4. Высокие уровни СВЧ-излучения, регистрируемые от антенн РЛС, требуют установления зон санитарной защиты и разработки методов теоретического расчета и дозиметрического определения их величин.
ЛИТЕРАТУРА
Га л а нин Н. Ф. и др. Воен.-мед. ж., 1956. № 9, стр. 28.—Гордон 3. В. Труды Ин-та гигиены труда и профзаболеваний. М., 1960, в. 1, стр. 5.—Дрогичи-н а Э. А. Там же, стр. 29.—Кеворкьян А. А. Гиг. и сан., 1948, № 4, стр. 26.— Кривков Г. А. и др. В кн.: Сборник научных работ экспериментальной лаборатории окружного военного госпиталя. Ростов-на-Дону, 1959, стр. 119.—Осипов Ю. А. и др. Гиг. и сан., 1962, № 6, стр. 81.—Преем ан А. С. и др. Успехи совр. биол.г 1961, в. 1, стр. 84.—Семенов А. А. В кн.: Сборник научных трудов военно-меди-цинского факультета СараТовск. мед. ин-та. Саратов, 1958, т. 2, стр. 41.—Спасский В. А. Воен.-мед. ж., 1956, N° 9, стр. 25. — К n a u f G. М., Aerospace Med., I960, v. 31, p. 225. — Sacchitelli F., Sacchitelli G., Folia med., 1960, v. 43, p. 1219.
Поступила 5/IV 1963 r.
ASSESSMENT OF LABOUR CONDITIONS AT CIVIL AIR FLEET (CAF) RADARS
A. Ya. Loshak, E. F. Mariechkin
The article contains dosimetric data on the intensity of SHF fields produced at tht working places of the personnel and on the adjacent territory when CAF radars are operated. The authors point to the factors exerting influence on the extent of the irradiation,, and suggest measures for its elimination or diminution.
' ' • УДК 613.956 : 613.6-
МЕДИЦИНСКИЕ КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ПОДРОСТКОВ
И. Д. Карцев
у •
Институт гигиены детей и подростков АМН СССР, Москва
Ежегодно в Советском Союзе многочисленная группа подростков включается в производственный труд. В этой связи особую актуальность приобрел вопрос о медицинских показаниях и противопоказаниях при выборе ими той или иной профессии.
В своих исследованиях по выявлению принципов и методов определения медицинских критериев профессиональной пригодности подростков мы исходили из положений современной физиологии, в частности из соответствия между должной (ожидаемой) реакцией организма и его физиологических систем, к которым профессиональный труд предъявляет наибольшие требования, и действительной реакцией, регистрируемой в ответ на эти требования. У здоровых подростков., успешно осваивающих профессию, и у взрослых квалифицированных рабочих действительная и ожидаемая реакции как по характеру, гак и по величине совпадают, являясь в данном случае адекватными ответами на воздействие. У здоровых подростков, слабо осваивающих профессию, действительная (рег^тСТрируёмая) и ожидаемая реакции часто не совпадают, так как подросток реагирует неадекватно к предъявляемым требованиям. Естественно, что успешное, быстрое освоение профессии зависит от того, насколько орган или система органов, к которым предъявляются наибольшие требования, будет реагировать на эти требования в процессе освоения и дальнейшего совершенствования профессии.
Как в лаборатории, так и на производстве всесторонний анализ экспериментального материала, полученного применительно к изучаемым профессиям, позволяет наметить некоторые пути для решения поставленной задачи.
Настоящее сообщение посвящено результатам изучения профессиональной пригодности подростков к сборке механизма часов. В сборочном цехе профессии сборщика обучают непосредственно у конвейера, причем учащиеся осваивают все операции по сборке. В профессионально-техническом училище обучение осуществляется на обычном рабочем месте.
Сборку часов производят в относительно благоприятных условиях внешней среды. По энерготратам она относится к работе легкой или средней тяжести. Поэтому мы имеем основание ожидать (ожидаемая реакция) незначительных изменений со стороны физиологических функций у сборщика. Однако в действительности изменения (регистрируемая реакция) были большими. Большинство сборщиц через 3—4 часа работы жаловалось на головную боль и большую усталость. Эти жалобы, как показали наши наблюдения, связаны главным образом с вынужденной позой при сборке часов. Следует отметить, что требования, предъявляемые к организму подростка при обучении как у конвейера, так и у неподвижного стола, остаются одинаковыми, за исключением вынужденного ритма при обучении на конвейере. Малая величина деталей требует большого напряжения зрительного, тактильного, двигательного анализаторов и хорошей подвижности нервных процессов.
