Научная статья на тему 'Медико-социальные подходы к организации профилактики хронической ЛОР-патологии у детей'

Медико-социальные подходы к организации профилактики хронической ЛОР-патологии у детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
579
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Качмазова М. Е., Коновалов О. Е.

В статье представлена схема комплексной, организационно-функциональной модели профилактики ЛОР-патологии у детей. Схема включает мероприятия по формированию групп риска развития хронической патологии ЛОР-органов среди организованных и неорганизованных детей, диспансерному наблюдению и организации мероприятий по первичной и вторичной профилактике вышеназванной патологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медико-социальные подходы к организации профилактики хронической ЛОР-патологии у детей»

© Качмазова М.Е., Коновалов О.Е. 2006 УДК 616.21-036.12-053.2-084

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ХРОНИЧЕСКОЙ ЛОР-ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ

М.Е. Качмазова, О.Е. Коновалов

Областная детская больница, г. Липецк Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

В статье представлена схема комплексной, организационнофункциональной модели профилактики ЛОР-патологии у детей. Схема включает мероприятия по формированию групп риска развития хронической патологии ЛОР-органов среди организованных и неорганизованных детей, диспансерному наблюдению и организации мероприятий по первичной и вторичной профилактике вышеназванной патологии.

Несмотря на значительные усилия, предпринимаемые государственными, общественными и медицинскими организациями по пропаганде здорового образа жизни, до сих пор сохраняется и даже нарастает уровень заболеваемости неспецифическими заболеваниями органов дыхания, в структуре которых значительное место принадлежит ото-риноларингологической патологии [4].

Особое значение патологии ЛОР-органов определяется также неблагоприятным влиянием заболеваний уха, горла и носа на возникновение и развитие хронической бронхолегочной патологии, коллагенозов, аллергических реакций, некоторых гастроэнтерологических и кожных заболеваний. В структуре хронической патологии группы часто болеющих детей (ЧБД) доминирующая роль принадлежит ЛОР-болезням [2, 3].

Высокая распространенность патологии ЛОРорганов у детей обуславливает необходимость совершенствования организации детской оторинола-рингологической службы. [1].

С целью оптимизации отоларингологической помощи детскому населению Липецкой области и профилактики развития хронической ЛОР-

патологии у детей нами предложена комплексная организационно-

функциональная модель детской ЛОР-службы, успешно апробированная на территории области (рисунок 1).

Координатором всей профилактической работы выступает главный внештатный детский отоларинголог УЗО, который осуществляет информационно-методическое обеспечение деятельности всех структурных элементов модели.

Мероприятия по первичной профилактике хронических заболеваний ЛОР-органов возлагается на врачей педиатров детских поликлиник.

Профилактическая работа осуществляется с тремя контингентами детей: неорганизованные дети дошкольного возраста, организованные дети дошкольного возраста, школьники.

Работа с неорганизованными детьми дошкольного возраста возлагается на участковых педиатров детских поликлиник, которые, проводят индивидуальное прогнозирование риска развития у ребенка патологии ЛОР-органов с использованием прогностических таблиц и формируют группы риска на своем участке. Затем осуществляется индиви-

дуальное диспансерное наблюдение детей из групп риска, используется метод круглогодичной профилактики, включающий профилактические оздоровительные мероприятия и санитарнопросветительскую работу.

Работа с организованными детьми возлагается на педиатров Дшо детских поликлиник, которые, при активном участии воспитателей и учителей организуют анкетирование детей и индивидуальное прогнозирование риска развития хронических заболеваний ЛОР-органов, с помощью разработанных нами прогностических таблиц.

В группах риска проводится активная санитарно-просветительская и профилактическая работа.

Санпросветработа должна предусматривать: информирование детей из групп риска и их родителей об уровне риска развития у них хронической патологии ЛОР-органов, ее возможных последствиях; разъяснение необходимости обязательного обращения к детскому отоларингологу в случае развития у ребенка острого заболевания ЛОР-органов; разъяснение недопущения самолечения острой ЛОР-

патологии, особенно таблетированны-ми антибиотиками; пропаганду грудного вскармливания, рационального питания, медицинских знаний; гигиеническое воспитание родителей и детей; формирование здорового образа жизни в семье.

Профилактические оздоровительные мероприятия должны предусматривать: выявление и санацию очагов хронических инфекций у всех членов семьи; назначение курсов адаптогенов, витаминов, интерфероногенов в периоды сезонного подъема заболеваемости; коррекцию режима дня и режима питания; постоянное закаливание; вакцино-профилактику гриппа.

