Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРАКТИКУ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА'

ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРАКТИКУ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Most important results of investigations at Research Institute of Hygiene and Prevention of Diseases of Children, Adolescents, and Youth and at other analogous institutions are given. Standards and methodological documents in this sphere are mentioned.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРАКТИКУ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА»

Литература

1. Гигиеническая классификация труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса).— М., 1986.

2. Исследование внешнего дыхания при предварительных и периодических медицинских осмотрах: Метод, рекомендации / Сост. Навакатикян А. О., Марин А. М — Киев 1977.

3. Методическое руководство по индивидуальной защите персонала атомных станций и физиолого-гигиенические требования к изолирующим средствам индивидуальной защиты,— М„ 1986.

4. Навакатикян А. О.. Крыжановская В. В.. Кальниш В. В. Физиология и гигиена умственного труда,—Киев, 1987.

5. Оценка тяжести труда и его физиологическое нормирование: Метод, рекомендации / Сост. Розенблат В. В. и др.— Свердловск, 1975.

6. Оценка теплового состояния человека с целью обоснования гигиенических требований к микроклимату рабочих мест и мерам профилактики охлаждения и перегревания:

Метод, рекомендации / Сост. Афанасьева Р. Ф. и др.— М„ 1988.

7. Общие правила применения и организации службы эксплуатации СИЗ органов дыхания//Средства индивидуальной защиты работающих на производствах: Каталог-справочник / Под ред. В. Н. Ардасенова.— М., 1988.— С. 162—165.

8. Физиолого-гигиенические требования к изолирующим средствам индивидуальной защиты / Под ред. В. С. Кощеева, 3. С. Четвериковой.— М., 1981.

9. Физиологическое нормирование в трудовой деятельности / Под ред. В. И. Медведева. Л., 1988.

10. Эргономические требования к современным средствам защиты органов дыхания: Обзор, информ. / Сост. Каминский С. Л., Смирнов К. М. М„ 1989.

11. Rowlands R. P. Physiologically Safe Working Condilitions for Men Wlaring Pressurised Suirs.— Harwell, 1966.

12. Wyndham С. H.. Slrydom N. В.. Morrison J. J. et al.// J. appl. Physiol.— 1965. Vol. 20, N 1,- P. 37—45.

Поступила 10.01 92

Гигиена детей и подростков

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1993 УДК 613.955/.956:001.5

Г. Н. Сердюковская, Г. М. Сапожникова, В. И. Белявская, Г. А. Шаршаткина

ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРАКТИКУ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГКСЭН РФ, Москва

В современных условиях основой для повышения эффективности здравоохранения является профилактика заболеваний и укрепления здоровья населения и в первую очередь детского.

В реализации программы профилактики важное место отводится санитарно-эпидемиологической службе, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с законом Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991 г.).

Проблемная комиссия по гигиене детей и подростков, возглавляемая НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, в течение многих лет является научно-методическим центром по координации и взаимодействию научных сил в стране, работающих по проблеме. Под руководством института разрабатывались наиболее приоритетные научные проблемы, имеющие большое практическое значение. Как правило, нормативно-методические документы являлись итогом комплексных многоплановых научно-исследовательских работ (НИР), проводимых с участием многих учреждений. Такое комплекси-рование при выполнении наиболее актуальных и значимых для практики исследований позволяло с большой эффективностью использовать научный потенциал и сокращать сроки внедрения результатов НИР в практику.

Большинство (около 80 %) документов связано с социальным заказом и выполнено в соответствии с общесоюзными и межведомственными программами. В качестве примера такой комплексной подготовки документов союзного уровня, раз-

работанных на основе унифицированных программ и методических подходов, приводим следующие:

— Санитарно-гигиенические правила и нормы по организации обучения детей 6-летнего возраста (М., 1986 г. при участии 13 учреждений);

— Санитарно-гигиенические требования к организации режима и условий обучения школьников в межшкольных учебно-производственных комбинатах и в цехах базовых предприятий (М., 1985 г., 5 учреждений);

— Унифицированная методика изучения физио-лого-гигиенических аспектов профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи (М„ 1985 г.);

— Перечень медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков профессиям народного хозяйства (М., 1988 г., 30 учреждений).

За последние 10 лет подготовлено и утверждено свыше 300 нормативно-методических документов, среди них ГОСТы, ОСТы, санитарные правила и нормы, методические указания, требования и рекомендации. Эти документы направлены на совершенствование медико-санитарного обеспечения, улучшение условий внешней среды в детских и подростковых учреждениях, совершенствование проектирования их, дальнейшее усиление оздоровительной роли физического воспитания и закаливания, на оптимизацию условий и режима учебного, трудового и профессионального обучения детей, подростков и студентов и развитие системы профориентации и профпригодности.