Санитарно-гигиенические обследования производственной среды, фото- и киносъемки, хронометраж выявили наличие значительного напряжения отдельных анализаторов, но не могли раскрыть характера и сущности этого напряжения, которые должны стать решающим моментом при определении профессиональной пригодности к профессии сборщика.
Мы обследовали 87 подростков и 15 взрослых квалифицированных рабочих-сборщиц. Физиологические исследования проводили в условиях лаборатории, цеха и учебных мастерских профессионально-технического училища, что позволило выявить как различия, так и общие черты реакции организма при сборке и обучении с принудительным ритмом труда и без такового. При этом мы ориентировались на изучение тех функций, которые подвергались наибольшему влиянию самого трудового процесса и условий производства.
Исходя из этого, мы изучали и определяли состояние высшей нерв- * ной деятельности, частоту сердечных сокращений, величину артериального давления, частоту дыхания, быстроту различения, тактильную чувствительность, содержание кислорода в артериальной крови.
Для более точного установления профессиональной пригодности подростков к сборке механизма часов целесообразно было дополнительно обследовать быстроту различения и тактильную чувствительность.
Быстроту различения определяли при помощи аппарата, изготовленного специально для этих целей. Объектом различения являлся разрыв кольца Ландольта, уменьшенного в 10 раз по сравнению с обычным кольцом, применяемым для исследования зрения. Расстояние, с которого различалось кольцо, равнялось 50 см, т. е. тоже было уменьшено в 10 раз. Таким образом, нам удалось приблизить объект различения на расстояние, близкое к тому, которое имеет место на производстве при сборке меха-' низма часов.
Быстроту различения определяли до начала работы, перед обеденным перерывом (через 3 часа после начала работы) и по окончании работы путем показа предмета в течение 0,1, 0,2 и 0,5 сек.
Тактильную чувствительность определяли методом Мак-Уорти. Для ее определения употребляют 2 склеенные вплотную между собой деревянные линейки длиной 20 см, у которых 2 конца склеены вплотную, а между другими 2 концами имеется деревянная вставочка. Линейка проградуирована в условных единицах. Испытуемый
должен определить с закрытыми глазами или отвернувшись участок, где начинается: раздвоение линеек. Определение проводили до начала и по окончании работы.
Большинство подростков, работающих на конвейерной сборке часов, успешно в короткий срок освоило данную профессию. При исследовании функции зрительного анализатора у них отмечена нормальная адекватная реакция зрительного анализатора. У 60 учащихся профессионально-технического училища в начале обучения в мастерских училища и при прохождении практики в цехах завода отмечена быстрота различения. Результаты этого обследования показали, что подростки, хорошо осваивающие профессию, различают разрыв кольца Ландольта за 0,1 и 0,5 сек. и, наоборот, слабо успевающие не различают так быстро разрыв кольца или же, различая его до работы, перестают различать после работы.
Изменения тактильной чувствительности у подростков при сборке механизма часов на конвейере и на обычном рабочем месте в течение рабочего дня по своему характеру являются примерно такими же, как и изменения времени различения, но выражены значительно слабее. Слабо успевающие подростки, как правило, отличаются низким уровнем тактильной чувствительности; а именно порог чувствительности у них выше__Я^&*о£ных единиц по Мак-Уорти. Зависимость успеваемости подростков при обучении от изменения быстроты различения и тактильной чувствительности до и после работы показана в таблице.
Изменения тактильной чувствительности, быстроты различения и состояние успеваемости.
у подростков—учащихся профессионально-технического училища
Число ис- Быстрота различения от 0,1 до 0,5 сек. 1 Пределы колебаний тактильной чувствительности (в условных единицах) Успеваемость
пытуемых до работы после работы до работы после работы
8 52 Не различают Различают Не различают Различают 2,7—3,5 0,3—2,1 • 2,7—3,5 0,1-2,1 Слабо Хорошо
У слабо успевающих подростков отмечено медленное различение и высокий порог тактильной чувствительности как до, так и после работы.
Есть основание считать, что некоторые подростки плохо и очень медленно усваивают практические навыки профессии сборщика механизма часов в связи с малой подвижностью нервных процессов и отмеченными выше особенностями зрительного и тактилышге-анЯлизаторов.
