Научная статья на тему 'НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В 1983 Г.'

НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В 1983 Г. Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В 1983 Г.»

ЛИТЕРАТУРА

1. Генкин А. Г., Клинченко Н. М., Радченко А. П. — 2. Симонян К■ Н., Варенцов М. М. — Там же, 1977, № 2 Сов. здравоохр., 1974, № 10, с. 45—48. с. 45—47.

Поступили 14.05.84

УДК 613.95-07:001.5(048.8) « 1983»

М. И. Чурьянова, Н. А. Ананьева, Н. А. Бесстрашная, Л. А. Борисова, В. М. Зубкова, В. Е. Карасик, Н. А. Краснушкина, Г. В. Терентьева,

Е. И. Шубочкина

НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В 1983 Г.

НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

В настоящее время, когда дальнейшее развитие Профилактического направления советского здравоохранения стало насущной социально-экономической потребностью, значительно активизировались как теоретические, так и практические исследования в этой области. При этом «гигиена стоит в авангарде профилактического направления» [8].

Одним из путей реализации профилактики является оптимизация условий труда и обучения, основа которой — эффект здоровья. В условиях предстоящей реформы общеобразовательной и профессиональной школы решенне актуальной проблемы оптимизации учебного процесса предполагает совершенствование приемов, методов и средств обучения, внедрение в учебный процесс технических средств, приборов и динамических моделей, что требует гигиенического нормирования. В связи с указанным в НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР научно обоснованы принципы гигиенического нормирования технических средств обучения (ТСО), согласно которым влияние каждого нового ТСО должно оцениваться комплексно с учетом возраста и психофизиологических возможностей учащихся, параметров, характеризующих ТСО и условия их применения, а также факторов учебной среды [4]. Эти гигиенические принципы являются основой совершенствования учебного процесса с использованием ТСО в средней общеобразовательной школе, а также технических и профессионально-технических училищах в целях обеспечения более устойчивого уровня и благоприятной динамики работоспособности учащихся.

Важнейшее средство профилактики — обеспечение санитарно-эпидемического благополучия, создание здоровой среды обитания и прежде всего в учебных помещениях школ, где дети и подростки проводят значительную часть времени. В этом плане актуальны исследования, проведенные в НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, убедительно показавшие, что оптимизация воздушного режима в учебных помещениях общеобразовательных школ является эффективным средством сохранения устойчивого уровня работоспособности и функционального состояния организма, а также снижения заболеваемости школьников острыми респираторными заболеваниями [12]. При этом

улучшение качества воздушной среды достигается одновременно как за счет увеличения объема подаваемого воздуха (80 м3/ч на 1 учащегося—оптимальная величина, 40 м3/ч — минимально допустимая), так и определенной пульсации его параметров, что создает в учебных помещениях динами-ческий микроклимат. ▼

Одним из путей профилактики является формирование здорового образа жизни, что требует изучения с гигиенических позиций проблемы свободного времени, особенно школьников как наиболее значимой социальной и демографической группы населения. В Свердловском медицинском институте А. П. Боярским [3] впервые проведены целенаправленные исследования по комплексной оценке свободного времени городских школьников как важнейшего фактора, оказывающего влияние на функциональное состояние, процессы роста и развития, общественное здоровье детей и подростков. Изучены закономерности формирования и использования свободного времени, научно обоснованы системы и основные гигиенические критерии его оптимизации; показана успешность решения проблемы свободного времени в гигиени- Л-ческом аспекте путем внедрения в практику внешкольного воспитания школьников системы социально-педагогических комплексов. В структуре свободного времени доказано положительное действие на функциональное состояние ЦНС и энерго-обеспечивающих систем, физическое развитие детей и подростков повышенного объема двигательной активности.

Таким образом, решение гигиенических вопросов проблемы свободного времени школьников обусловливает необходимость оптимизации их физического воспитания. В НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР получена количественная оценка уровня функциональных возможностей организма школьников с избыточной массой тела, что имеет значение при организации их физического воспитания [2]. В результате углубленных динамических исследований физической работоспособности школьников 10—12 лет, имеющих разное физическое развитие, с привлечением большого комплекса физиологических и биохимических методов, получены данные о том, что этот а

| показатель у учащихся с избыточной массой тела [ (конституционально-экзогенными формами ожн-рення) в 1,5 раза ниже, а физиологическая стоимость выполняемой работы во столько же раз выше, чем у их сверстников с нормальными росто-массовыми соотношениями. Доказано, что для коррекции отставания в уровне физической работоспособности детей с избыточной массой тела необходимо увеличение их двигательной активности примерно в 2 раза по сравнению с существующей.