Комплекс профилактических мероприятий, направленный на предотвращение развития хронической патологии ЛОР-органов у детей может быть реализован в домашних условиях, при посещении ребенком санаторной группы детского дошкольного учреждения (ДДУ) или во время нахождения ребенка в санатории-профилактории.

Работа по вторичной профилактике хронической патологии ЛОР-органов возлагается на участковых детских отоларингологов. В ее основу положена диспансеризация детей с хронической патологией ЛОР-органов, на основании данных которой, осуществляется выбор дальнейшей тактики оздоровительных мероприятий.

На основании данных динамического наблюдения из диспансерной группы выделяются дети, нуждающиеся и не нуждающиеся в хирургическом лечении.

Среди детей, не нуждающихся в хирургическом лечении, вторичная профилактика хронической ЛОР-патологии может быть успешно организована в специализированных санаторных группах детских дошкольных учреждений (ДДУ) и санаториях-профилакториях.

Разработана программа оздоровления детей, страдающих хронической патологией ЛОР-органов в специализированных группах ДДУ. Она подразделяется на организационный, профилактический и лечебный разделы.

Организационный раздел включает: формирование групп, осмотр детей, дополнительное обследование, знакомство с медицинской документацией; составление индивидуального плана оздоровления; составление общего плана оздоровления группы; обучение персонала; подготовку материальной базы; работу с родителями.

Рис. 1. Схема профилактики хронической патологии ЛОР-органов у детей.

Главный внештатный детский отоларинголог

Детская поликлиника 5

Участковый детский отоларинголог ПІ

Вторичная прс >филактика

Диспансер изация

Группа нуждак хирургическом щихся в лечении

Третичная проф илактика —

Неорганизованные дети дошкольного возраста

Первичная профилактика

Формирования групп риска

Группа не нуждающихся в хирургическом лечении

Профилактические мероприятия

Санитарно-просветительская

Детский хирургический ЛОР-стационар

Центр амбулаторной детской ЛОР-хирургии

Санаторная Детский По месту

группа ДДУ санатории- жительства

профилакторий

Российский медико-биологический вестник имени академика И.П.Павлова, №3, 2006 г.

Мероприятия профилактического раздела программы, в первую очередь, направлены на повышение неспецифической резистентности и снижение заболеваемости и состоит из: организации мероприятий по ослаблению адаптационного синдрома при поступлении ребенка в образовательное учреждение; проведения закаливания, массажа, лечебной физкультуры; неспецифической профилактики ОРВИ; интерферонопрофилактики гриппа; повышения неспецифической резистентности методами физиотерапии и фармакотерапии; коррекции режима дня с удлинением времени сна и пребывания на свежем воздухе; коррекции питания с использованием кисломолочных продуктов.

Лечебный раздел включает: консервативное лечение в образовательном учреждении (в том числе предоперационную подготовку и послеоперационные восстановительные мероприятия) с использованием средств фитотерапии, лечебной физкультуры, медикоментозных препаратов; оперативное лечение (в стационаре); про-тиворецидивное лечение детей с хроническими заболеваниями ЛОР-органов, аллергическими заболеваниями; восстановительное лечение в период после перенесенного острого заболевания.

Дети с подозрением на тугоухость дополнительно обследуются сурдологом на приёме в детской областной консультативной поликлинике.

В послеоперационном периоде в течение первых 7 дней дети находятся на амбулаторном режиме и родителями проводятся общие послеоперационные назначения. В детском саду на 10 день после операции дети приступают к занятиям дыхательной гимнастикой. Используются 2 комплекса: занятия, направленные на

формирование носового дыхания и упражнения для развития мышц мягкого неба.

Особенности психического развития детей с патологией ЛОР-органов обусловливают необходимость психокоррекцион-

ной работы с этим контингентом. План работы составляется с участием невропатолога, медицинского психолога, логопеда и воспитателей групп. Основными задачами являются коррекция специфических отклонений в развитии познавательной деятельности детей, восполнение пробелов в элементарных знаниях, формирование интеллектуальной активности, учитываются изменения, выявленные в эмоциональной сфере.