Сборка с принудительным темпом усугубляет трудности обучения. Изучение показало, что указанные особенности организма не являются абсолютным противопоказанием к профессии сборщика часов. Эти подростки могут освоить профессию сборщика, но с большим трудом и за более длительное время; причем при изменении модели часов они должны будут как бы вновь осваивать профессию, а не, как их сверстники, легко (сходу) переключаться на новую модель. По-видимому, такое явление может повториться и при освоении любой другой профессии, связанной с различением мелких деталей и закреплением их на определенном месте, т. е. монтажом. Примером таких профессий могут служить монтажники (сборщики) мелких полупроводниковых деталей, широко применяемых в радио и других отраслях промышленности.
Таким образом, при решении вопроса о профессиональной пригод:| ности того или иного лица необходимо выявить адекватность реакции? его; в случае отсутствия адекватности установить ее причину. __I
Исследование содержания кислорода в артериальной крбви, йзме-нений сердечно-сосудистой и дыхательной систем у подростков при
46
4
обучении и работе на сборке механизма часов выявило наличие таких изменений, которые при выполнении работы легкой и средней тяжести,, как правило, не встречаются. В данном случае ухудшение самочувствия, с нашей точки зрения, объясняется вынужденной позой при
работе.
/з
35
<
Рис. 1. Вынужденная поза подростка при сборке часов.
Из рис. 1 видно, что работа сборщика механизма часов требует значительного наклона туловища вперед, большого наклона головы и фиксации грудной клетки к рабочему месту. Такая вынужденная поза, устанавливаемая, как показали наблюдения, с начала обучения, остается у многих из них на длительный период при сборке. Это объясняется сложностью сборки механизма часов из мелких деталей за короткие сроки. Отсюда на первый план выступают изменения эффективности внешнего дыхания, которые до выражались понижением содержания кислорода в артериальной крови с первого часа работы, причем у многих подростков они были значительными. На рис. 2 в качестве примера приве- 85 дены результаты измерения содержания кислорода у подростка Н. при выполнении операции наладки боя при сборке часов. Столь значительное снижение эффективности внешнего дыхания отмечено лишь у лиц, выполняющих работу в ненормальной позе.
Совершенно иной результат получен у подростков, работающих в нормальной позе (например, у А. содержание кислорода не опускалось ниже 94%). Процесс сборки часов у этой сборщицы проходил очень легко, она не наклонялась во время работы и нормально дышала. Характер изменения содержания кислорода в артериальной крови одинаков при работе как на конвейерной сборке, так и на обычном рабочем месте. Различие заключается лишь в величине снижения. Вынужденный ритм, как правило, усугубляет это явление.
Естественно, возникает вопрос, какова причина, определяющая возможность длительной работы при снижении кислорода в артериальной крови до 80—85%. Есть основание полагать, что это возможно не в силу адаптации дыхательного центра к пониженному напряжению
Рис. 2. Насыщение артериальной крови кислородом при выполнении операции «ладка боя» на экспериментальном конвейере (подросток Н.).
По оси абсцисс — время (в часах и мин.); по оси ординат — содержание кислорода (в %).
кислорода и увеличению напряжения СО2 в артериальной крови, а вследствие постепенного усиления коркового торможения дыхания при многократно повторяющемся снижении содержания кислорода в артериальной крови. В пользу этого утверждения говорят данные о малой адаптации дыхательного центра к С02 после длительного пребывания в среде с повышенной концентрацией углекислого газа [JI. Л. Шик и А. М. Кулик, Нильсен (Nielsen)]. Реакция дыхательного
центра на понижение* напряжения кислорода в альвеолярном воздухе усиливается после повторной острой гипоксии (Л. Л. Шик, Ф. И. Урьева и Л. И. Брай-цева).
Постепенным усилением коркового торможения следует, по нашему мнению, объяснить и значительное урежение частоты пульса и дыхания, а также понижение артериального давления при сборке механизма часов. Данные, представленные на рис. 3, свидетельствуют о том, что в состоянии покоя у подростков частота пульса значительно выше, чем у взрослых. Так, у подростков она равнялась в среднем 88—89 ударам в минуту, а у взрослых. — 81 удару. Однако у всех испытуемых через час после . начала работы отмечено значительное урежение пульса, которое продолжалось в течение всей работы. По окончании работы и за обеденный перерыв происходило быстрое восстановление частоты пульса до исходных величин. Степень урежения у подростков была значительно более выражена, чем у взрослых. Величины максимальногода-
910 Ю/0 /Iю /2 35 ГЭ35 Н 35
Рис. 3. Частота пульса и уровень систолического давления (по средним данным).
