Научная статья на тему 'ЗАДАЧИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАУКИ В СВЯЗИ С РЕФОРМОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ЗАДАЧИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАУКИ В СВЯЗИ С РЕФОРМОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г.Н. Сердюковская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАДАЧИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАУКИ В СВЯЗИ С РЕФОРМОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

УДК 371.7:613.955

Г. Н. Сердюковская

ЗАДАЧИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАУКИ В СВЯЗИ С РЕФОРМОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы, одобренные апрельским (1984 г.) Пленумом ЦК КПСС и первой сессией Верховного Совета СССР XI созыва, вступили в силу.

Центральным Комитетом КПСС и Советом Министров СССР приняты постановления по конкретным вопросам реформы: «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» и «Об улучшении трудового воспитания, обучения профессиональной ориентации школьников и организации их полезного, производительного труда» К

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы включает целый комплекс многоплановых педагогических, общеорганизационных и хозяйственных мероприятий, направленных на то, чтобы привести содержание среднего образования в соответствие с современными потребностями общественной практики, обеспечить каждому ребенку всестороннее развитие, соединив учебу с производительным трудом, создать условия для их профессиональной ориентации и сознательного выбора профессии.

Перестройка народного образования направлена также на охрану здоровья учащихся, так как ставится задача устранить их перегрузку, улучшить материальную базу школ, создать благоприятные условия для перехода на односменные занятия, развертывания групп и школ продленного дня, внешкольных учреждений, для трудового и физического воспитания детей и подростков.

Все это выдвигает большие и ответственные задачи перед гигиенической наукой и практикой.

Серьезные задачи возникают прежде всего в связи с намеченным переходом на начало школьного обучения детей с 6 лет.

Совместными комплексными научными исследованиями с педагогами, проведенными по единой унифицированной методике в экспериментальных классах, установлено, что большинство 6-летних детей могут обучаться в школе, но при

1 Правда от 29/IV 1984 г. № 120 и Правда от 4/V 1984 г. № 125.

соответствующих условиях, регламентируемых методическими указаниями, утвержденными Минздравом СССР и Министерством просвещения СССР в 1981 г. Однако некоторые дети не обладают функциональной готовностью к школе, т. е. уровень развития ряда «школьно-необходн^ ных функций» (речь, слух, координация движений пальцев и др.) у них значительно ниже нормы. Обучение затруднено также для детей 6 лет с различными отклонениями в состоянии здоровья. Поэтому перед поступлением в школу все дети этого возраста должны пройти всестороннее обследование медико-педагогической комиссией, определяющей состояние здоровья и степень функциональной готовности к обучению.

Дети 6 лет нуждаются в особых условиях обучения и воспитания, обеспечивающих дневной сон, питание, физическое воспитание, достаточное пребывание на воздухе, подвижные игры и т. д.

Органам санитарного надзора предоставлено право решающего голоса в заключении о возможности организации обучения детей 6-леткего возраста в каждой конкретной школе, и это право необходимо соблюдать.

Начало обучения с 6-летнего возраста, ширсь^. кое распространение групп продленного дня, применение новых средств обучения, обеспечение необходимой материальной базы для трудового обучения требуют создания школ нового типа. По мнению педагогов, каждый класс должен иметь свой учебный кабинет технических средств обучения (ТСО) и вспомогательные комнаты. Учебный кабинет — это рабочее место учеников, где они получают необходимые знания, кабинет ТСО — лаборатория, откуда поступает информация, вспомогательные комнаты — место для сна, самоподготовки игр и творчества.

В строительстве и реконструкции школ должны принимать самое активное участие органы санитарной службы на стадии предупредительного и санитарного надзора и путем контроля за соответствием строительства и эксплуатации готового здания первоначально согласованному с санэпидстанцией проекту. ^

Серьезного внимания требуют вопросы трудо-вого воспитания учащихся. ^ Научные исследования показали, что правильно организованный труд оказывает оздоровительное действие на растущий организм, но работа детей по характеру и длительности обязательно должна соответствовать состоянию их здоровья и функциональным возможностям. Поэтому возможно трудовое обучение только безвредным профессиям и лишь по согласованию с органами здравоохранения.