Оценка оздоровительной работы проводилась по динамике заболеваемости: за 2005 год отмечено снижение числа дней, пропущенных по болезни одним ребенком в основной группе в 2 раза (с 49,8±9 до 24,2±6,2), в контрольной - в 1,3 раза (с 35,4±9,3 до 26,8±13,1) (р<0,05). Наряду с этим в 2005 году наблюдалось снижение уровня острых заболеваний в 2,3 раза по сравнению с данными предыдущего года.

Положительная динамика показателей, подтвержденная данными объективных методов обследования, свидетельствует об эффективности использования оздоровительного комплекса, что позволило продолжить работу в этом направлении.

Дети с хронической патологией ЛОР-органов, нуждающиеся в хирургическом лечении должны быть разделены по медицинским показаниям на два потока: 1-группа - которым может быть оказана хирургическая помощь в условиях центра амбулаторной детской хирургии, 2-группа

- нуждающиеся в хирургическом лечении в условиях стационара.

Новой формой организации детской ЛОР-службы может стать создание амбулаторных хирургических ЛОР-центров.

Преимуществами создание дневных стационаров в амбулаторно-

поликлинических условиях являются: ощутимый экономический эффект, освобождение коечного фонда, сведение до минимума внутрибольничного инфицирования и послеоперационных осложнений, уменьшение психоэмоциональной травма-тизации пациента, связанной с госпитали-

зацией, сокращение сроков послеоперационной реабилитации.

Основными предпосылками расширения нестационарной ЛОР-помощи являются:

1.Наличие значительной части больных, помощь которым может быть оказана в амбулаторно-поликлинических условиях.

2.Возможность раннего перевода большинства больных на амбулаторное лечение (на 2-3 сутки после оперативного вмешательства).

3. Отсутствие серьёзных осложнений в ближайшем послеоперационном периоде.

4.Снижение материальных затрат на лечение при сохранении качества оказываемой помощи.

С учетом уже накопленного опыта работы, могут быть предложены формы организации центров на базе детских больниц, основными задачами которых будут являться: совершенствование и

расширение объёма специализированной медицинской помощи детям с ЛОР-патологией; организация эффективной системы, обеспечивающей раннюю диагностику, расширение амбулаторной хирургической ЛОР-помощи, ведение послеоперационного периода, как в условиях дневного стационара (ранний послеоперационный период), так и в амбулаторных условиях; а так же терапевтическое лечение некоторых видов ЛОР-патологий; обеспечение полной преемственности в оказании профильной медицинской помощи пациентам от первичного обращения до хирургического лечения с после-

дующей их реабилитацией и диспансеризацией; изучение, обобщение и внедрение в практику передового отечественного и зарубежного опыта по диагностике и лечению больных с патологией уха и верхних дыхательных путей.

Создание центров амбулаторной детской ЛОР-хирургии даст возможность проводить в существующих стационарах лишь сложные и высокотехнологичные операции, что позволит значительно повысить эффективность ресурсов отрасли и специальности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанова С.Н. Особенности физического и психического развития детей, страдающих аденотонзиллярной патологией / С.Н. Агаджанова, Э.А. Цветков // Новости оториноларингологии и логопатологии. — 2002. — № 2. — С. 3-7.

2. Акиньшин В.И. О состоянии здоровья детей в Белгородской области / В.И. Акиньшин, А.В. Землянских, И.Г. Винже-го // Здравоохр. Рос. Фед. — 1998. — №. 5.

— С. 43-44.

3. Андреева Е.И. Патогенетические основы врачебной тактики оздоровления часто болеющих детей, посещающих дошкольные учреждения / Е.И. Андреева, Б.К. Мусина // Педиатрия. — 1990. — № 9. — С. 63-67.

4. Бакрадзе М. Д. Факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний у детей в экологически неблагоприятных регионах: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1997. — 25 с.

5. Г авалов С. М. Часто и длительно болеющие дети / С.М. Гавалов.— Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1993. — 282 с.

MEDICAL AND SOCIAL APPROACH TO PREVENTION OF CHRONIC PATHOLOGY IN CHILDREN WITH DISEASES OF THE EAR, NOSE AND THROAT

M.E. Kachmazova, O.E. Konovalov

A scheme of complex, organizing and functional preventive methods of chronic pathology in children with diseases of ear, nose and throat is given in the article. The scheme shows the ways of group-risk formation of children attending nurseries, kindrgardens and schools and those who stay at home in whom chronic pathology may develop in the ear, nose and throat, their dispensary follow-up and the organization of primary and secondary preventive measuresof the mentioned above pathology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.