По оси абсцисс — время от начала работы (в часах и мии.); по оси ординат, левый столбик — уровень систолического давления (в мм рт. ст.),
правый столбик — число ударов в минуту. / — систолическое давление: / — школьники, 2 —подростки, 3 — взрослые; // — частота пульса: 4 — школьники, 5 — подростки, 6 — взрослые.
вления в покое распределялись несколько иначе, чем величины частоты пульса у тех же групп испытуемых. Так, среднее систолическое давление у постоянно работающих подростков и у взрослых рабочих было в пределах 93—95 мм рт. ст., а у школьников — в пределах 83 мм, рт. ст. Тем не менее у всех испытуемых через 4—41/2 часа после начала работы отмечено снижение артериального давления. У школьников, проходящих производственное обучение, отмеченное снижение статистически недостоверно, по-видимому, потому, что продолжительность их работы не превышала 3 часов.
Частота дыхания в покое у подростков и взрослых рабочих не имела существенного различия. Через 2 часа после начала работы отмечено урежение их дыхания, сменившееся учащением. Причем у взрослых и постоянно работающих подростков изменения были мало выражены и статистически недостоверны, у школьников же снижение более выражено и статистически достоверно.
Исследование высшей нервной деятельности (Э. А. Бычкова) показало отсутствие существенных сдвигов. Так, на звуковой раздражитель
латентный период двигательной реакции после работы увеличился по сравнению с исходными у 29% (в пределах 0,01—0,22 сек.), у 64% снизился (в пределах 0,01—0,11 сек.) и у 7% оставался без изменения. На световой раздражитель у 52,9% после работы латентный период увеличился (в пределах 0,01—0,14 сек.), у 44% снизился (в пределах 0,02—0,12 сек.) и у 3,1% остался без изменения.
Таким образом, примерно у половины всего числа наблюдаемых подростков происходило снижение концентрации и ослабление процесса возбуждения на световой и у 36% — на звуковой раздражители. Диф-ференцировочное торможение было выражено у 71%, а после работы — у 86%. Следовательно, работа по сборке часов не влияла на тормозной процесс в сторону его ослабления.
Таким образом, были выявлены особенности реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также содержания кислорода в артериальной крови, свидетельствующие об особенностях реакции организма подростков на позу.
Однако ни особенности реакции, ни значительная величина изменений не могут быть использованы как показатели профессиональной пригодности • здорового подростка. Приведенные данные указывают лишь на возможность устранения и предотвращения этих неже^татель-ных изменений^ организме подростка путем нормализации позы и дыхания как при обучении, так и при сборке механизма часов:---
Малая быстрота различения и высокий порог
тактильной чувствительности (более 3 условных единиц) являются противопоказаниями к получению профессии сборщика механизма ча-соц^на конвейере,__^
Следовательно, профессия сборщика механизма часов и аналогичные профессии, связанные с обработкой и сборкой мелких деталей, могут быть рекомендованы как здоровым подросткам, так и подросткам с некоторыми недостатками в состоянии здоровья, но обладающими нормальной остротой зрения, хорошей тактильной чувствительностью и способностью к быстргем^^азличению.
ЛИТЕРАТУРА
t 9 > • ** J * ^ % р ~ (Г 3 % г * %
Карцев И. Д., Бычкова Э. А. В кн.: Гигиена политехнического и производственного обучения. М., 1963, стр. 124.—Шик Л. Л., Урьева Ф. И., Б р а й ц е-в а Л. И. Арх. биол. наук, 1939, т. 57, № 1, стр. 67.—Шик Л. Л., Кулик А. М., Шнейдерович М. Г. В кн.: Кислородная терапия и кислородная недостаточность. Киев, 1952, стр. 53.—N i е 1 s е n М., Skand. Arch. Physiol., 1936, v. 74, p. 299.
Поступила 11/VII 1963 г.
MEDICAL CRITERIA OF OCCUPATIONAL FITNESS OF ADOLESCENTS
/. D. Kartsev
A considerable decrease in the pulse frequency and respiration rate, a decrease in
the arterial blood pressure and a significant fall of oxygen content in the arterial blood were noted in watch assemblers during work. These shifts evidence of a specific body reaction in adolescents to the occupational position. However, neither the specific features of this reaction, nor the extent of the developing changes can be used as criteria of otxupa io lal fitness of the healthy adolescents. These changes may be eliminated and prevented by means of normulizing the posture and respiration at the time of apprenticeship studies and during work when watches are being assembled. On the other hand, a low rate of discrimination (0,5 sec and more) and a high threshold value of tactile sensitivity (above 3 conventional units) are definite contraindications for work at the watch assembly line.
4 Гигиена и санитария, № 7