Лучшей формой организации трудового обучения учащихся являются учебно-производственный комбинат (УПК) и учебные цехи, так как они позволяют правильно организовать режим и гигиенические условия работы, дифференцировать характер труда и нагрузку в соответствии с возрастом и состоянием здоровья учащихся. Наблюдения гигиенистов показали, что работа подростков в общих цехах со взрослыми создает большие трудности в осуществлении рекомендованного для учащихся режима работы, в связи с чем часто наблюдаются его нарушения.

Гигиенистам на основании результатов научных исследований придется частично пересмотреть и разработать новые гигиенические рекомендации по организации трудового обучения школьников.

В процессе создания новых нормативных документов особое внимание будет обращено на необходимость более раннего начала обучения труду, при этом нужно будет обеспечить соответствие видов труда, его объема и интенсивности возрастным возможностям учащихся, учитывая, что лишь к 13—14 годам происходит стабилизация основных параметров движений и двигательных качеств. Важно определить виды труда, к которым могут быть допущены школьники (14—17 лет), в первую очередь в строительстве, текстильном производстве, на работах, связанных с шу-мом и вибрацией, на тракторах, комбайнах и других сельскохозяйственных машинах.

Гигиеническими исследованиями установлены величина, объем и длительность нагрузки для учащихся 12—14 лет в мастерских, предложена оптимальная структура трудовых занятий в мастерских и при выполнении сельскохозяйственных работ. Для 15—16-летних учащихся, работающих в УПК и на летней практике, установились нормы продолжительности ежедневной и общей работы, режим труда и отдыха и др. Эти нормы, а также нормы почасовой и дневной выработки должны соответствовать возрасту, а не классу, в котором учится школьник. При этом решающую роль играет не паспортный возраст, а уровень развития (физическое развитие, сила, выносливость и др.).

Очень большое внимание следует уделять медицинскому контролю за видами, условиями и режимом труда, к которому привлекаются школь-^ ники 11—14 лет.

Органы здравоохранения должны в полной мере пользоваться правом, предоставленным им п. 41 «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении», согласно которому учебно-трудовая нагрузка определяется по согласованию с Минздравом СССР.

Значительный удельный вес, который займет труд и физическое воспитание в общей структуре образования, обусловливает большую ответственность работающих в школе педиатров при определении допустимого для каждого учащегося вида и объема труда, физкультуры и спорта, при повседневном контроле за влиянием труда и спорта на каждого ученика. По-видимому, следует пересмотреть объем и структуру деятельности школьного медицинского персонала.

В связи с намечаемым некоторым сокращением летних каникул надлежит установить длительность их, необходимую и достаточную для отдыха учащихся разного возраста после напряженного учебного года. Значительное расширение профессионального обучения и привлечение подростков к труду на производстве ставят перед медицинской наукой и практикой ответственные задачи.

Общеизвестно, что труд оказывает благотворное влияние на организм подростков в случае их так называемой профессиональной пригодности к нему. С медицинских позиций она определяется возрастом, полом, отсутствием медицинских противопоказаний и соответствием психофизиологических свойств подростка требованиям, предъявляемым профессией к организму. Определение профессиональной пригодности является неотъемлемым элементом профориентации. Поэтому вся работа по профориентации подростков должна обязательно включать и ее медицинский аспект. В состав советов и центров профориентации обязательно должны входить врачи. В перспективе требуется создать государственную межведомственную систему профориентации. С этой целью в программе высшего медицинского образования должны найти место и вопросы профориентации.

Большое значение для здоровья подростков имеют условия, в которых протекает их трудовая деятельность. Поэтому базовые предприятия, на которых будут работать подростки, мастерские и учебные цехи должны находиться под постоянным контролем санитарной службы. Выбор их согласуется с санэпидстанцией. Базовыми должны быть предприятия с наиболее современной технологией и условиями труда, соответствующими санитарно-гигиеническим требованиям.

Следует проявлять большую осторожность в вопросе уменьшения возрастных ограничений в допуске подростков к ряду профессий. Стремление снизить возраст поступающих на работу, возникающее у руководителей различных предприятий и ведомств, исходит из их представления об акселерации, т. е. ускорении возрастного развития нынешнего молодого поколения. Но ускорение развития, действительно наблюдающееся в

последнее десятилетие, охватывает далеко не все системы и функции организма и не приводит к полному его повзрослению.

