Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ЦВЕТОПИСИ В ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ЦВЕТОПИСИ В ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
123
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An individual technique for color script was suggested for assessing emotional mood both of an individual child and a group of children. A color index was introduced to indicate the predominance of positive or negative emotions. It was established that children’s emotional mood was closely related to the level of their work capacity Thus, the color script technique could be used for estimating children’s fatique during the day or week both at school and in the kindergarten where the study of work capacity via proof samples was a matter of some difficulty.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ЦВЕТОПИСИ В ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА»

пеев Р. В. // Проблемы гигиены и профпатологии в нефтяной и газовой промышленности. — Свердловск, 1977. —С. 25—34.

5. Навакатикян А. ОКундиев Ю. И., Охрименко А. П. и др.//Гиг. труда.— 1971. —№ 7. — С. 8—9.

6. Садиков Г. Н. II Физиологическое нормирование труда.—Донецк, 1981. —С. 166—167.

7. Цибулевский Л. М. // Съезд-, гигиенистов и санитарных врачей Азербайджана, 4-й: Материалы. — Баку, 1981. —С. 279—280.

8. Цибулевский JI. М. // Азербайджанская респ. науч. конф.: Материалы.— Баку, 1981. — Т. 2. — С. 253— 256.

9. Floss Е. F./l Z. ges. Hyg. — 1964. — Bd 10. —S. 311— 321.

10. Massman WWinter W.// Zbl. Arbeitsmed. — 1968. — Jk Bd 16. —S. 124—127. W

Поступила 03.06.87

Summary. Working conditions of those engaged at waterside gas separation stations are characterized by gas emissions significantly exceeding MACs, exposure to elevated noise level and unfavorable meteorologic factors By the end of the working day occupationally exposed operators of waterside gas separation stations experienced an increase of the latent period of the conditioned motor light response, a decrease in muscle endurance, elevation of body temperature and of pulse frequency. The work of those engaged at gas separation stations should be considered as moderately strenuous, i. е., of the Ilnd stage of tension.

УДК 613.954.612.821-053.4]-07

О. Г. Иванова, Г. В. Терентьева, М. П. Ронжина, Г. А. Шаршаткина

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ЦВЕТОПИСИ В ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ 6-ЛЕТНЕГО

ВОЗРАСТА

ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Эмоциональное состояние детей дошкольного возраста отличается большой лабильностью, что существенно влияет на функциональные и адаптивные возможности их организма. Определение эмоционального состояния может оказать помощь при решении многих проблем гигиены детского возраста и психологии.

В последнее время в психологии широко используются методы, основанные на способности эмоциональных состояний человека отражаться через палитру существующих красок. А. Н. Лу-тошкиным [1] было предложено ведение в школьных коллективах цветовых дневников — цветопи-

си, при которой каждый цвет символизирует определенное настроение: красный — восторженное, оранжевый — радостное, фиолетовый и черный — тревожное, неудовлетворенное состояние.

Существует прием оценки цветовой окраски детских рисунков, однако этот метод достаточно субъективен и не имеет четких критериев.

О. И. Менделеева [2] при диагностике эмоционального состояния школьников объединяла цвета в 3 основные группы: в 1-ю группу — все цвета «радостного» спектра: красный, оранжевый, желтый; во 2-ю — зеленый цвет, отражающий спокойное, уравновешенное состояние; в 3-ю все цвета «грустного» спектра: синий, фиолетовый, черный.

Методику индивидуальной цветописи, основанную на этих данных, мы применили для оценки эмоционального состояния детей 6-летнего возраста. Цветовой спектр был также разделен на 3 основные группы: положительного, уравновешенного и грустного эмоционального настроя. Отличие нашей методики от существующих заключается в том, что вводится количественный показатель, позволяющий обрабатывать материал с применением вариационной статистики.

Для проведения исследования каждому ребенку выдается листок, на котором нарисован круг диаметром 4—5 см, разделенный на 8 спектров, и 7 цветных карандашей (красный, оранжевый, желтый, синий, фиолетовый, зеленый, черный).

Для удобства изучения функционального состояния детей этот круг нанесен на лист под корректурной пробой (внизу). При этом в один и тот же период времени определяются показатели работоспособности и эмоционального настроя каждого ребенка. По команде исследователя не более чем за 3 мин дети должны закрасить каждый сектор любым из предложенных карандашей. Потом выполняется корректурная проба. Можно цветопись и не совмещать с корректурной пробой, проводя ее в другое время в зависимости от поставленных задач и оцениваемых факторов.

Анализ цветописи проводится путем сложения^

долей спектра, окрашенных в положительные неотрицательные тона (с учетом, что каждая доля составляет 12,5%). В результате выявляется преобладание либо отрицательных, либо положительных эмоций в точном количественном выражении.

