —70

Розовый +50 +80 +50 — 100 -70 —70

Плохое Красный + 93 + 133 +49 нет нет нет

Розовый + 1 + 121 +50 нет нет нет

Таблица 1

Изменение величин латентного периода двигательной реакции на положительные

раздражители (до дифференцировки) у профессионально пригодных подростков, при сборке радиоламп (средние данные 420 определений)

Величина латентного'

периода (в сек.)

Раздражитель 3 1Л 1

(свет) о через 1—2 ео

о л часа после л а

о. начала ра- <и о

о боты о. о V я

ч Г У

Красный..... 420 380 390

Оранжевый . . . 450 460 470

Белый ...... 470 390 400

3*

35

тельности, связанной со сборкой. У профессионально непригодных этого нет. Сопоставим приведенные выше данные хронометража с материалами физиологических исследований (табл. 1, 2, 3, 4 и 5).

Представленные в таблицах средние данные и примеры индивидуальных характеристик свидетельствуют о благоприятных сочетаниях изменений физиологических функций у профессионально пригодных и о неблагоприятных сочетаниях у профессионально непригодных подростков. У профессионально пригодных подростков отмечается быстрая смена фазовых состояний на оптимальные состояния возбудительного процесса как в ходе одного исследования, так и в течение всего рабочего дня. Можно также говорить о быстрой смене положительной индукции

Таблица 3

Распределение (в %) порогов быстроты различения у подростков при сборке изделий из мелких деталей (545 определений)

Освоение профессии Порог различения (в сек.)

в покое во время работы

1.0 0.5 0,2—0,1 1,0 0.5 0,2-0,1

Хорошее Плохое 80% 54,1% 20% 45,9% 75% 54,1% 25% 45,9%

(

на отрицательную, частом укорочении латентного периода двигательной реакции на положительные раздражители во время работы, низком пороге быстроты различения как до работы, так и во время нее, низком пороге тактильной чувствительности и, как правило, полном дифференцировании отрицательных раздражителей.

Таблица 4

Порог тактильной чувствительности у подростков при сборке изделий из мелких деталей (средние данные 1934 определений)

Порог чувствительности (в условных единицах по Мак-Уорти)

Освоение профессии правая рука левая рука

до работы через 1 час через 3 часа до работы через 1 час через 3 часа

Хорошее Плохое 1,39 3,37 1,32 3,0 1,04 2,75 1,17 3,67 1,10 3,47 1,10 2,91

О чем свидетельствуют эти изменения? Быстрая смена фазовых состояний и оптимального состояния возбудительного процесса клеток коры головного мозга, а также наличие явлений положительной индукции и укорочение латентного периода двигательной реакции во время работы указывают на хорошую подвижность основных нервных процессов. Наличие положительной индукции при укорочении латентного периода на положительные раздражители говорит об усилении и улучшении возбудительного. Полное дифференцирование отрицательных раздражителей при наличии положительной индукции свидетельствует о хорошем состоянии внутреннего торможения и хорошей его концентрации.

Только одно сопоставление порогов быстроты различения и тактильной чувствительности у подростков, пригодных и непригодных к профессиям, связанным со сборкой изделий из мелких деталей, показывает, что у профессионально непригодных подростков часть движений (опера-

ции), совершаемых руководителем практики со скоростью 0,4—1,5 сек., не может отразиться в коре головного мозга, лишь на различение детали ими затрачивается не менее 0,5—1 сек. Однако нельзя не учитывать значения тактильной чувствительности. Через этот рецептор поступает одна из информаций о правильности или неправильности операции на той или иной стадии сборки. Несомненно, что при рассматриваемых скоростях сборки не может быть правильной сигнализации через тактильный анализатор при таком высоком пороге чувствительности (3—

Таблица 5

Индивидуальная характеристика уеловнорефлекторной деятельности

подростков

Хорошо справляющаяся с профессией Плохо справляющаяся с

сборщица С-ва профессией сборщица Р-ва

раздражители (свет) 3 н О *с п О. о СО 5* - 2 « Ь GJ О ó о РЭ «> п Ь СП 3 н «8 со СХ о СО 'з "о через 3 часа работы

а ОЛ° а.™ _ а> л 3 О

? а- з- э- н е* s¡ о.