Результаты отдельных НИР послужили основой для создания приказов союзных министерств и ведомств, государственных постановлений, положений и других документов. Одним из последних является «Положение о функциональном подразделении детской поликлиники по профилактической работе с детьми раннего и дошкольного возраста» (1992 г.).

Вместе с тем гигиенические нормативы не могут быть стабильными: жизнь постоянно требует внесения в них дополнений, что связано как с изменением уровня научных знаний в области гигиены, физиологии, педагогики и других дисциплин, так и с научно-техническими достижениями и экономическими возможностями общества.

Интегральным показателем эффективности гигиенических мероприятий и основанием для разработки программы дальнейших оздоровительных мероприятий служит состояние здоровья населения. Широко используемые в практическом здравоохранении методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах (1982 г.) позволяют на основе 4 критериев распределить детей на группы здоровья, выявить их групповые и возрастные особенности. Однако полученные с помощью этой методики данные дают представление лишь о качественной характеристике здоровья детских и подростковых кон-тингентов. Сегодня имеется настоятельная необходимость оценки состояния здоровья с учетом не только качественных, но и количественных характеристик.

В последние годы институтом разработаны новые подходы к оценке состояния здоровья ребенка, учитывающие степень адаптации организма к изменяющимся условиям среды. Для практики массовых обследований детей и подростков от 8 до 17 лет подготовлен проект документа «Скрининг-метод оценки уровня здоровья школьников с учетом степени адаптации». Внедрение этого документа позволит повысить эффективность профилактических осмотров, улучшить выявляемость функциональных отклонений, особенно ранних форм и преморбидных состояний, выделить детей группы риска для проведения своевременной коррекции и оздоровления.

В современных условиях интенсификации обучения детей и подростков, разнообразных психоэмоциональных перегрузок и часто социального неблагополучия наблюдается тенденция роста нервно-психических отклонений и заболеваний, а также девиаций поведения. Поэтому большую значимость приобретает оценка нервно-психического здоровья детей и подростков, диагностика наиболее ранних функциональных отклонений психического здоровья. Именно на донозологической стадии особенно эффективны меры профилактики психических нарушений.

Изучение психического здоровья школьников, проведенное в институте за последние годы, позволило разработать критерии ранней диагностики пограничных нервно-психических нарушений (клинических, психологических, электрофизиологических), показать роль генетических и средовых факторов в детерминации нервно-психических нарушений у детей. Результаты исследований будут

иметь большое практическое значение для меди-ко-психологической службы.

Компьютеризация современной школы потребовала от гигиенистов научного обоснования требований к устройству и оборудованию кабинетов информатики и электронно-вычислительной техники к условиям внешней среды, а также режимам работы на видеодисплейных терминалах для учащихся разного возраста.

На основании результатов многоплановых исследований института с другими учреждениями (НИИ физиологии детей и подростков АПН, Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, Украинский Республиканский научный гигиенический центр, Омский педагогический институт и др.) были разработаны и утверждены Минздравом СССР ряд методических документов. В настоящее время научные разработки обобщены в проекте документа «Единые санитарные нормы и правила проектирования и использования видеодисплейных терминалов».

Система реформирования образования поставила перед гигиенистами ряд научных проблем. Одна из них — разработка вопросов дифференцированного режима обучения детей в классах коррекции и выравнивания. Большое внимание в этих исследованиях уделялось личности ученика, его индивидуальным возможностям.

Результаты работы убедительно показали, что благоприятная психологическая атмосфера в кор-рекционных классах, рационально организованный режим обучения ведут к улучшению нервно-психического здоровья детей, позволяют сохранить высокую учебную активность и работоспособность, повысить успеваемость. Материалы исследований использованы при подготовке приказа Министерства образования РФ № 333 от 08.09.92 «Об утверждении примерного положения о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях». Исследования в этом направлении продолжаются.

Перевод общеобразовательной школы на 5-дневную учебную неделю без сокращения учебных программ и планов привел к увеличению учебной нагрузки учащихся. Это потребовало гигиенической рационализации учебной деятельности школьников в соответствии с их функциональными возможностями. По материалам исследования разработано и утверждено информационное письмо «Гигиенические требования к обучению школьников в условиях 5-дневной учебной недели» (утверждено Госкомсанэпиднадзором России в 1992 г.), которое внедряется в работу школ России.

Важнейшим условием ускорения социально-экономического развития общества является обеспечение высокого качества профессиональной и общеобразовательной подготовки рабочих кадров.