Возрастной период 15—17 лет, в пределах которого может идти речь о снижении возрастных ограничении, характеризуется активным развитием ряда физиологических и психических функций. Как показывают специальные исследования, по уровню физиологической зрелости головного мозга и таких свойств личности, как внимание, воля, восприятие, ответственность, эмоциональность, устойчивость, даже 16-летние подростки отличаются от 17—18-летних. В силу этого нередко возникающие у подростков при их профессиональной деятельности экстремальные ситуации могут стать источником стрессовых состояний, приводящих к нервным заболеваниям и травматизму.

Незавершенность развития ЦНС и многих других систем организма приводит к тому, что организм подростков по-прежнему более чувствителен к неблагоприятным воздействиям производственной среды. При этом вредные последствия таких воздействий могут сказаться не сразу, а спустя несколько лет. Исследования, проведенные НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, показали, что при 3—5 годах производственного стажа в ряде профессий профессиональная патология проявляется раньше и сильнее у тех лиц, которые рано начали свою трудовую деятельность. Поэтому решение о допуске подростков к той или иной работе нужно принимать только после тщательного изучения возможного влияния некоторых видов труда на растущий организм, в индивидуальном порядке, с учетом уровня развития, состояния здоровья и функциональных возможностей каждого подростка.

Первостепенное значение имеет неукоснительное соблюдение трудового законодательства для подростков, в котором отражен многолетний опыт науки и практики, показывающий, что подростки в развитии физиологических и психологических свойств еще существенно отличаются от взрослых.

Одним из основных документов по охране труда подростков является «Список производств, профессий и работ, на которых запрещается применение труда лиц, моложе 18 лет».

По вопросам гигиены профессионального обучения НИИ гигиены детей и подростков ААинзд-рава СССР в комплексе с ВНИИ профтехобразования Госпрофобра СССР и 20 медицинскими научными учреждениями и кафедрами проведены научные исследования, в результате которых разработаны критерии профессиональной пригодности подростков. К ряду профессий народного хозяйства (строительным, химическим, в легкой промышленности, машиностроении, сельском хозяйстве и др.); пересмотрен перечень профессий, и которых запрещается труд до 18 лет, разрабо-

таны основы организации учебно-производственного процесса в учебных заведениях профтехобразования. Пересматривается перечень медицинских противопоказании к профессиональному обучению и приему на работу подростков; установлена зависимость состояния здоровья учащихся от профиля училища, режима обучения, возраста к его началу и других факторов.

Начаты совместные с АПН СССР и Госпрофоб-ром СССР комплексные исследования по психологическим и медико-биологическим проблемам профориентации и профотбора молодежи.

В соответствии с основными положениями реформы школы необходимо, чтобы профориента-ционная работа в школе началась не в 8-м классе, когда подросток должен избрать профессию, а в 5—7-х классах.

Осуществление реформы требует обобщения опыта проведения медико-физиологической профессиональной консультации и унификации ее организационных форм, чтобы она соответствовала поставленной задаче коренного совершенствования системы профориентации учащихся в виде государственной межведомственной системы профориентации. Задачи педагогической и медицинской науки в связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы были обсуждены на совместном заседании президиумов АМН СССР и АПН СССР.

В постановлении одобрена комплексная программа научных исследований «Здоровье, воспитание и обучение детей и подростков» (до 1990 г.) с учетом проблем, связанных с реформой школы. Предусмотрено расширить совместные научные исследования по проблемам «Физиология развития детского организма (изучение психофизиологических индивидуально-типологических различий как предпосылки к успешности учебной деятельности, предпатологические изменения в состоянии здоровья детей, профилактика и методы их выявления и др.»,) «Здоровье и воспитание детей дошкольного возраста (разработка оптимального двигательного режима в детских учреждениях города и села, определение особенностей медико-педагогического обслуживания часто болеющих детей и др.)», «Здоровье, воспитание и обучение детей школьного возраста (выявление возрастных особенностей адаптации учащихся в условиях соединения обучения с производственным трудом, гигиеническое нормирование, применение в педагогическом процессе новых ТСО, разработка режима дня, установление оптимальных условий организации учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектнон школе и др.)».

Результаты научных исследований будут иметь большое значение в осуществлении реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

Поступила 13.U3.84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.