Цветовой показатель (ЦП) отражает отношение числа секторов, закрашенных цветами положительного эмоционального настроя, к числу секторов, закрашенных цветами отрицательного эмоционального настроя. ЦП больше единицы получен при преобладании у ребенка в момент обследования спокойных и положительных эмоций.

ЦП меньше единицы свидетельствует о преобладании у обследуемого отрицательных эмоций; чем меньше показатель, тем больше выраженность отрицательных эмоций.

Для статистической обработки полученных данных, касающихся всего коллектива, вычисляется

общий ЦП путем сложения индивидуальных характеристик эмоциональных состояний.

Эта методика была апробирована нами при гигиеническом изучении условий обучения и воспитания 6-летних детей в двух общеобразовательных школах Москвы. Обучение детей проводилось по одной программе, разработанной Министерством просвещения СССР. Наполняемость подготовительных классов составляла 24—26 детей. Однако в планировочно-архитектурном решении как самих школ, так и групповых ячеек для обучения и воспитания 6-летних детей имелись существенные различия. Так, в 1-й школе ячейка включала необходимые помещения для соблюдения всех режимных моментов (класс, столовая, игровая, спальня, раздевальня и участок для прогулок, оборудованный малыми спортивными формами). Площадь, оборудование классов, спален и ^столовой соответствовали нормативным и росто-ТГвым данным детей.

Во 2-й школе ячейка не имела полного набора помещений. Они были разбросаны по разным этажам и не изолированы от прочих школьных помещений, отсутствовала игровая. Оборудование спален и классов соответствовало ростовым особенностям шестилеток.

Эмоциональный настрой детей, изучаемый в обеих школах, изменялся как в течение дня, так и в течение недели. Анализ средних величин ЦП, определяемого у детей трижды в течение дня (утром до занятий, после занятий и после сна — исследования № 1, 2, 3) и недели, показывает, что у детей в 1-й школе ЦП при первом исследовании были выше, чем во 2-й (табл. 1).

В 1-й школе наблюдалось увеличение ЦП в течение дня (р<0,05), во 2-й же школе ЦП от первого исследования ко второму увеличивался, но во второй половине дня он снова резко снижался (р<0,05). Уменьшение ЦП свидетельствует об увеличении в заполняемом детьми цветовом спектре удельного веса темных, мрачных тонов, что связано скорее всего с недостаточно хорошей организацией сна во 2-й школе, поэтому дети поднимаются после дневного сна с отрицательным эмоциональным настроем.

Анализ динамики ЦП у детей в течение учебной недели показывает, что эмоциональный настрой детей, обучающихся в 1-й школе, от начала к концу недели имеет тенденцию к повышению; во 2-й школе, повышаясь к середине недели, он снова снижается к концу ее.

Сравнивая эмоциональный настрой детей, обучающихся в 1-й и 2-й школах, мы видим, что он существенно зависит от условий, в которых проводится обучение. Несмотря на то что во 2-й школе имелся необходимый набор помещений, отсутствие изоляции шестилеток от более старших школьников и неудовлетворительная организация внеучебного времени отрицательно сказывались на эмоциональном статусе детей. Судя по ЦП, в школе, где условия обучения и воспитания детей

Таблица 1

Динамика ЦП у детей 6-летнего возраста в течение учебного дня и учебной недели (М±т)

V к с м День недели

СЗ О г» ЕС О £ О £ к 2 понедель- вторник

А а ш О ^ К • ник среда четверг пятница

1-я 1 1,9±0,2 4,2=1=0,2 2,6=1=0,2 2,6=1=0,2 3,7±0,1

2 2,6=1=0,2 3,0=1=0,1 2,8=1=0,2 3,6=1=0,1 3,5=1=0,2

3 3,1=1=0,1 2,6±0,2 2,9=1=0,2 5,2=1=0,2 4,3=1=0,1

2-я 1 1,6=4=0,2 2,14=0,2 2,3=1=0,2 2,3=1=0,1 1,9:4=0,1

2 2,4=1=0,2 3,2=1=0,2 3,4=1=0,2 3,5=1=0,2 2,9=1=0,2

3 1,2=4=0,2 2,6=1=0,1 1,8=1=0,2 1,9=1=0,1 1,9=1=0,1 9 •

наихудшие, в эмоциональной сфере детей отрицательные эмоции занимают весьма существенное место, особенно в конце недели, когда накапливается утомление. Напротив, в 1-й школе, где имеется полный набор необходимых помещений для обучения и воспитания детей, как правило, преобладают положительные эмоции.

Особо следует отметить, что изучение эмоциональной сферы у детей 6-летнего возраста с помощью цветового спектра позволило установить, что эмоциональный настрой детей находится в тесной взаимосвязи с уровнем как дневной, так и недельной работоспособности (табл. 2 и 3).