В настоящее время Коммунистическая партия придает исключительное значение подготовке молодого пополнения рабочего класса, в связи с чем вопросы сохранения и укрепления здоровья будущей трудовой смены находятся в центре внимания гигиены труда и профессионального обучения подростков. В 1983 г. НИИ гигиены и подростков Минздрава СССР совместно с ВНИИ профтехобразования Государственного комитета СССР по профтехобразованию составлены «Методические рекомендации по совершенствованию условий обучения и воспитания учащихся ПТУзов» [9]. В них отражены результаты десятилетних комплексных медико-педагогических исследований (1973—1982), выполненных 19 научными подразделениями гигиенического профиля и учреждениями Государственного профессионального образования СССР под руководством указанных институтов. Разработанные рекомендации благодаря комплексному подходу и участию специалистов разного профиля (педагогов, гигиенистов, подростковых терапевтов и др.) касаются практически всех вопросов оптимизации учебно-производственного процесса и медицинского обеспечения в учебных заведениях системы профтехобразования, готовящих кадры для основных отраслей народного хозяйства. Рекомендации могут служить руководством для различных специалистов, работающих в области проф-техобразования, а также медицинских работников, занятых медико-санитарным обслуживанием учащихся.

Проблема дальнейшего совершенствования подготовки и воспитания квалифицированных рабочих кадров в системе профтехобразования связана и с вопросами улучшения их профессионального мастерства. Научными исследованиями, проведенными в НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, доказано, что использование средств профессионально-прикладной физической подготовки не только способствует укреплению здоровья учащихся ПТУ, но и существенно повышает их профессиональную пригодность. На примере профессии электрогазосварщика показано, что целенаправленная тренировка средствами прикладной физической подготовки выделенных и обоснованных профессионально значимых критериальных функций профессионально пригодных подростков способствует формированию функциональной готовности их организма для начала трудовой деятельности уже к концу второго ^ года обучения, т. е. на год раньше по сравнению

с нетренированными подростками. Помимо этого, у профессионально непригодных подростков направленная тренировка профессионально значимых функций способствует переходу значительной части этих лиц в разряд профессионально пригодных 161.

Основным методом реализации задач профилактики является диспансеризация, в первую очередь детей и подростков. При этом возникает необходимость в поисках новых методов определения состояния здоровья детского населения, выявления так называемых преморбидных состояний. Этим целям в наибольшей мере отвечают разрабатываемые в последние годы «просеивающие» скрининг-программы на выявление скрытых отклонений в состоянии здоровья. Исследованиями НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР показана эффективность организации медицинского наблюдения за состоянием здоровья детей в условиях школы при использовании массовых скрининг-тестов 1101. Данная форма организации включает как систему организации профилактических осмотров с использованием тестов, так и комплекс массовых оздоровительных мероприятий в условиях школы для детей с начальными формами наиболее распространенных отклонений, выявленных при осмотрах на основе скрининг-тестов. Установлено, что данная система организации обеспечивает повышение выявляемости патологии в 3— 7 раз, охват активной санацией в школе более 80% нуждающихся с наиболее распространенными в школьной популяции формами патологии, снижение острой заболеваемости школьников в 4 раза. В настоящее время указанная форма организации медицинского наблюдения за состоянием здоровья школьников успешно апробируется в ряде школ Москвы.

Особое внимание обращается на необходимость систематического наблюдения за состоянием здоровья и проведением оздоровительных мероприятий среди детей, посещающих дошкольные учреждения. Дальнейшее укрепление здоровья детского населения, снижение его заболеваемости во многом зависят от решения проблемы часто болеющих детей (ЧБД). Прогрессивным опытом организации оздоровления ЧБД в яслях-садах располагает Гсрьковский НИИ Минздрава РСФСР 111. В результате научно-практического содружества этого института с промышленными предприятиями апробированы конкретные организационные формы оздоровления ЧБД (создание оздоровительных групп для этого контингента в яслях-садах и их санаторное лечение на базе профилактория), а также разработанный институтом комплекс медико-реабилитационных мероприятий (закаливание, питание, обогащенное естественными защитными факторами; санация очагов хронической инфекции и др.). Проверка на практике разработанных институтом форм и методов реабилитации ЧБД показала их высокую эффективность: заболеваемость в оздоровительных группах ени-

зилась на 42,7%; 50,7% детей перешли из группы часто болеющих в группы неболевших и эпизодически болевших. При этом установлено, что дополнительные расходы предприятий на профилактику заболеваемости детей значительно меньше экономических потерь, связанных с уходом за больными детьми.