Всесторонние исследования института с участием 26 научных учреждений позволили научно обосновать систему профориентации и профотбора подростков и молодежи к профобучению и производительному труду (ВНИИ профтехобразования, ММА им. И. М. Сеченова, ЦИУ врачей, МНИИГ им. Ф. Ф. Эрисмана, Санкт-Петербург-ский, Новосибирский, Армянский, Уфимский, Киевский, Донецкий НИИ гигиены труда и профзаболеваний, Беларуский научно-исследователь-

,ский санитарно-гигиенический институт. Азербайджанский, Киевский, Свердловский и Пермский медицинские институты и многие другие).

На основе единого методического подхода разработаны и систематизированы материалы по условиям труда в основных профессиях народного хозяйства. Выделены ведущие факторы трудового процесса и производственной среды, способные оказывать неблагоприятное влияние на функциональное состояние и здоровье работающих.

Подготовлен пакет новых документов по медико-физиологической профориентации школьников включающий: стандарты уровня развития основных профессионально значимых психофизиологических функций и качеств школьников 12—15 лет для целей профориентации; психофизиологические критерии профпригодности к различным профессиям народного хозяйства; профессиограммы профессий для профориентации и др.

На основе новых данных о влиянии профессионально-производственных факторов, необходимости подготовки специалистов широкого профиля разработан проект нового перечня медицинских противопоказаний к приему абитуриентов в вузы.

Институтом совместно с НИИ психиатрии Минздрава РСФСР, ЦИТО им. Н. Н. Приорова, НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, при участии 1 I НИИ гигиенического профиля по унифицированной программе разработан также перечень показаний и противопоказаний для подростков с недостатками в умственном и физическом развитии - инвалидов с детства, для поступления их в учебные заведения профтехобразования. Разработанный документ позволит расширить социальную и трудовую реабилитацию подростков, имеющих выраженные дефекты состояния здоровья и развития, предупреждать возможность прогрессирования патологии и дефектов.

Современный этап развития общеобразовательной школы характеризуется внедрением новых технологий в архитектуре и строительстве школьных зданий, что вызывает необходимость разработки новых и уточнения действующих гигиенических норм и требований к формированию учебной среды. При этом первостепенное значение имеет научное обоснование гигиенических требований к совершенствованию проектирования общеобразовательных школ с новой организацией учебно-воспитательного процесса и контроль за их выполнением в процессе предупредительного санитарного надзора.

В последние годы институтом совместно с Бе-ларуским санитарно-гигиеническим институтом, Украинским республиканским научным гигиеническим центром, Вильнюсским университетом и другими организациями обоснованы гигиенические требования и нормы для типового проектирования городских и сельских школ с учетом строительно-климатических зон. Разработаны: строительные нормы и правила «Общественные здания и сооружения» (1989 г.); номенклатура типов зданий, состав и площади помещений общеобразовательных школ для типового проектирования на 1991 — 1995 гг.

Совместно с Российским институтом общественных зданий. Институтом общего образования разработана концепция социально-функциональных

требований к организации системы и проектированию общеобразовательных школ I, 2 и 3-й ступеней обучения в Российской Федерации (1992 г.).

Разработаны также документы для санитарного контроля за учреждениями оздоровительного типа:

— Санитарно-гигиенические правила и нормы «Устройство, содержание и организация режима детских санаториев» (1987 г.);

— Санитарные нормы и правила устройства, содержания и организации режима детских оздоровительных лагерей (1990 г.);

— Организация оздоровления детей в сезонных пионерских лагерях санаторного тина. Методические рекомендации (1990 г.).

Интенсивное внедрение материалов химической природы в производство изделий детского ассортимента потребовало их гигиенической регламентации. В результате проведенных исследований обоснованы требования к допустимому вложению химических волокон в материалы для верхней детской одежды, утеплителей, подкладки. Разработаны новые гигиенические подходы к гигиенической оценке текстильно-вспомогательных веществ, применяемых в производстве изделий детского ассортимента на основе формальдегида и огнезащитных пропиток.

Подготовлен проект новых санитарно-гигиенических правил и норм по производству и реализации игр и игрушек.

В последние годы проблема гигиенического нормирования физических нагрузок приобретает особое значение, поскольку физическая деятельность может выступать не только как мощный оздоровительный фактор, расширяющий функциональные возможности развивающегося организма (при правильной дозировке), но и как повреждающий фактор. В результате исследований по гигиеническому нормированию физических нагрузок и обоснованию программно-нормативных требований по физическому воспитанию детей различного возраста разработаны системы профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий с преимущественным использованием средств физической культуры и элементами закаливания в детских дошкольных учреждениях, новые методические подходы к оценке эффективности оздоровления детей. Разработана классификация тяжести занятий физкультурой и спортом по энерготратам и частоте сердечных сокращений, а также определена «стоимость» отдельных физических упражнений и др.

В исследованиях института большое место занимают вопросы повышения оздоровительной направленности физического развития детей дошкольного и школьного возраста и разработки принципов и критериев индивидуального подхода к организации различных его форм, в том числе нетрадиционных.