Белый ....... 430 320 330 960 490 680

Красный...... 380 340 340 770 650 500

Зеленый...... — _ _ _ _ _

Красный...... 320 300 320 920 920 900

Оранжевый ..... 340 280 280 1 200 800 640

Розовый...... 380 300 310 58Ü 430 710

Зеленый ...... — — — _ _ _

Розовый ...... 380 330 370 800 840 800

Звук „сильный" . . 500 440 520 1 700 1 550 630 (1 кгц, 80 дб)

Звук „слабый" . . . 280 280 270 2 800 1 850 610 (1 кгц, 30 дб)

5 условных единиц по Мак-Уорти). Следовательно, в самом образовавшемся стереотипе заложена невозможность освоения профессии при индивидуальном способе обучения: закрепление такого стереотипа еще более усугубляет создавшееся положение. Тем самым можно ответить на вопрос, почему у данных подростков не происходит тренировка функций, обеспечивающих высокую производительность труда у их сверстников, пригодных к той же профессии.

Таким образом, сопоставление индивидуальных особенностей организма подростка и требований, предъявляемых к нему, позволяет судить, насколько возможна его пригодность к данному виду профессии. В то же время индивидуальные физиологические особенности, обусловливающие непригодность к данной профессии, одновременно служат показателями пригодности к другому виду профессии, не менее сложной, чем та, которой подросток не может освоить.

Выявить требования, на основе которых можно установить профессиональную пригодность и саму пригодность или непригодность к одним профессиям, не трудно. Для других профессий сравнительно легко выявить требования, обусловливающие профессиональную пригодность или непригодность, но очень трудно установить критерии профессиональной пригодности. Для третьих очень трудно установить то и другое. К первым профессиям относятся все те, которые связаны с монтажом изделий из мелких деталей, ко вторым — все профессии с большим компонентом математики, а к третьим — профессии аппаратчиков.

ЛИТЕРАТУРА

Карцев И. Д., Булыгина Т. В., Халдеев а Л. Ф. В кн.: Гигиена детей н подростков. М., 1965, с. ¡48.

Поступила 13/1 1966 г.

THE PROBLEM OF THEORETICAL SUBSTANTIATION OF OCCUPATIONAL FITNESS OF HEALTHY ADOLESCENTS

I. D. Kartsev

The occupational fitness of healthy adolescents may be judged by compliance of the state of their physiological functions to the requirements presented by the profession. The investigation findings are that there is no difficulty in finding out the criteria for determining the occupational fitness of adolescents for the first group of professions. The requirements of the second group of professions are quite clear, however it is most difficult to determine the criteria of occupational fitness of individuals for them. In case of the third group of occupations this problem is still more difficult to solve. The first group of occupations includes those connected with the mounting of wares from minute components, the second group consists of professions dealing mainly with mathematics and the third group includes operators.

УДК 013.72+ 371.7311-001.12

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Проф. А. А. Минх (Москва)

За годы советской власти физкультурное движение в нашей стране получило большой размах и достигло значительных успехов. Сейчас физической культурой и спортом занимаются у нас 40 млн. человек. К 1970 г. армию физкультурников предполагается увеличить до 65 млн. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта» (1966) открывает новые, широкие перспективы использования средств физического воспитания и укрепления здоровья народа. В этом постановлении подчеркивается важность научного обоснования советской системы физической подготовки. Признано необходимым усилить изучение важнейших социологических, педагогических, психологических, медико-биологических и организационных проблем массового физкультурного движения и роста спортивного мастерства. Академии наук СССР, Академии медицинских наук СССР и Академии педагогических наук СССР рекомендовано принять активное участие в этой работе. Министерству здравоохранения СССР предложено расширить использование средств физической культуры в лечебно-профилактической практике, улучшить медицинское обслуживание лиц, занимающихся физкультурой и спортом, повысить подготовку студентов и врачей в области использования средств физической культуры в лечебно-оздоровительных целях. Таким образом, органы здравоохранения обязаны усилить и углубить научную разработку медицинских проблем физической культуры и спорта, улучшить практическую помощь физкультурным и спортивным организациям.

Основной задачей гигиены в области физической культуры и спорта является изучение внешней среды, в которой происходят занятия физическими упражнениями, с целью создания условий, максимально благоприятных для организма человека, содействующих повышению работоспособности, улучшению здоровья, физического развития и тем самым — росту спортивных достижений. Гигиеническая наука должна также разрабатывать мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным метеорологическим факторам, рациональные режимы труда и отдыха в процессе спортивной тренировки и на соревнованиях, нормы и характер питания спортсменов, требования к одежде и обуви и т. д. Следует указать, что советская гигиеническая наука накопила значительный опыт работы в области физической культуры и споо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.