В структуре заболеваемости детей дошкольного возраста первое место занимают острые респираторные или так называемые простудные заболевания. В связи с указанным на современном этапе назрела настоятельная необходимость пересмотра старых и разработки новых гигиенических нормативов и регламентов, направленных на обеспечение теплового комфорта детей с целью снижения острой заболеваемости, связанной с охлаждением. В НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР разработана теоретическая концепция, заключающаяся в необходимости для уменьшения частоты острых респираторных заболеваний детей дошкольного возраста обеспечения теплового комфорта организма, достигаемого путем как оптимизации факторов окружающей среды (микроклимата помещений и теплозащитных свойств одежды), так и активного совершенствования тер-морегуляторных реакций [11]. Рассмотренная теоретическая концепция легла в основу комплексной системы закаливания в детских дошкольных учреждениях, новизна которой заключается в расширении закаливающих мероприятий путем подключения круглогодичного проведения на открытом воздухе физкультурных занятий детей в легкой спортивной одежде, а также в рациональной тренировке функций физической терморегуляции, осуществляемой регулярным чередованием закаливающих воздействий с условиями теплового комфорта [51. Апробирование новой системы закаливания детей в дошкольных учреждениях в течение 2 лет показало ее высокий оздоровительный эффект: снижение числа острых респираторных заболеваний на 30,6%, уменьшение в 6 раз числа ЧБД.

Весьма актуальны также результаты фундаментальных исследований, проведенных в НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР по возрастному нормированию электроэнцефалограммы (ЭЭГ) школьного периода онтогенеза (от 7 до

16 лет). При этом показана необходимость поэтапного нормирования показателей функционального развития мозга для трех этапов онтогенеза: I ли-тического (7—10 лет), критического (11—12 лет) и II лнтического (13—16 лет). Впервые определены типологические (дифференциальные) нормы развития ЭЭГ на основе разработанного М. К. Ковалевой и Т. И. Карповой [71 принципа автоматической классификации ЭЭГ. На основе типологических норм осуществлено определение биологического возраста по электроэнцефалографическим критериям, что может быть использовано для контроля за ходом развития ребенка в гигиене детей и подростков, педиатрии, возрастной физиологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альбицкий А. А., Баранов И. И. и др. — Сов. здраво-охр., 1983, № 8, с. 28—31.

2. Байбакова Л. С., Абросимова Л. И. и др. — В кн.: Педагогические и физиолого-гигиеиические основы совершенствования физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. М., 1983, с. 65—66.

3. Боярский А. П. Гигиенические аспекты свободного времени школьников. Автореф. дис. докт. М., 1983.

4. Глушкова Е. К. Гигиенические основы применения технических средств обучения в современной школе. Автореф. дис. докт. М., 1983.

5. Иванова О. Г., Терентьева Г. В. —Гиг. и сан., 1983, № 9, с. 49—53.

6. Киспаев Т. А. Гигиеническое обоснование применения средств профессионально-прикладной физической подготовки при обучении профессии электросварщика в среднем ПТУ. Автореф. дис. канд. М., 1983.

7. Ковалева М. К., Карпова Т. И. — В кн.: Совещание по эволюционной физиологии. 8-е. Тезисы сообщений. Л., 1982, с. 144.

8. Кроткое Ф. Г., Голиков В. Я■ — Гиг. и сан., 1983, № 2, с. 24—29

9. Методические рекомендации по совершенствованию условий обучения и воспитания учащихся ПТУ. М., 1983.

10. Сердюковская Г. Н., Ананьева Н. А. — В кн.: Медико-социальные аспекты профилактики основных видов ' патологии матери и ребенка. М., 1983, с. 80—84.

11. Терентьева Г. В. Гигиенические основы обеспечения теплового комфорта детей дошкольного возраста. Автореф. дис. докт. М., 1983.

12. Эльковская Е. А. Гигиеническое обоснование нормативов воздухообмена и эффективности создания динамического микроклимата в учебных помещениях начальной школы. Автореф. дис. канд. М., 1983.

Поступила 24.02.84

УДК 613.84-084

Н. В. Предтеченская, Л. П. Власова, Э. Л. Мельник КУРЕНИЕ КАК НЕГАТИВНЫЙ ФАКТОР ЗДОРОВЬЯ

Карельский педагогический институт, Петрозаводск

Международный противораковый союз на конференции в Мадриде (1970) признал курение сигарет одной из наиболее серьезных проблем народного здоровья и принял постановление об обращении к правительствам с просьбой о принятии

административных и законодательных мер по борьбе с курением.

В сентябре 1977 г. Министерством просвещения СССР было издано постановление «Об усилении профилактической работы по борьбе с курением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.