Работоспособность детей изучали с помощью корректурных проб с последующим определением так называемого «коэффициента преобладания» (П) хороших работ над плохими. Как известно, значение П меньше единицы, т. е. преобладание плохих работ над хорошими, служит неблагоприятным признаком и является критерием тревожного положения, отражающего выраженное утомление детей в процессе учебного дня [3].

Корректурные пробы проводились одновременно с определением ЦП. Анализ корректурных проб позволил выявить кривые работоспособности детей. Как видно из табл. 2, дневная динами-

Таблица 2

Дневная работоспособность детей 6-летнего возраста в двух

школах Москвы

9 Школа № пробы Общее число работ Количество хороших и отличных работ, % Количество удовлетворительных работ, % Количество неудовлетворительных и плохих работ, % Коэффициент П

1-Я 1 334 60,0 24,5 15,5 3,9

2 200 44,0 35,0 21,0 2,1

3 148 44,6 39,2 16,2 2,7

2-я 1 402 48,3 29,8 21,9 2,2

2 390 23,6 36,4 40,0 0,6

3 242 14,9 26,4 58,7 0,25

Таблица 3

Недельная динамика работоспособности 6-летних детей в двух

школах Москвы

День недели

• • H • i

H « аз rv <L> H Я G3

о ST ч о О a

\o я 1 о *=t

CC X о 5

cx о H о 32 а tiCX ^x ^ 3

о с О 3

и 0Q о* £ * о £ н % <v x

X cr H о о с X

CD v* •vP X ©^ КГ £

0) X X ^ £ x л X о

3" >o о о * H J3 О E\0 с ffl • о H н с, V о л t^>o

р*

х о

X

X

X

-9"

т О

1-я школа

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

114 40,3 26,3 33,4 1,2

118 42,7 37,7 19,6 2,2

126 31,0 58,6 10,4 3,0

162 48,3 22,4 29,3 2,7

136 45,2 37,1 17,7 2,5

2-я школа

218 28,4 32,1 39,5 0,7

210 38,1 37,1 24,8 . 1,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

164 34,5 38,1 27,4 1,3

212 23,6 43,4 33,0 0,7

210 34,2 22,9 42,9 0,8

ка П у детей 6-летнего возраста в условиях 1-й школы свидетельствует о том, что при достаточно высоком уровне умственной работоспособности дети испытывают умеренное утомление в процессе учебного дня. Наиболее высок уровень П в утренние часы. К концу третьего урока (исследование № 2) П существенно снижается, оставаясь, однако, на более высоком уровне по сравнению с таковым во 2-й школе. После сна (корректурная проба № 3) у учащихся 1-й школы П вновь возрастает, не достигая, правда, исходных величин, но оставаясь на достаточно высоком уровне. Во 2-й же школе П определяется на чрезвычайно низком уровне. Таким образом, наиболее благоприятная дневная динамика П, отражающего работоспособность, а следовательно, и функциональное состояние организма детей, отмечается в условиях 1-й школы.

Недельная динамика работоспособности детей также имеет различный характер в двух школах и существенно зависит от условий их обучения и воспитания (см. табл. 3).

В понедельник значение П находится на довольно низком уровне как в 1-й, так и во 2-й школе; к середине недели оно возрастает, однако у детей во 2-й школе остается на низком уровне (1,5, 1,3). К концу учебной недели работоспособность детей в 1-й школе снижается, превышая в 1,5 раза исходный уровень (в понедельник). У детей, обучающихся во 2-й школе, в конце недели значение П снижается до исходного уровня и составляет менее единицы.

Таким образом, наиболее благоприятные кривые работоспособности отмечены у детей, обучающихся в 1-й школе, наименее благоприятные — у детей во 2-й школе.

Изучение эмоциональной сферы у детей 6-летнего возраста, проведенное с помощью цветового спектра в двух школах, позволило установить, что эмоциональный настрой детей изменяется в тесной взаимосвязи с уровнем работоспособности и, так же как и работоспособность, в значительной мере определяется условиями воспитания и обучения детей. Это дает возможность использовать методику цветописи для определения утомления детей в течение дня и недели как в школе, так и в детском саду, где изучение работоспособности с помощью, корректурных проб и других методик встречает определенные трудности.

Литература

1. Лутошкин А. Н. // Эмоциональная жизнь детского коллектива. — М., 1978. — С. 4.

2. Менделеева О. Я. // Психофизиологические исследования в гигиене детей и подростков.— М., 1981. — С. 102— 107.

3. Сердюковская Г. И., Громбах С. М. // Работоспособность и здоровье учащихся при обучении в современной школе. — М., 1974.— С. 142—150.

Поступила 08.05.87

Summary. An individual technique for color script was suggested for assessing emotional mood both of an individual child and a group of children. A color index was introduced to indicate the predominance of positive or negative emotions. It was established that children's emotional mood was closely related to the level of their work capacity Thus, the color script technique could be used for estimating children's fatique during the day or week both at school and in the kindergarten where the study of work capacity via proof samples was a matter of some difficulty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.