Для детских дошкольных учреждений разработана система закаливающих мероприятий, позволяющая существенно снизить уровень острой заболеваемости и число часто болеющих детей. Система включает различные сочетания средств и методов закаливания: плавание в бассейне, общие, местные и контрастные обливания, использование направленного воздушного потока, занятия

физическими упражнениями круглый год на открытом воздухе.

Результаты научных исследований по проблеме нашли отражение в опубликованных монографиях, учебниках, сборниках научных трудов, журнальных статьях, в том числе и зарубежных. Только за последние годы опубликованы сборники: «Гигиенические основы оздоровления детей и подростков средствами физического воспитания» (М., 1989 г.); «Медицинские и психофизиологические аспекты профориентации школьников» (М., 1991 г.); «Окружающая среда и профилактика заболеваний детей и подростков в учебно-воспитательных учреждениях» (М., 1991 г.); «Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста» (М., 1991 г.).

Об актуальности и большой практической значимости научных разработок института и учреждений, работающих в проблемной комиссии, свидетельствуют данные экспертной оценки результатов НИР и результаты анкетирования санитарных врачей, проходящих курсы усовершенствования в ЦИУ врачей. В своей работе по предупредительному и текущему санитарному надзору врачи постоянно используют документы, разработанные институтом. В целом их качество удовлетворяет требования практики. Однако не все документы имеют юридическую и правовую основу, что затрудняет их внедрение. В анкетах отмечают несвоевременность получения документов, сложность их размножения, отсутствие объективных условий и материально-технической базы для внедрения.

Пути совершенствования деятельности Государственного санитарно-эпидемиологического надзора по разделу гигиены детей и подростков и работы института по внедрению результатов НИР в практику мы видим в реализации положений закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991 г.): внедрение в жизнь программ профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения, оздоровления среды обитания и условий жизнедеятельности детских и подростковых кон-тингентов населения; создание нормативно-методических документов, имеющих силу закона; повышение уровня и качества подготовки специалистов детства, а также санитарной культуры населения; использование положительного опыта проблемной комиссии по комплексному проведению научных исследований для создания единых нормативных документов, имеющих большое практическое значение.

В новых экономических условиях при разрыве связей между государствами только совместные усилия позволят эффективно решать вопросы охраны здоровья подрастающего поколения.

Поступила 10.02.93

Summary. Most important results ot investigations at Research Institute of Hygiene and Prevention of Diseases of Children, Adolescents, and Youth and at other analogous institutions are given. Standards and methodological documents in this sphere are mentioned.

© M. И. ЧУРЬЯНОВА, И. И. КРУГЛОВА. 1993 УДК 813.96:658.311.44(048.8)

М. И. Чурьянова, И. И. Круглова ПРОФОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В РЯДЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (ОБЗОР)

НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГКСЭН РФ, Москва

Основными источниками пополнения рабочей силы являются подростки, т. е. лица, достигшие 14—17 лет. В этом возрасте часть из них не могут еще сознательно подойти к выбору профессии, а случайно останавливаются на том или ином виде труда. Встречающееся при этом несоответствие между возможностями подростка и профессиональными требованиями, профессиональная непригодность к профессии, не выявленная своевременно, могут стать причиной неудовлетворительной деятельности работающего, а также привести к обострению заболеваний или возникновению новых, к перенапряжению нервной системы, стрессовым состояниям, что вынуждает многих людей менять избранную профессию. Это подрывает у подростков веру в свои профессиональные способности, а государство лишается работника, который мог бы проявить себя с успехом в другом виде труда. Таким образом, правильный выбор профессии обеспечивает удовлетворенность своим трудом, что способствует не только высокой производительности труда, но и укреплению здоровья.

Во многих зарубежных странах большое вни-

мание уделяется профессиональной ориентации, цель которой — подготовить школьников в процессе обучения к трудовой деятельности.

Так, в американской школе профессиональную ориентацию осуществляют специальные консультанты, в чьи обязанности входят знакомство учащихся с группами профессий, проведение индивидуальных и групповых консультаций и помощь в выборе конкретной профессии. Консультант собирает необходимые сведения об учащихся и составляет характеристики-рекомендации, где указывает наиболее целесообразный профессиональный выбор. Старшеклассникам предлагают индивидуальные или групповые программы занятий, рассчитанные на поступление в вуз. В некоторых колледжах и университетах специально выделяются преподаватели, которые целиком посвящают свою работу целям профориентации. Администрация этих учебных заведений и консультанты предоставляют им возможность беседовать со старшеклассником, проводить необходимое тестирование, собирать научную информацию и заниматься профотбором. Данные наблюдений и тестирования преподаватель заносит в индивидуальные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.